Меню

Тесты используемые для определения обеспеченности организма витаминами

Методы оценки обеспеченности организма витаминами

Изучение обеспеченности организма витаминами характеризуется различными подходами в зависимости от степени витаминной недостаточности:

1. в случае авитаминозов и глубоких гиповитаминозов диагностика основана на обнаружении специфических клинических симптомов, характерных для дефицита того или иного витамина;

2. в случае нетяжелых форм гиповитаминозов и состояний субнормальной обеспеченности витаминами основное место в диагностике принадлежит лабораторным (прямым) методам;

3. косвенные методы – позволяют оценить поступление витаминов в организм с пищевым рационом, а также исследовать функции, выполняемые тем или иным витамином.

Методы определения витаминной недостаточности:

1. Клинические показатели — обнаружение у больных специфических клинических симптомов, характерных для дефицита данного витамина.

Чаще всего при недостаточном питании наблюдаются сочетания дефицита отдельных нутриентов, нередко на фоне энергетической недостаточности, причем клинические признаки дефицита ряда нутриентов могут совпадать.

Основные симптомы недостаточности некоторых витаминов

Витамин А (ретинол)

Задержка роста, снижение массы тела, сухость кожи и слизистых оболочек, ксерофтальмия, нарушение сумеречного зрения, снижение иммунного ответа, повышение риска развития злокачественных новообразований

Витамин Д (кальциферол)

Нарушение фосфорно-кальциевого обмена, рахит, остеопения, остеопороз

Витамин К (филлохинон)

Витамин Е (токоферол)

Мышечная дистрофия, жировая инфильтрация печени, нарушение репродуктивной функции

Нарушение моторной и секреторной функций желудочно-кишечного тракта, снижение тонуса кишечника, снижение аппетита, тошнота, нарушение когнитивных функций, поражение периферической нервной системы, парестезии, сердцебиение, кардиалгии, бери-бери

Витамин В2 (рибофлавин)

Задержка роста, аллопеция, воспаление слизистых оболочек полости рта, губ, языка (ангулярный стоматит, хейлоз, глоссит), кератит, себорейное шелушение кожи лица мышечная слабость, нарушение сумеречного зрения

Витамин РР (никотиновая кислота)

Пеллагра, дерматит, нарушение моторики желудочно-кишечного тракта, повышение сухожильных рефлексов, раздражительность, глоссит («лакированный язык»)

Витамин В6 (пиридоксин)

Дерматит, себорея, ангулярный стоматит, хейлоз, глоссит, поражение нервной системы, раздражительность

Витамин Н (биотин)

Дерматит, усиление работы сальных желез, аллопеция, боли в мышцах, сонливость, депрессия, анорексия, анемия, нарушение липидного обмена

Витамин В12 (кобаламин)

Анемия, расстройство деятельности нервной системы (раздражительность, утомляемость, парестезии), резкое снижение кислотности желудочного сока, снижение аппетита, глоссит («малиновый язык»), нарушение моторики кишечника

Витамин В3 (пантотеновая кислота)

Дерматит, воспаление слизистых оболочек, нарушение роста, потеря аппетита, истощение, аллопеция, невриты, параличи, дистрофия надпочечников

Витамин С (аскорбиновая кислота)

Снижение массы тела, слабость, одышка, сердцебиение, рыхлость и кровоточивость десен, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, раздражительность, вялость, цинга

Витамин Р (рутин)

Геморрагический синдром, слабость, быстрая утомляемость, боли в конечностях

Недостатком данного метода является то, что диагноз гиповитаминоза можно установить на поздней стадии, когда дефицит витамина имеет выраженный характер.

Источник

Гигиеническая оценка обеспеченности организма витаминами

Витамины — незаменимые факторы питания органического происхождения, регулирующие биохимические и физиологические процессы в организме за счет активизации ферментативных реакций. Дефицит или отсутствие этих веществ приводит к значительным нарушениям, возникновению гипо- и авитаминозов. Особое значение имеет обеспеченность организма витаминами «С» и «А».

