Меню

Тренинг для подростков психологическое здоровье

Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга «Я выбираю здоровье!»
план-конспект занятия по психологии (9 класс) на тему

Занятие построено с учетом возрастных особенностей подростков и рассчитано на активное усвоение материала.
Продолжительность около 60 минут.
Цель: способствовать определению собственных духовных ценностей и ориентации на здоровый образ жизни.
Задачи: объяснить значение понятия «здоровье»; воспитывать чувство ответственности за сохранение здоровья; формировать у подростков стремление занимать активную жизненную позицию;
доказать приоритетность здоровья среди других ценностей человека и негативное влияние вредных привычек на самочувствие подростка.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_ya_vybirayu_zdorove.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Я выбираю здоровье!»

Занятие построено с учетом психолого-возрастных особенностей подростков и рассчитано на активное усвоение материала.
Продолжительность тренинга 60 минут.
Цель: способствовать определению собственных духовных ценностей и ориентации на здоровый образ жизни.
Задачи: объяснить значение понятия «здоровье»; воспитывать чувство ответственности за сохранение здоровья; формировать у подростков стремление занимать активную жизненную позицию;
доказать приоритетность здоровья среди других ценностей человека и негативное влияние вредных привычек на самочувствие подростка.

Методические рекомендации : учитывая психолого-возрастные особенности детей старшего подросткового возраста, разговоры о здоровье следует вести в деликатной форме, чтобы это не воспринималось как давление и поучение. Для более эффективного воздействия на восприятие, понимание и запоминание информации, уместно использовать примеры из жизни их сверстников, различные визуальные материалы.
Оборудование : плакат-изображение горы с вершиной «здоровье»; бумага, ручки, фломастеры, стикеры, канцелярские скрепки, изображения следов (по два на каждого участника)

  1. На доске написан эпиграф к уроку :
    Главным сокровищем жизни являются не земли, которые ты завоевал, не богатство, которое ты приобрел . Главным сокровищем жизни является здоровье, и чтобы его сохранить, нужно много знать.
    ( Авиценна)
    Психолог : О чем, на ваш взгляд, сегодня пойдет речь? (О здоровье)
    Назвать тему: « Я выбираю здоровье!»
    2. налаживание контакта

Каждый участник называет свое имя и продолжает фразу: «Для меня здоровье — это . », «Для меня быть здоровым — значит . »
3. Ожидания

Запишите на стикерах, о чем бы вам хотелось услышать, что увидеть, узнать, чем поделиться во время нашего занятия? Закрепите у подножия горы «здоровья» свои ожидания.
4. Упражнение «Интервью»
(Психолог предлагает участникам группы взять друг у друга интервью относительно здоровья. Интервью берётся участниками тренинга у всех желающих, поочереди)
Цель: актуализировать понятие «здоровье» и способствовать формированию навыков здорового образа жизни.
Примеры вопросов: «Посещаешь ли ты врачей с профилактической целью?», «Считаешь ли ты, что только тот человек, который ведет здоровый образ жизни, способен обеспечить собственное успешное будущее?», «Есть ли у тебя вредные привычки, которые негативно влияют на твоем здоровье? »

