Тренинг волонтеров «Мы за здоровое поколение»
учебно-методический материал по обж по теме
Цель тренинга: воспитание волонтеров как людей, которые могут оказать помощь в профилактике употребления психоактивных веществ, противостоянии давления среды не только себе, но и другим людям; обучение технологиям работы со сверстниками в области пропаганды здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polnyy_trening_volonterov.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель тренинга : воспитание волонтеров как людей, которые могут оказать помощь в профилактике употребления психоактивных веществ, противостоянии давления среды не только себе, но и другим людям; обучение технологиям работы со сверстниками в области пропаганды здорового образа жизни.
1. Приветствие, знакомство.
2. Викторина «Мы за здоровье»-(1-й урок) 8.30-9.15
3. Работа в 4-х командах на сплочение. Эмблема волонтеров. Защита эмблем.(2-й урок) 9.25-10.10
4. Мини тренинг по группам (3-4 уроки)10.20-12.05(для минигруппы подготавливаются 4 ведущих. Они проводят по 2 упражнения. Группы по кругу пересаживаются после прохождения упражений)
3) Я- сигарета или Что я делаю со своими ценностями жизни
4) «Как сказать «НЕТ»; Упражнение « Прокуришь ли ты деньги?»
5) Капитан или пассажир- тест
6) Здоровые Потребности
7) Письмо в редакцию
8) Принципы здорового образа жизни»
5. Общая игра «Распределение сердца»(5-й урок)12.25-13.10
6. Фрагмент фильма: «Точка невозврата» (6-й урок) 13.25-14.10
7. Завершение тренинга. Обсуждение. (6-й урок) 13.25-14.10
Упражнения в минигруппах
1.Я- сигарета или Что я делаю со своими ценностями жизни
Учащимся диктуется список возможных человеческих ценностей:
- интересная работа
- хорошая обстановка в стране
- общественное признание
- материальный достаток и хорошее здоровье
- любовь
- семья
- удовольствия, развлечения
- самосовершенствование
- свобода, независимость
- справедливость
- доброта
- честность
- искренность
- вера
- целеустремленность
На листочках бумаги участники пишут свои ценности. Ведущий встает со своего места со словами «Я-сигарета» или «Я- наркотик» и выхватывает из рук участников несколько листочков с ценностями.
Обсуждение: Как вы себя ощущаете, лишившись этих ценностей?
После того, как участники предложат способы профилактики употребления ПАВЫ, ведущий возвращает листочки.
2 Упражнение « Прокуришь ли ты деньги?»
Предлагается небольшой математический расчет и способность визуализировать, на что еще можно потратить деньги. Пачка сигарет стоит примерно от 7 до 20 рублей. Если выкуриваете полпачки сигарет в день, посчитайте, сколько уходит денег:
Потом посчитайте, сколько тратится денег, если выкуривать целую пачку сигарет. Вместе подумайте, что полезного можно купить на эти деньги?
3. Упражнение. «Аргументы»
Командам предлагается придумать в течение 1 – 2 минуты и обсудить между собой максимальное количество доводов в пользу отказа от употребления алкоголя, наркотиков, курения. Команды располагаются друг напротив друга, договариваются об очерёдности – кто начнёт первым. Далее задание выполняется следующим образом: первый участник одной команды называет, один из доводов ,после этого свой довод приводит участник противоположной команды. Доводы не должны повторяться, желательно, чтобы высказалось как можно больше участников. Победившей считается команда, которая привела последний довод.
Отказ-соглашение: «Спасибо, мне неудобно вас затруднять»;
Отказ-обещание: «С удовольствием, но у меня курсы»;
Отказ-альтернатива: «Давай лучше почитаем»;
Отказ-отрицание: «Ни за что с тобой не пойду».
4. Упражнение «Удовлетворение потребностей»
Каждая группа должна определить, какие человеческие потребности, записанные на доске, которые якобы удовлетворяются с помощью алкоголя, табака или наркотиков, могут быть удовлетворены с помощью здоровых способов. Например:
Почитать о проблеме вредных привычек, посмотреть на других зависимых людей, поспрашивать их. Сходить в наркодиспансер
Принять ванну, сделать массаж, сесть и помедитировать
Влиться в компанию
Стать лидером компании, а не последователем; понравиться умом
Понравиться молодому человеку (девушке)
Проявлять уважение и искренность, естественность в отношениях
Сходить на каток или в аквапарк
Забыть о проблемах
Поговорить с мамой, папой, друзьями и решать проблемы вместе
Снять барьеры в общении
Проявлять неподдельный интерес к собеседнику, это располагает и снимает барьеры
Одеться потеплее, попрыгать, зайти в магазин погреться
Проделать физические упражнения, погулять в парке, выпить сок, чай, сходить в театр или кино
Докладчик от каждой группы зачитывает предложения.
