Меню

Типы нарушений психологического здоровья детей

Типы нарушений психологического здоровья детей

г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

В соответствии с решением образовательной организации, изданным на основании заявления ребенка-сироты, обучающегося в.

Норма площади жилого помещения, предоставляемого лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родител.

  • О Центре
  • Мероприятия Центра
  • Проекты и конкурсы
  • Новости
  • Специалистам
  • Фотогалерея
  • Советы родителям
  • «Школа приёмного родителя»
  • Полезные советы
  • Выбор профессии
  • Соцопрос детей и подростков

Признаками неврастении являются:
 Повышенная раздражительность
 Быстрая утомляемость
 Расстройство сна
 Сонливость
 Неустойчивое настроение
 Ухудшение аппетита
 Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким детям очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ психосаморегуляции.
При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.
Переутомление проявляется в:
 головных болях,
 слабости,
 снижении аппетита,
 нарушении сна,
 ухудшении памяти,
 Рассеянности
Переутомление приводит к нервно-психическим заболеваниям.
Как крайняя форма проявления нарушения психологического здоровья является суицидальное поведение детей и подростков.
За последние 20 лет самоубийство по миру возросло в 7 раз. Причем неуклонно растет число случаев ухода из жизни именно подростков.
Проблема детского суицида выявляет более широкий спектр воспитательных проблем. Это и проблема сохранения и укрепления психологического здоровья старшеклассников, конфликты с взрослеющими детьми, постыдные методы воспитания, подростковая влюбленность, некомпетентность в вопросах воспитания педагогов и родителей, «кризис» семьи.
В связи с выше перечисленными трудностями, с которыми можете столкнуться Вы и Ваш ребенок, уже сейчас стоит обратить внимание на психологическое здоровье ребенка.

Материал составлен педагогом-психологом Ширяевой Н.А.

Источник

Классификация нарушений психологического здоровья детей
консультация по психологии на тему

Материалы для педагогов-психологов

Скачать:

Вложение Размер
klassifikatsiya_narusheniy_psihologicheskogo_zdorovya_detey.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация нарушений психологического здоровья детей

Преобладание ассимилятивного поведения

Преобладание аккомодативного поведения

Ч У В С Т В О Н Е З А Щ И Щ Е Н Н О С Т И

Основная причина – нарушение развития в младенчестве, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Основная функция агрессии – защита от внешнего мира.

Поведенческие проявления: часто конфликтует, дерется; громко говорит; на занятиях выкрикивает; проявляет обостренную тенденцию к лидерству.

Преобладают пассивные формы реагирования на окружающую действительность.

Характерные проявления: дети заявляют о большом количестве источников страха; многие страхи имеют постоянный характер; реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают; у ребенка отсутствует возможность для преодоления и ослабления страха; страх наносит ущерб качеству жизни.

Ч У В С Т В О Н Е С В О Б О Д Ы, З А В И С И М О С Т И

Основная причина – отсутствие в раннем возрасте автономности, способности к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам; подавление своих эмоций.

Поведенческие проявления: склонны к проявлению косвенной агрессии (насмешки, внезапные вспышки ярости, воровство, действия исподтишка); присутствует стремление ломать; проявляют радость при разрушении чего – либо; испытывают стремление к употреблению слов анальной проблематики; в общепринятом смысле почти неагрессивны; в ситуациях проверки знаний проявляют неуверенность, сверхконтроль.

Причина – та же. Поведенческие проявления: дети стремятся соответствовать установленным нормам, образцам поведения, готовы жертвовать своими интересами; очень стремятся к поощрениям; присутствует страх ошибок; обладают высокой эмоциональной чувствительностью; все эмоции переживают внутри; не могут проявить чувство гнева; остро реагируют на неуспех; имеют склонность к психосоматическому реагированию (заболевают в эмоционально напряженных ситуациях); при выполнении учебных заданий часто задают вопросы типа «А можно так?», «А как надо?»; трудности вызывают творческие и незнакомые задания; испытывают трудности в планировании своих действий (слабая ориентация в реальной ситуации).

Ч У В С Т В О О Д И Н О Ч Е С Т В А, П О К И Н У Т О С Т И

Основная причина – депривация потребностей в безопасности, в любви и принятии.

