Приложение N 3. Требования к составлению и оформлению программы Школы здоровья
и социальной защиты населения
от 5 февраля 2014 г. N 227
Требования
к составлению и оформлению программы Школы здоровья
Программа включает следующие структурные элементы:
— требования к уровню подготовки пациентов;
— план работы Школы и содержание рабочей программы;
Титульный лист содержит:
— наименование медицинского учреждения;
— гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа главного врача медицинского учреждения);
— название Школы здоровья;
— Ф.И.О. сотрудника, разработавшего и реализующего данную программу;
— год составления программы.
В тексте введения к программе указывается:
— цели и задачи программы конкретной Школы здоровья;
— особенности, предпочтительные формы организации занятий.
Подробным образом расписывается содержание каждого занятия. Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков пациента. Все занятия должны быть заранее хронометрированы, иметь четкие инструкции по ведению.
Информационная часть занятий проводится в течение каждого занятия дробно, по блокам не более 10 — 15 минут, чтобы избежать лекционной формы работы с пациентами.
Активная часть занятий содержит активную работу с пациентами, которая может проводится в разных формах:
— заполнение вопросников, имеющих отношение к теме занятия, и обсуждение их результатов;
— проведение расчетов и оценок, (например; расчет индекса массы тела, суточной калорийности и др.);
— обучение практическим навыкам (измерение артериального давления, подсчета пульса и т.д.);
— знакомство со справочными таблицами и иными информационными материалами.
Требования к уровню подготовки пациентов представляют собой описание:
— требований к знаниям и умениям, которые должны приобрести пациенты в процессе занятий по программе;
— систему отслеживания и оценивания результатов: формы учета знаний, умений.
«План работы Школы» составляется на один календарный год, оформляется в виде таблицы.
Источник
Титульный лист к рабочей программе «Азбука здоровья»
специалист в области арт-терапии
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени В.М.Пучковой»
с. Хороль, Хорольского муниципального района, Приморского края.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
зам. директора по УВР приказом по школе №
________ С.Ю.Проневич
«___» ______2018г. «____» _______ 2018 г.
внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в рамках реализации ФГОС «Азбука здоровья»
Составитель:
Ширмухамедова Л.И., учитель первой квалификационной категории.
Номер материала: ДБ-664456
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Апелляция ЕГЭ 2021
Время чтения: 6 минут
Ученые сделали мармеладки в форме белков, чтобы помочь слепым детям изучать химию
Время чтения: 2 минуты
Каждый третий школьник отстает в учебе
Время чтения: 3 минуты
Около 680 тысяч выпускников сдадут ЕГЭ по русскому языку 3 и 4 июня
Время чтения: 2 минуты
Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Методические материалы
Методические рекомендации по организации школ здоровья в поликлиниках, стационарах, отделениях (кабинетах) профилактики, центрах здоровья учреждений здравоохранения Курской области
Методические рекомендации подготовлены главным внештатным специалистом по медицинской профилактике комитета здравоохранения Курской области Уваровой Л.Ф., заведующей организационно – методическим отделом ОБУЗ «Центр медицинской профилактики» Бугровой О.А. с целью обобщения имеющейся документации и разъяснения принципов организации школ здоровья в учреждениях здравоохранения.
Пособие предназначено для главных врачей, заместителей главного врача по организационно методической работе, заведующих Центрами здоровья, заведующих отделениями (кабинетами) профилактики, медицинских работников отделений(кабинетов) профилактики, инструкторов по гигиеническому обучению и воспитанию населения.
Во второй половине XX века произошло принципиальное изменение основных причин смерти – на первый план вышли хронические неинфекционные заболевания (ХНИЗ), к которым относятся болезни системы кровообращения (БСК), онкологические и хронические бронхо-легочные заболевания, а так же сахарный диабет. В России ХНИЗ являются причиной 75% всех смертей взрослого населения. Экономический ущерб только от этих заболеваний составляет около 1 трлн. рублей в год (около 3% ВВП).
Важным аспектом профилактики ХНИЗ является профилактика догоспитальной смертности, что особенно актуально для территорий имеющих низкую плотность населения. Так в нашей стране, по данным официальной статистики, вне стационаров от БСК умерло в 2010г. 920444 человека, что составило 80% от всех умерших по этой причине, в то время как в странах Европы и Северной Америки в среднем 50,3% умирают вне стационаров.
Опыт большого числа стран показал, что реализация научно-обоснованных профилактических и лечебных мер позволяет в течение 15-20 лет снизить смертность от БСК и ХНИЗ в целом в два и более раз. При этом вклад профилактических мер, существенно менее затратных в сравнении с лечебными, обуславливает успех более, чем на 50%.
В реализации мер профилактики выделяется два основных направления действий — формирование здорового образа жизни населения и ранняя диагностика ХНИЗ и факторов риска их развития с последующей их коррекцией.
Основной путь снижения смертности – это обучение пациентов, имеющих ХНИЗ, а так же пациентов с высоким и очень высоким риском, не только принципам здорового образа жизни, но и информирование их об основных симптомах жизнеугрожающих состояний, обучение неотложным мерам самопомощи.
Состояние здоровья населения России вызвало необходимость усовершенствования профилактической службы. Современное экономическое развитие страны требует осуществления новых подходов в профилактической медицине, не меняя ее принципов.
2. Нормативно-правовая база профилактической работы учреждений здравоохранения
В Российской Федерации с 2009 г. стартовала Программа по формированию здорового образа жизни. Однако еще в 1986 г. в приказе Минздрава СССР № 770 «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения» был определен порядок диспансерного наблюдения лиц, имеющих факторы риска заболеваний сердечно — сосудистой системы, органов дыхания и др. В Приложениях указанного документа четко изложены этапы формирования здорового образа жизни у людей с уже имеющимися факторами риска.
Правительство Российской Федерации явилось инициатором созыва первой Глобальной министерской конференции по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям, которая состоялась под эгидой ВОЗ в Москве 28-29 апреля 2011 года и завершилась принятием важнейшего международного документа «Московской декларации ВОЗ», основная цель которого состоит в обеспечении содействия государствам-членам ВОЗ в разработке и укреплении политических мер и программ по здоровому образу жизни и профилактике неинфекционных заболеваний.
В ноябре 2011г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 12 которого устанавливает приоритет профилактики в сфере охраны здоровья граждан и определяет пути его реализации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012г. № 1864-р создана Правительственная комиссия по вопросам охраны здоровья граждан, которая является координационным органом по разработке и разработке и реализации единой государственной политики в том числе и в плане формирования в Российской Федерации единой межсекторальной профилактической среды.
Важнейшим инструментом формирования в Российской Федерации единой профилактической среды является «Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства РФ № 2511-р от 24.12.2012г., а также аналогичные программы субъектов Российской Федерации (в Курской области Государственная программа «Развитие здравоохранения в Курской области», утвержденная постановлением Администрации Курской области от 8.10.2013г. № 699-па).
В декабре 2012года Министерством здравоохранения Российской Федерации были разработаны Порядки, которыми регламентируется не только ранее выявление ХНИЗ и основных факторов их развития, но также и их коррекция:
— Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения — приказ Минздрава России от 3 декабря 2012г. №1006 (утратил силу в 2015 году), вместо него на основании Приказа Минздрава России №36ан от 3 февраля 2015 г. вступил в силу уточненный Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения;
— Порядок проведения профилактического медицинского осмотра — приказ Минздрава России от 6 декабря 2012г. №1101н.
С 1 июня 2013г. вступил в силу Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». В статьях 9 и 17 этого закона наряду с рядом ограничительных мер в отношении распространения и курения табака, гражданам гарантируется оказание медицинской помощи по отказу от курения на основе стандартов медицинской помощи и в соответствии с порядком оказания медицинской помощи.
Проведение «школ здоровья» и статистическая отчетность по ним проводится учреждениями здравоохранения с 2003 года.
