Меню

Тест психологическое здоровье семьи

Тест «Биополе семьи»

Диагностика общего психологического климата в семье.

На каждый вопрос отвечайте «да» или «нет».

  1. Наша семья очень дружная.
  1. По субботам и воскресеньям у нас принято завтракать, обедать и ужинать всем вместе.
  1. Присутствие некоторых членов семьи обычно выводит меня из равновесия.
  1. В своем доме я чувствую себя очень уютно.
  1. В жизни нашей семьи есть обстоятельства, которые очень дестабилизируют отношения.
  1. Лучше всего я отдыхаю в домашней обстановке.
  1. Если в семье случаются раздоры, то о них все быстро забывают.
  1. Некоторые привычки кого-либо из членов семьи меня очень раздражают.
  1. С полным основанием я могу считать: мой дом — моя крепость.
  1. Визиты гостей обычно благотворно влияют на отношения в семье.
  1. В семье есть очень неуравновешенный человек.
  1. В семье хотя бы кто-нибудь меня всегда утешит, ободрит, вдохновит.
  1. В нашей семье есть член(ы) с очень трудным характером.
  1. У нас в семье все хорошо понимают друг друга.
  1. Замечено: визиты гостей обычно сопровождаются мелкими или значительными конфликтами в семье.
  1. Когда я надолго уезжаю из дома, то очень скучаю по «родным стенам».
  1. Знакомые, побывав у нас в гостях, обычно отмечают мир и спокойствие в нашей семье.
  1. Время от времени в нашем доме возникают сильные скандалы.
  1. Домашняя атмосфера часто действует на меня угнетающе.
  1. В семье я чувствую себя одиноким и никому не нужным.
  1. У нас принято отдыхать летом всей семьей.
  1. Трудоемкие дела мы обычно выполняем коллективно — генеральная уборка, подготовка к празднику, работа на дачном участке и т. п.
  1. Члены семьи часто вместе поют или играют на музыкальных инструментах.
  1. В семье преобладает радостная, веселая атмосфера.
  1. Обстановка скорее тягостная, грустная или напряженная.
  1. В семье меня раздражает то, что все или почти все говорят в доме на повышенных тонах.
  1. В семье принято извиняться друг перед другом за допущенные ошибки или причиненные неудобства.
  1. По праздникам у нас обычно веселое застолье.
  1. В семье настолько дискомфортно, что часто идти домой не хочется.
  1. Меня часто обижают дома.
  1. Меня всегда радует порядок в нашей квартире.
  1. Когда я прихожу домой, у меня часто бывает такое .состояний: никого не хочется видеть и слышать.
  2. Отношения в семье весьма натянутые.
  1. Я знаю, что кое-кто в нашей семье чувствует себя неуютно.
  1. К нам часто приходят гости.

Обработка данных.

За каждый правильный ответ начисляется балл. Определяется число правильных ответов по «ключу»:

«да» — 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 31, 35;

«нет» — 3, 5, 8, 11, 13, 15, 18, 19, 20, 25, 29, 30, 32, 33, 34.

Интерпретация результатов.

Показатель «характеристика биополя семьи» может варьироваться от 0 до 35 баллов.

Устойчивое отрицательное биополе, если получено 0-8 баллов. В этих интервалах находятся показатели супругов, принявших решение о разводе или признающих свою совместную жизнь «трудной», «невыносимой», «кошмарной».

Неустойчивое, или переменное, биополе — 9-15 баллов. Такие показатели дают супруги, частично разочарованные в совместном проживании, испытывающие некоторое напряжение.

Неопределенное биополе — 16-22 балла. В нем отмечаются некоторые «возмущающие» факторы, хотя в целом преобладает позитивная энергетика.

Устойчивое положительное биополе — 23-35 баллов.

Источник

Психологическое здоровье семьи: из каких компонентов складывается

Психологическое здоровье семьи – это состояние, в котором каждый из членов ячейки общества чувствует себя комфортно, находясь со своими близкими. Это гармоничные отношения, общность интересов, умение договариваться и взаимодействовать друг с другом.

Из каких компонентов складывается психологическое здоровье семьи? Их всего три:

  • Ценностный. Осознание собственной ценности и стремление увидеть хорошее в любом человеке, особенно среди близких людей.
  • Инструментальный. Способность к рефлексии и пониманию мотивов, причин и результатов поступков других людей и самого себя, обсуждение проблем друг с другом.
  • Мотивационно-потребностный. Делает семью субъектом общества, который способен брать на себя ответственность и самостоятельно преодолевать трудности.

