Тренинг для педагогов «Будем здоровы»
методическая разработка на тему
Тренинг направлен на повышение осознанного отношения педагогов к сохранению и укреплению своего физического и психического здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_budem_zdorovy.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов
Цель – повышение осознанного отношения педагогов к сохранению и укреплению своего физического и психического здоровья.
Форма проведения – тренинг.
Ведущий: Все мы знаем и любим свою профессию, отдаем ей большую часть своей души, иногда забывая про себя и свое здоровье. Мы не замечаем, как день за днем черпаем свои ресурсы и не беспокоимся о том, как их восстановить. Мы балуем себя, разрешая себе тяжелую еду, малоподвижный образ жизни, вредные привычки, которые нас «расслабляют». Наши физические ресурсы постепенно истощаются. А как обстоят дела с нашим психическим здоровьем?
Как часто вы испытываете раздражение, усталость и обиду? Как часто вам кажется, что весь мир против вас? Когда в последний раз вы радовались самому факту вашего существования на этой земле? Прислушайтесь к себе, ответьте на эти вопросы и задумайтесь:
-К чему эту приведет?
-Как влияет ваше состояние на воспитанников?
-Хотим ли мы изменить этот потребительский подход к своему организму?
Ведущий: Попробуем доказать, в первую очередь, самим себе, что наша душа и наше тело достойны любви и заботы. Но прежде чем начать, я бы хотела попросить:
— хлопнуть в ладоши тех, у кого хорошее настроение;
— поднять вверх правую руку тех, кто хочет получить новую информацию;
— топнуть правой ногой тех, кто делает по утрам зарядку;
— поднять вверх левую руку тех, кто любит пешие прогулки;
— поднять обе руки вверх тех, кто заботится о своем здоровье;
— потрясти кистями рук тех, кто пытается правильно питаться;
— подпрыгнуть тех, кто умеет «отключаться от проблем» и отдыхать.
2. Телесно — ориентированное упражнение: «Погода»
Участники разбиваются по парам. Один отворачивается к партнеру спиной, он — бумага, второй — художник. Ведущий предлагает «художникам» нарисовать на «бумаге» (спине)
- теплый ласковый ветер
- усиливающийся ветер
- дождь
- сильный ливень, переходящий в град
- снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка
- ласковое теплое солнышко, согревающее всю землю.
По окончании упражнения, участники меняются местами. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры.
3. Упражнение «Встреча с ребёнком внутри себя» (под релаксационную музыку)
Ведущий: Примите удобную позу. Тело расслаблено, глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов. Теперь представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя очень комфортно. Вспомните себя маленькую. Представьте, что эта малышка сейчас перед вами. Попытайтесь понять, что она сейчас чувствует. Выглядит она радостной или печальной? Может быть она рассержена или обижена на кого-то? Может быть чего-то боится? Мысленно погладьте её по голове, улыбнитесь ей, обнимите её. Скажите, что всегда будете рядом с ней, будете поддерживать и помогать ей. Скажите: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя такой, какая ты есть. Ты самая лучшая. Ты будешь счастливой».
Теперь представьте, что малышка улыбается вам в ответ, обнимает вас крепко-крепко. Поцелуйте её и скажите ещё раз: «Я люблю тебя. Я всегда с тобой» (пауза) Сделайте глубокий вдох, выдох, откройте глаза. Внутренне скажите: «Я себя люблю. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью. Я счастливая».
Каждый высказывается о своих ощущениях. Получилось ли увидеть себя маленькой? Какие чувства вы испытали? Хотелось бы вам по-настоящему вернуться в детство и что-то изменить? Какие мысли ещё у вас возникли?
4. Игра «Стиральная машина»
Трансляция мотивационного ролика.
Ведущий предлагает высказаться какое сейчас у каждого настроение и общее впечатление от мероприятия.
