Тренинги для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Тренинг для детей с ограниченными возможностями здоровья
Тренинг для детей
с ограниченными возможностями здоровья
Цель тренинга : является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), направлен на самораскрытие, раскрепощение, раскрытие в себе творческого начала, общение с похожими детками, повышение самооценки.
Аудитория: дети с ОВЗ 5-7 класс.
Материалы: листы бумаги, цветные и простые карандаши, стулья, зеркало
Знакомство «Имя моё – лучик солнца»
Участники удобно сидят в кругу. Они по очереди представляются группе и рассказывают о своем имени, для того чтобы раскрепостить ребят можно задать наводящие вопросы:
-Как тебя называют дома?
-Как тебе хотелось бы чтоб тебя называли?
-Есть ли у тебя знакомые с таким же именем как у тебя?
Материал : стулья в зависимости от количества детей в группе.
Выстраивается дорожка из стульев по два стула. На первом стуле во главе данного «автобуса» садиться психолог (тренер группы) затем предлагается каждому участнику по очереди присесть на стул со словами «Я еду с тобой…и назвать имя соседа по месту». Можно переставлять стулья , моделировать ситуацию проиграв данную поездку.
Данное упражнение поможет деткам ближе познакомиться друг с другом, запомнить имена, и подвигаться, снять напряжение.
Цель : Проработка наших эмоций, зеркало как состояние души какой посыл мы пошлем то нам и вернется, обучение детей владению и регулированию эмоций.
Материал: зеркало одно большое либо всем участникам маленькие.
Просим участников тренинга посмотреть в зеркало в обычном состоянии, затем просим посмотреть в зеркало, но при этом улыбаться, затем посмотреть, и засмеяться чтоб детки наглядно увидели как от того какой посыл они посылают, меняется их эмоциональное состояние.
Цель: улучшение самооценки, развитие позитивного мышления.
Материал: листы бумаги, карандаши (простые, цветные) можно фломастеры.
Попросить участников тренинга нарисовать себя на листе, затем попросить нарисовать на другом листе красивую высокую Госпожу удачу в красивом одеянии все полюбуются своим творением затем рядом с Госпожой удачей дорисуют себя, но обязательное условие с улыбкой как они видели себя в зеркале улыбающегося и возьмутся за руки с Госпожой удачей. Обязательно проговорить что отныне с ними за руку идет удача, которая им будет помогать и сопутствовать удачному настроению, что отныне все у них будет получаться с легкостью, и все самое заветное будет осуществляться , главное верить в это.
Подведение итогов тренинга, свободная беседа, спросить понравилось ли, что именно понравилось, что запомнилось и пр.
Поделиться хорошим настроением, раскрасить лица деток сверкающей улыбкой, пожелать хорошего настроения и сопутствующей удачи.
Источник
Тренинг для детей с ограниченными возможностями здоровья
Цель тренинга: является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), направлен на самораскрытие, раскрепощение, раскрытие в себе творческого начала, общение с похожими детками, повышение самооценки.
Просмотр содержимого документа «Тренинг для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Тренинг для детей
с ограниченными возможностями здоровья
Цель тренинга: является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), направлен на самораскрытие, раскрепощение, раскрытие в себе творческого начала, общение с похожими детками, повышение самооценки.
Аудитория: дети с ОВЗ 5-7 класс.
Материалы: листы бумаги, цветные и простые карандаши, стулья, зеркало
Знакомство «Имя моё – лучик солнца»
Участники удобно сидят в кругу. Они по очереди представляются группе и рассказывают о своем имени, для того чтобы раскрепостить ребят можно задать наводящие вопросы:
-Как тебя называют дома?
-Как тебе хотелось бы чтоб тебя называли?
-Есть ли у тебя знакомые с таким же именем как у тебя?
Материал: стулья в зависимости от количества детей в группе.
Выстраивается дорожка из стульев по два стула. На первом стуле во главе данного «автобуса» садиться психолог (тренер группы) затем предлагается каждому участнику по очереди присесть на стул со словами «Я еду с тобой…и назвать имя соседа по месту». Можно переставлять стулья , моделировать ситуацию проиграв данную поездку.
Данное упражнение поможет деткам ближе познакомиться друг с другом, запомнить имена, и подвигаться, снять напряжение.
Цель: Проработка наших эмоций, зеркало как состояние души какой посыл мы пошлем то нам и вернется, обучение детей владению и регулированию эмоций.
Материал: зеркало одно большое либо всем участникам маленькие.