5. Информационный блок «Холистический подход к здоровью»
(Вкратце и в доступной для восприятия подростков форме рассказать о составляющих здоровья и правах человека относительно защиты собственного здоровья. Объяснить значение холистического (целостного) подхода к здоровью).
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье понимается не только как отсутствие болезней, а как состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Здоровье человека является целостной системой взаимосвязанных друг с другом составных частей. Изменения в одной из составляющих неизбежно вызывают изменения во всех других.
Составными частями здоровья являются: физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное, духовное здоровье.
Физическое здоровье — это слаженное функционирование всех систем человеческого организма: нервной, двигательной, дыхательной и др. Устойчивость к различным инфекциям и заболеваниям, является одним из показателей физического здоровья. Каждый человек должен знать, как функционирует его организм, каковы симптомы нарушения деятельности определенных органов, как оказать себе первую помощь, куда обращаться за консультацией.
Интеллектуальное здоровье — это способность человека адекватно воспринимать информацию, уметь находить необходимую информацию и использовать ее в соответствующих ситуациях. Одним из показателей умственного здоровья является способность человека подбирать знания из различных источников и способность использовать их для принятия решений по отношению к собственному организму.
Эмоциональное здоровье — это способность человека понимать свои чувства и чувства других, умение их выражать и управлять ими. Знание о том, какие чувства испытывает человек и какие чувства могут испытывать другие, помогает выражать свои чувства в понятной и приемлемой для других форме. Эмоциональное здоровье способствует комфортному самоощущению человека среди других, позволяет быть чувствительным к эмоциональным состояниям других людей.
Социальное здоровье — это способность человека чувствовать себя в качестве индивида мужского или женского пола, личностью, а также способность взаимодействовать с другими людьми. Это часть сущности человека, которая требует от него развития чувства собственной индивидуальности и самосовершенствования, выражается в наличии у человека определенных надежд, мечтаний, представлений о собственном успехе, способах самовыражения и самоутверждения, в зависимости от собственной системы ценностей. Понимание человеком ценности взаимоотношений с семьей, друзьями, любимыми и другими людьми — один из показателей социального здоровья.
Духовное здоровье — это составляющая здоровья, которая является стержнем существования человека. Это суть бытия человека, это то, что человек ценит и является для него важным.
Психолог. Здоровье — это необходимое условие активной жизнедеятельности человека. Без здоровья личность не может быть гармоничной и успешной. Как говорят в народе, «Здоровье невозможно купить, оно бесценно».

Каждый человек имеет право на охрану собственного здоровья. Право человека на охрану здоровья — это стандарт, согласно которому оценивается существующая политика государства и ее программы в сфере здравоохранения.
Существуют международные организации, например, ВОЗ — это Всемирная организация здравоохранения, которая была создана в 1946 году, а ее Устав стал первым международным документом, в котором сформулировано определение права на здоровье как «право на наивысший достижимый стандарт физического, умственного и социального благополучия». Вывод: К хорошему здоровью человек может идти, будучи совершенно здоровым или инвалидом. Здоровье включает все главные цели жизни человека, его интересы и привычки. Человек в жизни может идти двумя путями: один ведет его к здоровью, другой — от здоровья. Таким образом, каждый образованный современный человек должен понимать, что он должен отстаивать право на охрану здоровья.

Итак, сегодня мы попробуем составить свой путь к здоровью, а вот в каком направлении идти — выбирать вам!

6. Упражнение «Скрепка»
Цель: донести до сознания подростков идею о том, что утраченное здоровье невозможно полностью восстановить.
Советы: работу следует организовать таким образом, чтобы каждый участник последовательно, за тренером делал все, что он демонстрирует.
Ход упражнения: каждому участнику тренинга предлагается взять в руки обычную канцелярскую скрепку. Затем тренер рассказывает группе историю об этой скрепке, участники тренинга делают из скрепки то, что предлагает тренер во время своего рассказа.
История маленькой Скрепочки:
Героиня нашей истории — маленькая Скрепка, такая же, как у вас в руках.
Жила маленькая Скрепочка, она была веселой, здоровой и потихоньку взрослела. Но почему-то казалось ей, что можно жить беззаботно, безопасно и безответственно, что впереди долгая жизнь, и не надо с молодых лет заботиться о собственном здоровье.
И захотелось Скрепке попробовать сделать свою жизнь интереснее. Начала она курить, потому что ей казалось, так легче общаться с друзьями. И Скрепка представляла, как расцветает она в компании друзей, а жизнь ее становится похожа на цветочек. (Психолог предлагает сделать участникам тренинга со скрепки цветочек, показывает, как это делается).
А потом Скрепочке захотелось попробовать алкоголь, потому что так она чувствовала себя взрослее. И показалось ей, что она уже взрослая, успешная и блещет — ну настоящий бриллиант. (Тренер предлагает сделать участникам тренинга со скрепки бриллиантовое кольцо, показывает, как это делается) .
Еще многое успела попробовать в своей жизни Скрепочка. Но однажды почувствовала себя плохо, поняла, что надо позаботиться о своем здоровье. И захотелось ей вернуться в то время, когда чувствовала себя здоровой. (Тренер предлагает участникам тренинга попробовать вернуть скрепке ее первоначальный вид. Сделать это оказывается невозможным, в некоторых случаях скрепка даже ломается).
Итак, Скрепка пыталась возвратить все. Но .

