Тренинг «Психологическое здоровье педагогов»
методическая разработка по теме
Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для воспитателей
«Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов- путь к гармонии»
Цель тренинга: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.
познакомить педагогов с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики;
обучить способам психической саморегуляции;
снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;
овладение умениями и навыками психической саморегуляции (анкеты-отзывы; наблюдение; групповое интервью).
1. Вводная беседа
Все ли люди современного общества подвержены опасности профессионального выгорания. Все мы живые люди, которые задействованы в той или иной сфере деятельности. У каждого из нас на работе существует определённый круг обязанностей, которые необходимо выполнять каждодневно, изо дня в день, из месяца в месяц. Человек, выполняющий длительное время одну и ту же работу, устаёт психически, что в свою очередь снижает мотивационную сферу человека и ведёт к равнодушному отношению к профессиональной деятельности. В этом случае так же можно говорить о синдроме профессионального выгорания.
Синдрому профессионального (психологического) выгорания, больше подвержены врачи, педагоги, психологи, менеджеры различных отраслей, официанты, продавцы.
Мы начинаем наше тренинговое занятие . Любое тренинговое занятие имеет правила.
Обращаться друг к другу по имени.
Принимать себя и других такими, какие они есть.
Избегать оценок друг друга.
Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.
Активное участие в происходящем.
Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.
Конфиденциальность всего происходящего в группе.
Общение по принципу «здесь и сейчас».
Принцип нашего занятия «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму» Вот и мы с вами сегодня постараемся не только определить проблему, но и научиться, практически преодолевать ее.
В течение тренинга нам предстоит вместе пройти определенный путь, и, как обычно это бывает, начнется с приветствия, знакомства
(Ведущий начинает выполнять упражнение первым ). Держа мяч в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и ваше имя, например: «Светлана –смелая». Затем мяч перекидывается другому участнику и тот называет свое имя и качество.
Презентация «Синдром профессионального выгорания педагогов»
Тест «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?» ( по А.И.Тащевой, 2000)
Не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего «повседневный» психический потенциал человека. Однако стресс, как указывал канадский ученый Ганс Селье, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большей радости. Он способен привести человека к вершинам творчества.
Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов:
- Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?
- 2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?
- Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска ( выходных) больше, чем до него?
- Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине тупая боль?
- Испытываете ли вы головные боли от конфликтов в семье?
- Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?
- Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?
- Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли о себе знать?
- Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?
- Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени, на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?
Посчитали положительные результаты, если их больше 4, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья.
Упражнение способствует консолидации группы и формированию эмоционально-позитивной атмосферы. Ведущий заранее готовит игровой материал: непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги ( билеты). Если группа большая ( более 12 человек), каждому игроку желательно дать не более двух билетов; если маленькая , можно раздать по три билета. На каждом билете игроки записывают качество, которое они больше всего ценят в людях. Этого никто другой не видит. После этого билеты сворачиваются трубочкой и укладываются в пакет. Ведущий перемешивает все билеты. Все садятся в круг, а стул с пакетом ставят в центр круга. Ведущий выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать и отдать тому, кто, по его мнению, обладает данным качеством. Получивший «подарок» про себя читает его, благодарит, затем сам выбирает билет и дарит его какому-нибудь участнику, и т.д. Упражнение не должно выполняться в условиях полного молчания. Необходимо стимулировать шутки, веселье. Можно следить за тем, чтобы передача «подарков» не сконцентрировалась в руках двух-трех игроков, иначе остальные почувствуют себя ненужными.
Упражнение 1. «Ловец блага»
Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:
1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.
2. Вы опоздали на автобус.
3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.
Комментарии для ведущего.
Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага».
Игра «Я знаю, что я…»
Это, простое, на первый взгляд, упражнение может выявить скрытые ресурсы участников, повысить уровень уважения, доверия друг другу.
Все участники сидят в кругу. Каждый из них берет карточку и по очереди зачитывают
- Я знаю, что у меня взоры нежно-страстные, а речи сладострастные
- Я знаю, что я кокетливо-задорная и совсем не вздорная.
- Я знаю, что я солнечная, стремительная, трепетная, решительная
- Я знаю, что я искренняя, классная, честная, потрясная.
- Я знаю, что я бесподобно танцующая, огненная, флиртующая
- Я знаю., что я гениальная, взрывная, искрометно-чумовая.
- Я знаю, что я сладкая , певучая, вдохновенная, кипучая.
