Травматизм как проблема общественного здоровья
1) Травматизм является одной из важнейших медико-социальных проблем современности для большинства стран мира. На протяжении всего XX в. актуальность проблемы травматизма росла, при этом отмечается рост травматизма со смертельным исходом, с переходом на инвалидность, с временной утратой трудоспособности. Сегодня в экономически развитых странах мира травмы занимают третье место среди причин смерти населения, причем среди трудоспособного возраста.
Есть два обстоятельства, которые выделяют травмы среди других патологических состояний человека.
1 — связано с внезапностью травм.
2 — связано с тем, что этот фактор неблагоприятного воздействия на организм человека, как правило, становится ясным сразу.
Эпидемиологическая ситуация с травматизмом в России крайне напряженная. Ежегодно в стране регистрируется более 12 млн. случаев травм и отравлений, из них травмы составляют 93%, отравления — 1 %, другие несчастные случаи — 6 %. Средний уровень травматизма составляет 120—130 случаев на 1000 населения. Травматизм у мужчин в 1,5-2 раза выше, чем у женщин. Травмы и отравления встречаются в любом возрасте, но чаще в трудоспособном.
По уровню первичной заболеваемости взрослого населения травматизм занимает второе место, после болезней органов дыхания, от 80 до 90‰. В заболеваемости с временной утратой трудоспособности по среднему числу дней нетрудоспособности ему принадлежит второе место (15-16 дней на 100 работающих), а по числу случаев на 100 работающих — третье место (10-11 случаев на 100 работающих).
Особенностью травматизма является не только его широкое распространение, но и тяжелые исходы. В 2001 г. удельный вес травматизма в структуре смертности населения России был на втором месте (14,0 %). Последствия травм, отравлений и других внешних воздействий в структуре первичной инвалидности занимают третье место (6,5%).
В зависимости от условий возникновения сходных повреждений принято выделять следующие виды травматизма.
1. Транспортный травматизм объединяет повреждения, встречающиеся у людей, работающих или пользующихся транспортными средствами. В зависимости от вида транспорта различают автомобильный травматизм, железнодорожный травматизм, травматизм на воздушном и водном транспорте . Около 40 % умерших в России от травм погибают в результате дорожно-транспортных происшествий. Важно, что гибель при ДТП является одной из основных причин смерти молодежи, особенно юношей, — около трети всех умирающих в возрасте от 15 до 25 лет погибают в дорожно-транспортных происшествиях.
Россия по уровню смертности и инвалидизации в трудоспособном возрасте от дорожно-транспортного травматизма удерживает лидирующее положение в мире.
2. Производственный травматизм — совокупность повреждений, встречающихся у людей в процессе исполнения ими профессиональных обязанностей. В зависимости от вида производственной деятельности выделяют промышленный травматизм и сельскохозяйственный травматизм.
Всего в России в 2000 г . от производственных травм погибло 437 человек, в 2001 г . — 418 человек.
Самыми опасными в отношении производственного травматизма со смертельным исходом являются газоснабжение (27,0% всех смертельных исходов), горнодобывающие производства (25,4%), добыча угля (25,1%).
Основные причины производственного травматизма:
1). Технические причины — не зависящие от уровня организации труда на предприятии, например: несовершенство технологических процессов, конструктивные недостатки оборудования; недостаточная механизация тяжелых работ, несовершенство предохранительных устройств и т.п.
2). Организационные причины, которые зависят от уровня организации труда на предприятии, например: недостатки в содержании территории; нарушение правил эксплуатации оборудования, транспортных средств, инструмента; недостатки в организации рабочих мест; нарушение технологического регламента; и т.п.
3).Санитарно-гигиенические причины, например: содержание в воздухе рабочих зон вредных веществ, превышающих ПДК; недостаточное или нерациональное освещение; повышенные уровни шума, вибрации; наличие различных излучений выше допустимых значений и т.п.
4). Личностные (психофизиологические) причины, к которым относят физические и нервно-психические перегрузки работающего.
3. Уличный травматизм объединяет обширную группу повреждений, возникающих у людей на улице.
4. Бытовой травматизм — очень разнообразные по своему происхождению повреждения, встречающиеся в бытовых условиях.
