Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей детей с ОВЗ на тему: «Психологическое здоровье дошкольников»
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Семинар-практикум для родителей детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 21.1 КБ |
seminar.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум с элементами тренинга
для родителей детей с ОВЗ
на тему: «Психологическое здоровье дошкольников»
- раскрыть суть понятий «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие»;
- акцентировать внимание родителей на взаимосвязи педагогической (родительской) установки с эмоциональным благополучием и личностным развитием ребенка;
- стимулировать рефлексию родителей над собственными воспитательными установками;
- организовать обмен опытом в области взаимодействия с детьми;
- способствовать выработке новых навыков общения с ребенком;
- повышать уровень психолого-педагогических знаний у родителей.
Уважаемые родители. Для начала я предлагаю вам поиграть в игру «Мой ребенок ». Каждый родитель должен назвать имя своего ребенка и на эту же букву качество его характеризующее. Игра проводится в кругу, передавая мяч.
Вступительное слово педагога-психолога.
Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о психологическом здоровье детей. Понятие «психологическое здоровье» появилось в 30-х годах. Оно отражает состояние физического, психического и социального благополучия. Слайд №1.-2
Задание 1. «Мой ребенок психологически здоров». Слайд №3
Давайте с вами нарисуем портрет психологически здорового ребенка и определим те качества, которыми он должен обладать.
Например: умный, уравновешенный, любознательный, подвижный, открытый, добрый, дружелюбный, отзывчивый, активный, самостоятельный, честный, смышлёный, веселый
Будем считать, что ребенок обладает этими качествами на 100 %.
Задание 2 «Числовой отрезок».
Мысленно начертите числовой отрезок от 1 до 10. Десять соответствует идеальному ребенку,0-психологически нездоровому. Мысленно отметьте, где на числовой прямой находится ваш ребенок. При этом помните, что идеальных детей не бывает. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от эталона и это нормально.
Все мы знаем, что невнимание к ребенку, неуважение его личности лишают возможностей самореализации в будущем.
Слайд №4 Факторы риска психологического здоровья
Одно из основных условий полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.
Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек.
Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить вопрос о психологическом здоровье детей.
Упражнение №3 «Платочки»
— Для этого упражнения возьмем куклу, которая будет играть роль ребенка. А мы сейчас вспомним, как мы иногда общаемся с детьми.
* Если ребенок капризничает, мы ему говорим: «Не плачь, прекрати! ». Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства. (обвязываем кукле область сердца)
* Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать, мы говорим: «Не трогай! » (Связываем бинтом руки.)
* Если ребенок разбегался, мешает нам, мы говорим: «Не бегай! » (Связываем ноги.)
* Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, мы реагируем: «Не слушай! » (Завязываем уши.)
* Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему: «Не кричи! » (Завязываем рот.)
— Как вы думаете, ребенку хорошо? Как он себя чувствует? Как вы думаете, что нужно освободить в первую очередь? Если мы его спросим? Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать?
Слайд №5 Важность сохранения психологического здоровья.
— Вследствие нарушения психологической безопасности ребенок может оказаться в стрессовом состоянии. Чтобы вовремя помочь ему, каждый педагог (родитель) должен знать признаки такого состояния.
— Как может проявляться стрессовое состояние у ребенка?
- трудности с засыпанием, неспокойный сон;
- частая усталость;
- участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки и т. д.) ;
- участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;
- беспокойство, непоседливость;
- частое проявление упрямства, капризов;
Навязчивые привычки – сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец, игра с половыми органами;
- стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание;
- стремление к уединению;
- невротические проявления – моргание глазами, подергивание плеч, дрожание рук и т. д.
- дневное или ночное недержание мочи.
Все перечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения. Во взаимоотношениях взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Одной из таких форм являются родительские установки – совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним.
Давайте вспомним реплики взрослых, высказывания, оценки, услышанные или сказанные лично вами, и попробуем определить, негативное или позитивное влияние они оказывают на ребенка.
Слайды № 6-7 Психологическое здоровье семьи
Одно из основных условий полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.
Упражнение 4. Методика «Лесенка». Родителям предлагается «оценить» своего ребенка и поставить его на определенную ступень. Затем сравнить с результатами детского тестирования.
Работа с родительскими позитивными и негативными установками.
5. Обыгрывание проблемных ситуаций
Работа над собой и воспитание детей – сложные процессы, для закрепления услышанного сегодня рассмотрим жизненные ситуации и постараемся найти правильное педагогическое решение.
