Тренинг «Психологическое здоровье педагогов»
методическая разработка по теме
Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для воспитателей
«Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов- путь к гармонии»
Цель тренинга: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.
познакомить педагогов с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики;
обучить способам психической саморегуляции;
снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;
овладение умениями и навыками психической саморегуляции (анкеты-отзывы; наблюдение; групповое интервью).
1. Вводная беседа
Все ли люди современного общества подвержены опасности профессионального выгорания. Все мы живые люди, которые задействованы в той или иной сфере деятельности. У каждого из нас на работе существует определённый круг обязанностей, которые необходимо выполнять каждодневно, изо дня в день, из месяца в месяц. Человек, выполняющий длительное время одну и ту же работу, устаёт психически, что в свою очередь снижает мотивационную сферу человека и ведёт к равнодушному отношению к профессиональной деятельности. В этом случае так же можно говорить о синдроме профессионального выгорания.
Синдрому профессионального (психологического) выгорания, больше подвержены врачи, педагоги, психологи, менеджеры различных отраслей, официанты, продавцы.
Мы начинаем наше тренинговое занятие . Любое тренинговое занятие имеет правила.
Обращаться друг к другу по имени.
Принимать себя и других такими, какие они есть.
Избегать оценок друг друга.
Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.
Активное участие в происходящем.
Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.
Конфиденциальность всего происходящего в группе.
Общение по принципу «здесь и сейчас».
Принцип нашего занятия «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму» Вот и мы с вами сегодня постараемся не только определить проблему, но и научиться, практически преодолевать ее.
В течение тренинга нам предстоит вместе пройти определенный путь, и, как обычно это бывает, начнется с приветствия, знакомства
(Ведущий начинает выполнять упражнение первым ). Держа мяч в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и ваше имя, например: «Светлана –смелая». Затем мяч перекидывается другому участнику и тот называет свое имя и качество.
Презентация «Синдром профессионального выгорания педагогов»
Тест «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?» ( по А.И.Тащевой, 2000)
Не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего «повседневный» психический потенциал человека. Однако стресс, как указывал канадский ученый Ганс Селье, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большей радости. Он способен привести человека к вершинам творчества.
Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов:
- Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?
- 2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?
- Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска ( выходных) больше, чем до него?
- Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине тупая боль?
- Испытываете ли вы головные боли от конфликтов в семье?
- Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?
- Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?
- Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли о себе знать?
- Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?
- Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени, на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?
Посчитали положительные результаты, если их больше 4, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья.
Упражнение способствует консолидации группы и формированию эмоционально-позитивной атмосферы. Ведущий заранее готовит игровой материал: непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги ( билеты). Если группа большая ( более 12 человек), каждому игроку желательно дать не более двух билетов; если маленькая , можно раздать по три билета. На каждом билете игроки записывают качество, которое они больше всего ценят в людях. Этого никто другой не видит. После этого билеты сворачиваются трубочкой и укладываются в пакет. Ведущий перемешивает все билеты. Все садятся в круг, а стул с пакетом ставят в центр круга. Ведущий выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать и отдать тому, кто, по его мнению, обладает данным качеством. Получивший «подарок» про себя читает его, благодарит, затем сам выбирает билет и дарит его какому-нибудь участнику, и т.д. Упражнение не должно выполняться в условиях полного молчания. Необходимо стимулировать шутки, веселье. Можно следить за тем, чтобы передача «подарков» не сконцентрировалась в руках двух-трех игроков, иначе остальные почувствуют себя ненужными.
Упражнение 1. «Ловец блага»
Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:
1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.
2. Вы опоздали на автобус.
3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.
Комментарии для ведущего.
Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага».
Игра «Я знаю, что я…»
Это, простое, на первый взгляд, упражнение может выявить скрытые ресурсы участников, повысить уровень уважения, доверия друг другу.
Все участники сидят в кругу. Каждый из них берет карточку и по очереди зачитывают
- Я знаю, что у меня взоры нежно-страстные, а речи сладострастные
- Я знаю, что я кокетливо-задорная и совсем не вздорная.
- Я знаю, что я солнечная, стремительная, трепетная, решительная
- Я знаю, что я искренняя, классная, честная, потрясная.
- Я знаю, что я бесподобно танцующая, огненная, флиртующая
- Я знаю., что я гениальная, взрывная, искрометно-чумовая.
- Я знаю, что я сладкая , певучая, вдохновенная, кипучая.
- Я знаю, что я вездесущая, магическая, колоссально-магнетическая
- Я знаю, что я раны исцеляющая и в любовь играющая
- Я знаю, что я бойкая, вовсе не помпезная
- Я знаю, что я все же непорочная, красавица восточная
- Я знаю, что я хмельная, цветущая, к поцелуям зовущая.