Цель – привлечь к себе внимание.

Поведенческие проявления: стараются привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами; проявляют преимущественно вербальную агрессию; могут прибегать к лживости или воровству; проявляют большое внимание к своей одежде, внешнему виду.

Замкнутость, уход в себя

Поведенческие проявления: на занятиях мечтают о чем – либо; снижено внимание;

в поведении отсутствует спонтанность, живость; невелико количество контактов со сверстниками; отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах.

Если следствием резонанса проблем развития в младенчестве и актуальной тревожности родителей является закрепление у ребёнка страха перед окружающим миром, то при наличии активной позиции (преобладании ассимиляции), в поведении ребёнка отчётливо проявится защитная агрессивность.

Прежде всего, стоит отметить, что агрессия традиционно рассматривается как состояние, поведение или черта личности. Агрессивное поведение присуще всем людям и является необходимым условием жизнедеятельности.

В некоторые возрастные периоды – раннем и подростковом возрасте – агрессивные действия считаются не только нормальными, но и в определённой степени необходимыми для становления самостоятельности, автономности. Полное отсутствие агрессивности в эти периоды может быть следствием тех или иных нарушений развития. Например, вытеснения агрессивности или формирования реактивных образований. Агрессивность, необходимую для развития ребёнка, принято называть нормативной.

Ненормативная агрессивность, то есть склонность к частому проявлению агрессивного поведения, как черта личности формируется по разным причинам.

Защитной назовём агрессивность, основной причиной которой является нарушение развития в младенческом возрасте, закреплённое актуальной семейной ситуацией. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребёнку небезопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают.

Приведём поведенческие проявления защитной агрессивности ребёнка :

— часто конфликтует, дерётся;

— на занятиях и уроках выкрикивает;

— может проявлять обострённую тенденцию к лидерству.

Защитную агрессивность следует отличать от агрессивности, вызванной гиперактивностью. В последнем случае у ребёнка также бывает нарушено внимание, он постоянно отвлекается.

Если же у ребёнка преобладают пассивные формы реагирования на окружающую действительность (аккомодативное поведение в конфликте), то у него возникают различные страхи.

Маскировочную функцию детских страхов подробно описывает Р. Мэй.

Он полагает, что рациональный и непредсказуемый характер детских страхов можно объяснить, если допустить, что многие из так называемых страхов представляют собой скрытую тревогу.

Становится понятным, почему снятие одного страха может привести к появлению другого: устранение объекта не ведёт за собой устранения причины тревоги.

Как мы уже говорили, усугублению ситуации содействует наличие у самих родителей повышенного уровня тревоги и страхов. Более всего подвержены влиянию родительских страхов дети, находящиеся с ними в симбиотических отношениях (в полной эмоциональной слитности). В этом случае ребёнок играет роль «эмоционального костыля матери», то есть помогает ей компенсировать её собственные внутренние конфликты. Симбиотические отношения, как правило, достаточно устойчивы и могут сохраняться, когда ребёнок вырастет.

Приведём характеристику детей со страхами:

— заявляют о большом количестве источников страха;

— многие страхи имеют постоянный характер;

— реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают;

— у ребёнка отсутствует возможность для преодоления и ослабления страха;

— страх наносит ущерб качеству жизни.

Если у ребёнка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность.

Как известно, в раннем возрасте агрессивные действия являются для ребёнка не просто нормальной, но особенно важной формой активности, являющейся предпосылкой его последующей успешной социализации.

Агрессивные действия ребёнка – это сообщение о своих потребностях, заявление о себе, установление своего места в мире. Однако сложность состоит в том. что первые агрессивные действия направляются на мать и близких людей, которые нередко из самых лучших побуждений не допускают их проявления. И если ребёнок столкнётся с неодобрением проявлений своего гнева, он будет делать всё, чтобы избежать проявления гнева открыто. В этом случае невыраженная эмоция, как пишет В. Оклендер, остаётся внутри ребёнка, мешая здоровому росту.

Ребёнок привыкает жить, систематически подавляя свои эмоции. При этом его собственное «Я» может стать настолько слабым и диффузным, что ему будет требоваться постоянное подтверждение собственного существования.