В соответствии с Постановлением правительства РФ от 21.08.2000г. «Концепция охраны здоровья населения в Российской Федерации на период до 2005 года», введением в форму 30 («Отчет о деятельности ЛПУ») раздела IV, пункта 10, таблицы 4809 (утверждена постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 г. № 175) возникла необходимость разработки и внедрения в деятельность медицинских организаций школ здоровья по различным профилям заболеваний.
3. История организации и проведения школ здоровья в Курской области
Во исполнение приказа комитета здравоохранения Курской области от 14.04.1998г. № 75/55 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по гигиеническому обучению и воспитанию населения Курской области», на основании информационно-методического письма областного центра медицинской профилактики «Организация и работа «школ здоровья» в стационарах лечебных учреждений» от 20.05.1999г. № 44 учреждениям здравоохранения рекомендовано организовать школы здоровья в стационарах (приложение №1).
В информационно-методическом письме от 20.07.2000г. № 96 областной центр медицинской профилактики направил в учреждения здравоохранения учебно-тематические планы школ здоровья для занятий с больными хирургических, терапевтических, акушерско-гинекологических и инфекционных отделений стационаров, утвержденные главными специалистами комитета здравоохранения Правительства Курской области (приложение №2).
Активное участие медицинских работников учреждений здравоохранения Курской области в проведении школ здоровья и гигиеническом обучении и воспитании населения начинается с 2003года.
В 2003 году была проведена Коллегия комитета здравоохранения Курской области «О состоянии работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения в областных лечебно-профилактических учреждениях г. Курска», её решение утверждено протоколом заседания №4 от 23.04.2003г. (приложение №3). Коллегия приняла решение совместно со специалистами комитета здравоохранения разработать и внедрить в деятельность ЛПУ Курской области методические рекомендации по здоровому образу жизни и организовать в течение 2003 года «школы здоровья» по следующим направлениям:
— для больных с бронхиальной астмой;
— для больных сахарным диабетом;
— для больных, находящихся на хроническом гемодиализе;
— для больных с гипертензией;
— для больных с заболеваниями суставов и позвоночника.
Так же на основании приказов по учреждению развернуты школы для пациентов, состоящих на учете с ИБС, ХОБЛ, перенесших инфаркт миокарда, инсульт,
Распоряжением Комитета здравоохранения Курской области от 12.05.2003г. № 92 «Об организации школ здоровья» утверждены программы школ по обучению пациентов, находящихся на стационарном лечении или диспансерном наблюдении в амбулаторно-поликлиническом звене лечебно-профилактических учреждений государственной собственности (приложение №4).
Во исполнение приказа Министерства здравоохранения РФ от 10.02.2003г. № 50 «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях» информационно-методическим письмом областного центра медицинской профилактики от 17.02.2003 г. №20 «Организация работы школ здоровья в ЛПУ амбулаторно-поликлинического звена и стационарах» до учреждений здравоохранения доведены программа занятий акушеров-гинекологов и программа занятий врача педиатра с беременными в «школе материнства».
Формы организации школ здоровья
В настоящее время на основании Приказов министерства здравоохранения Российской Федерации и распоряжений комитета здравоохранения Курской области в учреждениях здравоохранения, развернуты школы здоровья 5 основных видов:
— школы здоровья амбулаторно — поликлинического звена для лиц, состоящих на диспансерном учете (по гипертонической болезни, сахарному диабету, бронхиальной астме, заболеванию суставов и позвоночника, лиц, находящихся на гемодиализе);
— школы здоровья в стационарах;
-школы здоровья в отделениях и кабинетах профилактики для лиц с выявленными факторами риска (углубленное групповое консультирование);
— школы здоровья в Центрах здоровья;
-школы здоровья в женских консультациях и акушерско-гинекологических стационарах.
Принципы организации школ здоровья
Для всех организуемых в поликлинике «школ» имеются одни и те же общие принципы:
— пациенты, направленные в «школу», организуются в группы по 5-10 человек;
— одна «школа» включает в себя 5-7 тем по заболеванию, которые должны посетить все пациенты, направленные в «школу»;
— каждая «школа» организуется по приказу главного врача на всю поликлинику, занятия проводятся врачом (фельдшером) в специально выделенном помещении, в определенное время;
— для работы с пациентами в школе здоровья, врач, ответственный за эту работу, должен выделять отдельное, утвержденное приказом главного врача время, исключается проведение «школ» во время, отведенное на прием пациентов;
— пациенты со всех участков направляются в школу здоровья, где их распределяют по группам и определяют время начала занятий;
— в работе школ здоровья используются программы и конспекты для проведения занятий в школах здоровья, методические рекомендации для врачей, разработанные Министерством здравоохранения Российской федерации, ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России, комитетом здравоохранения Курской области, другими специализированными медицинскими учреждениями, ОБУЗ «ЦМП» и самостоятельно учреждением здравоохранения;
— в журнале учета работы ЛПУ по медицинской профилактике, утвержденном приказом Минздрава Российской Федерации от 23.09.2003г. №455 ведется учет посещаемости, в амбулаторной карте делается запись об обучении пациента в «школе»;
— по итогам календарного года составляется отчет о количестве «школ», количестве занятий в каждой «школе» и количестве прошедших обучение пациентов, заполняется ф-30;
— дополнительную оплату труда медицинских работников занятых в проведении «школ здоровья» рекомендуется проводить по решению главного врача.
4.Организация «школ здоровья» в поликлинике для лиц, состоящих на диспансерном учете
(по гипертонической болезни, сахарному диабету, бронхиальной астме, заболеванию суставов и позвоночника, лиц, находящихся на гемодиализе).
«Школы здоровья» по отдельным заболеваниям организуются в поликлинике для пациентов состоящих на учете у врачей терапевтов и врачей специалистов по утвержденным программам в соответствии с Распоряжением Комитета здравоохранения Курской области от 12.05.2003г. № 92 «Об организации школ здоровья». Для организации школ здоровья в поликлинике необходимо иметь:
— приказ главного врача учреждения здравоохранения об организации в ЛПУ «школ здоровья» с определением лиц, ответственных за организацию и проведение «школ», количества и наименований «школ», количества занятий в каждой школе, места и времени проведения занятий;
— программы и конспекты для проведения занятий в «школах здоровья», методические рекомендации для медицинских работников;
— журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике, утвержденный приказом Минздрава Российской Федерации от 23.09.2003г. №455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации» (раздел «школы здоровья»).
К настоящему времени наиболее изучены подходы к профилактике артериальной гипертонии.
Основой для профилактики сердечно — сосудистых заболеваний в нашей стране являлась Федеральная целевая программа «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.07.2001 № 540 (действовала с 2001 по 2008 год), которая предусматривала объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, лечебно-профилактических учреждений и научно-исследовательских организаций для комплексного решения проблем по снижению заболеваемости, инвалидности и смертности населения от болезней сердечно — сосудистой системы. В рамках этой федеральной целевой программы Минздравом России был издан приказ от 24.01.2003 № 4 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации», которым утверждено Положение об организации Школы здоровья для больных с артериальной гипертонией (приложение №5 к приказу №4 от 24.01.2003г.).
от 24.01.2003 г. N 4
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ
ДЛЯ БОЛЬНЫХ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИЕЙ
1. Общие положения
1.1. Школа здоровья для больных с артериальной гипертонией
(далее — Школа) создается как структурное подразделение на базе
амбулаторно — поликлинического, больничного, санаторно —
курортного учреждения, кардиологического диспансера и центра
1.2. В Школу для обучения направляются больные с артериальной
гипертонией 1-3 степени, с низким, средним и высоким риском
сердечно — сосудистых осложнений.
При формировании групп учитывается однородность больных по
степени выраженности артериальной гипертонии. Больные с
осложненным течением заболеваний (инфаркт миокарда, инсульт и др.)
