Меню

Тренинговое занятие для педагогов по психологическому здоровью

Тренинговое занятие для педагогов ДОУ «Профилактика психологического здоровья педагогов»
методическая разработка на тему

Тренинговое занятие для педагогов-психологов

Скачать:

Вложение Размер
treningovoe_zanyatie_dlya_pedagogov.docx 286.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №30 станицы Крыловской муниципального образования Крыловский район

Козлова Наталья Владимировна

Цель: Профилактика психологического здоровья педагогов.

1. Снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация внутреннего состояния.

2. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Оборудование: свеча, бумага, карандаши, ваза, два графина с водой, семена, цветочный горшок, семена, музыка.

Упражнение «Знакомство – приветствие».

Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, способствует установлению контакта среди участников группы.

Ход упражнения: психолог предлагает следующую форму знакомства – назвать свое имя и продолжить предложение: «Обо мне говорят, что я… ».

Ритуал «входа» (свеча)

Сегодня я хочу пригласить Вас в удивительный мир сказок, где происходят чудеса и удивительные превращения. Попасть в мир сказок нам поможет зажженная свеча. Молча передаем ее по кругу.

Упражнение «Рассказчик и слушатель»

Дорогие коллеги! Сказочная дорога привела нас в страну, жители которой совсем не похожи на нас. Они не имеют глаз, ушей, не имеют они и говорить. Как же они общаются друг с другом? Оказывается вместо ушей у них спина. А говорят они при помощи рук, прикасаясь к спине другого. Давайте обернемся жителями этой страны. Ведь они многому могут нас научить. Например, тому, как общаться без слов. Сейчас мы найдем себе пару. Один превратиться в Рассказчика, другой в слушателя. Кстати, прелесть такого общения еще и в том, что слушатель не перебивает рассказчика, а выслушивает мысль до конца. Итак, дорогие Рассказчики, удобно устраивайте своих Слушателей, повернув к себе спиной к себе. Помните, вы рассказываете что-то важное и интересное, прикасаясь к спине вашего слушателя. А прикосновения бывают разными: глубокими и легкими, продолжительными и краткими. Всё зависит от того, что вы хотите рассказать.

В одной персидской истории рассказывается о путнике, который с великим трудом брел, казалось, по бесконечной дороге. Он весь был обвешан всякими предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи на старой истрепанной веревке болтался старый мельничный жернов. Ржавые цепи, за которые он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивались вокруг его ног. На голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву. Со стонами он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою горькую судьбу и жалуясь на мучительную усталость. В палящую полуденную жару ему повстречался крестьянин. «О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал? » — спросил он. «Действительно, глупо, — ответил путник, — но я до сих пор их не замечал». Сказав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение. Вскоре ему повстречался другой крестьянин: «Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи такие тяжелые железные гири? » — поинтересовался он. «Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим». Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву так, что она развалилась на части. И вновь почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал. Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника: «О, усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там вдали так много песка. И зачем тебе такой большой бурдюк с водой — можно подумать, что ты задумал пройти всю пустыню Кавир. А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути! » — «Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути». С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние солнечные лучи послали ему просветление: он вдруг увидел тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из-за него шел сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул в реку так далеко, как только смог. Свободный от обременявших его тяжестей он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти постоялый двор.

Упражнение «Живая и мертвая вода»

— В сказках герои иногда пользуются чудодейственными свойствами «живой» и «мертвой» воды. «Живая вода» дает нам новые силы для созидания. «Мертвая вода» «растворяет» все то, что тормозит развитие человека. Сегодня я хочу предложить вам тоже испробовать силы ее волшебства.

Участникам предлагается выполнить рисунки на тему «Это мне хотелось бы убрать из моей жизни» или «То, что мешает мне чувствовать себя спокойно». Далее участники по желанию рассказывают о своих рисунках, о том, от чего бы им хотелось освободится, что они желают «полить мертвой водой». Участник группы мнут свои рисунки, в каждое движение вкладывая мысль об освобождении от разрушительных тенденций. Затем комок бросается в специальную вазу и заливается символической «мертвой водой».

— Теперь то, что мешало, сделалось безопасным и нейтральным, это стало нашим жизненным опытом. Осмысленный опыт может стать прекрасным удобрением для роста новых идей, начинаний.

Участникам предлагается взять по одному или несколько зернышек или семян (пшеница, рис и т. п.)