5. Спортивный травматизм наблюдается у людей, занимающихся спортом, во время тренировок или спортивных состязаний.
Спортивный травматизм редко приводит к летальным исходам, однако спортивные травмы оказывают существенное влияние на здоровье спортсменов, как непосредственно после травмы, так и в отдаленном будущем.
Среди всех заболеваний спортсменов около 45% приходится на травмы и травматические заболевания опорно-двигательного аппарата.
В спорте наибольшее количество травм обусловлено воздействием физических (механических и температурных) факторов, а среди них наиболее часто встречаются именно механические.
Все причины спортивного травматизма можно разделить на следующие группы:
1) причины организационного характера;
2) причины, обусловленные индивидуальными особенностями спортсмена;
3) недостаточная физическая и техническая подготовка спортсмена;
4) плохая психологическая подготовка спортсмена;
5) нарушение спортсменами дисциплины и установленных правил во время тренировок и соревнований.
6. Военный травматизм — совокупность повреждений у лиц, находящихся на воинской службе.
2) Профилактика травматизма
Транспортный. Во многих странах проводятся мероприятия, связанные с повышением безопасности дорожно-транспортного движения, включающие: улучшение дорожной сети, установление ограничений скорости, введение правил, требующих использования ремней безопасности и др. Особое значение имеет принятие жестких по выявлению и запрещению вождения в алкогольном и наркотическом опьянении.
Интенсивность нарастания автомобильного травматизма дает право причислить его к тем проблемам, которые имеют важное социальное значение во всех странах мира.
В предотвращении ДТП заинтересованы все, кто участвует в уличном и дорожном движении, но особое внимание следует обратить на водителей автомототранспорта.
Производственный травматизм. Для разработки профилактических мероприятий по борьбе с производственным травматизмом проводится расследование, учет и анализ несчастных случаев на производстве.
Расследование и учет несчастных случаев проводятся в соответствии с «Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», №279 от 11.03.99 г.
Важную роль в профилактике производственного травматизма играют организационные мероприятия, выполнение требований ГОСТа по обучению и проведению инструктажа работающих, а также технические мероприятия.
Профилактика спортивного травматизма строится в первую очередь на устранении причин, которые приводят к спортивной травме.
Для профилактики травматизма, возникающего из-за неправильной организации учебно-тренировочного процесса и соревнований, необходимо правильное планирование учебно-тренировочного процесса, разработка индивидуальных планов спортсменов, обеспечение надежной страховки спортсменов и др.
Для предупреждения травм, связанных со скученностью и перегрузкой мест занятий, необходимо следить за выполнением установленных санитарных норм на каждого занимающегося.
Для профилактики травматизма, обусловленного отсутствием врачебного контроля, его нарушениями или недостаточностью, необходимо обязательное проведение предварительного врачебного контроля; проведение повторных (не реже 1 раза в год) медицинских осмотров спортсменов и др.
В последние десятилетия от травм и других несчастных случаев погибает во много раз больше детей, чем от инфекционных заболеваний. Травмы являются одной из основных причин детской инвалидности. Поэтому детский травматизм и его предупреждение являются важной социальной проблемой.
Показатель рассчитывается на определенное число детского населения (обычно на 1000). В 2001 г. в России первичный травматизм среди детей составила 91,8 на 1000, уровень показателя с 1995 г. возрос в 1,2 раза.
Причины и структура детского травматизма изменяются в зависимости от возраста, психического и физического развития ребенка.
В общей структуре травматизма у детей на долю поверхностных травм приходится 36%, раны составляют 18%, переломы костей конечностей — 19,6%.
Важной предпосылкой профилактики повреждений является изучение причин травм.
На долю бытового травматизма у детей приходится 39,3 % всех травм. Они же являются основной причиной гибели детей. Ведущими повреждениями при бытовых травмах являются ушибы, гематомы, ссадины — 31,9%, раны — 20,7 %; переломы — 17,3%.
Основные факторы, определяющими бытовой травматизм: отсутствие надзора за детьми; недостаток оборудованных мест для игр детей и др.
