Здоровый образ жизни – здоровая семья
«Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым,
сам иди по пути здоровья,
иначе его некуда будет вести!»
В.А. Сухомлинский
Семья — главный показатель здорового образа жизни.
Человек – совершенство природы, а здоровье – великая ценность каждого человека. «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», — говорил мудрый Сократ.
Здоровье, по определению ВОЗ – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека и общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов: на 20% от экологических факторов, на 20% от наследственности, только на 10% здоровье зависит от медицины и на 50 % определяется образом жизни.
Каждому человеку хочется быть здоровым, а все родители желают, чтобы их дети не болели. Это естественные и абсолютно понятные желания, но мало кто знает о том, как нужно вести себя, чтобы они стали реальностью.
Здоровье человека закладывается еще до непосредственного появления на свет – на этапе внутриутробного развития. Поэтому важное значение имеет индивидуальное здоровье супругов и его влияние на здоровье ребенка. Для создания благополучной и здоровой семьи молодые люди должны быть физически, психически и социально здоровыми, способными обеспечить в полном объеме все функции семьи, основной из которых является репродуктивная функция — рождение и воспитание детей.
Здоровая семья – здоровая нация, а здоровая нация — признак сильного государства.
Здоровая семья — семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат и духовная культура, основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Распространение среди детей и подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, курения — настоящее бедствие. Профилактика вредных привычек и других социально значимых заболеваний наиболее эффективна путем формирования навыков культуры здоровья в семье.
Если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то будущие поколения станут более здоровыми, интеллектуально, духовно и физически развитыми.
Ребенок видит пример взрослых и старается полностью им подражать, вырабатывая с годами семейные привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Многих проблем у взрослых людей можно было избежать, если бы с детства родители приучали их к ведению здорового образа жизни личным примером.
Здоровый образ жизни — это радость для старшего и младшего поколения и служит укреплению семьи. Успешность формирования здорового образа жизни в семье включает в себя три составляющих.
Первая составляющая — это создание благоприятного психологического климата в семье, что проявляется доброжелательностью в общении, готовностью понять и простить друг друга, стремлением прийти на помощь в любой ситуации и сделать что-то приятное для близкого человека. Правильный подход к формированию здорового образа жизни в семье помогает не только сделать тело здоровым, но и научиться выстраивать отношения с родителями, сверстниками и прочими людьми. Кроме того, ведение здорового образа на порядок снижает тревожность и агрессивность.
Второй составляющей является тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться. Для формирования здоровой личности в семье крайне важно проводить свободное время в общении друг с другом. В выходные дни всей семьей можно запланировать поход на стадион, в бассейн, тренажерный зал или отправиться на природу. Даже трудовая деятельность при совместном семейном выполнении становится совершенно не скучной и помогает сформировать здоровые отношения внутри семьи. Общение помогает разным поколениям лучше понять друг друга и по первым признакам определить неблагополучные ситуации, чтобы вовремя их предотвратить.
Третья составляющая успешности формирования традиционного семейного здорового образа жизни — повышенное внимание к состоянию здоровья каждого члена своей семьи и желание заботиться об их здоровье. Такая внутрисемейная политика способствует укреплению семьи, улучшает не только физическое, но и духовное здоровье.
Здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем — залог счастливой и благополучной жизни всех последующих поколений.
Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и выносливым, но мало кто из родителей может стать действительно положительным примером здорового существования, так как многие не стесняются курить и употреблять алкоголь в присутствие детей, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и компьютерные игры нахождению на свежем воздухе и занятиям разными видами спорта. Интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь.
Многие взрослые просто не имеют представления, как правильно приобщить детей к здоровому образу жизни, порой забывая, что именно собственный пример играет при этом ведущую роль.
Готовность у ребенка к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется с ранних лет и прежде всего внутри семьи, в которой он родился и воспитывается. То, что прививают ребёнку в семье с самого рождения определяет всё его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.
