Семинар-практикум «Сохранение психологического здоровья педагогов»
методическая разработка на тему
актуальность емы, упражнения на профессиональное выгорание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psih_zdorove.docx | 186.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Сохранение психологического здоровья педагогов»
Цель: создать условия для формирования у педагогов способности сохранять собственное психологическое здоровье, которое является предпосылкой к профессиональному долголетию.
- познакомить педагогов со здоровьесберегающими технологиями по сохранению психологического здоровья.
- показать и отработать приемы снятия мышечного напряжения на основе работы с собственным телом;
- развитие коммуникативных навыков педагогов;
- снятие эмоционального напряжения у педагогов.
Оборудование, материалы : маркеры, ножницы, газетные вырезки, карандаши, ватман, бумага, ручки.
Предварительная работа: подбор газетных вырезок о здоровье, составление писем для родственников и близких педагогов.
I. Вводно-организационная часть:
Педагоги располагаются по кругу. Добрый день, уважаемые педагоги. Я прошу вас в начале нашего занятия подумать и на каждую букву слова ЗДОРОВЬЕ назвать то, что оно нам даёт.
З – значимость, замечательное самочувствие.
Д – долголетие, доброту, доверие.
О – очарование, обаяние
Р – радость, решительность
В – веру, восхищение, воодушевление.
II. Теоретическая часть
Время предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам педагогов, но и к уровню их физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию, продлевает профессиональное долголетие.
Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования.
Неблагоприятные воздействия напряженных факторов или ситуаций вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (характеризуется возникновением эмоциональных реакций у педагога).
Французский философ XVI века М. Монтень сказал: « Получать удовольствие от собственной профессии — значит быть Мастером своего дела. Быть Мастером — жить в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству — как подъем в гору с полными ведрами воды… Как сохранить ведра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию Педагога, Педагога — мастера?» По вашему мнению, как это можно сделать? (обсуждение с педагогами).
III. Практическая часть
Мы с вами неоднократно говорили о том, что психологическое здоровье зависит только от самого человека. У каждого человека бывают взлёты и падения, без них просто нет жизни. И, конечно же, каждый человек сам выбирает для себя способы саморегуляции и настроя на деятельность.
Я предлагаю вам несколько таких упражненеий.
Упражнение «Не урони вазу»
Представьте себе, что вы несете тяжелую вазу с большим букетом. Чтобы не уронить вазу и не испортить букет, руки у вас вытянуты вперед. Так держать вазу неудобно, тяжело, и руки напрягаются.
Напрягите пальцы и полностью обе руки. Еще больше напрягите! Подержите так. Вам тяжело удерживать руки в таком положении, но вазу уронить нельзя. Напряжены руки от кончиков пальцев до самых плеч. Аккуратно поставьте вазу на пол и уроните руки на колени. Мышцы рук расслаблены. Отдохните. Прислушайтесь к своим ощущениям. Ваши руки тяжелые, приятно расслаблены и теплые.
Часто бывает, что человек ощущает чувство тяжести в душе, думает о чем-то отрицательном. Это упражнение помогает избавиться, сбросить с себя негативную информацию.
рекомендуется выполнять в минуты злости, раздражительности.
Давайте с вами вспомним, как ведет себя кошка, кидаясь на добычу. Покажем, как кошка выпустила когти (показ). Подержите как можно дольше растопыренные, согнутые в суставах пальцы. Кисти рук напряглись, задеревенели. Почувствуйте, как утомительно и неприятно это состояние. А теперь кошка убрала когти! Руки спокойно опустились на колени, пальцы расслабились. Зафиксируйте свои ощущения в расслабленном состоянии. Что чувствуете при напряжении? При расслаблении?
Мы знаем, что цвет благоприятно влияет на эмоциональное состояние человека, давайте мы отдохнем и посмотрим на множество ярких красок в нашем мире, вспомним положительные моменты нашей жизни и расслабимся (музыкальная цветотерапия с наложением релаксационного текста) Что Вы почувствовали? О чем вы думали в момент расслабления?