При их недостатке нарушаются механизмы ферментативного катализа и биохимических процессов всех жизненно-важных функций организма, что неблагоприятно отражается на формировании пищевого статуса.

Оценка обеспеченности витаминами осуществляется по клиническим признакам и показателям, получаемым при биохимическом исследовании крови. Клинические признаки и биохимические критерии витаминной недостаточности изложены в приложении 9.

Таким образом, для оценки витаминной обеспеченности организма используются биохимические и физиологические тесты.

Биохимические тесты основаны на определении содержания витаминов и продуктов их обмена в биологических материалах.

1. Оценка обеспеченности витамином «А».

1.1 Определение содержания витамина «А» в крови (натощак и после нагрузки витамином). В норме содержание ретинола в крови 1,05-2,44 мкмоль/л, каратиноидов 1,5-4,6 мкмоль/л.

1.2 Оценка запасов витамина «А» в печени.

1.3 Изучение витамин А-зависимых физиологических и мета-болических состояний, в том числе биомикроскопия роговицы.

2. Оценка обеспеченности витамином «С».

2.1 Определение содержания витамина «С» в сыворотке крови и лейкоцитах. В норме содержание витамина «С» 0,7-1,2 мг в 100 мл.

2.2 Определение часового выделения аскорбиновой кислоты с мочой, который относится к наиболее доступным и информативным биохимическим показателем, характеризующим статус питания.

Содержание аскорбиновой кислоты в моче, выделяемой натощак за 1 час, находится в прямой зависимости от ее содержания в плазме крови. Выделение от 0,7 до 1 мг/час свидетельствует о достаточной обеспеченности витамином «С». Снижение данного показателя до 0,3 мг/час и менее свидетельствует о резком уменьшении «метаболического фонда» витамина «С» в организме и обычно проявляется видимыми симптомами гиповитаминоза. Оценка проводится по таблице 8.6.

Таблица 8.6 — Оценка выведения аскорбиновой кислоты с мочой

Выведение аскорбиновой кислоты с мочой, мл/г Насыщение организма аскорбиновой кислотой
0,8 и выше 0,4―0,79 0,39 и ниже Хорошее Умеренное Недостаточное

1. Оценка резистентности капилляров кожи (РКК) для характеристики С-витаминной обеспеченности (приложение 10).

2. Оценка времени темновой адаптации для характеристики обеспеченности витамином «А» (приложении 11).

Доступными и распространенными методами изучения состояния иммунной системы, на функционирование которой оказывает влияние обеспеченность организма белком, энергией, микронутриентами (витамины А, Е, В6, фолиевая кислота, минеральные вещества цинк, железо, магний и другие), являются определение абсолютного количества лимфоцитов, определение реактивности кожи на введение ранее встречавшегося организму антигена.

Читайте также:  Какие витамины втирают во голову

В качестве интегрального показателя состояния иммунной системы может использоваться выявление на кожных покровах общего числа микроорганизмов и количества маннитразлагающих штаммов стафилококка. В норме неспецифические факторы защиты обеспечивают бактерицидные свойства кожи, и на закрытых поверхностях кожных покровов у здоровых людей золотистый стафилококк обнаруживается в количестве не более 2-х колоний на 1 квадратный сантиметр кожи (не более 8 на поверхности одной бакпечатки).

В качестве показателей неспецифического иммунитета могут использоваться показатели активности лизоцима слюны, бактерицидной активности слюны.

Включение тех или иных методов изучения пищевого статуса в программу исследования определяется его целями и задачами.

Источник

Тест: каких витаминова вам не хватает

Давайте на поставленные в этом тесте только положительные («да») или отрицательные («нет») ответы.

