Меню

Тесты по духовно нравственному здоровью

Контрольные тесты усвоение Нравственных понятий

I. ЭТИКЕТ.

1. Что такое этикет?

1) принятый или установленный порядок поведения какого-либо праздника (церемония);

2) умение держаться в обществе, вежливое, учтивое поведение (хорошие манеры);

3) правила поведения (этикет).

2. О какой норме этикета идёт речь в этой пословице «Дарёному коню в зубы не смотрят»?

1) вручая подарок, нельзя забывать о словах поздравления;

2) подарки всегда должны быть приятными;

3) если подарок не нравится, то неприлично говорить об этом.

3. Что значит этикет общения?

1) традиции рождественских праздников;

2) речевой этикет;

3) правила поведения собеседников.

4. Какими словами уместно обращаться к людям в транспорте?

1) женщина, дядя, тётя, дедушка, бабушка;

2) друг, брат, сестра, старик;

3) уважаемая, товарищ, молодой человек, господин.

II. ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ.

5. Воплощение моральных правил в поступках и отношении к другим людям называют:

6. Согласен ли ты с утверждением:

Нравственные нормы дают возможность оценивать поступки людей с позиции добра, справедливости, милосердия.

2) не всегда, всё зависит от конкретной ситуации;

7. Какое из утверждений характеризует воспитанного человека?

1) думает о себе, о своём внешнем виде;

2) производит хорошее впечатление на других, щеголяет знаниями норм поведения;

3) проявляет внимание к людям, ведёт себя сдержанно и вежливо.

8. Во время праздников, когда ты собрался отдохнуть, воспитатель попросил тебя помочь привести в порядок игровую. Как ты поступишь?

1) найдешь вескую причину для отказа;

2) пообещаешь выполнить работу после праздника;

3) скажешь, что согласен, и поможешь.

9. Что такое достоинство человека?

1) совокупность черт характера, отличающих одного человека от другого;

2) чувство моральной ответственности перед собой за свои поступки;

3) осознание человеком своей значимости.

тест 10. Ты случайно, не желая того, нанёс небольшой ущерб или причинил зло другому человеку. Как ты поступишь?

1) постараешься, чтобы никто не заметил нанесённого тобой ущерба, сделаешь вид, что ты не виноват;

2) извинишься, объяснишь, что не хотел этого;

3) сделаешь всё возможное для устранения зла, ущерба.

11. Во время игры один из твоих товарищей разбил окно. Ты один видел это. Товарищ не хотел сознаваться в этом. Назовешь ли ты при разборе этого происшествия имя провинившегося?

1) нет, не хочу «предавать» товарища;

2) зависит от того, кто разбил окно;

12. Ты стал свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого? Как ты поступишь?

1) сделаешь вид, что тебя это не касается;

2) выразишь соболезнование тому, кого обидел;

3) разберешься в причинах конфликта и добьешься его устранения.

III. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ.

13. Общечеловеческими ценностями называют:

1) положительные черты характера;

2) народные обычаи и традиции;

3) нормы морали, общие для разных народов и культур и проявляющиеся в наилучших человеческих качествах и взаимоотношениях, таких как добро, красота, справедливость, милосердие.

14. Какая мысль заложена в пословице «Старый друг лучше новых двух»?

1) чем больше друзей, тем лучше;

2) новый приятель всегда лучше старого;

3) в дружбе очень важна верность.

15. Товарищество основывается на:

1) приспособлении и угодничестве;

2) подчинении слабых более сильным;

3) взаимоуважении и честности.

16. Дружба – это:

1) отношения, когда более слабые подчиняются сильным;

2) отношения, которые возникают между людьми, выполняющими вместе какую-нибудь работу;

3) отношения, в основе которых лежат взаимная симпатия, доверие, преданность.

17. Что означает выражение «утешить человека»?

1) позабавить, развеселить;

2) отвлечь от грустных мыслей, переключить внимание;

3) успокоить его тревогу, принести облегчение.

18. Эгоист – это человек, который:

1) всегда интересуется проблемами других, бескорыстно помогает каждому;

2) неискренне хвалит других, преследуя корыстные цели;

3) пренебрегает интересами других ради собственных.

19. О каком недостатке говорится в поговорке «Делает словно не своими руками»?

20 тест. Доброжелательное, терпимое отношение к чьим-либо мыслям, взглядам, чувствам называют:

21. Что означает выражение «реализовать себя»?

