Групповое занятие-тренинг «Время быть здоровым»
Это занятие направлено на формирование здорового образа жизни, на формирование отрицательного отношения к вредным привычкам, на формирование значимости здоровья, как ценности
Просмотр содержимого документа
«Групповое занятие-тренинг «Время быть здоровым»»
«Время быть здоровым» для учащихся 7 класса
Тема: Время быть здоровым!
Цели: расширить знания подростков о здоровье и здоровом образе жизни; показать значимость здоровья для каждого учащегося и для общества в целом; способствовать формированию ценностного отношения к собственному здоровью; развивать ответственное поведение подростков.
Оборудование: бейджи трех цветов; мяч; «Стена вредных привычек»; стикеры: карточки на виды здоровья, ватманы, маркеры, цветные карандаши (для каждой группы), презентация, притча «Все в твоих руках», анкета обратной связи, буклеты «Здоровый образ жизни»
Целевая аудитория: (участники тренинга): учащиеся 7 классов.
Перед началом тренинга участникам предлагается выбрать бейджи понравившегося цвета и занять место за соответствующим столом. Таким образом, формируются три рабочие группы, за зеленым , желтым и красным столами.
І. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ( все стоят по кругу)
Я рада приветствовать вас на занятии-тренинге, который позволит нам пообщаться.
Но сначала мы познакомимся. Каждый, к кому в руки попадает мяч называет свое имя и прилагательное о своем качестве на эту же букву:. Я- Татьяна- тихая, и так далее
Пожалуйста, разделитесь на три группы по цвету бейджиков (желтые за желтый стол, зеленые за зеленый, красные за красный)
ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Упражнение “Ассоциации”
Что такое здоровье? У каждого из вас при упоминании о здоровье возникают свои ассоциации.
И так, здоровье для вас – это…
Тема занятия «Время быть здоровым» слайд №1
«Здоровье-это не подарок,
который человек получает один раз
и на всю жизнь, а результат
сознательного поведения каждого человека»
( П.Фосс — немецкий профессор)
Существует более 200 определений , что такое здоровье… слайд № 3
В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения под здоровьем понимается “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.
Работа в группах с карточками ( изучить что такое физическое здоровье и его критерии, психическое и его критерии, социальное — и его критерии)
1 группа Физическое здоровье связано с работой нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм. Прежде всего, у человека должно быть здоровое тело, правильное, красивое телосложение, достаточный вес, рост относительный своего возраста.
Человек должен иметь хорошую физическую подготовку, а это крепкую мышечную силу в руках и ногах, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости, не падать в обморок. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию против вирусов, микробов.
Так, к числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры.
А теперь рассмотрим, что же такое социальное здоровье?
2 группа Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, т.е. настроение (хорошее, веселое либо грустное, плохое), чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания, взаимоуважения, и так далее, но есть такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение, унижение, обида, боль. И в зависимости от того какие у нас преобладают чувства, таким будет наше эмоциональное здоровье.
Важным для комфортного положительного состояния организма является приобретение хороших друзей, любимого человека, наличие полной семьи (мамы и папы). Очень важно, чтобы человека понимали в его окружении, чтобы он сам понимал других, чтобы он умел не только высказывать свои претензии к окружающим, но и уступать другим, не создавать конфликтные ситуации.
На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности.
3 группа Социальное здоровье человека – это не что иное, как его социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру. То есть здесь мы можем рассматривать те качества личности, которые будут обеспечивать гармонию между потребностями данного человека и общества в целом.
Очень важно, чтобы человек стремился к самореализации и постоянному личностному развитию. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие – в семье и детях.
Таким образом, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.
Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям
Вывод: итак, ребята, мы с вами рассмотрели три основных аспекта здоровья, которые составляют основу ЗОЖ.
Что такое «здоровый образ жизни?» слайд №7
Упражнение «Что формирует здоровье?»
Цель: определение особенностей поведения и образа жизни как важнейших факторов, влияющих на здоровье человека.
Какие существуют факторы влияния на здоровье человека. Предложения записывают на стикерах. После того, как все предложения записаны, психолог предлагает объединить похожие факторы, выделить существенные: наследственность, медицина, окружающая среда, образ жизни человека. Научные исследования дают нам такие результаты по значимости влияния тех или иных факторов на здоровье человека:
— уровень медицинского обеспечения — 10%;
— образ жизни — 50%.
Хотя существует несколько важных факторов, влияющих на развитие и сохранение здоровья, поведение человека, его образ жизни является решающим в сохранении здоровья.
Чем здоровый человек отличается от нездорового? (Ответы участников)
слова для характеристики здорового человека: красивый, ловкий, статный, крепкий, стройный, сильный, румяный, подтянутый.
Давайте попробуем изобразить здорового человека и объяснить, почему изобразили этого человека именно так.
Упражнение “Модель здорового человека”
( плакаты-1/2 ватмана с изображением контура человека
Упражнение «Пути здорового образа жизни»
Цель: формирование понимания участниками сути здорового образа жизни, того, в каких действиях и поведении оно проявляется. Ведущий дает определение «здорового образа жизни».
Здоровый образ жизни – это такая жизнедеятельность человека, которая способствует сохранению и укреплению его здоровья.
Участники объединяются в три подгруппы, каждая из которых получает задание: на рулоне бумаги создать «Путь здорового образа жизни».
Важно обратить внимание и помочь участникам сформулировать их позиции по сохранению развития здоровья. Отвечать на вопрос: «Что делать, как действовать?».