1. Способны ли вы держать в голове более 10 телефонных номеров?
Да-0. Нет-1

2. Вы охотно участвуете в жарких спорах и дискуссиях?
Да-0. Нет-1

3. Быстро ли слабеет ваше внимание?
Да-1. Нет-0

4. Помните ли вы, что ели 2 дня назад?
Да-0. Нет-1

5. Снижается ли во второй половине дня ваша работоспособность?
Да-1. Нет-0

6. Спите ли вы ночью крепким сном не менее 6 часов подряд?
Да-0. Нет-1

7. Легко ли вы концентрируете свое внимание во время интеллектуальных игр (шахматы, шашки, кроссворды, сканворды…)?
Да-0. Нет-1

8. Трудно ли вам следить за развитием сюжета в телесериале?
Да-1. Нет-0

9. Способны ли вы контролировать себя в стрессовых ситуациях?
Да-0. Нет-1

10. Вы легко ориентируетесь в малознакомом месте?
Да-0. Нет-1

11. Вы быстро утомляетесь, если вам приходится выполнять более одного дела сразу?
Да-1. Нет-0

12. Можете ли вы прочесть наизусть хотя бы 3 стихотворения, которые вы учили в детстве?
Да-0. Нет-1

13. Вам трудно сразу найти в квартире какую-то нужную вам вещь?
Да-1. Нет-0

14. На вашу умственную деятельность влияют перемены погоды?
Да-1. Нет-0

15. Вы знаете более 10 песен?
Да-0. Нет-1

16. Случается ли вам забывать о важных встречах?
Да-1. Нет-0

17. В течение дня у вас нарастает чувство загруженности головы?
Да-1. Нет-0

  • Если вы набрали от 1 до 5 баллов, да, к тому же, астенические проявления у вас сопровождаются покалыванием в руках и ногах, нарушениями сердечного ритма, ухудшением аппетита, а то и отеками конечностей, вашему мозгу (да и всему организму) не хватает витамина В1. Сделайте акцент в своем питании на семечках, фисташках, гречке, хлебе с отрубями, печени, зеленом горошке, картофеле и свином окороке. Неплохо также пить пивные дрожжи.
  • Если в сумме у вас оказалось от 6 до 11 баллов (и особенно, если у вас дряблая кожа, старческие пятна на ней, падает острота зрения, возникают воспалительные процессы в желудочно-кишечном тракте), то ваш мозг плохо защищен от т.н свободных радикалов, и ему не хватает витамина Е. Необходимо добавлять в пищу растительные (лучше нерафинированные) масла, грецкие орехи, миндаль, проращенные зерна пшеницы, яйца, сливочное масло и молоко.
  • Ну а если сумма набранных вами баллов находится между 12 и 17, да к тому же у вас бывают тошноты, отмечаются болезненность языка, язвы во рту, онемение конечностей, воспаления суставов, выпадение волос и плохое заживление ран, то клеткам вашего мозга не хватает белка и витамина В6. Вам нужны: печень, орехи, соевые бобы, рыба, птица и говядина, гречневая и пшенная каши, бананы, авокадо, проращенные зерна пшеницы и пивные дрожжи.

Автор: ТАРАСОВ Евгений Александрович, к.п.н., психотерапевт высшей категории.

Источник

Исследовательская работа «Обеспеченность организма витаминами и микроэлементами»»

МОАУ ДОд «Дворец пионеров и школьников г. Орска»

Обеспеченность организма учеников 9 класса витаминами и минеральными веществами

Исполнитель: воспитанница ШОД

«Прометей» Зайцева Анна

Руководитель: учитель биологии

I квалификационной категории

МОАУ «СОШ №52 г. Орска»,

педагог дополнительного образования

Глава I . Роль витаминов и минеральных веществ в организме человека

1.1.Открытие витаминов 5

1.2. Витамины, их многообразие 9

1.3. Классификация минеральных веществ 12

Глава II . Определение обеспеченности организма учеников 9класса

витаминами и минеральными веществами

2.1.Обеспеченность организма витаминами 14

2.2. Обеспеченность организма минеральными веществами 17

2.3. Рекомендации по сохранению витаминов в пище и усвоению 19

Список литературы 22

Приложение 1 23

Приложение 2 24

Тот, кто сталкивался с косметикой или её рекламой, обращал внимание на некий загадочный компонент — «провитамин B 5 ». Под этим именем скрывается пантенол — вещество, родственное пантотеновой кислоте. Но в учебниках и энциклопедиях пантотеновую кислоту именуют «витамин B 3 ». Что касается «витамина B 5 », то так иногда называли никотиновую кислоту, но у неё есть более распространённое название — «витамин PP » (от « противопелла грический»).

