О себе узнаем сами
Самооценка школьниками показателей своего здоровья позволяет получить более объективную картину состояния человека и активизировать интерес у учащихся к здоровому образу жизни
Тест-анкета для самооценки факторов риска ухудшения здоровья
(Заполняется самостоятельно. Для младших школьников возможно проставление баллов во время проведения беседы.)
Инструкция: на вопросы 1–10 варианты ответа – да или нет.
1. Я часто сижу сгорбившись или лежу с искривленной спиной.
2. Я ношу портфель, сумку (часто тяжелую), а не ранец.
3. У меня есть привычка сутулиться.
4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.
5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
7. Я питаюсь нерегулярно, «кое-как».
8. Нередко я читаю при плохом освещении лежа.
9. Я беспечно, беззаботно отношусь к своему здоровью.
10. Бывает, я курю.
Внимание! Далее надо выбрать один из вариантов ответа на вопрос.
11. Помогает ли тебе школа заботиться о своем здоровье?
12. Помогают ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?
13. Какие наиболее типичные для тебя состояния на уроках?
а) Безразличие;
б) заинтересованность;
в) усталость, утомление;
г) сосредоточенность;
д) волнение, беспокойство;
е) что-то другое.
14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?
а) Заботятся о моем здоровье;
б) наносят здоровью вред методами своего преподавания;
в) подают хороший пример;
г) подают плохой пример;
д) учат, как беречь здоровье;
е) им безразлично мое здоровье.
15. Как вся обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на твое здоровье?
а) Не оказывает заметного влияния;
б) плохо влияет;
в) хорошо влияет;
г) затрудняюсь ответить.
Обработка результатов. По вопросам 1–10 по одному баллу начисляется за ответ «нет». По вопросам 11–12 один балл начисляется за ответ б. По вопросу 13 один балл начисляется за ответы а, в, д. По вопросу 14 один балл начисляется за ответы б, г, е. По вопросу 15 один балл за б, г.
Интерпретация результатов. Благополучный результат при итоговой сумме – не более 6 баллов. «Зона риска» – при наборе более 12 баллов.
Анкета напряженности
Может быть использована для оценки уровня напряженности учащихся старших классов. Школьникам раздают листы с вопросами, а ответы они записывают на ответном бланке. Вопросы могут быть зачитаны вслух проводящим анкетирование психологом (но не учителем этого класса).
Инструкция: возможны три варианта ответов на каждый вопрос: да, нет, не знаю.
1. У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной деятельности.
2. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.
3. Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня.
4. Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед экзаменом, если не уверен в своих силах.
5. Я захожу в аудиторию, где принимают экзамен, в числе первых и не задумываюсь над выбором билета.
6. Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса.
7. Насмешки одноклассников не портят мое настроение.
8. Во время экзаменов я сплю спокойно, во сне меня не преследуют экзаменационные мотивы.
9. В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно.
10. Мне легко организовать свой рабочий день; я всегда успеваю сделать то, что запланировал.
11. Мне с трудом удается сосредоточить внимание на уроке.
12. Отступление преподавателя от основной темы занятий сильно отвлекает меня.
13. Меня постоянно тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.
14. Порой мне кажется, что мои знания по тому или иному предмету ничтожны.
15. Отчаявшись выполнить какое-либо задание, я обычно опускаю руки.
16. Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе.
17. Я болезненно реагирую на критические замечания преподавателя.
18. Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство.
19. Меня беспокоит мое положение в классе.
20. Я безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости.
21. Я с трудом сосредоточиваюсь на каком-либо задании или работе, и это раздражает меня.
22. Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед зачетом, собеседованием,
экзаменом.
23. Порой мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал.
24. Во время ответа меня смущает необходимость отвечать перед аудиторией.
25. Возможные неудачи в учебе тревожат меня.
26. Во время выступления или ответа я от волнения начинаю заикаться.
27. Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий.
28. Я часто ссорюсь с товарищами по классу из-за пустяков и потом жалею об этом.
29. Микроклимат в классе очень влияет на мое состояние.
30. После спора или ссоры я долго не могу успокоиться.
Обработка результатов: суммируются в баллах (по одному баллу) число ответов нет на вопросы 1–10 и число ответов да на вопросы 11–30, затем приплюсовывается половина баллов от числа ответов не знаю.
Интерпретация: до 12 баллов – относительное благополучие; 12–19 баллов – зона риска, необходимы дополнительные исследования, желательна консультация специалиста; 20 и более баллов – неблагополучие (повышенный уровень напряженности), необходима консультация специалиста.
