Ключевые понятия
Что такое несправедливость или неравенства в отношении здоровья?
Несправедливость в отношении здоровья — это предотвратимые неравенства в состоянии здоровья между группами населения внутри стран и между странами. Такая несправедливость возникает в результате неравенств внутри сообществ и между сообществами. Социальные и экономические условия и их воздействие на жизнь людей определяют риск развития у людей болезней и действия, направленные на предотвращение развития у них болезней или их лечение в случае заболевания.
Примеры несправедливости в отношении здоровья между странами:
- показатель смертности детей грудного возраста (риск смерти ребенка в течение первого года жизни) составляет 2 на 1000 случаев рождения живых детей в Исландии и более 120 на 1000 случаев рождения живых детей в Мозамбике;
- риск материнской смертности на протяжении жизни во время или вскоре после беременности составляет лишь 1 из 17 400 в Швеции и 1 из 8 в Афганистане.
Примеры несправедливости в отношении здоровья внутри стран:
- в Боливии смертность детей грудного возраста, рожденных женщинами без образования, превышает 100 на 1000 случаев рождения живых детей, в то время как показатель смертности детей грудного возраста, рожденных матерями, имеющими, по крайней мере, среднее образование, меньше 40 случаев на 1000;
- ожидаемая продолжительность жизни среди аборигенов Австралии значительно ниже (54,4 года для мужчин и 64,8 года для женщин), чем у некоренных австралийцев (76,6 и 82,0, соответственно);
- ожидаемая продолжительность жизни мужчин в районе Калтон, Глазго, составляет 54 года, это на 28 лет меньше аналогичного показателя для мужчин в Лэнзи, расположенном в нескольких километрах;
- распространенность длительных форм инвалидности среди европейских мужчин в возрасте старше 80 лет составляет 58,8% среди менее образованных мужчин и 40,2% среди более образованных.
Что означает социальный градиент?
Самые неимущие люди во всем мире имеют самое плохое состояние здоровья. Внутри стран фактические данные свидетельствуют о том, что чем ниже социально-экономическое положение человека, тем хуже его состояние здоровья. Существует социальный градиент здоровья, который проходит через весь социально-экономический спектр сверху вниз. Это глобальный феномен, наблюдаемый в странах с низким, средним и высоким уровнем дохода. Социальный градиент здоровья означает, что несправедливость в отношении здоровья затрагивает каждого.
Например, если вы посмотрите на показатели смертности детей в возрасте до пяти лет в зависимости от уровней семейного достатка, вы увидите, что внутри стран связь между социально-экономическим уровнем и здоровьем имеет градацию. Самые высокие показатели смертности детей в возрасте до пяти лет наблюдаются в самых бедных семьях, а в семьях, находящихся во втором сверху показателе, наблюдается более высокая смертность детей, чем в семьях, уровень которых соотвествует самому верхнему показателю. Это социальный градиент здоровья.
Что такое социальные детерминанты здоровья?
Социальные детерминанты здоровья — это условия, в которых люди рождаются, растут, работают и стареют, и медико-санитарные системы. В свою очередь, эти условия формируются под воздействием разнообразных сил: экономики, социальных условий и политики.
Что является движущими силами несправедливости в отношении здоровья?
Благосостояние сообществ зависит от обстановки в мире, оказывающей воздействие на международные отношения и внутренние нормы и политику. Они, в свою очередь, формируют то, как общество, на национальном и местном уровне, организует свою деятельность, приводя к образованию форм общественного положения и иерархии, которые организуют группы населения в соответствии с доходами, образованием, занятостью, полом, расой/этнической принадлежностью и другими факторами. Место, занимаемое человеком в социальной иерархии, определяет условия, в которых он растет, учится, живет, работает и стареет, степень его защищенности перед плохим состоянием здоровья и последствия такого состояния.
- Преимущества экономического роста, происходившего на протяжении последних 25 лет, распределены неравномерно. В 1980 г. валовой национальный доход самых богатых стран, в которых сосредоточено 10% населения мира, в 60 раз превышал аналогичный показатель самых бедных стран, где проживает 10% населения мира. К 2005 г. это соотношение возросло до 122.