Многие, наверное, задумывались: почему есть витамины B 6 и B 12 , но ничего не слышно про витамины B 4 , B 7 , B 8 , B 10 и B 11 ? Почему есть витамины K и P , но не известен витамин L или N ?

А что мы знаем о минеральных веществах? Опять же из рекламы, что кальций входит в состав костей, а фтор — в состав зубной эмали.

Проблема исследования и заключается, с одной стороны, в том, что терминология витаминов довольно запутанна и что до сих пор продолжаются споры о первооткрывателе витаминов; классификаций минеральных веществ несколько. А с другой стороны, в том, что задумываются ли вообще люди над тем, насколько их организм обеспечен теми или иными витаминами, или минеральными веществами. Витамины и минеральные вещества не обладают энергетической ценностью, однако жизнь человека без них невозможна.

Читайте также:  Кому назначают витамин д3 5000

Актуальность исследования мы видим в том, что каждый человек должен знать, насколько его организм обеспечен витаминами и минеральными веществами для того, чтобы сохранить своё здоровье.

Объектом нашего исследования являются витамины и минеральные вещества.

Предметом исследования является обеспеченность организма учеников 9 класса витаминами и минеральными веществами.

Исходя из проблемы, актуальности, объекта и предмета исследования, цель нашего исследования заключается в определении обеспеченности организма учеников 9 класса витаминами и минеральными веществами.

Гипотеза: мы предполагаем, что организм не всех учеников 9 класса в достаточном количестве обеспечен витаминами и минеральными веществами.

Выяснить историю открытия витаминов, почему до сих пор продолжается спор о первооткрывателе витаминов.

Выяснить различия в классификации витаминов и классификации минеральных веществ.

Определить, насколько организм учеников 9 класса обеспечен витаминами: А, группы B , C , D и минеральными веществами: магнием, кальцием, калием.

Дать рекомендации по сохранению витаминов в пище и усвоению минеральных веществ.

Методиками , используемыми в работе, являются «Тест на обеспеченность витаминами», «Тест на обеспеченность минеральными веществами».

База исследования : МОАУ «СОШ №52 г. Орск», 9 «А» класс.

Сроки исследования : ноябрь 2013 г.- январь 2014г.

Глава I . Роль витаминов и минеральных веществ в организме человека

1.1. Открытие витаминов

Впервые вывод о существовании неизвестных веществ, абсолютно необходимых для жизни, сделал Николай Лунин в 1880 г. В своей диссертационной (по современным меркам — дипломной) работе, выполненной в Дерптском (ныне Тартуском) университете, он обнаружил, что мыши не могут выжить, питаясь искусственной смесью из белка, жира, сахара и минеральных солей.

Вывод Лунина не получил признания, даже его руководитель Г. Бунге отнесся к этой идее скептически. И его можно понять. Еще в XIV в. английский философ Уильям Оккам провозгласил: «Сущности не следует умножать без необходимости». И этот принцип, известный как «бритва Оккама», ученые взяли на вооружение.

Вот и в случае с открытием Лунина научный мир не спешил признавать существование каких-то неизвестных веществ. Ученые вначале хотели убедиться в том, что смерть мышей не обусловлена нехваткой веществ уже известных. Предположений было много: нарушение «нормального соединения органических и неорганических частей», неравноценность молочного и тростникового сахара, недостаток органических соединений фосфора и т.п.

