Меню

Тестирование психического здоровья детей

Психофизиологическое тестирование

Методика психофизиологического тестирования предназначена для комплексной оценки эмоционально-психического состояния и психофизиологических свойств и функций детского организма по результатам выполнения тестовых заданий.

С помощью данной методики можно решить следующие практические задачи:

  • оценить психологический и психофизиологический статус детей и подростков;
  • исследовать внутренние особенности личности: психические свойства и состояния, особенности протекания психических процессов;
  • исследовать внешние проявления индивидуальных особенностей личности: поведения, общения, деятельности;
  • оценить уровень развития профессионально важных качеств с целью профессиональной ориентации подростков;
  • оценить эффективность лечения и реабилитационных мероприятий с помощью блока клинических тестов.

В нашем отделении используется компьютерный комплекс «НС-Психотест» компании «Нейрософт». В комплексе реализована возможность для раннего выявления эмоциональных нарушений и нарушений психического развития детей с целью последующей коррекции, диагностики готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста, оценки психологической и социально-психологической адаптации детей и подростков. Для детей дошкольного возраста (с 5 лет), не умеющих читать, включены специальные методы диагностики (например, методика «Лесенка», методика Мюнстерберга, исключение понятий, тест тревожности Филипса, методика Дембо-Рубинштейн, цветные матрицы Равенна, тесты Айзенка и др.)

Психофизиологические тесты позволяют оценить:

  • психомоторные свойства (время простой двигательной реакции, теппинг, тремор, координацию и т.д.);
  • нейродинамические свойства (баланс нервных процессов, силу и выносливость нервной системы, функциональную подвижность нервных процессов, особенности межполушарной асимметрии);
  • свойства внимания (концентрацию и устойчивость, помехоустойчивость, избирательность, объем, переключение и распределение);
  • отдельные свойства восприятия, памяти, мышления;
  • свойства психофизиологической адаптивности.

Психологические тесты направлены на диагностику всего спектра психических явлений:

  • психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления;
  • психических свойств личности: темперамента, характера, способнестей;
  • психических состояний: кратковременных (активности, самочувствия, настроения, напряжения) и долговременных (тревожности, депрессивности, агрессивности и т.д.).

Источник

Топ-7 популярных психологических тестов для детей

С помощью этого теста проводится анализ семейных отношений.

Для прохождения теста ребенку предлагается нарисовать на листе бумаги с помощью карандашей или фломастеров свою семью. Время проведения теста не ограничено. Полученный рисунок помогает определить психо-эмоциональную обстановку в семье, выявить проблемы, волнующие ребенка. Исследование проводится по следующим критериям:

  • состав семьи на рисунке и в реальности;
  • расположение членов семьи по отношению друг к другу;
  • характерные черты в изображении каждого члена семьи;
  • деятельность людей, изображенных на рисунке.
Рисуночный тест «Дерево» (3 года -15 лет)

Тест позволяет выявить индивидуально-типологические особенности ребенка.

На листе бумаги карандашом или ручкой необходимо нарисовать любое дерево.

Все фигуры, изображенные на рисунке, группируются по 15 категориям. Тщательное изучение нарисованного по критериям позволяет определить склонности ребенка, его эмоциональное состояние и особенности отношений с окружающими людьми. Исследователь обращает внимание на крону дерева, расположение веток, листов и их количество, на форму дерева и другие параметры.

Рисуночный тест «Несуществующее животное» (5-10 лет)

Данный тест позволяет исследовать личность ребенка и состояние его психики.

Ребенку предлагается нарисовать несуществующее в природе животное и дать ему особенное имя, которое будет характеризовать его. Полученный рисунок исследуется на основе ряда признаков, которые позволяют раскрыть эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему миру. Особое внимание исследователи уделяют таким параметрам рисунка, как расположение изображения на листе, черты и характер выдуманного животного, контуры фигуры, общий характер рисунка и название.

Читайте также:  Цветок орхидея вреден для здоровья
Психологический тест «Сказки Дюсса» (2 года -7 лет)

Тест помогает узнать состояние ребенка и его страхи и переживания.

Взрослый рассказывает ребенку сказку, в которой обязательно есть герой, с которым малыш должен идентифицировать себя. После прочтения ребенку задается вопрос по теме сказки. Наблюдение за тоном голоса ребенка, его поведением, скоростью ответа и нетипическими реакциями позволяет узнать больше о ребенке и его состоянии, ведь дети, когда пересказывают или придумывают сказки, как правило, искренне выражают свои чувства и эмоции, как положительные, так и отрицательные.

Тест на определение темперамента. Круг Айзенка (8-18 лет)

Темперамент является динамической характеристикой психической деятельности человека, поэтому так важно знать, какой темперамент у ребенка, чтобы понимать его действия и поступки.

Для того чтобы узнать темперамент ребенка, необходимо задать ему 57 вопросов. По результатам опроса можно будет отнести его к одному из четырех характеров с различной устойчивостью нервной системы: холерик, флегматик, сангвиник или меланхолик, которые имеют ряд отличительных признаков.

