Стартовал эксперимент по маркировке БАД
Yakobchuk / Depositphotos.com |
Правительство запустило эксперимент по маркировке биологически активных добавок к пище (далее — БАД; постановление Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 673). Имеются в виду такие добавки, как витамины, рыбий жир, животные и растительные масла, какао и шоколад, сахарные сиропы, жевательная резинка без сахара и т. д.
Эксперимент пройдет на территории всей страны в период с 1 мая 2021 года по 31 августа 2022 года. Планируется, что это позволит точно идентифицировать каждую упаковку БАД, знать состав добавки, бороться с контрафактом, а также повысить собираемость налогов и таможенных платежей.
Производители, импортеры и продавцы БАД будут участвовать в эксперименте на добровольной основе.
Какие сведения обязательно должны быть указаны на упаковке с товаром? Узнайте из Домашней правовой энциклопедии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Для проведения эксперимента предусмотрено создание специальной информационной системы, которая будет подключена к единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Ответственными за эксперимент назначены Минпромторг, Минсельхоз, Минцифры, ФНС, ФТС России, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росаккредитация и ФСБ России.
Напомним, маркировка товаров применяется в нашей стране с 2019 года (Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. № 488-ФЗ). С 1 июля 2019 года обязательной маркировке стали подлежать лекарства, обувь и табак, а с 1 октября — парфюмерия. Круг маркируемых товаров постепенно расширяется — к настоящему времени в него входят также молочная продукция, товары легкой промышленности, шубы, шины и покрышки, а также фотоаппараты и лампы-вспышки.
Источник
Требования по маркировке упаковок бад
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. N 673 “О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации биологически активных добавок к пище” (документ не вступил в силу)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Провести с 1 мая 2021 г. по 31 августа 2022 г. на территории Российской Федерации эксперимент по маркировке средствами идентификации биологически активных добавок к пище (далее — эксперимент).
2. Утвердить прилагаемые:
Положение о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации биологически активных добавок к пище;
перечень биологически активных добавок к пище, подлежащих маркировке средствами идентификации в рамках эксперимента по маркировке средствами идентификации биологически активных добавок к пище.
3. Установить, что федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на обеспечение проведения эксперимента, являются Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по аккредитации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации (далее — уполномоченные органы).
4. Согласиться с предложением общества с ограниченной ответственностью «Оператор-ЦРПТ» об осуществлении указанным обществом на безвозмездной основе функций оператора информационной системы, используемой в целях проведения эксперимента (далее — информационная система).
5. Рекомендовать оператору информационной системы разработать до 1 июня 2021 г.:
требования к информационной системе;
требования к обеспечению защиты информации, содержащейся в информационной системе, и к обеспечению информационной безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий в рамках эксперимента.
6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации обеспечить:
координацию создания и функционирования информационной системы;
координацию совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации работы участников оборота биологически активных добавок к пище, участвующих в эксперименте;
утверждение до 15 июля 2021 г. требований к информационной системе, а также требований к обеспечению защиты информации, содержащейся в информационной системе, и к обеспечению информационной безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий в рамках эксперимента;
разработку и утверждение до 15 июля 2021 г. совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по согласованию с уполномоченными органами методических рекомендаций по проведению эксперимента;
разработку и утверждение до 15 июля 2021 г. по согласованию с уполномоченными органами плана-графика проведения эксперимента;
проведение оценки результатов эксперимента и представление соответствующих докладов в Правительство Российской Федерации до 30 ноября 2021 г., до 1 февраля 2022 г. и до 1 августа 2022 г.
7. Федеральной налоговой службе, Федеральной таможенной службе, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службе по аккредитации при осуществлении полномочий в установленных сферах ведения обеспечить информационное взаимодействие своих информационных систем с информационной системой с использованием ранее размещенной в них информации, а также учет сведений, переданных участниками эксперимента в информационную систему в рамках эксперимента, в том числе в части учета сведений, содержащихся в подсистеме национального каталога маркированных товаров информационной системы.
8. Реализация уполномоченными органами мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной штатной численности работников уполномоченных органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных им на руководство и управление в сфере установленных функций.
9. В целях обеспечения информационного взаимодействия уполномоченных органов информационная система подключается на безвозмездной основе к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 апреля 2021 г. N 673
Положение
о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации биологически активных добавок к пище
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации биологически активных добавок к пище (далее — эксперимент).