Уличные травмы составляют 34,8 % всех травм. Сюда же относятся все случаи утоплений. В профилактике уличного травматизма ведущую роль играют организация детского досуга под наблюдением родителей и педагогов, воспитательная работа среди детей, приведение в должное техническое состояние домовладений и подсобных построек, уборка улиц, особенно в период гололеда и листопада.
Школьный травматизм составляет — 15,9%. Большинство травм происходит во внеучебное время. Иногда причиной таких травм являются административно-хозяйственные неполадки. Около 30% травм в школе происходит в учебное время на уроках физкультуры и труда.
На транспортный травматизм у детей приходится всего 1,2 %, однако этот вид является наиболее тяжелым. При этом погибают от полученных травм 30 — 35% пострадавших. Наибольшее количество травм приходится на школьный возраст, особенно на 1 — 4-й классы.
В профилактике ДТП большая роль принадлежит ГИБДД, в работе которой особое место занимают занятия с детьми, выступления в средствах массовой информации об имевших место дорожно-транспортных происшествиях.
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТРАВМАХ
Организация медицинской помощи при травматизме требует определенной специфики, и должна отличаться от организации помощи при большинстве заболеваний.
Первые самостоятельные травматологические отделения были организованы в нашей стране в 1919 году по инициативе А.Л.Поленова.
В условиях оказания специализированной травматологической помощи неудовлетворительные результаты лечения повреждений составляли 3- 4%, а при лечении в общехирургических отделениях этот показатель доходил в отдельные годы до 35%.
Одним из основных принципов правильной организации помощи при травмах считается приближение первой помощи к месту происшествия.
Вторым принципом можно считать этапность оказания помощи при многих травмах. Выделяют 4 этапа:
1 — это первая помощь,
2 — врачебная добольничная помощь,
3 – стационарная помощь,
4 — восстановительное лечение.
Из общего числа пострадавших 90-95% нуждаются только в амбулаторной помощи, а из числа лиц с травмами, получивших стационарную помощь практически все после выписки из больницы направляются на амбулаторное лечение.
В зависимости от численности населения территориальная амбулаторная травматологическая помощь может быть организована по-разному. В городах с небольшой численностью населения пострадавшие для получения амбулаторной помощи обращаются в хирургические кабинеты поликлиники или в часы, когда поликлиника не работает, в приемное отделение стационара. Такая организация по целому ряду причин не является оптимальной. Поэтому при наличии возможности в поликлинике выделяют отдельные травматологические приемы — травматологические кабинеты. Правда, и специализированные кабинеты работают только во время работы поликлиники.
Наиболее оптимальной формой организации амбулаторной травматологической помощи является организация травматологических пунктов, которые открывают обычно при поликлинике, но могут быть открыты и вне поликлиники, в приспособленном помещении. Важно, чтобы такой пункт работал круглосуточно и круглосуточно при нем действовал рентгеновский кабинет. Часто больные получают там первую помощь и направляются в стационар, а подавляющее число пострадавших получают в травматологическом пункте не только первую квалифицированную помощь, но и полное лечение — до выздоровления, причем основная масса лечится от первой помощи до выздоровления у одного и того же врача.
Организация травматологических пунктов является наиболее оптимальной формой амбулаторной помощи пострадавшим с травмами. Открывать травматологические пункты можно лишь в достаточно крупных городах или административных районах городов с населением 150-200 тыс.
Около 5-10% пострадавших с травмами нуждаются в госпитализации. Причем в последние годы отмечается четкая тенденция к заметному увеличению этого показателя. Это, как правило, наиболее тяжелые травмы.
Наиболее оптимальной организацией стационарной помощи травматологическим больным является госпитализация их в специализированные травматологические отделения, поскольку в таких отделениях работают специалисты-травматологи и они лучше оснащены необходимой аппаратурой и медицинской техникой.
Важной медико-социальной задачей является организация восстановительного лечения и реабилитация больных и инвалидов вследствие несчастных случаев.
Источник
29.Травматизм как проблема общественного здоровья . Виды травматизма . Их причины . Источники информации . Мероприятия профилактики травматизма .
Травматизм — совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, а у женщин – 30-59 лет, причем во всех возрастных группах этот показатель значительно выше у мужчин.
