Меню

Трехуровневый анализ психологического здоровья участников образовательного процесса

Понятие о психологическом здоровье

Лекция 6-8

Психологическое здоровье участников образовательного процесса

Вопросы:

Понятие психологического здоровья.

Уровни психологического здоровья.

Психологическое здоровье школьников и учебный процесс.

Уровни психологического здоровья детей.

Психологическое здоровье учителя и его влияние на учебный процесс.

Трехуровневый анализ психологического здоровья участников образовательного процесса

Основные понятия:психическое здоровье, психологическое здоровье, уровни психологического здоровья: витальный, социальный, экзистенциальный, глубинная со–бытийность как фактор психологического здоровья, критерии психологического здоровья, профессиональное выгорание, профессиональные деструкции.

Понятие о психологическом здоровье

Последнее время во многих государственных и негосударственных образовательных учреждениях формируются психологические службы. На вопрос об их функциях и значимости ответила И. В. Дубровина (2004), подчеркнув, что главной целью психологической службы является обеспечение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Для студента педагогического университета – будущего педагога или психолога – важно осознавать, что представляет собой психологическое здоровье, каковы возможности обеспечения психологического здоровья учащихся в образовательном учреждении. Учителю, администрации образовательного учреждения важно уметь сохранять свое психологическое здоровье и психологическое здоровье учащихся.

В медицинской, психологической литературе упоминаются понятия физического (физиологического, биологического, соматического), психического здоровья. Понятие же психологического здоровья употребляется относительно редко. При этом разные авторы зачастую дают ему разные определения.

Для того чтобы ввести понятие психологического здоровья, важно показать разницу между понятиями «биологическое» («физическое»), «психическое» и «психологическое».

Обращаясь к различению понятий «психическое» и «биологическое», можно отметить, что психическое всегда протекает, развертывается в рамках определенных биологических (физиологических) условий. Для обеспечения развития психики необходимы определенный диапазон этих условий и их устойчивость. Серьезное нарушение внутреннего равновесия изменяет характер протекания психических функций, тем самым так или иначе влияя на эти функции. Как интересно выразился Б. С. Братусь, «биологическое составляет необходимое условие, в котором разыгрывается драма человеческой жизни». При этом психические явления возникают в ходе специфического взаимодействия индивида с внешним миром (Брушлинский А. В., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л. и др.). Брушлинский А. В. (1978), описывая психическое как процесс, выделил две его основные особенности: 1) психическое относится к числу живых процессов, и 2) среди последних оно выделяется наибольшей динамичностью, непрерывной подвижностью и изменчивостью. И, согласно А. В. Брушлинскому, в этом отношении психическое отличается даже от физиологического. Таким образом, необходимо различать существование двух реальностей: а) класса условий (биологической и социальной реальности) и б) процесса, протекающего в этих условиях (психической реальности). В то же время психическая реальность предполагает наличие как минимум двух составляющих – психического и психологического. Отмечая разницу между психическим и психологическим, В. Н. Мясищев писал о существовании «собственно личностного психического» и «просто психического». Определение понятий «биологическое», «психическое» и «психологическое» позволяет более точно разделить понятия «соматическое здоровье», «психическое здоровье» и «психологическое здоровье».

В конце XX – начале XXI в. к разделению понятий «психическое» и «психологическое» обратились в связи с определением понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Дубровина И. В. (2004), вводя понятие «психологическое здоровье», отметила разницу между психическим и психологическим здоровьем: психическое здоровье, по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; психологическое здоровье характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлением человеческого духа.

Пахальян В. Э. (2006), анализируя понятие здоровья и понятие психологического здоровья, определяет психологическое здоровье как «…динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно–психологические возможности на любом этапе развития».

Отвечая на вопрос, что такое психологическое здоровье, автор монографии «Психология здоровья», В. А. Ананьев, выделяет следующие черты психологически здоровой личности:

• развитие самоконтроля и усвоение реакций, адекватных различным ситуациям в жизни человека;

• умение разводить реальные и идеальные цели, границы между разными подструктурами «Я» – Я–желающим и Я–долженствующим;

• умение регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм (Лазурский А. Ф.).

В целом анализ литературы позволяет выделить ряд существенных признаков, используемых современными психологами при описании психологического здоровья личности:

Читайте также:  Здоровье знака скорпион женщина

1. Осознанность и осмысленность человеком самого себя, мира в целом, своего взаимодействия с миром.