Влияние школьных ситуаций на состояние тревожности
Методика самооценки (по Кондашу) используется для учащихся 7-го и более старших классов.
Инструкция: оцени каждую ситуацию в баллах в зависимости от того, насколько она может вызвать у тебя тревогу:
0 – ситуация не волнует; 1 – ситуация слабо волнует; 2 – ситуация достаточно волнует; 3 – ситуация очень волнует.
1. Ответ у доски.
2. Разговор с директором школы.
3. Учитель решает, кого спросить.
4. Тебя критикуют, в чем-то упрекают.
5. Выполнение контрольной работы.
6. Учитель называет оценки за контрольную работу.
7. Ожидание родителей с родительского собрания.
8. Сдача экзамена.
9. Участие в соревнованиях, конкурсах.
10. Ответ у доски.
11. Непонимание объяснений учителя.
12. Неожиданный вопрос учителя.
13. Не получается домашнее задание.
14. Принятие важного, ответственного решения.
Оценка результата: до 20 баллов – низкий уровень тревожности; 20–30 баллов – средний уровень тревожности; более 30 баллов – высокий уровень тревожности. (При сумме менее 6 баллов достоверность результата сомнительна).
Важна не только оценка, полученная школьником, но и динамика показателей (за год, два и т.д.).
А эти тесты проводят специалисты.
Тест-анкета для ориентировочной оценки риска нарушений зрения
Инструкция: постарайтесь дать оценку учащемуся по приведенным позициям по 4-балльной шкале:
0 – признак не выражен (отсутствует);
1 – признак слабо выражен или проявляется изредка;
2 – признак умеренно выражен или проявляется периодически;
3 – признак явно выражен или проявляется постоянно.
1. Много читает.
2. Нередко читает при плохом освещении или лежа.
3. Больше часа (полчаса для младших школьников) в день проводит за компьютером.
4. Больше двух часов (1 час для младших школьников) в день проводит у телевизора.
5. Читает, пишет, уткнувшись носом в текст.
6. У родителей плохое зрение (носят очки).
7. Неправильно питается (недостаток витамина А).
8. Имеется тенденция к повышенному артериальному и/или внутричерепному давлению.
9. Беспечно относится к гигиене зрения, не следит за утомлением глаз.
10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности.
Интерпретация результатов: благополучный показатель – до 10 баллов; при показателе более 20 баллов учащийся должен быть отнесен к группе риска.
Тест-анкета для ориентировочной оценки риска сколиоза, нарушений осанки
Инструкция: постарайтесь дать оценку учащемуся по приведенным позициям по 4-балльной шкале:
0 – признак не выражен (отсутствует);
1 – признак слабо выражен или проявляется изредка;
2 – признак умеренно выражен или проявляется периодически;
3 – признак явно выражен или проявляется постоянно.
1. Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных позах.
2. Носит сумки, портфель в одной руке.
3. Имеет привычку сутулиться.
4. Ведет неправильный образ жизни, проявляет недостаточную двигательную активность.
5. Не занимается оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
6. Занимается тяжелой атлетикой.
7. Неправильно, нерегулярно питается.
8. Астеническое, диспропорциональное телосложение.
9. Беспечно, беззаботно относится к своему здоровью, своей внешности.
10. Выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.
Интерпретация результатов: благополучный показатель – до 10 баллов; при показателе более 20 баллов учащийся должен быть отнесен к группе риска.
Шкала тревожности Сирса
Уровень тревожности наряду с оценкой напряженности – важный показатель психологического здоровья и степени воздействия внутришкольных факторов. Оценку школьника по данной шкале в качестве эксперта проводит их учитель или знающий ученика психолог.
Инструкция: оцените каждую позицию по 3-балльной шкале:
0 – признак отсутствует;
1 – признак слабо выражен;
2 – признак достаточно выражен;
3 – признак резко выражен.
1. Обычно напряжен, скован.
2. Часто грызет ногти.
3. Легко пугается.
4. Плаксив.
5. Ко всему очень чувствителен.
6. Часто бывает агрессивным.
7. Обидчив.
8. Нетерпелив, не может ждать.
9. Легко краснеет или бледнеет.
10. Сосредоточивается с трудом.
11. Суетлив.
12. Потеют руки.
13. При неожиданном задании с трудом включается в работу.
14. С трудом регулирует громкость голоса при ответе.
