Использование тренажеров в оздоровительных целях
Рассмотрение методики применения тренажеров в оздоровительных целях. Категорические и относительные противопоказания к занятиям физическими упражнениями на тренажерах. Дозирование физических нагрузок. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.03.2011 |
Размер файла | 17,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ
Тренажер (от английского train — обучать, тренировать) — техническое устройство или приспособление, предназначенное для воспитания и совершенствования двигательных, профессионально-прикладных навыков и умений, а также медицинской реабилитации (механотерапия).
Тренажеры различных конструкций широко применяются в период восстановительного лечения.
Тренажеры, используемые в оздоровительных и лечебных целях, в последнее время получили широкое распространение. Их применение позволяет существенно расширить вариативность средств и методов физической культуры и повысить при этом не только оздоровительную, но и лечебную эффективность. Тренажеры способствуют формированию положительной психоэмоциональной мотивации приобщения к физической культуре и массовому спорту.
Возможность строгого дозирования физического напряжения и направленного воздействия на определенные мышечные группы позволяют с помощью тренажеров избирательно влиять на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, опорно-двигательный аппарат. В этой связи они показаны в профилактических и лечебных целях при ишемической болезни, вегетососудистой дистонии, хронических неспецифических заболеваниях легких, артритах, артрозах и др.
Физическими упражнениями на тренажерах можно заниматься только с разрешения врача. Оценка состояния здоровья производится общепринятыми клиническими методами, включающими анамнез, осмотр, исследования внутренних органов (электрокардиография, анализы мочи, крови, рентгеноскопия грудной клетки). При необходимости назначается консультация профильных специалистов. На основании полученных данных составляется заключение о состоянии здоровья и в случае отсутствия противопоказаний оформляется допуск к занятиям.
К абсолютным противопоказаниям занятиями физическими упражнениями относятся следующие:
— клинически выраженная недостаточность кровообращения;
— обострение хронической коронарной недостаточности;
— инфаркт миокарда с давностью 12 месяцев;
— аневризма сердца и аорты;
— угрозы тромбоэмболических осложнений (Обострение тромбофлебита);
— угроза кровотечений (кавернозный туберкулез легких, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки с кровотечением в анамнезе, цирроз печени);
— органические заболевания нервной системы с нарушением ее функций;
— заболевание крови, включая анемии с содержанием гемоглобина менее 6,0 ммоль/л (Нв/4);
— желчнокаменные и мочекаменные заболевания с частыми болевыми приступами;
— острые воспалительные заболевания почек;
— миокардиты любой этиологии;
— большинство пороков сердца, как врожденных (триада, тетрада, пентада Фалло, дефекты межпредсердечной и межжелудочковой перегородок, незаращение Баталова протока, коарктация аорты, стеноз отверстия легочного ствола т и др.), так и приобретенных (стеноз митрального клапана, митральная болезнь, недостаточность клапана аорты, стеноз отверстия аорты, недостаточность трехстворчатого клапана, стеноз правого предсердно-желудочкового отверстия);
— острые инфекционные заболевания и их обострения;
— синусовая тахикардия с частотой сердечных сокращений более 100 уд. в минуту;
— тяжелые нарушения ритма сердечной деятельности (политопные и групповые желудочковые экстрасистолы, мерцательная аритмия. пароксизмальная тахикардия) и проводимости (блокада левой ножки предсердно-желудочкового пучка, нарушение предсердно-желудочковой проводимости III степени);
— артериальная гипертензия с уровнем давления 24/13,3 кПа и выше с ретинопатией; тренажер оздоровительный физический упражнение
— гипертрофия сердца вследствие высокого (свыше 24/13,3 кПа) артериального давления;
— появление при небольшой физической нагрузке нарушений ритма и проводимости, стенокардии, снижения артериального давления;
— легочная недостаточность с уменьшением жизненной емкости легких на 50% и более от должной величины;
— беременность более 22 недель;
— ожирение III-IV степени;
— значительная близорукость с изменением глазного дна;
— сахарный диабет (тяжелая форма).
Относительными противопоказаниями являются:
— синусовая тахикардия с частотой сердечных сокращений 90-100 в мин;
— нарушение ритма (экстрасистолия с частотой не выше 4:40) и проводимости (нарушения предсердно-желудочковой проводимости 1 степени, синдром Вольфа — Паркинсона- Уайта);
— некоторые виды пороков — врожденных (дефект межжелудочковой перегородки в мышечной части) и приобретенных (умеренная недостаточность митрального клапана);
— недавние внутренние кровотечения;
— хронические воспалительные заболевания почек;
— повышенное артериальное давление, не снижающееся при лечении ниже 20/12 кПа;
— хроническое заболевание органов дыхания со снижением жизненной емкости легких на 30-50 % от должной величины;
— нарушение менструальной функции;
— сахарный диабет средней тяжести;
— облитерирующий эндартерит, причиняющий боль при движении;
— хронические артриты в стадии обострения.