Тест Люшера для детей (3 года -12 лет)

Цветовая методика Люшера позволяет определить уровень комфортности ребенка в различных местах его времяпровождения (дом, сад, школа) и выявить его возможное депрессивное состояние.

Взрослый предлагает ребенку выбирать по очереди из 8 разноцветных карточек наиболее приятный цвет. Номера цветов, представленные в методическом руководстве, записываются. На основе записей строится индивидуальная характеристика ребенка и даются рекомендации по способам, позволяющим избежать стресс и его симптомы.

Исследование самооценки. Тест «Лесенка» (4 года – 14 лет)

Тест позволяет определить особенности отношения ребенка к самому себе, к своему положению среди окружающих.

На листе бумаги изображается лесенка из семи ступеней, на одну из которых ребенок должен вписать свое имя или нарисовать себя в виде человечка. Четвертая ступенька представляет собой площадку между лестничными пролетами. Условное расположение ребенка на лестнице отражает его самооценку. На верхние ступеньки помещают себя дети с завышенной самооценкой, любящие быть в центре внимания. На 2-3 ступеньку ставят себя дети с адекватной самооценкой, знающие свои положительные и отрицательные черты характера. Расположение ребенка на нижней ступеньке или у лестницы свидетельствует о его недовольстве собой, выражающемся в заниженной самооценке.

Источник

Тестирование психического здоровья детей

Для психологической оценки важно учитывать школьную успеваемость и отношения с другими учениками и учителями. Сведения о том, как ребенок ведет себя в школе, можно получить у родителей или по официальному запросу в школу (с письменного разрешения родителей или официального опекуна). В случае усыновленного ребенка важное значение может иметь информация, полученная из агентства по усыновлению. Такие агентства могут предоставить обширный материал, касающийся прошлого ребенка (до усыновления), в том числе и результаты проводимых психологических исследований.

Для определения уровня развития, нарушений поведения, семейных конфликтов, состояния отношений родитель-ребенок в детской психологии существует большое количество тестов. В частности, особой популярностью пользуются адаптивная шкала поведения Вайнленд, опросник поведения детей, социально-эмоциональный опросник для детей младшего возраста, опросник депрессий детей, родительская шкала стресса.

Своевременное проведение этих исследований способствует раннему выявлению нарушений, по поводу которых необходима консультация психиатра или других смежных специалистов. Несмотря на то что результаты тестирования не указывают на определенный диагноз, они улучшают диагностику, очерчивая симптомы и возможные пути их преодоления.

Читайте также:  Здоровье человека ценность нации

Индивидуальное психологическое тестирование проводится психологом. Определение степени сенсомоторного развития, речевого развития и школьных навыков может потребовать дополнительную помощь реабилитологов, логопедов, дефектологов, консультантов по составлению индивидуального учебного плана. Большинство тестов, которые применяются у детей, можно разделить на четыре группы:
1) тесты на уровень интеллектуального развития,
2) тесты на усвоение школьных навыков и способность к обучению,
3) тесты на специфические сенсорные, моторные или когнитивные навыки,
4) тесты на поведение и личностные характеристики.

Для оценки общего состояния когнитивных навыков (с учетом возраста) широко распространены такие тесты, как шкала развития младенцев Бейли (Beyley) (для детей от рождения до 42 мес), шкала интеллекта Стенфорда-Бине (Standford-Binet) 4-го издания (от 2 лет), шкала определения детских способностей Маккарти (McCarthy) (2,5-8,5 года), опросник Кауфмана (Kaufman) для оценки интеллектуальных способностей детей (2,5-12,5 года), шкала интеллекта Векслера (Wechsler) для дошкольников (3-7 лет), шкала интеллекта Векслера для детей 3-е издание (6-16 лет), шкала интеллекта Векслера для взрослых 3-е издание (от 16 лет).

Тесты на школьную успеваемость и способность к обучению, направленные на определение знаний в специфических областях знаний и навыков (например, арифметика, чтение и т. д.), обычно проводятся при формальном обучении в школе. К некоторым наиболее распространенным тестам из этой категории относятся индивидуальный тест способностей Пибоди (Peabody), многопрофильный тест способностей 3-е издание, психообразовательный опросник Вудкока-Джонсона (Woodcock-Johnson).

Ряд тестов предназначен для определения более узких способностей ребенка, например восприятия слуховых раздражителей (ритмический тест Сишо (Seashore)), речевого развития (например, бостонский словарик), вербальной памяти (калифорнийский тест способностей к вербальному обучению), абстрактное мышление (тест детских категорий, висконсинский тест карточек на классификацию), способностей к конструктивному мышлению и невербальной памяти (сложные фигуры Рея (Rey)), двигательного программирования (пальчиковый тест), направленного внимания (длительный тест на внимание).

