«Традиционные и нетрадиционные здоровьесберегающие технологии»
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей , большое внимание уделено нетрадиционной технике здоровьясбережения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_zdorove.docx | 16.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
«Традиционные и нетрадиционные здоровьесберегающие технологии»
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.
Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте. С егодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание работе, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Одной из главных задач и нашего сада является: сохранять, укреплять физическое, психологическое и социальное здоровье дошкольника.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, инструкторов по физической культуре, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию. Основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Здоровьесберегающие технологии делятся на две группы «традиционные» и «нетрадиционные».
Цель здоровьесберегающей технологии: обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья , вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
«Традиционные здоровьесберегабщие технологии» -это
- утренняя гимнастика
- физкультурные занятия
- спортивные развлечения, праздники
- День здоровья
- подвижные и спортивные игры
- контрастная дорожка
- Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.
- Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время, которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
«Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии» — это
- динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
- музыкотерапия
- сказкотерапия
- Релаксация. Гимнастика пальчиковая проводятся с детьми своей возрастной группы индивидуально либо с подгруппой ежедневно в любое удобное время, а так же во время занятий.
- Гимнастика для глаз ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
- Гимнастика дыхательная в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.
- Самомассаж. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физминуток, в целях профилактики простудных заболеваний.
- Игры-энергизаторы. Их можно использовать в различные режимные моменты.
- Психогимнастика. 1 раз в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.
Здоровье детей в детском саду — это ответственность и персонала сада, и родителей . Общими усилиями нужно постараться создать детям все условия для правильного и здорового развития .
Источник
Сохранение и укрепление здоровья
Сохранение и укрепление здоровья человека – первоочередная задача человечества. Сегодня, на фоне неблагоприятной экологической обстановки, экономической и социальной нестабильности, проблема здоровья стоит особенно остро.
Выше перечисленные факторы непосредственно влияют на количество заболеваемости, продолжительность жизни, уровень физического развития, а также неблагоприятно сказываются на состоянии психического здоровья, что в свою очередь влечет негативные изменения в области создания здоровых стабильных семейных отношений.
Основы современных взглядов на проблему сохранения и укрепления здоровья человека и общества были заложены ещё древними философами и врачами. В частности, Пифагор определял здоровье как гармонию всех элементов человеческого организма, составляющих его духовную и телесную жизнь.
Основные факторы, влияющие на здоровье:
— биологические (возраст, наследственность, пол, тип конституции и т.п.);
— геофизические (температура и влажность воздуха, ландшафт, флора и т.п.);
— социально-экономические (состояние окружающей среды, условия труда, быта, образ жизни и т.п.);
— психофизиологические.
Судите сами, если на биологические и геофизические факторы человек не может повлиять, то влияние социально-экономических, а значит, и психофизиологических факторов, в силах корректировать как общество в целом, так и каждый человек индивидуально.
Способы сохранения и укрепления здоровья
Основным условием укрепления и сохранения здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).
ЗОЖ подразумевает целый комплекс норм поведения: сбалансированное питание, двигательная активность, отказ от вредных привычек, контроль над эмоциями, повышения уровня медицинских знаний, соблюдение правил гигиены, здоровое сексуальное поведение, жизнь в соответствии с суточными ритмами, гармония с природой, позитивное мышление и многое другое. Здоровый образ жизни – залог крепкого физического и психологического здоровья.
Научные данные свидетельствуют о том, что при условии соблюдения выше перечисленных норм поведения, большинство людей может сохранить здоровье и существенно увеличить продолжительность жизни.
Факторы отрицательно влияющие на здоровье:
- курение и злоупотребление алкоголем;
- неправильное питание;
- наркотики;
- частое употребление лекарств;
- условия труда, вредные для здоровья;
- стрессовые ситуации (они также отрицательно влияют на здоровье);
- неблагоприятные материально-бытовые условия.
Если человек избавляется от факторов риска возникновения и развития многих заболеваний, то он сохраняет и укрепляет свое здоровье.
В разных культурах существует многочисленные системы оздоровления, способы и методы укрепления здоровья. На востоке традиционно большее значение придается духовной, психологической составляющей, на западе значительное внимание уделяется укреплению физического здоровья человека.
Способы сохранения здоровья человека:
- оптимальная двигательная активность (ходьба, бег, во время которых работают все мышцы, вентилируются легкие, ритмично сокращается сердце);
- закаливание и парная (это система специальной тренировки процессов терморегуляции организма, повышающая устойчивость организма к переохлаждению или перегреванию);
- периодическое очищение организма;
- отказ от химических препаратов;
- цигун – китайская система оздоровления организма;
- йога;
- ароматерапия;
- морская вода и горный воздух.
