Я еще только учусь, или Что входит в программу подготовки пилотов вертолетов
Пройти обучение и управлять вертолетом может любой человек старше 18 лет. Чтобы получить допуск к полетам, придется освоить теорию. В обязательный курс входят базовые знания по аэродинамике, навигации, техническому устройству вертолетов, медицине, радиосвязи. Летчик должен знать законодательство. Практическая подготовка включает предполетную подготовку, изучение правил эксплуатации воздушной машины. Также летчик учится управлять вертолетом сначала с помощью симуляторов, а затем в условиях реального полета.
Какие требования предъявляются к здоровью пилотов вертолетов
Чтобы подтвердить удовлетворительное состояние здоровья, необходимо получить заключение врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК) второго класса. Комиссия выдает заключение, если результаты обследования соответствуют следующим критериям:
- острота зрения 0,8 с коррекцией, астигматизм не превышает 2 диоптрии;
- удовлетворительное цветовосприятие;
- нормальный индекс массы тела. В индивидуальном порядке заключение выдается кандидатам с первой степенью ожирения;
- отсутствие следующих заболеваний: хронические болезни сердечно-сосудистой системы, (включая гипертоническую болезнь и ишемическую болезнь сердца), эпилепсия, психические расстройства и другие заболевания, которые могут повлиять на способность управлять вертолетом;
- отсутствие травм и операций за последние полгода.
В число заболеваний, с которыми летать нельзя, входят: бронхиальная астма и другие бронхообструктивные болезни, некоторые формы хронического тонзиллита, сахарный диабет, выраженные дефекты речи, тугоухость и прочие.
Профессиональным коммерческим пилотам необходимо заключение ВЛЭК первого класса. Комиссия предъявляет более строгие требования к кандидатам в профи. Например, острота зрения с коррекцией должна составлять 1,0.
Какие знания и умения получают в школе пилотов
Теоретическая подготовка пилотов включает изучение нормативной базы, метеорологии, навигации, аэродинамики и т. д. Будущие летчики знакомятся с правилами оказания срочной медицинской помощи. Также курсанты изучают конструкцию вертолета. Обучающиеся учатся правильно эксплуатировать и обслуживать двигатель.
Во время практических занятий на тренажерах и в вертолете пилоты изучают приборы управления воздушным судном, учатся пользоваться радиосвязью, читать и интерпретировать показания датчиков приборной панели.
Во время воздушной подготовки курсант под руководством инструктора учится поднимать машину в воздух. На следующем этапе летчик учится перемещать машину на небольшой высоте над вертолетной площадкой. После отработки базовых умений пилот летает по указанному инструктором маршруту.
Также курсанты изучают, как выполнять аварийную посадку и совершать экстренные маневры. Это необходимо, чтобы летчик знал алгоритм действий при внештатных ситуациях. Например, пилот должен уметь сажать вертолет в режиме авторотации винта. Это позволяет спасти машину и пассажиров при отказе двигателя.
Пилоты вертолета SA315B Lama в 1972 году установили рекорд высоты полета. Они подняли машину на 12 442 м. Когда на этой высоте загорелся двигатель, летчикам удалось посадить ее в режиме авторотации. Он предполагает раскручивание винта при снижении вертолета за счет встречного воздуха. Крутящийся винт создает подъемную тягу и позволяет вертолету сесть.
Обучение на курсах пилотов в компании «ХелиКо Групп» организовано так:
- теоретическая подготовка в течение 204 академчасов;
- наземная и тренажерная подготовка – 19 и 11 часов соответственно;
- летная подготовка продолжается в течение 40 часов.
После завершения курса будущие пилоты сдают экзамен. Курсанты отвечают на теоретические вопросы по программе обучения. Также они должны показать практические умения работы с навигационным оборудованием, приборной панелью вертолета и как необходимо проверять судно перед полетом. Пилоты демонстрируют летную подготовку: умение выполнять взлет и посадку, ориентироваться в полете визуально и по приборам, пролетать препятствия, предупреждать внештатные ситуации.