Задание: найдите выход из проблемной ситуации, используя позитивные установки. Работа выполняется в парах.
1. Ребенок шалил за столом и, несмотря на ваше предупреждение, пролил молоко.
Педагогически правильное решение ситуации: «Ничего, бывает. Иди принеси тряпку и убери за собой.
2. У вас важный разговор с приятельницей. Ребенок постоянно вас перебивает.
«Понимаю, тебе хочется поиграть со мной. Этот разговор для меня очень важен»
3. Вы торопитесь на работу. Ваш ребенок медленно одевается и отказывается надевать приготовленные вещи.
«Я тороплюсь, мне бы не хотелось опаздывать. Тебе нужна моя помощь? »
4. Ребенок пришел с прогулки в промокшей обуви – он ходил по лужам.
Ты очень огорчил меня, но я еще больше огорчусь, если ты заболеешь.
5. Вы пообещали купить ребенку игрушку, но пока нет возможности сделать это.
Мне тоже нравится эта игрушка, и мне бы очень хотелось порадовать тебя, но нужно подождать еще немного.
Заключение: Просмотр мультипликационного фильма «Что случилось с крокодилом».
Итог: игра «Мишень». Уважаемые родители. Прошу вас выразить свое отношение к прошедшему мероприятию.
Источник
Родительское собрание «Секреты психологического здоровья»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Проведение беседы с родителями по формированию психологического здоровья дошкольников. Тренинг комфортного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
« Секреты психологического здоровья».
Родители приходят в группу, которая украшена плакатами, транспорантами, шарами. Звучит классическая музыка, на партах лежат памятки для родителей. Все рассаживаются по местам, педагог- психолог начинает собрание.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Я начинаю нашу встречу этим обычным приветствием. Однако в нем, в обычном для каждого слове « здравствуйте» заложен глубокий, мудрый, позитивный смысл: быть благополучным, счастливым, а главное здоровым.
Да! Действительно! Здоровье необходимо всем и всегда. От него зависит наше настроение, успехи, достижения, победы.
Сегодня мы с вами поговорим о здоровье наших детей и тема нашей встречи «Секреты психологического здоровья».
Именно в нем, в психологическом здоровье заложен глубокий смысл успешной жизни вашего ребенка на всех ее этапах.
Сам термин « Психологическое здоровье» неоднозначен. Он связывает две науки, две области практики медицинскую и психологическую.
Давайте мы с вами, сейчас определим те качества, которые присущи психически здоровому ребенку. Он какой? ( родителям предлагается назвать эти качества. На партах лежат подсказки, предложенные психологом: дружелюбный, находчивый, веселый, смышленый, активный, самостоятельный, доброжелательный, уверенный, добрый, открытый, честный, любознательный, решительный, участливый, сопереживающий).
Психически здоровый – это прежде всего жизнерадостный, веселый, смышленый и общительный ребенок. И каждому из нас хочется, чтобы в будущем он вырос самостоятельным, активным, успешным, уверенным в себе человеком.
А основы этих качеств формируются в раннем детстве. И мы, родители обязаны знать о том, как помочь своему малышу справиться с возникающими психологическими трудностями
В большинстве своем родители не хотят думать о трудностях, которые еще могут возникнуть. « Толи возникнут, то ли нет»- думают многие. И за счет своей занятости или не внимания могут проглядеть, возможно , незначительные психические недостатки, которые в последствии могут привести к большим проблемам.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% среди поступающих в школу. По наблюдениям педагогов начальной школы дети оказываются все более подготовлены интеллектуально, и менее эмоционально устойчивы и спокойны.
Болезненная ранимость, плаксивость, обидчивость, конфликтность и агрессия, низкий уровень самостоятельности и одновременно с тем высокая тревожность – это только часть проблем. С которыми приходится сталкиваться педагогу начальной школы.
Комплекс этих проблем возникает у детей не в связи с поступлением в 1 кл., а за долго до этого.
Во – первых это проблема в семье. Ее можно назвать дисгармония семейных отношений. Не полные семьи, плохие бытовые условия, конфликтные ситуации между родителями, невнимание к ребенку. Все это провоцирует психофизическое напряжение, повышенную тревожность, различные детские страхи.
Во- вторых это издержки воспитания. Эдесь уместно выделить два противоположных фактора (и это безусловно факторы риска)
1. « Ребенок – кумир семьи»
Все разрешено, твои интересы – главные, ты – лучший.
