Меню

Тренинги с родителями психологическое здоровье адаптация

Тренинг для родителей «Адаптация ребенка в замещающей семье»
методическая разработка

Тренинг для родителей.

Скачать:

Вложение Размер
trening_dlya_roditeley_-_adaptatsiya.docx 23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей: «Адаптация ребенка в замещающей семье».

Цель: ознакомление участников с тем, как проходит процесс привыкания и приспособления в семье для ребенка и остальных членов семьи, чем характеризуется каждый этап и какие проблемы могут возникнуть; формирование навыка составления рекомендаций родителям.

1. Теоретический блок «Адаптация ребенка в приемной семье».

С того момента, когда ребенок первый раз приходит в новую семью и до того момента, когда он начинает чувствовать себя в ней полноправным членом, проходит немало времени.

И для родителей, и для ребенка наступает период адаптации – приспособления к новым условиям.

На каждом этапе и перед ребенком, и перед родителями стоят свои задачи, возникают определенные трудности, свойственные именно для этого периода развития отношений.

Родители должны знать, что в поведении ребенка, попавшего в новую семью, есть свои закономерности.

Все этапы адаптации должны быть обязательно пройдены, а проблемы, которые периодически возникают, говорят о нормальном развитии отношений.

Тематический буклет «У Вас будет ребенок? Шаг второй – адаптация ребенка в приемной семье».

1 этап «Медовый месяц » начинается еще во время первых визитов ребенка в гости. На этом этапе все идет обычно замечательно. Родители стараются, чтобы ребенку было хорошо, подбадривают его, дарят подарки, отдают ему накопившуюся ласку и нежность. Ребенок старается понравиться. Ему нравиться его новая семья, доброе отношение, новые игрушки.

Рекомендации для родителей. Отнеситесь бережно к чувствам ребенка. Не стоит сразу претендовать на родительство, называть его сыном или дочерью.

С точки зрения ребенка, он теряет свою семью не в тот момент, когда попадает в государственное учреждение, а в тот момент, когда приходит в приемную семью. Часто ребенок испытывает чувство вины, чувствует себя предателем. Это может осложнить отношения с родителями.

Новые переживания могут негативно отразиться на самочувствии ребенка. Ребенок может испытывать тревогу, перемены настроения, плохо спать, потерять аппетит.

Не стремитесь загружать ребенка впечатлениями. Помогите ему постепенно освоить новое пространство, будьте рядом.

2 этап «Уже не гость». Для второго этапа адаптации ребенка в семье характерен кризис взаимоотношений. Поведение ребенка ухудшается. Родители могут прийти в отчаяние. Ребенок перестает слушаться, ведет себя не так, как хотелось бы родителям. Родители, в свою очередь, начинают задумываться, не совершили ли они ошибку, смогут ли они наладить отношения с ребенком.

Рекомендации родителям. Не стоит терять самообладание. Кризис отношений – это закономерный процесс, он свидетельствует о том, что отношения развиваются правильно.

Ухудшения в поведении ребенка говорят о росте его чувства доверия к родителям. Стараясь понравиться родителям, ребенок сдерживал некоторые свои поступки. В спокойной атмосфере ребенок начинает реагировать привычным образом. Это и есть признак близости в отношениях.

Другой причиной кризиса становится повышение ограничений и требований, неисполнение ожиданий родителей относительно способностей и возможностей ребенка.

Кризис помогает обнаружить проблемы ребенка и найти возможности их решения. Пройдя через кризис, вы почувствуете себя более уверенно и ребенок станет больше доверять вам.

3 этап «Вживание». Новая семья прошла через трудности кризисного периода. Родители гораздо лучше понимают свои проблемы и проблемы своего ребенка. Они хорошо знают его сильные и слабые стороны.

На этом этапе родители находят подход к ребенку. Ребенок начинает чувствовать себя как дома, выполняет семейные правила. Улучшается его самочувствие, он прибавляет в весе, становится активнее и увереннее.

Рекомендации родителям. На этом этапе следует помнить, что любое изменение семейной ситуации может вызвать ухудшение в состоянии и поведении ребенка.

Ваш опыт поможет вам пережить временные трудности более спокойно.

4 этап «Стабилизация отношений». На этом этапе семья окончательно становится семьей. Все знают, какое место они занимают в жизни друг друга, все члены семьи удовлетворены отношениями.

Приемный ребенок уверен в своем будущем. Если ребенку хорошо в новой семье, он реже будет вспоминать о своей прежней жизни. У него появятся новые интересы и новые привязанности.