обучаются и наблюдаются по программе реабилитации.
1.3. Руководитель Школы ежегодно представляет отчет о своей
деятельности в отдел медицинской статистики учреждения, на базе
которого она функционирует.
1.4. Школа регистрируется в документах официальной учетно —
отчетной медицинской документации и включена в отраслевой
классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги».
2. Основные задачи Школы
Основными задачами Школы являются:
— повышение информированности больных с артериальной
гипертонией о заболевании и факторах риска ее развития и
— обучение больных с артериальной гипертонией методам снижения
неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих факторов риска
(вредные привычки, питание, двигательная активность, контроль
— обучение больных методам самоконтроля артериального давления
и самопомощи, первой доврачебной помощи при обострениях и
— формирование у больных с артериальной гипертонией
ответственного отношения к здоровью;
— повышение мотивации у больных с артериальной гипертонией к
оздоровлению и приверженности к лечению и выполнению рекомендаций
3. Основная деятельность Школы
Основной деятельностью Школы является:
3.1. Обучение больных с артериальной гипертонией по типовым
3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у
больных с артериальной гипертонией, обучающихся в Школе.
3.3. Анализ эффективности обучения больных с артериальной
3.4. Взаимодействие со всеми структурными подразделениями, на
базе которых работает Школа.
3.5. Взаимодействие со Школами для больных с артериальной
гипертонией в других медицинских учреждениях, обмен опытом работы
с целью ее совершенствования.
4. Рекомендуемое оснащение Школы
4.1. Методические материалы для врача.
4.2. Тонометры, фонендоскопы (несколько комплектов).
4.5. Таблицы для определения индекса массы тела.
4.6. Наглядные пособия, методические и обучающие материалы для
4.7. Оборудование для демонстрации методического материала.
4.8. Канцелярские товары и письменные принадлежности.
4.9. Дневник больного с артериальной гипертонией.
4.10. Журнал учета.
4.11. Анкеты для оценки обучения.
Методические рекомендации по организации «школы здоровья для пациентов с гипертонической болезнью в первичном звене здравоохранения» с рекомендуемыми темами занятий были разработаны Государственным научно-исследовательским центром профилактической медицины Минздрава России, Всероссийским обществом кардиологов, Координационным центром профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска Минздрава России, Московским областным кардиологическим центром, утверждены руководителем Департамента организации и развития медицинской помощи населению Министерства здравоохранения России профессором Хальфиным 2 августа 2002г. (приложение № 5).
Данные методические материалы по организации школы здоровья для пациентов с гипертонической болезнью (приложение № 5) можно использовать как образец для организации школ здоровья по другим заболеваниям.
Программы школ с темами занятий по обучению пациентов, находящихся на стационарном или диспансерном наблюдении в амбулаторно-поликлиническом звене лечебно — профилактических учреждений государственной собственности доведены до учреждений здравоохранения Распоряжением комитета здравоохранения Курской области от 12.05.2003г. № 92 «Об организации школ здоровья» (приложение №4).
К ведению «школы здоровья для больных с гипертонической болезнью» могут быть привлечены не только врачи терапевты, но и врачи кардиологи.
2015 год объявлен в Российской Федерации годом борьбы с сердечно – сосудистыми заболеваниями. По решению главного врача в поликлиниках и кардиологических отделениях стационара могут организовываться школы для больных с сердечно — сосудистыми заболеваниями, не смотря на то, что в Распоряжении комитета здравоохранения Курской области от 12.05.2003г. № 92 «Об организации школ здоровья» (приложение №4) данная тема не нашла отражения. В этом случае программа для «школы» разрабатывается самостоятельно.
После проведения занятия в «школе», врач заполняет журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике, раздел «школы здоровья». Форма журнала учета утверждена приказом Минздрава Российской Федерации от 23.09.2003г. №455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации» и представлена в приложении №4 к вышеуказанному приказу.
В настоящее время требуют разъяснения механизмы подсчета количества школ, количества занятий в школах амбулаторно-поликлинического звена и количества обученных лиц.
Пример: «школа здоровья по гипертонической болезни»
1 вариант: За год обучено 100 пациентов.
Пациенты были разделены на 5 групп по 20 человек в каждой (за год было 5 школ по гипертонической болезни по 20 человек). В каждой группе (школе) было проведено по 6 занятий. Всего за год было проведено 30 занятий ( 6 занятий * 5 групп (школ) = 30). Итого: за год было проведено 5 школ по гипертонической болезни, 30 занятий, обучено 100 человек.
2 вариант: За год обучено 100 пациентов.
Пациенты были разделены на 20 групп по 5 человек в каждой (за год было 20 школ по гипертонической болезни по 5 человек). В каждой группе (школе) было проведено по 6 занятий. Всего за год было проведено 120 занятий ( 6 занятий*20 групп (школ) = 120). Итого: за год было проведено 20 школ по гипертонической болезни, 120 занятий, обучено 100 человек.
5. Организация школ здоровья («прочие школы») в стационарах учреждений здравоохранения
Анализ эффективности функционирования современных ЛПУ позволяет отметить, что, не смотря на сосредоточение в них основных ресурсов здравоохранения (до50%), эти структуры не полностью реализуют свой потенциал. Стационары выполняют важную работу по коррекции неотложных состояний и обострений хронических заболеваний пациентов, но практически не оказывают им профилактическую помощь, полагая, что это функция других структур национальной системы здравоохранения. Такое положение дел, обусловленное концентрацией внимания медперсонала только на лечебно-диагностических мероприятиях, с современных позиций должно восприниматься как явно требующее корректировки.
Возросшее количество пациентов с ХНИЗ требует переориентации деятельности ЛПУ с проблем, связанных исключительно с коррекцией острых состояний и обострений ХНИЗ, на интеграцию лечения и профилактики, в том числе и на обучение пациентов.
Выявление ФР ХНИЗ в ходе лечения любого заболевания, профилактическое консультирование (обучение) пациента методам их коррекции, формирование многофакторной индивидуальной программы по поддержанию здоровья и продлению активного долголетия – новая актуальная задача врача стационара.
Федеральный Закон № 323 от 21 ноября 2011года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст.79) обязывает все медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, «обеспечивать проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний и на раннее их выявление», а так же « проводить пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения».
В стационарах целесообразно проведение школ для пациентов по основным заболеваниям, а так же школы по здоровому образу жизни. В задачи медицинских работников стационара, вне зависимости от причины госпитализации пациента и профиля стационара, входит информирование и обучение пациентов методам самоконтроля, в том числе и коррекции вредных привычек и стереотипов, методам самопомощи при жизнеугрожающих состояниях. Эффективность обучающей работы с пациентами существенно повышается при наличии печатных информационных материалов.
Методические рекомендации по методам самопомощи при жизнеугрожающих состояниях подробно представлены в Методических рекомендациях ГНИЦ профилактической медицины МЗ России (3-е издание с дополнениями и уточнениями) и могут быть приняты за основу при проведении «школ здоровья» в стационарах учреждений здравоохранения.
Можно обоснованно предполагать, что распространение здоровье сохраняющего поведения среди всех пациентов стационаров и их семей (ежегодно стационарное лечение проходит более 30 млн. россиян) в целом значительно снизит заболеваемость, инвалидность и смертность в нашем обществе.
Организация школ здоровья в стационарах Курской области
Во исполнение приказа комитета здравоохранения Курской области от 14.04.1998г. № 75/55 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по гигиеническому обучению и воспитанию населения Курской области», на основании информационно-методического письма областного центра медицинской профилактики «Организация и работа «школ здоровья» в стационарах лечебных учреждений» от 20.05.1999г. № 44 (приложение 1) учреждениям здравоохранения рекомендовано организовать школы здоровья в стационарах.