1) чистосердечно делиться с кем-то своими заветными мыслями, переживаниями, намерениями;

2) выявить свои способности к чему-либо;

3) достичь успеха, развивая свои способности, таланты; стать успешным человеком.

Читайте также:  Претензия медицинской организации за причинение вреда здоровью

Обработка полученных данных.

1. Ответы этой группы свидетельствуют о том, что подросток не усвоил нравственных понятий.

2. Усвоил не в полной мере.

3. Усвоил рассматриваемые нравственные понятия.

Источник

Диагностика нравственных основ личности и духовной культуры младших школьников
тест (1, 2, 3, 4 класс)

Диагностика развития нравственной сферы ребенка включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента развития нравственных основ личности и духовной культуры младших школьников.

Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах.

Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам.

Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

Скачать:

Вложение Размер
diagnostika_nravstvennyh_osnov_lichnosti.docx 25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика нравственных основ личности и духовной культуры младших школьников

Диагностика развития нравственной сферы ребенка включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента развития нравственных основ личности и духовной культуры младших школьников.

Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах.

Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам.

Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

Для диагностики данных компонентов духовно-нравственных качеств младших школьников были подобраны методики: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Г.М. Фридмана, «Как поступать» И.Б. Дермановой, «Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов» Н.П. Капустиной.

Первой проведенной диагностикой, направленной на изучение когнитивного компонента нравственного развития, была методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» Г.М. Фридмана (Приложение № 1). Суть данной методики заключается в том, что младшим школьникам необходимо привести примеры поступков, отражающих основные нравственные ценности общества, а также поведение, которое является отрицательным по отношению к моральным нормам. На основе проведенного анализа ответов учащихся были выделены следующие уровни:

Высокий уровень – сформировано целое и четкое понимание о представленных нравственных ценностях.

Средний уровень – понимание о нравственных ценностях верное, но не совсем целое и чёткое.

Низкий уровень – сформировано неверное понимание представленной нравственной ценности.

Для диагностики эмоционального компонента духовно-нравственных качеств младших школьников мы использовали методику «Как поступать» И.Б. Дермановой (Приложение № 2).

Данная методика предназначена для выявления отношения к нравственным нормам. Суть данной методики заключается в том, что ученику даются две ситуации, его задача написать свою реакцию, как бы он повёл себя в ней. В первой ситуации говорится о том, что твой одноклассник разбил окно, и ты был свидетелем этого. Он не сознался. Как ты поступишь в данной ситуации и почему? Во второй ситуации одноклассники решили уйти с урока. Как ты будешь действовать здесь и почему? Обработка результатов осуществляется по следующим критериям:

1 балл – нравственные ориентиры имеются, однако согласовываться с ними он не желает, либо считает это недоступной мечтой, правильно дает оценку действиям, но позиция к моральным нормам нестабильная, бездейственная, чувственные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры имеются, оценки действий и чувственные реакции адекватны, но позиция к моральным нормам ещё не совсем стабильная.

3 балла – ребёнок аргументирует собственный выбор нравственными правилами, чувственные реакции адекватны, позиция к моральным нормам активная и стабильная.

Исследование поведенческого компонента нравственного развития

Диагностика уровня воспитанности обучающихся начальных классов (Методика Н.П. Капустиной) (Приложение № 3).

Сущность данной диагностики заключается в том, что детям необходимо напротив каждого пункта поставить свою оценку от 1 до 5. Далее подсчитывается среднее арифметическое по каждому пункту и определяется уровень воспитанности учащегося.

Обработка результатов осуществляется следующим образом:

4 – 5 – присутствие стабильного позитивного навыка морального поведения, саморегуляция совместно с желанием к организации действий, желание совместной деятельности и взаимопомощи, полная ответственность перед коллективом, высокая степень коммуникативности.

3 – 3,9 – стабильное позитивное поведение, присутствие навыков саморегуляции и регуляции, средняя степень желания совместной деятельности и взаимопомощи, неполная ответственность перед коллективом, присутствие некоторых коммуникативных умений.

2 – 2,9 – незначительное выражение позитивного, еще нестабильного навыка поведения, низкая саморегуляция и самоорганизация, недостаток желания к совместной работе и взаимопомощи, дефицит ответственности перед коллективом, незначительный уровень коммуникативности.

На основе подобранных диагностических методик были определены показатели и общие уровни сформированности качеств младших школьников и отобразили их в Таблице 1.