Вывод: Любую естественную потребность человека можно удовлетворить здоровым способом, а любую проблему можно решить, если от нее не отворачиваться. Проблема нездоровых привычек состоит в том, что мы не знаем себя, своих возможностей и не умеем строить конструктивные взаимоотношения с людьми. Этому можно научиться.
5. Упражнение «Письмо в редакцию».
Упражнение направлено на умение сочувствовать и понимать проблемы таких же людей, как мы сами. Вожатый предлагает детям представить, что они работают в редакции и к ним пришло письмо с просьбой о помощи и совете. Например: «Дорогая редакция, у меня есть парень, и недавно я узнала, что он стал принимать наркотики. Он предлагал и мне. Я не знаю, что мне делать. Я его люблю, и хочу ему помочь. Но он меня не слушает, и продолжает их употреблять. Что делать. » После этого, дети должны предложить свои способы помощи для этой девочки. Отряд может разбиться на несколько групп, и предложить несколько вариантов помощи.
Как бросить курить?
Вот самые простые советы.
- Посоветоваться с теми, кому удалось бросить курить.
- Решить остановиться (на силе воли)
- Отказаться от старых привычек (всех, не только от табака, но и, если есть, алкогольных напитков, наркотиков, токсических веществ)
- Избегать мест, людей и ситуаций, которые вы не можете контролировать (самый эффективный метод – сменить компанию, перестать встречаться с сомнительными друзьями)
- Развивать отношения с теми, кто не курит
- Помогать другим бросить курить, бороться с курением (вырабатывать активную позицию)
6. Упражнение Групповая работа «Принципы здорового образа жизни» 15 мин
Каждая группа должна придумать Принципы здорового образа жизни» – неких человеческих законов, обязательных для соблюдения каждым человеком, чтобы таковым остаться. В конце занятия представитель каждой группы зачитывает заповеди перед классом.
7. Тест «Капитан или пассажир» 15мин.
Отвечайте «Да»,»Нет» или «Не знаю».
1. Я всегда чувствую ответственностьза все, что происходит в моей жизни.
2. У меня не было бы столько проблем,если бы некоторые люди изменили свое отношение ко мне.
3. Я предпочитаю действовать, апоразмышлять над причинами своих неудач.
4. Иногда мне кажется, что я родился(родилась) под «несчастливой звездой».
5. Алкоголики сами виноваты в своейболезни.
6. Иногда я думаю, что за многое вмоей жизни ответственны те люди, под влиянием которых я стал (стала) таким(такой), какой (какая) я есть.
7. Если я простужаюсь, предпочитаюлечиться самостоятельно.
8. Во вздорности и агрессивности,которые так раздражают в женщине, чаще всего виноваты другие люди.
9. Любую проблему можно решить.
10. Я люблю помогать людям, потомучто чувствую благодарность за то, что другие сделали для меня.
11. Если происходит конфликт, то,размышляя, кто в нем виноват, я обычно начинаю с самого (самой) себя.
12. Если черная кошка перейдет мнедорогу, я перехожу на другую сторону улицы.
13. Каждый человек, независимо отобстоятельств, должен быть сильным и самостоятельным.
14. Я знаю свои недостатки, но хочу,чтобы окружающие относились к ним снисходительно.
15. Обычно я мирюсь с ситуацией,повлиять на которую не в состоянии.
Подведем итоги. За каждый ответ «Да»на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 и ответ «Нет» на вопросы 2, 4, б, 8, 10, 12,14, 15 вы получаете по 10 баллов. За ответы «Не знаю» — по 5 баллов.
100 — 150 баллов. Вы»капитан» собственной жизни, чувствуете ответственность за все, что свами происходит, многое берете на себя, преодолеваете трудности, непреувеличивая их, не возводя в ранг жизненных проблем.
50 — 99 баллов. Вы охотно бываете»рулевым», но можете, если это необходимо, передавать штурвал вверные руки. Гибкость, рассудительность и чуткость всегда бывают вашими союзниками.
