Транспортное средство — как источник повышенной опасности
УДК 614.8
Транспортное средство — как источник повышенной опасности.
Экстремальные ситуации аварийного характера на транспорте
( студентка БГАУ специальности финансы и кредит, 301)
Хисамов А.Ф. (доцент БГАУ)
Современный транспорт является носителем механической опасности искусственного происхождения, воздействующей на человека своей кинетической энергией и массой. В результате действия таких опасностей, связанных с использованием транспортных средств, возможны телесные повреждения различной тяжести и причинение имущественного ущерба. Жертвами аварий становятся водители, пассажиры и пешеходы.
Так, аварийность на автомобильном транспорте – одна из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед большинством стран. По данным ВОЗ, в мире каждые 30 секунд на дорогах погибает человек. Ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий становятся 1,2 миллиона человек и еще 20–50 миллионов получают в авариях тяжелые увечья.
Общепризнано, что безопасность движения на транспорте — одна из наиболее актуальных проблем, напрямую зависящая от так называемого человеческого фактора, удельный вес которого среди причин транспортных происшествий достигает 90% и более.
Понятие «человеческий фактор» характеризуется чрезвычайной многогранностью и сложностью. Это комплекс всех качеств человека, оказывающих влияние на безопасность жизнедеятельности, происхождение транспортных происшествий и аварий. Теоретически в это понятие также могут быть включены все явления в организации безопасности движения, так или иначе связанные с человеком.
Установлено, что более половины всех несчастных случаев происходит по вине человеческого фактора. Основной причиной аварийности на автомобильном транспорте является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении правилами дорожного движения. Массовость нарушений ПДД свидетельствует о низкой дорожно-транспортной культуре участников дорожного движения, о том, что сложившаяся система государственного и общественного воздействия на сознание участников дорожного движения на сегодняшний день малоэффективна. При этом опросы общественного мнения показывают, что общество не осознает той опасности, которая потенциально присуща дорожному движению.
Участники движения и пешеходы надеются, что опасность, которая носит вероятностный характер, их не коснется. Если водитель часто нарушает правила движения, и при этом ничего опасного не происходит, он утрачивает способность адекватно реагировать на опасность. Аналогична и реакция пешеходов. Таким образом, ситуация усугубляется низкой степенью информированности граждан о состоянии безопасности дорожного движения.
Одной из особенностей транспортных средств является высокая зависимость их функционирования от природных факторов.
Неблагоприятные метеорологические условия оказывают большое виляние на характер движения транспортного средства. Транспортная безопасность в наибольшей степени зависит от наличия и характера осадков, которые определяют дальность видимости, ухудшают сцепные качества шин с дорожным покрытием.
Для всех видов транспорта особую опасность представляет туман. Сильный туман создаёт почти полное отсутствие видимости. Скорость движения транспортных средств должна быть резко снижена. В авиации и на водном транспорте движение может быть полностью прекращено.
Одной из главных причин автотранспортных аварий являются скользкие дороги. При возникновении льда на дороге коэффициент сцепления шин с поверхностью уменьшается до 0,08 – 0,15. Это приводит к резкому снижению безопасности движения.
В авиации, сложную проблему безопасности жизнедеятельности представляет наземное обледенение самолётов, оказывающее влияние на лётно-тактические характеристики и способное вызвать авиационные происшествия. В целях обеспечения безопасности полётов, при образовании наземного обледенения любого вида, взлёт самолётов запрещается.
При эксплуатации транспортных средств в тёмное время суток, потенциальная опасность неблагоприятных метеорологических условий ещё более возрастает. Условия движения по дорогам в тёмное время суток существенно отличаются от дневных. Сокращается видимость предметов на горизонтальном участке дороги, многие предметы остаются вне зоны освещения фарами и появляются в освещённой зоне внезапно. Время реакции водителя также увеличивается в среднем в 2 раза.
Непосредственное влияние на безопасность движения оказывает рельеф местности. Повороты дороги, крутые подъемы и спуски повышают опасность в управлении транспортным средством. Такие участки характеризуются повышенным количеством дорожно-транспортных происшествий.
Таким образом, безопасность дорожного движения обеспечивается нормальным функционированием всех его составляющих в комплексе: человек, автомобиль, дорога, окружающая среда. Любая недостаточная надёжность одного из составляющих приводит к дорожно-транспортному происшествию.
Следовательно, опасность использования транспортных средств обоснованно отнесена к повышенной.
Источник
Транспорт как источник опасности здоровью
Автомобиль — источник повышенной опасности
Источниками повышенной опасности (ИПО) могут стать различного рода процессы, факторы и объекты, которые создают или могут создать опасные условия для окружающего мира, жизни и здоровья людей. На законодательном уровне перечень таких источников остается открытым.
