Родительское собрание «Секреты психологического здоровья»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Проведение беседы с родителями по формированию психологического здоровья дошкольников. Тренинг комфортного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
« Секреты психологического здоровья».
Родители приходят в группу, которая украшена плакатами, транспорантами, шарами. Звучит классическая музыка, на партах лежат памятки для родителей. Все рассаживаются по местам, педагог- психолог начинает собрание.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Я начинаю нашу встречу этим обычным приветствием. Однако в нем, в обычном для каждого слове « здравствуйте» заложен глубокий, мудрый, позитивный смысл: быть благополучным, счастливым, а главное здоровым.
Да! Действительно! Здоровье необходимо всем и всегда. От него зависит наше настроение, успехи, достижения, победы.
Сегодня мы с вами поговорим о здоровье наших детей и тема нашей встречи «Секреты психологического здоровья».
Именно в нем, в психологическом здоровье заложен глубокий смысл успешной жизни вашего ребенка на всех ее этапах.
Сам термин « Психологическое здоровье» неоднозначен. Он связывает две науки, две области практики медицинскую и психологическую.
Давайте мы с вами, сейчас определим те качества, которые присущи психически здоровому ребенку. Он какой? ( родителям предлагается назвать эти качества. На партах лежат подсказки, предложенные психологом: дружелюбный, находчивый, веселый, смышленый, активный, самостоятельный, доброжелательный, уверенный, добрый, открытый, честный, любознательный, решительный, участливый, сопереживающий).
Психически здоровый – это прежде всего жизнерадостный, веселый, смышленый и общительный ребенок. И каждому из нас хочется, чтобы в будущем он вырос самостоятельным, активным, успешным, уверенным в себе человеком.
А основы этих качеств формируются в раннем детстве. И мы, родители обязаны знать о том, как помочь своему малышу справиться с возникающими психологическими трудностями
В большинстве своем родители не хотят думать о трудностях, которые еще могут возникнуть. « Толи возникнут, то ли нет»- думают многие. И за счет своей занятости или не внимания могут проглядеть, возможно , незначительные психические недостатки, которые в последствии могут привести к большим проблемам.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% среди поступающих в школу. По наблюдениям педагогов начальной школы дети оказываются все более подготовлены интеллектуально, и менее эмоционально устойчивы и спокойны.
Болезненная ранимость, плаксивость, обидчивость, конфликтность и агрессия, низкий уровень самостоятельности и одновременно с тем высокая тревожность – это только часть проблем. С которыми приходится сталкиваться педагогу начальной школы.
Комплекс этих проблем возникает у детей не в связи с поступлением в 1 кл., а за долго до этого.
Во – первых это проблема в семье. Ее можно назвать дисгармония семейных отношений. Не полные семьи, плохие бытовые условия, конфликтные ситуации между родителями, невнимание к ребенку. Все это провоцирует психофизическое напряжение, повышенную тревожность, различные детские страхи.
Во- вторых это издержки воспитания. Эдесь уместно выделить два противоположных фактора (и это безусловно факторы риска)
1. « Ребенок – кумир семьи»
Все разрешено, твои интересы – главные, ты – лучший.
Что происходит впоследствии:
Ребенка не интересуют желания и интересы других людей. Он видит мир только с позиции собственных интересов. Не умеет общаться со сверстниками, понимать требования взрослых. Именно такие, причем нередко хорошо интеллектуально развитые дети не могут адаптироваться в школьной среде, а в дальнейшем с трудом справляются с реальностью жизни.
У родителей нет общей жизни с детьми, нет настроения или времени ими всерьез заниматься. Подобное положение отвечает нынешней реальности. Мама и папа целый день на работе. Вместе только вечером или в выходные дни. Но и у родителей свои дела. А дети привыкли сами использовать свободное время так, чтобы не навлекать на себя лишний раз недовольство старших.
Подобное отношения приводят к неуверенности в своих силах , низкой самооценке, подавленности или агрессии и др. неблагоприятным проявлениям.
Педагог – психолог предлагает анализ теста. ( Предварительно родители отвечали на вопросы теста « Хорошие ли вы родители?». Цель теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений. Задачи теста: выяснить. Насколько важна для родителей забота о детях.)
А так же поиграть в игру « Узнай своего малыша» ( Предварительно детям задавался вопрос. Чем ты любишь заниматься с родителями в свободное время? Ответы записывались на отдельный бланк. Педагог читает ответы, а родители узнают ответ своего малыша.)
Как сохранить психическое здоровье дошкольника
Прежде всего родители должны знать границы психоэмоциональных возможностей своего малыша и не допускать действия тех причин, которые могут вызвать срыв нервной системы.