Однако дети с активным стилем поведения находят способы проявления агрессии – косвенные – с тем, чтобы всё-таки заявить о своей силе и индивидуальности. Это могут быть насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство или внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функция агрессии здесь – это стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма – разрушение, что позволяет назвать такую агрессивность деструктивной.

Поведенческие признаки детей с деструктивной агрессивностью:

— испытывают стремление к употреблению слов анальной проблематики («туалетных»);

— присутствует стремление ломать (рвать, резать);

— склонны к проявлению косвенной агрессии (например, ябедничают или действуют исподтишка);

— проявляют радость при разрушении чего-либо (например, при виде бьющейся посуды);

— в общепринятом смысле почти неагрессивны (редко дерутся);

— в ситуациях проверки знаний проявляют неуверенность, сверхконтроль.

Если у ребёнка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в пассивном варианте у него возникают различные социальные страхи: он боится не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения, становится неуверенным.

И это понятно. Дети с пассивным стилем поведения в конфликте не имеют возможности проявить чувство гнева. Чтобы защититься от него, они отрицают даже наличие у себя этого чувства. Но таким образом они как бы отрицают часть самих себя. Дети становятся робкими, осторожными, угождают окружающим, чтобы услышать слова поощрения. Более того, у малышей пропадает способность различать истинные мотивы своего поведения. В некоторых случаях исчезает сама возможность хотеть чего-либо, действовать по собственному желанию.

Поведенческие признаки детей с социальными страхами:

— стремятся соответствовать установленным нормам, образцам поведения, готовы жертвовать своими интересами;

— очень стремятся к поощрениям:

— при выполнении учебных заданий часто задают вопросы типа «А можно так?», «А как надо?», «А это – правильно?»;

— творческие или незнакомые задания выполнят хуже, чем задания по образцу или хорошо знакомые:

— присутствует страх ошибок (в частности, сильно беспокоятся на контрольных);

— не способны к агрессивным действиям;

— могут появляться расстройства речи (запинки);

— имеют развитое чувство долга, ответственности;

— обладают высокой эмоциональной чувствительностью;

— все эмоции переживают внутри;

— остро реагируют на неуспех;

— имеют склонность к психосоматическому реагированию (заболевают в

эмоционально напряжённых ситуациях);

— на уроках в значимых ситуациях могут действовать хаотично, испытывать трудности в планировании своих действий (слабая ориентация в реальной ситуации).

Как мы уже говорили, в дошкольном возрасте для благополучного развития ребёнка особенно важны стабильные внутрисемейные отношения. Конфликты супругов, развод или уход из жизни одного из родителей могут привести к депривации потребностей в безопасности, в любви и принятии.

Дети с активным стилем реагирования могут использовать различные способы получения негативного внимания. Иногда для этого они прибегают к агрессивным действиям. Но цель их, в отличие от уже описанных нами вариантов, — не защита от окружающего мира и не причинение вреда кому-то, а привлечение внимания к себе. Поэтому такую агрессивность можно назвать демонстративной.

Иногда дети привлекают к себе внимание и без агрессивности. Это может быть стремление нарядно одеться, ответить первым у доски или даже использовать такие социально неодобряемые действия, как воровство и лживость.

Поведенческие признаки детей с демонстративной агрессивностью:

— стараются привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами;

— проявляют преимущественно вербальную агрессию;

— могут прибегать к лживости или воровству;

— проявляют большое внимание к своей одежде, внешнему виду (девочки).

В этой же ситуации дети с пассивным стилем поведения в конфликте действуют противоположным способом. Они замыкаются в себе, отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах.

При внимательном наблюдении за ними можно заметить существенные изменения в их поведении. Родители обращаются за помощью к психологу только в том случае, если у ребёнка возникают уже те или иные невротические или психосоматические проявления или ухудшается успеваемость в школе.

Поведенческие признаки замкнутых детей:

— на занятиях или уроках мечтают о чём-то, часто не слышать вопросов взрослых;

— в поведении отсутствует спонтанность, живость;

— невелико количество контактов со сверстниками.

Источник

Читайте также:  Факторы риска нарушения психологического здоровья семьи
Adblock
detector