Каждый из компонентов должен присутствовать в здоровой семье, иначе ее невозможно назвать таковой.

Уровни психологического здоровья семьи

Уровни психологического здоровья семьи можно представить в таблице:

Срочно и важно. Дела, которые нельзя откладывать ни на секунду: сдача рабочего проекта, поход к врачу при острой боли. Важно и не срочно. Выполнение этих дел можно отсрочить на 1–2 дня. Пример дел: ежегодный профилактический осмотр у стоматолога.
Не важно и не срочно. Это пожиратели времени: бесцельное пролистывание ленты в социальных сетях, перекуры и частые бесцельные чаепития с коллегами. Все это нужно исключить. Срочно и не важно. От этих дел можно смело отказываться, перепоручать кому-то или выполнять их только после того, как разберетесь со всеми своими делами. К ним относятся срочные, но неважные для вас просьбы друзей, коллег.

Критерии психологического здоровья семьи

В.С. Торохтий называет пять критериев, определяющих психологическое здоровье семьи.

  1. Сходство семейных ценностей у супругов. Каждый человек имеет свои представления о семье, правилах поведения в ней, принципах, а также понятия об отношениях и способах взаимодействия. Чем больше взглядов и понятий совпадает у супругов и детей, тем более психологически здоровой можно назвать ячейку общества. Когда под одной крышей оказываются люди с противоположными принципами, возникают серьезные конфликты, угрожающие полным распадом отношений.
  2. Согласованность функций и ролей. Это уровень развития механизмов взаимодействия внутри группы: взаимовыручка, взаимопонимание, взаимодоверие и взаимотерпимость. Это критерий, определяющий синхронизацию активности родственников в зависимости от того, кому нужна помощь в данный момент и кто может ее оказать. Чем больше взаимосвязей между членами семьи, тем она более устойчива и стабильна.
  3. Социально-ролевая адекватность. Структура семьи подразумевает, что у каждого из ее членов есть некая роль, которую он выполняет. Например, папа может быть лидером, мама – хозяйкой, дети – помощниками. Проблемы возникают, когда личное восприятие человеком самого себя не совпадает с ролью, которая ему досталась, например: лидером хочет быть мама. В этом случае неизбежны конфликты, понижающие уровень психологического здоровья семьи.
  4. Эмоциональная удовлетворенность. Это критерий, демонстрирующий уровень взаимоуважения и взаимопринятия. Здоровая семья характеризуется наличием высокой степени эмоциональной близости, которая достигается посредством совместной деятельности и достижения общих семейных результатов.
  5. Адаптивность внутри семьи. Это способность взрослых в ячейке общества адаптироваться к разным ситуациям, которые ее касаются: радости и потери, усталость и напряжение, повышенная активность детей и внешние проблемы. Умение сохранять комфортную обстановку и доброжелательный эмоциональный фон – немаловажный фактор, определяющий здоровье.

Факторы риска

Факторы риска нарушения психологического здоровья семьи могут быть следующие:

  • Неадекватная мотивация для брака. Ячейка общества, созданная по причине неожиданной беременности, по настоянию родителей или из страха оказаться в одиночестве на старости лет, редко оказывается здоровой. Это связано с тем, что люди в таких случаях часто не готовы идти на компромисс и стремятся только к тому, чтобы выполнить собственные потребности, не думая о партнере.
  • Неудовлетворенность базовых потребностей: питания, сна, безопасности, секса. Если один из супругов постоянно не высыпается или не чувствует себя защищенным, то сначала нарастает личностное напряжение, а затем оно непременно становится семейным. Когда каждый в доме заботится о другом и об удовлетворении его витальных потребностей, риск возникновения проблем с психологическим здоровьем семьи снижается.
  • Отсутствие в семье базовых механизмов взаимодействия. К ним относятся взаимопомощь, взаимопонимание, взаимопринятие, единство методов воспитания детей, схожесть мировоззренческих позиций, стремление к самосовершенствованию. В случае отсутствия добровольных взаимодействий уровень психологического здоровья также значительно снижается.
  • Противоположные семейные ценности и понятия. Например, один из супругов считает достаточным наличие одного ребенка, а второй – не менее четверых. На этой почве постоянные конфликты будут постепенно подрывать семейное психологическое здоровье.
  • Низкий уровень личностного развития супругов. Если супруги не умеют договариваться и решать конфликты на уровне сотрудничества, то уровень психологического здоровья семьи также будет низким.

Заключение

Состояние душевного психологического благополучия семьи называют ее психологическим здоровьем. Здоровая семья – это малая группа людей, в которой ценен каждый из проживающих в ней и между своими потребностями и потребностями других членов семьи выстраивается здоровый баланс.