2. Полнота «включенности», переживания и проживания настоящего, пребывание в процессе.

3. Способность к совершенствованию наилучших выборов в конкретной ситуации и в жизни в целом.

4. Способность не только выражать себя, слушать другого человека, но и участвовать в сотворчестве с другим человеком.

5. Глубинная со–бытийность как способность человека пребывать в полноценном, способствующем совершенствованию участников контакте, подлинном диалоге и организовывать его.

6. Чувство свободы, жизни «в соответствии с самим собой» как состояние осознавания и следования своим главным интересам и наилучшему выбору в ситуации.

7. Ощущение собственной дееспособности «Я могу».

8. Социальный интерес или социальное чувство (в терминологии А. Адлера), то есть заинтересованный учет интересов, мнений, потребностей и чувств других людей, постоянное внимание к тому, что рядом – живые люди.

9. Состояние устойчивости, стабильности, определенности в жизни и оптимистический, жизнерадостный настрой как интегральное следствие всех перечисленных выше качеств и свойств психологически здоровой личности, Это состояние не стоит путать с состоянием ригидности, «зашоренности» стереотипами и шаблонами. Наоборот, это состояние гибкого, но устойчивого баланса в динамичном, со значительной степенью неопределенности, жизненном мире.

Источник

3.Трехуровневый анализ психологического здоровья участников образовательного процесса.

Рассмотрим психологическое здоровье участников образовательного процесса в свете трехуровневого анализа.

Психологическое здоровье витального уровня отображает отношение учителя и ученика к потребностям собственного тела (соблюдение режима, особенности осанки во время пребывания за письменным столом и тому подобное); человек со слабым психологическим здоровьем витального уровня может с пренебрежением относиться к потребностям своего тела, которое в целом будет отображать его отношение к себе.

В течение последних 20 лет в содержании обучения происходило в основном повышение меры сложности теоретического материала: ускорение темпов его усвоения, организация усвоения как восхождение от абстрактного к конкретному. Это привело к тому, что для многих школьников усвоения стало недоступным. Ученики, которые сумели усвоить программу, как правило, делают это за счет своего свободного времени, ценой больших временных расходов и потери здоровья. Учебные тексты, недоступные пониманию не только школьникам того или другого возраста, но и взрослым, становятся достоянием учебников.

Психологическое здоровье социального уровня отображает потребность учителя и ученика в создании гармоничных взаимоотношений как друг с другом, так и с другими участниками образовательного процесса (другими учениками, учителями, администрацией школы и т. д.). Нормативная динамика события школьника и учителя характеризуется приобретением ребенком все большей свободы для определения своего места в человеческом обществе.

В современной психологии достаточно часто используется понятие «со-бытие» и производные от него — «со-бытийная общность», «со-бытийность».

«Со-бытие» означает то, что произошло, факт общественной или личной жизни. Понятие используется для характеристики сосуществования, сотрудничества, сотворчества, духовного соразвития людей (Слободчиков В., Флоренская Т., Франкл В. и др.)

Производные от этого понятия «со-бытийный» и «со-бытийность» означают насыщенность событиями, особенную последовательность событий, их развитие. В психологии это понятие чаще всего используется для характеристики жизненного пути. А. В. Петровский использует понятие «со-бытийности» для характеристики степени общности людей как синергия, сосуществование, интеракция, общение, причастность. В этих понятиях описывается восхождение человека от биосферы к психосфере и от психосферы к ноосфере.

Со-бытийность как синергия отображает функциональную связанность двух или несколько организмов. Со-бытийность на уровне сосуществования характеризуется тем, что личности принимают друг друга в расчет только в той мере, в которой их присутствие может нарушить естественные проявления их собственной жизнедеятельности. Со-бытыйность на уровне интеракции означает взаимную поддержку, реализацию хотя бы одним из субъектов инструментальной функции по отношению друг к другу, например предоставление информации, присоединение собственных усилий и тому подобное Со-бытийность на ступени общения отражается в создании, производстве общего. Со-бытийность на высшей ступени — ступени причастности — характеризуется истинным соприсутствием человека с человеком.

