Меню

Тесты определения здоровья студента

Тесты определения здоровья студента

Российские студенты не рассматривают свое здоровье как капитал, который нужно сохранять и преумножать, чтобы в перспективе он принес свои дивиденды. Социологические исследования показывают, что молодые люди ставят здоровье на первые места в иерархии жизненных ценностей и приоритетов, но при этом не предпринимают должных мер к сохранению и приращению этого капитала. Среди молодежи низкий уровень заботы о своем здоровье, нет стремления к укреплению и использованию оздоровительных процедур и методов восстановления здоровья. Причиной называют отсутствие медико-гигиенических знаний, высокий уровень учебной нагрузки, недостаточность свободного времени и материальные трудности. Особенно это выражено среди студентов из неполных семей и иногородних студентов [6,12,16]. При этом отмечается достаточно высокой уровень мотивации к здоровому образу жизни. Среди обследованных студентов Арзамасского филиала ННГУ выявлено 34,6% юношей и 33,1% девушек из неполных семей. В большинстве случаев — это семьи с одинокими матерями. Определено, что иногородними являются 47,2% юношей и 38,7% девушек. Анализ изучения численности студентов из неполных семей в зависимости от места проживания показал, что среди городских студентов их на 13,3% больше, чем среди молодежи из сельской местности. Данный вуз, являясь бюджетным учреждением, позволяет большинству студентов обучается бесплатно, что могут позволить студенты из семей, испытывающие социально-экономические трудности [7,11].

В практике медицинского обслуживания студенческой молодежи наиболее часто применяются методы диагностики: самооценка здоровья; оценка состояния здоровья по результатам медицинских осмотров; диагностика здоровья по показателям функциональных резервов организма и др.

Самооценка здоровья может служить важным индикатором состояния и динамики здоровья студентов в дополнение к объективным медицинским исследованиям. Также она отражает субъективную характеристику человека, его удовлетворенность условиями жизни, определенный качественный результат социальной политики [6,7,15].

Цель исследования — провести сравнительный анализ оценок здоровья студентов, полученных разными методами и между различными социальными группами молодежи.

Материалы и методы. Исследование проведено по результатам комплексного медицинского обследования 217 студентов (52 юноши и 165 девушек) 18-20 лет на базе Центра Здоровья г. Арзамас, включающего:

  • анкетирование (тесты «Субъективная оценка здоровья», «Вопросник анализа частоты питания») [9,14];
  • антропометрию (измерение длины и массы тела, артериального давления, частоты сердечных сокращений, жизненной емкости легких, динамометрии) [13];
  • биоимпедансметрию (определение абсолютного и процентного содержания жировой, безжировой и активной клеточной массы тела, воды, основного обмена) [3];
  • кардиоинтервалографию (измерение функционального состояния сердечно-сосудистой системы в положениях лежа и стоя) [10].

Количественная оценка уровня соматического здоровья была рассчитана по методу Г.Л Апанасенко [1].

Диагностику функционального состояния организма проводили по изменению вегетативного баланса по уровню активации симпатического звена, являющегося неспецифическим компонентом адаптационной реакции в ответ на различные стрессорные воздействия с помощью вычисления показателя активности регуляторных систем (ПАРС). Он вычисляется в баллах от 1 до 10 и ориентируется на статические показатели, показатели гистограммы и данные спектрального анализа. На основании анализа значений ПАРС диагностировали следующие функциональные состояния для наглядности представляемые в виде «светофора»:

Зеленый — означает, что все в порядке. Не требуется ни каких специальных мероприятий по профилактике и лечению (норма, ПАРС=0-2).

Желтый — указывает на необходимость повышенного внимания к своему здоровью. Здесь речь уже идет о необходимости проведения оздоровительных и профилактических мероприятий (ПАРС=3-6).

Читайте также:  Профилактика репродуктивное здоровье мужчин

Красный показывает, что необходимо провести серьезные мероприятия в отношении своего здоровья. Вначале требуется диагностика, а затем и лечение возможных заболеваний (ПАРС=7-10) [10].

По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка с использованием программ офисного пакета «EXCEL 2007» и «Биостат». Для выполнения задач исследования применяли методы вариационной статистики, методы оценки достоверности результатов (критерии Стьюдента и χ 2 ) с доверительным интервалом р 2 =9,65 сс=4 р=0,0427

χ 2 =0,50 сс=4 р=0,9735

Получены статистически значимые отличия физического здоровья студентов, проживающих в различных населенных пунктах. Среди сельских студентов на 5,0% больше студентов с низким и ниже среднего уровнем здоровья, а среди городских на 16,1% больше студентов, имеющих физические возможности высокого и выше среднего уровня. Гендерные отличия и различия здоровья между студентами, имеющих одного или двух родителей, незначительны и не достоверны.

С целью выявления функционального состояния и степени напряженности регуляторных систем организма провели изучение показателей ПАРС среди девушек и юношей различных социальных групп (табл. 4).