В информационно-методическом письме от 20.07.2000г. № 96 (приложение 2) ОБУЗ «Центр медицинской профилактики» направил в учреждения здравоохранения учебно-тематические планы «школ здоровья» для занятий с больными хирургических, терапевтических, акушерско-гинекологических и инфекционных отделений стационаров, утвержденные главными специалистами комитета здравоохранения Правительства Курской области.
Для организации школ здоровья в стационаре необходимо иметь:
— приказ главного врача учреждения здравоохранения об организации в отделениях стационара «школ здоровья» с определением лиц, ответственных за организацию и проведение «школ» в отделениях ( количество и наименование «школ», количество занятий в каждой школе, место и время проведения занятий — по решению главного врача);
— программы и конспекты для проведения занятий в «школах здоровья» в каждом отделении, в соответствии с профилем отделения. методические рекомендации для врачей, разработанные Министерством здравоохранения Российской федерации, ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России, комитетом здравоохранения Курской области, ОБУЗ «ЦМП», другими специализированными медицинскими учреждениями и самостоятельно учреждением здравоохранения (разрабатываются заведующим отделением и врачами отделения).
Школы здоровья стационара имеют несколько особенностей:
1-ой особенностью школ здоровья в отделениях стационара является то, что «школы здоровья «в стационарах могут организовываться по трём вариантам:
— профильные «школы» в соответствии с Распоряжением Комитета здравоохранения Курской области от 12.05.2003г. № 92 «Об организации школ здоровья» с утвержденной программой (приложение №4);
— «школы» в соответствии с информационно-методическом письмом ОБУЗ «Центр медицинской профилактики» от 20.07.2000г. № 96 (приложение 2) с учебно-тематическими планами «школ здоровья» для занятий с больными хирургических, терапевтических, акушерско-гинекологических и инфекционных отделений стационаров, утвержденными главными специалистами комитета здравоохранения Правительства Курской области.
— «школы», тематика которых разработана заведующим отделением, согласно профилю отделения.
Кроме того могут организовываться отдельные «Школы здорового образа жизни».
— «школа здоровья для больных с бронхиальной астмой» в пульмонологическом отделении стационара, может проводиться в соответствии с программой занятий, утвержденной Распоряжением комитета здравоохранения Курской области от 12.05.2003г. № 92 «Об организации школ здоровья» (приложение№4);
— в инфекционном отделении «школа» может быть организована в соответствии с учебно-тематическим планом занятий, утвержденном специалистами комитета здравоохранения Курской области в информационно-методическом письме ОБУЗ «Центр медицинской профилактики» от 20.07.2000г. № 96 (приложение №2);
— в кардиологическом отделении «школа» может быть организована на основании программы занятий, самостоятельно разработанной заведующим отделением, в соответствии с наиболее распространенными кардиологическими заболеваниями, чаще всего приводящими к инвалидности.
Заведующие отделениями стационара имеют право изменить или дополнить тематику занятий, рекомендованных в высланных ранее информационных письмах, разработать темы самостоятельно, исходя из реальных условий и задач по снижению смертности.
2-ой особенностью школ здоровья в отделениях стационара является то, что в каждую школу могут включаться темы по здоровому образу жизни, профилактике вредных привычек. В отделении стационара профильных тем может быть меньше, чем в поликлинике (например, 2-3 вместо 5-7), а остальные 2-3 темы могут быть посвящены здоровому образу жизни (отказу от вредных привычек, рациональному питанию, увеличению физической активности и др.), или могут организовываться самостоятельные «Школы здорового образа жизни».
3-ей особенностью школ здоровья в отделениях стационара является то, что занятия с пациентами, помимо врачей, могут проводить фельдшеры и медицинские сестры отделения, прошедшие обучение на кратковременных тематических циклах усовершенствования по ЗОЖ и профилактике ХНИЗ, под руководством старшей медицинской сестры отделения. На неё возлагаются функции контроля за проведением «школ здоровья» и ведением журнала учета занятий. Целесообразно работу «школы» в отделении построить таким образом, чтобы пациенты, находящиеся на стационарном лечении за время госпитализации смогли посетить как можно больше занятий.
«Школа здоровья в хирургическом стационаре»
1. Ответственным за организацию «школы» в отделении стационара является заведующий хирургическим отделением.
2. Заведующий хирургическим отделением определяет количество и тематику занятий в «школе», организует написание конспектов врачами отделения по соответствующей тематике или пишет их самостоятельно. Конспекты хранятся на посту у медицинской сестры в отдельной папке.
3. Заведующий хирургическим отделением определяет количество занятий в «школе» в неделю, фамилии и должности лиц, непосредственно проводящих занятия, время проведения занятий (целесообразно проводить занятия силами врача или дежурной медицинской сестры отделения в вечернее время, в промежутке между процедурами).
Школа включает в себя 4 занятия, проводится 2 раза в неделю — во вторник и четверг. Дежурные медицинские сестры, заступающие на дежурство во вторник и четверг проводят занятия с пациентами на основании пронумерованных конспектов занятий (если в журнале учета записано, что предыдущее занятие было проведено по теме №2, то медицинская сестра освежает по конспекту свои знания по теме №3 и проводит занятие по теме №3 и т.д.), записывает номер и тему проведенного занятия в журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике, в раздел «школы здоровья». Форма журнала учета утверждена приказом Минздрава Российской Федерации от 23.09.2003г. №455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации» в приложении к приказу №4. Старшая медицинская сестра отделения напоминает и контролирует проведение занятий и качество записей в журнале учета.
Школы здоровья, проводимые в отделениях стационара, не утвержденные Распоряжением Комитета здравоохранения Курской области от 12.05.2003г. № 92 «Об организации школ здоровья» (приложение№4), в ежегодной отчетной Ф — 30 учтены как «прочие школы».
В настоящее время требуют разъяснения механизмы подсчета количества школ, количества занятий в школах и количества обученных лиц.
Пример: «школа здоровья в хирургическом отделении»
Школа включает в себя 4 занятия, проводится 2 раза в неделю. То есть, одна «школа» растягивается на 2 недели, и в месяц может быть проведено 2 школы по 4 занятия каждая. Всего 8 занятий в месяц.
Школа работала на протяжении 12 календарных месяцев (2 школы*12месяцев = 24 школы, 8 занятий*12 месяцев = 96 занятий). Обучено всего 100 человек.
Итого: в хирургическом отделении за год проведено 24 «школы», 96 занятий, обучено 100 чел.
6. Углубленное групповое консультирование («школы здорового образа жизни» и «прочие школы») в отделениях (кабинетах) профилактики и на ФАПах, для лиц с выявленными факторами риска развития ХНИЗ
В нашей стране фундаментальную роль в формировании структур медицинской профилактики и организации профилактики ХНИЗ на уровне ПМСП имеет приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012г. № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», который включил в основные задачи поликлиники и центра общей врачебной практики (семейной медицины) организацию и проведение мероприятий по пропаганде ЗОЖ, раннее выявление ХНИЗ и ФР их развития, оказание медицинской помощи пациентам по медикаментозной и не медикаментозной коррекции выявленных ФР, диспансерное наблюдение лиц с высоким риском развития ХНИЗ.
Для выполнения этих задач в структуре поликлиники предусматриваются следующие подразделения, их штаты и оснащение:
— отделение (кабинет) профилактики;
— кабинет медицинской помощи при отказе от курения;
— помещения (учебные классы, аудитории) для проведения групповой профилактики (школ здоровья).
Организация группового углубленного консультирования (школ здорового образа жизни) в отделениях (кабинетах) профилактики при диспансеризации
Диспансеризация в нашей стране имеет многолетнюю историю. Программа всеобщей диспансеризации населения была принята в 1986 году (Приказ МЗ СССР от 30.05.1986г. № 770), согласно которой в поликлиниках были созданы отделения и кабинеты профилактики. По результатам диспансеризации рекомендовалось выделять группы здоровых, практически здоровых и больных.