После экзамена курсант получает документы, подтверждающие обучение на курсах пилотов (в пакет входит справка о практической летной подготовке). После этого в региональном представительстве Росавиации ему вручат свидетельство частного пилота.
Дополнительную информацию о курсах пилотов можно получить в компании «ХелиКо Групп» по телефону: 8-495-104-58-84.
Источник
Медицинская комиссия для пилота или прохождение ВЛЭК пошагово
ВЛЭК – это врачебно-лётная экспертная комиссия, которая является пропуском для гражданских и частных пилотов к процессу обучения лётному делу или непосредственно к внедрению в рабочую деятельность. Прохождение комиссии ВЛЭК занимает от 1-14 дней, в зависимости от организации, которая её устраивает. После прохождения вы получите заключение, которое будет являться вашим основным документом по прохождению ВЛЭК.
В настоящее время издан указ об обязательном прохождении комиссии на территории России и других государств. ВЛЭК можно пройти только в тех учреждениях, которые имеют разрешение, а также все необходимые документы на свою деятельность. Прежде чем начать проходить ВЛЭК, вам придётся пройти собеседование, на котором проверят ваш паспорт и выдадут соответствующую анкету вместе со списком необходимых медицинских справок, которые вам предстоит собрать.
Требования к здоровью: справки, врачи и анализы
Самый главный документ – это паспорт с пропиской, без него можете не приходить на комиссию. Военный билет для молодых людей, если таковой имеется. Обязательна выписка из амбулаторной карты по месту наблюдения, которую вам даст терапевт. Важно выписать все заболевания за последние 6 месяцев, а также указать хронические и в стадии обострения. Документ заверяется личной подписью терапевта, и ставиться печать учреждения.
Справки из наркологического и психиатрического диспансеров по месту проживания. Направление на обследование вам выдаст ВЛЭК. Флюорография, которая должна быть с полным описанием и приложением снимка. Общий анализ крови и мочи. Биохимический анализ крови требуется только в том случае, если возраст кандидата перешёл 40 летний рубеж. Могут быть проведены дополнительные лабораторные исследования, только по показаниям и сомнениям врачей в сдаче предыдущих.
ЭКГ проходится обязательно в движении. Как правило, кандидату предлагают выполнить приседания, примерно 15-20 раз. Важно предоставить сведения о группе крови, это должно быть зафиксировано медицинской справкой. Обязательный осмотр самими специалистами центра ВЛЭК: терапевт, офтальмолог, хирург, невролог и отоларинголог. Кандидатам старше 40 лет необходимо дополнительно пройти: ФГС, УЗИ ОБП, УЗИ ОМТ, сделать УЗИ щитовидной железы. Бывшим пилотам необходимо предоставить медицинскую книжку, если таковая имеется. 3 фотографии размером 3*4. Папка для бумаг. Все справки, заключения, а также другие документы должны сопровождаться печатью учреждения и подписью лечащего врача. Без этого они будут недействительны.
Требования к здоровью кандидатов и персонала предъявляются в зависимости от их категории. По 2 графе: пилоты частного пилотирования, линейные пилоты авиакомпаний (самолёт, вертолёт), штурманы, а также бортмеханики и бортинженеры. Лица, поступающие на работу и курсанты последних курсов лётных училищ. По 3 графе: бортрадисты, бортоператоры, пилоты – парашютисты, лётчики и пилоты — любители, курсанты выпускного курса.
Медицинские требования к гражданским и частным пилотам по графе 2 и 3
Список ограничений:
- Вес тела должен быть в пределах 48-110 килограмм, избыточный вес не более, чем 1 стадия ожирения. Это допускается, при наличии идеального здоровья у конкретного кандидата
- Рост в пределах 155-190 сантиметров, сидя не более 95 сантиметров
- Отсутствие серьёзных травм, операций за период в 6 месяцев
- При наличии хронических синуситов, тонзиллитов кандидат оценивается по индивидуальной шкале. Хронический тонзиллит компенсированного вида является профессионально пригодным, декомпенсированного вида — нет.