Таблица 4

Распределение студентов по показателям ПАРС, %

Источник

Тесты определения здоровья студента

Актуальность исследования проблемы состояния здоровья студенческой молодежи обусловлена, с одной стороны, необходимостью достижения наиболее полной коррекции состояния здоровья при различных заболеваниях, а с другой, созданием условий для активной трудовой и общественной жизни.

Все вышеизложенное позволяет считать проблему здоровья приоритетным направлением глубоких научных исследований.

Цель исследования — оценить состояние здоровья и физического развития студентов ВУЗов.

Материал и методы исследования. Объектом исследования явились студенты ВУЗа. Для оценки состояния здоровья и физического развития использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, анкетирование, наблюдение, антропометрические измерения (Экспресс-оценка уровня здоровья [4,6] включала следующие показатели: длина тела (рост), (см или м), масса тела, (кг), окружность грудной клетки, (см), функциональное состояние сердечно-сосудистой (ЧСС, САД, ДАД) и дыхательной систем (ЖЕЛ, ЖИ), физиологические методы исследования (дыхательный объем (ДО), минутный объем дыхания (МОД), гипоксические пробы (проба Штанге, проба Генчи), МПК), методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждения

Для определения уровня сформированности двигательных качеств, объективной оценки физической подготовленности и физического развития, функциональных отклонений и адаптационных показателей организма испытуемых воспользовались специальными физиологическими, педагогическими и психофизическими тестами (Таблица 1,2,3).

Таблица 1 .Показатели физиологических тестов испытуемых

Тесты

Экспериментальная группа (n=91)

Основная группа (n=48)

Юноши n=52

Девушки n=39

Юноши n=26

Девушки n=22

ОГК- экскурсия, см

АДдиаст, мм рт.ст.

Проба Штанге, с (вд)

Проба Генчи,с (выд)

Таблица 2. Показатели педагогических тестов испытуемых

Тесты

Экспериментальная группа (n=91)

Основная группа (n=48)

Юн. n=52

Дев. n=39

Юн. n=26

Дев. n=22

Прыжки в длину с места, см

Становая динамометрия, кг

Кистевая динамометрия, кг

Прыжки в длину с разбега, см

Метание гранаты, м

Челночный бег 3*10 м, с

Тест Купера, м (12 мин)

Таблица 3. Показатели развития психофизических характеристик испытуемых

Тесты

Экспериментальная группа (n=91)

Основная группа (n=48)

Юн. n=52

Дев. n=39

Юн. n=26

Дев. n=22

— частота касаний, 1/с

— количество касаний, раз

— частота касаний, 1/с

— количество касаний, раз

Избирательность внимания (тест Мюнстенберга)

— количество найденных слов

Реакция на движущийся объект, мс

Оценка статического равновесия (проба Ромберга),с

Оценка динамического равновесия (проба Яроцкого),с

Читайте также:  Какое слабительное можно принимать постоянно без вреда для здоровья

Тест на распределение внимания «Расстановка чисел»

Корректурная проба Ландольта (шт.)

Анализируя показатели физиологических тестов экспериментальной и основной групп, мы выявили, что указанные величины соответствует возрастным нормам. В показателях роста, массы тела, окружности грудной клетки, ДО, МОД в экспериментальной и основной группах расхождений не наблюдалось.

В среднем показатель частоты сердечных сокращений и в экспериментальной (65,3 уд/мин у юношей и 72,9 уд/мин у девушек) и в основной (68,6 уд/мин у юношей и 71,2 уд/мин у девушек) группах не выходит за пределы физиологической нормы.

Однако в 23 % (12 чел.) случаев у юношей и в 34 % (13 чел.) у девушек экспериментальной группы отмечено повышенное АДсист, которое при стойком выявлении может расцениваться как пограничная артериальная гипертензия. У юношей основной группы повышение АДсист отмечено лишь в 8 % (2 чел.) и в 12 % (3 чел.) у девушек соответственно.

В показателе ЖЕЛ между экспериментальной и основной группами видны расхождения. Так, у юношей экспериментальной группы среднее значение ЖЕЛ = 3697,2 мл, что говорит об ослаблении дыхательной мускулатуры, уменьшении растяжимости легких и грудной клетки, венозным застоем в малом круге кровообращения. В группе девушек прослеживается аналогичная тенденция.

Информативной является оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы в условиях физического напряжения (индекс Руфье). Данная функциональная проба позволяет судить об адаптации к мышечной работе и о закономерностях восстановительных реакций. Анализ результатов исследования показал, что у 72,1 % (38 чел.) юношей и 58,6 % (23 чел.) девушек экспериментальной группы наблюдалась нормотоническая реакция на физическую нагрузку, причем гипертонический тип реакции выявлен у 11,8 % (6 чел.) юношей и у 31,4 % (12 чел.) девушек экспериментальной группы, что говорит о переутомлении организма и является признаком предгипертонического состояния.

Низкая оценка индекса Робинсона 117.2 у юношей — 2 балла (низкий уровень) и 109,4 у девушек — 2 балла (низкий уровень) свидетельствует о нарушении регуляции сердечно-сосудистой системы. Студенты с низкой оценкой этого индекса входят в группу риска по возможному возникновению артериальной гипертензии, синдрома вегетативной дисфункции, нарушению сердечного ритма. В то время как студенты основной группы имеют средний показатель индекса Робинсона 93,1 — 3 балла (средний уровень) у юношей и 98,8 — 3 балла (средний уровень) у девушек.