Впервые указывалось, что в каждой из перечисленных групп следует учитывать лиц с факторами риска возникновения определенных заболеваний и давались рекомендации по их диспансерному наблюдению. Основным недостатком данного приказа являлось отсутствие процедуры коррекции факторов риска ХНИЗ, которая должна начинаться уже в рамках диспансеризации.
В 2013 году главным специалистом по профилактической медицине Минздрава России С.А. Бойцовым были утверждены и разосланы в учреждения здравоохранения методические рекомендации «Организация проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения», в которых впервые определено обязательное проведение профилактического консультирования в целях коррекции факторов риска уже в процессе диспансеризации.
Приложением №1 к данным методическим рекомендациям определены критерии факторов риска, содержание и алгоритм краткого профилактического консультирования по ФР, содержание и алгоритм углубленного профилактического консультирования по ФР. В пункте 8 этого приложения №1 даны принципы группового профилактического консультирования (школ пациента).
В настоящее время комитетом здравоохранения Курской области в учреждения здравоохранения разосланы обновленные методические материалы «Диспансеризация определенных групп взрослого населения» (3 издание дополненное и уточненное, 2015г.), в которых более подробно разъясняются механизмы краткого и углубленного индивидуального и группового ( школы пациентов) консультирования в отделениях и кабинетах профилактики. Так же эти методические рекомендации имеются на сайте ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России и доступны для скачивания.
При организации краткого профилактического консультирования и углубленного индивидуального и группового (школы здоровья) консультирования необходимо руководствоваться данными методическими рекомендациями.
Школы здоровья по коррекции факторов риска, проводимые в кабинетах (отделениях) профилактики, в ежегодной отчетной Ф -30, учтены как «школы здорового образа жизни» и «прочие школы».
Общие методические принципы группового профилактического консультирования (школ пациента) в отделениях (кабинетах) профилактики на основании обновленных методических материалов «Диспансеризация определенных групп взрослого населения» (3-е издание, 2015г.)
Школа пациента — является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания).
Цель школ пациентов:
— повышение информированности пациентов о заболевании и факторах риска развития заболеваний и осложнений;
— повышение ответственности пациента за сохранение здоровья;
— формирование рационального и активного отношения пациента к здоровью, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению;
— формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи в
— формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска.
При групповом методе консультирования (школе пациента) процесс профилактического консультирования облегчается и повышается его эффективность, пациенты не только получают важные знания, но и необходимую им социальную поддержку.
Преимущества группового профилактического консультирования. Обучение в группе усиливает действенность обучения – создается атмосфера коллектива, нивелируется чувство одиночества, улучшается эмоциональный контакт. Эффективность повышается за счет обмена опытом между пациентами, примеров из их жизни и пр. Необходимо помнить, что групповое обучение более эффективно, если подкрепляется индивидуальным консультированием. В ряде ситуаций желательно, чтобы обучение проводилось на уровне семьи, в частности когда консультирование затрагивает вопросы питания, физической активности, поведенческих привычек, которые, как известно, нередко носят семейный характер. Школа пациентов, как форма группового консультирования позволяет в полной мере обеспечить эффективную реализацию основ углубленного профилактического консультирования – при групповом обсуждении создаются условия для более эффективного применения основных принципов и приемов обучения взрослого человека с учетом психологии изменения поведения и поведенческих привычек.
Основные принципы проведения школ пациентов:
1. Формирование «тематической» целевой группы пациентов с относительно
сходными характеристиками: например, больные с не осложненным течением артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца; больные ишемической болезнью сердца, перенесшие инфаркт миокарда, острый коронарный синдром, интервенционное вмешательство и др.; пациенты с высоким риском сердечно — сосудистых заболеваний без клинических симптомов болезни и т.п. Такое формирование групп создает атмосферу
социальной поддержки, что немаловажно для эффективного консультирования и получения долгосрочного устойчивого результата.
2. Для избранной целевой группы проводится цикл занятий по заранее составленному плану и по согласованному графику; одно из основных требований – посещение всего цикла занятий;
3. Численность целевой группы пациентов должна быть не более 10-12 человек; необходим контроль, чтобы пациенты посетили все (или большинство) из запланированных занятий;
4. Организация группового консультирования должна проводиться в специально оборудованном помещении (стол, стулья, демонстрационный материал, раздаточный материал, блокноты и пр.).
Необходимо избегать наиболее частой ошибки при организации школы. Школа пациентов, к сожалению, нередко подменивается «лекторием», когда темы объявляются заранее в определенные дни и часы и на эти лекции приходят пациенты с самыми разными заболеваниями. Такая форма работы, хотя и весьма трудоемкая для медицинских специалистов, практически неэффективна, т.к. нарушаются главные принципы группового консультирования.
Школы пациентов в рамках диспансеризации, профилактических медицинских осмотров проводятся медицинскими работниками кабинетов (отделений) медицинской профилактики (врач, фельдшер медицинской профилактики). Для проведения школ необходимы обученный персонал и обеспечение условий для эффективного группового консультирования.
При необходимости для проведения отдельных занятий могут привлекаться профильные специалисты (при наличии их в учреждении – кардиологи, психологи и др.). Пациенты направляются в школу пациента участковым врачом. Желательно, чтобы врач (фельдшер) кабинета (отделения) медицинской профилактики предварительно ознакомился с данными амбулаторной карты пациентов.
Программа обучения строится из цикла структурированных занятий, продолжительностью около 60 минут каждое. Всего в цикле оптимально 2-3 занятия в зависимости от целевой группы. Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Все занятия должны быть заранее хронометрированы, иметь четкие инструкции по ведению.
Информационная часть занятий проводится в течение каждого занятия дробно, по блокам не более 10-15 минут, чтобы избежать лекционной формы работы с пациентами. Содержание обучения изложено в специальной методической литературе и частично в базовом информационном материале по углубленному профилактическому консультированию (методические материалы «Диспансеризация определенных групп взрослого населения» (3 издание).
Активная часть занятий содержит активную работу с пациентами, которая может проводиться в разных формах и простых действиях:
— заполнение вопросников, имеющих отношение к теме занятия, и обсуждение их результатов – по ходу обсуждения могут даваться целевые советы, что имеет более высокую эффективную и результативность, чем безадресные советы;
— проведение расчетов и оценок, например, расчет индекса массы тела, суточной калорийности и пр.;
— обучение практическим навыкам – измерения артериального давления, подсчета пульса и др.
— знакомство со справочными таблицами и построение рациона и пр.
Программа обучения пациентов в школе здоровья может быть разработана на основе материалов, изложенных в разделе по углубленному профилактическому консультированию (методические материалы «Диспансеризация определенных групп взрослого населения» (3 издание).
Вся наглядная информация, используемая в школе должна быть: красочной, демонстративной, запоминающейся, понятной, заинтересовывающей, доступной.
Рекомендуемая тематика группового профилактического консультирования (школ пациентов) в рамках диспансеризации:
— школа по коррекции основных факторов риска хронических НИЗ/ССЗ,
выявляемых в ходе диспансеризации и профилактических осмотров ( 8 факторов риска – повышение АД, стресс, низкая физическая активность, нерациональное питание и ожирение, повышение сахара в крови, гиперхолестеринемия, табакокурение, употребление алкоголя);
— школа по снижению избыточной массы тела, оптимизации физической активности и рациональному питанию;
— школа для пациентов с повышенным артериальным давлением;
— школа для пациентов с заболеваниями атеросклеротического генеза, гипертонической болезнью и высоким и очень высоким абсолютным сердечно — сосудистым риском по освоению правил и алгоритмов действий при оказании первой помощи при сердечном приступе, инсульте, гипертоническом кризе и внезапной сердечной смерти.