Опасность развития неврозов часто заключается в том, что взрослые, пытаясь выработать у малыша сдержанность, умение затормозить свои желания применяют метод запретов. Но в силу возраста ребенок подвижен, активен, любознателен, он стремиться познать окружающий мир, проявить самостоятельность. Но эти активные действия наталкиваются на жесткий запрет: « Нельзя», « Не делай», « Не ерзай» .
Постоянный контроль и запреты создают перегрузку тормозного нервного процесса, который у ребенка очень слаб . Желание « действовать и говорить» наталкивается на торможение процесса активности. Если такие перегрузки повторяются часто, у ребенка может развиться невроз.
Дошкольный возраст невропатологи называют колыбелью неврозов, периодом упрямства. Потому, что ребенок бурно протестует против многочисленных запретов . которые ставят взрослые на пути его познавательной и двигательной активности.
А если это сопровождается окриком, угрозой или телесным наказанием запрет приобретает характер психотравмы. Возникает конфликт между ребенком и родителями. Отсюда возникает истеричность, плач, крики или замкнутость и агрессивность.
Конечно, при необходимости, детей надо наказывать. Предварительно объяснив « за что». Можно временно лишить игрушек, сладостей и т.д. Если ребенок наказан например отцом, лучше, чтобы наказание отменил тоже он. Иначе в дальнейшем, дети перестают считаться с требованиями взрослых.
Следствием потрясения или конфликта с окружающими может быть невроз навязчивых состояний.
Навязчивыми бывают страхи, воспоминания, поступки, действия в виде дурных привычек (бесконечного шмыгания носом, постукивания рукой или ногой, кивания головой и т.д.)
Ребенок может сильно испугаться во время пожара или грозы. Ужас охватывает малыша при внезапном появлении лающей собаки. Чувство страха может появиться в зоопарке или в цирке, где демонстрируются крупные хищники.
Следует учитывать, что психика особенно ранима у детей физически ослабленных от рождения, у малышей возбудимых, часто болеющих. Этим детям крайне необходим надежный заслон от психотравмирующей ситуации. Если ребенку предстоит встреча с не понятным, но впечатляющими воздействиями ( посещение зоопарка), то малыша надо к этому подготовить и по необходимости ограничивать зрелищные и другие впечатления.
Невроз детского страха возникает иногда в результате просмотра кинофильмов, телевизионных передач. Родителям необходимо контролировать, какие передачи смотрит ребенок. В какие игры он играет.
Сказки, рассказы, стихотворения, песни должны быть понятными и доступными и не устрашающими.
Телевизор и компьютер прочно вошли в нашу жизнь. Во многих семьях телевизор включен целый день. Зачем? Просто так. Для фона « чтобы не было скучно». А рядом играют дети и то – же просто так смотрят все подряд. Однако « что» и в каких количествах льется на ваших детей из современного « голубого экрана», никому объяснять не надо.
Тяжелой психической травмой для ребенка является распад семьи. Он не может еще правильно оценить происходящее, не в состоянии без потрясения перенести уход из семьи матери или отца.
У таких детей часто наблюдается резко выраженное истощение нервной системы.
У детей – невротиков отмечается неуверенность в своих силах. Ослабление воли, памяти, внимания, нарушения сна.
Основной принцип профилактики неврозов у детей – это разумное чередование и сочетание умственных, эмоциональных и физических нагрузок.
Если ребенок на ваше распоряжение реагирует отрицательно, нет смысла настаивать на его выполнении. Лучше в таких случаях, подождать, когда ребенок успокоится. Упрямым детям не следует приказывать, лучше попросить, сопровождая эту просьбу словами « пожалуйста», « будь добр» Предложения и просьбы взрослые должны произносить без ноток раздражения, а тем более гнева. Наиболее уместен ровный, спокойный тон.
Родителям полезно помнить простую истину: неврозы у детей легко предупредить, но очень трудно лечить.
А кто, как не вы, родители, лучше знаете своих детей. И не даром говорится, что человек узнается лучше всего по общению со своими детьми.
Дайте ребенку возможность участвовать в своей жизни, разделите с ним его радости и переживания. Играйте со своим ребенком. Ведь игра для него – это естественное состояние. Играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает способности.
Поощряйте игру детей. Пусть играют в одиночку или с друзьями. Дети чувствуют себя свободно, когда играют во что хотят и как хотят. Пусть это будут настольные игры, игры со строительным материалом, сюжетно- ролевые , музыкальные и театрализованные. Все они служат развитию всех познавательных процессов, находчивости, умению управлять собой и подчиняться правилам.
Мой призыв на сегодняшнем собрании к вам « Играйте с детьми – это замечательно оздоравливает отношения!».
Педагог – психолог предлагает провести с родителями тренинг комфортного общения.