Укрепление здоровья – это процесс, дающий людям возможность влиять на свое самочувствие и улучшать его, прикладывая все необходимые усилия по коррекции образа жизни для повышения уровня физического и душевного благополучия.
Это основные способы сохранения здоровья. Применяя эти методы и системы сохранения и укрепления здоровья, любой человек может успешно противостоять негативным факторам современности.
Актуальную информацию по вопросам сохранения и укрепления здоровья можно получить на сайтах:
— Борьба с допингом в Российском спорте:
Информационное письмо.pdf Информационное письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.07.2017 № 14-4/10/1-4715 «Рекомендации по установлению требований к публикации на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья перечней субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, а также нормативных правовых актов, регламентирующих ответственность за нарушение антидопинговых правил, и профессиональных стандартов для специалистов по антидопинговому обеспечению».
Источник
Методы и средства сохранения здоровья
Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 17:49, курсовая работа
Краткое описание
Целью нашей работы является изучение методов и средств сохранения здоровья.
Объектом является формирование и сохранение здоровья, предметом — условия формирования и сохранения здоровья.
Основными задачами работы являются:
— проведение теоретического исследования на основе имеющейся литературы по данной теме;
— определить понятия здоровья, концепция здоровья, методы и средства сохранения здоровья;
— выводы о проведенной работе.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Методы и средства сохранения здоровья
Определение здоровья. ………………………………………. 5
Концепция здоровья……….……………………………..…….….8
Методы и средства сохранения здоровья………………….…. 11
Выводы…………………………………………………………………………15
Список используемой литературы…………..…………………………………16
Файлы: 1 файл
методы и средства сохранения здоровья.doc
Физическое состояние зависит от внутренней энергии, а ее качество и количество зависит, в свою очередь, от внешней энергии, т.е. от психологических состояний и духовно-нравственных установок.
Методы и средства сохранения здоровья
Сначала мы зарабатываем деньги,
тратя свое здоровье,
А потом мы тратим деньги,
стараясь вернуть здоровье.
На здоровье человека оказывает влияние множество факторов:
— семья и микроклимат в ней;
— здоровый образ жизни и т.п.
Существует формула здоровья:
О + П + Эп + Фз + Рб + Лц
Эот + Г + К + Ал. + Пер.
Эп — положительные эмоции
Фз — физическая зарядка
Рб — биологические ритмы
Лц — лунные циклы
Лунные циклы имеют волнообразный характер. Когда луна растет, происходит активизация обменных процессов, ускоряются рост и восстановление тканей и т. д. (т. е. период от новолуния к полнолунию). Затем следует спад. Полнолуние — наивысшая точка, пик жизненной активности, это критический и опасный день. Могут обостряться заболевания, учащаться бытовые травмы. Во время спада лунного цикла жизненные процессы затихают, идет процесс накопления.
Из формулы мы видим: чем больше числитель, тем лучше состояние здоровья человека и наоборот, чем ниже числитель, тем хуже здоровье человека.
Надо признать, что культура сохранения, восстановления и поддержания уровня своего здоровья у нас практически отсутствует. Чаще всего мы ориентированы так: «Вот заболею, тогда и буду лечиться» или так: «Вот есть врачи, пусть они меня и лечат». Но правда нынешней жизни говорит о том, что, во-первых, мы по большому счету не нужны врачам, медсестрам, сиделкам, уж слишком маленькие у них зарплаты и огромная нагрузка. Во-вторых, современная медицина не профилактическая и не восстановительная, а экстренная, и значит, она ставит своей задачей не исцелять, а только снять симптомы. В-третьих, заболевая, мы падаем на руки своих близких, вынуждая их заботиться о себе. Ну и, заболев, приходится все равно тратить сэкономленные на здоровье деньги [10].
Традиционная медицина, к сожалению, во многом настроена против человека, химические средства подавляют иммунитет, антибиотики убивают полезные бактерии, противопаразитарные средства имеют множество побочных действий, Так и родилась современная поговорка: “Одно лечим, другое калечим”.
Психологическое состояние оказывает наибольшее влияние на здоровье. Ученые и медики уже соглашаются, что 90% заболеваний имеют психосоматический характер. Стрессы возникают от жестких установок, идеалов, представлений о том, как должно быть, и несоответствием окружающей жизни этим представлениям. В случаях хронических обид, злости, зависти, и прочей нелюбви к ближнему и самому себе, человек постоянно испытывает разрушающие его чувства и эмоции. А в организме при разных психологических состояниях происходят разные биохимические процессы, по-разному усваиваются питательные вещества. В состоянии стресса, которое организм воспринимает как угрозу для жизни, пищеварение вообще временно отключается. Поэтому для хорошего здоровья необходимо стремиться к гармонии с окружающим миром и самим собой.