Источник
Тренинг «Психологическое здоровье педагогов»
методическая разработка по теме
Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для воспитателей
«Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов- путь к гармонии»
Цель тренинга: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.
познакомить педагогов с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики;
обучить способам психической саморегуляции;
снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;
овладение умениями и навыками психической саморегуляции (анкеты-отзывы; наблюдение; групповое интервью).
1. Вводная беседа
Все ли люди современного общества подвержены опасности профессионального выгорания. Все мы живые люди, которые задействованы в той или иной сфере деятельности. У каждого из нас на работе существует определённый круг обязанностей, которые необходимо выполнять каждодневно, изо дня в день, из месяца в месяц. Человек, выполняющий длительное время одну и ту же работу, устаёт психически, что в свою очередь снижает мотивационную сферу человека и ведёт к равнодушному отношению к профессиональной деятельности. В этом случае так же можно говорить о синдроме профессионального выгорания.
Синдрому профессионального (психологического) выгорания, больше подвержены врачи, педагоги, психологи, менеджеры различных отраслей, официанты, продавцы.
Мы начинаем наше тренинговое занятие . Любое тренинговое занятие имеет правила.
Обращаться друг к другу по имени.
Принимать себя и других такими, какие они есть.
Избегать оценок друг друга.
Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.
Активное участие в происходящем.
Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.
Конфиденциальность всего происходящего в группе.
Общение по принципу «здесь и сейчас».
Принцип нашего занятия «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму» Вот и мы с вами сегодня постараемся не только определить проблему, но и научиться, практически преодолевать ее.
В течение тренинга нам предстоит вместе пройти определенный путь, и, как обычно это бывает, начнется с приветствия, знакомства
(Ведущий начинает выполнять упражнение первым ). Держа мяч в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и ваше имя, например: «Светлана –смелая». Затем мяч перекидывается другому участнику и тот называет свое имя и качество.
Презентация «Синдром профессионального выгорания педагогов»
Тест «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?» ( по А.И.Тащевой, 2000)
Не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего «повседневный» психический потенциал человека. Однако стресс, как указывал канадский ученый Ганс Селье, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большей радости. Он способен привести человека к вершинам творчества.
Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов:
- Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?
- 2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?
- Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска ( выходных) больше, чем до него?
- Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине тупая боль?
- Испытываете ли вы головные боли от конфликтов в семье?
- Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?
- Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?
- Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли о себе знать?
- Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?
- Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени, на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?
Посчитали положительные результаты, если их больше 4, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья.
Упражнение способствует консолидации группы и формированию эмоционально-позитивной атмосферы. Ведущий заранее готовит игровой материал: непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги ( билеты). Если группа большая ( более 12 человек), каждому игроку желательно дать не более двух билетов; если маленькая , можно раздать по три билета. На каждом билете игроки записывают качество, которое они больше всего ценят в людях. Этого никто другой не видит. После этого билеты сворачиваются трубочкой и укладываются в пакет. Ведущий перемешивает все билеты. Все садятся в круг, а стул с пакетом ставят в центр круга. Ведущий выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать и отдать тому, кто, по его мнению, обладает данным качеством. Получивший «подарок» про себя читает его, благодарит, затем сам выбирает билет и дарит его какому-нибудь участнику, и т.д. Упражнение не должно выполняться в условиях полного молчания. Необходимо стимулировать шутки, веселье. Можно следить за тем, чтобы передача «подарков» не сконцентрировалась в руках двух-трех игроков, иначе остальные почувствуют себя ненужными.
Упражнение 1. «Ловец блага»
Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:
1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.
2. Вы опоздали на автобус.
3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.
Комментарии для ведущего.
Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага».
Игра «Я знаю, что я…»
Это, простое, на первый взгляд, упражнение может выявить скрытые ресурсы участников, повысить уровень уважения, доверия друг другу.
Все участники сидят в кругу. Каждый из них берет карточку и по очереди зачитывают
- Я знаю, что у меня взоры нежно-страстные, а речи сладострастные
- Я знаю, что я кокетливо-задорная и совсем не вздорная.