Что происходит впоследствии:
Ребенка не интересуют желания и интересы других людей. Он видит мир только с позиции собственных интересов. Не умеет общаться со сверстниками, понимать требования взрослых. Именно такие, причем нередко хорошо интеллектуально развитые дети не могут адаптироваться в школьной среде, а в дальнейшем с трудом справляются с реальностью жизни.
У родителей нет общей жизни с детьми, нет настроения или времени ими всерьез заниматься. Подобное положение отвечает нынешней реальности. Мама и папа целый день на работе. Вместе только вечером или в выходные дни. Но и у родителей свои дела. А дети привыкли сами использовать свободное время так, чтобы не навлекать на себя лишний раз недовольство старших.
Подобное отношения приводят к неуверенности в своих силах , низкой самооценке, подавленности или агрессии и др. неблагоприятным проявлениям.
Педагог – психолог предлагает анализ теста. ( Предварительно родители отвечали на вопросы теста « Хорошие ли вы родители?». Цель теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений. Задачи теста: выяснить. Насколько важна для родителей забота о детях.)
А так же поиграть в игру « Узнай своего малыша» ( Предварительно детям задавался вопрос. Чем ты любишь заниматься с родителями в свободное время? Ответы записывались на отдельный бланк. Педагог читает ответы, а родители узнают ответ своего малыша.)
Как сохранить психическое здоровье дошкольника
Прежде всего родители должны знать границы психоэмоциональных возможностей своего малыша и не допускать действия тех причин, которые могут вызвать срыв нервной системы.
Опасность развития неврозов часто заключается в том, что взрослые, пытаясь выработать у малыша сдержанность, умение затормозить свои желания применяют метод запретов. Но в силу возраста ребенок подвижен, активен, любознателен, он стремиться познать окружающий мир, проявить самостоятельность. Но эти активные действия наталкиваются на жесткий запрет: « Нельзя», « Не делай», « Не ерзай» .
Постоянный контроль и запреты создают перегрузку тормозного нервного процесса, который у ребенка очень слаб . Желание « действовать и говорить» наталкивается на торможение процесса активности. Если такие перегрузки повторяются часто, у ребенка может развиться невроз.
Дошкольный возраст невропатологи называют колыбелью неврозов, периодом упрямства. Потому, что ребенок бурно протестует против многочисленных запретов . которые ставят взрослые на пути его познавательной и двигательной активности.
А если это сопровождается окриком, угрозой или телесным наказанием запрет приобретает характер психотравмы. Возникает конфликт между ребенком и родителями. Отсюда возникает истеричность, плач, крики или замкнутость и агрессивность.
Конечно, при необходимости, детей надо наказывать. Предварительно объяснив « за что». Можно временно лишить игрушек, сладостей и т.д. Если ребенок наказан например отцом, лучше, чтобы наказание отменил тоже он. Иначе в дальнейшем, дети перестают считаться с требованиями взрослых.
Следствием потрясения или конфликта с окружающими может быть невроз навязчивых состояний.
Навязчивыми бывают страхи, воспоминания, поступки, действия в виде дурных привычек (бесконечного шмыгания носом, постукивания рукой или ногой, кивания головой и т.д.)
Ребенок может сильно испугаться во время пожара или грозы. Ужас охватывает малыша при внезапном появлении лающей собаки. Чувство страха может появиться в зоопарке или в цирке, где демонстрируются крупные хищники.
Следует учитывать, что психика особенно ранима у детей физически ослабленных от рождения, у малышей возбудимых, часто болеющих. Этим детям крайне необходим надежный заслон от психотравмирующей ситуации. Если ребенку предстоит встреча с не понятным, но впечатляющими воздействиями ( посещение зоопарка), то малыша надо к этому подготовить и по необходимости ограничивать зрелищные и другие впечатления.
Невроз детского страха возникает иногда в результате просмотра кинофильмов, телевизионных передач. Родителям необходимо контролировать, какие передачи смотрит ребенок. В какие игры он играет.
Сказки, рассказы, стихотворения, песни должны быть понятными и доступными и не устрашающими.
Телевизор и компьютер прочно вошли в нашу жизнь. Во многих семьях телевизор включен целый день. Зачем? Просто так. Для фона « чтобы не было скучно». А рядом играют дети и то – же просто так смотрят все подряд. Однако « что» и в каких количествах льется на ваших детей из современного « голубого экрана», никому объяснять не надо.