- Расширению международных потоков помощи — в значительной мере не отвечающих требованиям и не достигающих обещанных уровней — препятствуют размеры обязательств многих бедных стран по выплате долгов. В результате, во многих случаях наблюдается тревожное положение вещей: чистый отток финансовых средств из более бедных в более богатые страны.
- В течение последних 15 лет во многих странах наблюдалась тенденция снижения доли беднейшией группы населения в национальном потреблении. Так, например, в Кении при нынешних показателях экономического роста и неравенствах в уровнях дохода средняя бедная семья не выберется за черту бедности до 2030 года. Удвоение доли дохода бедного населения Кении означало бы, что уменьшение размеров нищеты произошло бы к 2013 году.
- Гендерная несправедливость в полномочиях, ресурсах, правах, нормах и ценностях, а также в способе структурирования организаций и осуществления программ наносит ущерб здоровью миллионов девочек и женщин. Положение женщин в обществе связано также со здоровьем и выживанием детей — мальчиков и девочек.
- Справедливость в отношении здоровья в значительной степени зависит от предоставления полномочий людям для преодоления и изменения несправедливого и резко дифференцированного распределения общественных ресурсов, на которые все имеют равные притязания и права. Несправедливость в полномочиях проявляется в четырех основных областях — политической, экономической, социальной и культурной, составляющие спектр, в рамках которого группы населения в разной степени включаются в жизнь общества или исключаются из нее.
Что такое первичная медико-санитарная помощь?
Как было провозглашено на Алма-Атинской конференции: «Первичная медико-санитарная помощь составляет важную часть медико-санитарного обеспечения и базируется на практических научно обоснованных и социально приемлемых методах и технологии, которые должны быть доступны как отдельным лицам, так и семьям при их всестороннем участии в этой работе и при таких затратах, которые местное сообщество и страна в целом могут позволить на каждом этапе своего развития в духе самостоятельности и самоопределения». В Докладе ВОЗ о состоянии здравоохранения в мире 2008 г. это определение было доработано.
Что такое справедливость в отношении здоровья в политике в различных секторах?
Каждый аспект управления и экономики имеет потенциал для воздействия на здоровье и справедливость в отношении здоровья. Достаточно перечислить лишь шесть из них: финансы, образование, жилье, занятость, транспорт и здравоохранение. Несмотря на то, что здоровье может не являться главной целью политики в этих секторах, они в значительной мере связаны со здоровьем и справедливостью в отношении здоровья.
Согласованность политики имеет решающее значение — политические курсы различных департаментов правительства должны скорее дополнять, чем противоречить друг другу в том, что связано со справедливостью в отношении здоровья. Например, торговая политика, которая активно поощряет производство, торговлю и потребление пищевых продуктов с высоким содержанием жиров и сахаров в ущерб производству фруктов и овощей, противоречит политике здравоохранения.
Ожирение становится такой же реальной проблемой общественного здравоохранения в странах с переходной экономикой, какой оно уже стало в странах с высоким уровнем дохода. Для предотвращения ожирения необходимы подходы, обеспечивающие устойчивое снабжение питательными пищевыми продуктами в достаточном количестве; жилище, пригодное для легкого потребления более здоровых пищевых продуктов; участие в физической активности; и обстановка в семье, учебном заведении и на работе, активно способствующая здоровому образу жизни. Лишь немногие из этих действий находятся в рамках возможностей или ответственности сектора здравоохранения. Несомненно, достигнуты успехи — например, наложен запрет на рекламу пищевых продуктов с высоким содержанием жиров, сахаров и соли во время показа детских телевизионных программ. Однако если мы хотим положить конец глобальной эпидемии ожирения, нам еще многое предстоит сделать: привлечь многочисленные сектора за пределами здравоохранения к участию в таких областях, как торговля, сельское хозяйство, занятость и образование.