Оценка результата: до 20 баллов – низкий уровень тревожности; 20–30 баллов – средний уровень тревожности; более 30 баллов – высокий уровень тревожности. (При сумме менее 6 баллов достоверность результата сомнительна.)
Источник
ДИАГНОСТИКА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
тест на тему
Предлагаемые тесты помогут определить особенности здоровья подростка и соответствие его нормам здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_zdorovogo_obraza_zhizni.doc | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: формирование здорового образа жизни.
Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности.
Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе.
Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ.
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т.
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это — основное .
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности.
Источник
Тесты по здоровьесбережению для учащихся младших классов.
тест (1,2,3,4 класс) по теме
Для исследования особенностей психологического здоровья я использовала методики Г.К. и А.Г. Зайцевых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testy_po_zdorovesberezheniyu..doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Как ты совершенствуешь (укрепляешь) свою психику?
Прочитай каждое из приведённых ниже предложений и обведи кружком ответ, который больше соответствует твоему поведению или состоянию:
1. Я увлечён творческой работой Да Нет
2. Я верю в перспективу Да Нет
3. О прошлом у меня только положительные
воспоминания Да Нет
4. Я стараюсь жить настоящим Да Нет
5. Всё, что я делаю, получает положительную
оценку со стороны других людей Да Нет
6. Я миролюбиво отношусь к окружающим людям Да Нет
7. Я хорошо знаю, на что способен Да Нет
8. Меня трудно вывести из себя Да Нет
9. Мне нравится тренировать свой мозг Да Нет
10. Я доволен собой Да Нет
Как ты себя чувствуешь?
Отметь «птичкой» в квадратике характерные для себя в настоящее время симптомы и реакции.
О Повышенная утомляемость
О Пониженное настроение
О Головные боли
О Плохой аппетит
О Обострение хронических болезней (сердца,
желудка, других органов)
Тест 3
Можешь ли ты заболеть неврозом?
Если симптомы достаточно выражены у вашего ребёнка, необходимо
оценить в 2 балла, если встречаются периодически – в 1 балл, при их отсутствии ставится 0 баллов.
1. Легко расстраивается, много переживает, всё слишком близко
принимает к сердцу.
2. Чуть что – в слёзы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может
3. Капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам,
не может ждать, терпеть.
4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
5. Крайне неустойчив в настроении вплоть до того, что может
смеяться и плакать одновременно.
6. Всё больше грустит и печалится без видимой причины.
7. Как и в первые годы, сосёт палец, всё вертит в руках.
8.Долго не засыпает, беспокойно спит, часто просыпается ночью,
не может сразу прийти в себя утром.
9. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать
себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.
10. У него появляются выраженные страхи, опасения, боязливость,
в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.
11. У него нарастает неуверенность в себе, нерешительность
в действиях и поступках.
12. Всё быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать
внимание продолжительное время.
13. Становится сам не свой, с ним всё труднее найти общий язык,
договориться; без конца меняет решения или уходит в себя.
14. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в
области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; его
без видимой причины беспокоят зуд, аллергия, раздражение
15. У него снижается аппетит; часто и подолгу болеет; повышается
без причин температура; он часто пропускает школу.
Как развивается твой организм?
Подчеркни ответы, которые соответствуют твоему поведению или состоянию.
1. Как ты относишься к играм и занятиям на улице?
- занимаюсь много и охотно;
- ленюсь;
- не люблю.
2. Нравятся ли тебе уроки физкультуры?
- нравятся;
- равнодушен к ним;
- не нравятся.
3. Как ты относишься к другим школьным урокам?
- с интересом;
- как требуют учителя;
- без интереса.
4. Имеешь ли ты любимое занятие?
5. Как ты занимаешься своим любимым делом?
- регулярно;
- не регулярно;
- с полной отдачей.
6. Как ты питаешься?
- хорошо;
- ем много, но всё время хочу есть;
- плохо.
7. Какое у тебя здоровье?
Что ты знаешь о своём здоровье?
Подчеркни правильный ответ.
- твоё хорошее настроение;
- высокие результаты в спорте;
- хорошее состояние физического и психического здоровья.
2.Продукты здорового питания – это…
- шоколад, ирис, лимонад;
- овощи и фрукты;
- мучные изделия и сладости.
3.Чтобы сохранить своё здоровье –
- нужно много гулять и правильно питаться;
- нужно больше лежать не двигаясь;
- нужно как можно больше кушать.
4.Признаки простуды – это…
- когда не хочется в школу;
- вялость, сухость в носу или горле, насморк;
- когда тебе все мешают.
5.Как надо укреплять своё сердце?
