Культура здоровья
Культура здоровья (англ. — Сulutre of health) — важнейшая составляющая общечеловеческой культуры, трансдисциплинарная отрасль знания, которая решает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека духовного.
Термин предложил в 1968 году профессор В. А. Скумин. С тех пор предоженное понятие прочно вошло в научную и научно-популярную литературу, в повседневную речь.
Содержание
Определение понятия [ править | править код ]
По мнению В. А. Скумина, культуру здоровья следует рассматривать как неотъемлемую составляющую культуры духовно-моральной, культуры труда и отдыха, культуры личности и культуры взаимоотношений. Как любая культура, культура здоровья представляет собой совокупность достижений человечества в таких сферах, как наука, образование, воспитание, идеология, искусство, литература и пр. Культура здоровья — это социальная наследственность, она аккумулирует творческую деятельность в сфере здоровья, определяет систему ценностей и приоритетов каждого человека и всего человеческого сообщества. [1]
В научном исследовании, посвящённом анализу современных подходов к изучению феномена культуры здоровья, на Восьмой Международной научно-практической интернет-конференции «Научный потенциал 2012» приведено определение культуры здоровья, данное В. А. Скуминым в 1995 году:
Культура здоровья — фундаментальная наука о человеке и его здоровье, интегральная отрасль знания, которая разрабатывает и решает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека, его оптимальной биосоциальной адаптации к среде обитания. [2]
Как утверждают в научной работе, опубликованной в 2012 году, теоретики культуры здоровья проф. О. В. Верхорубова и проф. Н. А. Лобанова: [3]
В соответствии с концепцией учения о культуре здоровья, предложенной В. А. Скуминым [4] духовная, психическая, физическая культура определяет состояние здоровья человека. А здоровье — духовное, психическое, физическое — служит предпосылкой достижения более высокого уровня культуры.
Суть Учения Скумина о культуре здоровья, раскрывается, в частности, в статье (2009 год) по обоснованию мировоззренческого аспекта воспитания культуры здоровья у студентов специальной медицинской группы университета: [5]
Русский профессор В. Скумин настаивает на том, что культуру здоровья следует рассматривать как неотъемлемую составляющую культуры духовно-моральной, культуры труда и отдыха, культуры личности и культуры взаимоотношений. По мысли учёного, культура здоровья — это не только механическая связь двух понятий, но синтез, создающий новое качество, новое особое содержание. Она рассматривается им как интегральная отрасль знания, которая разрабатывает и решает теоретические и практические задачи гармонического развития духовных, психических, физических сил человека, формирования оптимальной биосоциальной среды, которая обеспечивает высший уровень жизнетворчества. Таким образом, В. Скумин не только подчёркивает то, что культура здоровья — это отдельное самостоятельное понятие, создающее новое содержание, но и раскрывает её задачу, состоящую прежде всего в развитии духовных, психических, физических сил человека.
Гимн «К Здоровью через Культуру»
Основы Учения Скумина о Культуре Здоровья [ править | править код ]
Концепция Учения [ править | править код ]
Мир через Культуру! Мир — Гармония всего сущего, Культура — почитание Света. Достижение иерархической гармонии духовного, психического, физического начал в каждом человеке, в семье, в обществе; обучение искусству оздоровляющего взаимодействия с миром через приумножение света огней жизни; воспитание качеств, необходимых для устроителей Державы Света Солнечной системы, составляют предназначение Учения — достояния и движущей идеи эволюции духовного этноса.
Основой Учения о Культуре Здоровья являются три устоя: Живая Этика, Рериховское культурное наследие, синтез всех достижений в познании жизни. Учение как интегральная отрасль общечеловеческого знания, последовательно разрабатывает актуальные аспекты гармоничного формирования духовных, психических и физических сил индивидуальности, обеспечения наивысшего уровня жизнетворчества, общинного созидания оптимальной среды обитания духовного этноса в Солнечном космопространстве.
Реализуется идея Учения путём обоснования, внедрения и применения наилучших достижений духовной, психической, физической культуры, воспитания духовно-здорового стиля жизни как эталона природного поведения человека духовного; преображения всех сфер его деятельности на основе Учения о Культуре Здоровья. Освоение Учения в конкретных жизненных условиях помогает сохранять, восстанавливать, приумножать индивидуальное и общинное духовнопсихофизическое здоровье.