— В ваших руках сейчас зернышко, семя из которого вырастают новая жизнь и возможности. Подумайте, помечтайте о том, что бы вам хотелось делать полезного в жизни. Представьте исполненным свое созидающее желание. А теперь я прошу вас подойти к ящику с землей и посадить свои зерна.

После того как все зерна будут посажены, каждый участник поливает землю «живой водой».

— Дорогие волшебники! Сегодня удивительный день. Мы не просто нарисовали и осознали то, что мешает нам созидать, мы растворили это «мертвой водой». Сегодня мы посадили зерна нового и полили их «живой водой». Будем же доверять естественному темпу прорастания зерен. Не будем поддаваться суете и торопиться. Закон жизни, закон созидания гласит: «На доброй земле обязательно будут всходы».

Упражнение — медитация «Волшебный цветок»

В волшебном лесу, в заповедном месте, там, куда не каждый мог войти, Добрая Волшебница посадила Волшебные цветы. Шло время, и появились небольшие бутоны (участники складывают руки, изображая бутоны). Их согревало солнышко, а Добрая Волшебница поливала Цветы живой водой. И в один прекрасный день Волшебные цветы распустились. Их красота была удивительна. Все обитатели волшебного леса приходили посмотреть на Волшебные Цветы. Ведь Добрая Волшебница наделила Цветы удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они могли подарить радость любому, кто смотрел на них. Шло время, Цветы становились все краше, а сила их возрастала. Так в волшебном лесу появились прекрасные Волшебные Цветы, которые дарили радость и доброту всем, мог пройти в это заповедное место.

Участникам предлагается прочитать по одной строке из стихотворения Л. Рубальской

Я сама себя нашла! Я сама себе важна!

Я сама себя открыла! Я сама себе нужна!

Я сама с собой дружу, я себе стихи пишу!

Я себе плохого слова больше в жизни не скажу!

Я сама себя люблю, я себе не нагрублю!

Потому что уважение для самой себя коплю!

Без любимой, без меня, не могу прожить и дня,

Я с собою неразлучна, Я — кровиночка моя!

Я с собой поговорю, похвалю и пожурю,

Если в чем-то сомневаюсь, то уверенность вселю!

Я могу с собой болтать, словно бабочка порхать,

Я могу парить как птица, и меня не растоптать!

Я собою дорожу, Я удачу приношу!

Я притягиваю счастье, а несчастье отвожу!

Я сама себе пою песню нежную свою

Так собою восхищаюсь, что порою устаю!

За собою дорогой, я и в воду, и в огонь,

И живу теперь с собою как за каменной стеной!

Среди множества забот, лишь одно меня гнетет : От меня-меня такую, ВДРУГ, да кто-то уведет!

— прежде чем завершить наше встрече, предлагаю вам заполнить жизнеутверждающее обещание, находящееся на последней странице ваших брошюр, будем надеяться оно станет отправной точкой к счастливому будущему

будучи в здравом уме, с решимостью прожить долгую, счастливую, полезную и обогащенную жизнь, настоящим обещаю всегда радоваться жизни, стремиться, все делать в меру своих сил, искать возможности и полностью брать на себя ответственность за свою жизнь.

Я знаю, что будут взлеты и падения, но я использую все превратности судьбы, чтобы стать сильнее, буду преобразовывать негативное восприятие в позитивное и стану всем тем, кем я способен стать.

Я буду помогать другим и буду вести их по жизни, что обогатит мою собственную жизнь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо.

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое.

Я предлагаю вашему вниманию некоторые методы, приемы, техники, упражнения, способствующие оптимизации психологического здоровья педагогов. Каждый специалист ДОУ может выбрать то сред.

Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоц.

Тренинговое занятие с педагогами «Психическая саморегуляция — основа психологического здоровья педагогов&quot.

Тренинговое занятие направлено на повышение уровня психологической компетентности педагогов.

Данный тренинг можно проводить с педагогами с целью улучшить физическое и эмоциональное состояние педагогов, помочь снять хроническую усталость и эмоциональную опустошенность, а также открыть творческ.

Источник

Система тренинговых занятий по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов ДОУ
план-конспект по теме

Тренинговые занятия для педагогов образовательных учреждений

Скачать:

Вложение Размер
sistema_treningovyh_zanyatiy.doc 77.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Центр «Семья»

Система тренинговых занятий по сохранению и укреплению

психологического здоровья педагогов ДОУ

Павленко Наталья Сергеевна

Деятельность, направленная на сохранение и укрепление психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагогов дошкольных образовательных учреждений связана с напряженными ситуациями и факторами – это конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ, трудности во взаимодействии с детьми и их родителями, увеличение требований к профессиональной компетенции и низкая оплата труда. Воздействие этих факторов неблагоприятно влияет на психическое здоровье педагогов и может вызвать сильные стрессы и даже привести к возникновению неврозов.