Тренинг комфортного общения
Сколько раз статистика пыталась подсчитать. Какое количество времени родители уделяют ребенку каждый день? Цифры не утешительны: самое большое – 3 ч. В день. И это не целенаправленное общение с ребенком. А только время, которое он проводит с родителями – завтрак. Ужин, дорога в детский сад и обратно, укладывание спать и т.д.
Как сделать общение с ребенком позитивным и конструктивным, чтобы даже полчаса приносили пользу и радость родителям и ребенку?
Перед тренингом психолог просит родителей ответить на вопросы ( в письменном виде )
1. О чем Вы говорите с ребенком по дороге в детский сад?
2. О чем Вы говорите с ребенком по дороге из детского сада?
3. Знаете ли Вы какая из воспитательниц нравится вашему ребенку больше?
4. Знаете ли Вы, с кем дружит ваш ребенок?
5. Знаете ли Вы любимую сказку вашего ребенка?
6. Во что любит играть Ваш ребенок?
7. Чего боится Ваш ребенок?
8. куда Вы в последний раз ходили вместе с ребенком?
9. Что больше всего огорчает Вашего ребенка?.
10. Что больше всего радует Вашего ребенка?
Тренинг комфортного общения проходит в форме проигрывания и анализа ситуации, принятия решений.
Ситуация 1. « Купите мне собаку, пожалуйста». Один из родителей – ребенок. По очереди он подходит к каждому и просит купить собаку. Задача родителей – объяснить ребенку, почему они не могут этого сделать, и предложить ребенку альтернативу покупки собаки.
Ситуация 2. « Это не я». Один из родителей – «ребенок», он совершил что-то недозволенное. Его в этом уличают. Задача ребенка – не сознаваться, задача родителей сделать так, чтобы ребенок сказал правду.
Ситуация 3. « Меня обижает Сережа». Трое родителей – «дети»: одна « девочка» и два « мальчика». «Дети» по очереди подходят к родителям и жалуются: «Меня обижает Сережа. Что мне делать?» Родители по очереди выясняют, как их обижает Сережа, и дают советы, как с ним справиться.
Ситуация 4. « Я в сад не пойду». Несколько родителей – «дети». «Дети» сидят на полу и хором говорят я «Я в сад не пойду!» Задача родителей – сказать или сделать нечто такое, после чего дети спокойно пойдут в детский сад.
Проигрывая различные ситуации, психолог помогает родителям посмотреть на мир глазами ребенка, найти с ним общий язык. Избежать конфликтов.
Источник
Психологический тренинг для родителей «Психологическое и физическое здоровье мамы» совместно с инструктором по физкультуре
Елена Кулабухова
Психологический тренинг для родителей «Психологическое и физическое здоровье мамы» совместно с инструктором по физкультуре
Субъект: мамы воспитанников.
Цели тренинга: формирование позитивных взаимоотношений, снятие эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.
Оборудование: мягкие фигуры с надписями обязанностей, доски для дорожки, записи музыки для релаксации, презентация цветов, бумага, ножницы, карандаши, мольберт, ложки для самомассажа, коврики, платочки, пылесос.
Психолог: Здравствуйте, уважаемые мамы. Сегодня мы собрались с Вами, чтобы вы смогли отдохнуть и обрести на нашем занятии хорошее настроение. Но для начала мы с вами познакомимся. И соберем прекрасный букет из наших имен, а для этого каждый из вас по очереди назовет свое имя и цветок начинающийся на первую букву вашего имени. Например — Анна- астра.
Игра на знакомство «Имя – цветок»
мамы стоят в кругу и по очереди представляют своё имя и называют цветок начинающийся на первую букву имени.
Психолог: Большой и прекрасный букет мы с вами собрали, и я рада знакомству с вами. На материнских плечах лежит столько обязанностей, скажите вы устаете от них?
Психолог: Как вы думаете легко ли пройти по этой ленточке, которая лежит на полу?
Ответы мам: Да легко.
Психолог: Сейчас я попрошу выйти ко мне маму (имя мамы). Перед вами дорожка, пройдите по ней.
Психолог: А теперь я буду вам в руки давать материнские обязанности.
Упражнение «Охапка обязанностей»
Психолог дает в руки маме большие фигуры, на которых написано: уборка, стирка, готовка, глажка, посуда, игры с ребенком, занятия с ребенком.
Психолог: А теперь как думаете сможете ли вы пройти по дорожке?
Ответ мамы: Нет, это сложно, потому что из-за коробок мне не видно ленту.
Психолог: Вот поэтому мамам нужно уметь отдыхать и расслабляться, чтобы охапка обязанностей не мешала хорошему настроению и не скапливалось чувство усталости.
Упражнения от инструктора по ФК «Веселая уборка»
Упражнения с тряпочкой.