Идея Учения привлекает к себе, объединяет, устремляет к наивысшей цели солнечно-духовные сознания независимо от этнической, политической, религиозной принадлежности их носителей. Люди, принимающие идею, мыслят в эволюционном ритме Новой Эпохи. Претворяющие её в действительность, обретают самое ценное — жизнь, наполненную здоровыми, светлыми делами, им сопутствует успех в осуществлении благородных начинаний, в общинном устроении Державы Света Солнечной системы.
Альтернатива хаосу и разложению в мире — преображение жизни на основе Учения о Культуре Здоровья. Это поле труда для всех, кто стремится к самопознанию и совершенствованию через сотрудничество с одухотворёнными творческими силами природы, общества, Космоса; кто добивается победы над нообиосоциальным хаосом и его порождениями; кто осознаёт потребность участия в оздоровлении жизни. Преобразим ареал обитания в храм прекрасно-сияющий. Здоровье через Культуру!
Опираясь на концепцию В. А. Скумина (2002) [6] , профессор О. В. Верхорубова (2013) определила основные cоставляющие культуры здоровья человека:
- Культура здорового образа жизни. Использование составляющих здорового образа жизни: рациональная организация трудовой (учебной) деятельности; правильно организованный режим труда и отдыха; рациональное питание; соблюдение правил личной и общественной гигиены; закаливание; сексуальная культура; рациональное планирование семьи; отсутствие вредных привычек.
- Культура использования опыта, накопленного человечеством. Это стремление и умение сделать лучшие достижения мирового опыта в области здоровья тела и духа личным достоянием в самосовершенствовании, наградой за которое будет не только физическое здоровье, но и ясность ума.
- Культура познания самого себя. Это умения определять свой уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности; применять рекомендации для восстановления и релаксации организма с помощью традиционных и нетрадиционных методов оздоровления.
- Культура учета общественных отношений и экологии, природной и социальной среды. Это понимание и осознание здоровья и здорового образа жизни как личной и общественной ценности. Это понимание того, что здоровье является глобальной проблемой современности, а дальнейшая эволюция возможна только в здоровой природной и социальной среде.
- Культура установления согласованности и гармонии в триедином естестве: теле, уме и эмоциях Правильное соотношение и согласованная работа тела, ума и эмоций. Желательно, чтобы их соотношение было равноценным.
- Культура общения с «врачевателями» При посещении врача не следует перекладывать заботу о здоровье на плечи доктора. Лучше обратиться с просьбой: «Доктор, что ещё я могу сделать для своего здоровья?»
- Культура реализации генетического потенциала организма. Это овладение теорией и практикой оптимизации жизнедеятельности, направленной на адекватную реализацию генетического потенциала организма и развития его резервных возможностей.
- Культура физическая и культура занятий современными видами спорта. Это стремление составлять индивидуальные программы в целях физического самосовершенствования личности, в соответствии с интересами и потребностями личности.
- Культура включения в исследовательскую деятельность. Это включение в исследовательскую деятельность в области развития здоровьесберегающих педагогических технологий, развитие отношений сотрудничества. [7]
Ноопсихофизические комплексы культуры здоровья [ править | править код ]
Ноопсихофизические Комплексы Культуры Здоровья (НПФК) — система упражнений, способствующих самопознанию и самосовершенствованию, гармонизации духовных, психических и физических качеств человека. Двенадцать НПФК разработаны были в русле практического применением и развития оздоровительных идей Агни Йоги и Рерихизма профессором В. А. Скуминым и обнародованы в конце XX — начале XXI веков. [8] [9]
Герб «К Здоровью через Культуру». Репродукция картины Виктора Скумина
Культура здоровья в научном, музыкальном, литературном и художественном творчестве [ править | править код ]
- Формирование культуры здоровья на уроке иностранного языка в средней школе — Евразийская ассоциация здоровья
- Российская государственная библиотека: Скумин Виктор Андреевич. search.rsl.ru. Проверено 25 Marcn 2016.Архивировано из первоисточника 18 мая 2012.
- Российская национальная библиотека: Виктор Скумин. Архивировано из первоисточника 1 февраля 2016.
- Инесса Степаненко.МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИЗБРАННЫХ СТРАНИЦ УЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ. .proza.ru.
- Библиотека Культуры Здоровья. biblmdkz.ru.
- Поэзия Культуры Здоровья. kult-zdor.ru.