Просим участников тренинга посмотреть в зеркало в обычном состоянии, затем просим посмотреть в зеркало, но при этом улыбаться, затем посмотреть, и засмеяться чтоб детки наглядно увидели как от того какой посыл они посылают, меняется их эмоциональное состояние.
Цель: улучшение самооценки, развитие позитивного мышления.
Материал: листы бумаги, карандаши (простые, цветные) можно фломастеры.
Попросить участников тренинга нарисовать себя на листе, затем попросить нарисовать на другом листе красивую высокую Госпожу удачу в красивом одеянии все полюбуются своим творением затем рядом с Госпожой удачей дорисуют себя, но обязательное условие с улыбкой как они видели себя в зеркале улыбающегося и возьмутся за руки с Госпожой удачей. Обязательно проговорить что отныне с ними за руку идет удача, которая им будет помогать и сопутствовать удачному настроению, что отныне все у них будет получаться с легкостью, и все самое заветное будет осуществляться , главное верить в это.
Подведение итогов тренинга, свободная беседа, спросить понравилось ли, что именно понравилось, что запомнилось и пр.
Поделиться хорошим настроением, раскрасить лица деток сверкающей улыбкой, пожелать хорошего настроения и сопутствующей удачи.
Источник
«Программа тренинговых занятий в рамках психологического сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в условиях реабилитационного центра»
Согласно статистическим данным, количество людей, которым присвоена инвалидность, в России составляет 2 млн. 800 тыс. человек. Это 9,2% всего населения страны. К сожалению, с каждым годом инвалидов в стране становится все больше. В настоящее время особое внимание уделяется социальной поддержке людей с ограниченными возможностями здоровья, открываются новые реабилитационные центры, внедряются инновационные способы работы с данной категорией лиц. Однако, на данный момент нет подробного описания специфики психологической работы в центрах реабилитации.
Программа социально-психологических тренингов, разработанная для людей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра, представляет опыт психологической службы в «Центе по обучению и реабилитации инвалидов» г. Саратова, который возможно применять и в других аналогичных учреждениях. В данной программе представлена специфика работы с людьми, имеющими ограничения по здоровью, описаны сложные моменты реабилитационного периода, представлены психотехнологии работы психолога.
Задачами программы являются: психологическая поддержка, расширение круга социальных контактов, гармонизация психоэмоционального состояния, развитие коммуникативных навыков, овладение техниками саморегуляции и самоподдержки, развитие адаптационных навыков, формирование стрессоустойчивости и уверенного поведения, социализация и пр.
Данная программа включает следующие методы работы: ароматерапия, музыкотерапия, кинотерапия, психодрама, сказкотерапия, фототерапия, юморотерапия, просветительская деятельность, выездные мероприятия (конная прогулка, прогулка в лесу, тренинге на поляне) и многое другое.
Основной целью психолога является повышение реабилитационного потенциала клиента в рамках грамотно сформированных специфических условиях, специально организованном пространстве, которое даёт возможность «увидеть» свой уникальный путь реабилитации, социализации, личностного роста с опорой на свои сохраненные, здоровые качества личности.
Реабилитационный период рассчитан на четыре недели. Тренинговые занятия проводятся два раза в неделю по следующим основным направлениям:
1 неделя – знакомство, самопрезентация. Все клиенты на первом этапе поступления в центр реабилитации проходят психодиагностику, где выявляются запрос клиента, мотивация, особенности эмоционально-волевой сферы, уровень развития познавательных процессов, определяется основной вид психологической работы, осуществляется дифференциация клиентов на тренинговые группы, прописываются индивидуальные маршруты реабилитации.
2 неделя – овладение техниками саморегуляции, самоподдержки, повышение уровня стрессоустойчивость.
Сложности ведения психологических тренингов в условиях реабилитационного центра заключаются, во-первых, во временном ограничении. Курс реабилитации рассчитан на один месяц и последующее посещение Центра возможно только через шесть месяцев.
В условиях Центра тренинг представляется в несколько модифицированном виде относительно программ, сконструированных для людей без серьезных телесных (физических) ограничений.
Все занятия рассчитаны на час – полтора часа, что связано с ограничениями по здоровью клиентов. В связи с этим особое внимание уделяется разработке и подбору наглядного материала к каждому занятию (презентации к занятиям, кинофильмы или мультипликационные фильмы и др.). В данных условиях с большой осторожностью следует включать в тренинги техники, затрагивающие глубинные процессы личности, т.к. существует риск, что данный процесс может быть не завершен в течение одного занятия. Однако, это не означает, что от них можно полностью отказаться в групповой работе, т.к. целый ряд поставленных самими участниками задач возможно решить лишь при работе в группе на грани морального риска. Ограничения связаны только с квалификацией и опытом психолога.