- Я знаю, что я вездесущая, магическая, колоссально-магнетическая
- Я знаю, что я раны исцеляющая и в любовь играющая
- Я знаю, что я бойкая, вовсе не помпезная
- Я знаю, что я все же непорочная, красавица восточная
- Я знаю, что я хмельная, цветущая, к поцелуям зовущая.
- Я знаю, что я пылкая, насмешливая, упрямая и вежливая
- Я знаю, что я лаской согревающая, часто согрешающая
- Я знаю, что я азартная, влюбленная, заманчивая, знойная
- Я знаю, что я непосредственная, смешливая, видная, красивая
- Я знаю, что я творчески увлеченная, с фигуркою точеною
- Я знаю, что аппетитно-вкусная, а в любви искусная
- Я знаю, что я сказочная, живительная, амазонка пленительная.
Приемы снижения стрессового состояния, улучшения настроения.
По мере приобретения опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью.
Мы предлагаем вам естественные способы регуляции, которые вы можете использовать прямо на работе:
— смех, улыбка, юмор
— размышления о хорошем, приятном
— различные движения типа потягивания
— наблюдения за пейзажем за окном
— рассматривание цветов в помещении, фотографий
— «купание» в солнечных лучах
— вдыхание свежего воздуха
— высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Однако есть и особенные , специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации.
Ведущий предлагает участникам занять удобное положение и включает запись спокойной музыки
Участникам предлагается на листочках (яблоки) написать свои отзывы о занятии и прикрепить их к нарисованному на бумаге – дереву.
Источник
Тренинг для педагогов «Сохранение психологического здоровья»
Жания Жарлыкасимова
Тренинг для педагогов «Сохранение психологического здоровья»
Цель тренинга: снятие психического напряжения, повешение чувства собственной значимости, развитие навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.
Задачи тренинга:
— снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;
— развить навыки эффективной коммуникации и взаимодействия.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Вы мечтали когда-нибудь найти клад или владеть сокровищем? А может многим из нас сокровище даётся при рождении? Но не все в состоянии сохранить, сберечь это сокровище. «Здравствуйте!» — говорим мы друг другу при встрече, не задумываясь, что это не просто приветствие, а пожелание здоровья. Ведь здоровье – это и есть сокровище, самое ценное в нашей жизни.Говорят: «здоровье – это ещё не всё. Но без него всё остальное – ничто».
Во все времена здоровье считалось эквивалентом красоты, а красота — признаком здоровья. Помните содержание сказки А. С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях»? Чтобы удостовериться в своей красоте,царица доставала волшебное зеркальце и приказывала ему: «Свет мой зеркальце скажи да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
1. Упражнение «Зеркало»
С помощью этого зеркальца предлагаю узнать ответ на вопрос: «Что такое здоровье? (каждый педагог, глядя в зеркальце, даёт свою формулировку понятия «здоровья», передавая зеркальце друг другу по кругу.)
Да здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
А как вы заботитесь о своём здоровье? Как вы думаете, что способствует укреплению здоровья? Какие факторы вредят здоровью?
Вы, верно отвечаете, а теперь предлагаю проверить, насколько активно, вы сами заботитесь о своём здоровье и способствуйте его укреплению.
2. Упражнение «Я работаю над своим здоровьем»
(педагоги встают со своих мест, немного отодвигая свой стул, в центре круга стоит вывеска «Здоровье»)
Я буду задавать вопросы, если будет ответ положительный, то делайте шаг вперёд, если отрицательный — не двигайтесь.
— я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;
— я ежедневно совершаю прогулки перед сном;
— я посещаю бассейн, тренажёрный зал, или занимаюсь каким-либо спортом;
— я периодически провожу разгрузочные дни;
— у меня отсутствуют вредные привычки;
— я соблюдаю режим дня;
— я правильно питаюсь;
— я эмоционально уравновешен;
— я выполняю профилактику заболеваний.
Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем «здоровье»?
Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведёте ли здоровый образ жизни. И каждому из нас есть о чём задуматься.
Также наше здоровье зависит от нашего настроения.
Для начала, я предлагаю немного потанцевать для создания хорошего настроения.
3. Упражнение «Танец отдельных частей тела»
Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела,танец которых будет исполнен:
— танец всего тела
Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
При помощи данного упражнения, мы с вами избавились от мышечных зажимов, «выплеснули» кто –то в полной мере, а кто-то нет негативную энергию.
4. Упражнение «Ловец блага»
Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста,положительные моменты в следующих ситуациях:
1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.
2. Вы опоздали на автобус.