- Притчи Культуры Здоровья. kult-zdor.ru. Проверено 9 апреля 2019.
- Учение Скумина о Культуре Здоровья: Видеотека. kult-zdor.ru. Проверено 5 декабря 2018.
- Библиотека культуры здоровья. ЦНБ Харьковского национального университета имени Василия Каразина. Проверено 28 августа 2018.
Скумин (слева) и Ауновская (справа), Подмосковье, 1981
См. также [ править | править код ]
Хасан Гулиев, Скумин В. А., Аркадий Филатов, Зулькарный Соттаев (слева направо)
Примечания [ править | править код ]
- ↑Культура здоровья. washzdrav.com.
- ↑Мойсеюк. В.. П.Современные подходы к изучению феномена культуры здоровья (укр.) . Восьмая Международная научно-практическая интернет-конференция «Научный потенциал 2012». Проверено 12 сентября 2017.Архивировано из первоисточника 3 октября 2012.
- ↑ Верхорубова О. В., Лобанова Н. А. Многообразие определений феномена «культура здоровья» как показатель его многогранности в педагогическом образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета : Научный журнал. — Томск: 2012. — № 5.
- ↑В. А. Скумин.Культура здоровья: избранные лекции. — Чебоксары: К Здоровью через Культуру, 2002. — 264 с. (см. ISBN )
- ↑Грибок Н. М.Сущностная характеристика культуры здоровья студентов специальной медицинской группы. sportpedagogy.org.ua (2009). Проверено 1 апреля 2019.
- ↑Скумин В. А.Культура здоровья: избранные лекции. — Чебоксары: К Здоровью через Культуру, 2002. — 264 с. — ISBN 5-88167-019-1. (см. ISBN )
- ↑О. В. Верхорубова.Спецкурс «Нетрадиционные методы оздоровления будущего учителя» как средство формирования Культуры Здоровья у студентов. cyberleninka.ru. Проверено 15 марта 2019.
- ↑Скумин В. А. Ноопсихофизические комплексы культуры здоровья — biblmdkz.ru
- ↑Скумин В. А. Практика огненной трансмутации: пятый Солнечный ноопсихофизический Комплекс Культуры Здоровья (5СНПФК)
Основная литература [ править | править код ]
- Скумин В. А., Бобина Л. А.Концепция учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 36 с. — ISBN 978-5-88167-037-5. (см. ISBN )
- Скумин В. А., Бобина Л. А.Духовная основа учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 52 с. — ISBN 978-5-88167-038-2. (см. ISBN )
- Скумин В. А., Бобина. Л. А.Научная основа учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 48 с. — ISBN 978-5-88167-040-5. (см. ISBN )
- Скумин В. А., Бобина Л. А.Праздники культуры здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2013. — 52 с. — ISBN 978-5-88167-042-9. (см. ISBN )
Источник
Термины по культуре здоровья
Словарь терминов и понятий
Авитаминозы – Группа различных по клиническим проявлениям заболеваний, развивающихся вследствие резкой недостаточности витаминов в организме (разновидность витаминной недостаточности).
Адаптация – Приспособление организма к изменившимся условиям существования.
Адаптогены – Средства, повышающие устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (температурные колебания, недостаток кислорода, радиационные и химические загрязнения и др.).
Алиментарно-зависимые заболевания – Заболевания, вызванные нарушением питания среди населения, являющиеся факторами риска развития хронических неинфекционных заболеваний. В России уровень заболеваний, связанных с питанием (алиментарно-зависимые заболевания) в два раза выше, чем в Европе.
Антиоксиданты – Средства, предотвращающие или замедляющие окисление молекулярным кислородом; в организме человека являются необходимыми компонентами всех тканей и клеток, предохраняя их от разрушения в результате окисления.
Аюрведа – Древняя индийская медицинская наука, происхождение которой прослеживается более 3000 лет. (Ayurveda) – санскритское слово, полученное из двух слов: «ayu», что означает жизнь, и «veda», означает «знание». Аюрведа – это наука о жизни. С 1985 г. аюрведа признана Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) наиболее эффективной системой альтернативной медицины.
Бактерии – Одноклеточные микроорганизмы (микробы), способные вызывать инфекционные заболевания.
Бактерицидный – Вызывающий гибель бактерий.