Третье место (после заболеваний сердечно-сосудистой системы и опухолей) среди причин смертности населения большинства экономически развитых стран занимают несчастные случаи и травмы, количество которых растет с каждым годом. Удельный вес травм и отравлений в структуре общей заболеваемости жителей Санкт-Петербурга составляет около 12%. Высока доля травм и среди подростков — 8%. Среди взрослого населения этот показатель составляет 121 случай на 1000 жителей. Удельный вес смертности от несчастных случаев к настоящему времени возрос на 8—10%. Особенно интенсивно смертность увеличивалась в последние 20—25 лет (в 1,5—2 раза). Несчастные случаи — главная причина смерти детей, подростков, молодых лиц. В развитых странах смертность от них занимает первое место среди мужчин в возрастных группах от 1 года до 44 лет. “Эпидемия” травматизма продолжается, и каждый год его жертвами становятся сотни тысяч человек; к ним нужно добавить случаи убийств, изнасилований, число которых увеличивается с каждым годом. Тревогу вызывает возросший в последние годы транспортный травматизм, составляющий 30—40% от всех несчастных случаев. Большое число случаев смерти связано с производ-ми и бытовыми травмами, особенно с падениями (в быту, на производстве). Увеличилось число травм среди спортсменов. Перенаселенность городов, загрязнение внешней среды, ускорение общего ритма жизни, увеличение количества транспортных средств и повышение скорости их передвижения, распространение новых технологических процессов на производстве и в сельском хозяйстве, широкое использование техники в быту — все это определяет уровень травматизма. Травматизм является важной соц-гигиенической проблемой, решение ее неразрывно связано с улучшением состояния здоровья населения, со снижением уровня временной нетрудоспособ-ти, инвалидности, смертности, с увеличением средней продолжительности предстоящей жизни. Травматизм наносит огромный экономический ущерб национальному хозяйству страны. Медико-социальный анализ травматизма осуществляется с учетом: 1) обстоятельств несчастных случаев (производственные, бытовые, при пешеходном движении, при повреждении транспортом, спортивные, убийства, самоубийства и др.); 2) возрастно-половых особенностей, профессии; 3) характера травм (ушиб, перелом, ранение); 4) локализации травм; 5) места оказания медицинской помощи; 6) последствий травм (без потери трудоспособности, инвалидность, смерть). Среди причин травматизма выделяют технические, организационные, санитарно-гигиенические, индивидуально-поведенческие.
Производственная травма — травма, полученная работником на производстве и вызванная несоблюдением требований охраны труда. Все работодатели обязаны предпринимать меры по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (пп. 4 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», далее — Закон N 125-ФЗ). При определенных обстоятельствах и на определенные цели страхователю может быть разрешено часть расходов на финансирование мер по предупреждению производственного травматизма возместить за счет взносов на травматизм, подлежащих уплате в бюджет ФСС РФ.
Причины производственного травматизма
Организационные: недостатки в организации и содержании рабочего места, применение неправильных приемов работы, недостаточный надзор за работой, за соблюдением правил техники безопасности, допуск к работе неподготовленных рабочих, плохая организация трудового процесса, отсутствие или неисправностьсредств индивидуальной защиты.
Технические: возникают из-за несовершенства технологических процессов, конструктивных недостатков оборудования, приспособлений, инструментов, несовершенства защитных устройств, сигнализаций, блокировок и т. п.
Санитарно-гигиенические: отсутствие специальной одежды и обуви или их дефекты, неправильное освещение рабочих мест, чрезмерно высокая или низкаятемпература воздуха в рабочих помещениях, производственная пыль, недостаточная вентиляция, захламленность и загрязненность производственной территории.
Социально-психологические: складываются из отношения коллектива к вопросам безопасности, микроклимата в коллективе.
Климатические: зависят от специфики особенностей климата, времени суток, условий труда.
Биографические: связаны с полом[источник не указан 974 дня], возрастом, стажем, квалификацией, состоянием здоровья.
Психофизиологические: зависят от особенностей внимания, эмоций, реакций, физических и нервно-психологических перегрузок.
Экономические: вызваны неритмичностью работы, нарушением сроков выдачи заработной платы, недостатками в жилищных условиях, в обеспечении детскими учреждениями.
Источник