Тяжелой психической травмой для ребенка является распад семьи. Он не может еще правильно оценить происходящее, не в состоянии без потрясения перенести уход из семьи матери или отца.
У таких детей часто наблюдается резко выраженное истощение нервной системы.
У детей – невротиков отмечается неуверенность в своих силах. Ослабление воли, памяти, внимания, нарушения сна.
Основной принцип профилактики неврозов у детей – это разумное чередование и сочетание умственных, эмоциональных и физических нагрузок.
Если ребенок на ваше распоряжение реагирует отрицательно, нет смысла настаивать на его выполнении. Лучше в таких случаях, подождать, когда ребенок успокоится. Упрямым детям не следует приказывать, лучше попросить, сопровождая эту просьбу словами « пожалуйста», « будь добр» Предложения и просьбы взрослые должны произносить без ноток раздражения, а тем более гнева. Наиболее уместен ровный, спокойный тон.
Родителям полезно помнить простую истину: неврозы у детей легко предупредить, но очень трудно лечить.
А кто, как не вы, родители, лучше знаете своих детей. И не даром говорится, что человек узнается лучше всего по общению со своими детьми.
Дайте ребенку возможность участвовать в своей жизни, разделите с ним его радости и переживания. Играйте со своим ребенком. Ведь игра для него – это естественное состояние. Играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает способности.
Поощряйте игру детей. Пусть играют в одиночку или с друзьями. Дети чувствуют себя свободно, когда играют во что хотят и как хотят. Пусть это будут настольные игры, игры со строительным материалом, сюжетно- ролевые , музыкальные и театрализованные. Все они служат развитию всех познавательных процессов, находчивости, умению управлять собой и подчиняться правилам.
Мой призыв на сегодняшнем собрании к вам « Играйте с детьми – это замечательно оздоравливает отношения!».
Педагог – психолог предлагает провести с родителями тренинг комфортного общения.
Тренинг комфортного общения
Сколько раз статистика пыталась подсчитать. Какое количество времени родители уделяют ребенку каждый день? Цифры не утешительны: самое большое – 3 ч. В день. И это не целенаправленное общение с ребенком. А только время, которое он проводит с родителями – завтрак. Ужин, дорога в детский сад и обратно, укладывание спать и т.д.
Как сделать общение с ребенком позитивным и конструктивным, чтобы даже полчаса приносили пользу и радость родителям и ребенку?
Перед тренингом психолог просит родителей ответить на вопросы ( в письменном виде )
1. О чем Вы говорите с ребенком по дороге в детский сад?
2. О чем Вы говорите с ребенком по дороге из детского сада?
3. Знаете ли Вы какая из воспитательниц нравится вашему ребенку больше?
4. Знаете ли Вы, с кем дружит ваш ребенок?
5. Знаете ли Вы любимую сказку вашего ребенка?
6. Во что любит играть Ваш ребенок?
7. Чего боится Ваш ребенок?
8. куда Вы в последний раз ходили вместе с ребенком?
9. Что больше всего огорчает Вашего ребенка?.
10. Что больше всего радует Вашего ребенка?
Тренинг комфортного общения проходит в форме проигрывания и анализа ситуации, принятия решений.
Ситуация 1. « Купите мне собаку, пожалуйста». Один из родителей – ребенок. По очереди он подходит к каждому и просит купить собаку. Задача родителей – объяснить ребенку, почему они не могут этого сделать, и предложить ребенку альтернативу покупки собаки.
Ситуация 2. « Это не я». Один из родителей – «ребенок», он совершил что-то недозволенное. Его в этом уличают. Задача ребенка – не сознаваться, задача родителей сделать так, чтобы ребенок сказал правду.
Ситуация 3. « Меня обижает Сережа». Трое родителей – «дети»: одна « девочка» и два « мальчика». «Дети» по очереди подходят к родителям и жалуются: «Меня обижает Сережа. Что мне делать?» Родители по очереди выясняют, как их обижает Сережа, и дают советы, как с ним справиться.
Ситуация 4. « Я в сад не пойду». Несколько родителей – «дети». «Дети» сидят на полу и хором говорят я «Я в сад не пойду!» Задача родителей – сказать или сделать нечто такое, после чего дети спокойно пойдут в детский сад.
Проигрывая различные ситуации, психолог помогает родителям посмотреть на мир глазами ребенка, найти с ним общий язык. Избежать конфликтов.
Источник