Источник

Тесты на тему «Психологическая диагностика семейных отношений»

специалист в области арт-терапии

Психологическая диагностика семейных отношений.

1. Кинестический рисунок семьи «Моя семья» (Р.Бернс, С.Кауфман)

На сегодняшний день психологической службой собран большой инструментарий диагностических методик по проблеме изучения детско-родительских отношений.

Кинестический рисунок семьи «Моя семья» (Р.Бернс, С.Кауфман) помогает понять характер отношений с родителями. Эта методика дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в семье, отследить характер взаимоотношений с другими членами семьи с точки зрения вашего ребенка)

Цель. Диагностика внутрисемейных отношений. Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Ситуация в семье, которую родители оценивают положительно, может быть воспринята ребенком совершенно противоположно. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их решении.

Материалы. Традиционные для рисуночных тестов.

Порядок проведения. Из беседы с ребенком, которая по традиции проводится после самого процесса рисования, следует узнать:

чья семья изображена им на рисунке — его самого, или какого-нибудь друга, или вымышленного героя;

где находятся изображенные персонажи и чем заняты в данный момент;

если брать каждый персонаж отдельно, то какого он пола и какова его роль в семье;

кто из них самый приятный и почему, кто самый счастливый и почему, кто самый грустный и почему, кого предпочитает сам ребенок из всех персонажей и почему, если бы все собрались на прогулку на автомобиле, но места на всех не хватило, то кто бы из них остался дома;

если один из детей ведет себя плохо, как он будет наказан.

Далее будут представлены два подхода, которые взаимно дополняют друг друга и могут быть использованы исследователем совместно:

Инструкция: «Нарисуй какую-нибудь семью так, как ты себе ее представляешь. Если хочешь, можешь добавить к рисунку другие детали».

Инструкция: «Нарисуй всех членов твоей семьи, где каждый занят каким-то делом, постарайся передать все детали, не торопись и по возможности ничего не упускай».

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ теста «Рисунок семьи метод Кормана

1. Структура рисунка. Относительно основной структуры рисунка можно сказать, что у самых рациональных натур преобладают изолированные фигуры, не входящие между собой в контакт, в то время как наиболее восприимчивые, чувствительные дети склонны изображать семью с большей динамикой, например занятой какой-нибудь деятельностью, находящейся в движении.

2. Наиболее привлекательный персонаж. Если таковой присутствует на рисунке, то его можно определить по следующим признакам:

наиболее ценимый персонаж рисуется первым, причем первым слева, на первом плане;

он выше и крупнее остальных персонажей;

выполнен с большей любовью, каждая отдельная деталь доведена до конца;

остальные фигуры повернуты в его сторону и смотрят на него.

Наиболее близкого к испытуемому члена семьи можно узнать по одежде, которая отличает его от других членов семьи, но похожа на одежду персонажа, с которым отождествляет себя испытуемый. Обычно это один из сиблингов (брат или сестра), с которым у него сложились хорошие отношения.

3. Наименее привлекательный персонаж. Противоположный, наименее ценимый персонаж, на рисунке самый маленький из всех, выполняется последним по счету и находится в стороне от других фигур, как бы забытый всеми. Этот персонаж может получить в конце работы типичное обхождение: его обычно перечеркивают несколькими штрихами карандаша или стирают ластиком.

4. Отношение между персонажами. Следует обратить внимание на следующий вопрос: существует ли взаимосвязь между тем, что изобразил ребенок, и реальной жизнью семьи. Если, например, персонажи держатся за руки или, наоборот, стоят спиной друг к другу, это может соответствовать или противоречить реальной ситуации в семье. Если два персонажа изображены рядом, это не должно быть понято иначе как его восприятие их особой близости, которой он придает значение и которая может соответствовать или не соответствовать действительности. Если какой-то персонаж, ценимый им или нет, удален на рисунке от других фигур, это может говорить о дистанции, которую ребенок замечает в жизни и выделяет.