Именно взрослые несут ответственность за формирование здорового образа жизни в семье и за формирование у ребенка навыков правильного отношения к собственному здоровью, а также умения заботиться о своем здоровье и здоровье членов своей семьи. Поэтому родители должны сами воспринять философию здорового образа жизни и вступить на путь здоровья. Так, если вся семья откажется от вредных привычек, будет физически активна, научится соблюдать принципы правильного питания, то и у ребенка сформируется потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни.
В народе говорят: «Здоровому – все здорово!». Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и здоровье его семьи, в первую очередь, зависят от него самого. Необходима, прежде всего, личная ответственность каждого за сохранение и укрепление собственного здоровья. И то, чему родители научат своих детей, они, в свою очередь, понесут в свои семьи. В этом ничто не может заменить авторитет семьи.
Берегите свое здоровье и здоровье своих близких! Ведите здоровый образ жизни!
Источник
Опубликованные материалы
2017-05-27 11:20:00:Семейные традиции -основа здорового образа жизни.
Семейные традиции — основа здорового образа жизни
Каждый из нас стремится создать в своей семье уют, атмосферу гостеприимности, неповторимости. Именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта. Поэтому, традиции – это основа уклада семьи, семьи – дружной, крепкой, у которой есть будущее.
Понятия семейных традиций достаточно сложны, но все они подразумевают использование несложных ритуалов, известных только кругу близких родственников, в повседневной жизни.
Эта тема действительно сложная, и каждая отдельная семья в индивидуальном порядке решает, нужны ли им какие-либо традиции или же можно обойтись без них.
В последнее время большинство семей стали возрождать семейные традиции, которые интересны всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей. К семейным традициям приобщать можно и на личном примере самих родителей.
Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.
Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!
В нашем дошкольном учреждении одной из приоритетных наших задач — вырастить здоровое поколение. Будет замечательно, если здоровый образ жизни станет вашей семейной традицией, которую продолжат потомки, и тогда именно ваша семья всегда будет самой здоровой, дружной, крепкой и счастливой!
Наше дошкольное образовательное учреждение, стремится сформировать у детей основы здорового образа жизни, воспитать желание быть здоровым. Одним из самых важных аспектов проблемы формирования у детей основ здорового образа жизни является работа ДОУ с семьей. Ведь воспитание у дошкольников культуры здоровья без тесного сотрудничества с семьей практически невозможно. Поэтому встает вопрос о том, как добиться более тесного контакта с родителями, сделать их своими партнерами в нашем общем деле.
Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей. Таким из средств физического воспитания детей является туризм. Детский туризм зарекомендовал себя как эффективная форма не только совместного активного отдыха детей и взрослых, но и как интегрированная форма организации образовательного процесса.
Детский туризм – это, прежде всего, здоровье детей, их физическая закалка, двигательная активность, а также захватывающий вид активного отдыха. И только при взаимодействии ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью, ведь недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».
Мною был создан проект по туризму результатом, которого является проводимая в дошкольном учреждении вся физкультурно-оздоровительная работа с детьми и родителями.
Ежегодно проводимые туристические прогулки являются вполне приемлемой и доступной формой организации деятельности детей в нашем детском саду. Организованные нами туристические прогулки – это кратковременное пребывание на природе, где проводится свободная совместная деятельность детей и взрослых.
После каждого проведённого туристического похода родители оставляют свои пожелания, отзывы и некоторые семьи ввели туристические походы в семейные традиции.
В нашем детском саду большое внимание уделяется работе с родителями в целях создания мотивации ЗОЖ ежегодно в детском саду проходят такие мероприятия: «Дни здоровья», «Весёлые старты», малые зимние Олимпийские игры, посвященные 23 февраля, «День матери», «День Победы», «Здравствуй лето». Приобщение родителей к реализации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ помогло активизировать стремление взрослых и детей к познанию себя, своих возможностей, повысить интерес к спортивным и физкультурным мероприятиям, а также возродить спортивные традиции семьи.
В группах ДОУ, созданы все условия для двигательной активности детей. Имеются спортивные уголки, где наряду с традиционным оборудованием есть и нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками наших родителей. Они привлекают своей необычностью и простотой, и повышают интерес к занятиям физической культурой.