- Гнойные синуситы или дистрофия слизистой являются полной непригодностью пилота к лётному делу
- Незначительные нарушения в зоне ЛОР-органов оцениваются также по индивидуальной шкале
- Лёгкие дефекты речи, которые не влияют на разборчивость речи, могут быть также оценены по индивидуальной шкале
- Проблемы с сердечной деятельностью являются серьёзным препятствием к лётному делу
- Практически все заболевания отправят вас в статус «непригоден», кроме редких исключений и незначительных сбоев в работе сердца. Всё это оценивается по индивидуальной шкале в каждом отдельном случае
- Слабое зрение определяется врачом офтальмологом по индивидуальной шкале
- Эпилепсия и психические расстройства являются барьером для лётного дела, этот пункт ставит вас автоматически в непригодность
- Наличие переломов за последние несколько лет могут также стать препятствием к прохождению комиссии. Этот пункт идёт на усмотрение хирурга, только после полного обследования. Возможно, вас попросят сделать снимки перелома и только на основании их поставят диагноз. Будьте готовы к трате лишнего времени в связи с обследованием
- Лица, имеющие проблемы с давлением, автоматически отправляются к кардиологу, который обязан им предложить пройти дополнительное обследование
Распространенные вопросы по ВЛЭК
Стоимость
Ценовой диапазон колеблется в пределах 5000 — 7000 рублей. Оплата по основной квитанции составляет 2800 рублей, плюс в цену входят все основные анализы и обследования.
Список основных центров прохождения ВЛЭК
Список основных центров прохождения ВЛЭК можно найти на сайте ФАВТ «Росавиации».
Срок, на который выдается заключение ВЛЭК
Коммерческие пилоты, штурманы и бортинженеры в возрасте до 40 лет получают заключение ВЛЭК на срок 12 месяцев, после 40 лет — на полгода. Пилоты-любители, пилоты-планеристы, а также парашютисты имеют право не проходить следующий медицинский осмотр в течение 2 лет.
Инструкция прохождения ВЛЭК частного пилота пошагово
- Перед приходом во ВЛЭК необходимо подготовить следующие документы и анализы, которые должны быть свежими: ФЛГ, анализ мочи, крови, крови на сахар и резус фактор. В поликлинике узнайте ответ заранее, чтобы в случае чего можно было пересдать и не тратить лишнее время, своё и представителей ВЛЭК. Анализы важно делать накануне перед посещением ВЛЭК, иначе вас могут попросить их переделать.
- Делаем ЭКГ, дожидаемся отличного результата и консультации специалиста. Если возникают проблемы, возможно, придётся прислушаться к рекомендациям кардиолога или пройти дополнительное обследование. Будьте готовы к этому.
- Необходима выписка из амбулаторной карты, где терапевт обязан выписать все ваши болезни и недомогания. Без этой справки ВЛЭК вас не примет. Должны быть подписи и печати на документах. Справка действительна неделю, придётся поторопиться с походом во ВЛЭК.
- Едете во ВЛЭК по нужному адресу, стоите очередь, к председателю, который проверяет наличие всех документов. С его разрешения идёте дальше, где вам оформят медицинскую карту и дадут направления в психиатрический и наркологический диспансеры. Здесь придётся потратить время, очереди достаточно большие, стоит отправляться туда к самому открытию.
- По полученным направлениям отправляетесь в данные инстанции и проходите освидетельствование, ждёте заключения и с результатом отправляетесь во ВЛЭК. Если на этом этапе возникают трудности, придётся их решать. Дальнейшее ваше продвижение отодвигается.