Упражнение по отработке выразительности интонации
В силу разнообразия деятельности педагога, бывает так, что мы не всегда можем строить свои высказывания, отвлекаясь от главных мыслей. Наша интонация влияет на качество восприятия информации и уровень интенсивности ее запоминания. Поработаем над интонацией.
1) Произнесите совершенно по-разному одну и ту же фразу «Я здоровая, успешная, спокойная »
Методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями. Она рекомендована японским специалистом по точечному массажу Иосиро Цуцуми. Эта зарядка для тех, кто решил вернуть себя в рабочее состояние, стать жизнерадостным человеком, полным идей и вдохновения.
- Трем ладони друг о друга, пока они не нагреются, а затем положим их на лицо. Закрываем глаза и чувствуем расслабление.
- Точки вокруг глаз слегка раздражайте подушечками пальцев поочередно по ходу часовой стрелки (одну минуту).
- Массируем брови, чередую надавливания от слабых к средним и наоборот.
- Тщательно массируйте кончики мизинцев в течение 2 минут каждый.
Сейчас я предлагаю вам немного поменять свою профессию и стать журналистами . Для этого я предлагаю распределить роли. У нас есть редактор, журналист — интервьюер, художник — оформитель, который оформляет первую страницу нашей газеты, журналисты. Ваша задача создать небольшой журнал или газету, придумать её название, придумать название колонок, после оформления газету отдают редактору и в печать. Газета о здоровье педагога
Ещё одна психологическая техника, которая настолько безопасна и универсальна, что психологи ее рекомендуют в качестве «домашнего задания» своим клиентам. Она поможет вам отпустить некоторые чувства и эмоции, которые доставляют вам дискомфорт, отреагировать их и осознать. Эта техника эффективна при потерях, расставаниях, обидах, чувстве вины и прочих «социальных» чувствах.
Ее можно использовать всегда, когда вы считаете что вам это необходимо.
Техника написания писем.
Вам нужно минимум — 15 минут свободного времени. В это время вас никто не должен дергать и тревожить. Посвятите это время исключительно себе и этому упражнению.
Приготовьте несколько пустых листов бумаги и ручку. Лучше всего писать именно рукой, а не печатать на компьютере. Так эффект лучше.
Сосредоточьтесь на ваших чувствах и на том, кто им «виной». На том человеке, с которым они связаны. Побудьте немного в этом.
А теперь начинайте писать. Обращайтесь к этому человеку и пишите все, что хотите ему сказать прямо сейчас. Главная задача — выразить свои чувства. Чем меньше цензуры и контроля будет в вашем письме — тем лучше. Допустим и поощряется мат, ультиматумы, обвинения, гневные укоры, обзывательства. Все, что вам хочется сказать прямо сейчас, даже если вы обычно не говорите ничего подобного в жизни. Помните что это не просто письмо, а психологическая техника. Чем лучше вы раскроетесь, тем лучше она подействует.
Приветствуются фразы в духе «ты должен был» или «я требую чтобы», «ты мне обязан», «я тебя ненавижу» и так далее.
Акцентируйтесь на том, чтобы обращаться с человеком. Не уходите в пространные размышления «о том как» или «о том что». Например, если повод написания письма — измена — не стоит рассуждать о том, что «измена подрывает доверие в парах и, согласно исследованиям бла-бла-бла». Пишите «ты козлина, я тебе верила, а ты — кобель!».
Важно адресовать письмо человеку. Адресовать свои высказывания человеку. Расскажите ему, что вы чувствуете. Что он должен был делать, что он должен сделать сейчас. Обзовите его всеми словами, какими захочется. Важно «выдохнуть» письмо. А хороший выдох тот, который до конца.
Когда вы почувствуете, что сказать больше нечего — отложите ручку. Теперь перечитывайте письмо. Перечитывайте столько раз, сколько посчитаете нужным. Проживайте эмоции, которые выплеснули до тех пор, пока они не потеряют силу. А затем уничтожьте письмо. Рекомендуют два способа уничтожения:
- Сжечь. (Помните о противопожарной безопасности);
- разорвать на мелкие кусочки и спустить в унитаз (помните о гневе сантехника).