1.Организация «школ здоровья» в отделениях (кабинетах) профилактики учреждений здравоохранения Курской области
Организация школ здоровья в отделениях (кабинетах) профилактики учреждений здравоохранения Курской области регламентируется приказом комитета здравоохранения Курской области от 19.12.2013г. № 421 «Об организации работы кабинета (отделения) профилактики», в котором руководителям учреждений здравоохранения, принимающих участие в проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотров предписано с 1 января 2014 года обеспечить в отделении (кабинете) медицинской профилактики проведение индивидуального и группового углубленного профилактического консультирования гражданам, отнесенным при прохождении диспансеризации ко 2 и 3 группам здоровья.
В связи с тем, что в приказе Минздрава России от 3 февраля 2015г. №36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» определено, что в отделении (кабинете) профилактики проводится как краткое, так и индивидуальное углубленное профилактическое консультирование или групповое консультирование (школа пациента), необходимо разобраться в том, какие пациенты подлежат индивидуальному, а какие групповому консультированию.
Для правильного понимания, не лишним будет напомнить, как определяются группы здоровья по результатам диспансеризации.
В соответствии с приказом Минздрава Российской Федерации от 3 февраля 2015 года № 36ан « Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения»:
1 группа здоровья – пациенты, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, отсутствуют факторы риска развития таких заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем суммарном сердечно — сосудистым риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний. Таким гражданам проводится краткое профилактическое консультирование, коррекция факторов риска развития ХНИЗ врачом терапевтом, медицинским работником отделения профилактики или центра здоровья.
2 группа здоровья — пациенты, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, но имеются факторы риска развития таких заболеваний при высоком абсолютном суммарном сердечно — сосудистом риске, и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний). Пациентам проводится коррекция факторов риска развития ХНИЗ (углубленное индивидуальное профилактическое консультирование и (или) групповое профилактическое консультирование) в отделении (кабинете) медицинской профилактики, центре здоровья, фельдшерском здравпункте или ФАПе, при наличии медицинских показаний врачом терапевтом назначаются лекарственные препараты в целях фармакологической коррекции указанных факторов риска. Пациенты подлежат диспансерному наблюдению врачом (фельдшером) отделения (кабинета) профилактики, а также фельдшером ФАПа.
3а группа здоровья – граждане, имеющие ХНИЗ, требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний (состояний), нуждающиеся в дополнительном обследовании.
3б группа здоровья – граждане не имеющие ХНИЗ, требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи по поводу иных заболеваний, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний (состояний), нуждающиеся в дополнительном обследовании.
Гражданам с 3а группой состояния здоровья, имеющим факторы риска развития ХНИЗ и гражданам с 3б группой состояния здоровья, имеющим высокий и очень высокий суммарный сердечно – сосудистый риск, проводится коррекция имеющихся факторов риска ХНИЗ (углубленное индивидуальное профилактическое консультирование и (или) групповое профилактическое консультирование) в отделении (кабинете) медицинской профилактики, центре здоровья, фельдшерском здравпункте или ФАПе.
Таким образом, из вышеизложенного следует:
1. Абсолютно все пациенты (с 1, 2, 3а и 3б группами) могут получать профилактическое консультирование в отделении (кабинете) профилактики.
2. Пациенты с 1 группой здоровья получают только краткое профилактическое консультирование, групповое углубленное консультирование им не показано.
3. Краткое профилактическое консультирование пациентов с 1 группой могут проводить участковые врачи терапевты, что является целесообразным, в силу того, что на работников отделений и кабинетов профилактики возлагается обязанность проводить групповое консультирование (школы здоровья).
4. Пациентам со 2, 3а и 3б группами может проводиться как углубленное индивидуальное профилактическое консультирование, так и (или) групповое профилактическое консультирование (школа пациента) по направлению врача терапевта в рамках второго этапа диспансеризации.
Медицинские работники могут заменить проведение «школ здорового образа жизни» на индивидуальное углубленное консультирование, исходя из реальной ситуации с наличием достаточного количества медицинских работников и помещения для проведения занятий.
Необходимо иметь в виду, что данным приказом определены основные критерии эффективности диспансеризации взрослого населения.
2) «охват индивидуальным углубленным профилактическим консультированием граждан со 2 и 3а группой состояния здоровья, а также граждан с 3б группой здоровья, имеющих высокий и очень высокий суммарный (абсолютный или относительный) сердечно — сосудистый риск должен составлять не менее 60% от имеющих медицинские показания для проведения индивидуального углубленного консультирования».
3) «охват групповым профилактическим консультированием (школа пациента) граждан со 2 и 3а группой состояния здоровья, а также граждан с 3б группой здоровья, имеющих высокий и очень высокий суммарный (абсолютный или относительный) сердечно — сосудистый риск должен составлять не менее 60% от имеющих медицинские показания для проведения группового профилактического консультирования».
В связи с тем, что в приказе не определены критерии разделения для направления пациентов одной и той же группы на индивидуальное или групповое консультирование, вопрос какое количество пациентов одной группы надо направлять на групповое, а какое количество на индивидуальное консультирование остается открытым.
Таким образом, представляется логичным, что лица со второй группой здоровья, с высоким сердечно — сосудистым риском, но не имеющие установленных ХНИЗ, должны быть охвачены индивидуальным и групповым углубленным консультированием не менее 60% от нуждающихся, а группа пациентов, имеющих высокий и очень высокий суммарный (абсолютный или относительный) сердечно — сосудистый риск и имеющих заболевания (3а и 3б группы) должны быть охвачены индивидуальным или групповым консультированием в 100% случаев.
Для облегчения последующего учета и высчитывания процента охвата, рекомендуется иметь в отделении (кабинете) профилактики журнал учета для таких лиц по проведению индивидуального или группового консультирования, отдельно по каждой группе здоровья.
5. Пациентам со 2 группой здоровья, с выявленными факторами риска развития ХНИЗ и у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания при высоком суммарном сердечно — сосудистом риске проводятся «школы здорового образа жизни» по коррекции выявленных факторов риска.
В дополнение к приказу комитета здравоохранения Курской области от 19.12.2013г. № 421 «Об организации работы кабинета (отделения) профилактики» ОБУЗ «Центр медицинской профилактики» в информационно-методическом письме от 21.04.2014г. № 77 «Об организации краткого и углубленного консультирования, а так же школ здорового образа жизни по факторам риска», для улучшения организации работы «школ здорового образа жизни» в отделениях (кабинетах) профилактики, выслал в адрес учреждений здравоохранения методические рекомендации по факторам риска «повышение артериального давления», «низкая физическая активность», «стресс», «нерациональное питание, избыточная масса тела и ожирение», «гиперхолестеринемия», «повышение глюкозы в крови», «табакокурение», «употребление алкоголя».
6. Для пациентов с 3а и 3б группами здоровья, имеющих высокий и очень высокий суммарный (абсолютный или относительный) сердечно — сосудистый риск и имеющих заболевания, помимо «школ здорового образа жизни» по коррекции факторов риска, организуются школы для пациентов с заболеваниями атеросклеротического генеза, гипертонической болезнью и высоким абсолютным сердечно — сосудистым риском по освоению правил и алгоритмов действий при оказании первой помощи при сердечном приступе, инсульте, гипертоническом кризе и внезапной сердечной смерти, для этого могут привлекаться врачи специалисты (терапевты, кардиологи) поликлиники.
«Школы здорового образа жизни» по выявленным в процессе диспансеризации факторам риска организуются при отделении (кабинете) профилактики в соответствии с приказом главного врача, исходя из существующего количества медицинских работников отделения (кабинета) профилактики и возможностей лечебного учреждения.
