Тренинг «Играя, укрепляем психологическое здоровье»
материал
Тренинг для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тренинг для педагогов | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Играя, укрепляем психологическое здоровье»
(в рамках недели психологии «Психологическое здоровье»)
Цель: гармонизировать внутренний мир педагогов.
- познакомить педагогов с некоторыми приемами психологической саморегуляции;
- снижение психоэмоционального напряжения;
- создание благоприятного эмоционального состояния, способствующего сплочению педагогического коллектива.
Форма проведения: тренинг.
Категория : педагоги ДОУ.
Кол-во человек: 20 человек.
Дата: 29 января 2020 г.
Оборудование : цветные лепестки, по количеству участников (синяя, фиолетовая, зеленая, красная, коричневая, желтая, серая, черная); шкатулка, записки с пожеланиями, ватман, клей ПВА, мусорная корзина, 20 ручек, 30 листов бумаги А-4, мольберт, арома лампа, свеча, аромомасла: мелисы, пихты, лаванды, апельсина, бергамота, эвкалипта, аудио запись «Шум моря» и «Небесные цветы», цветные карандаши, краски, кисточки, солнцезащитные очки с розовым стеклом, непроливайка, простые карандаши, ластик, восковые мелки.
Звучит музыка. Участники тренинга садятся в круг.
1.Упражнение «Я рад тебя видеть»
Цель: позитивное настроение, настрой на работу.
Участники тренинга, передавая друг другу солнышко продолжают фразу: «Лена, я рада тебя видеть…»
2.Упражнение «Продолжи фразу»
Цель: повышение работоспособности, позитивного настроения.
Участники тренинга продолжают фразу, перекидывая друг другу мяч и обращаясь ко всем членам группы: «Привет, сегодня замечательный день, потому что…» Следующий участник повторяет высказывание предыдущего и придумывает свое продолжение.
Психолог: Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает.
3.Диагностическое упражнение «Цвет настроения»
Цель: определить эмоциональное состояние педагога в начале занятия.
Психолог предлагает участникам тренинга выбрать лепесток, того цвета, который похож на его настроение, затем комментирует значение выбранного цвета.
Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый – тревожность и негативное состояние.
Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
4.Коллективный коллаж «Поляна цветов»
Цель: установление контакта между членами группы.
Психолог: А сейчас, я предлагаю вам из своих лепестков сделать коллаж «Поляна цветов»
Педагоги крепят свои лепестки к ватману, создавая коллаж «Поляна цветов»
Посмотрите на эту поляну… Каждый цветок индивидуален, не похож на другие. Так и мы с вами все разные, не похожие друг на друга. У каждого свой характер, свой темперамент, свои взгляды на жизнь. И все мы по разному реагируем на неприятности и справляемся с ними.
Каждому человеку нужны ресурсы, благодаря которым можно противостоять неприятностям, сохранить свою жизнестойкость.
Важное условие сохранения и укрепления психологического здоровья педагога – развитое умение сбрасывать напряжение, усталость и расслабляться.
5.Тест «Способны ли Вы противостоять стрессу» (приложение 12)
Цель: выявить степень стрессоустойчивости педагогов.
Психолог: Природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.
Я хочу предложить вам несколько техник, которые помогут расслабиться, снять напряжение.
Для снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию.
6. Упражнение «Полное дыхание»
Психолог : Для снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию.
Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Дыхание состоит из трёх фаз вдох — пауза — выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так. Вдох — пауза — выдох. Начните с 5 секунд. Попробуем!
Сядьте удобно. Сосредоточьте своё внимание на дыхании. Сделайте глубокий вдох. Приподнимается живот, затем грудь, плечи. Воздух занимает все лёгкие. Задержите дыхание, сосчитав до 5. Выдох. Медленно через рот, сопровождая звуком с-с-с так, чтобы вышел весь воздух. Расслабьтесь. Вы почувствуете, как грудная клетка сама наполнится свежим воздухом. (Повторите упражнение несколько раз, постепенно увеличивая время паузы)
Цель: снижение мышечного и эмоционального напряжения.