- Я знаю, что я солнечная, стремительная, трепетная, решительная
- Я знаю, что я искренняя, классная, честная, потрясная.
- Я знаю, что я бесподобно танцующая, огненная, флиртующая
- Я знаю., что я гениальная, взрывная, искрометно-чумовая.
- Я знаю, что я сладкая , певучая, вдохновенная, кипучая.
- Я знаю, что я вездесущая, магическая, колоссально-магнетическая
- Я знаю, что я раны исцеляющая и в любовь играющая
- Я знаю, что я бойкая, вовсе не помпезная
- Я знаю, что я все же непорочная, красавица восточная
- Я знаю, что я хмельная, цветущая, к поцелуям зовущая.
- Я знаю, что я пылкая, насмешливая, упрямая и вежливая
- Я знаю, что я лаской согревающая, часто согрешающая
- Я знаю, что я азартная, влюбленная, заманчивая, знойная
- Я знаю, что я непосредственная, смешливая, видная, красивая
- Я знаю, что я творчески увлеченная, с фигуркою точеною
- Я знаю, что аппетитно-вкусная, а в любви искусная
- Я знаю, что я сказочная, живительная, амазонка пленительная.
Приемы снижения стрессового состояния, улучшения настроения.
По мере приобретения опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью.
Мы предлагаем вам естественные способы регуляции, которые вы можете использовать прямо на работе:
— смех, улыбка, юмор
— размышления о хорошем, приятном
— различные движения типа потягивания
— наблюдения за пейзажем за окном
— рассматривание цветов в помещении, фотографий
— «купание» в солнечных лучах
— вдыхание свежего воздуха
— высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Однако есть и особенные , специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации.
Ведущий предлагает участникам занять удобное положение и включает запись спокойной музыки
Участникам предлагается на листочках (яблоки) написать свои отзывы о занятии и прикрепить их к нарисованному на бумаге – дереву.
Источник
Система тренинговых занятий по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов ДОУ
план-конспект по теме
Тренинговые занятия для педагогов образовательных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_treningovyh_zanyatiy.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Центр «Семья»
Система тренинговых занятий по сохранению и укреплению
психологического здоровья педагогов ДОУ
Павленко Наталья Сергеевна
Деятельность, направленная на сохранение и укрепление психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагогов дошкольных образовательных учреждений связана с напряженными ситуациями и факторами – это конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ, трудности во взаимодействии с детьми и их родителями, увеличение требований к профессиональной компетенции и низкая оплата труда. Воздействие этих факторов неблагоприятно влияет на психическое здоровье педагогов и может вызвать сильные стрессы и даже привести к возникновению неврозов.
Угрозу психологическому здоровью педагогов ДОУ представляют:
-незнание способов саморегуляции;
-снижение физической активности, сидячий образ жизни;
-нерациональный режим труда и отдыха.
-преобладание авторитарного стиля руководства ДОУ;
-высокая ответственность за жизнь и здоровье детей.
— личностные особенности педагогов: неадекватная самооценка, неустойчивость эмоций, тревожность, агрессивность и т. д.
— интеллектуальные, психоэмоциональные и физические перегрузки;
-факторы, ослабляющие нервную систему: курение, алкоголь, перенесенные инфекции и длительные заболевания.
При работе с педагогическим коллективом мною было выявлено, что в процессе профессиональной деятельности достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов. В результате повышается уровень тревожности и агрессивности, появляется раздражительность и вспыльчивость, преобладает подавленное, негативное настроение, появляется бессонница. Педагоги могут потерять интерес к своей профессии, пропадает желание творчески мыслить и активно действовать, процесс мышления и деятельности становится негибким и стереотипным.
Для оптимизации психологического здоровья мною была разработана система тренинговых занятий для педагогов ДОУ.