Способы равнозначны — выбирайте любой. Главное — никогда, ни при каких условиях, не давайте это письмо адресату ! Это очень чревато. Если уж вам так надо, то лучше перескажите потом ему содержание. Само письмо — это исключительно выплескивание ваших эмоций, а не личное послание для коммуникации. Нужно это понимать.
Я попрошу вас написать сегодня письмо «Письмо своему здоровью». Обсуждение написания писем, какие возникали чувства, эмоции.
«Пришла женщина к Богу и попросила полегче крест, а то слишком у неё тяжёлая жизнь: дети не радуют, муж относится не должным образом, да и на работе проблемы. Бог ей предложил выбор, завёл на склад, где крестов было видимо-невидимо. Женщина один подержала – тяжёлый показался, ёще один – тоже тяжелый, она попробовала все кресты по-очереди и, подойдя к выходу, заметила небольшой крестик. Дама очень обрадовалась, всем подошёл ей этот крест, и она твердо указала Богу на свой выбор. На что Всевышний ей ответил: «Так это твой крест и есть, ты выбрала свой крест!»
Уважаемые женщины, я знаю, что каждая из вас несёт свой нелёгкий крест с достоинством, но каждой хочется, чтобы мир вокруг нас был ещё лучше и ещё благосклоннее к нам. Прежде всего Любите себя и не позволяйте никому сомневаться в том ЧТО ВЫ ПРЕКРАСНЫ.
Я очень всем благодарна за то, что вы нашли время и не поленились придти сегодня на занятие. Хочу вам пожелать здоровья, женского счастья, нежной Любви, открытых улыбок и Внутренней Гармонии вам и вашим близким.
Я приготовила письма для ваших близких. Отдайте их своим родственникам, чтобы они их прочли.
Очень рада, что моё письмо сейчас находится в ваших руках. Я не займу много вашего времени. Я лишь хотела сказать вам спасибо. Спасибо за то, что вы поддерживаете, всегда находитесь рядом со своим близким человеком.
Ведь профессия _________________________________ сложная и требует уравновешенности, спокойствия и любви к детям.
______________________________ замечательный, профессиональный педагог. Она всегда придёт на помощь, поддержит в трудной ситуации. В этом есть и ваша заслуга.
Для каждого человека важна его семья и ___________________________________ не исключение.
Именно в своей семье человек чувствует себя нужным, любимым, счастливым и, конечно, же, находит новые силы для профессиональной деятельности.
Я желаю вашей семье процветания и благополучия, что бы всегда вы находили нужные слова и любили друг друга.
КОМУ: родственникам и близким
ОТ КОГО: педагога-психолога МБДОУ «Детский сад № 16» Варушкиной М.В.
Источник
Система тренинговых занятий по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов ДОУ
план-конспект по теме
Тренинговые занятия для педагогов образовательных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_treningovyh_zanyatiy.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Центр «Семья»
Система тренинговых занятий по сохранению и укреплению
психологического здоровья педагогов ДОУ
Павленко Наталья Сергеевна
Деятельность, направленная на сохранение и укрепление психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагогов дошкольных образовательных учреждений связана с напряженными ситуациями и факторами – это конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ, трудности во взаимодействии с детьми и их родителями, увеличение требований к профессиональной компетенции и низкая оплата труда. Воздействие этих факторов неблагоприятно влияет на психическое здоровье педагогов и может вызвать сильные стрессы и даже привести к возникновению неврозов.
Угрозу психологическому здоровью педагогов ДОУ представляют:
-незнание способов саморегуляции;
-снижение физической активности, сидячий образ жизни;
-нерациональный режим труда и отдыха.
-преобладание авторитарного стиля руководства ДОУ;
-высокая ответственность за жизнь и здоровье детей.
— личностные особенности педагогов: неадекватная самооценка, неустойчивость эмоций, тревожность, агрессивность и т. д.
— интеллектуальные, психоэмоциональные и физические перегрузки;
-факторы, ослабляющие нервную систему: курение, алкоголь, перенесенные инфекции и длительные заболевания.