Иногда ребенок рисует себя гораздо ярче и детальнее, чем родителей, которые как бы создают ему фон. Такие рисунки часто проявляют отношение ребенка к самому себе как к кому-то важному, уникальному, а к другим — как к менее существенным и привлекательным. Это может быть связано с тем, что родители, будучи неудовлетворенными собой, жизнью и окружающим миром, стремятся реализовать свои надежды через своего ребенка, ставя себя на второстепенную позицию по отношению к нему. Ничтожно маленькая, безвольная фигурка в окружении родителей, в которой ребенок признает себя, может выражать его беспомощность, необходимость заботы о нем. Это может быть связано с тем, что он привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто это наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания. К рисунку семьи ребенок может добавить как людей, так и животных для заполнения пустот, которые он чувствует в реальной жизни. Так, единственные дети, например, очень часто включают в свой рисунок двоюродных сестер или братьев, кошек, собак и пр., что выражает недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных. Фигура человека, расположенная рядом с фигурой отца, указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетное место в семье, как и отец. Кот, изображенный рядом с одним из членов семьи (если, конечно, в доме нет никакого кота), говорит о желании большой любви и привязанности со стороны изображенного рядом с котом персонажа.

Обычно родители изображаются парой, отец выше и слева, мать ниже и справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Необходимо помнить, что изображение семейной пары может иметь разный смысл в зависимости от того, объединена пара или нет. Ребенок, живущий с одним из родителей, но изображающий их вместе, выражает, таким образом, свое желание того, чтобы их союз восстановился. Если ребенок рисует одного родителя, с которым живет, это означает принятие им реально существующей ситуации, к которой ребенок более или менее адаптировался, поскольку явление отдельного проживания родителей в нашем обществе широко распространено, и дети к этому привыкают.

Посредством изолированного расположения фигур родителей ребенок выражает свое неосознанное желание. Скажем, в том случае, когда в стороне изображена фигура родителя одного с ним пола, то это можно интерпретировать как желание ребенка находиться с родителем противоположного пола. Ревность, вызванная эдиповым комплексом, является вполне нормальным явлением для ребенка до достижения им периода полового созревания. Обратное явление, когда фигура самого ребенка и родителя противоположного пола удалены друг от друга, может рассматриваться как нарушение, хотя и незначительное, проявлений нормальных чувств и желаний, выраженное в отказе от предпочтительных отношений именно с родителем другого пола.

Иногда мать, которая для постороннего наблюдателя и в своих собственных глазах выглядит заботливой, высокоморальной, любящей, для ребенка является психотравмирующим фактором, так как воспринимается им как человек подавляющий, не позволяющий ребенку быть самостоятельным. Если у ребенка сложился образ одного из родителей как доминирующего, подавляющего, агрессивного, пугающего человека, то он склонен придать его фигуре большие размеры по сравнению с фигурами других членов семьи, без учета их реальных физических размеров. Если родитель воспринимается угрожающим, то его образ дополняется большими руками, и наоборот; слабый, не принимающийся всерьез родитель рисуется с маленькими руками или вообще без них.

Ребенок способен относительно просто отождествлять себя с изображаемыми им персонажами. Обычно это персонаж, в котором он себя признает, его возраста, его пола и расположен согласно возрастному порядку в семье.

Кроме того, он может отождествлять себя и с другим персонажем — отцом, матерью, старшим или младшим братом. Идентификация с родителем своего пола соответствует реальной ситуации и желанию иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола. Идентификация со старшим братом независимо от пола также является нормальным явлением, особенно если есть ощутимая разница в возрасте. Обратите внимание на следующий факт: ребенок может отождествлять себя и с дополнительными персонажами, не входящими в состав семьи.

Когда ребенок изображает на рисунке наименее ценимый персонаж (рисуется обычно в стороне от всех, имеет нечеткие очертания фигуры, стирается ластиком после начала рисования), это не означает, что он не идентифицирует себя с ним, не становится на его место. Эту ошибку часто допускают даже психологи, полагая, что ребенок может идентифицировать себя с четко выведенными завершенными фигурами персонажей, но не с теми, которые как бы находятся в тени. Если вы внимательно понаблюдаете за его рисунками, послушаете его объяснения, то вы увидите, что он может идентифицировать себя даже с наименее ценимыми им персонажами. Именно здесь и кроется проблема: ребенок, идентифицирующий себя с изолированным от всех персонажем, нечетко изображенным или стертым, испытывает большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой.

НАЛИЧИЕ ИЛИ ОТСУТСТВИЕ ТОГО ИЛИ ИНОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ

Иногда в рисунках детей, которым по тем или иным причинам пришлось расстаться со своими родителями, не встречается ни одного члена семьи. Для них типично детальное изображение дома — символа семьи, на которую ребенок смотрит с ностальгическим, но скрытым желанием, солнца — символа материнской заботы и любви. Этим символически выражается значимость для ребенка семьи и тех отношений, которые существовали. Не рисуя членов семьи, ребенок как бы отказывается, отворачивается от них, поскольку воспоминания о них связаны с негативными переживаниями (чувство покинутости, нелюбимость), и ребенок избегает этой темы.