Средний уровень индекса Скибинского как у экспериментальной группы (117,2 — юноши, 109,4 — девушки), так и у основной группы (93,1 и 98,8 соответственно) говорит о недостаточных функциональных возможностях системы дыхания и сниженной устойчивости организма к гипоксии, а значит к частым заболеваниям ОРЗ.

Средняя оценка (268,7 — юноши — 3 балла) и ниже среднего (232,3 — девушки — 2 балла) индекса Шаповаловой свидетельствует о недостаточном развитии силы и скоростной выносливости, а значит, приводит к возникновению нарушения осанки, искривления позвоночника, деформации стоп и ряду других заболеваний.

Результаты гипоксических проб (Штанге, Генчи) у студентов экспериментальной группы (44,4 и 26,2 — юноши; 35,2 и 23,1 — девушки) оказались ниже, чем у студентов основной группы (51,1 и 32,5; 31,4 и 29,1 соответственно). Это говорит об утомлении, отражает общее состояние кислородообеспечивающих систем организма при выполнении задержки дыхания на фоне глубокого вдоха, либо глубоко выдоха, а также позволяет судить о кислородном обеспечении организма и общем уровне тренированности человека.

Читайте также:  Интервью с спортсменами здоровье

Средние значения показателя адаптационного потенциала (АП) в экспериментальной и основной группе существенно разнятся. Студенты экспериментальной группы обладают низким уровнем АП — 3 балла (2,64 у юношей и 3,11 у девушек), что свидетельствует о функциональном напряжении механизмов организма. Студенты основной группы имеют средний уровень адаптации АП — 4 балла (1,98 у юношей и 2,08 у девушек), а значит, обладают удовлетворительной адаптацией, характеризующей достаточные функциональные возможности организма.

Результаты педагогических тестов испытуемых показали превосходство основной группы над экспериментальной практически по всем видам испытаний, что так же подтверждает наше предположение о недостаточных функциональных возможностях организма экспериментальной группы. Существенные различия прослеживаются как в скоростных качествах (бег 100 м, бег 30 м), так и в силовых (пресс, подтягивание, метание гранаты).

Тест на выносливость, оценивающий физическую работоспособность и косвенно оценивающий функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, показал низкий уровень кислородообеспечения у испытуемых экспериментальной группы (2086,4 м у юношей и 1633,4 м у девушек), что подтверждает их низкий адаптационный потенциал.

Результаты кистевой динамометрии, по нашему мнению, не обладают информативностью, так как существенных отличий между группами выявлено не было.

Как показали результаты исследования, психофизические характеристики также существенно отличаются в экспериментальной и основной группах, о чем свидетельствуют достоверные изменения количественных и качественных показателей, характеризующих внимание, память, способность к аналитическому мышлению.

Среднее значение времени, затраченное на выполнение теста, на распределение внимания «Расстановка чисел», оценивающего устойчивость внимания, в экспериментальной группе составило 189,4 с у юношей и 194,6 с у девушек. Что значительно хуже значения показателей полученных в опытной группе, где время составило 165,2 с и 173,5 с соответственно. Полученные данные говорят о некоторой истощаемости внимания и памяти испытуемых. Это совпадает с результатами теста корректурной пробы Ландольта, оценивающего точность и продуктивность внимания (в экспериментальной группе у юношей 544,3 шт., у девушек 571,8 шт., в опытной группе 561,0 шт. и 580,1 шт. соответственно).

Динамическая и статическая тремометрия, а также динамическое и статическое равновесие у экспериментальной группы по показателям проведенных нами тестов оказались ниже должного уровня и значительно уступили показателям основной группы испытуемых.

Особенно заниженными показателями в экспериментальной группе оказались значения теста «Реакция на движущийся объект» у юношей 2,86 с, у девушек 3,12 с по сравнению с показателями в опытной группе — 2,64 с и 3,01 с соответственно.

Заключение. В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что в физическом, психофизическом развитии, физическом совершенствовании экспериментальная и основная группы имеют определенные достоверные различия, что, по нашему мнению, обусловлено отставанием экспериментальной группы студентов в силу наличия у них низкого адаптационного потенциала. Повышение адаптационного потенциала и приспособляемости к условиям внешней среды позволит успешно решать задачи, поставленные перед молодым специалистом в период обучения в вузе. По нашему мнению, ряд антропометрических и физиологических показателей (рост, масса тела, ОКГ, ОКГ-экскурсия, ДО, МОД) не отражает в должной мере специфику поставленной перед нами задачи.

Рецензенты:

  • Сальников А.Л., д.б.н., профессор, профессор кафедры, Московская открытая социальная академия, Астраханский филиал, г. Москва.
  • Бисалиев Р.В., д.м.н., доцент кафедры, Московская открытая социальная академия, Астраханский филиал, г. Москва.

Источник

Adblock
detector