1 И. п – стоя на коврике, одну ногу поставить на тряпочку. Круговые движения на месте ногой «натираем полы», руки двигаются вперед – назад. Тоже движения другой ногой.
2 И. п — о. с одну ногу поставить на тряпочку. Выпад ногой вперед- назад.
3 И. п- ноги на шире плеч, тряпочка лежит на полу. Наклониться к тряпочке не сгибая колен вращаем руками с тряпкой по полу с амплитудой поворота.
4 И. п – сидя на пятках, под каждым коленом тряпочки, руки в упоре на полу. Раздвигаем колени в стороны, и обратно в и. п
Упражнения с пылесосом
1 Упражнение «балерина» —
И. п – стоя, одной рукой держим ручку пылесоса. Рисуем круги одной ногой – маленький, побольше, носок при этом оттягиваем. Повторить упражнение другой ногой.
И. п тоже. Махи ногой в сторону. Махи вперед- назад
3 Танцуем под музыку с пылесосом.
Психолог: А теперь я предлагаю вам расслабиться
Релаксационное упражнение «Цветок»
Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте, что вы прекрасный цветок, который растет на чудесной поляне. Почувствуйте, как вас согревают лучи солнца, вам тепло, спокойно, хорошо. Над вами необычайно красивое голубое небо с пушистыми белыми облаками. Вас обдувает легкий ветерок, вы чувствуете аромат других цветов, которые растут на поляне. Вы наполняетесь радостью и добром. Вы дышите легко, спокойно, глубоко. Вы дышите легко, спокойно, глубоко. Открываем глаза. Посмотрите по сторонам и улыбнитесь друг другу.
Психолог: Что вы чувствуете после этого упражнения?
Психолог: А для того, чтобы с вами закрепить наше упражнение, мы с вами полюбуемся прекрасным.
Презентация под музыку «Цветы»
Психолог: Когда мы с вами выполняли релаксационное упражнение, каждый представлял себя каким-то цветком, давайте каждый из вас его нарисует.
Мамы усаживаются за столы и под музыку рисуют цветы.
Психолог: Теперь вырежьте ваши цветы. Мамы вырезают цветы.
Психолог выносит мольберт
Психолог: Представьте, что мольберт — это поляна, но она пока пуста и на ней ничего не растет, давайте украсим её вашими цветами.
Мамы закрепляют цветы на мольберте.
Психолог: Вот какая прекрасная поляна у нас с вами получилась.
Инструктор по ФК проводит самомассаж с ложками. Автор О. И. Крупенчик, учитель- логопед, Санкт- Петербург.
— Дорогие мамы, скажите, что вам сегодня понравилось на нашей встрече?
Упражнение «Впечатления по кругу» Каждая из мам по очереди говорит, что ей понравилось на занятии.
Психолог: Я хочу вас поблагодарить и сказать вам спасибо за сегодняшнюю встречу. Сохраните надолго это радостное чувство, что вы приобрели сегодня на нашей встрече. До свидания.
составители: педагог- психолог- Фукс А. В.
инструктор физической культуры -Кулабухова Е. Е.
Социально-психологический тренинг «Познай себя» для детей школьного возраста «Познай себя» (социально-психологический тренинг) Цель: Осознание своих эмоций, потенциала своих ресурсов, сильных сторон личности и в частности.
Консультация для родителей «Психологическое здоровье детей дошкольного возраста» Психологическое здоровье детей дошкольного возраста/ Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе нашего дошкольного.
Проект в бассейне совместно с инструктором по плаванию «Быть здоровыми все могут — спорт и отдых нам помогут» Проект для старшей группы «Быть здоровыми все могут — спорт и отдых нам помогут! Проект подготовили: инструктор по плаванию ДОО: Лесина.
Психологический тренинг для педагогов Цель: создание положительной доброжелательной атмосферы, развитие коммуникативных навыков и позитивных взаимоотношений в коллективе. Оборудование:.
Психологический тренинг для педагогов «Я + ты = мы» Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Задачи: — формирование благоприятного психологического климата.
Психологический тренинг для педагогов «Открой в себе себя» Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы, осознание педагогами личных особенностей, повышение самооценки Оборудование: грецкие.
Психологический тренинг для педагогов: «Развитие творческих способностей воспитателей» Цель: — определение черт личности и условий, мешающих проявлению творчества; — развитие креативных и коммуникативных способностей участников.
Психологический тренинг для родителей «Семья — мир, в котором нам уютно» Цель: формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми в семье. Педагог-психолог: Здравствуйте! Сегодня мы поговорим.
Психологический тренинг для воспитателей ДОУ «Я — педагог» Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!» Цель: Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых.
Тренинг для педагогов «Психологическое кафе» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад «Золушка» Тренинг для педагогов «Психологическое кафе» Подготовила.
Источник