При работе с педагогическим коллективом мною было выявлено, что в процессе профессиональной деятельности достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов. В результате повышается уровень тревожности и агрессивности, появляется раздражительность и вспыльчивость, преобладает подавленное, негативное настроение, появляется бессонница. Педагоги могут потерять интерес к своей профессии, пропадает желание творчески мыслить и активно действовать, процесс мышления и деятельности становится негибким и стереотипным.
Для оптимизации психологического здоровья мною была разработана система тренинговых занятий для педагогов ДОУ.
Цель системы занятий : создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов.
Данная система состоит из 5 занятий, длительность одного составляет 40-45 минут. Занятие проводятся один раз в 2-3 недели.
Количество участников тренинга: 8-10 человек.
Данная система включает в себя несколько направлений: деловые игры и упражнения, арт-терапевтические техники, психогимнастические упражнения и релаксационные методики, что в комплексе способствует более эффективному воздействию на психологическое здоровье и личность педагогов в целом.
1.Деловые игры и упражнения направлены на снятие психической напряженности, повешению чувства собственной значимости, развитию навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.
2.Арт-терапевтические техники создают условия для самопознания, саморазвития и творческого самовыражения педагога.
3.Психогимнастические упражнения способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности.
4.Релаксационные методики способствуют саморегуляции, мышечному расслаблению, снятию эмоционального напряжения и позитивному самовосприятию.
Каждый педагог может выбрать для себя самое подходящее и приемлемое средство для нормализации своего психического состояния и использовать его в повседневной жизни.
Мною были обобщены и систематизированы теоретические и практические материалы, но данная система предполагает наличие и авторских упражнений:
-Упражнение «Душевное состояние»;
-Психогимнастика «Зарождение любви»;
-Упражнение «Душевное состояние»;
-Игра «Глаза в глаза»;
Тренинговое занятие №1
1 . Упражнение «Мое настроение»
Психолог просит описать педагогов свое настроение на данный момент времени.
Педагогам предлагается нарисовать себя в виде какого-нибудь животного, растения или предмета. После этого каждый из педагогов представляет свой рисунок.
3 . Деловая игра «Атомы»
Педагоги становятся атомами. Атомы все время двигаются, и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным. Оно определяется тем, какую цифру назовет психолог.(2, 3, 4…)
4. Упражнение «Подарок»
Педагоги сидят в кругу, каждый придумывает подарок, который ему хотелось бы подарить окружающим людям. Затем по очереди, с помощью языка жестов педагоги делятся своими подарками с рядом сидящим.
5. Визуализация «Избавление от тревог»
Психолог: «Сядьте поудобнее, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себе ясный солнечный день, дует теплый ласковый воздух, и вы идете по чудесной зеленой лужайке. Чистейшее голубое небо озарено яркими лучами солнца. Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему. Все ваше тело наполняется очищающим божественным светом, в котором растворяются ваши тревоги, печали и огорчения. Вы очищаетесь от негативных эмоций и отрицательных частиц, они покидают ваше тело и рассеиваются в теплом воздухе. Вы избавлены от тревог, теперь вы очищены! Вам светло, спокойно и радостно. Откройте глаза».
6 . Упражнение «Гора с плеч»
Педагоги встают, опускают руки вдоль туловища и выпрямляют спину. Психолог предлагает им резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Именно такая осанка должна быть постоянно.
Каждый педагог по очереди или по желанию высказывает свои впечатления и переживания по поводу прошедшего занятия.
Тренинговое занятие №2
1 . Упражнение «Душевное состояние»
Психолог просит описать педагогов свое душевное состояние на данный момент времени в виде песни или мелодии.
2.Упражнение «Проективный рисунок»
(На доске располагается ватман и цветные карандаши). Психолог предлагает педагогам нарисовать коллективный портрет группы, при этом каждый имеет право нарисовать только один элемент.
4.Упражнение «Расскажи о себе»
Каждому педагогу предлагается возможность рассказать группе о себе, своих интересах, профессиональных планах и жизненных целях.