И все-таки Лунин оказался прав! Его работа не была забыта, напротив, она стимулировала дальнейшие исследования в этом направлении. Но уровень экспериментального мастерства Лунина долгое время не был превзойден. Его последователи часто получали ошибочные результаты вследствие или недостаточной очистки веществ, или копрофагии (поедание собственного кала), или недостаточной продолжительности опытов.

Каждая мелочь имела значение. Например, Лунин брал не молочный, а тростниковый сахар. Критики обращали на это внимание: искусственная смесь Лунина не совсем адекватна молоку. Но те, кто использовал молочный сахар, не учитывали, что он недостаточно очищен: впоследствии выяснилось, что в нем содержатся в виде примеси витамины группы В.

Потребовалось тридцать лет для того, чтобы убедиться, что неудачи в кормлении животных искусственными смесями не связаны с отсутствием в пище ни нуклеиновых кислот, ни фосфолипидов, ни холестерина, ни незаменимых аминокислот, ни органических комплексов железа. И вывод о том, что в продуктах питания содержатся в очень малых количествах вещества, абсолютно необходимые для жизни, становился все более очевидным.

В то время медики пытались понять причины таких распространенных заболеваний, как цинга, бери-бери и пеллагра. Неоднократно высказывались предположения, что эти болезни связаны с неполноценным питанием, но доказать эту точку зрения было невозможно без экспериментальной проверки на животных.

В 1889 г. голландский врач X. Эйкман обнаружил у кур заболевание, сходное с бери-бери. Болезнь возникала при питании полированным рисом. Через несколько лет норвежские ученые сумели вызвать у морских свинок экспериментальную цингу и показать, что она также связана с недостатком питания.

К 1910 г. был накоплен достаточный материал для открытия витаминов. И в 1911—1913 гг. произошел прорыв в этом направлении. За очень короткое время появилось большое число работ, заложивших основы учения о витаминах.

В 1910 г. директор Листеровского института в Лондоне Ч. Дж. Мартин поручил молодому поляку К.Функу заняться выделением вещества, которое предотвращает бери-бери. Мартин полагал, что это — какая-то незаменимая аминокислота. Но Функ, проанализировав литературу и проделав ряд предварительных опытов, пришел к выводу, что активным веществом является простое азотсодержащее органическое основание (амин), и применил методы исследования, разработанные для таких соединений.

В 1911 г. Функ сделал первое сообщение о выделении кристаллического активного вещества из рисовых отрубей. Затем он получил аналогичный препарат также из дрожжей и некоторых других источников. Год спустя подобный препарат получили и японские ученые. Как выяснилось впоследствии, эти препараты не были индивидуальным химическим веществом, но проявляли активность на голубях в дозах 4—5 мг.

Читайте также:  Отличие витамин от бад

Функ назвал открытое им вещество «витамин» ( vitamine ): от латинского « vita » — жизнь и « amine » — класс химических соединений, к которому принадлежит это вещество. Большая заслуга Функа состоит также в том, что он обобщил данные по таким болезням, как бери-бери, цинга, пеллагра и рахит, и заявил, что каждая из этих болезней вызывается отсутствием специфического вещества. Он считал, что эти вещества составляют особую химическую группу азотистых соединений, поэтому дал им всем обобщающее название «витамины». Статья Функа под названием «Этиология болезней недостаточности» вышла в июне 1912 г. Два года спустя Функ издал монографию под названием «Витамины».

Почти одновременно с вышеупомянутой статьей Функа, в июле 1912 г., была опубликована большая работа известного английского биохимика Ф. Г. Хопкинса. В тщательно проведенном эксперименте на крысах он доказал, что для роста животных необходимы вещества, присутствующие в молоке в небольших количествах, при этом их действие не связано с улучшением усвояемости основных компонентов пищи, т.е. они имеют самостоятельное значение. Функ знал о работе Хопкинса еще до выхода этой статьи, в своей статье он предполагал, что открытые Хопкинсом факторы роста также являются витаминами.