Читайте также:  Какие анализы нужно сдать при проверке своего здоровья

Со-бытие — это процесс полноценного многопланового контакта человека с миром и/или с самим собой, что содействует развитию, совершенствованию его участников. Таким образом, говоря о любви взрослого к человеческому непосредственно в ребенке, важно отметить, что эта любовь содержит, в первую очередь, искреннее переживание взрослого, что способствует совершенствованию, развитию ребенка и самого взрослого.

Особенный взнос в решение проблемы психологического здоровья в контексте системы образования внесли В. И. Слободчиков и А. В. Шувалов. Они утверждают, что в основе психологического здоровья находятся два фактора: 1) субъективная реальность и 2) событийная общность.

Авторы считают, что субъективная реальность отражается в таких категориях, как внутренний мир, индивидуальный дух, человеческое в человеке, душа. Со-бытийная общность, утверждают они, — это пространство, в котором происходит рождение и развитие субъективной реальности человека. На формирование со-бытийной общности направлена деятельность психолога, педагога, врача, если представители этих профессий утверждают, что целью их деятельности является психологическое здоровье ребенка.

Условия здоровой и полноценной жизни ребенку обеспечивает взрослый человек. Значимый взрослый создает для ребенка особенную среду, в какой ребенку более легко осознавать и осваивать глубины и потенции внутреннего мира, сообщать о них другим людям и узнавать о внутреннем мире окружающих.

Если взрослый препятствует развитию человеческих возможностей, у ребенка формируется «больная» личность. Она не может полноценно взаимодействовать с обществом, пытаясь подчинить себе окружающих или покориться тем, кто сильнее. Другой человек превращается для него в средство достижения любой приземленной цели.

В. И. Слободчиков и А. В. Шувалов предложили классификацию понятия «значимый взрослый». В ее основу положены две существенных характеристики взрослого человека – показателя кровного родства («родной — чужой») и духовной близости («близкий — чужой»). Критерием первой характеристики можно считать принадлежность к единственной родовой ветви. Для ребенка это материнская и родительская ветви.

Основной и главный критерий настоящей близости двух людей – стойкая духовная связь.

Мера настоящего родства ребенка и взрослого является первоначально заданной, потому отношения в детско-взрослой общности эволюционируют по линии духовной близости.

Атрибутом близости является взаимное доверие, понимание, принятие.

Атрибутом чуждости является взаимное несогласие, разъединение и отчуждение.

Специфика духовной близости между ребенком и взрослым заключается в особенностях видения взрослым жизненного мира ребенка. Показатель такого отношения – любовь взрослого к человеческому непосредственно в ребенке (не к поведению, не к форме выражения мыслей и чувств, а к субъективной реальности). Эта любовь выражается через событие.

В норме позиция значимого взрослого конструктивная: он положительно координирует общую с ребенком жизнь.

Наиболее общим показателем аномального состояния общности является арефлексивность (неосознанность) отношений значимого взрослого к ребенку.

Арефлексивное отношения значимого взрослого к ребенку может быть:

1) ситуативным, как следствие некомпетентности взрослого в контексте ситуации, которая сложилась;

2) тенденциозным, обусловленным патологизацией личности взрослого или личностной незрелостью антропогенной природы (то есть не является следствием психического заболевания); такое отношение обнаруживает себя в «бедности» (примитивности, невыразительности) и негативизме ценностно-смысловых и целевых установок, ограниченности способов самоопределения, несогласованности ценностных приоритетов и общего характера отношений взрослого к ребенку.

Ситуативное арефлексивное отношение значимого взрослого к ребенку. Как отмечает И. В. Дубровина (2004), ситуация — это всегда совокупность ряда обстоятельств, или состояние дел, отношений, определенная обстановка общения и деятельности. Практически любая ситуация, которая складывается в отношениях между ребенком и значимым для него взрослым, становится условием последующего развития, как самого ребенка, так и взрослого, определяет их зону ближайшего развития. Если взрослый не воспринимает всю ситуацию в целом, не видит ее причину и не может прогнозировать ее возможные последствия, то его действия могут быть неправильными, привести к непониманию и неприятию, взрослым и ребенком друг друга. Если взрослый настаивает на своей правоте, не стремится исправить свою ошибку, его некомпетентность может углубиться и распространиться на последующие ситуации, ребенок будет чувствовать себя все более непонятным, непринятым. Это приведет к формированию у ребенка ощущения нереализованности, бесперспективности и опустошенности в индивидуальной жизни. В школе это выражается в сформированном у школьника отвращении к отдельному предмету или всему процессу обучения. В семье ребенок будет чувствовать себя неродным, чужым для значимого взрослого.