Угрозу психологическому здоровью педагогов ДОУ представляют:

-незнание способов саморегуляции;

-снижение физической активности, сидячий образ жизни;

-нерациональный режим труда и отдыха.

-преобладание авторитарного стиля руководства ДОУ;

-высокая ответственность за жизнь и здоровье детей.

— личностные особенности педагогов: неадекватная самооценка, неустойчивость эмоций, тревожность, агрессивность и т. д.

— интеллектуальные, психоэмоциональные и физические перегрузки;

-факторы, ослабляющие нервную систему: курение, алкоголь, перенесенные инфекции и длительные заболевания.

При работе с педагогическим коллективом мною было выявлено, что в процессе профессиональной деятельности достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов. В результате повышается уровень тревожности и агрессивности, появляется раздражительность и вспыльчивость, преобладает подавленное, негативное настроение, появляется бессонница. Педагоги могут потерять интерес к своей профессии, пропадает желание творчески мыслить и активно действовать, процесс мышления и деятельности становится негибким и стереотипным.

Для оптимизации психологического здоровья мною была разработана система тренинговых занятий для педагогов ДОУ.

Цель системы занятий : создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов.

Данная система состоит из 5 занятий, длительность одного составляет 40-45 минут. Занятие проводятся один раз в 2-3 недели.

Количество участников тренинга: 8-10 человек.

Данная система включает в себя несколько направлений: деловые игры и упражнения, арт-терапевтические техники, психогимнастические упражнения и релаксационные методики, что в комплексе способствует более эффективному воздействию на психологическое здоровье и личность педагогов в целом.

1.Деловые игры и упражнения направлены на снятие психической напряженности, повешению чувства собственной значимости, развитию навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.

2.Арт-терапевтические техники создают условия для самопознания, саморазвития и творческого самовыражения педагога.

3.Психогимнастические упражнения способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности.

4.Релаксационные методики способствуют саморегуляции, мышечному расслаблению, снятию эмоционального напряжения и позитивному самовосприятию.

Каждый педагог может выбрать для себя самое подходящее и приемлемое средство для нормализации своего психического состояния и использовать его в повседневной жизни.

Мною были обобщены и систематизированы теоретические и практические материалы, но данная система предполагает наличие и авторских упражнений:

-Упражнение «Душевное состояние»;

-Психогимнастика «Зарождение любви»;

-Упражнение «Душевное состояние»;

-Игра «Глаза в глаза»;

Тренинговое занятие №1

1 . Упражнение «Мое настроение»

Психолог просит описать педагогов свое настроение на данный момент времени.

Педагогам предлагается нарисовать себя в виде какого-нибудь животного, растения или предмета. После этого каждый из педагогов представляет свой рисунок.

3 . Деловая игра «Атомы»

Педагоги становятся атомами. Атомы все время двигаются, и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным. Оно определяется тем, какую цифру назовет психолог.(2, 3, 4…)

4. Упражнение «Подарок»

Педагоги сидят в кругу, каждый придумывает подарок, который ему хотелось бы подарить окружающим людям. Затем по очереди, с помощью языка жестов педагоги делятся своими подарками с рядом сидящим.

5. Визуализация «Избавление от тревог»

Психолог: «Сядьте поудобнее, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себе ясный солнечный день, дует теплый ласковый воздух, и вы идете по чудесной зеленой лужайке. Чистейшее голубое небо озарено яркими лучами солнца. Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему. Все ваше тело наполняется очищающим божественным светом, в котором растворяются ваши тревоги, печали и огорчения. Вы очищаетесь от негативных эмоций и отрицательных частиц, они покидают ваше тело и рассеиваются в теплом воздухе. Вы избавлены от тревог, теперь вы очищены! Вам светло, спокойно и радостно. Откройте глаза».

6 . Упражнение «Гора с плеч»

Педагоги встают, опускают руки вдоль туловища и выпрямляют спину. Психолог предлагает им резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Именно такая осанка должна быть постоянно.

Каждый педагог по очереди или по желанию высказывает свои впечатления и переживания по поводу прошедшего занятия.