Источник
Методическое обеспечение
Шкала оптимизма и активности
Н. Водопьянова, М. Штейн
Методика направлена на выявление личностных факторов, способствующих стрессоустойчивости. В структуру стрессоустойчивости как сложного личностного конструкта входят мировоззренческие и установочные факторы, такие как позитивное мироощущение, жизнерадостность, уверенность и конструктивная активность в трудных жизненных ситуациях, требующих сохранения стойкости, мужества и веры в их положительное разрешение. Позитивное мироощущение и жизнерадостность являются важными атрибутами психосоциального здоровья человека. Они могут быть описаны в категории оптимизма. В отечественной психологии в настоящее время не существует четкого определения понятия оптимизма. Это связано с тем, что оптимизм как психологическая категория – понятие весьма емкое и многозначное. В повседневной жизни под оптимизмом чаще всего подразумеваются такие качества человека, как бодрость, жизнерадостность, жизнелюбие, мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех и в то, что в мире господствует положительное начало и добро. В философском словаре оптимизм и пессимизм определяются как понятия, характеризующие ценностную сторону мировосприятия, в которой мир осмысливается лишь с точки зрения соотношения в нем добра и зла, справедливости и несправедливости, счастья и бедствий. Исходя из динамической функциональной структуры личности К. К. Платонова оптимизм представляет собой устойчивую личностную характеристику, тесно связанную с ее направленностью и установками.
С позиций гуманистической психологии оптимизм рассматривается как вера в безусловно позитивную человеческую природу, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях. К. Роджерс утверждает, что людям свойственно развиваться в позитивном направлении и только неблагоприятные социальные обстоятельства заставляют их прибегать к психологической защите, делают их жестокими, деградирующими, асоциальными и пессимистичными. Экзистенциальный подход также основывается на вере в позитивную сущность человека, однако человек приобретает ее в процессе самосозидания и его позитивная актуализация является результатом собственного свободного и ответственного выбора, т. е. определенной личностной активности.В социальной психологии оптимизм–пессимизм личности рассматривается главным образом как врожденное свойство или как результат первых этапов социализации личности. Социальные условия выступают как одно из важнейших обстоятельств развития оптимизма.
Оптимизм можно рассматривать также как систему взглядов и отношения личности к своей настоящей и будущей жизни, к окружающим людям и самому себе, как проявление общего умонастроения личности. Д. Осгуд в своих трудах отметил, что самое крупное открытие нашего поколения заключается в том, что человек может изменить свою жизнь, изменив отношение к ней. От особенностей системы отношений личности зависят многие явления внутреннего мира, психические состояния и процессы, в том числе и состояние здоровья человека. Согласно концепции «выученной беспомощности» М. Зелигмана [5], определяющей чертой пессимистов является вера в то, что все их усилия бесполезны, что неудачи будут продолжаться долго, погубят все, что бы они ни делали, и виноваты в неудачах они сами. Оптимисты верят, что поражение или жизненные невзгоды имеют временный характер, что они не повинны в них, а причины неудач они приписывают обстоятельствам или другим людям. Поражение не способно сломить оптимистов. Неблагоприятную ситуацию они воспринимают как вызов и с удвоенной энергией (активностью, настойчивостью) борются с ней.
В результате анализа и обобщения научной литературы оптимизм можно определить как устойчивую личностную позицию уверенности человека в преодолении жизненных трудностей или невзгод, уверенности в их временном характере, основанной на вере в силу человеческой природы и в собственные ресурсы. На наш взгляд, оптимизм как система позитивных отношений, жизнерадостного мировосприятия и мировоззрения представляет собой активную жизненную позицию личности, которая оказывает влияние на выбор адаптивных моделей поведения, ролевую позицию и устойчивость к психологическому стрессу и является важной составляющей психологического здоровья личности. Оптимизм как системное качество может иметь различные формы и внутриличностные детерминанты. В связи с этим диагностика оптимизма должна быть направлена не только на выявление степени оптимистического настроя, но также и на активность преобразующего (преодолевающего) поведения, способствующего социальной адаптации и удовлетворенности качеством жизни.
Предлагаемая нами методика является адаптированным вариантом шкалы активности и оптимизма Шуллера и Комуниани (AOS) [15]. Наша российская версия шкалы AOS позволяет выделить пять типов личности, отличающихся по степени выраженности оптимизма–пессимизма и активности–пассивности [2].