Почему я рассказала вам эту историю? Надеюсь, когда кто-то предложит вам или, когда вы сами захотите легко и без лишних усилий сделать свою жизнь ярче и взрослее, вы вспомните эту историю, о ее желаниях, и о последствиях осуществления этих желаний. Возможно, тогда у вас возникнет вопрос: а стоит ли?
Далее психолог предлагает группе поделиться своими мыслями об истории маленькой Скрепочки.
Вопросы для обсуждения:
Что происходило со скрепкой?
Почему это происходило?
Может ли быть употребление алкоголя и табака показателем взрослости?
Методические рекомендации по обсуждению:
Тренеру необходимо подвести группу к мнению, что утраченное здоровье невозможно полностью восстановить. Необходимо помнить, что сохранение и укрепление здоровья (здоровый образ жизни) всегда эффективнее, чем лечение, то есть лучше предупредить заболевание, чем потом его лечить. На лечение или избавление от вредных привычек уйдет много усилий (средства, время, духовные силы), которые могли бы быть использованы для достижения целей важнее. К сожалению, нарушенное здоровье невозможно полностью восстановить.
7.Физкультпауза «Найди себе пару»
Цель : снять мышечное напряжение, переключить внимание.
Я попрошу всех встать. Сейчас мы с вами поиграем (под музыкальное сопровождение) .
Всем необходимо двигаться свободным способом. По моей команде вам необходимо объединиться в пары, при этом выполнить предложенный способ. Например, «спина к спине». Пары не должны повторяться, то есть в следующий раз образовывать пару с другим учеником.
Задания: «Положить руки на плечи друг другу», «Правая нога к правой ноге», «Пожать друг другу руки», «Пальчик к пальчику», «Взяться за руки» ит.д.
8.Упражнение «Угроза жизни»
Цель : выявить лидеров, детей способных брать на себя ответственность.
« Я хочу провести с вами одно упражнение, но предупреждаю, оно может причинить вред вашему здоровью. Приглашаю выйти ко мне по желанию смельчаков, но напоминаю, что это может быть вредным для вашего здоровья.
Когда вышли (3-4 ученика) — объявить, что это и есть упражнение. Предложить лидерам поочередно сформировать 3-4 группы.
9. Работа в малых группах (3-4 группы)
Упражнение «Преимущества здоровья».
Цель : акцентировать внимание участников и предоставить информацию о преимуществах здоровья.
Советы: обсуждение проблем в группах происходит с использованием метода мозгового штурма. (Объяснить участникам, как это происходит)
Ход работы:
Психолог объединяет участников тренинга в три — четыре малые группы и предлагает обсудить следующие проблемы:
— Какие преимущества дает здоровье для достижений в учебе и карьере?
— Какие преимущества дает здоровье в личной и семейной жизни?
— Какие преимущества дает здоровье в проведении досуга и в общении?
— Какие преимущества дает здоровье в профессиональной сфере?
Результаты обсуждения группы записывают на плакатах, затем по очереди презентуют.
Тренер делает выводы: обычно здоровый человек имеет больше возможностей реализовать себя и собственные ожидания во всех сферах жизни, чем тот, у которого есть проблемы со здоровьем.
Основные положения, на которых необходимо акцентировать внимание подростков:
Здоровье дает возможность реализовывать свои мечты.
Здоровье легко потерять, но трудно восстановить.
Каждый человек имеет право сохранять свое собственное здоровье.
10. Подведение итогов. Упражнение «Обратная связь»
Цель : получить обратную связь от группы, обмен чувствами.