2. Целями эксперимента являются:
а) определение и согласование с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на обеспечение проведения эксперимента, а также с производителями, импортерами биологически активных добавок к пище, организациями оптовой и розничной торговли (далее — участники оборота) состава сведений о товаре, позволяющих однозначно идентифицировать товарную единицу биологически активных добавок к пище;
б) тестирование возможностей использования технологии нанесения средств идентификации на биологически активные добавки к пище и состава содержащейся в них информации;
в) апробация полноты и достаточности механизмов маркировки биологически активных добавок к пище средствами идентификации для обеспечения противодействия незаконному ввозу, производству и обороту биологически активных добавок к пище, в том числе контрафактных, а также для повышения собираемости налогов и таможенных платежей;
г) организация эффективного взаимодействия органов государственной власти, в том числе контрольных органов, с участниками оборота;
д) оценка эффективности и результативности информационной системы, используемой в целях проведения эксперимента (далее — информационная система);
е) определение технических возможностей информационной системы, в том числе ее интеграции с государственными информационными системами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на обеспечение проведения эксперимента;
ж) осуществление участниками оборота первичного наполнения подсистемы национального каталога маркированных товаров информационной системы сведениями о товаре, позволяющими однозначно идентифицировать товарную единицу биологически активных добавок к пище;
з) разработка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, регламентирующее оборот биологически активных добавок к пище;
и) анализ целесообразности введения обязательной маркировки биологически активных добавок к пище средствами идентификации исходя из возможности применения соответствующих технологических решений.
3. Участниками эксперимента являются:
а) федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на обеспечение проведения эксперимента;
б) участники оборота;
в) оператор информационной системы.
4. Участники оборота участвуют в эксперименте на добровольной основе. Для участия в эксперименте они подают заявки в соответствии с методическими рекомендациями, указанными в пункте 5 настоящего Положения.
5. Для проведения эксперимента Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на обеспечение проведения эксперимента, утверждаются методические рекомендации, в том числе по следующим вопросам:
а) маркировка биологически активных добавок к пище средствами идентификации, в том числе виды используемых в эксперименте средств идентификации, структура информации, указываемой в средствах идентификации, способы их формирования и нанесения;
б) взаимодействие информационной системы с иными информационными системами участников эксперимента;
в) подача заявки на участие в эксперименте и прилагаемых к ней документов;
г) регистрация участников эксперимента в информационной системе;
д) внесение информации в информационную систему, включая состав представляемых участниками эксперимента сведений;
е) наполнение подсистемы национального каталога маркированных товаров информационной системы сведениями о товаре, позволяющими идентифицировать товарную единицу биологически активных добавок к пище;
ж) функции участников эксперимента и порядок их взаимодействия.
Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 апреля 2021 г. N 673
Перечень
биологически активных добавок к пище, подлежащих маркировке средствами идентификации в рамках эксперимента по маркировке средствами идентификации биологически активных добавок к пище*
Наименование товара | Код ТН ВЭД ЕАЭС |
---|---|
Биологически активные добавки к пище | 1210 20 900 0 1212 21 000 0 1504 10 100 0 1504 20 900 0 1515 90 990 0 1516 10 900 0 1517 90 990 0 1702 90 950 0 1806 31 000 0 1806 32 1806 90 700 0 1806 90 900 0 2101 12 920 1 2106 10 800 0 2106 90 590 0 2106 90 920 0 2106 90 980 1 2106 90 980 3 2106 90 980 9 2202 99 190 0 2936 |
* Для целей применения настоящего перечня помимо указанных кодов ТН ВЭД ЕАЭС необходимо руководствоваться наличием действующего свидетельства о государственной регистрации, выданного на биологически активные добавки к пище в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 июня 2017 г. N 80 «О свидетельствах о государственной регистрации продукции».
Обзор документа
С 1 мая 2021 г. по 31 августа 2022 г. проводится эксперимент по маркировке БАДов. Это касается в т. ч. природных и синтезированных витаминов и провитаминов, различных продуктов растительного или животного происхождения.
Уполномоченными органами назначены Минпромторг, Минсельхоз, Минцифры, ФНС, ФТС, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росаккредитация и ФСБ.
Функции оператора ИС-маркировки на безвозмездной основе будет выполнять ООО «Оператор-ЦРПТ».
Источник
Обязательной маркировке БАД в 2021 году – быть?
О возможности маркировки БАД начали говорить еще в октябре закончившегося 2020 года, когда Роспотребнадзор адресовал Минпромторгу предложения о необходимости введения маркировки для БАД.