До 49 баллов. Вам проще следоватьруководству других людей, так вы чувствуете себя спокойнее. Возможно, в своихтрудностях обвиняете обстоятельства, других людей, но не себя.
Сценарий игры «Распределение сердца»
Группа участников делится на 5 команд (по 6 человек).
Вы все являетесь врачами клиник. Поступило сообщение. Что появилось донорское сердце. В вашей клинике есть претендент на это сердце.
Ведущий подходит к группам и раздает карточки.
2. Ученый, разрабатывающий вакцину от СПИДа. Он ее почти открыл.
3. Бизнесмен, имеющий огромное состояние.
4. Герой афганец.
5. Отец одиночка, имеющий двоих детей.
Задание. Обсудите и выдвинете аргументы в пользу вашего пациента. Почему именно вашему пациенту необходимо сердце.
Идет обсуждение – 3 мин.
В центр зала ставится 5 стульев.
Ведущий: От каждой клиники выходит по одному врачу на консилиум.
1. Консилиум : Каждый врач должен привести аргументы, почему именное его пациенту должно достаться сердце.
Внимание, поступила новая информация о пациентах.
1. У девочки-дауна есть люди, которые хотят ее удочерить.
2. Ученому 85 лет.
3. бизнесмен бывший наркоман.
4. Герой афганец гонял на мотоцикле, из-за чего попал в аварию, и ему нужна пересадка сердца.
5. У отца – одиночки есть маленькие дочки 3-х и 6-ти лет.
Обсуждение среди команд.
Ведущий: на консилиум приглашаются другие члены команд.
Неудачное голосование. И поступили новые факты.
1. Родители девочки готовы отдать любые деньги.
2. Ученый- ходили слухи. Что он торговал малолетними детьми.
3.безнесмен замечен в компании наркоманов.
4. Афганец, когда попал в аварию, был в алкогольном опьянении.
5. Отец является врачом клиники, которая делает пересадку сердца.
Неудачное голосование. (По условиям игры, тот пациент, за кого проголосовали- умер;
если же идет спор- то опять неудачное голосование и умирает тот пациент, за которого большинство)
Одна группа врачей расформировывается и подсаживается к другим командам.
1. У девочки отказала почка.
2. Ученый- сидел в тюрьме.
3. Бизнесмен- ходят слухи, что он сколотил капитал на обмане.
4. Афганец – гонял по проезжей части.
5. Отец- его любила вся клиника.
4. Консилиум. (осталось 4 команды )
Вариант А: Если единодушно выбирают пациента, игра окончена, все молодцы.
Вариант Б: Если продолжается спор, то умирает один пациент, команда расформировывается и начинается новое обсуждение в 3-х командах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общеизвестно, что образ жизни молодого поколения определяет будущее нации. Практический опыт отечественной и зарубежной жизни педагогической науки показывает, что научно-техническая революция по.
Отчет по курса «Здоровьесбережение».
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образо.
Для учащихся 1 класса. 4 тематические недели. Повышение мотивации школьников к здоровому образу жизни; популяризация ценностей физической культуры и спорта; закрепление ценностей здорового и нра.
Сценарий выступления агитбригады по правильному питанию.
Выступление на родительском собрании.
сценарий агитбригады «Здоровая еда — здоровое поколение".
Источник
Из опыта организации волонтерского движения студентов КБМК с целью пропаганды ЗОЖ
Каждое учебное заведение ищет свой неповторимый, индивидуальный почерк в работе, который бы способствовал решению важнейшей педагогической задачи – формированию целостной, гармонично-развитой и социально-зрелой личности. Не является исключением и наше учебное заведение.
На сегодняшний день мы, как и многие наши коллеги, находимся в постоянном поиске новых идей, новый направлений воспитательной работы, которые бы способствовали долговременным, положительным результатам в учебно-воспитательной деятельности. Одним из таких результативных направлений в нашей работе является волонтёрская деятельность.
Потому как волонтерство не только почетно и привлекательно, так как позволяет раскрыть лучшие человеческие и гражданские качества, демонстрирует зрелость, но и приносит реальную пользу обществу.
Волонтерская деятельность в колледже осуществляется по четырем направлениям:
1. Пропаганда ЗОЖ
2. Профориентационная работа
3. Забота о ветеранах ВОВ
4. Внеаудиторная деятельность
Так наши студенты, это будущие медицинские работники, то самые многочисленные отряды волонтеров работают по пропаганде ЗОЖ.