- Я знаю, что я пылкая, насмешливая, упрямая и вежливая
- Я знаю, что я лаской согревающая, часто согрешающая
- Я знаю, что я азартная, влюбленная, заманчивая, знойная
- Я знаю, что я непосредственная, смешливая, видная, красивая
- Я знаю, что я творчески увлеченная, с фигуркою точеною
- Я знаю, что аппетитно-вкусная, а в любви искусная
- Я знаю, что я сказочная, живительная, амазонка пленительная.
Приемы снижения стрессового состояния, улучшения настроения.
По мере приобретения опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью.
Мы предлагаем вам естественные способы регуляции, которые вы можете использовать прямо на работе:
— смех, улыбка, юмор
— размышления о хорошем, приятном
— различные движения типа потягивания
— наблюдения за пейзажем за окном
— рассматривание цветов в помещении, фотографий
— «купание» в солнечных лучах
— вдыхание свежего воздуха
— высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Однако есть и особенные , специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации.
Ведущий предлагает участникам занять удобное положение и включает запись спокойной музыки
Участникам предлагается на листочках (яблоки) написать свои отзывы о занятии и прикрепить их к нарисованному на бумаге – дереву.
Источник
Тренинг. Психологическое здоровье педагогов.
Галина Золотова
Тренинг. Психологическое здоровье педагогов.
Цель: профилактика эмоционального выгорания, обучение навыкам саморегуляции и расслабления, формирование положительного эмоционального состояния, профилактика неврозов. Задачи: 1. Формирование положительного эмоционального состояния, с помощью позитивного проговаривания. 2. Профилактика эмоционального выгорания, через релаксацию и саморегуляцию. 3. Профилактика неврозов с помощью позитивного положительного опыта общения. 4. Обучение способам здоровьесберегающих технологий.
— Здравствуйте, коллеги! Я рада, что мы смогли все встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть. Тема нашего тренинга называется «Психологическое здоровье педагогов» и направлен он на профилактику эмоционального выгорания педагогов. Профессия педагог требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследователями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения — синдрому эмоционального выгорания. Лечебные и профилактические меры во многом схожи, но при профилактике синдрома эмоционального выгорания, еще можно обойтись без медикаментозной коррекции состояния. Так какие же меры профилактики необходимы? Прежде всего, методы мышечной и психологической релаксации. К первым относятся: периодическая «ревизия» мышечного корсета, устранение «зажимов», которые могут стать хроническими. Они являются телесным проявлением эмоциональных блоков! И умение расслабляться предотвращает возникновение мышечных зажимов, способствует повышению стрессоустойчивости.
Основной фактор эмоционального выгорания педагогов– это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:
— предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка; — отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства; — недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное; — невозможность влиять на принятие важных решений; — необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (необходимость быть вежливым улыбчивым); — работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопадоподобным поведением); — отсутствие каких – либо интересов вне работы; — переживание несправедливости; — неудовлетворенность работой.
Признаки эмоционального выгорания:
1. Первый признак выгорания – эмоциональное истощение. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.
2. Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.
3. Третьим признаком является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.
Сегодня я предлагаю выполнить игры и упражнения, которые помогут нам снять напряжение, расслабится.
Упражнение 1 «Давайте поздороваемся!»
Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности
Все участники должны приветствовать друг- друга различными частями тела: коленками, спинками, затылками, бедрами и тд.
Спутник стресса – это мышечный зажим.
Упражнение 2.
Встаньте прямо, руки свободно висят вдоль туловища.
Представьте, что к вашему темени прикреплена ниточка, за которую вас не сильно, но уверенно тянут вверх.
Позвольте голове последовать за направлением силы натяжения. Понемногу вытягивайте шею.
Затем начинайте вытягивать позвоночник.
Когда почувствуете, что позвоночник выпрямился, встаньте на носочки.
Упражнение 3. «Муха» Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение 4. «Лимон» Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя. Упражнение 5. «Растираем руки» Растереть руки в течение нескольких секунд, пока они не станут горячими. Заодно продиагностируете своё биополе на настоящий момент. Если ладони сухие и горячие, то с энергетикой всё хорошо в организме. Если ладони теплые, то биополе снижено. Если ладони не согреваются и становятся влажными, то это говорит о серьезных сбоях в организме. В любом случае делайте эту гимнастику, так как она позволит вам избавиться от всех сбоев и заболеваний.
Упражнение. Пальминг
Горячие ладони кладем на глазные яблоки. Начинаем надавливать на глаза в следующем темпе: одна секунда- одно движение. Таким образом сделайте 30 движений за 30 секунд. Затем оставьте ладони на глазах и держите еще не менее тридцати секунд, а если у вас плохое зрение, то лучше около двух минут. В это время идет питание глазного яблока и всех рецепторов вокруг.