Следует еще подчеркнуть, что физические упражнения нередко помогают вылечить эти заболевания. Однако в каждом отдельном случае необходим строгий медицинский контроль.
Направленность физических упражнений зависит от задач, решаемых в тренировочном процессе. В связи с ростом сердечно-сосудистых заболеваний, ставится задача их профилактики нелекарственными методами, в числе которых физическая тренировка занимает одно из ведущих мест. Повышение точности дозирования физических нагрузок особенно важно для лиц пожилого возраста, поскольку у них ограничены возможности приспособления к физическим нагрузкам и они страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Наиболее часто ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда наблюдается после 40 лет. Это вызывает необходимость разработки рациональных по объему, мощности и направленности физических нагрузок, способствующих совершенствованию приспособительных возможностей сердечно-сосудистой системы к экстремальным воздействиям физического или психического характера для лиц данного возраста.
Двигательная активность один из важнейших социально-биологических факторов, формирующих организм человека. Она обеспечивает равновесие между организмом и внешней средой, и способствует совершенствованию механизмов регуляции процессов метаболической адаптации. Установлено, что физические упражнения повышают устойчивость организма к гипоксии, охлаждению, перегреванию, воздействию некоторых токсических веществ, проникающей радиации, действию перегрузки, невесомости, ионизирующего излучения и др.
В настоящее время наиболее распространенным является положение о преимущественном использовании в программах профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, в частности, ишемической болезни сердца и инфаркта миокарда, упражнений аэробной направленности. Для предупреждения ишемической болезни сердца, важным является изучение влияния физических упражнений различной направленности на коронарный кровоток, доставку миокарду кислорода и его потребление, основные факторы риска, а также исследование взаимосвязи этих факторов с аэробной и анаэробной физической работоспособностью существует тесная связь между доставкой миокарду кислорода, его потреблением и уровнем анаэробной компоненты физической работоспособности.
Для стимуляции анаэробной производительности, объем упражнений для лиц различного возраста и уровня физической подготовленности неодинаков. Он должен быть меньше для лиц пожилого возраста и лиц с низкой физической подготовленности. Для лиц со средним физическим состоянием для оздоровительной тренировки мощность нагрузок колеблется в пределах 50 — 65 % от МПК (50 % — 30 — 55 мин, 60 — 65 % — 15 — 25 мин.).
Аэробный режим работы легче обеспечить на велотренажере, бегущей дорожке, гребном тренажере. При их отсутствии аэробный режим работы можно создать и на других тренажерах, за счет выполнения упражнений круговым методом (поочередно на нескольких тренажерах) с длительностью каждого упражнения не менее З-х минут. Темп движений должен быть естественный, а величина сопротивления — незначительный, особенно для лиц с низкой физической подготовленностью. При выполнении упражнений с большим сопротивлением наблюдается выраженный статический компонент и явление натуживания, что крайне нежелательно для людей этой категории. Кроме того, использование малых грузов и незначительного сопротивления предупреждает травмы мышц и связок. Использование небольших грузов обеспечивает возможность длительного выполнения упражнений в условиях устойчивого потребления кислорода.
Смешанный и аэробно-анаэробный режим работы при упражнения на велотренажере достигается при максимальной и близкой к ней частоте педалирования, а на беговой дорожке — скоростью бега в течение 30-40 с. Такой режим работы можно создать при выполнении упражнений скоростного, силового и скоростно-силового характера (на батуте, роллере, гимнастической стенке «Здоровье», эспандерах).
Контроль за правильностью подбора мощности нагрузки на тренажерах и вспомогательных устройствах осуществляется по показателям пульса, тренировочная величина которого определяется по формулам: ЧСС муж = 110+W-A; ЧСС жен.- 120+W-A, где W- мощность нагрузки в % от МПК, А -возраст в годах.
В подготовительную часть занятия (не менее 5 мин), включают упражнения на растягивание мышц нижних и верхних конечностей, увеличивающих амплитуду движений в суставах (упражнения на месте и в движении, маховые движения рук с веревочными эспандерами при минимальном сопротивлении). Особенностями выполнения упражнений на тренажерах у этой категории людей является преимущественное включение в основной части занятия на позвоночный столб, суставы, большие мышечные группы. Это могут быть тренажеры, обеспечивающие разгрузку позвоночника (джейфулл, вис, трапеция), снятие собственной массы тела (упражнения лежа на полу с гимнастическими снарядами) и др. Занятия проводятся групповым методом. При этом последовательном включаются в работу мышцы ног, спины, живота, рук.