Тренер предлагает по кругу выразить свои мысли по поводу проведения тренинга:
— В начале занятия мы записывали свои ожидания, скажите, пожалуйста, насколько они реализовались: что услышали, увидели, о чем узнали во время нашего занятия? (Предложить закрепить свой стикер на горе «здоровья» на той высоте, на сколько реализованы ожидания).
11. Упражнение «Путь к здоровью».
Как я уже говорила в начале, сегодня мы попробуем составить свой путь к здоровью. Перед вами лежат изображения следов человека (по два следа на каждого участника) . На одном запишите, что вы будете делать, а на другом чего не будете, чтобы сохранить свое здоровье.
А сейчас возьмите свои следы и станьте в круг. Положите следы на пол и встаньте на них ногами. Поздравляю! Вы сделали свой шаг на пути к здоровью.
12.Завершение
Встанем в круг и хором скажем: «Быть здоровым — модно!
Быть здоровым — стильно!
Быть здоровым — весело!
Будем здоровы! »

Источник

Тренинг по формированию психологического здоровья среди уч-ся старших классов «Я выбираю жизнь»

Цель: — формирование здорового образа жизни .

— помочь подросткам сформировать такой образ жизни, который сможет обеспечить

им состояние оптимального здоровья в будущем.

Задача: — Помочь подросткам учиться жизни

— Побудить подростков поделиться своим мнением;

— Задать «открытые вопросы», допускающие несколько вариантов ответов;

— Обобщать и комментировать высказывания подростков;

— Пробовать вести групповую дискуссию;

— Уважать мнение другого;

Просмотр содержимого документа
«Тренинг по формированию психологического здоровья среди уч-ся старших классов «Я выбираю жизнь» »

Тренинг по формированию психологического здоровья среди уч-ся старших классов «Я выбираю жизнь»

Цель: — формирование здорового образа жизни .

— помочь подросткам сформировать такой образ жизни, который сможет обеспечить

им состояние оптимального здоровья в будущем.

Задача: — Помочь подросткам учиться жизни

— Побудить подростков поделиться своим мнением;

— Задать «открытые вопросы», допускающие несколько вариантов ответов;

— Обобщать и комментировать высказывания подростков;

— Пробовать вести групповую дискуссию;

— Уважать мнение другого;

Форма: групповая работа.

Оборудование: карандаши, листы А3, фломастеры, карточки с заданиями, бейджи.

Оформление: правила работы в группе, высказывания о здоровье, музыкальное оформление.

Участники: учащиеся старшего звена школы.

Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как жить.
(Ф. Ницше)

«Каждый человек на земле имеет свое предназначение. И всю жизнь мы стремимся к нему ежедневно, ежеминутно, выбирая свою дорогу, по которой пойдем. Быть ли нам счастливыми, любимыми или всю жизнь потратить на перетряхивание мелких проблем зависит от нас. Но, иногда определяя дальнейший путь, жизнь очень жестко ставит условия «или — или» и тогда все зависит только от силы твоего духа от твоей способности противостоять…»

Цель: Развивать позитивное самовосприятие.

Содействовать сплочению группы.

2. Принятие групповых правил:

«Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, чувства, мысли, появляющиеся в данный момент.

«Искренность и открытость». Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать.

«Я высказывание». Оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и мыслей. Все высказывания должны строиться с использованием местоимения «я», «мне»: «Я считаю», «мне кажется…».