Улучшается качество жизни всех членов семьи. На этом этапе можно судить о том, удалась ли новая семья.

Адаптация приемных родителей. Приемным родителям ни в коем случае не стоит забывать про себя и свои чувства.

Надо обязательно помнить о том, что родители тоже испытывают стресс, как и приемный ребенок. Им нужна помощь со стороны супругов, других членов семьи, специалистов.

Рекомендации родителям. Вполне возможно, что у родителей были слишком радужные ожидания. Не стоит впадать в отчаяние. Построение гармоничных отношений с ребенком требует времени.

Помните о том, что вам, как любому другому человеку, нужен отдых. Не стесняйтесь обращаться за помощью, делиться своими чувствами и мыслями с близкими.

Это убережет от эмоциональных срывов и болезней.

Есть люди, которые, наверняка, помогут вам, возьмут на себя часть забот о ребенке.

Не забывайте о своем здоровье, вовремя обращайтесь к врачам.

Если Вас тревожит какой-то вопрос, обращайтесь к специалистам: психологу, социальному педагогу.

Поддерживайте общение с людьми, у которых сходные проблемы – с приемными родителями.

Проверьте Ваши знания:

1. Когда начинается процесс адаптации ребенка в приемной семье?

С момента переезда ребенка на постоянное место жительство в семью.

2. Дети переживают процесс адаптации труднее, чем другие члены семьи?

Период адаптации ребенка в семье труден для все членов семьи.

3. Почему первый этап адаптации называют «медовый месяц»?

На этом этапе ребенок и родители стараются понравиться друг другу.

4. Чем характеризуется второй этап адаптации?

5. О чем говорит ухудшение поведения ребенка в кризисный период?

Ребенок освоился в новой среде и стал больше доверять родителям.

6. Какие изменения происходят с ребенком при успешном прохождении кризиса?

Ребенок становится более спокойным и уверенным, улучшается его самочувствие, сон, аппетит, отношения с родителями.

7. Когда можно говорить об успешности адаптации ребенка в семье?

На этапе стабилизации отношений.

2. Практикум «Случай из практики»

Цель: групповая супервизия отдельных случаев из практики участников в работе с замещающими семьями.

Участникам предлагается подготовить какой-либо случай из практики своей работы с замещающими семьями и описать его по следующему плану:

— особенности поведения ребенка;

— история развития отношений в замещающей семье.

Обсуждение. Остальным участникам предлагается определить, для какой стадии адаптации ребенка в семье свойственны такие проблемы, построить стратегию консультирования по данной проблеме приемного родителя, разработать рекомендации приемному родителю.

3. Теоретический блок «Стадии переживания горя (О чем необходимо постоянно помнить родителям)».

Приемным детям приходится переживать достаточно много неприятных переживаний в жизни. Когда ребенка забирают из родительского дома, ему приходится пережить многочисленные потери и утраты:

Ограничение в общении со своими кровными родителями или его полное отсутствие.

Смерть одного из родителей или обоих.

Ограничение в общении со своими кровными братьями и сестрами или полное прерывание контакта.

Расставание с семьей, соседями, учителями, одноклассниками и друзьями.

Перемену привычного образа жизни.

Даже если ребенок жил в очень проблемной семье, он все равно печалится и переживает. Все дети проходят один и тот же процесс, стремясь справиться со своими переживаниями. В процессе переживания ребенок проходит несколько этапов, каждый из которых имеет определенный смысл.

  1. На этапе шока/отрицания – эмоциональному шоку, в котором находится ребенок, сопутствует попытка отрицать реальность ситуации.

Ребенку необходимо дать возможность выразить свои чувства, принять боль утраты; оказать поддержку, чтобы он знал, что его переживания естественны. Если у ребенка есть желание, необходимо поддерживать с ним беседу о семье, доме, родных и близких.

  • Расскажи, что за человек твоя мать (отец, бабушка и т.д.).
  • Как они выражали свои чувства по отношению к тебе?
  • Как ты узнавал об их любви к тебе?
  • Расскажи о самых приятных событиях твоей жизни.
  • Можешь вспомнить что-нибудь смешное?
  • Какие привычки у твоих родных?
  • Какие у них недостатки?
  • Когда ты последний раз видел маму?
  • Тебе удалось с ней проститься?
  • Что тебе вспоминается?

Нужно дать ребенку возможность выплакаться в безопасной обстановке, когда рядом человек, который окажет поддержку – приемный родитель.

  1. На этапе гнева – ребенок стремиться обвинить кого-то в случившемся. Если гнев не прожит ребенком, он впоследствии становится источником депрессивных реакций (плача, тоски).