Тренировочные занятия в дневное или вечернее время рекомендуется проводить не ранее, чем через 2-3 часа после еды. После легкого приема пищи (завтрака или полдника) допускаются занятия и через более короткое время. Перед ранней утренней тренировкой рекомендуется выпить стакан сладкого чая, фруктового сока или молока. Суточный расход энергии составляет 12045 кДж. Таким образом, энергетическая ценность суточного пищевого рациона для покрытия расхода энергии должна соответствовать этой величине.
Эффективность занятий физическими упражнениями зависит от особенностей питания занимающихся. Рациональное питание предусматривает его энергетическую ценность, правильное соотношение белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ.
1. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: Учебное пособие.-М.: ГЭОТАР — МЕД,2002. — 560 с.
2. Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации. — М: 1999.-126 с.
3. Паддер В., Паддер М. Фитнес. Рациональное питание. — Севастополь, 2004.- 88 с.
4. Шелюженко А.А., Душанин С.А., Пирогова Е.Н., Иващенко Л.Я. Использование тренажеров в оздоровительных целях. — Киев: 1984
5. Шварцнегер А. Новая энциклопедия бодибилдинга. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.- 824 с.
Источник
Спортивные тренажеры — первый шаг к ЗОЖ
Елена Трясучкина
Спортивные тренажеры — первый шаг к ЗОЖ
Сегодня в нашей стране возрастает интерес к физической культуре и спорту, и вместе с тем в семье дети, как правило, ведут малоподвижный образ жизни, уделяя больше внимания телевизору и компьютеру. Невнимание родителей к спорту порождает отсутствие эмоционального отклика к занятиям спортом, ведет к различным физическим и психологическим нарушениям. К таким детям относятся часто болеющие, имеющие нарушения осанки, с избыточной массой тела, гиперактивные, неуверенные в себе.
Тренажеры способствуют укреплению разных групп мышц и всего организма в целом. Они достаточно просты и удобны в обращении, могу использоваться на физкультурных занятиях, во время гимнастики как после дневного сна, так и утром, в самостоятельной деятельности, на физкультурных праздниках и досугах.
Занятия с тренажерами оказывают положительное воздействие на организм ребенка, но только в том случае, если нагрузка строго дозируется. Нагрузка, превышающая уровень физиологических возможностей ребенка, может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой, дыхательной систем и неблагоприятно отразиться на здоровье и развитие ребенка.
Рассматриваемый возрастной период в жизни детей (5 – 7 лет) наиболее благоприятен для развития координационных и скоростно-силовых качеств, силы, выносливости и гибкости. Дети этого возраста уже способны анализировать свои движения и действия, контролируя таким образом свое самочувствие. Двигательная активность (ДА) к 6 годам становится более целенаправленной, отвечающей индивидуальному опыту, интересам и желаниям. Во время занятий с тренажерами старшие дошкольники стремятся не только поддерживать высокий уровень ДА, но и проявлять свои физические возможности – силу, ловкость, выносливость.
Предлагаем на занятиях использовать комплект тренажеров, укрепляющих разные группы мышц и развивающих функциональные возможности.
Тренажерыотвечают основным педагогическим требованиям:
• имеют привлекательный вид, а значит, вызывают у детей интерес, побуждают их к разнообразной ДА;
• учитывают особенности образного восприятия дошкольников;
• позволяют создавать игровые ситуации с использованием разных сюжетов;
• доступны всем детям, независимо от уровня их физической подготовленности (высокий, средний, низкий);
• моделирует такие движения, как бег, прыжки, подлезание и др.
• соответствуют ростовым характеристикам детей и их функциональным возможностям.
Конструкции тренажеров соответствуют условиям эксплуатации в закрытых помещениях, а размещать их можно в соответствии с той методикой, которой придерживается педагог на занятиях по физической культуре. Непременное условие – соблюдение мер, предупреждающих травматизм детей.
Занятия тренировочного типа с тренажерами позволяют детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию силы, быстроты, движений, ловкости, гибкости и общей выносливости. Кроме того, эти занятия значительно повышают эмоциональный тонус, активизируют познавательную деятельность, воспитывают выдержку, решительность, смелость, дисциплинированность, любознательность, воображение, формируют умение бережно обращаться с пособиями, управлять своим поведением и общаться со сверстниками.