«Активность». В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку тренинг относится к активным методам обучения, развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем тренинге, является обязательной.

«Уважение мнения другого». «Помните, что не уважая другого, вы вызовете у него такое же отношение к вам. Поэтому постарайтесь не перебивать, не оценивать критически то, что услышите. Будьте снисходительны к мыслям и чувствам окружающих. Если вы не можете удержаться от оценки слов другого, начните не с фразы «Ты не прав», а с фразы «Я не понимаю» или «Может, есть другой вариант. »

1. Создай свою визитку. Участникам предлагается оформить свою визитку, написать имя (или как бы они хотели, чтобы их называли на занятиях другие), а также все то, что поможет им лучше раскрыть свой образ.
2. Жизненный девиз. Ребята должны представить свой жизненный девиз, свой главный принцип жизни. Важно отметить оптимистичные и пессимистичные девизы.
3. Анализ сказки (Д. Соколов «Сказка о милостивой судьбе»)
Цвели рядышком два деревца — молодых и красивых. Вечерами они шептались о судьбе.
– Я вырасту высоким и раскидистым, — говорило одно. — У меня в ветках поселятся птицы. В моей тени будут укрываться олени и зайцы. Я первым буду встречать солнечные лучи и утренний ветерок. Пройдет время, и меня окружит поросль моих детей. Они будут такие маленькие и замечательные.
– Нет, — говорило другое, — расти страшно. Зимой бьют морозы, летом сушит солнце. Целый день труди корни, гони воду вверх, корми листья. Нет, пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плотник выточит из меня что-нибудь прекрасное. Я буду лежать на бархатной подушке.
И что бы вы думали? Пришел бородатый дровосек и срубил второе дерево. Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал резную шкатулочку. И долго шкатулка лежала на бархатной подушке, храня в себе сережки, бусы и дорогие духи. Потом рассохлась потихоньку, замочек сломался. Шкатулку отдали детям, они ее быстро доломали и выкинули. Где-то на дворе валялись ее щепочки до зимы, а там уже — спроси у ветра! Ветер станет спрашивать деревья в лесу, и одно из них — то, что было когда-то первым деревцем, — расскажет, как вороны свили на нем гнездо, встроив в стенки щепочки старой шкатулки, как подружки узнали друг друга и подивились милостивой судьбе.
Они достигли своих целей, а вы достигнете своих.
Вопросы для обсуждения:

Можно ли изменить судьбу?

Какова судьба дерева? (Рост, питание, цветение.)

Какова судьба человека? (Рождение, развитие, продолжение рода, смерть.)

Как хотело изменить судьбу второе дерево?

Достигли ли деревья своих целей?

Может ли вызов судьбе привести к печальным последствиям?

Что определяет смысл жизни — судьба или сам человек?

Для чего живет человек? Зачем пришел он в этот мир?

Для чего живете вы?

4. Упражнение «Золотая рыбка»
Ребятам предлагается ответить на вопрос: «О чем бы вы попросили золотую рыбку, чтобы ваша жизнь (судьба) стала интереснее?»
5. Учащимся предлагается написать мини-сочинение на тему «Смысл моей жизни» или «Для чего я живу?»
6. Упражнение «Скажи, что чувствуешь»

Цель: мотивировать участников на проявление положительных эмоций при обсуждении ассоциаций к слову «жизнь».

Задание: раздать группе по пять полосок бумаги. Участник на каждой полоске записывают одну ассоциацию со словом «жизнь». После завершения работы полоски с ассоциациями разложить по степени совпадения. Обсудить и сделать общий вывод.