Балластное вещество – Вещество, которое проходит через организм в непереработанном виде. Оно не всасывается в кровь и не дает энергии. Главная задача балластного вещества – обеспечение регулярного очищения кишечника. Особенно высокая доля балластных веществ содержится в зерновых продуктах грубого помола. Рекомендуемая ежедневная доза для взрослого составляет 30 г.
Безопасность пищевых продуктов – Состояние обоснованной уверенности в том, что пищевой продукт в обычных условиях его использования не является вредным и не представляет опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Белки – Сложные высокомолекулярные вещества, состоящие из аминокислот, основная часть всего живого.
Биологически активные добавки к пище (БАД) – Природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов. Используются как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ, для оптимизации обмена веществ при различных функциональных состояниях, для нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма, для повышения эффективности диетического (лечебного и профилактического) питания. Не являются лекарственными средствами.
Биологически значимые элементы (в противоположность биологически инертным элементам) – Химические элементы, необходимые организму человека или животного для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Делятся на макроэлементы (содержание которых в живых организмах составляет больше 0,001 %) и микроэлементы (содержание менее 0,001 %).
Витамины – Группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы. Это сборная, в химическом отношении, группа органических веществ, объединенная по признаку абсолютной необходимости их для гетеротрофного организма в качестве составной части пищи.
Витамин D – Поступает в организм с пищей, частично образуется в коже под действием солнечного света; участвует в регулировании обмена кальция и фосфора.
Витаминная недостаточность – Патологическое состояние, вызванное частичным дефицитом каких-либо витаминов в организме (гиповитаминозы) или их резкой недостаточностью (авитаминозы). Витаминная недостаточность развивается вследствие недостаточного поступления витаминов с пищей, нарушения их синтеза в организме или их плохого усвоения.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – Организация, занимающаяся охраной здоровья человека в мировом масштабе. По уставу ВОЗ, здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном – процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.
Гены – Структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая образование какого-либо признака, представляет собой участок дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК).
Гетеротрофные организмы – Организмы, не способные синтезировать органические вещества из неорганических.
Гигиена – Это область, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь.
Гигиена личная – Совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья. Включает общие гигиенические правила, одинаковые для лиц любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон.
Гигиена питания – Отрасль гигиены, изучающая проблемы полноценной пищи и рационального питания здорового человека. В процессе ее развития из гигиены питания выделилась диетология, изучающая питание больных и разрабатывающая принципы лечебного питания. Самостоятельным разделом является и изучение питания в раннем возрасте. Гигиена питания изучает питание человека в зависимости от пола, возраста, профессии, характера труда, физической нагрузки, климатических условий, национальных и др. особенностей, количественной и качественной стороны питания населения различных районов и определяет потребность людей в пищевых веществах соответственно условиям жизни и труда.
Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) – Биополимер, находящийся главным образом в ядрах клетки; является носителем наследственной (генетической) информации.
Диета – Образ жизни, режим питания – совокупность правил употребления пищи человеком или другим живым организмом. Диета может характеризоваться такими факторами, как химический состав, физические свойства, кулинария, обработка продуктов питания, а также время и интервалы приема пищи. Диеты различных культур могут иметь существенные различия и включать или исключать конкретные продукты питания. Предпочтения в питании и выбор диеты влияют на здоровье человека. По Далю – Это правила употребления пищи, по роду ее, качеству, количеству и времени; а также правила на все прочие жизненные потребности, для охранения здоровья, охрана, оберег.
Диетология – Раздел медицины, изучающий принципы правильного, рационального питания здорового и больного человека, различные диеты и методы лечения различных заболеваний и патологических состояний с помощью изменения пищевого рациона, то есть с помощью диеты, так называемая диетотерапия. Диетология также изучает расстройства, возникающие в организме человека при тех или иных нарушениях питания, при недостатке или избытке определенных питательных веществ. Приготовление пищи для больного – предмет особой заботы, задача, требующая изобретательности, а вместе с тем и взвешенности в подходе к делу. В свете современной диетологии продукты для диетического питания делятся на 2 группы: 1) химически и механически щадящие больной орган и 2) регулирующие нарушение обмена веществ. Почти все продукты питания содержат те или иные раздражители – растительную клетчатку, неусвояемые элементы клеточных стенок, вещества, образующиеся при жестких условиях термической обработки и пр.
Здоровье – Состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.