Валидизация опросника осуществлялась с помощью сопоставления результатов шкалы AOS и анкетирования 98 студентов технических вузов.[15] С помощью анкеты оценивались установки и умонастроение студентов относительно преодоления настоящих и будущих трудностей в шести значимых сферах их жизнедеятельности: образование, будущая работа, профессиональная карьера, семья, социальная адаптация (контакты), удовлетворенность качеством жизни.
Обнаружено, что у студентов–юношей активность (по шкале AOS) коррелирует с уверенностью в преодолении трудностей семейной жизни, профессионального образования, устройства на квалифицированную работу, достижения высокого качества жизни, а также с общим показателем позитивного жизневосприятия. У студенток активность коррелирует с уверенностью достижения высокого качества жизни и социальной адаптации. У юношей показатель оптимизма по шкале AOS коррелирует с уверенностью преодоления трудностей во всех сферах жизнедеятельности: образование, карьера, семья, социальная адаптация, качество жизни. У девушек оптимизм связан только с уверенностью получения образования, устройства на работу и удовлетворенностью качеством жизни. Очевидно, обнаруженные различия в корреляционных связях в группах юношей и девушек отражают гендерные различия в структурных компонентах оптимизма.
В результате апробации шкалы AOS в группе российских менеджеров среднего звена нами было обнаружено следующее. Менеджеры–оптимисты отличаются высокой адаптивностью к новым ситуациям, интернальным локусом контроля и высокой коммуникабельностью. В трудных жизненных ситуациях они чаще используют конструктивные, проблемно–ориентированнные модели поведения. Среди них реже встречаются лица с высоким уровнем психического выгорания, чем среди пессимистов. Пессимисты хуже адаптируются к новым социально–экономическим условиям, они более агрессивны и склонны обвинять в своих неудачах судьбу или других людей, например своих подчиненных. В стрессовых ситуациях пессимисты часто используют деструктивные модели преодолевающего поведения и управления, характеризуются более низкой стрессоустойчивостью и более высокими показателями выгорания по сравнению с менеджерами–оптимистами. При использовании шкалы AOS в группе брокеров (62 человека) нами было обнаружено, что лица с высоким оптимизмом и активностью меньше подвержены профессиональному выгоранию, чем лица с пессимистическим настроем. Эти данные подтверждает представления о том, что оптимизм как позитивная жизненная установка в сочетании с активностью (энергичностью) – это психологический ресурс устойчивости личности к профессиональным и жизненным стрессам. Оптимизм и поведенческая активностью способствуют здоровому копингу (преодолевающему поведению) и тем самым препятствуют развитию негативных стресс–синдромов, таких как синдром психического выгорания.
Шкала позволяет оценить степень выраженности двух переменных – оптимизма и активности (энергичности) личности, а также определить психологические типы по оси оптимизм–пессимизм.
Инструкции:перед вами список утверждений. Пожалуйста, прочтите внимательно каждое из них и оцените степень вашего согласия с каждым из них. Для этого используйте приведенные на бланке варианты ответов. Зачеркните цифру, соответствующую вашей оценке.
1. Я люблю слушать громкую (энергичную) музыку.
2. Я думаю, что моих жизненных целей слишком трудно достичь.
3. Мне нравятся ситуации с некоторой долей неопределенности, когда я не знаю, что будет со мной дальше.
4. Я люблю бросать вызов судьбе.
5. Судьба более несправедлива ко мне, чем к другим.
6. У меня столько энергии, что я не могу даже два часа просидеть без дела.
7. Я менее счастлив(а), чем другие.
8. Меня раздражают осторожные (медлительные или излишне неуверенные) люди.
9. В настоящее время невозможно верить во что–либо хорошее.
10. Мне нравится соревноваться.
11. Я легко и с удовольствием общаюсь с людьми противоположного пола.
12. Меня пугает мое будущее.
13. Я думаю, что в людях больше плохого, чем хорошего.