- закаляться, избегать нервных перегрузок;
- много бегать, заниматься усиленно спортом;
- начать рано курить.
6. Я берегу своё зрение:
- часами сижу за компьютером и телевизором;
- читаю только лёжа;
- чередую чтение и подвижные игры.
7.Я берегу свой слух:
- слушаю очень громко музыку;
- всегда и везде слушаю музыку в наушниках;
- люблю слушать не только музыку, но и звуки леса, реки и т.д.
8.Я забочусь о своих зубах:
- чищу их утром и вечером;
- полощу зубы, они и так здоровые;
- зубы не чищу, потому что хожу к стоматологу.
9.Здоровый образ жизни – это…
- встречи с друзьями за столом;
- телевизор и компьютерные игры;
- путешествия, интересный досуг и прогулки
Эти 2 теста проводятся в разное время и результаты поведенческого уровня и когнитивного уровня сопоставляются.
Для учащихся – «Правильно ли ты живёшь?»
1. Как часто ты моешь руки:
а) около 20 раз в день – 0 очков;
б) только перед едой и после туалета – 5 очков;
в) когда сильно испачкал – 20 очков.
2. Сколько раз ты чистишь зубы:
а) 2 раза (утром и вечером) – 0 очков;
б) 1 раз – 5 очков;
в) вообще не чищу – 15 очков.
3. Как часто ты моешь ноги:
а) каждый вечер перед сном – 0 очков;
б) когда заставит мама – 10 очков;
в) только когда купаюсь целиком – 20 очков.
4. Как часто ты делаешь зарядку:
а) ежедневно – 0 очков;
б) когда заставляют родители – 15 очков;
в) никогда – 20 очков.
5. Как часто ты простужаешься:
а) 1 раз в 2 года – 0 очков;
б) 1 раз в год – 5 очков;
в) несколько раз в год – 15 очков.
6. Как часто ты ешь сладости:
а) по праздникам и воскресеньям – 0 очков;
б) почти каждый день – 20 очков;
в) когда я захочу – 30 очков.
7. Как часто ты плачешь:
а) не могу вспомнить, когда это было последний раз – 0 очков;
б) пару раз в неделю – 15 очков;
в) почти каждый день – 25 очков.
8. От чего ты плачешь:
а) от боли – 0 очков;
б) от обиды – 10 очков;
в) от злости – 20 очков.
9. Сколько ты гуляешь:
а) ежедневно от 1,5 до 2 часов – 0 очков;
б) ежедневно, но меньше часа – 10 очков;
в) иногда по выходным – 20 очков.
10. Когда ты ложишься спать:
а) в 21-21.30 – 0 очков;
б) после 22 часов – 10 очков;
в) после 24 часов – 35 очков.
11. Соответствует ли твой вес росту и возрасту:
а) соответствует или чуть меньше – 0 очков;
б) немного больше – 10 очков;
в) значительно превышает норму – 30 очков.
12. Сколько времени ты проводишь у телевизора:
а) не больше 1,5 часов, часто с перерывом – 0 очков;
б) более 3 часов – 10 очков;
в) смотрю всё, что нравится и сколько хочется – 30 очков.
13. Сколько времени ты тратишь на уроки:
а) около 1,5 часов – 0 очков;
б) почти 2 часа – 15 очков;
в) больше 3 часов – 30 очков.
14.Можешь ли ты взбежать на 5-й этаж:
а) с лёгкостью – 0 очков;
б) под конец устаю – 15 очков;
в) с трудом – 25 очков;
г) не могу – 35 очков.
15. Ходишь ли ты в спортивную секцию или танцевальный кружок:
Если набралось от 0 до 20 очков – ты в полном порядке!
От 20 до 70 очков – у тебя уже появились не самые хорошие, вредные для здоровья привычки, но с ними пока не трудно бороться!
От 70 до 110 очков – ты твёрдо стоишь на пути разрушения своего здоровья. Сворачивай скорее!
От 110 и выше – можешь не считать! Как ты ещё не развалился? Начинай борьбу за здоровье с этой же секунды!
Для учащихся – «Почему ты делаешь так?»
А) заставляют взрослые – 20 очков;
Б) так положено – 5 очков;
В) мне неприятно, когда грязные руки, много микробов – 0 очков.
2. Почему ты чистишь зубы:
а) заставляют взрослые – 15 очков;
б) так положено – 5 очков;
в) нечищеные зубы – источник болезни – 0 очков.