Если между персонажем, с которым идентифицирует себя ребенок, и персонажем, рядом с которым он изображен, имеется подчеркнутая удаленность или если сам ребенок вообще отсутствует на рисунке, то, скорее всего, интерпретация такова: ребенок страдает от изоляции и одиночества в семье, однако часто чувства эти впоследствии исчезают, поскольку подвергают его сильным мучениям и лишениям.

Исключение себя наблюдается в рисунках детей с чувством неполноценности или ощущением отсутствия общности. Родительское недовольство, чрезмерная критичность, сравнения с братьями или сестрами в невыгодном для него свете способствуют занижению самоуважения и подавлению в ребенке инициативности и воли к достижениям.

Менее явная демонстрация тех же проблем наблюдается, когда ребенок рисует себя самым последним из всех членов семьи. Это не скромность, а заниженный статус. Это особенно значимо, если все остальные расположены в хронологическом порядке (по старшинству) и автор рисунка не является самым младшим.

Эти наблюдения подводят нас непосредственно к проблеме тревожного состояния. Беспокойство, тревожность проявляются у ребенка, так же как и у взрослого, как следствие страха перед воображаемой угрозой, исходящей от определенного источника, который легко узнаваем. Тревожность воспринимается ребенком как реальность, которую невозможно вынести, поскольку она является причиной сильных страданий.

Рассмотрим несколько примеров из клинического опыта. Вот довольно распространенная ситуация: ребенок ревнует к маленькому брату, потому что тому достается часть любви и внимания родителей, но он сдерживает проявления агрессивности, потому что чувствует, что родителям это может не нравиться, поэтому он испытывает страх, что его ревность будет замечена и он будет наказан последующим лишением любви со стороны родителей. Каким будет рисунок такого ребенка? Младший брат просто не будет изображен на рисунке. Отрицая его существование, ребенок снимает проблему, уничтожив ее источник.

Он может также изобразить на рисунке только младшего брата, исключив себя из состава семьи, идентифицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Освобождая себя от семейных связей и идентифицируя себя с младшим братом, ребенок одновременно отрицает существование проблемы и связанного с ней чувства тревожности.

Тревожность и агрессивность часто выражаются в том случае, когда они не связаны с чувством вины, которое вынуждает ребенка рисовать себя в образе малоценного персонажа, находящегося в окружении больших и кровожадных животных, символизирующих совершенно иной смысл, чем образы маленьких и нежных животных. В одном из детских рисунков был обнаружен волк, изображенный между детской кроваткой брата испытуемого и персонажем, с которым он идентифицировал себя, — явное желание съесть младшего брата.

Под манерой подразумевается способ обращения ребенка с листом бумаги и персонажем независимо от их тематического значения. Типичной манерой рисования является деление листа бумаги на квадратные или прямоугольные пространства и заполнение их по принципу комиксов или использование других приемов, как, например, изолирование персонажа посредством предмета, имеющего отношение к его деятельности, — веревки или стены, которую красит отец, гладильной доски, которой пользуется мама. Когда в рисунок вводится только один персонаж, это значит, что ребенок переживает этот случай как особый, как проблему, отличную от других.

Ребенок, чувствующий себя в семье неуверенно, пользуется для передачи своей неуверенности самой простой техникой: под всеми фигурами он проводит линию, как бы придавая им опору. Чем сильнее нестабильность в чувственных отношениях в семье, тем больше ребенок чувствует необходимость придания рисунку семьи прочной и надежной опоры часто в виде жирной линии.

Если, напротив, ребенок проводит линию только под одним персонажем, то, очевидно, чувство нестабильного, неуверенного состояния проявляется именно у этого персонажа, с кторым ребенок может идентифицировать самого себя.

Линии, облака или дождь в верхней половине листа свидетельствуют о тревожности и страхе из-за грозящей опасности. Если ребенок складывает лист, чтобы разделить его на несколько частей по количеству персонажей, которых собирается нарисовать, это также свидетельство тревожного состояния и беспокойства, которые впоследствии могут подтвердиться элементами рисунка.

Речь здесь идет о тех элементах, которые имеют двойной смысл — один видимый, а другой скрытый, требующий расшифровки. Это обычные предметы, которые на рисунке приобретают совершенно другой смысл, отличающийся от действительного в реальной жизни.