14. Мне нравится испытывать острые ощущения (быть в ситуациях, связанных с определенным риском, экстремальные виды спорта).
15. У меня жизнерадостное, приподнятое настроение.
Обработка и интерпретация результатов.В соответствии с «ключом» подсчитывается сумма баллов по двум субшкалам (табл. 7.1), которые соотносятся с квадратом координатной модели (рис. 7.1). Каждому квадрату соответствует определенный тип личности. Оптимизмв данной методике понимается как предрасположенность человека верить в свои силы и успех, иметь преимущественно положительные ожидания от жизни и других людей. «Оптимисты», как правило, экстравертированны, доброжелательны и открыты для общения. Для противоположной категории людей, пессимистов, свойственны сомнения в своих силах и доброжелательности других людей, ожидание неудачи, стремление избегать широких контактов, замкнутость на своем внутреннем мире (интровертированность). Под активностьюв данном контексте понимается энергичность, жизнерадостность, беспечность, безмятежность и склонность к риску. Пассивность проявляется в тревожности, боязливости, неуверенности в себе и нежелании что–либо делать.
Показатели психологических типов (в баллах)
Рис. 7.1.Типы оптимистов и пессимистов
Характеристика типов Квадрат «Р»– «Реалисты» адекватно оценивают текущую ситуацию по своим силам (возможностям) и не пытаются прыгнуть «выше головы», довольствуются тем, что имеют. Как правило, они устойчивы к психологическому стрессу.
Квадрат «АО»– «Активные оптимисты» верят в свои силы и успех, позитивно настроены на будущее, предпринимают активные действия для того, чтобы добиться желаемых целей. Они бодры, жизнерадостны, не подвержены унынию или плохому настроению, легко и стремительно отражают удары судьбы, как бы тяжелы они ни были. В трудных ситуациях используют проблемно–ориентированные стратегии преодоления стресса.
Квадрат «ПП»– «Пассивные пессимисты» – противоположная «Активным оптимистам» категория людей, которые ни во что не верят и ничего не предпринимают для того, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону. Они характеризуются преобладанием мрачного и подавленного настроения, пассивностью, неверием в свои силы. В трудных ситуациях предпочитают стратегии ухода от решения проблем, считают себя жертвой обстоятельств.
Квадрат «АП»– «Активные пессимисты» или «Негативисты». Для них свойственна большая активность, но эта активность часто имеет деструктивный характер. Такие люди, вместо того чтобы созидать новое, предпочитают разрушать старое. В трудных ситуациях часто используют агрессивные стратегии преодолевающего поведения.
Квадрат «ПО»– «Пассивные оптимисты»–«Лентяи». Их девизом можно считать слова: «Все как–нибудь само образуется…» Такие люди уверены в том, что «все будет хорошо», хотя и не предпринимают для этого никаких усилий. Они добродушны, веселы и умеют даже в плохом находить что–то хорошее, однако их отличительной чертой является недостаток активности. Они больше надеются на случай, на удачу, чем на собственные силы. Склонны к пассивному ожиданию или откладыванию принятия решений. «Ключ»
Активность (прямые вопросы): 1, 3, 4, 6, 8, 10, 11, 14, 15.
Оптимизм (обратные вопросы): 2, 5, 7, 9, 12, 13.
Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов» (ОППР)
Н. Водопьянова, М. Штейн
Ресурсные концепции психологического стресса связывают адаптационные возможности человека и устойчивость к стрессогенным жизненным обстоятельствам с наличием личностных (социально–психологичсеских) ресурсов. Хобфолл [11] называет ресурсами то, что является ценным для человека и помогает адаптироваться к стрессовым ситуациям или преодолевать стрессы жизни. В контексте предлагаемой методики «ОППР» ресурсы понимаются как значимые материальные средства (материальный доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные конструкты (желания, цели, система верования, идеи, убеждения), внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние – интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.), состояние душевного и физического благополучия, волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для преодоления реальных или предполагаемых стрессов жизни.