Цель системы занятий : создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов.
Данная система состоит из 5 занятий, длительность одного составляет 40-45 минут. Занятие проводятся один раз в 2-3 недели.
Количество участников тренинга: 8-10 человек.
Данная система включает в себя несколько направлений: деловые игры и упражнения, арт-терапевтические техники, психогимнастические упражнения и релаксационные методики, что в комплексе способствует более эффективному воздействию на психологическое здоровье и личность педагогов в целом.
1.Деловые игры и упражнения направлены на снятие психической напряженности, повешению чувства собственной значимости, развитию навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.
2.Арт-терапевтические техники создают условия для самопознания, саморазвития и творческого самовыражения педагога.
3.Психогимнастические упражнения способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности.
4.Релаксационные методики способствуют саморегуляции, мышечному расслаблению, снятию эмоционального напряжения и позитивному самовосприятию.
Каждый педагог может выбрать для себя самое подходящее и приемлемое средство для нормализации своего психического состояния и использовать его в повседневной жизни.
Мною были обобщены и систематизированы теоретические и практические материалы, но данная система предполагает наличие и авторских упражнений:
-Упражнение «Душевное состояние»;
-Психогимнастика «Зарождение любви»;
-Упражнение «Душевное состояние»;
-Игра «Глаза в глаза»;
Тренинговое занятие №1
1 . Упражнение «Мое настроение»
Психолог просит описать педагогов свое настроение на данный момент времени.
Педагогам предлагается нарисовать себя в виде какого-нибудь животного, растения или предмета. После этого каждый из педагогов представляет свой рисунок.
3 . Деловая игра «Атомы»
Педагоги становятся атомами. Атомы все время двигаются, и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным. Оно определяется тем, какую цифру назовет психолог.(2, 3, 4…)
4. Упражнение «Подарок»
Педагоги сидят в кругу, каждый придумывает подарок, который ему хотелось бы подарить окружающим людям. Затем по очереди, с помощью языка жестов педагоги делятся своими подарками с рядом сидящим.
5. Визуализация «Избавление от тревог»
Психолог: «Сядьте поудобнее, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себе ясный солнечный день, дует теплый ласковый воздух, и вы идете по чудесной зеленой лужайке. Чистейшее голубое небо озарено яркими лучами солнца. Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему. Все ваше тело наполняется очищающим божественным светом, в котором растворяются ваши тревоги, печали и огорчения. Вы очищаетесь от негативных эмоций и отрицательных частиц, они покидают ваше тело и рассеиваются в теплом воздухе. Вы избавлены от тревог, теперь вы очищены! Вам светло, спокойно и радостно. Откройте глаза».
6 . Упражнение «Гора с плеч»
Педагоги встают, опускают руки вдоль туловища и выпрямляют спину. Психолог предлагает им резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Именно такая осанка должна быть постоянно.
Каждый педагог по очереди или по желанию высказывает свои впечатления и переживания по поводу прошедшего занятия.
Тренинговое занятие №2
1 . Упражнение «Душевное состояние»
Психолог просит описать педагогов свое душевное состояние на данный момент времени в виде песни или мелодии.
2.Упражнение «Проективный рисунок»
(На доске располагается ватман и цветные карандаши). Психолог предлагает педагогам нарисовать коллективный портрет группы, при этом каждый имеет право нарисовать только один элемент.
4.Упражнение «Расскажи о себе»
Каждому педагогу предлагается возможность рассказать группе о себе, своих интересах, профессиональных планах и жизненных целях.
3. Психогимнастика «Зарождение любви»
Психолог: «Я предлагаю вам представить, что внутри вас образовался очаг любви. И с каждым вдохом он все больше и больше распространяется по его телу. Вдох – и любовью наполняется голова, вдох – и любовью наполняется шея, вдох — и любовью наполняются плечи и руки. Легкая, жизнерадостная, светлая энергия наполняет грудь, а затем ноги. Все ваше тело наполнено любовью, каждая клеточка излучает добро и свет и теплоту. Почувствуйте это состояние,
Психолог ставит в центре круга препятствия – стулья. Педагоги делятся на пары. Один из них будет слепым – он закрывает глаза. Второй – его помощником, старающимся аккуратно и бережно перевести слепого между препятствиями.