Тренинговое занятие №2

1 . Упражнение «Душевное состояние»

Психолог просит описать педагогов свое душевное состояние на данный момент времени в виде песни или мелодии.

2.Упражнение «Проективный рисунок»

(На доске располагается ватман и цветные карандаши). Психолог предлагает педагогам нарисовать коллективный портрет группы, при этом каждый имеет право нарисовать только один элемент.

4.Упражнение «Расскажи о себе»

Каждому педагогу предлагается возможность рассказать группе о себе, своих интересах, профессиональных планах и жизненных целях.

3. Психогимнастика «Зарождение любви»

Психолог: «Я предлагаю вам представить, что внутри вас образовался очаг любви. И с каждым вдохом он все больше и больше распространяется по его телу. Вдох – и любовью наполняется голова, вдох – и любовью наполняется шея, вдох — и любовью наполняются плечи и руки. Легкая, жизнерадостная, светлая энергия наполняет грудь, а затем ноги. Все ваше тело наполнено любовью, каждая клеточка излучает добро и свет и теплоту. Почувствуйте это состояние,

Психолог ставит в центре круга препятствия – стулья. Педагоги делятся на пары. Один из них будет слепым – он закрывает глаза. Второй – его помощником, старающимся аккуратно и бережно перевести слепого между препятствиями.

5. Упражнение «Доброе животное»

Все педагоги становятся друг за другом и кладут руки на плечи, стоящему спереди. Педагоги становятся одним целым, большим и добрым животным. Психолог просит педагогов вместе попрыгать, походить, поприседать и подышать, похлопать.

Психолог: «Сядьте поудобнее, закройте глаза и расслабьтесь». (Звучит спокойная, расслабляющая музыка).

После того как музыка закончилась педагоги открывают глаза и переходят к обсуждению, отвечают на вопросы:

-Удалось ли расслабиться при прослушивании музыки?

-Если удалось, то, какие образы, мысли и чувства всплывали в этот момент?

Каждый педагог по очереди или по желанию высказывает свои впечатления и переживания по поводу прошедшего занятия.

Тренинговое занятие №3

1 . Упражнение «Эмоциональное состояние»

Психолог просит показать педагогам свое эмоциональное состояние на данный момент времени в виде какой-либо позы или жеста.

3. Упражнение «Глаза в глаза»

Педагоги делятся на пары и садятся лицом друг к другу. Психолог засекает 2 минуты, в течение которого участники должны внимательно не отрываясь, смотреть друг в глаза. После упражнения педагоги делятся своими ощущениями и испытываемыми трудностями.

4. Психогимнастика «Рубка дров»

Педагоги встают в круг. Психолог задает вопрос: «Знаете ли вы, как рубить дрова? Покажите, как держать топор, и в какой удобнее позе стоять. Педагоги имитируют рубку дров, при этом можно как можно выше заносить воображаемый топор на воображаемое бревно, издавая вместе с выдохом какие-нибудь звуки.

По желанию один педагог выходит за дверь, остальные участники тренинга «собирают ему чемодан», то есть письменно составляют набор его наилучших, положительных качеств и особенностей личности и одна отрицательная характеристика человека, которая, по мнению педагогов, мешает раскрытию его способностей, препятствует реализации в профессиональной деятельности и общении. После этого возвратившемуся в группу педагогу зачитывают полученные данные.

6.Арттерапия «Рисунок музыки»

Психолог включает расслабляющую музыку, а затем предлагает педагогам изобразить на листе бумаги, карандашами или красками те ассоциации, которые возникли в процессе прослушивания.

7 .Упражнение «Избавление от усталости»

Педагогам предлагается вытянуть ноги, опустить расслабленные руки вниз.

Психолог: «Представьте, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: она струится от головы к плечам, перетекает от предплечья, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается в землю. Ощутите физическую теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите с этим ощущением некоторое время, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от усталости.

Каждый педагог по очереди или по желанию высказывает свои впечатления и переживания по поводу прошедшего занятия.

Тренинговое занятие №4

1.Упражнение «Я чувствую сейчас…»

Участники тренинга сидят в кругу. Психолог предлагает каждому из педагогов осмыслить, понять свое эмоциональное состояние, и продолжить предложение «Я чувствую сейчас…».

Педагоги встают в круг и вытягивают руки вперед. Психолог предлагает в хаотичном порядке сцепиться руками с другими, создав, таким образом, паутину. Участникам тренинга нужно распутать паутину, не расцепляя рук.