Индекс массы тела (ИМТ) – Показатель для определения избыточного веса. Качество пищевых продуктов – совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище, при обычных условиях их использования. (Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от 2 января 2000 г. (в ред. от 31 марта 2006 г.))
Иммунитет (от лат. immunitas освобождение, избавление) – Невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим свойствами антигена.
Иммунная система – Совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие иммунного ответа; центральными органами иммунной системы являются костный мозг и вилочковая железа, периферическими – селезенка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани; основная функция – обеспечение иммунитета.
Использование пищевых продуктов – Под использованием пищевых продуктов в питании понимается как непосредственное использование в пищу, так и использование продукта при производстве других продуктов и изделий, в том числе кулинарных изделий и готовых блюд. (Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Москвы «О проведении медико-биологической оценки возможности использования пищевых продуктов в питании детей и подростков в организованных коллективах» 28 апреля 2001 г. № 72)
Контаминированные продукты – Инфицированные.
Лечебное питание – Питание больного человека, адаптированное по химическому составу и энергетической ценности диетического рациона, режиму питания к клинико-патогенетическим особенностям болезни и стадии заболевания.
Макроэлементы, или макронутриенты (англ. macronutrient) – Из них преимущественно построены такие органические вещества, как белки, жиры, углеводы, ферменты, витамины, гормоны. Для обозначения макронутриентов иногда используют акроним CHNOPS, состоящий из обозначений соответствующих химических элементов в таблице Менделеева.
Медико-биологическая ценность – Научно обоснованная характеристика пищевой продукции, обеспечивающая оптимальную возможность коррекции алиментарного (нутритивного) статуса (МосМР 2.4.5.005-02 Формирование рационов питания детей и подростков школьного возраста в организованных коллективах с использованием пищевых продуктов повышенной и биологической ценности).
Микробная флора человека (микрофлора) – Сложившаяся в процессе эволюции устойчивая совокупность присутствующих в организме человека видов микробов.
Микронутриент – Микронутриентами называются элементы, содержание которых в организме мало, но они участвуют в биохимических процессах и необходимы живым организмам. Рекомендуемая суточная доза потребления микроэлементов для человека составляет менее 200 мг. Микронутриент – термин, под которым объединяют микроэлементы, витамины и некоторые макроэлементы (калий, кальций, натрий). Поддержание постоянства внутренней среды (гомеостаза) организма предусматривает в первую очередь поддержание качественного и количественного содержания минеральных веществ в тканях органов на физиологическом уровне. Микронутриенты относятся к незаменимым пищевым веществам. Они абсолютно необходимы для нормального осуществления обмена веществ, роста и развития организма человека, защиты от болезней и неблагоприятных факторов окружающей среды, надежного обеспечения всех жизненных функций организма. Организм человека не синтезирует микронутриенты и должен получать их в готовом виде с пищей, причем ежедневно, так как способность запасать эти вещества впрок у организма отсутствует.
Мусорная еда – Этот термин появился в 1970-х гг. в американской прессе для обозначения готовых к еде пищевых фабрикатов, упакованных в прочную герметическую тару с мелкой расфасовкой, рассчитанных на длительное хранение и употребление на ходу – в дороге, в транспорте, на стадионах. Это в основном – сэндвичи, нарезка колбасы, сыра, ветчины, а также острые закуски и напитки в пластмассовых баночках, употребляемые без подогрева в любое время суток в качестве завтрака, обеда или ужина. Название «мусорная еда» первоначально относилось к захламлению уличной территории в местах торговли этими товарами и массового их потребления. Сегодня «мусорной едой» называют пищу с низким качеством, опасную для здоровья человека.
Нутриенты – Питательные вещества (белки, углеводы, жиры и др.).
Обмен веществ (обмен веществ и энергии) – Совокупность процессов утилизации, превращения и выделения веществ и энергии живым организмом.
Ожирение – Отложение жира, увеличение массы тела за счет жировой ткани. Жировая ткань может отлагаться как в местах физиологических отложений, так и в области молочных желез, бедер, живота. Ожирение может развиться в результате нарушения равновесия между принятой пищей и потраченной энергией, то есть повышенного поступления пищи и сниженного расхода энергии; ожирение неэндокринной патологии появляется из-за нарушений в системах поджелудочной железы, печени, тонкого и толстого кишечников; генетических нарушений.