Вторая сложность заключается в дифференциации подхода к клиентам, которые впервые получили инвалидность и к клиентам, которые являются инвалидами детства.
Третья сложность – специфика заболевания (уровень развития познавательных процессов, степени нарушений двигательных и речевых функций организма, эмоционально-волевой сферы и др.), что влияет на подбор психологических техник и выбор направления психологической реабилитации в целом.
Четвертая сложность – различный уровень мотивации, запросов и целей клиентов, степени их готовности к работе над своей личностью.
Основные критерии, которые учитываются при формировании тренинговых групп: запрос клиента, мотивация и заинтересованность, уровень развития познавательных процессов, особенности эмоционально-волевой сферы, глубина нарушения речи, слуха, зрения.
Выводы
Психологическое сопровождение в условиях реабилитационного центра имеет свою специфику и сложности. Программа тренинговых занятий должна быть наглядной, эффективной, носить целевой характер, но не длительной по времени. Основная цель психологического сопровождения – повышение реабилитационного потенциала клиента.
Источник
Программа «Двигательно-коммуникативный тренинг для лиц с ОВЗ»
специалист в области арт-терапии
Программа групповых занятий с элементами двигательно-коммуникативного тренинга для подростковс ОВЗ
( Ориентация на развитие возможностей чувственно-двигательной сферы, поведенческой пластичности)
Цель тренинга: Создание условий для сформирования у подростков чувства собственной ценности и индивидуальности через осмысление ощущений тела и сопутствующих переживаний.
Развитие поведенческой пластичности
Развитие социальной чувствительности
Формирование положительного образа физического «Я»
Повышение самооценки подростка – инвалида
Снижение тревожности, возникшей вследствие негативного образа тела.
Программа включает в себя три основных блока:
Диагностический: диагностика во время проведения занятий с подростками, а также и для отслеживания эффектов работы проводится спустя некоторое время после окончания тренинга.
Информационный: теоретическая часть, раскрывающая знания в конкретной теме данного занятия.
Развивающий: формирование и закрепление эффективности навыков с помощью упражнений и практических игр.
Наиболее прямое и непосредственное переживание своего «Я», доступное человеку, происходит через тело, особенно важно принятие и осознание своего тела для подростков, имеющих инвалидность, умение принять себя таким, какой ты есть.
В течение жизни человек учится подавлять такие чувства как страх, стыд, обида, гнев. Но известно, что та наша «часть», которую мы в себе отвергаем, становится нашим преследователем. Тело «знает» и «помнит» все
страдания нашей души, оно может рассказать нам много о нас самих, может многому нас научить, оно может помочь нам восстановить утерянные связи и указать путь к исцелению. К сожалению, контакт с собственным телом у нас чаще всего нарушен и мы не слышим сигналов, которые оно нам подаёт, а отчуждение же от собственного тела ведёт к межличностному отчуждению.
В подростковом же возрасте компонент невербального общения становится эмоционально-значимым фактором. Велика важность опыта полученных навыков невербальной коммуникации в понимании других людей и умении презентовать своё физическое «Я».
Основой в этой программе является положение о том, что внешние телесные проявления и внутренние переживания суть единое целое. Манера и характер человека отражает его личностные особенности. Поэтому воздействия на эмоции, изменение привычного характера переживаний влечёт изменения в движениях, пластике, осанке человека в связи, с чем меняется его отношение к себе и своему телу. С другой стороны воздействие на движение, изменение привычной пластики человека вызывают перемены в его чувствах эмоциях. Отсюда использование в тренинге элементов телесно-ориентированного подхода.
Цель двигательных импровизаций, предлагаемых в тренинге — дать подростку — инвалиду возможность побыть в разных ролях.
Стратегическая линия программы:
Получение новой информации о себе, физическом «Я»: формирование чувствительности к невербальным средствам общения; развитие способности понимания себя.
Переосмысление представления о своём физическом «Я»: развитие способностей осознавать и принимать своё тело; утверждение положительного образа физического «Я»
Выстраивание нового типа отношений: с самим собой; с окружающими. Расширять способы взаимодействия формированием умений общения с помощью раскрытых возможностей физического «Я»