Можно предложить ребенку специальные упражнения, которые помогут ребенку выразить гнев. Эти упражнения выводят гнев из ряда событий, которых не должно быть, и помогают наиболее полно его прожить, облегчить переживания ребенка. Упражнения «Нарисуй свое горе», «Нарисуй свой гнев», «Письмо обидчику», «Письмо горю», «Список утрат».

  1. На этапе сделки/компромисса – на смену злобе приходит осознание утраты и смирения с ней. Происходит принятие утраты разумом. Ребенок пытается устраниться от утраченного лица, ищет свое место в новых обстоятельствах.

Родителям необходимо обсуждать с ребенком позитивные перемены, которые произошли в его жизни за последнее время, развивать его интересы, искать новые позитивные виды деятельности.

  1. На этапе отчаяния – обостряется тоска по утраченному, ребенок хочет вернуть прошлое. Обычно это иррациональное желание не осознается, что делает переживания еще глубже. Это период принятия утраты чувством.

Необходимо объяснить ребенку, что его тоска по дому естественна, помочь смириться с утратой, найти слова утешения.

  1. На этапе принятия, адаптации – начинается развитие новой идентичности, осознание себя в новых обстоятельствах, принятие новых отношений.

Обсуждать с ребенком планы на будущее, на что он может опереться в новых обстоятельствах, к кому обратиться за помощью.

Поддержка родителей во многом определит, как ребенок будет переживать подобные эмоциональные реакции в будущем. Приемным родителям в этом вопросе может потребоваться консультация психолога.

4. Практикум «Что нужно сказать тем, кто горюет».

Цель: формирование навыка составления рекомендаций родителям.

Каждому участнику предлагается написать письмо-утешение ребенку, пережившему разные виды утрат. Письма зачитываются в группе и обсуждаются.

5. Подведение итогов занятия .

Участникам предлагается высказать, что нового, важного и полезного для себя они узнали на занятии.

С того момента, когда ребенок первый раз приходит в новую семью и до того момента, когда он начинает чувствовать себя в ней полноправным членом, проходит немало времени.

И для родителей, и для ребенка наступает период адаптации – приспособления к новым условиям.

На каждом этапе и перед ребенком, и перед родителями стоят свои задачи, возникают определенные трудности, свойственные именно для этого периода развития отношений.

Родители должны знать, что в поведении ребенка, попавшего в новую семью, есть свои закономерности.

Все этапы адаптации должны быть обязательно пройдены, а проблемы, которые периодически возникают, говорят о нормальном развитии отношений.

В это время новой семье особенно необходима помощь специалистов и поддержка людей, имеющих сходные проблемы. Родителям важно помнить, что не стоит оставаться с проблемами один на один. Опыт их решения найдется у специалистов и приемных родителей, которые через это прошли. За помощью нужно только обратиться.

Источник

Родительское собрание с элементами тренинга «Секреты психологического здоровья дошкольника»

Наталья Терехова
Родительское собрание с элементами тренинга «Секреты психологического здоровья дошкольника»

Цель: побудить родителей проявлять заботу о психическом здоровье ребенка.

1. Выявить факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка;

2. Практически освоить способы налаживания и оздоровления взаимоотношений «ребенок-взрослый»;

3. Научить способам эффективной коммуникации для разрешения проблем.

Необходимый материал: магнитофон и запись спокойной музыки, таблица факторов, влияющих на психологическое благополучие ребенка в семье.

Ход встречи

-Добрый вечер, уважаемые родители! Нашу встречу мне хотелось бы начать с приветствия. Для этого выберите сами, с помощью какой части тела – локтя, плеча, колена – мы скажем друг другу «Добрый вечер». Здороваться будем молча, используя только прикосновение.

(Участники встают в круг лицом друг к другу. Психолог начинает приветствие, коснувшись локтем локтя рядом стоящего или положив свою ладонь на его плечо. Если участники выбирают «колено», то упражнение выполняется сидя. Каждый взрослый по очереди дотрагивается своей рукой до колена рядом сидящего.)

— Спасибо. Хорошо! Тема сегодняшней встречи «Секреты психологического здоровья дошкольника».

2. Вступительное слово о психологическом здоровье.

Здоровье – это полное физическое, социальное и психологическое благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Психическое здоровье ребенка – это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания, базовые потребности ребенка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастает напряженность, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.

Психолог обращает внимание родителей на плакат,а они высказывают свое мнение:

«Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью,

какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна,

что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет

или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы.»