Дальнейшие успехи в развитии учения о витаминах связаны в первую очередь с работами двух групп американских ученых: Т. Б. Осборна— Л. В. Менделя и Э. В. Мак-Коллума—М. Дэвис. В 1913 г. обе группы пришли к выводу, что в некоторых жирах (молочном, рыбьем, жире яичного желтка) содержится фактор, необходимый для роста. Два года спустя, под влиянием работ Функа и Хопкинса и избавившись от экспериментальных ошибок, они убедились в существовании еще одного фактора — водорастворимого. Жирорастворимый фактор не содержал азот, поэтому Мак-Коллум не стал использовать термин «витамин». Он предложил называть активные вещества «жирорастворимый фактор А» и «водорастворимый фактор В».

Вскоре выяснилось, что «фактор В» и препарат, полученный Функом, взаимозаменяемы, а «фактор А» предотвращает ксерофтальмию и рахит. Родство витаминов и факторов роста стало очевидным. Был получен еще один фактор — противоцинготный. Возникла необходимость упорядочить номенклатуру.

В 1920 г. Дж. Дреммонд скомбинировал термины Функа и Мак-Коллума. Для того чтобы не привязывать витамины к определенной химической группе, он предложил опустить концевое «е», и с тех пор этот термин на языках, использующих латинский алфавит, пишется « vitamin » . Дреммонд также решил сохранить буквенное обозначение Мак-Коллума: в результате появились названия «витамин А» и «витамин В». Противоцинготный фактор получил имя «витамин С».

Так кого же считать первооткрывателем витаминов? Наверное, так ставить вопрос нельзя. Многие ученые внесли свой вклад в это открытие. И все же наиболее весомым, видимо, можно считать вклад Н. И. Лунина, X. Эйкмана, К. Функа и Ф. Г. Хопкинса.

В 1921 г. Хопкинс был удостоен медали Чендлера. В своей речи при вручении медали он признал себя пионером в открытии витаминов. И хотя Функ попытался оспорить приоритет Хопкинса, Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытие витаминов в 1929 г. были удостоены только Хопкинс и Эйкман. Впрочем, в своей Нобелевской лекций Хопкинс признал, что первые экспериментальные доказательства существования витаминов были получены Луниным.

А что же Лунин? Ему не пришлось продолжить исследовательскую работу. Он стал врачом-педиатром и в этом качестве приобрел известность и авторитет.

Примечательно, что в среде педиатров было хорошо известно, какое выдающееся открытие сделал их коллега в начале своего творческого пути. Но советские витаминологи личностью Лунина не интересовались: организаторы 1-й Всесоюзной конференции по витаминам, проходившей в Ленинграде в 1934 г., не знали, что Лунин в то время жил и работал в том же городе, и не пригласили его принять участие в работе конференции.

В чем тут дело? В отсутствии интереса ко всему, что было до революции? Или в том, что Лунина не считали соотечественником? Среди витаминологов господствовало убеждение, что Лунин выполнил свою работу в Базеле, где впоследствии преподавал его руководитель Г. Бунге. Впрочем, Тарту в 20—30-е гг. тоже был «заграницей».

Зато в 40-е гг. все перевернулось. Утверждение приоритета российских ученых во всех областях науки стало государственной политикой. И тут сразу выяснилось, что Лунин сделал свое открытие не в заграничном Базеле, а в «отечественном» Тарту и вообще что его открытие замалчивалось. Появился десяток статей в защиту приоритета российской витаминологии. Некоторые авторы договаривались до того, что Функ и Хопкинс вообще не внесли ничего нового по сравнению с Луниным. Разумеется, все это издержки того времени. Все же, не умаляя роли других исследователей, важно отметить, что Лунин действительно внес выдающийся вклад в открытие витаминов.

Итак, в первом параграфе мы раскрыли вопрос об истории открытия витаминов и о том, кого же считать первооткрывателем витаминов.

Источник

Adblock
detector