Сядьте удобно: руки положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинаем медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь, представьте себе, что лимон находится в левой руке. Начинаем медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что у вас в каждой руке лимон. Начинаем медленно сжимать их до тех пор, пока не почувствуете, что выжали весь сок. Расслабьтесь.
8. Упражнение «Бумажный мяч»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Участники тренинга сидят в кругу, в центре стоит мусорная корзина.
Психолог раздает каждому участнику по листу бумаги. Педагоги на счет три делают из бумаги мяч, на счет три бросают в корзину.
9. Аутотренинг и ароматерапия.
Ароматерапия благоприятно воздействует на человека, улучшает душевное состояние и оказать благотворное действие на весь организм.
Эфирные масла «Мелисы», «Лаванды» – успокаивают и способствуют расслаблению.
Эфирное масло «Апельсин» и «Бергамота» — стабилизирует настроение, устраняет депрессию, печаль, тревогу.
Эфирное масло «Эвкалипта »- антисептическое, противовоспалительное, иммуномодулирующие, улучшает умственную деятельность, повышает настроение, снижает утомляемость.
Эфирное масло «Пихты » — является одним из самых сильных тонизирующих ароматов. Оно позволяет достичь глубокой релаксации, при стрессе или нервном истощении, развивает стойкость и выносливость в эмоциональном плане, но при этом не несет пассивных установок, а наоборот стимулирует активность.
Звучит аудио запись «Шум моря». Психолог зажигает аромо лампу. Участники группы принимают расслабленную позу «кучера», закрывают глаза и слушают:
10.Упражнение «На берегу моря»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Психолог проговаривает слова.
«Сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Ничто не должно сковывать дыхание. Сделайте глубокий вдох, Задержите дыхание. Медленно выдохните. Дышите спокойно. Вдох – выдох. С каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вдох-выдох. Вам приятно находиться в состоянии покоя.
Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий тебя песок сухой и мягкий. Ты чувствуешь его тепло. Оглянись вокруг и ты обнаружишь, что на берегу моря ты совсем один… Рассмотри это место внимательно. Что ты видишь…. Запомни его… Запомни свои ощущения, свое настроение….
Сделай глубокий вдох и ощути запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно. Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает.
Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен.
Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез.
3-2-1 Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил.»
12. Арт терапия. Рисунок «мое эмоциональное состояние»
Цель: выявить эмоциональное состояние педагогов в конце занятия.
Психолог: Уважаемые педагоги! Я предлагаю вам нарисовать берег моря, на котором вы сейчас побывали, постарайтесь выразить свое эмоциональное состояние.
Педагоги под релаксационную музыки «Небесные цветы» рисуют.
13.Упражнение «Приветственное письмо»
Цель: установление психологической поддержки.
Педагоги пишут письмо своему коллеги. Письмо должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, пожелания, положительные личностные качества.
Цель: обратная связь.
Психолог: Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля вам помогут в стрессовых ситуациях.
— Ваши ощущения после тренинга?
-Что понравилось? Что не понравилось?
— Что было полезным?
— Удалось ли вам расслабиться? Снять напряжение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо.
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка.
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое.
Не только воспитанники, но и педагоги нуждаются в отдыхе и эмоциональной разгрузке. Подготовка к аттестации, участие в профессиональных конкурсах, конфликтные ситуац.
Цели и задачи данного семинара-тренинга:-ознакомить педагогов с понятиями «Психологическое здоровье», «Синдром эмоционального выгорания»,-способствовать осознанию педагогами своего.
Психологический практикум поможет педагогам ослабить психическую напряженность, снять некоторые невротические реакции, отдохнуть и переключиться от повседневных забот, связанных как с работой, так и с.
Источник
Урок-тренинг «Время быть здоровым»
Содержимое публикации
Урок-тренинг «Время быть здоровым» для учащихся 7 класса
Цели: расширить знания подростков о здоровье и здоровом образе жизни; показать значимость здоровья для каждого учащегося и для общества в целом; способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью; развивать ответственное поведение подростков.