5. Упражнение «Доброе животное»
Все педагоги становятся друг за другом и кладут руки на плечи, стоящему спереди. Педагоги становятся одним целым, большим и добрым животным. Психолог просит педагогов вместе попрыгать, походить, поприседать и подышать, похлопать.
Психолог: «Сядьте поудобнее, закройте глаза и расслабьтесь». (Звучит спокойная, расслабляющая музыка).
После того как музыка закончилась педагоги открывают глаза и переходят к обсуждению, отвечают на вопросы:
-Удалось ли расслабиться при прослушивании музыки?
-Если удалось, то, какие образы, мысли и чувства всплывали в этот момент?
Каждый педагог по очереди или по желанию высказывает свои впечатления и переживания по поводу прошедшего занятия.
Тренинговое занятие №3
1 . Упражнение «Эмоциональное состояние»
Психолог просит показать педагогам свое эмоциональное состояние на данный момент времени в виде какой-либо позы или жеста.
3. Упражнение «Глаза в глаза»
Педагоги делятся на пары и садятся лицом друг к другу. Психолог засекает 2 минуты, в течение которого участники должны внимательно не отрываясь, смотреть друг в глаза. После упражнения педагоги делятся своими ощущениями и испытываемыми трудностями.
4. Психогимнастика «Рубка дров»
Педагоги встают в круг. Психолог задает вопрос: «Знаете ли вы, как рубить дрова? Покажите, как держать топор, и в какой удобнее позе стоять. Педагоги имитируют рубку дров, при этом можно как можно выше заносить воображаемый топор на воображаемое бревно, издавая вместе с выдохом какие-нибудь звуки.
По желанию один педагог выходит за дверь, остальные участники тренинга «собирают ему чемодан», то есть письменно составляют набор его наилучших, положительных качеств и особенностей личности и одна отрицательная характеристика человека, которая, по мнению педагогов, мешает раскрытию его способностей, препятствует реализации в профессиональной деятельности и общении. После этого возвратившемуся в группу педагогу зачитывают полученные данные.
6.Арттерапия «Рисунок музыки»
Психолог включает расслабляющую музыку, а затем предлагает педагогам изобразить на листе бумаги, карандашами или красками те ассоциации, которые возникли в процессе прослушивания.
7 .Упражнение «Избавление от усталости»
Педагогам предлагается вытянуть ноги, опустить расслабленные руки вниз.
Психолог: «Представьте, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: она струится от головы к плечам, перетекает от предплечья, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается в землю. Ощутите физическую теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите с этим ощущением некоторое время, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от усталости.
Каждый педагог по очереди или по желанию высказывает свои впечатления и переживания по поводу прошедшего занятия.
Тренинговое занятие №4
1.Упражнение «Я чувствую сейчас…»
Участники тренинга сидят в кругу. Психолог предлагает каждому из педагогов осмыслить, понять свое эмоциональное состояние, и продолжить предложение «Я чувствую сейчас…».
Педагоги встают в круг и вытягивают руки вперед. Психолог предлагает в хаотичном порядке сцепиться руками с другими, создав, таким образом, паутину. Участникам тренинга нужно распутать паутину, не расцепляя рук.
3.Игра «Человек и тень»
Участники тренинга делятся на пары. Один из педагогов становится человеком, другой — его тенью. Человек совершает различные движения телом, тень внимательно следит и повторяет эти движения. После определенного времени педагоги меняются ролями. После игры педагоги делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы: Какую роль выполнять понравилось больше: тени или человека? Почему? Какие сложности возникли при выполнении этого задания?