Приказом главного врача каждый отдельный работник может отвечать за проведение одной или нескольких из «школ». При наличии в кабинете профилактики единственного среднего медицинского работника, при организации «школ здорового образа жизни» в кабинете профилактики возникают сложности, так как одному медицинскому работнику сложно охватить весь необходимый объём работы. В таком случае можно организовать не все рекомендуемые «школы», а одну или несколько, а вместо выпадающих «школ» предложить пациентам углубленное индивидуальное консультирование.
В связи с необходимостью организовать в отделении (кабинете) профилактики несколько школ силами ограниченного количества медицинских работников, допускается проведение «школы здорового образа жизни» по факторам риска, состоящей из 1 занятия по каждому фактору риска.
Формы организации школ могут быть разными. Например:
Понедельник – школа по фактору риска «низкая физическая активность» Вторник — «повышение артериального давления», «гиперхолестеринемия»
Четверг — «нерациональное питание, избыточная масса тела и ожирение», «повышение глюкозы в крови»,
Пятница — «табакокурение», «употребление алкоголя».
Таким образом, каждую неделю лица с выявленными факторами риска имеют возможность посетить групповые занятия.
10.00-11.00 — «нерациональное питание, избыточная масса тела и ожирение»
15.00-16.00 — «повышение глюкозы в крови»
16.00-17.00 — «повышение артериального давления»
17.00-18.00 — «низкая физическая активность»
18.00-19.00- «употребление алкоголя»
Все «школы» проводятся в разное время, в зависимости от заполняемости группы.
4 вариант – другие варианты по решению главного врача.
Врачи и средние медицинские работники отделения (кабинета) профилактики, а так же участковые медицинские сестры должны быть обучены на тематических циклах по здоровому образу жизни и профилактике ХНИЗ для выполнения ими обязанностей по индивидуальному краткому и углубленному профилактическому консультированию или групповому консультированию (школа пациента) по итогам диспансеризации и принимать активное участие работе школ здоровья на местах.
Школы здоровья, проводимые в отделениях (кабинетах) профилактики в ежегодной отчетной Ф — 30 учтены как «школы здорового образа жизни» и «прочие школы».
2. Организация группового углубленного консультирования (школ здоровья) врачебной амбулаторией и врачебным (фельдшерским) здравпунктом (ФАП)
На основании приказа Минздравсоцразвития России от 15.05.2012г. № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», основные мероприятия по формированию ЗОЖ и профилактике ХНИЗ включены в задачи не только врачебной амбулатории, но и врачебного (фельдшерского) здравпункта (ФАП), в частности, они обязаны:
— осуществлять мероприятия по профилактике заболеваний среди населения и формированию ЗОЖ;
— проводить мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению и укреплению здоровья населения, включая обучение населения правилам оказания первой помощи путем проведения бесед и раздачи памяток для населения (приложение №5);
— выявлять курящих лиц, избыточно потребляющих алкоголь, с высоким риском развития болезней, связанных с курением, алкоголем и с отравлением суррогатами алкоголя;
— осуществлять оказание медицинской помощи курящим и лицам, избыточно потребляющим алкоголь, по отказу от курения и злоупотребления алкоголя, включая направление их для консультации и лечения в отделения (кабинеты) медицинской профилактики, центры здоровья и специализированные профильные медицинские организации.
В стандарт оснащения ФАПа и фельдшерского здравпункта введено необходимое оснащение для выполнения указанных задач.
Приказом Министерства здравоохранения России от 3.02.2015г. №36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» в пункте 10 на фельдшерские здравпункты и фельдшерско-акушерские пункты, расположенные в удаленной или труднодоступной местности возлагаются обязанности по проведению диспансеризации прикрепленного населения. В частности основными задачами, в подпунктах 5,7,8 к пункту 10 настоящего приказа являются:
-пп 5) определение факторов риска ХНИЗ на основании диагностических критериев, предусмотренных приложением №2 к настоящему приказу;
-пп 7) индивидуальное углубленное профилактическое консультирование или групповое консультирование (школа пациента) по направлению врача терапевта для граждан, отнесенных ко 2 и 3 группам состояния здоровья, в рамках 2-ого этапа диспансеризации;
-пп 8) разъяснение гражданину с высоким риском развития угрожающего жизни заболевания (состояния) или его осложнения, а так же лицам, совместно с ним проживающим, правил действий при их развитии, включая своевременный вызов бригады скорой медицинской помощи.
В отдельных случаях, для приближения профилактических мероприятий к отдаленным местам проживания населения, приказом главного врача, на фельдшеров ФАПов может возлагаться обязанность проводить индивидуальное или групповое консультирование пациентов с выявленными факторами риска. Основой работы будет являться организация «школ здоровья» отделений (кабинетов) профилактики.
Таким образом, фельдшера ФАПов должны быть обучены на тематических циклах по здоровому образу жизни и профилактике ХНИЗ для выполнения ими обязанностей по индивидуальному углубленному профилактическому консультированию или групповому консультированию (школа пациента) по итогам диспансеризации и принимать активное участие работе «школ здорового образа жизни» на местах.
7. Организация школ здоровья («школы здорового образа жизни» и «прочие школы») в Центрах здоровья.
В приказе Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» были указаны отправные точки в работе Центров здоровья в целом.
Одним из приоритетных направлений деятельности Центров здоровья является организация «школ здорового образа жизни», в которых проводится консультативно-оздоровительная и медико-педагогическая работа.
Работа в школе здоровья подразумевает достижение различных целей, основными из которых являются ознакомление граждан с наиболее часто встречающимися факторами риска, приводящими к развитию социально значимых заболеваний, таких как гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, инсульт, ХОБЛ, сахарный диабет, бронхиальная астма, ожирение, остеохондроз и пр., обучение способам первичной и вторичной профилактики заболеваний, формирование представления о здоровом образе жизни и ответственного отношения к собственному здоровью.
Занятия в школе предполагают повышение грамотности населения в вопросах здорового образа жизни, улучшения показателей здоровья и качества жизни. Известно, что среди неблагоприятных факторов, влияющих на человека, 50% приходится на неправильный образ жизни. Именно на коррекцию этих факторов должны быть направлены занятия в «школах здорового образа жизни». Возможно осуществление выездных занятий на предприятиях, в образовательных и других организациях.
Работа центров здоровья по профилактическому консультированию определяется несколькими приказами, основными из которых являются:
1. приказ Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»;
2. приказ Минздрава Российской Федерации от 3 февраля 2015 года № 36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».
1.В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» пункта 9, функциями центров здоровья являются:
— информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах;
— групповая и индивидуальная пропаганда здорового образа жизни, профилактика возникновения и развития факторов риска различных заболеваний (курение, алкоголь, гиподинамия и др.), формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких, профилактика потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.09.2011 N 1074н)
— обучение граждан гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, включающих помощь в отказе от потребления алкоголя и табака;
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 08.06.2010 N 430н)
— обучение граждан эффективным методам профилактики заболеваний с учетом возрастных особенностей;
— динамическое наблюдение за пациентами группы риска развития неинфекционных заболеваний;
— оценка функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей, прогноз состояния здоровья;
— консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха;
— разработка индивидуальной программы по ведению здорового образа жизни;
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 08.06.2010 N 430н)
— осуществление мониторинга реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, факторов риска развития заболеваний.
В соответствии с пунктом 10 вышеуказанного приказа, Центр здоровья оказывает медицинские услуги в рамках мероприятий следующим контингентам граждан:
— впервые обратившимся в отчетном году для проведения комплексного обследования;
— обратившимся для динамического наблюдения в соответствии с рекомендациями врача центра здоровья;
— направленным ЛПУ по месту прикрепления;
— направленным медицинскими работниками образовательных учреждений;
— направленным врачом, ответственным за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан из I (практически здоров) и II (риск развития заболеваний) групп состояния здоровья (далее — I и II группы состояния здоровья);
— направленным работодателем по заключению врача, ответственного за проведение углубленных медицинских осмотров с I и II группами состояния здоровья.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 08.06.2010 N 430н)
2. В соответствии с приказом Минздрава Российской Федерации от 3 февраля 2015 года № 36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» на центры здоровья возлагается обязанность проведения профилактического консультирования со всеми тремя группами здоровья:
1 группа здоровья – пациенты, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, отсутствуют факторы риска развития таких заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем суммарном сердечно — сосудистым риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний. Таким гражданам проводится краткое профилактическое консультирование, коррекция факторов риска развития ХНИЗ врачом терапевтом, медицинским работником отделения профилактики или центра здоровья.