Согласно ресурсной концепции Хобфолла, психологический стресс и риск болезней адаптации возникает при нарушении баланса между потерей и приобретением персональных ресурсов. Психологический стресс развивается в ситуациях трех типов:
• ситуации, представляющие угрозу потери ресурсов;
• ситуации фактической потери ресурсов;
• ситуации отсутствия адекватного возмещения истраченных ресурсов, когда вложение личных усилий либо невозможно для достижения желаемого результата, либо значительно превышает получаемый результат.
Опросник потерь и приобретений персональных ресурсов (ОППР) разработан нами на основе ресурсной концепции психологического стресса С. Хобфолла. С его помощью производится оценка динамического взаимодействия потерь и приобретений личностных ресурсов. Исследователь может задать любой временной интервал жизни реципиентов, от полугода и более.
Инструкция:просим вас заполнить две части опросника. С его помощью определяются переживания относительно ваших возможных потерь и приобретений. Оцените, пожалуйста, по 5–балльной шкале степень напряженности ваших переживаний по каждому пункту опросника. Для этого обведите цифру, которая соответствует напряженности переживании (ощущений): 1 балл – «нет такого ощущения»; 2 балла – «переживание в малой степени»; 3 балла – «Переживание средней степени»; 4 балла – «переживание в значительной степени»; 5 баллов – «переживание очень сильное».
1. Оценка потерь.Пожалуйста, оцените ваши ощущения за последние полгода (год, два) по каждому перечисленному ниже пункту.
2. Оценка приобретений.Пожалуйста, оцените степень выраженности ощущений ваших приобретений за последние полгода (год, два) по каждому перечисленному ниже пункту. Ваши ответы в баллах внесите в бланк для ответов «приобретения».
Обработка и интерпретация результатов.Подсчитывается индекс ресурсности (ИР) как частное от деления суммы баллов «приобретений» на сумму баллов «потерь». Чем больше ИР, тем больше сбалансированы жизненные разочарования и достижения и выше адаптационный потенциал личности, меньше стрессовая уязвимость. Интерпретация ИР может быть произведена в соответствии с уровнями «ресурсности», представленными в табл. 7.2. Для изучения корреляционных связей с другими показателями стрессоустойчивости могут быть использованы показатели «потери ресурсов» и «приобретения ресурсов», соответственно равные сумме баллов по первой и второй части опросника. В наших исследованиях на выборке свыше 100 человек было выявлено, что величины «потерь» и «приобретений» отличаются не только по абсолютным значениям, но также и по их взаимосвязям с показателями качества жизни и психического «выгорания». А именно: сумма «потерь» отрицательно связана с удовлетворенностью качеством жизни, положительно коррелирует с фрустрированностью, стажем и возрастом и с показателями психического «выгорания»: эмоциональным истощением и деперсонализацией. Сумма «приобретений» ресурсов имеет положительные корреляции с индексом качества жизни и отрицательные связи с показателями «выгорания» – редукцией личных достижений и деперсонализацией. Это означает, что «приобретение» ресурсов по своему положительному воздействию не тождественно отсутствию «потерь» ресурсов личности. Первое оказывает, очевидно, более мотивирующее и динамизирующее воздействие на процесс накопления («консервации») адаптационных возможностей и на удовлетворенность жизнью по сравнению с простым отсутствием ресурсных «потерь».
Тестовые нормы для опросника ОППР
Тест «Мое отношение к работе»
К. Маслач, М. Лейтер
Тест позволяет оценить 6 групп факторов отношений, влияющих на развитие синдрома выгорания. Авторами обнаружены значимые корреляции данных факторов с показателями синдрома выгорания.
Повышение удовлетворенности в данных сферах способствует повышению психологической устойчивости работников [13].
Инструкция:перед вами шесть областей работы. В каждой области оцените то, насколько ваша текущая работа соответствует вашим пожеланиям, моделям рабочего поведения и стремлениям. Насколько она вас устраивает? Поставьте галочки в соответствующих разделах.
Этот раздел посвящен рабочему процессу. Вопросы касаются объема работы, типа работы, темпа работы и рабочих требований. Пожалуйста, оценивайте эти факторы с точки зрения долговременной перспективы. Рассматривайте не столько вашу сегодняшнюю рабочую нагрузку, сколько состояние дел за последние несколько месяцев и ваше ожидание того, как будут развиваться ваши дела в обозримом будущем.