Для справки: розничный объем продаж БАД за 2019 г. в России составил порядка 63,4 млрд руб. в розничных ценах, количеством 324 млн. упаковок.
После внедрения маркировки лекарств вполне логично было ожидать, что она распространится и на БАД. И вот, момент ее старта приближается. На федеральном сайте regulation.gov.ru на рассмотрении находится проект , согласно которому планируется запуск маркировки БАД с первого апреля 2021 года. Пока речь идет об эксперименте, который продлится год, до первого марта 2022 года, после чего будет ясно насколько необходима маркировка для БАД.
Среди целей эксперимента значатся:
- решение вопроса о целесообразности обязательной маркировки БАД
- испытание работы системы маркировки
- налаживание продуктивного сотрудничества органов государственной власти, в том числе контрольных органов, с участниками оборота
- проверка работы механизмов маркировки БАД для борьбы с нелегальным ввозом, производством, оборотом БАД, в том числе контрафактных.
В эксперименте будут принимать участие:
1) федеральные органы исполнительной власти (Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство здравоохранения РФ, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и другие)
2) участники оборота БАД (производители, импортеры, организации оптовой и розничной торговли БАД);
3) оператор информационной системы (ООО «Оператор ЦРПТ»).
Участие в проекте подразумевается добровольное. Желающие участвовать подают заявки согласно методическим рекомендациям. Согласно пояснительной записке, общая схема и порядок маркировки БАД будут сформированы совместно с добровольными участниками. На время проведения участники будут бесплатно обеспечены необходимым оборудованием.
Оправданность введения маркировки для биологически активных добавок под сомнением у участников рынка. Основная функция маркировки, то, ради чего она задумывалась – борьба с контрафактом и фальсификатом. Проблема контрафакта связана с трансграничными поставками, когда происходит заказ посылки через Интернет непосредственно физическим лицом. Ввоз БАД стал в последнее время масштабным явлением. Игроки рынка БАД полагают, что маркировка не поможет решить проблему, а напротив поспособствует повышению цен на законно оборачиваемые БАД, что обернется потерей покупателей. Причина, по которой покупатели приобретают БАД с помощью Интернет-ресурсов — экономия средств либо эксклюзивность добавки. Поэтому поток БАД по нелегальным каналам не уменьшится, а возможно увеличится. Вероятно, маркировка сможет повлиять на существующее положение, но лишь частично.
Не способна маркировка противостоять и такому виду фальсификации, когда в БАД вводят сильнодействующее вещество, при этом умышленно не указывая его в составе и продают как безобидную «натуральную» биологически активную добавку. Среди таких БАД наиболее распространены добавки с анаболическими стероидами и анорексигенным сибутрамином. То же самое касается и недобросовестной рекламы БАД, когда производитель (продавец) размещает недостоверную или заведомо ложную информацию о добавке в рекламе или на сайте продаж.
По словам исполнительного директора СРО «Союз производителей БАД к пище» Александра Жесткова, проблемы контрафакта и фальсификации БАД в России стоят остро, но они находятся вне поля внутреннего рынка. Незаконный оборот БАД связан с трансграничной торговлей, к которой маркировка не может быть применена — считает Александр Жестков. Внедрение маркировки данной продукции не принесет каких-либо положительных изменений, а напротив негативно скажется как на потребителях, так и на производителях.
Тем не менее, в правительстве считают, что пробовать стоит. Цели эксперимента более широки, чем просто предварительное испытание работы системы. Участники будут наполнять подсистему национального каталога маркированных товаров данными, дающими возможность однозначно определять товарную единицу биологически активной добавки, и в итоге каждая единица БАД должна однозначно идентифицироваться. Это обширный и важный объем работы в плане упорядочивания обращения БАД. Предполагается выяснение необходимых изменений и подготовка изменений в законодательство РФ в части оборота биологически активных добавок. Это глобальная работа по оптимизации оборота БАД. Оценить результаты эксперимента планируется до 30 ноября 2021г., доклады по итогам в Правительство РФ должны быть представлены до 1 февраля 2022 г.
Участникам рынка остается готовиться к переменам, а с какими результатами завершится эксперимент по маркировке БАД покажет время. Учитывая взятый курс на создание системы сплошной маркировки товаров, можно с большой долей уверенности предполагать, что по окончании периода добровольной маркировки для БАД последует обязательная. Пишите в комментариях, будет ли ваша аптека участвовать в эксперименте.
Источник