3. Психогимнастика «Зарождение любви»
Психолог: «Я предлагаю вам представить, что внутри вас образовался очаг любви. И с каждым вдохом он все больше и больше распространяется по его телу. Вдох – и любовью наполняется голова, вдох – и любовью наполняется шея, вдох — и любовью наполняются плечи и руки. Легкая, жизнерадостная, светлая энергия наполняет грудь, а затем ноги. Все ваше тело наполнено любовью, каждая клеточка излучает добро и свет и теплоту. Почувствуйте это состояние,
Психолог ставит в центре круга препятствия – стулья. Педагоги делятся на пары. Один из них будет слепым – он закрывает глаза. Второй – его помощником, старающимся аккуратно и бережно перевести слепого между препятствиями.
5. Упражнение «Доброе животное»
Все педагоги становятся друг за другом и кладут руки на плечи, стоящему спереди. Педагоги становятся одним целым, большим и добрым животным. Психолог просит педагогов вместе попрыгать, походить, поприседать и подышать, похлопать.
Психолог: «Сядьте поудобнее, закройте глаза и расслабьтесь». (Звучит спокойная, расслабляющая музыка).
После того как музыка закончилась педагоги открывают глаза и переходят к обсуждению, отвечают на вопросы:
-Удалось ли расслабиться при прослушивании музыки?
-Если удалось, то, какие образы, мысли и чувства всплывали в этот момент?
Каждый педагог по очереди или по желанию высказывает свои впечатления и переживания по поводу прошедшего занятия.
Тренинговое занятие №3
1 . Упражнение «Эмоциональное состояние»
Психолог просит показать педагогам свое эмоциональное состояние на данный момент времени в виде какой-либо позы или жеста.
3. Упражнение «Глаза в глаза»
Педагоги делятся на пары и садятся лицом друг к другу. Психолог засекает 2 минуты, в течение которого участники должны внимательно не отрываясь, смотреть друг в глаза. После упражнения педагоги делятся своими ощущениями и испытываемыми трудностями.
4. Психогимнастика «Рубка дров»
Педагоги встают в круг. Психолог задает вопрос: «Знаете ли вы, как рубить дрова? Покажите, как держать топор, и в какой удобнее позе стоять. Педагоги имитируют рубку дров, при этом можно как можно выше заносить воображаемый топор на воображаемое бревно, издавая вместе с выдохом какие-нибудь звуки.
По желанию один педагог выходит за дверь, остальные участники тренинга «собирают ему чемодан», то есть письменно составляют набор его наилучших, положительных качеств и особенностей личности и одна отрицательная характеристика человека, которая, по мнению педагогов, мешает раскрытию его способностей, препятствует реализации в профессиональной деятельности и общении. После этого возвратившемуся в группу педагогу зачитывают полученные данные.
6.Арттерапия «Рисунок музыки»
Психолог включает расслабляющую музыку, а затем предлагает педагогам изобразить на листе бумаги, карандашами или красками те ассоциации, которые возникли в процессе прослушивания.
7 .Упражнение «Избавление от усталости»
Педагогам предлагается вытянуть ноги, опустить расслабленные руки вниз.
Психолог: «Представьте, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: она струится от головы к плечам, перетекает от предплечья, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается в землю. Ощутите физическую теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите с этим ощущением некоторое время, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от усталости.
Каждый педагог по очереди или по желанию высказывает свои впечатления и переживания по поводу прошедшего занятия.
Тренинговое занятие №4
1.Упражнение «Я чувствую сейчас…»
Участники тренинга сидят в кругу. Психолог предлагает каждому из педагогов осмыслить, понять свое эмоциональное состояние, и продолжить предложение «Я чувствую сейчас…».
Педагоги встают в круг и вытягивают руки вперед. Психолог предлагает в хаотичном порядке сцепиться руками с другими, создав, таким образом, паутину. Участникам тренинга нужно распутать паутину, не расцепляя рук.