Характеристика показателей и уровней сформированности духовно-нравственных качеств

Источник

Тестовая диагностическая работа по курсу внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» по духовно-нравственному направлению

Тестовая диагностическая работа по курсу внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» по духовно-нравственному направлению

Содержимое разработки

Тестовая диагностическая работа по курсу внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» по духовно-нравственному направлению

2017 – 2018 учебный год

1. Выбери, что недопустимо делать в театре?

Разговаривать во время действия

Лучше прийти заранее

Проходить на своё место лицом к сидящим

Вставать с места до того как опустят занавес

2. Выбери, как себя вести в библиотеке?

Вести себя тихо, так как шум мешает другим читателям.

Не возвращать книги.

Книги нельзя терять.

3. Выбери, как вести себя в общественном транспорте?

Уступать место старшим.

Вставать на сиденье ногами.

Высовываться в окно.

Заранее готовиться к выходу.

4. Определи, какое слово не относится к «волшебным»?

5. Отметь, что такое «этикет»?

Это состояние организма, все функциональные системы которого в полной степени выполняют свои функции.

Совокупность гигиенических правил поведения человека на производстве и в быту.

Манеры поведения, к ним относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Что-то положительное и полезное. Процесс, действие или слово, которое можно противопоставить злу.

6. Отметь одежду для школы:

Джинсы, футболка, кроссовки

Брюки, рубашка, жилетка

Рваная, не по размеру.

7. Отметь, что такое «личная гигиена»

Это состояние организма, все функциональные системы которого в полной степени выполняют свои функции.

Совокупность гигиенических правил поведения человека на производстве и в быту.

Манеры поведения, к ним относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Что-то положительное и полезное. Процесс, действие или слово, которое можно противопоставить злу.

8. Собери пословицы:

коли делать не чего.

Делу время, гуляй смело.

Труд человека кормит, потехе час.

Кончил дело, а лень портит.

Не спеши языком, людей насмешишь.

Что посеешь, торопись делом.

9.Отметь произведения, в которых говориться о труде:

«Стрекоза и муравей»

«Малыш и Карлсон»

«Стойкий оловянный солдатик»

«Лебедь, рак и щука»

10. Соотнеси профессии умственного и физического труда:

Строитель, повар, инженер, учитель, бухгалтер, дворник, программист, грузчик

Источник

Духовно-нравственное воспитание уч-ся. Тест

специалист в области арт-терапии

Тест, направленный на выявление духовно-нравственного воспитания учащихся

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности. Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком + .

На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты сделаешь?

а) обойду, не потревожив;

б) отодвину и пройду;

в) смотря какое будет настроение.

Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика),которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?

а) ничего, какое мое дело;

б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в) подойду и непременно заговорю.

Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?

а) тороплюсь в школу;

б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих.

Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?

а) предложу свою помощь;

б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в) если попросят, я, конечно, помогу.

Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?

а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

в) вступаюсь за обиженного.

Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?

а) они мои, раз я их нашел;

б) завтра спрошу, кто их потерял;

в) может быть, возьму себе.

Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?

б) на усталость учителя: авось, пропустит;

в) на свои знания.

Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?

а) поболтаюсь немного, потом видно будет;

б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?

а) соглашусь с благодарностью;

б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;

в) отказываюсь решительно.

Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?

а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

б) выполняю, конечно;

в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.

Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?

а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б) не знаю, как придется;

в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?

а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят; «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?

а) напомню о праве на отдых;

б) делаю, раз надо;

в) посмотрю, что скажут остальные.

С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как тык этому относишься?

а) отвечаю тем же;

б) не замечаю, это не имеет значения для меня;

в) разрываю все отношения с этим человеком.

Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?

а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;

в) буду ждать новых сообщений.

Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?

а) ужасно завидую, мне неудобно;

б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

в) мне все равно.

Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?

а) отдаю – здоровье дороже;

б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;

в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.

Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?

а) быстро начинаю скучать;

б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?

а) отбираю интересное и приношу;

б) ненужных книг у меня нет;

в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?

а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

б) человеку просто повезло прославиться;

в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.

Большое спасибо за ответы!

Обработка полученных данных . Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся. Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать + на вопросы 1, 4, 11, 12, 18, 19.
Графа б. Сосчитать + на вопросы 6, 10, 13, 15, 16.
Графа в. Сосчитать + на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 11, 12.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

Источник

Adblock
detector