Транспортное средство, в частности автомобиль, безусловно, может быть отнесено к ИПО. При его использовании надлежит знать правила эксплуатации, технические характеристики объекта, следить за их исправностью. Автомобиль является сложным устройством, которое обладает опасными свойствами для окружающих и в полном объеме не поддается контролю со стороны человека.
Судебный орган при определении компенсации за причиненный вред имущественного или иного характера руководствуется критериями:
— Нанесение ущерба при передвижении посредством автомобиля;
— Возникновение повреждения имущества или нанесение урона жизни и здоровью человека из-за технических свойств ТС (например, неисправность какого-либо механизма);
Автомобиль, находясь в состоянии покоя не может стать ИПО. Например, на автомобильной стоянке лицо, открывшее дверь транспортного средства, повредило рядом припаркованную машину (осталась вмятина, нарушилась целостность лакокрасочного покрытия и пр.). В этом случае вред возмещается по общим основаниям в соответствии со статьей 15 ГК РФ. Однако водитель, который не смог остановить автомобиль из-за отказа тормозной системы, не справился с управлением или даже сбил пешехода, не нарушая ПДД, в результате чего нанес вред имуществу третьих лиц или жизни и здоровью человека, будет нести гражданско-правовую ответственность в соответствии со статьей 1079 ГК РФ.
Ответственность владельца объекта ИПО
Собственник отвечает за вред, причиненный таким источником во всех случаях, если не докажет следующее:
— Вред возник в случае непреодолимой силы;
— Ущерб нанесен из-за умышленных действий или бездействия самого потерпевшего;
— Источник выбыл из обладания ввиду противоправного деяния третьих лиц.
Под владельцем транспортного средства, как ИПО, законодатель понимает лицо, которое обладает правом собственности на указанный объект либо владеет им на ином законном основании (например, управление ТС по доверенности, использование авто по договору аренды и др.).
Последствия нанесения ущерба при использовании автомобиля, как источника повышенной опасности
Чаще всего, обстоятельством, при котором может быть нанесен ущерб субъектам и объектам окружающего мира посредством управления автомобилем, является дорожно-транспортное происшествие.
Чаще всего, ДТП является следствием нарушения ПДД одним или несколькими участниками дорожного движения, за нарушение которых российским законодательством предусмотрены следующие виды ответственности в зависимости от характера и степени причиненного вреда:
— Административная;
— Уголовная;
— Гражданско-правовая.
Административную и уголовную ответственность лица могут нести только в случае установления их вины в совершенном деянии. Помимо этого, положения Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации прямо предусматривают ответственность водителя и владельца транспортного средства. Например, ответственность в соответствии с УК РФ может понести только лицо, которое непосредственно находилось за рулем автомобиля в момент ДТП. Административной ответственности могут быть подвержены и водитель, и владелец ТС (передача управления транспортом лицу, находящемуся в состоянии какого-либо опьянения и, соответственно, управление ТС в состоянии опьянения).
Гражданско-правовые споры могут быть производными как из уголовных преступлений, так и на самостоятельной основе.
Гражданско-правовую ответственность, исходя из норм статьи 1079 ГК РФ, несут владельцы транспортных средств, в том числе, без установления факта их виновности в нарушении ПДД, однако должна быть причинно-следственная связь между наступившими последствиями и опасными свойствами самого объекта – автомобиля. Чаще всего деликтные обязательства подразумевают под собой возмещение:
Материального вреда;
Морального вреда;
Оплаты на прохождение лечения в медицинском учреждении;
Затрат на лекарственные и иные средства для восстановления здоровья пострадавшего;
Оплаты на погребение;
Ежемесячной или разовой выплаты по потере кормильца.
Таким образом, главным критерием ответственности владельца ИПО остается выплата денежных средств в пользу пострадавших лиц, если не будет установлено иное.
Источник
Опасности на транспорте. Аварийные ситуации, меры безопасности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Транспорт и связанные с ним опасности
Жизнь современных людей невозможна без транспорта, немыслим без него и туризм, где любое передвижение, особенно на дальние расстояния, осуществляется именно транспортом.
Наряду с этим транспортное средство является источником повышенной опасности, так как может причинить вред не только лицу или объекту, с которым столкнется, но также и находящимся в нем людям, помимо того, оно может нанести вред окружающей среде своими выхлопными газами. Именно по данной причине данное средство передвижение относится к объектам повышенной опасности.
Выделяют следующие основные виды транспорта:
- Автомобильный.
- Железнодорожный.
- Авиационный.
- Водный.
Для того чтобы сократить число дорожно-транспортных происшествий, аварийных ситуаций на дорогах и за их пределами, необходимо соблюдать определенные правила поведения при передвижении на транспорте, причем не только в качестве водителя, но и в качестве пассажира. Кроме того, необходимо знать, как действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на транспорте.