3.Игра «Человек и тень»
Участники тренинга делятся на пары. Один из педагогов становится человеком, другой — его тенью. Человек совершает различные движения телом, тень внимательно следит и повторяет эти движения. После определенного времени педагоги меняются ролями. После игры педагоги делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы: Какую роль выполнять понравилось больше: тени или человека? Почему? Какие сложности возникли при выполнении этого задания?
Педагогам выдается лист бумаги, его нужно подписать и разделить на три колонки. В первой колонке пишутся прилагательные, характеризующие себя собственным взглядом, во второй колонке — «Я — глазами друзей, родственников», а на третьей колонке листы перемешиваются между участниками группы и записывается характеристика «Я – глазами педагогов, коллег».
Далее листы возвращаются и анализируются педагогами. Участники отвечают на вопрос: Какие характеристики совпали во всех трех колонках? Правильно ли, с вашей точки зрения охарактеризовали вас педагоги? Что заинтересовало?
Участники тренинга встают, опускают руки и выпрямляют спину. Им предлагается представить, что невиданная сила внесла в их тело напряжение. Сначала напрягается и расслабляется голова, затем напрягается и расслабляется шея, потом плечи, локти и руки. Грудь, бедра и ноги. Затем на вдохе напряжение охватывает все тело. На выдохе — происходит расслабление.
6.Визуализация «Светлые воспоминания»
Педагогам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и почувствовать свое дыхание. Почувствовать, как расслабляется тело, как спокойней становится на душе, и уходят все мысли, проблемы и заботы.
В нашей жизни было много радостных и счастливых моментов. Нужно вспомнить свой самый радостный день. Вернуть к жизни то прошедшее время, когда вы испытывали ощущение неимоверного счастья и любви, веселья, радости, воодушевление от успеха и достигнутой целью. Почувствуйте, ощутите еще раз это состояние, переживите это счастливое прошлое. После окончания визуализации нужно медленно сосчитать до пяти и открыть глаза.
Каждый педагог по очереди или по желанию высказывает свои впечатления и переживания по поводу прошедшего занятия.
Тренинговое занятие №5
Участники тренинга сидят в кругу. Им по очереди предлагается поздороваться с группой. Приветствие может быть показано в любой форме. Главное, чтобы оно отражало эмоциональное и психологическое состояние педагога на данное время.
2. Арттерапия «Мое будущее ».
В распоряжение участников тренинга предоставляются карандаши, краски, пластилин и бумага. Психолог предлагает им устроиться удобно, чтобы будут чувствовать себя максимально комфортно и свободно. Педагоги должны нарисовать, создать свою будущую жизнь и профессиональную деятельность так, как они хотели бы, чтобы она сложилась. Можно создавать самые смелые мечты и замыслы. После этого каждый педагог представляет группе свое творение.
Участники тренинга становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя при этом положительные характеристики личности и особенности характера того педагога, кому мяч был предназначен.
4.Упражнение «Коллективная скульптура»
Участники тренинга выходят за дверь, остается только один человек. Психолог предлагает ему принять такую позу, которая характеризует его личность. Затем приглашается следующий человек, который создает скульптуру педагога, которая, по его мнению, характеризует его личность. Затем вызывается следующий педагог, он создает общую скульптуру, характеризующую уже двух педагогов. Упражнение заканчивается, когда все педагоги будут представлять собой общую скульптуру.
Половина участников тренинга становится лицом в круг, и закрывают глаза. Остальные педагогам предлагается гладить по очереди за руки стоящих впереди участников, отдавая все свое тепло и доброту.
Психолог предлагает педагогам принять удобную позу, сидя или стоя.
Психолог: «Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает , который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно наполняет лицо, шею, плечи, руки теплым, приятным ощущением силы. По мере движения сильной энергии исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренняя сила как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком», «Я стал сильным! «У меня все получится!».
7. Заключительная рефлексия
Каждый педагог по очереди или по желанию высказывает свои впечатления и переживания по поводу прошедших занятий. Участники отвечают на вопросы психолога:
-Что в проведенных тренингах запомнилось больше всего?
-Какое упражнение было самым полезным для вас?
-Что в процессе работы было самым сложным?
-Что в проведенных занятиях не понравилось и что бы вам хотелось изменить?
Источник