Оценка поведения и личностных особенностей часто проводится с помощью опроса родителей или учителей, например опросник поведения детей помогает выявить у них особенности и проблемы поведения (гиперактивность, агрессивность). У детей старшего возраста и подростков возможно собственное описание ребенком своих мыслей и переживаний с помощью опросника для подростков, шкалы Пирса-Харриса (Piers-Harris), детской депрессивной шкалы Рейнольдса (Reynolds). Эти тесты очень информативны, однако они не могут заменить клинического интервью и сбора данных анамнеза.

Проективные тесты, которые определяют ассоциативный ряд ребенка (например, тест Роршарха (Rorschach)), или составление рассказа по картинкам и рисункам специфических ситуаций (детский тест восприятия, тематическое восприятие) полезно использовать в тех ситуациях, когда необходимо выявить скрытые нарушения при раздражении ребенка или его отказе от обследования.

Нейропсихологическое тестирование является синонимом более детального обследования с помощью различных комбинаций тестов из всех категорий, перечисленных ранее. Однако следует заметить, что такое тщательное обследование не всегда целесообразно. Тестирование должно преследовать конкретную цель, которую определяет беседа с ребенком и родителями. При выборе тестов важно учитывать их значимость и ценность Для освещения тех вопросов, которые ставит перед собой врач. Тесты должны иметь нормативы и быть апробированы на большой выборке общей популяции. В целом психолог и другие специалисты в педиатрической практике играют вспомогательную роль.

Читайте также:  Человеку для здоровья белок не нужен

Психологические тесты не позволяют отличить так называемые органические и функциональные нарушения поведения. Поведение имеет биологическую основу, поскольку оно биологически детерминировано. Если возникают вопросы о биологической основе выявляемых нарушений поведения, применяются другие методы исследований, такие так нейровизуализация, эндокринологические или иммунологические исследования, хромосомно-генетический анализ.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Источник

Тест: Нет ли у вашего ребёнка признаков психического расстройства?

У Варвары Карауловой, которая сменила имя на Александру Иванову, нашли психическое заболевание. Девушка, пытавшаяся присоединиться к «Исламскому государству», страдает шизотипическим расстройством личности. А можете ли вы быть уверены в здоровье своего ребёнка? Пройдите короткий тест от Лайфа и убедитесь, что вам не о чем переживать.

Фото: © L!FE/Александр Ушаков

Подпишитесь на LIFE

Выбор редакции

Столтенберг заявил об аналогичной модели поведения России и Белоруссии

«Ник Вуйчич из Белоруссии». Как живёт предприниматель Алексей Талай, потерявший ноги и руки

Учёные советуют россиянкам не пить шампанское с накрашенными губами

«Яйца размером с трёхэтажный дом»: Минаев и Собчак поддержали экс-продюсера Лободы после скандала с Киркоровым

Два человека погибли и 11 пострадали при пожаре в рязанской больнице

Источник

7 психологических тестов, которые скажут о ребенке больше, чем ты хочешь знать

Разбираем самые популярные тесты, которые проводят школьные психологи. Как интерпретировать результаты и стоит ли бить тревогу, если тебе показалось, что что-то идет не так?

Известно, что школьные психологи проводят тестирование детей, от которого, впрочем, у тебя есть право отказаться. Случается, результаты тестов настораживают и пугают родителей. Давай развеем тревоги: объясним, в чем суть наиболее популярных методик.

Тесты для детей 7-10 лет

«Гомункулус»

Диагностика выявляет соматические проблемы: с ее помощью можно определить, какой орган болит, и через это «выйти» на психологические проблемы. Ребенок раскрашивает человечка, похожего на лягушонка, и отвечает на вопросы психолога. Придуманная история про невиданное существо и выбранные цвета помогают определить психосоматические проблемы. Диагностика достаточно точная.

«Рисунок семьи»

Одна из самых популярных диагностик, про нее слышал, наверное, каждый родитель. Ребенок рисует свою семью, а психолог анализирует выбранные цвета, расположение и размер фигур. Результаты дают повод задать вопросы родителям. Не более. Точно проанализировать ситуацию в семье по данной диагностике нельзя, потому что рисуночные тесты имеют ситуативный характер.

Например, ребенок утром поссорился с папой и нарисовал его меньше – это не повод считать папу незначительной фигурой. Или, бывает, что под рукой лишь красный или черный карандаш, это не повод говорить о чрезмерной агрессии школьника и напряженной ситуации дома. В общем, диагностика требует уточнения, не стоит слепо ей доверять и напрягаться от вопросов психолога о семейной обстановке.

«Моя страна»

Диагностика на выявление детских страхов. Ребенку предлагают построить свою страну на столе, используя все, что есть в кабинете. После психолог берет два элемента, например, колпачки от фломастеров и просит разрешения приехать в гости в эту страну. Психолог расспрашивает о границах, о способах защиты страны, о том, кто главный, кто соседи. Ребенок увлеченно играет и многое рассказывает. Это отличный способ распознать причину страха, поработать с ней и даже нивелировать.

Источник

Adblock
detector