Упражнение 6. «Прокачиваем уши»
Надавливаем руками на уши, при этом пальцы сзади на затылке, ладони прижимаем к ушам и делаем 30 движений в темпе 1 движение в секунду. В течение некоторого времени могут начать проявляться симптомы хронических заболеваний, которые у вас есть, особенно если они связаны с ушами. Не прекращайте упражнения, просто делайте их «помягче», если есть болевые ощущения. Через некоторое время проходит хроническое воспаление уха. Также улучшится слух. Упражнение. Минутный массаж ушных раковин: осторожно поворачивайте уши три раза снизу вверх. Делайте упражнение, когда вы рассеяны. Разотрите хорошенько уши — вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх — вниз, вперед — назад, при этом поцокайте языком 15-20 с.
Упражнение 7.
Следующее упражнение: большой палец кладем за ухо, руки сжимаем в кулачки и начинаем подтяжку лица от подбородка к ушам, сильно надавливая на лицо. Делаем также 30 раз. После этого упражнения вы можете почувствовать прилив крови к лицу и даже немного вспотеть. Подтягивается овал лица, улучшается лимфатический отток.
Упражнение 8.
Дальше кладем правую ладошку на лоб, левую сверху и начинаем потирающие движения от виска к виску. Можно не касаться руками лба, делать на расстоянии несколько сантиметров от лица. Но если вы хотите разгладить морщины на лбу, то надо касаться кожи. Делаем также за 30 секунд 30 движений. Это упражнение оздоравливает все носовые пазухи, а также активизирует работу гипофиза. Упражнение 9. «Перекаты головы». После выполнения этого упражнения голос начинает звучать гораздо громче. Наклоните голову вперед и медленно перекатывайте ее от одного плеча к другому. Опустив плечи, повторите то же самое. Наклоните голову назад и снова делайте перекаты. Упражнение 10. «Звуковая гимнастика» Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие. Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, психолог рассказывает о правилах. применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Особенностью методики является дыхание: сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Продолжительность выдоха должна быть вдвое больше, чем вдоха. Звук «А» заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, дает команду всем его клеточкам настроиться на работу, воздействует благотворно на весь организм
Звук «Е» — создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения, воздействует на щитовидную железу;
Звук «И» — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
Звук «О»— воздействует на сердце, легкие;
Звук «У» — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Звук «Я»— воздействует на работу всего организма;
Звук «Н» заставляет вибрировать головной мозг, активизирует его правую половину и лечит болезни мозга, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности.
Звук «В» исправляет неполадки в нервной системе.
Звук «Т» очищают душу от тяжести, укрепляют сердечно-сосудистую систему.
Звук «X»— помогает очищению организма;
Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы. Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Упражнение 11. «Дождь» Участники делятся на группы по 2 человека (можно друг за другом «паровозиком») Участники группы под музыку лёгкими прикосновениями имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются. Затем участники группы меняются местами.
Упражнение 12. «Источник»
Всем участникам предлагается удобно лечь на ковер, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Ручей» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:
«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Прохладная вода протекает сквозь каждую вашу клетку, сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот сор, разочарования, огорчения, заботы, тревогу, всякого рода мысли, которые неизбежно накапливаются день за днем. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия — вашей энергией. Представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется».
По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.
Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы: — резко встать и пройтись; — быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги; — измалевать листок бумаги, измять и выбросить. 2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе. 3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и, проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
• Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.
• Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.
• Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего психологического здоровья.
Круглый стол для родителей «Психологическое здоровье детей» «Психологическое здоровье детей» (совместно с воспитателем группы) Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, формирование.
Круглый стол с родителями «Психологическое здоровье воспитанников» .
План проведения недели «Психологическое здоровье» в детском саду Тема недели: «Психологическое здоровье» с 26 по 30 октября 2015 года Девиз недели: «От достигнутого к нашим истокам». Понедельник Название.
Психологическое здоровье детей Как цель и критерий успешной работы ДОУ Здоровье человека всегда было, есть и будет одним из основных ценностей, которые характеризуют развитость цивилизации. В современной ситуации.
Психологическое здоровье дошкольников в ДОУ В современных условиях развития общества проблема психологического здоровья детей является актуальной, как никогда ранее. Социальные перемены,.
Семинар-практикум для педагогов «Влияние игры на психологическое здоровье ребенка» Семинар-практикум для педагогов на тему: «Влияние игры на психологическое здоровье ребенка» Цель: расширение знаний педагогов об особенностях.
Семинар-тренинг для педагогов «Мотивация педагогов и детей в современных условиях образовательного процесса ДОУ» Семинар-тренинг для педагогов на тему «Мотивация педагогов и детей в современных условиях образовательного процесса ДОУ» Цель: Повышение.
Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель тренинга: — Знакомство с понятием профессиональное «выгорание», его характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение.
Тренинг для педагогов «Моё здоровье» Тренинг для педагогов «Моё здоровье» У души, как у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия.
Тренинг для родителей второй младшей группы «Психологическое здоровье дошкольника» Цель: донести до родителей второй младшей группы информацию о сохранении и укреплении психологического здоровья младших дошкольников. Оборудование:.
Источник