Участники по группам создают модели здорового человека
(выходят и защищают свои проекты)
Как вы думаете, какой человек, здоровый или нездоровый, чувствует себя комфортно? (Ответы участников) Человек, ведущий здоровый образ жизни чувствует себя гораздо лучше.
Теперь поиграем в игру «Верю — не верю»
1.Согласны ли вы, что зарядка — это источник бодрости и здоровья? (да)
2.Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)
3.Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)
4.Правда ли, что есть безвредные наркотики? (нет)
5.Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)
6.Чтобы сохранить зубы здоровыми, нужно чистить их два раза в день. (да)
7.Правда ли, что способствует закаливанию в жаркий день пить ледяную воду? (нет)
Упражнение «Я- забота о здоровье» (анкета индивидуально)
оценить себя по 5 бальной системе
Вывод: Кто может с уверенностью сказать о себе «Я веду здоровый образ жизни…»
Упражнение “Стена вредных привычек”
Что мешает нам вести здоровый образ жизни? (Ответы участников) На каждом шагу человека подстерегают опасности: курение, алкоголизм, наркомания, которые из невинного развлечения, могут превратиться в привычку. А что же такое привычка? (Ответы участников)
Привычка – это поведение, образ действий, ставшие обычными, постоянными. Давайте подумаем, какие вредные привычки могут подорвать здоровье человека. У вас есть стикеры-кирпичики, запишите на них эти привычки.
Участники записывают вредные привычки на стикерах-кирпичиках и размещают их на стене вредных привычек, расположенной между моделями здорового и нездорового человека
На пути человека стоит стена из вредных привычек, и только от него зависит, обойдет он ее или нет. А впоследствии и состояние его здоровья.
Для чего так важно человеку быть здоровым? слайд №8
ІІІ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Упражнение “Ваше здоровье в ваших руках”(притча)
В одном селении жили два умных человека, один был добр и справедлив, и его уважали, к нему шли за советом и разрешением конфликтов, другой был хитер, зол и расчетлив, люди, несмотря на его ум, не шли к нему за помощью. Злобный старец решил всем доказать несовершенство доброго мудреца таким способом: он поймал бабочку, собрал жителей, позвал мудреца и спросил что он сам держит в руках. Добрый старец ответил – бабочку. “Живая она или мертвая?” – был следующий вопрос. И старец ответил: “Сейчас все зависит только от тебя: захочешь, распахнешь ладони, и она живая полетит, а захочешь, сожмешь, и она умрет. Все в твоих руках!”
Мораль такова: ваша жизнь и ваше здоровье в ваших руках. Педагоги, врачи, родители могут повлиять, помочь информацией, но решение принимать вам. И я надеюсь, что оно будет правильным. Просто хочется, чтобы вы понимали, как здорово быть свободным и здоровым. Каждый отвечает за себя сам, помня, что здоровье и тело у него одно-единственное и другого не будет. Вы уже в том возрасте, когда способны думать о том, как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра.
Здоровье, если к нему не относится, бережно оно не будет прежним. Здоровье, ни вернуть не за какие деньги.
На столах у каждого листы с обратной связью
Упражнение“Пожелание”(стать в круг)
Надеюсь сегодняшнее занятие было для вас полезным, вы смогли с него что-то почерпнуть и сделаете для себя правильный выбор, выбор в пользу здорового образа жизни. Скажем друг другу слова-пожелания. Пожелание должно быть коротким.
Всем спасибо за работу!
Анкета «Обратная связь»
1. Имя участника _____________________________________________
2. Дата занятия _______________________________________________
3. Степень включенности: 12345678910
4. Самые значимые (полезные) для Вас эпизоды, упражнения:___________________________________________________________________________________________________________________
5.Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия):_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета «Обратная связь»
1. Имя участника _____________________________________________
2. Дата занятия _______________________________________________
3. Степень включенности: 12345678910
4. Самые значимые (полезные) для Вас эпизоды, упражнения:___________________________________________________________________________________________________________________
5.Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия):_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета «Обратная связь»
1. Имя участника _____________________________________________
2. Дата занятия _______________________________________________
3. Степень включенности: 12345678910
4. Самые значимые (полезные) для Вас эпизоды, упражнения:___________________________________________________________________________________________________________________
5.Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия):_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник
Занятие-тренинг «Время быть здоровым»
Занятие-тренинг «Время быть здоровым»
Цель: популяризация здорового образа жизни человека
Задачи: расширить знания подростков о здоровье и здоровом образе жизни, о полезных и вредных привычках, показать значимость здоровья для каждого учащегося и для общества в целом.
Притча
Однажды шли три странника. В пути их застала ночь. Они увидели дом, постучали. Им открыл хозяин и спросил: “Кто вы?”
-Здоровье, Любовь и Богатство. Впустите нас переночевать.
— Жаль, но у нас только одно свободное место. Пойду, посоветуюсь с семьей, кого из вас впустить.
Больная мать сказала: “Давайте впустим Здоровье”.
Дочь предложила впустить Любовь, а жена — Богатство.
Пока они спорили, странники исчезли.
-В чем суть этой притчи?
-Как вы думаете, о чем мы поговорим сегодня?
— Да, тема нашего занятия « «Время быть здоровым»
Упражнение “Ассоциации”
-Что такое здоровье? У каждого из вас при упоминании о здоровье возникают свои ассоциации. (Высказываются, я записываю на доске, подвожу итог высказываниям).
-Какие факторы влияют на здоровье? (Можно сказать, что все то, что вы назвали можно объединить в 4 больших группы факторов)
Посмотрите на таблицу и проранжируйте их по важности влияния на здоровье:
|
|