Мы уже упоминали о мяче и гладильной доске — но относительно их функций, связанных с деятельностью персонажа. Здесь же, напротив, речь идет о предметах, выполняющих функции безотносительно к кому-либо из персонажей. Они присутствуют, можно сказать, случайно, для заполнения пустот на листе (что, впрочем, не совсем случайно). Ниже приведен перечень некоторых предметов и явлений, символизирующих собой определенное душевное состояние ребенка.

Если на рисунке появляются источники света и тепла (огонь, лампочки, свечи и т. д.), это надо интерпретировать как подчеркнутое выражение желания ребенка иметь наставника, человека, ведущего его по жизни, а также потребность в тепле и любви, поскольку ребенок чувствует ее слабое проявление со стороны персонажа, изображенного с источником света. Довольно часто изображается картина семейной жизни, где отец курит трубку или зажигает камин, а мама гладит. Типичен также мотив огромного красно-желтого солнца на небе или горящей лампочки над головами в комнате.

Изображение грязи во всех возможных вариантах (сваленные в кучу грязные тарелки, куча грязных листьев в саду, грязные пятна на полу и т.д.) указывает на внутреннее беспокойство ребенка из-за неприятных для него моментов: внутренняя дисгармония, действия и поведение, вызывающие у него чувство стыда и вины, и т.д.

Вода, лед, дождь, звезды, холодильник и все, что касается холода, являются признаками депрессивного настроения в данный момент или в потенциале. То же самое имеет место, если ребенок рисует кровати и лежащих на них спящих или больных людей, недвусмысленно идентифицируя себя с ними.

Символы соперничества — изображение спортивных игр и любого оборудования, имеющего отношение к спорту. То же самое относится и к изображению кошки и собаки, особенно если они вовлечены в игру. Цветы и бабочки свидетельствуют обычно о реальном или желаемом спокойствии и безмятежности. Шарики и воздушные змеи, напротив, означают чувство давления, от которого он пытается избавиться. Детская кроватка или клетка указывает на агрессивность, пленение, если можно так выразиться, возможно, даже в отношении младшего брата: кроватка и клетка являются в действительности символами лишения свободы, наказания.

Агрессивность передается также посредством изображения таких предметов, как барабан, оружие, молот, мотыга или просто грабли, а также диких животных (например, посещение зоопарка), которых ребенок помещает в клетку, то есть за барьер, за которым находятся также маленькие дети. Дорожные знаки отражают сдерживание эмоциональности, подчинение правилам, навязанным ребенку в большей степени школой, чем семейным или религиозным влиянием. Символы власти и угрозы — метла, выбивалка для одежды, пылесосы, грузовики, промышленная техника (экскаваторы, краны), поезда и огромные, нависшие над головой здания.

Данная методика используется для определения эмоциональных проявлений, изучения сферы тревоги ребенка. Она помогает выявить степень зависимости ребенка от одного или обоих родителей, определить ревнует ли ребенок своих родителей, чувствует ли себя обделенным вниманием с их стороны, как ребенок перенес отнятие от груди. Тест состоит из десяти сказок, которые зачитываются ребенку, фиксируя ответы на ответы – типичные нормальные и «настораживающие». Текст ы сказок приведены в приложении 1

Методика «Почта» (Е.Антони, Е.Бине).

Методика «Почта» (модифицированный вариант) направлена на выявление уверенности-неуверенности ребенка в родительской любви. Ребенку предлагается роль почтальона, разносящего письма адресатам- членам своей семьи. Методика проводится индивидуально. В игре используется 20 писем, из них 10 с сообщениями об отношении ребенка с членами семьи. Другие 10 писем содержат сообщения об отношении членов семьи к ребенку (на основе его представлений). Текст методики приведены в приложении 2.

Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия. (Е.Захарова).

Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия представлена в приложении 3.

Диагностический инструмент — опросник для родителей, позволяющий опосредовано выявлять степень выраженности каждой отдельной характеристики. Опросник содержит 66 утверждений, касающихся особенностей материнской чувствительности, отношений к ребенку и характер детско-родительского взаимодействия. Практический психолог должен уметь не только диагностировать психологический климат в семье, но и анализировать особенности тех моделей воспитания, которые формируют различные качества у детей или приводят детей к выраженным невротическим реакциям.

5. Анкета исследования микро социума ребёнка

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на ряд вопросов о взаимоотношениях в Вашей семье, отношениях с воспитателями и педагогами-специалистами Вашего ребёнка и др. Ваши ответы будут использованы в целях совершенствования деятельности детского сада, организации образовательно-воспитательного процесса, улучшения взаимоотношения в системе «ребёнок – родитель – воспитатель».

Благодарим за участие в опросе!