Педагогам выдается лист бумаги, его нужно подписать и разделить на три колонки. В первой колонке пишутся прилагательные, характеризующие себя собственным взглядом, во второй колонке — «Я — глазами друзей, родственников», а на третьей колонке листы перемешиваются между участниками группы и записывается характеристика «Я – глазами педагогов, коллег».
Далее листы возвращаются и анализируются педагогами. Участники отвечают на вопрос: Какие характеристики совпали во всех трех колонках? Правильно ли, с вашей точки зрения охарактеризовали вас педагоги? Что заинтересовало?
Участники тренинга встают, опускают руки и выпрямляют спину. Им предлагается представить, что невиданная сила внесла в их тело напряжение. Сначала напрягается и расслабляется голова, затем напрягается и расслабляется шея, потом плечи, локти и руки. Грудь, бедра и ноги. Затем на вдохе напряжение охватывает все тело. На выдохе — происходит расслабление.
6.Визуализация «Светлые воспоминания»
Педагогам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и почувствовать свое дыхание. Почувствовать, как расслабляется тело, как спокойней становится на душе, и уходят все мысли, проблемы и заботы.
В нашей жизни было много радостных и счастливых моментов. Нужно вспомнить свой самый радостный день. Вернуть к жизни то прошедшее время, когда вы испытывали ощущение неимоверного счастья и любви, веселья, радости, воодушевление от успеха и достигнутой целью. Почувствуйте, ощутите еще раз это состояние, переживите это счастливое прошлое. После окончания визуализации нужно медленно сосчитать до пяти и открыть глаза.
Каждый педагог по очереди или по желанию высказывает свои впечатления и переживания по поводу прошедшего занятия.
Тренинговое занятие №5
Участники тренинга сидят в кругу. Им по очереди предлагается поздороваться с группой. Приветствие может быть показано в любой форме. Главное, чтобы оно отражало эмоциональное и психологическое состояние педагога на данное время.
2. Арттерапия «Мое будущее ».
В распоряжение участников тренинга предоставляются карандаши, краски, пластилин и бумага. Психолог предлагает им устроиться удобно, чтобы будут чувствовать себя максимально комфортно и свободно. Педагоги должны нарисовать, создать свою будущую жизнь и профессиональную деятельность так, как они хотели бы, чтобы она сложилась. Можно создавать самые смелые мечты и замыслы. После этого каждый педагог представляет группе свое творение.
Участники тренинга становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя при этом положительные характеристики личности и особенности характера того педагога, кому мяч был предназначен.
4.Упражнение «Коллективная скульптура»
Участники тренинга выходят за дверь, остается только один человек. Психолог предлагает ему принять такую позу, которая характеризует его личность. Затем приглашается следующий человек, который создает скульптуру педагога, которая, по его мнению, характеризует его личность. Затем вызывается следующий педагог, он создает общую скульптуру, характеризующую уже двух педагогов. Упражнение заканчивается, когда все педагоги будут представлять собой общую скульптуру.
Половина участников тренинга становится лицом в круг, и закрывают глаза. Остальные педагогам предлагается гладить по очереди за руки стоящих впереди участников, отдавая все свое тепло и доброту.
Психолог предлагает педагогам принять удобную позу, сидя или стоя.
Психолог: «Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает , который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно наполняет лицо, шею, плечи, руки теплым, приятным ощущением силы. По мере движения сильной энергии исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренняя сила как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком», «Я стал сильным! «У меня все получится!».
7. Заключительная рефлексия
Каждый педагог по очереди или по желанию высказывает свои впечатления и переживания по поводу прошедших занятий. Участники отвечают на вопросы психолога:
-Что в проведенных тренингах запомнилось больше всего?
-Какое упражнение было самым полезным для вас?
-Что в процессе работы было самым сложным?
-Что в проведенных занятиях не понравилось и что бы вам хотелось изменить?
Источник