3.Игра «Человек и тень»

Участники тренинга делятся на пары. Один из педагогов становится человеком, другой — его тенью. Человек совершает различные движения телом, тень внимательно следит и повторяет эти движения. После определенного времени педагоги меняются ролями. После игры педагоги делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы: Какую роль выполнять понравилось больше: тени или человека? Почему? Какие сложности возникли при выполнении этого задания?

Педагогам выдается лист бумаги, его нужно подписать и разделить на три колонки. В первой колонке пишутся прилагательные, характеризующие себя собственным взглядом, во второй колонке — «Я — глазами друзей, родственников», а на третьей колонке листы перемешиваются между участниками группы и записывается характеристика «Я – глазами педагогов, коллег».

Далее листы возвращаются и анализируются педагогами. Участники отвечают на вопрос: Какие характеристики совпали во всех трех колонках? Правильно ли, с вашей точки зрения охарактеризовали вас педагоги? Что заинтересовало?

Участники тренинга встают, опускают руки и выпрямляют спину. Им предлагается представить, что невиданная сила внесла в их тело напряжение. Сначала напрягается и расслабляется голова, затем напрягается и расслабляется шея, потом плечи, локти и руки. Грудь, бедра и ноги. Затем на вдохе напряжение охватывает все тело. На выдохе — происходит расслабление.

6.Визуализация «Светлые воспоминания»

Педагогам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и почувствовать свое дыхание. Почувствовать, как расслабляется тело, как спокойней становится на душе, и уходят все мысли, проблемы и заботы.

В нашей жизни было много радостных и счастливых моментов. Нужно вспомнить свой самый радостный день. Вернуть к жизни то прошедшее время, когда вы испытывали ощущение неимоверного счастья и любви, веселья, радости, воодушевление от успеха и достигнутой целью. Почувствуйте, ощутите еще раз это состояние, переживите это счастливое прошлое. После окончания визуализации нужно медленно сосчитать до пяти и открыть глаза.

Каждый педагог по очереди или по желанию высказывает свои впечатления и переживания по поводу прошедшего занятия.

Тренинговое занятие №5

Участники тренинга сидят в кругу. Им по очереди предлагается поздороваться с группой. Приветствие может быть показано в любой форме. Главное, чтобы оно отражало эмоциональное и психологическое состояние педагога на данное время.

2. Арттерапия «Мое будущее ».

В распоряжение участников тренинга предоставляются карандаши, краски, пластилин и бумага. Психолог предлагает им устроиться удобно, чтобы будут чувствовать себя максимально комфортно и свободно. Педагоги должны нарисовать, создать свою будущую жизнь и профессиональную деятельность так, как они хотели бы, чтобы она сложилась. Можно создавать самые смелые мечты и замыслы. После этого каждый педагог представляет группе свое творение.

Участники тренинга становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя при этом положительные характеристики личности и особенности характера того педагога, кому мяч был предназначен.

4.Упражнение «Коллективная скульптура»

Участники тренинга выходят за дверь, остается только один человек. Психолог предлагает ему принять такую позу, которая характеризует его личность. Затем приглашается следующий человек, который создает скульптуру педагога, которая, по его мнению, характеризует его личность. Затем вызывается следующий педагог, он создает общую скульптуру, характеризующую уже двух педагогов. Упражнение заканчивается, когда все педагоги будут представлять собой общую скульптуру.

Половина участников тренинга становится лицом в круг, и закрывают глаза. Остальные педагогам предлагается гладить по очереди за руки стоящих впереди участников, отдавая все свое тепло и доброту.

Психолог предлагает педагогам принять удобную позу, сидя или стоя.

Психолог: «Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает , который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно наполняет лицо, шею, плечи, руки теплым, приятным ощущением силы. По мере движения сильной энергии исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренняя сила как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком», «Я стал сильным! «У меня все получится!».

7. Заключительная рефлексия

Каждый педагог по очереди или по желанию высказывает свои впечатления и переживания по поводу прошедших занятий. Участники отвечают на вопросы психолога:

-Что в проведенных тренингах запомнилось больше всего?

-Какое упражнение было самым полезным для вас?

-Что в процессе работы было самым сложным?

-Что в проведенных занятиях не понравилось и что бы вам хотелось изменить?

Источник

Читайте также:  Конспект занятия город здоровья
Adblock
detector