1. Каков состав Вашей семьи и возраст каждого? (подчеркните):

Отец (… лет), мать (… лет), бабушка (… лет), дедушка (… лет), сын, сыновья (… лет), дочь, дочери (… лет);

допишите неуказанных членов семьи: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

2. Соблюдается ли в семье единство требований к ребёнку со стороны всех членов семьи? (подчеркните):

— да, всегда; — не всегда; — не соблюдается.

3. Кто из членов семьи имеет большую возможность заниматься с ребёнком? (подчеркните):

— мать; — отец; — бабушка; — дедушка.

4. Как бы вы охарактеризовали отношения в Вашей семье? (подчеркните):

— полное взаимопонимание; — бывают разногласия в различных вопросах; — часто бывают конфликты.

5. Как бы Вы оценили свои личные взаимоотношения с ребёнком? (подчеркните):

— взаимопонимание, дружба; — полное безразличие к делам друг друга;

— требовательность, строгость; — стараюсь достигнуть взаимопонимания, но мне это не удаётся.

6. Какие методы воздействия Вы чаще всего используете в семье? (подчеркните не более трёх пунктов):

— строгие требования; — организация конкретных дел, например, помощи ребёнка по дому,

— беседы, объяснения, убеждение; — выполнение посильных поручений;

— личный пример; -привлечение ребёнка к решению всех домашних проблем;

— поощрения (иногда материальные); — строгий контроль; — наказания; — другие методы, укажите, какие; _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

7. Как вы разрешаете конфликтные ситуации с ребёнком? (подчеркните):

— обсуждение причин конфликта и примирение; — обращение за советом в воспитателю;

— прекращение на время контакта с ребёнком;

— обращение к помощи родителей (бабушки, дедушки, ребёнка), друзей;

— наказание; — другие способы, укажите, какие: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

— обращение за советом к психологу;

8. Удовлетворены ли Вы успехами ребёнка в детском саду? (подчеркните):

— да, вполне; — не совсем; — нет; — не могу ответить, так как плохо осведомлён об успехах моего ребёнка в д/саду.

9. Если Вы не удовлетворены успехами ребёнка в д/саду, то почему? (подчеркните):

— хотелось бы, чтобы статус ребёнка в группе был более высоким;

— считаю, что мой ребёнок не в полной мере реализует свои способности,

— считаю, что воспитатели необъективно оценивают возможности моего ребёнка,

— мне не нравится полное отсутствие интереса к занятиям у моего ребёнка,

— другие причины, укажите, какие: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

10. Чем больше всего увлекается Ваш ребёнок в свободное время? (подчеркните):

— занимается в кружках, секциях; — работает по дому, в саду;

— смотрит телевизор; — не знает, как занять свободное время;

— слушает музыкальные записи; — есть другие увлечения, укажите, какие: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

— общается с друзьями; _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

11. Какие трудности вы испытываете в воспитании ребёнка? (подчеркните):

— трудности связаны с развитием ребёнка, не могу привлечь его к домашним занятиям,

— не хватает времени на общение,

— часто капризничает, даже грубит, не выполняет элементарных требований,

— не находит общего языка и взаимопонимания с (подчеркните) дедушкой, бабушкой, отцом, мамой, сестрой, братом,

— не могу приучить ребёнка вовремя приходить домой с улицы,

— нет навыков самообслуживания, не помогает по дому,

— не хватает знаний, как разрешать конфликты,

— другие трудности (укажите, какие): _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

12. Каковы причины конфликтных отношений в семье? (подчеркните):

— занятия и поведение ребёнка в д/с; — способы проведения ребёнком свободного времени;

— конфликты ребёнка с воспитателями; — материальные трудности;

— конфликты ребёнка со сверстниками; — другие причины (укажите, какие): _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

13. Какова роль отца в воспитании ребёнка? (подчеркните):

— активное участие в воспитании ребёнка; — отрицательно влияет на детей;

— своим примером положительно влияет на ребёнка; — занят своими делами;

— занимает пассивную позицию в воспитании; — другое влияние (укажите, какое): _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

14. Какова роль матери в воспитании ребёнка? (подчеркните):

— все вопросы воспитания взяла на себя

— передала большую часть заботы о ребёнке бабушке и дедушке

— привлекает к воспитанию ребёнка всех членов семьи , или домработнице,

— является примером для детей;

— мало свободного времени, чтобы заниматься ребёнком;

— старается повысить авторитет отца и других членов семьи .