Эффективность занятий по физической культуре с использованием тренажеров во многом определяется постановкой основных задач,среди которых можно выделить следующие:
• тренировка всех систем и функций организма (сердечно-сосудистая, дыхательная система, обменные и терморегуляционные процессы) через организацию оптимальных для данного возраста физических нагрузок;
• укрепление мышечного тонуса путем интенсификации ДА и постепенного увеличения физической нагрузки на всю мускулатуру;
• удовлетворение естественной потребностью в разных формах ДА;
• развитие общей выносливости и физических качеств;
• овладение определенными двигательными умениями и навыками, а также приемами страховки.
Занятия с использованием тренажеров со старшими дошкольниками советуем проводить не менее двух раз в неделю. Одно — в первой половине дня (включено в план учебных занятий, второе – во второй половине дня вместо третьего физкультурного занятия, проводимого на воздухе, или гимнастики после сна.
Ознакомление с тренажерами проводится с каждым ребенком индивидуально или с небольшой подгруппой (пять – семь человек). Если в детском саду помимо физкультурного зала есть свободное помещение (площадью не менее 18 кв. м., то в нем можно оборудовать тренажерный зал.
Целесообразно иметь не менее пяти сложных тренажеров, оказывающих влияние на организм детей в целом и отдельные группы мышц. Тренажеры следует устойчиво установить на определенном расстоянии друг от друга, так чтобы дети могли свободно подходить к ним и заниматься – под руководством воспитателя.
Наряду с тренажерами сложного устройства необходимо использовать тренажеры простейшего типа: детские эспандеры (для развития мышц плечевого пояса); диски «Здоровье» (для укрепления мышц туловища и ног; тренировки вестибулярного аппарата); гантели, гири (для укрепления рук и плечевого пояса); массажеры «Колибри» для профилактики плоскостопия, массажа ступней ног); мячи-массажеры (для массажа разных частей тела); резиновые кольца (для развития мышц кистей рук); массажные коврики (для массажа ступней ног, профилактики плоскостопия); гимнастические мячи (для развития гибкости позвоночника и координационных способностей). Простейшие тренажеры очень удобны в пользовании; не занимают много места, их легко переносить.
При организации занятий с тренажерами необходимо использовать дифференцированный подход к каждому ребенку.Для его реализации следует заранее распределить детей на две подгруппы на основе трех основных критериев: состояния здоровья, уровня физической подготовленности и ДА. Первую подготовку составляют практически здоровые дети, имеющие средний и высокий уровень ДА и хорошую физическую подготовленность.
Во вторую подгруппу могут быть включены дети второй и третьей групп здоровья (часто болеющие, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения) с низким уровнем ДА и слабой физической подготовленностью.
Распределение детей на две подгруппы дает педагогу возможность осуществлять дифференцированный подход, т. е. проводить занятия, различающиеся по содержанию двигательных заданий и игровых упражнений, по физической нагрузке, а также методам и приемам.
Дети первой подгруппы, как правило, быстрее усваивают двигательное задание, так как им свойственны решительность, самостоятельность, активность и стремление к улучшению результатов. Им достаточно одного или двух показов упражнения на тренажерах. Детям второй подгруппы необходим замедленный показ движений с четким и подробным их объяснением.
Во время занятий важно создавать доброжелательную обстановку, подбадривать детей, поощрять их.
Занятия на тренажерах в значительной мере укрепляют физическое и психологическое здоровье, повышают эмоциональный тонус детей, активизируют познавательную деятельность, развивают творческое воображение.
Чем старше ребенок, тем больше отклонений от нормального физического развития. Это прежде всего связано с «гиподинамией». Многие дети имеют дефицит массы тела, что также сказывается на их физической активности. Это приводит к снижению силы и работоспособности скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости.
Содержание работы с детьми
1. Познакомить с первыми четырьмя упражнениями определённого комплекса
2. Познакомить с техникой выполнения упражнений на определённых тренажёрах, используя метод круговой тренировки
1. Познакомить со следующими четырьмя упражнениями комплекса
2. Разучить упражнения на тренажёрах, с которыми работали на предыдущем занятии.
1. Закреплять навыки выполнения всего комплекс упражнений
2. Закреплять навык выполнения упражнений на тренажёрах
1. Совершенствовать умение выполнять комплекс упражнений.
2. Совершенствовать навык выполнения упражнений на тренажёрах
Для проведения занятий с тренажерамиу воспитателей должна быть документация:
1) Инструкция по работе с тренажером.
Источник