А. Н. Острогорский

Каждый человек по-своему видит, слышит, чувствует, думает, имеет индивидуальные возможности, способности, черты характеры и т. д.Каждый человек проходит свой путь развития:

3. Практическое задание для родителей.

— Вспомните себя в каждый из этих периодов. Напишите, кто оказал на вас наибольшее влияние?

-Чему Вы научились?

(В конце работы обсуждаются результаты).

Таким образом, на разных этапах формирования на личность влияют близкие люди (члены семьи) и социум (воспитатели, друзья). И насколько удовлетворены наши потребности в общении и признании на каждом возрастном этапе, зависит психоэмоциональное благополучие, психологическое здоровье.

Рассмотрим факторы, влияющие на психоэмоциональное благополучие ребенка в семье.

-Что вы знаете о важности следующих факторов, влияющих на развитие ребенка? Если этот фактор кажется вам важным, поставьте напротив него знак «+». Если нет, то «-«.Запись на доске или плакате:

№п/п Факторы, влияющие на развитие ребенка Да Нет

1 Планирование беременности

2 Ожидание ребенка определенного пола

3 Постоянство материнской заботы

4 Режим питания

7 Стиль воспитания в семье

8 Порядок рождения в семье

9 Имя ребенка. Группа крови

С помощью этой таблицы психолог анализирует приведенные факторы, обсуждает их с родителями, организует исследование.

4. Мини-лекция «Как воспитывать детей с разной группой крови»

Группа крови, как и прочие наследственные признаки, передается от родителей детям на генетическом уровне. Комбинации генов отцов и матери образуют несколько пар. На сегодняшний день официально регистрируются четыре группы крови,которые принято обозначать как: первая (О, вторая (А, третья (В) и четвертая (АВ).

Первая группа крови. Большинство детей этой группы послушны и ласковы, исключительно чувствительны. Будучи отвергнутыми, теряют уверенность в себе и могут вырасти с чувством враждебности к обществу. С одной стороны, для детей этой группы характерны романтичность, идеализм, с другой – ранний практицизм, умение оценить выгоды и потери. Следует поощрять у них мечтательность и страсть к сочинительству. Самое опасное у детей первой группы – это проявление раннего эгоизма. Необходимо с раннего возраста настойчиво прививать им чувство коллективизма и объяснять необходимость думать о других. Любят подражательные игры. Стараются любым способом заполучить понравившуюся игрушку.

Вторая группа крови. Эти дети упрямы и непоседливы. Их характерная особенность – повышенная внимательность как к окружающим. Они чрезвычайно чувствительны к тому, что думают о них окружающие, поэтому внешне сдержанны и умеют себя контролировать. Обладают достаточной силой воли и твердостью, отстаивают свое «я». По сравнению с другими дети с этой группой крови более медлительны, поэтому в общении с ними требуется больше терпения. Но, занявшись делом, они стараются довести его до конца. Не подгоняйте, не торопите такого ребенка, иначе у него все будет валиться из рук.

Третья группа крови. Жизнерадостны, игривы и интересны своей непредсказуемостью. Эти дети они доставляют много хлопот, дети из разряда «неподдающихся». Все стандартные приемы – шлепки, крики, наказания – либо бесполезны, либо приводят к обратному результату. Им безразлично, как к ним относятся окружающие. Они редко заводят друзей, заняты только собой. Родителям следует особое внимание уделять формированию коммуникативных навыков, объяснять правила поведения в обществе.

Четвертая группа крови. Дети этой группы толковы и покладисты, робки, пугливы. Но многие из них застенчивы и испытывают необъяснимый страх перед людьми. Таким детям надо уделять особое внимание, соблюдать предосторожность, принуждая к чему-либо, не угрожать наказаниями. Вместо того чтобы отругать ребенка, поговорите с ним мягко и задушевно.

5.Исследование: может ли влиять порядок рождения на развитие ребенка? Каким образом?

Для проведения исследования родители делятся на группы: группа «младших», «старших», «средних», «единственных» детей.

Старшему ребенку в семье свойственны ответственность, добросовестность, честолюбие. Он часто берет на себя часть родительских функций. Заботясь о младших детях в семье. Рождение следующего ребенка приводит к лишению его исключительной позиции в обладании любви и заботы матери и часто сопровождается ревностью к появлению соперника. Для старших детей характерна нетерпимость к чужим ошибкам.

Младшему ребенку в семье свойственны беззаботность, оптимизм, готовность принимать чужое покровительство. Для членов своей семьи он может так и остаться навсегда малышом. К его достижениям родители относятся менее требовательно. Младшие всегда становятся любимчиками, поэтому эмоционально стабильные, общительные. На них возлагают меньше обязанностей, но стереотипы поведения закладываются уже в этот период.