А для этого в первую очередь важно иметь четкое мировоззрение, духовный фундамент, знать законы, по которым устроена наша жизнь, а затем важно разобраться с неадекватными реакциями, когда эмоциональное реагирование не сопоставимо по интенсивности с реально происходящим событием.
А пока мы только на пути к гармоничному внутреннему состоянию, приходится уделять большое внимание физиологическим аспектам. Сохранить здоровье возможно за счет выполнения основных правил — вести здоровый образ жизни, пить в достаточном количестве воду, питаться здоровой пищей, жить в гармонии с окружающей средой. Да и много другого, что помогает нам сохранить здоровье, красоту и молодость.
Актуальными практическими задачами охраны здоровья являются:
разработка перспективных и увеличение объема существующих оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний;
укрепление и сохранение здоровья, сокращение сроков восстановления здоровья (сниженных функциональных резервов) путем внедрения в практику здравоохранения современных методов экспресс-диагностики и комплексных оздоровительных технологий с использованием всего арсенала немедикаментозных средств;
развитие и сохранение трудового потенциала страны, реализация человеком своих способностей, формирование и сохранение профессионального здоровья, профессионального долголетия;
увеличение продолжительности жизни населения за счет поддержания резервов здоровья и здоровьесберегающих технологий;
обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни;
и другие задачи [4].
Ключевой проблемой для всех направлений охраны здоровья является формирование культуры здоровья, повышение престижности здоровья, самоосознание ценности здоровья как фактора жизнестойкости, активного долголетия; социальный и экономический мотив к сохранению и укреплению здоровья. Многие заболевания легко заранее профилактируются, и это не требует больших затрат. Зато лечение финальных стадий заболеваний обходится дорого, то есть все профилактические и здоровьесберегающие меры всегда выгодны. Если человек начинает вкладывать в системы сохранения здоровья раньше, то в целом на свое здоровье он тратит значительно меньше средств и времени. Наиболее приоритетным направлением является повышение уровня психофизического состояния здоровья, поддержание оптимальной работоспособности, профессионализма работающих, качества жизни населения и достижения индивидуумом генетически детерминированной продолжительности жизни, обеспечивающего в конечном итоге потребность к более здоровому образу жизни [1,17].
Что же такое здоровье? Здоровье — это отсутствие болезней в физическом теле и сознании человека. При этом все физиологические системы организма работают нормально и эффективно. В сознании человека отсутствует угнетение или раздражение, нет отрицательных эмоций и отрицательных мыслительных процессов. Общий настрой сознания бодрый, уверенный и устойчивый.
Было проведено теоретическое исследование на основе имеющейся литературы по данной теме. Традиционная медицина, к сожалению, во многом настроена против человека, химические средства подавляют иммунитет, антибиотики убивают полезные бактерии, противопаразитарные средства имеют множество побочных действий, Так и родилась современная поговорка: “Одно лечим, другое калечим”.
А наибольшее влияние на здоровье влияют психологическое и духовное состояния. Ученые и медики уже соглашаются, что 90% заболеваний имеют психосоматический характер. Стрессы возникают от жестких установок, идеалов, представлений о том, как должно быть, и несоответствием окружающей жизни этим представлениям.
Следовательно, нам стоит больше внимания уделять не медицинским препаратам и не походам к врачам с жалобами и самобичеванием, а улучшением своего внутреннего, психологического и духовного состояний, путём пересмотрения своих жизненных ценностей, позиций или отношения к окружающему.
Список используемой литературы
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987, 63 с.
2. Белов В.И. Психология здоровья. СПб, 1994, 272 с.
3. Большая советская энциклопедия
4. Валеология человека. Здоровье — Любовь — Красота / Под ред. Петленко В.П. СПб, 1997, Т.5.
5. Васильева О.С. Валеология — актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с. 406-411.
6. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с. 420-429.
7. Гарбузов В.И. Человек — жизнь — здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995.
8. Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология. 1997, №1.
9. Динейка К.В. 10 уроков психофизической тренировки. М., 1987, 63 с.
10. Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н.Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер М., 1990, 360 с.
11. Иванюшкин А.Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. Т.45. №1, с.49-58, №4, с.29-33.
12. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., 1986, 192 с.
13. Мартынова Н.М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека // Философские науки. 1992, №2.
14. Нистрян Д.У. Некоторые вопросы здоровья человека в условиях научно-технического прогресса // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, с. 40-63.
15. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990, 494 с.
16. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
17. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997, №2, с. 3-14.
18. Яковлева Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, 1998, Т.4. Вып.2. с.364-366.
Источник
➤ Adblockdetector