7.Беседа «О причинах самоубийства»
Вопросы для беседы:
Почему и ради чего человек лишает себя жизни? (Желая облегчить страдание, назло близким, чтобы пожалели о своих поступках, из-за страха перед будущим, чтобы не быть обузой, трудно жить, устал сопротивляться …)
Какими могут быть причины ухода из жизни?
Какие люди делают попытки покончить с собой? (Творческие, слабые, наркоманы, одинокие, больные.)
Лишая себя жизни, человек проявляет силу или слабость? (Проводится голосование.)
Педагог должен подвести ребят к выводу, что человек проявляет слабость духа, поскольку не может найти в себе силы сопротивляться трудностям, не может обрести смысла жизни, и тем самым поступает эгоистично и т.д.
Педагог. Человек думает об уходе из жизни, когда не видит смысла в своем дальнейшем существовании, когда он не хочет быть, потому что быть — трудно. Жизнь требует мужества! Мы пришли к выводу, что альтернатива ухода из жизни — мужество бытия, мужество быть.
8.«Мужество быть»
На листочках бумаги ребятам предлагается цветными мелками отразить ощущения от фразы «Мужество быть», возникающие в их сознании.

«Я готов к испытаниям»
Живи так, как растет дерево, радуйся солнцу и знай, что в самую страшную грозу идет дождь и питает все живое.(К.Черный)
9. Притча о буре
Когда-то один дворянин протянул струну от одной башни своего замка до другой, чтобы ветер превратил ее в арфу. Нежный ветерок играл вокруг замка, но музыка не рождалась. И вот однажды ночью разразилась буря. Замок содрогался, но та струна наполнила воздух чудесными звуками. Нужна была буря, чтобы вызвать музыку!
Вопросы для обсуждения:

Какую роль сыграла буря в этой притче?

Какие ассоциации возникают у вас при слове «буря»? (Конфликт, развод, ссора, болезнь, смерть, предательство…)

Приведите подобные примеры из жизни или из художественных произведений, поговорки, пословицы. (Не было бы счастья, да несчастье помогло. Нет худа без добра. Что ни делается — все к лучшему.)

Педагог показывает, как решается проблема безвыходности, трудного положения в народном творчестве, в художественных произведениях. Подчеркивает, что все сложности разрешимы, главное — то, как человек к ним относится.

10.Игра «Мяч»
1-й вариант. Ребята стоят в кругу, ведущий — в центре — бросает мяч и формулирует ситуацию. Ребенок дает ответ и бросает мяч ведущему.
2-й вариант. Ведущий бросает мяч и формулирует ситуацию, а ребенок отвечает позитивно. Если группа не соглашается, то ребенок снова отвечает, и так до тех пор, пока не найдет позитивный способ разрешения проблемы.
Примеры ситуаций:

поскользнулся и упал в людном месте;

хочет на дискотеку, а надо сидеть с младшим братом (сестрой);

конфликтует с учителем;

потеря большой суммы денег (или дорогой вещи) и т.д.

Педагог должен сделать вывод: не бойтесь трудностей. У каждого человека всегда есть выбор: делать что-то легкое или то, что труднее. Главное, чтобы принятое решение вело вверх, а не тянуло вниз, чтобы после решения вы испытывали радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими негативными качествами. Для этого нужно только осознание необходимости самосовершенствования и вера, что вы можете изменить себя.

Сказка о каретном мастере
Когда старик расчищал землю под пашню, то оставил несколько дубов посередине поля. Именно из таких деревьев делал он колеса для экипажа. Оставленные наедине с ветром, они вырастали прочными, способными выдержать любые нагрузки.
Приветствуйте самые трудные испытания, потому что именно с ними приходят самые благоприятные возможности. Подобно старым дубам, вы становитесь сильными тогда, когда вступаете в схватку с неприятностями.
Как в этом мире дышится легко,
Скажите мне, кто жизнью не доволен,
Скажите, кто вздыхает глубоко,
Я каждого счастливым сделать волен.
Пусть он придет! Я должен рассказать,
Я должен рассказать опять и снова,
Как сладко жить…
(Н.Гумилев)
Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
(Ф.Тютчев)

Источник

Читайте также:  Шаблоны здоровье спорт дети
Adblock
detector