Читайте также:  Как сохранить свое здоровье легкие

Эта ситуация не создает возможность развития и для самого взрослого, ведь он рискует упасть в построение иллюзорных представлений об отношениях между ним и ребенком. Он будет неверно оценивать свои поступки и поступки ребенка, строить перспективу взаимодействия с ним, что приведет к последующему углублению разрыва отношений.

Тенденциозное арефлексивное отношение значимого взрослого к ребенку. Такое отношение взрослого к ребенку может быть обусловлено или незрелостью личности взрослого, или наличием каких-то патологических отклонений.

О незрелости личности взрослого может свидетельствовать отсутствие чувства перспективы, не способность действовать осознанно, разрабатывать разные стратегии поведения, анализировать ситуацию из разных точек зрения (как минимум — с точки зрения ребенка и своей собственной). Все это может привести к крайним формам реагирования ребенка, например к бытовому экстремизму (уйти из дома, бросить школу, вступить в секту)

Патологические отклонения взрослого могут быть вызваны его психическим заболеванием. Отношения ребенка со значимым для него взрослым, которые имеют патологические отклонения, могут привести к формированию патологических отклонений у самого ребенка.

В целом можно выделить следующие типы аномалий психологического здоровья школьника:

1) патологизация эмоциональной сферы школьников;

2) несостоятельность базовых моральных позиций;

3) гипертрофия и перекручивание базовых моральных позиций.

Про патологизацию эмоциональной сферы школьников будет свидетельствовать наличие невротичных страхов, глубокие внутренние конфликты, преобладание в эмоциональной сфере переживаний тревоги, гнева, скуки на учебных занятиях, отчуждение от школы в целом.

Про несостоятельность базовых моральных позиций школьника будет свидетельствовать несформированность его представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», отсутствие жизненных перспектив. Бессилие учеников что-либо изменить в школе выражается в бунтарских проявлениях: прогулах, плохой академической успеваемости, негативизме. Это может обусловить переживание школьником биографических кризисов.

Про гипертрофии и перекручивания базовых моральных понятий будет свидетельствовать крайняя неадекватность поведения школьника в разных жизненных ситуациях. Это может осложнить его последующее жизненное самоопределение.

Психологическое здоровье экзистенциального уровня отображает доверие ученика и учителя к собственному внутреннему опыту. Нелепость того, что происходит, которая порождается тем, что ученики не видят связь между тем, почему нужно учиться, и возможностью использования в своей жизни полученных знаний, приводит к тому, что ученики не полностью понимают взаимосвязь между предметами, которые преподаются в школе, и теми социальными ролями, какие они должны выполнять в будущем. Такие выпускники школ обычно не знают, кем они хотят быть в профессиональной сфере, чувствуют апатию, нежелание вообще что-либо делать или идут в любое учебное заведение, которое укажут им родители или одногодки. Появлениям такой нелепости обучения способствуют часто примеры несправедливости оценивания реальных способностей учеников.

Знания о существовании возможных аномалий психологического здоровья учителя и ученика позволяют школьному психологу адекватно проводить профилактическую работу, ставить психодиагностические задания, вести консультативную и коррекционную работу среди учеников, их родителей и педагогического коллектива школы.

Возможности для сохранения психологического здоровья

В качестве противовеса разрушительной силе профессиональных стереотипов, напряжению и стагнациям выступает профессиональное самосознание. Основной его характеристикой является осознание разных сторон профессионального Я. Вид того, как человек воспринимает и оценивает свою работу, свои достижения в определенной деятельности и себя в профессиональных ситуациях, зависит его общее самочувствие и эффективность его деятельности.

Профессиональное самосознание личности является, кроме того, основным источником и механизмом профессионального развития и совершенствования. Механизмом этого процесса является профессиональная рефлексия. Только в том случае, если человек осознает себя в профессиональной роли, адекватно оценивает свои достижения, свои профессиональные качества и уровень их развития, возможно сознательное и активное профессиональное развитие и саморазвитие.

Все эти резервы характеризуют зрелую личность, которая еще раз подтверждает тезис о связи психологической зрелости и психологического здоровья.

Источник

Adblock
detector