2 группа здоровья — пациенты, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, но имеются факторы риска развития таких заболеваний при высоком абсолютном суммарном сердечно — сосудистом риске, и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний). Пациентам проводится коррекция факторов риска развития ХНИЗ (углубленное индивидуальное профилактическое консультирование и (или) групповое профилактическое консультирование) в отделении (кабинете) медицинской профилактики, центре здоровья, фельдшерском здравпункте ил ФАПе, при наличии медицинских показаний врачом терапевтом назначаются лекарственные препараты в целях фармакологической коррекции указанных факторов риска. Пациенты подлежат диспансерному наблюдению врачом (фельдшером) отделения (кабинета) профилактики, а также фельдшером ФАПа.
3а группа здоровья – граждане, имеющие ХНИЗ, требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний (состояний), нуждающиеся в дополнительном обследовании.
3б группа здоровья – граждане не имеющие ХНИЗ, требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи по поводу иных заболеваний, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний (состояний), нуждающиеся в дополнительном обследовании.
Гражданам с 3а группой состояния здоровья, имеющим факторы риска развития ХНИЗ и гражданам с 3б группой состояния здоровья, имеющим высокий и очень высокий суммарный сердечно – сосудистый риск, проводится коррекция имеющихся факторов риска ХНИЗ (углубленное индивидуальное профилактическое консультирование и (или) групповое профилактическое консультирование) в отделении (кабинете) медицинской профилактики, центре здоровья, фельдшерском здравпункте ил ФАПе.
Вышеуказанный приказ Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» вступает в противоречие с приказом Минздрава Российской Федерации от 3 февраля 2015 года № 36ан « Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения», так как в приказе Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 № 597н определяется для проведения профилактических мероприятий группа работающих граждан с I (практически здоров) и II (риск развития заболеваний) группой состояния здоровья, а в приказе Минздрава Российской Федерации от 3 февраля 2015 года № 36ан, указывается, что центры здоровья должны проводить консультирование со всеми тремя (1, 2 и 3-ей) группами здоровья.
Для определения объема работы Центров здоровья по проведению углубленного индивидуального и группового консультирования (школ пациентов) необходимо руководствоваться выступлением Министра здравоохранения Российской Федерации Скворцовой В.И в 2015г. на Всероссийском семинаре по вопросам организации работы Центров здоровья. Она подчеркнула: «Важно понимать, что Центры здоровья рассчитаны на здорового человека, повышая уровень его знаний, информированности и практических навыков по ведению здорового образа жизни». Она также добавила, что в рамках развития Центров здоровья работа специалистов будет направлена на развитие у населения приверженности к лечению заболеваний, соблюдению рекомендаций врача для повышения качества жизни, продления жизни, сохранения и восстановления трудоспособности и активного долголетия.
Таким образом, представляется логичным, что Центры здоровья должны проводить краткое консультирование (индивидуальное) пациентам с 1 группой здоровья, и углубленное индивидуальное или групповое (школы пациентов) консультирование пациентам со 2 группой здоровья. С пациентами с 3а и 3б группами здоровья, имеющими ХНИЗ, работа должна проводиться в отделениях и кабинетах профилактики.
Принципы набора групп и организации занятий в «школах здорового образа жизни» в Центрах здоровья.
В Курской области имеется несколько вариантов функционирования Центров здоровья:
— центр здоровья является самостоятельным подразделением в структуре поликлиники и располагается в здании поликлиники;
— центр здоровья является самостоятельным подразделением в структуре поликлиники и располагается в отдельно стоящем здании;
— центр здоровья в своём составе имеет отделение профилактики и располагается в здании поликлиники.
Организация «школ здорового образа жизни» в Центре здоровья, имеющего в своём составе отделение профилактики
В связи с тем, что во многих учреждениях здравоохранения в структуру центров здоровья включены отделения профилактики, и центры здоровья вплотную занимаются проведением диспансеризации взрослого населения, является целесообразным организация «школ здорового образа жизни» совместно с медицинскими работниками отделений профилактики, тем более, что цели и задачи школ в отделениях профилактики и центрах здоровья совпадают. Основные «школы» организуются по коррекции различных факторов риска.
Приказом главного врача целесообразно их разделить таким образом, чтобы медицинские работники центров здоровья и отделений профилактики не дублировали проведение одних и тех же школ, а распределили их среди всех медицинских работников равномерно, с учетом того, что центры здоровья проводят профилактические мероприятия с 1 и 2 группами, а отделения профилактики с 3 группой здоровья.
При организации кабинетов здорового питания в центрах здоровья, «школы» по факторам риска «нерациональное питание, ожирение», «повышение глюкозы в крови», «гипехолестеринемия» целесообразно организовывать медицинскими работниками центров здоровья с привлечением врачей кабинета здорового питания.
«Школы» по фактору риска «табакокурение» лучше всего организовывать при участии врача кабинета медицинской помощи при отказе от курения при центрах здоровья, в которых открыт данный кабинет или в отделении профилактики, если кабинет отказа от курения входит в структуру отделения профилактики.
Взаимодействие центров здоровья с отделениями и кабинетами профилактики осуществляется в соответствии с приложением 6 к приказу Минздравсоцразвития России от 19.08.2009 № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака:
— Центр здоровья осуществляет взаимодействие с кабинетами медицинской профилактики по месту жительства гражданина по вопросам реализации Мероприятий.
(п. 13 в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 08.06.2010 N 430н)
— При необходимости врач рекомендует гражданину динамическое наблюдение в центре здоровья с проведением повторных исследований в соответствии с выявленными факторами риска или наблюдение в кабинетах медицинской профилактики и здорового ребенка ЛПУ, посещение занятий в соответствующих школах здоровья, лечебно-физкультурных кабинетах и врачебно-физкультурных диспансерах по программам, разработанным в центре здоровья.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 08.06.2010 N 430н)
— в случае если в процессе обследования в центре здоровья выявляется подозрение на какое-либо заболевание, врач центра здоровья рекомендует гражданину обратиться в ЛПУ к соответствующему врачу-специалисту для определения дальнейшей тактики его наблюдения и лечения.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 08.06.2010 N 430н)
— сведения о гражданах, у которых выявлено подозрение на заболевание и которым необходимо наблюдение в кабинете медицинской профилактики, с их согласия передаются в кабинет медицинской профилактики, врачу-терапевту участковому по месту жительства гражданина (по месту прикрепления) соответственно.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 08.06.2010 N 430н)
Организация «школ здорового образа жизни» в центре здоровья, не имеющего в своём составе отделение профилактики
В центре здоровья, являющимся самостоятельным подразделением, «школы здорового образа жизни» и профилактическое консультирование проводятся пациентам с 1 и 2 группами здоровья, количество и наименование «школ» определяется приказом главного врача. Пациенты с 3а и 3б группами состояния здоровья направляются для профилактического консультирования в отделение (кабинет) профилактики.
Учет посещений «школ здоровья» ведется в журнале учета работы ЛПУ по медицинской профилактике (Приложение № 4 к Приказу Министерства здравоохранения РФ от 23.09.2003 № 455).
Школы здоровья, проводимые в Центрах здоровья в ежегодной отчетной Ф — 30 учтены как «школы здорового образа жизни» и «прочие школы».
Источник