3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.
Комментарии для ведущего.
Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага».
5. Упражнение «Удовольствие»
Вам раздаются листы бумаги, и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят вам удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия.
Эти любимые виды деятельности и есть ресурс, который можно использовать как » скорую помощь» для восстановления сил.
6. Релаксация «Дивный сад»
Сделайте 2–3 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь в самом необыкновенном месте на земле, в дивном саду. Здесь нет суеты, тревоги. Здесь царят безмятежность и спокойствие. Вокруг полно чудес… Вас окружают великолепные цветы, издающие не- обыкновенный аромат. Пригнитесь к одному из них и вдохните его запах — это аромат нежности. Теперь ваша душа будет наполнена нежностью. Двигайтесь дальше по тропинке… К вам подбежал котенок. Он трется у ваших ног и призывно мурлыкает. Возьмите его на руки и погладьте. Как приятно чувствовать теплый, пушистый комочек в своих руках! Ваше сердце наполняется лаской. Вот котенок спрыгнул с ваших рук и исчез. Вы идете дальше… Перед вами дерево, на котором созрели диковинные фрукты, они такие сочные, спелые. Вы не в состоянии удержаться от соблазна попробовать один фрукт, ведь он созрел именно для вас. Вы откусываете маленький кусочек и чувствуете очень приятный вкус. Ваша душа наполняется щедростью, которой поделилось с вами это необыкновенное дерево. Вот вы подошли к беседке, увитой растениями. Присядьте на скамью, отдохните. Вокруг летают бабочки, поют диковинные птицы. Насладитесь этой красотой… Перед вами на столе стоит кувшин. Для вас в нем припасен нектар мудрости. С каждым глотком ваш разум наполняется мудростью. Вы идете дальше. И вот вашему взору открывается водоем. Вода в нем прозрачная и теплая-теплая. Вам так хочется окунуться в нее. Вы с удовольствием входите в воду и ощущаете, как она делится с вами своим спокойствием… Накупавшись вдоволь, вы выходите из воды, и солнышко нежно ласкает вашу кожу своими лучами. Оно дарит вам свою любовь. Вы чувствуете радость, удовлетворение от этой прогулки. Ваше сердце, душа, разум наполнены нежностью, лаской, щедростью, мудростью, спокойствием, любовью… Пора возвращаться. Медленно пройдите весь путь через сад обратно… В конце садовой тропинки лежит мешочек. Возьмите его, развяжите веревочку. В нем находится то, чего вам недоставало для полного счастья… Пусть все то, чем поделился этот дивный сад, останется с вами. Сделайте глубокий вдох. Вернитесь в реальный мир. Медленно потянитесь, откройте глаза.
7. И напоследок, хотелось бы дать вам несколько рекомендации, как снять нервное напряжение.
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику.Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
— резко встать и пройтись;
— быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
— измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Тема: «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников». Форма проведения: вечер-встреча. Цель: ознакомить родителей воспитанников с основными.
Сохранение и укрепление здоровья детей в специализированных группах (из опыта работы) Одно из направлений в работе ДОУ компенсирующего вида — создание оптимальных условий для сохранения, укрепления здоровья детей, оптимизация.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством игрового стретчинга В народе говорят: «Если вы не заботитесь о своём здоровье, то оно потревожит вас». Педагогов и родителей сегодня волнует вопрос, как помочь.
Сохранение психологического здоровья педагогов Цель: снятие психического напряжения, повешение чувства собственной значимости, развитие навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.
Проект «Сохранение здоровья участников образовательного процесса в дошкольных учреждениях» ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА на тему: «Характеристика основ здорового образа жизни» по курсу «Сохранение здоровья участников образовательного.
Просветительское занятие для педагогов «Сохранение психологического здоровья дошкольника» Сохранение психологического здоровья дошкольникаСостояние психологического здоровья детей является одной из серьезнейших проблем детской.
Семинар-тренинг для педагогов «Мотивация педагогов и детей в современных условиях образовательного процесса ДОУ» Семинар-тренинг для педагогов на тему «Мотивация педагогов и детей в современных условиях образовательного процесса ДОУ» Цель: Повышение.
Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель тренинга: — Знакомство с понятием профессиональное «выгорание», его характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение.
Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания педагогов» Профессиональное “выгорание” это довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей.
Тренинг для педагогов «Эффективное общение педагогов с родителями в ДОУ» Проблема взаимодействия воспитателя и родителей актуальна на сегодняшний день. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно.
Источник