Традиционно мы использовали все возможные методы и формы работы, для того чтобы заинтересовать детей. Зародились свои групповые традиции:
проведение двигательных оздоровительных минуток,
проводилась работа по закаливанию ребят: в младшем и среднем возрасте босохождение по коврикам — массажёрам, полоскание рта водой комнатной температуры, в старшем возрасте — обтирание влажными рукавичками, проведение подвижных игр на свежем воздухе.
В рамках образовательной деятельности, дети получали знания, на своеобразных уроках здоровья: « О здоровой и вредной пище», « Где живут витамины», «Откуда берутся микробы» и др.
Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций и фотографий, рисование детьми рисунков, оформлением выставок по здоровому образу жизни; настольно-печатные игры; разучивание пословиц, поговорок, стихотворений о здоровом образе жизни. Спортивные массовые развлечения в ДОУ – вот малая часть, всего того что помогает детям придти к пониманию того, что такое здоровый образ жизни.
Данное направление заинтересовало и наших родителей. Многие из них перестали быть сторонними наблюдателями, а стали активно включаться в реализацию данной деятельности, путём принятия участия в различных мероприятиях, как внутри дошкольного учреждения (это различные физкультурные развлечения и соревнования), так и за его пределами, участие в городских мероприятиях.
Мною был создан проект для сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни.
Нельзя умолчать и о семейном отдыхе, многие семьи, стараясь, придерживаясь здорового образа жизни, стали предпочитать активный отдых, взамен пассивному. Это семейные походы и поездки на природу, занятия спортом: катание на коньках, походы в бассейн, велосипедные прогулки. А чтобы детям легче было осваивать для себя, новые виды спорта, такие как футбол и хоккей с мячом, родители стали организовывать совместные посещения секций, прогулки по парку.
Чтобы отразить данное направление, родители вместе с детьми делают сообщения, рефераты с фотографиями, стенгазеты, фотовыставки, а в группе дети активно делятся своими впечатлениями. Для родителей проводились специальные консультации по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста, мастер-класс по изготовлению нестандартного оборудования, оформлялся наглядный материал в родительском уголке о значении режима и здорового питания для детей.
Здоровье ребенка зависит от уровня осведомленности родителей в вопросах укрепления и поддержания здоровья своих детей. По мнению родителей, именно педагог является основным источником получения информации, который помогает им осознать значимость поддержания семейных традиций по отношению к здоровому образу жизни.
Источник
Круглый стол с участием родителей воспитанников подготовительной группы «Традиции здоровья в нашей семье».
консультация по теме
В этом материале изложен план встречи родителей и воспитателя с целью обсуждения «здоровьесбережения в семье».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_s_uchastiem_roditeley_vospitannikov_podgotovitelnoy_gruppy.docx | 453.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол с участием родителей воспитанников подготовительной группы
«Традиции здоровья в нашей семье».
Дата проведения: 24.01.14.
- Пропагандировать здоровый образ жизни.
- Приобщать к сотрудничеству детей и родителей.
- Осознать необходимость заботиться о здоровье своих детей.
Предварительная работа: Анкетирование родителей, сочинение на заданную тему
Форма проведения: круглый стол, дискуссия.
-Создание благоприятной атмосферы в отношениях между родителями и педагогом.
-Повышение активности в обсуждениях и выступлениях по данной теме.
Вступительное слово воспитателя:
Добрый день мамы и папы, бабушки и дедушки, мы очень рады видеть Вас на нашей сегодняшней встречи. Спасибо большое, что нашли немного время и мы надеемся, что проведём его с пользой а сейчас я предлагаю расслабиться, отдохнуть от домашних дел и просто поиграть, а игра называется «Знакомство». Мы с вами будем передавать вот этот цветок друг другу, поприветствуем, назовём себя по имени, улыбнемся и пожелаем что- то приятное или комплимент (меня зовут Соня, я очень рада с вами познакомиться и т. д.)