- Проходим ЛОРа, хирурга, окулиста, невропатолога и терапевта, женщинам дополнительно придётся пройти гинеколога. Невропатолога необходимо проходить строго после окулиста. На основании всех заключений вы направляетесь к терапевту. Врачи-специалисты должны записывать все факторы и изменения в здоровье пациента, оставлять свои рекомендации по устранению недомоганий и ставить статус: пригоден или нет. Любое заключение вы можете опровергнуть и пройти его повторно, а также имеете возможность обратиться в ЦВЛЭК для разъяснения разногласий.
- Если у вас всё в порядке и терапевт с этим согласен, то он подпишет вам все необходимые справки и даст заключение.
- Получаете квитанцию на оплату ВЛЭК в размере 2800 рублей и идёте к председателю за окончательным заключением. Как правило, заключение выдаётся на два года, но требуется через год посетить терапевта.
- Пройти ВЛЭК можно достаточно быстро, как правило, всё заведения, где вам необходимо получить заключение находятся в ближнем радиусе. Многие кандидаты умудряются пройти комиссию за один день, это скорее исключение из правил, чем закономерность, но, тем не менее, такое может быть. Большая часть пилотов проходит комиссию за 3-4 дня. Если вы будете действовать оперативно и у вас всё как говориться, срастётся, то шансов получить ВЛЭК в минимально короткие сроки у вас предостаточно.
Есть ли необходимость обманывать ВЛЭК, и где это можно сделать
У многих кандидатов не получается пройти ВЛЭК, на пути встречаются подводные камни, которые никак не устранить. А летать хочется, что делать в данной ситуации? У многих возникает вопрос: можно ли вообще обмануть ВЛЭК? Конечно можно, если постараться и случаев в жизни масса. Например, у одного пилота было плоскостопие, которое блокировало ему прохождение ВЛЭК. Он умудрялся настолько напрячь ногу, что в результате отпечатка на мокрой поверхности оставался правильный след. ВЛЭК он прошёл, но стоит ли таким способом подвергать здоровье опасности и потом плоскостопие может негативно отразится на полёте. Малейшее, неправильное движение ноги на педаль, и самолёт пойдёт не под тем углом.
Есть другой вариант — отправиться в ЦВЛЭК. Это считается неплохой альтернативой ВЛЭК. Деятельность ЦВЛЭК направлена на рассмотрение и устранение разногласий в результате проведения ВЛЭК. Врачи способны делать ошибки, которые могут отразиться в неправильном диагнозе. Если такое произошло и вы уверенны, что полностью здоровы, стоит отправиться в ЦВЛЭК для повторной медицинской экспертизы. Большинство кандидатов при помощи данной организации опровергают решение ВЛЭК и всё же получают заключение на лётную деятельность. Вы также можете получить консультацию в данной медицинской организации по тому или иному вопросу.
Заключение
Если нет проблем со здоровьем, то нет проблем с прохождением ВЛЭК. Если всё же есть проблемы, которые никак не удаётся преодолеть, а без лётного дела жить не можете, то стоит прорывать оборону. Например, если у вас анемия, перед сдачей крови примите несколько таблеток железа, гемоглобин повысится и анализ пройдёт на ура. Можно выпить большую чашку с шоколадкой, которая также повысит гемоглобин, но в этом случае могут подскочить лейкоциты.
Если проблемы с давлением, то заранее сходите к врачу и пропейте курс препаратов, которые помогут его нормализовать на время прохождения экспертизы. Такой вариант также срабатывает и очень неплохо. На самом деле вариантов привести себя в норму перед сдачей анализов большое количество. Вопрос в другом: стоит ли рисковать своим здоровьем и маскировать проблемы. Возможно, в лётном деле они вам будут мешать. Подумайте и взвесьте, насколько важны для вас полёты и ваше здоровье, а потом смело бросайтесь на амбразуру.
Источник