3. Почему ты моешь ноги:
а) заставляют взрослые – 20 очков;
б) так нужно – 10 очков;
в) потому что мне неприятны грязные ноги – 0 очков.
4. Почему ты делаешь зарядку:
а) заставляют взрослые – 15 очков;
б) так нужно – 5 очков;
в) нужна для моего здоровья – 0 очков.
5. Как ты считаешь, когда нужно гулять:
а) ежедневно около 1,5-2 часов – 0 очков;
б) ежедневно, но меньше часа – 10 очков;
в) иногда по выходным – 20 очков.
6. Когда нужно ложиться спать:
а) в 21.00-21.30 – 0 очков;
б) после 22 часов – 10 очков;
в) после 24 часов – 35 очков.
7. Как ты считаешь, сколько нужно смотреть телевизор:
а) не больше 1,5 часов, с перерывом – 0 очков;
б) более 3 часов – 10 очков;
в) сколько тебе хочется – 30 очков.
8. Как ты считаешь, нужно ли ходить в спортивную секцию или танцевальный кружок:
Если набралось от 0 до 40 очков – ты твёрдо знаешь, что твоё здоровье бесценно.
От 40 до 60 очков – у тебя уже есть вредные для здоровья привычки, но их можно ещё устранить.
От 60 и более – ты твёрдо стоишь на пути разрушения своего здоровья.
Для родителей – « Куда идёт ваш ребёнок?»
1. Как часто ваш ребёнок моет руки:
а) около 20 раз в день – 0 очков;
б) только перед едой и после туалета – 5 очков;
в) когда сильно испачкал – 20 очков.
2. Сколько раз ваш ребёнок чистит зубы:
а) 2 раза в день ( утром и вечером) – 0 очков;
б) 1 раз – 5 очков;
в) вообще не чистит – 15 очков.
3. Как часто ваш ребёнок моет ноги:
а) каждый вечер перед сном – 0 очков;
б) когда заставит мама – 10 очков;
в) только тогда когда купается целиком – 20 очков.
4. Как часто он делает зарядку:
а) ежедневно – 0 очков;
б) когда заставляют родители – 15 очков;
в) никогда – 20 очков.
5. Как часто он простужается:
а) 1 раз в 2 года – 0 очков;
б) 1 раз в год – 5 очков;
в) несколько раз в год – 15 очков.
6. Как часто ваш ребёнок ест сладости:
а) по праздникам и воскресеньям – 0 очков;
б) почти каждый день – 20 очков;
в) когда захочет – 30 очков.
7. Как часто он плачет:
а) не могу вспомнить, когда это было последний раз – 0 очков;
б) пару раз в неделю – 15 очков;
в) почти каждый день – 25 очков.
8. От чего он плачет:
а) от боли – 0 очков;
б) от обиды – 10 очков;
в) от злости – 20 очков.
9. Сколько он гуляет:
а) ежедневно от 1,5 до 2 часов – 0 очков;
б) ежедневно, но меньше часа – 10 очков;
в) иногда по выходным – 20 очков.
10. Когда ваш ребёнок ложится спать:
а) в 21.00-21.30 – 0 очков;
б) после 22 часов – 10 очков;
в) после 24 часов – 35 очков.
11. Соответствует ли вес вашего ребёнка росту и возрасту:
а) соответствует или чуть меньше – 0 очков;
б) немного больше – 10 очков;
в) значительно превышает норму – 30 очков.
12. Сколько времени ваш ребёнок проводит у телевизора:
а) не больше 1,5 часов, часто с перерывом – 0 очков;
б) более 3 часов – 10 очков;
в) смотрит всё, что нравится и сколько захочет – 30 очков.
13. Сколько времени он тратит на уроки:
а) около 1,5 часов – 0 очков;
б) почти 2 часа – 15 очков;
в) больше 3 часов – 30 очков.
14. Может ли он взбежать на 5-й этаж:
а) с лёгкостью – 0 очков;
б) под конец устаю – 15 очков;
в) с трудом – 25 очков;
г) не может – 35 очков.
15. Ходит ли он в спортивную секцию или танцевальный кружок:
Если набралось от 0 до 20 очков – ваш ребёнок в полном порядке.
От 20 до 70 очков – у него уже появились не самые хорошие, вредные для здоровья привычки, но с ними не трудно бороться.
От 70 до 110 очков – он твёрдо стоит на пути разрушения своего здоровья. Сворачивайте скорее.
От 110 и выше – можете не считать! Как он ещё не развалился? Начинайте борьбу за здоровье с этой же секунды.
Источник