Оборудование: бейджи двух цветов; мяч; плакаты “Правила работы”, “Река ожиданий”, “Экспресс здоровья”, «Стена вредных привычек»; стикеры: в виде корабликов, кирпичиков; листы А-4, ватманы, маркеры, цветные карандаши (для каждой группы).
Целевая аудитория: (участники тренинга): учащиеся 7 класса.
Перед началом тренинга участникам предлагается выбрать бейджи понравившегося цвета и занять место за соответствующим столом. Таким образом, формируются две рабочие группы, за зеленым и желтым столами.
І. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Я рада приветствовать вас на уроке-тренинге, который позволит нам расширить знания о здоровье и здоровом образе жизни “Время быть здоровым!”.
Неизвестно, кто, когда, но кто-то сказал слова, которые передаются нам и, которые мы передаем нашим потомкам: “Старайтесь каждый день, для каждого дела найти какое-то позитивное начало, поскольку от того настроения, с которым вы вступаете в день, или в какое-то дело зависят ваши успехи, а возможно, и неудачи”.
Упражнение “Три слова о себе”
Чтобы настроиться на доброжелательные отношения, предлагаю начать со знакомства. Мы все имеем право на имя, так давайте скажем, как бы мы хотели, чтобы нас сегодня называли, а также охарактеризуем себя тремя словами. Имя за слово не считается.
Предлагается передавать информацию по кругу, от первого (тренера) до последнего участника. Затем участники пишут это имя на своем бейджи рядом с официальным. Когда последний участник назвал свое имя, группам дается другая задача.
Упражнение “Пожелание на сегодняшнее занятие”
Я желаю вам начать тренинг с хорошим настроением и получить от него удовольствие и хорошие результаты. Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшнее занятие. Пожелание должно быть коротким. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшнее занятие. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.
Упражнение “Река ожиданий”
Идя на сегодняшнее занятие, каждый задавал себе вопрос: «А чего я ожидаю от тренинга?» Обозначьте, пожалуйста, на корабликах, ожидания от нашего мероприятия. Озвучьте их, пожалуйста.
Участники озвучивают свои ожидания и размещают их на плакате “Река ожиданий”, прикрепив к берегу надежд
Упражнение “Принятие правил работы в группах”
Прежде чем перейти к дальнейшей работе, предлагаю вам принять определенные правила, по которым будем работать в течение нашей встречи:
1.Общение на основе доверия.
2.Общение по принципу “здесь” и “сейчас” (говорить о том, что беспокоит именно сейчас).
3.“Я-высказывания” (я думаю, я считаю).
4.Искренность общения (нет желания высказаться откровенно, лучше промолчи).
5.Активное участие в происходящем (активно слушаем, смотрим, говорим; не замыкаемся, мы все время в группе, внимательны к окружающим).
6.Толерантность друг к другу (уважение, тактичность, терпение, сострадание, общительность, равенство, любезность, интеллигентность).
7.Работать “от” и “до”.
Согласны ли вы с такими правилами? Предлагаю принять их в целом.
ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Упражнение “Ассоциации”
Что такое здоровье? У каждого из вас при упоминании о здоровье возникают свои ассоциации. Я предлагаю каждой команде записать на стикерах по три ассоциации.
И так, здоровье для вас – это…
Участники перечисляют слова-ассоциации записанные на стикерах
В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения под здоровьем понимается “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Предлагаю вам посмотреть видео «Здоровье и его виды».
Участники просматривают и обсуждают видео «Здоровье и его виды»
Итак, ребята, мы с вами рассмотрели три основных аспекта здоровья, которые составляют основу здорового образа жизни.
Упражнение “Экспресс здоровья”
Итак, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Вы узнали, что такое физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье.
У вас есть листочки со словами–ассоциациями. Прикрепите их, пожалуйста, к тому вагону, какое здоровье, по вашему мнению, обозначает это слово.