Помощь со студенческой работой на тему
Опасности на транспорте. Аварийные ситуации, меры безопасности
Опасности, которые могут возникнуть при использовании автомобильного транспорта
Основным средством перевозки пассажиров и грузов на небольшие расстояния является автомобильный транспорт. Именно данным средством сообщения чаще всего передвигаются по городу, на недалекие расстояния. Кроме того, на долю автомобильного транспорта приходится 50% всех пассажирских перевозок и 70% грузоперевозок. Однако автомобильный транспорт занимает лидирующее положение по числу возникающих чрезвычайных ситуаций и количеству человеческих жертв. Так, согласно данным ООН, в результате ДТП ежегодно в мире погибают свыше 1,3 миллионов человек, становится инвалидами в 8 миллионов человек. На территории России ежегодно регистрируется свыше 160 тысяч ДТП, причем в них попадают самые различные виды транспорта, начиная от обычных автомобилей, и заканчивая мотоциклами, мотороллерами, автобусами, трамваями и т.д.
Причины дорожно-транспортных происшествий следующие:
- Незнание или нарушение ПДД.
- Превышение скоростного режима.
- Управление автомобилем в нетрезвом состоянии.
- Неисправность автомобиля или каких-либо его частей.
- Плохое состояние дорог, низкая видимость, неблагоприятные погодные условия — туман, дождь, гололед, сильные снегопады и т.д.
- Проход или проезд в неустановленном месте.
- Наезд на пешеходов.
ДТП — это событие, которое происходят с участием хотя бы одного механического транспортного средства. При этом в качестве остальных его участников могут выступать пешеходы, дорожные рабочие, сотрудники ГИБДД и т.д.
Повышенная опасность автомобиля связана с большим количеством транспортных средств на дороге, большой скоростью передвижения на них, а также высокой массой транспорта. Автомобили обладают ограниченный маневренностью, также имеется человеческий фактор, который может привести к столкновению с препятствием. Опасным также является невозможность мгновенной остановки в случае возникновения критической ситуации. Нередко в ходе ДТП автомобиль опрокидывается, деформируется, заклинивает дверь, вследствие чего невозможно эвакуировать пассажиров и водителя. Кроме того, нередки пожары, взрывы и выбросы вредных веществ при ДТП. Транспортное средство также может оказаться в воде, в лавине и т.д.
Необходимо соблюдать правила безопасности на дороге, являясь участником дорожного движения. Попав в аварию, необходимо не терять самообладание, максимально быстро сгруппироваться, покинуть автомобиль или иное транспортное средство после аварии, отойти на безопасное расстояние и действовать согласно инструкциям специалистов.
Опасности на авиатранспорте
Современный мир невозможно представить без самолетов. Однако, несмотря на то обстоятельство, что авиационный транспорт считается одним из самых безопасных видов транспорта, аварийные ситуации здесь все же происходят. Чрезвычайные ситуации на авиатранспорте имеют некоторые специфические особенности. Это связано не только с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, но также наличием людей в замкнутом пространстве салона, значительной высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер помощи воздухе.
Имеются следующие поражающие факторы, представляющие опасность на авиатранспорте:
- Декомпрессия.
- Ударная сила при падении.
- Возникновение пожаров, взрывов, распространение отравляющих газов.
Чрезвычайные ситуации на авиатранспорте могут возникнуть в любой момент, поэтому нужно максимально быстро на них отреагировать для того, чтобы спасти как можно больше жизней. Если в самолете возникла аварийная ситуация, необходимо быстро принять безопасное положение, в том числе сгруппироваться, а также оставаться в кресле до полной остановки самолета и не поднимать паники. При необходимости нужно быстро покинуть авиалайнер
Железнодорожный транспорт
Аварийные ситуации могут возникнуть и на железнодорожном транспорте, который на первый взгляд является достаточно безопасным. Тем не менее, железнодорожный транспорт также обладает угрозой повышенной опасности, причем не только для работников и пассажиров, но и для людей, которые проживают или находятся в непосредственной близости от железной дороги. Это связано с тем, что по железнодорожным путям перевозится большое количество легковоспламеняющихся, взрывоопасных, химических и радиоактивных материалов. Поэтому такие чрезвычайные ситуации опасны не только травами гибелью людей, но также повреждением или уничтожение материальных ценностей, созданием неблагоприятной обстановки для окружающей среды.
Железнодорожный путь сам по себе уже является зоной повышенной опасности, особенно в местах пересечения железных дорог с автодорогами или улицами. Такие пересечения, как правило, устанавливаются в местах с хорошей видимостью. Приближающийся поезд должен быть виден не менее чем за 400 м. Переходить железнодорожные пути необходимо только в установленных местах, убедившись в отсутствии движущегося поезда. В противном случае машинист может просто не успеть остановиться.
Источник