Спасибо, посмотрите, у нас получилась настоящая цепочка здоровья, красоты, значит когда мы вместе, мы сильны и здоровы. Здоровье взрослого человека на 75% определяется условиями его формирования в детском возрасте. Именно с раннего возраста нужно приобщать ребёнка к здоровому образу жизни. Дети, как известно, продукт своей среды – оно формирует их сознание, привычки. Поэтому здоровый образ жизни необходимо формировать, именно начиная с детского возраста.
Как-то, беседуя с детьми о здоровье, я спросила: » Что нужно делать человеку, чтобы не болеть?» Ответ был однозначным — пить таблетки. «Подождите»,- сказала я. «Ведь человек не болен. Что нужно делать чтобы оставаться здоровым?» «Пить таблетки». Начали разбираться и пришли к выводу, чтобы оставаться здоровым, нужно вести здоровый образ жизни, который включает несколько положений.
3.Культурно- гигиенические навыки
6.Прогулки на свежем воздухе.
7. Отказ от вредных привычек.
Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, его функциях, узнает о важности правильного питания, режима дня, закаливания, движения, тем раньше он приобщится к здоровому образу жизни.
Вот, что пишет известный психолог Владимир Леви: » За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые
— не читают книги
— не занимаются (спортом, физкультурой. танцами и т.д.)
И всё только потому, что их к этому принуждали. В большинстве случаев можно обойтись без принуждения. Для этого нужно проявить и артистизм, и хитрость, и фантазию. Ну и, безусловно, собственный пример родителей. Если ребёнка насильно принуждать заниматься физкультурой, соблюдать правила гигиены, он быстро теряет интерес к этому.
- Что, по Вашему мнению, входит в понятие “традиции здоровья в семье ”?
- Какова роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни?
- Проанализируйте ответы родителей вашей группы на вопросы анкеты по оздоровлению детей в семьях. Какие Вы выявили соответствия или несоответствия? (вопросы анкеты прилагаются).
- Проявляют ли родители Вашей группы достаточную активность в физическом воспитании детей?
- Какие можно выделить показатели хорошей результативности в работе педагогов с родителями по данной проблеме? (примерные ответы):
а) Создание благоприятной атмосферы в отношениях между родителями и педагогами,
б) Увеличение количества вопросов родителей по проблеме укрепления здоровья детей,
в) Повышение интереса родителей к индивидуальным беседам по их ребенку по данной проблеме,
г) Повышение инициативы родителей, выраженной в предложениях или помощи в решении проблем оздоровления детей,
д) Повышение активности родителей и их участия в обсуждениях, в выступлениях по данной проблеме.
Презентация сочинений родителей с демонстрацией фотографий (см.Приложение).
Заключительное слово педагога:
Приобщайте детей к здоровому образу жизни. Только говорить о значимости здоровья – это мало; надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательные многочисленные шаги. Тогда непременно сложиться тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни.
Так давайте уже с самых ранних лет учить наших детей беречь своё здоровье!
Уважаемые родители! Забота о воспитании здорового ребёнка является значимой для нашего дошкольного учреждения. Просим Вас ответить на вопросы анкеты по оздоровлению детей в семье.
Заранее благодарим Вас!
- Как оцениваете состояние здоровья своего ребёнка? (нужное подчеркнуть.):
- Сколько раз болел Ваш ребёнок за прошедший календарный год? ___________________________________________________________
- В котором часу Ваш ребёнок ложится спать?_____________________
- Делает ли Ваш ребёнок зарядку? ____________________________
- Делаете ли Вы сами зарядку утром?____________________________
- Чем любит заниматься Ваш ребёнок в свободное время?____________
7, Сколько времени Ваш ребёнок смотрит телевизор или играет в компьютер?____________________________________________________
- Существуют ли в Вашей семье традиции по физическому воспитанию? Если “Да”, то какие?_________________________________________________________________________________________________________________
- Как Вы развиваете интерес к здоровому образу жизни у Вашего ребёнка?__________________________________________________
- Для сохранения здоровья своих детей я предлагаю_________
Источник