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование у них здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии прочно входят в учебно-воспитательный процесс. Особое место по формированию здорового образа жизни занимает систематическая воспитательная работа с молодежью.
Анализ ситуации в стране показал, что ежегодно увеличивается число алкоголиков и наркоманов. Масштаб и темпы роста алкоголизма и наркомании свидетельствуют о необходимости привлечения к этой работе широких слоев общественности. В связи с этим развитие молодежного волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни является значимым направлений воспитательной работы.
Волонтеры – это люди, безвозмездно отдающие свое время и силы на благо других людей. Волонтер колледжа – доброволец, ведущий и пропагандирующий здоровый образ жизни (ЗОЖ).
Основной целью волонтерского движения по пропаганде ЗОЖ является: формирование и утверждение позитивного отношения молодежи к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения; освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.
Задачи, для реализации поставленной цели:
- сформировать у учащихся культуру сохранения здоровья, пропагандировать здоровый образ жизни;
- сдержать вовлечение обучающихся в употребление психоактивных веществ (ПАВ) за счёт пропаганды здорового образа жизни;
- повысить социальную активность молодежи путём привлечения к волонтерской деятельности;
- информировать о возможностях полезного досуга, занятий физкультурой и спортом, участия в творческих объединениях;
- повысить с помощью СМИ уровень информированности подростков и молодёжи о ведении здорового образа жизни и отказе от вредных привычек.
Наиболее эффективными видами деятельности для реализации данного движения являются:
- Проведение УИРС по ЗОЖ
- Проведение профилактических занятий и тренингов
- Проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр.
- Распространение информации, создание плакатов, брошюр.
- Творческая деятельность.
- Разработка станционных игр, массовых акций.
- Сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных.
Как подготовить волонтеров?
В колледже потребность в разработке проекта (схемы) подготовки волонтеров обусловлена необходимостью совершенствования информационно-просветительской работы по профилактике заболеваний среди подростков и молодежи, повышения ее эффективности.
В число волонтеров входят как студенты непосредственно занимающиеся УИРС, так и студенты, не занимающиеся УИРС, но проявляющие интерес к данному движению. Осуществление проекта подготовки волонтеров опирается на особенности молодежной субкультуры. В основе обучения лежит овладение необходимыми знаниями (спецподготовка), навыками пропаганды здорового образа жизни, умение проводить акции, привлекать новых добровольцев, планировать и анализировать результаты своей деятельности. А так же развитие качеств – коммуникабельности, доброжелательности, умения публичного выступления, организаторских способностей в ходе проведения психологического тренинга.
На основе учебно-исследовательских работ студентов формируется электронный банк данных, которым активно пользуются студенты – волонтеры.
Волонтерами проводятся лекции, беседы с учащимися школ города и области, обучающимися начальных и средних специальных учреждений образования, акции по профилактике ВИЧ-инфекции, распространяются листовки, буклеты и др.
Практика показывает, что эффективность мероприятий проводимых волонтерами зачастую оказывается очень высокой. Не менее важен психологический аспект: при проведении акции «равный-обучает-равного» студенты-волонтеры, ведущие здоровый образ жизни, выступают в качестве репрезентативной группы, формируя здоровую систему ценностей. К тому же информация, полученная от сверстников, вызывает больше доверия
Данная работа складываются из предоставления иллюстративного материала, информационного сообщения с мультимедийной презентацией, демонстрации видеороликов по заявленной проблеме, организации дискуссии. Завершением работы является обратная связь с аудиторией слушателей, во время которой школьникам предлагается задать вопросы, высказать свои пожелания относительно дальнейшей встречи. Совместно с группой волонтеров работает куратор, являющийся преподавателем колледжа.
Волонтерское движение оказывает неоценимую помощь в формировании личных качеств (компетенций) будущего специалиста среднего медицинского звена.
Организация волонтерского движения по пропаганде ЗОЖ
Наименование мероприятия
Примерные сроки
Сентябрь-октябрь
Заведующий физической культурой
Сентябрь-октябрь
Октябрь-ноябрь
Преподаватели
Заведующие отделениями
Октябрь
октябрь-май
Студенческий совет колледжа
Сентябрь-май
Преподаватели физкультуры
В течение года
В течение года