Этот раздел посвящен процессу принятия решений на работе. Вопросы касаются объема власти, полномочий в отношении вашей работы и деятельности рабочей группы. Для ответа на эти вопросы не имеет значения, каким образом вы приобрели власть. Вам могли дать полномочия в соответствии с проводимой политикой компании или вы смогли приобрести влияние посредством личных контактов. Суть вопросов заключается в том, чтобы сделать правильный вывод о вашей способности принимать решения относительно работы.
Этот раздел посвящен вознаграждению. Существует много способов получить вознаграждение за работу и не меньше способов – упустить награду. Вопросы этого раздела предполагают, что вы расскажете о том, какого рода поощрения мотивируют вас к качественному выполнению вашей работы (продолжать работу в вашем статусе в данной организации).
Этот раздел посвящен людям, которые составляют ваше социальное рабочее окружение(отсюда обозначение «S» в тесте, которое отличает этот раздел от раздела «Контроль», где используется обозначение «С»). Задумайтесь о людях, с которыми вы встречаетесь на работе: клиенты, коллеги, начальство, подчиненные и др.
Этот раздел посвящен уважению и справедливости. Задумайтесь о важных решениях, которые оказывают влияние на качество вашей рабочей жизни. Как относятся к людям вокруг вас и как вы относитесь к другим людям? В какой мере справедливость и уважение очевидны в жизни вашей компании?
Вы верите в то, что вы делаете? Этот раздел призван отразить то, насколько ваши ценности и ценности вашей компании совпадают. Или не совпадают. Задумайтесь о критических моментах, когда одни ценности вступают в противоречие с другими. Соответствуют ли ценности компании вашим ценностям? Соответствует ли сама компания заявленным корпоративным ценностям?
Обработка и интерпретация результатов.Подсчет количества баллов по тесту дает общую сумму для каждой из шести стратегических областей.
Подсчет баллов осуществляется следующим образом. 1. В каждом из шести разделов поставьте галочку напротив каждого высказывания в соответствующей клетке: «Полностью устраивает», «Скорее не устраивает, чем устраивает», «Полностью не устраивает». Затем введите соответствующий рейтинговый номер – оценку (0, 1 или 2) в графе «Общее количество баллов» напротив каждого высказывания.
2. Просуммируйте количество баллов в каждой стратегической области и укажите общую сумму в строке «Общее количество баллов». Таким образом, вы получите шесть значений «Общее количество баллов» – по одному для каждой стратегической области.
3. В строке «Итого: общее количество баллов» в конце теста введите общую сумму шести значений, а затем разделите это число на шесть.
Полученная информация используется для составления персонального профиля и стратегического руководства по оптимизации взаимоотношений человека с работой. По результатам подсчета строится профиль.
Как использовать профиль
Персональный профиль определяет очертания шести ключевых стратегических областей отношения к работе: профиль показывает те очаги напряжения, которые подвигают вас к выгоранию. Выявляя это, профиль также подсказывает определенную стратегию продуктивной и эффективной борьбы с выгоранием.
Персональный профиль – это ориентир для личностного роста и прогресса. В критические моменты, во время выполнения вашего плана действий вам захочется вернуться к тесту «Мое отношение к работе» для составления нового профиля. Разница между сегодняшним положением дел и последующим результатом послужит отражением вашего продвижения к успеху в деле приведения вашей деловой жизни к тому уровню, на котором вы работаете наиболее эффективно.
Ваш личный профиль отражает вызовы, стоящие перед вами. Вы знали о том, что столкнулись с проблемой выгорания, над которой требуется серьезно работать, а теперь у вас появилось лучшее понимание той стратегической области, которой следует уделить внимание. Но вы хотите идти еще дальше, выйти за пределы этого первоначального озарения и наметить план работы с проблемой, не так ли? Вся суть работы состоит в том, чтобы предпринять определенные серьезные действия для улучшения вашего отношения к работе.
Источник