Участники прикрепляют листики со словами-ассоциациями к плакату с изображением паровоза с тремя вагонами: 1 вагон – социальное здоровье, 2 вагон – психическое здоровье, 3 вагон – физическое здоровье
Упражнение “Модель здорового и нездорового человека”
Чем здоровый человек отличается от нездорового? (Ответы участников) Выберите слова для характеристики здорового человека: красивый, ловкий, статный, крепкий, сутулый, бледный, стройный, неуклюжий, сильный, румяный, толстый, подтянутый. Давайте попробуем изобразить здорового человека и не здорового и объяснить, почему изобразили этого человека именно так.
Участники по группам создают модели здорового и нездорового человека
Как вы думаете, какой человек, здоровый или нездоровый, чувствует себя комфортно? От чего это зависит? (Ответы участников) Человек, ведущий здоровый образ жизни чувствует себя гораздо лучше.
Упражнение “Ромашка здорового образа жизни”
Что же такое здоровый образ жизни? (Ответы участников)
Здоровый образ жизни – это осознанное, активное отношение к собственному здоровью, аккумулирование определенных позитивных или нейтрализация негативных факторов, внешних и внутренних. Предлагаю вырастить ромашку, лепестки которой будут составляющими здорового образа жизни.
Упражнение “Стена вредных привычек”
Что мешает нам вести здоровый образ жизни? (Ответы участников) На каждом шагу человека подстерегают опасности: курение, алкоголизм, наркомания, которые из невинного развлечения, могут превратиться в привычку. А что же такое привычка? (Ответы участников)
Привычка – это поведение, образ действий, ставшие обычными, постоянными. Давайте подумаем, какие вредные привычки могут подорвать здоровье человека. У вас есть стикеры-кирпичики, запишите на них эти привычки.
Участники записывают вредные привычки на стикерах-кирпичиках и размещают их на стене вредных привычек, расположенной между моделями здорового и нездорового человека
На пути человека стоит стена из вредных привычек, и только от него зависит, обойдет он ее или нет. А впоследствии и состояние его здоровья. Ведь, по мнению ученых на здоровье человека влияет очень много факторов: наследственность (20%), состояние здравоохранения (10%), окружающая среда (20%) и образ жизни (50%).
ІІІ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Упражнение “Ваше здоровье в ваших руках”
В одном селении жили два умных человека, один был добр и справедлив, и его уважали, к нему шли за советом и разрешением конфликтов, другой был хитер, зол и расчетлив, люди, несмотря на его ум, не шли к нему за помощью. Злобный старец решил всем доказать несовершенство доброго мудреца таким способом: он поймал бабочку, собрал жителей, позвал мудреца и спросил что он сам держит в руках. Добрый старец ответил – бабочку. “Живая она или мертвая?” – был следующий вопрос. И старец ответил: “Сейчас все зависит только от тебя: захочешь, распахнешь ладони, и она живая полетит, а захочешь, сожмешь, и она умрет. Все в твоих руках!”
Мораль такова: ваша жизнь и ваше здоровье в ваших руках. Педагоги, врачи, родители могут повлиять, помочь информацией, но решение принимать вам. И я надеюсь, что оно будет правильным. Просто хочется, чтобы вы понимали, как здорово быть свободным и здоровым. Каждый отвечает за себя сам, помня, что здоровье и тело у него одно-единственное и другого не будет. Вы уже в том возрасте, когда способны думать о том, как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра.
Возьмите бабочки в руки – это ваше здоровье. Оторвите крыло у бабочки. Жалко. А это наше здоровье.
Кто надорвал крыло: вы видите, что если его и склеить на нём останется трещина так и ваше здоровье, если к нему не относится, бережно оно не будет прежним. Здоровье, ни вернуть не за какие деньги.
Упражнение “Река ожиданий”
Мы провели с вами замечательный тренинг о здоровом образе жизни. Я предлагаю вам вернуться к “Реке ожиданий”. Скажите, пожалуйста, оправдались ли ваши ожидания? (Ответы участников)
Участники делятся своими мыслями, если их ожидания оправдались, они перемещают кораблики к берегу сбывшихся надежд
Надеюсь сегодняшнее занятие было для вас полезным, вы смогли с него что-то почерпнуть и сделаете для себя правильный выбор, выбор в пользу здорового образа жизни. Спасибо за активную работу!
Источник