— совершенно не занимается воспитанием детей (бабушки, дедушки, сестёр, братьев); — другая роль (укажите, какая): _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

— является объектом любви и заботы всех членов семьи; _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

15. Какую помощь Вы бы хотели получить от образовательного учреждения? (подчеркните):

— дополнительные занятия с детьми;

— конкретные советы по воспитанию, предупреждению и разрешению конфликтов;

— дополнительные платные услуги по изучению детьми иностранного языка, искусства, компьютера, этикета и др.;

— организация свободного времени ребёнка; — регулярные консультации психолога; — другие услуги (укажите, какие): _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

— учёба родителей по воспитанию детей _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

16. Как часто Ваша семья собирается вместе? (подчеркните):

— ежедневно, — по выходным дням, -редко.

17. Удовлетворены ли Вы отношениями с детьми? (подчеркните):

— да, вполне, — не всегда и не совсем, — нет.

18. Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями с детским садом? (подчеркните):

— в целом, да, — да, но не со всеми специалистами, — скорее нет, чем да, — совершенно не удовлетворен(а), — затрудняюсь ответить.

19. Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями с воспитателями Вашего ребёнка? (подчеркните):

— в целом, да; — скорее да, чем нет; — скорее нет, чем да; — нет; — затрудняюсь ответить.

20. Расскажите немного о себе (подчеркните):

— высшее, — кандидат или доктор наук, — неполное высшее, — среднее специальное, — среднее, — неполное среднее;

б) Сколько Вам исполнилось лет ? ….

в) Каково Ваше семейное положение:

а) состою в браке, б) разведен(а), в) вдовец (вдова), г) не состою;

г) Работаете ли Вы в настоящее время?

а) да, б) нет, в) временно не работаю;

д) Ваше социальное положение (работа матери (отца)):

— Вы рабочий, — служащий, — интеллигенция, — предприниматель, — другое _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

е) Ваши жилищные условия:

— отдельная квартира, — частный дом, — комната в коммунальной квартире, — временное жильё, — другое _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

ж) Условия жизни ребёнка:

— имеет отдельную комнату, — делит комнату с другими детьми (старшим братом, сестрой или младшим),

— имеет угол для занятий в общей комнате, — не имеет своего места занятий.

з) Как Вы оцениваете материальное положение семьи?

а) хорошее, б) среднее, в) плохое, г) очень плохое, д) затрудняюсь ответить.

6 . Анкета « Изучение удовлетворённости родителей работой дошкольного образовательного учреждения» (разработана Е.Н. Степановым)

Цель: Выявить уровень удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения и

Ход проведения: На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать пере численные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры, означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен;

2 – трудно сказать;

0 – совершенно не согласен.

1. Группу, в которой находится наш ребёнок, можно назвать дружной.

2. В среде своих сверстников наш ребёнок чувствует себя комфортно.

3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребёнку.

4. Мы испытывает чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и воспитателями.

6. Педагоги справедливо оценивают достижения нашего ребёнка.

7. Наш ребёнок не перегружен занятиями и домашними заданиями.

8. Воспитатели учитывают индивидуальные особенности нашего ребёнка.

9. В ДУУ проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребёнку.

10. В ДУУ работает достаточно кружков и секций для занятий нашего ребёнка.

11. Педагоги дают нашему ребёнку глубокие и прочные знания.

12. Педагоги дают нашему ребёнку глубокие и прочные знания.

13. В ДУУ заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребёнка.

14. Администрация и воспитатели создают условия для проявления и развития способностей нашего ребёнка.

15. Детский сад готовит нашего ребёнка к школьной жизни.

Обработка результатов теста:

Удовлетворённости (У) родителей работой ДУУ определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов (15). Если коэффициент У равен 3 или более этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворённости; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворённости; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворённости родителей деятельностью образовательного учреждения.

2.7. Тест для родителей

Готов ли ваш ребенок к школе?

Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл.

Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней будет

Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим

сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

Верн ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых не сколько не стесняется?

Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти

Может ли он рассказать наизусть несколько стихотворений?

Умеет ли он изменять существительные по числам?

Умеет ли ваш ребенок читать по слогам?

Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

Может ли он решать простые задачи на вычитание и прибавление единицы?

Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

Любит ли он рисовать, раскрашивать картинки?

Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами, клеем?

Может ли он собрать разрезанную картинку из 5ти частей за одну минуту?

Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры,

Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.

Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

15-18 баллов – можно считать, что ребенок вполне готов к тому, что бы идти в школу.

Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов – вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов,

на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше баллов – почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени

занятиям с ребенком и обратите внимание на то, чего он не умеет.

Источник

Читайте также:  Что такое поведенческое здоровье
Adblock
detector