Средний ребенок часто вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свое место в семье. Они хорошо ладят с людьми, со всеми дружелюбны.

Единственный ребенок оказывается одновременно самым старшим и самым младшим ребенком в семье. Эти дети часто имеют привязанность к родителям на протяжении всей жизни. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка. Однако, находясь во власти родителей, под их постоянной опекой, у ребенка может сформироваться беспомощность.

Существует два типа единственных детей: рано взрослеющий и «маменькин сынок», особенно второй вариант распространен в семьях, где были проблемы с беременностью, поздние роды и т. д.

После комментария родители обсуждают в группах плюсы и минусы.

6. Методы общения с ребенком (рекомендации).

В воспитании ребенка огромную роль играет психологический микроклимат в семье, общение с ребенком. В общении с ребенком у родителей часто возникают проблемы.

Что может сделать родитель?

1. Попытаться непосредственно повлиять на ребенка.

2. Повлиять на самого себя.

3. Попытаться повлиять на обстоятельства.

Существует 2 формы сообщения в общении с ребенком «Я-сообщение», «Ты – сообщение».

Родитель устал- Ты меня утомил – Реакция ребенка «Я –плохой».

Родитель устал – Я очень устал – Реакция ребенка «Папа устал».

Цель: «Я –высказывания» не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрей. «Ты- высказывание» часто становится родительским посланием, прогнозом, которым ребенок руководствуется всю жизнь. Например –«Моя мама часто говорила, что в нашей семье все женщины несчастны» и т. п.

7. Рефлексия «Семейные заповеди».

Участникам предлагается написать список семейных заповедей, которых должны придерживаться родители для формирования психологической безопасности ребенка в семье. Затем происходит взаимообмен. Обсуждение.

Психологподводит итог встречи: «Для многих родителей в настоящие время важнее профессиональная деятельность, наши повседневные заботы. А вопросы воспитания мы оставляем на потом. Поэтому прежде чем воспитывать, откройте двери в свое детство. Вспомните, какими были вы, чего ждали от своих родителей? Что вы испытываете, воспитывая своего ребенка? Превосходство или сочувствие к нему?

Но, самое главное, никогда не воспитывайте малыша в состоянии аффекта. Семь раз отмерьте и один раз отрежьте. Посмотрите на совершенное его глазами и с его позиции. Старайтесь стать ему родителем, о котором вы мечтали в детстве. Спасибо за внимании! До новых встреч!»

Нестандартное родительское собрание «Сплочение родительского коллектива» в форме тренинга Наверное, многие воспитателя, педагоги замечают несплочённость, недружность родителей наших воспитанников. А в детском саду очень важна.

Проведение психологического тренинга для воспитателей ДОУ на педсовете «Развиваясь – совершенствуемся!» Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информаций, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров,.

Родительское собрание в форме деловой игры «Развитие личности дошкольника» Цели: 1)выявить в ходе игры представления родителей о проблемах,путях,формах и способах содействия развитию личности дошкольника; 2)способствовать.

Родительское собрание «Нравственное воспитание дошкольника» Родительское собрание в младшей группе детского сада. Материалы : Компьютерная презентация, анкета «Анализ поведения детей» (21 шт, памятка.

Родительское собрание на тему: «Речь младшего дошкольника» Утверждаю: Заведующий МКДОУ д/с «Радуга» ___О. В. Синельникова «___»___2015г РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «Речь.

Родительское собрание с элементами тренинга «Что такое общение?» Родительское собрание с элементами тренинга. Тренинг (педагогический). Тема: «Что такое общение?» Все участники садятся по кругу. Подготовительная.

Родительское собрание с элементами тренинга «Кризис трех лет» Родительское собрание с элементами тренинга. Тема: «кризис 3-х лет» Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать Вас на родительском.

Родительское собрание в подготовительной группе «Подготовка руки дошкольника к письму» Цель: расширить и углубить представления родителей о важности развития и укрепления моторики у детей дошкольного возраста. Форма проведения:семинар.

Родительское собрание в старшей группе «Игра и игрушка в жизни дошкольника» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста Задачи: – обсудить.

Секреты психологического здоровья. «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» (для педагогов) Упражнение. Продолжить фразу «Сегодня замечательный день, потому что….». Психологическое здоровье человека. Сегодняшняя тема, бесспорно,.

Источник

Читайте также:  Профилактика здоровья зубов у детей
Adblock
detector