Оздоровительное питание – По мнению ГУ НИИ питания РАМН, это здоровое питание – главная роль в профилактике патологий современного человека: сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных опухолей, сахарного диабета, метаболического синдрома, остеопороза, дисбактериоза и др.
Оздоровительные продукты
• Биологически активные добавки к пище;
• Продукты функционального питания;
• Продукты специального питания;
• Косметические и гигиенические средства.
Пищевая ценность пищевого продукта – совокупность свойств, при наличии которых удовлетворяются физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии. (Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от 2 января 2000 г. (в ред. от 31 марта 2006 г.))
Пищевой продукт – Продукт в натуральном или переработанном виде, употребляемый человеком в пищу (в том числе продукты детского и диетического питания, бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво, безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также пищевые добавки и биологически активные добавки, реализуемые в розничной торговле). (ГОСТ Р51074—2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.)
Пищевой статус – Это параметр, который позволяет судить о качестве жизни, формировать потребительскую корзину и определять факторы риска различных алиментарно-зависимых заболеваний.
Продукты диетического (специализированного) питания – Продукты, предназначенные для лечебного и профилактического питания.
Профилактическое питание – Питание человека, предназначенное для снижения риска развития алиментарно-зависимых заболеваний и профилактики нарушений состояния здоровья, обусловленных воздействием на организм неблагоприятных факторов внешней среды.
Самочувствие – Ощущение своего физического, психического и духовно-нравственного состояния на данный момент хронологического времени.
Смеси композитные сухие – Пищевые продукты диетического питания ежедневного потребления, предназначенные для использования в качестве компонентов приготовления готовых блюд и входящие в состав их рецептур, обогащенные макро– и микронутриентами и минорными биологически активными веществами для повышения пищевой плотности и биологической ценности отдельного блюда или рациона в целом.
Совместимость микронутриентов – Взаимодействие между витаминами и минеральными веществами в процессе их усвоения организмом.
Специализированные пищевые продукты – Пищевые продукты с заданным химическим составом за счет обогащения, элиминирования или замещения макро– и микронутриентов другими пищевыми компонентами, имеющие определенные органолептические свойства и готовые к употреблению в составе пищевых рационов в качестве дополнительного питания.
Трансжиры – Разновидность ненасыщенных жиров. Для этих жиров характерно наличие трансизомеров жирных кислот, то есть расположение атомов и групп по разные стороны двойной связи «углерод – углерод» – так называемая трансконфигурация. Трансжиры могут быть как моно-, так и полиненасыщенными.
Углеводы (сахара) – Природные органические соединения; подразделяются на моносахариды (глюкоза, фруктоза, галактоза и другие), олигосахариды (сахароза, лактоза, мальтоза и другие) и полисахариды (крахмал, целлюлоза, гликоген). Присутствуют в свободном виде и в комплексах с белками и липидами во всех органах и тканях и являются одними из основных питательных веществ.
Уровень «РН» – Это уровень кислотно-щелочного баланса. Шкала РН имеет деления от 0 до 14. Деление 7 называют «нейтральным показателем». Результаты ниже 7 означают повышенную кислотность. Показатели выше 7 означают щелочную среду. Организм использует все возможные ресурсы для того, чтобы поддерживать РН в рамках 7,35-7,45.
Фитотерапия – Лечение, основанное на применении лекарственных растений.
Функциональная пища – Это продукты питания (не капсулы, таблетки или порошки), в производстве которых использованы вещества природного происхождения. В состав продуктов функционального питания могут входить: балластные вещества, аминокислоты, пептиды, протеины, витамины, молочнокислые бактерии, жирные ненасыщенные кислоты, минералы, жизненно важные вещества из растений и антиоксиданты.
Функциональные пищевые продукты – Продукты, предназначенные для систематического (регулярного) употребления в составе пищевых рационов в качестве дополнительного питания всеми возрастными группами населения, снижающие риск развития заболеваний, связанных с питанием, сохраняющие и улучшающие здоровье за счет наличия в их составе функциональных ингредиентов. Использование терминов «диетический», «лечебный», «профилактический», «детский» или их эквивалентов в названиях пищевых продуктов, в информации на потребительской упаковке и в рекламных листах-вкладышах к продукту проводится в соответствии с установленным порядком. Так, информация на потребительской упаковке и листах-вкладышах должна соответствовать документу, полученному при государственной регистрации в соответствии с 52-ФЗ от 30.03.99 с обязательным указанием на потребительской упаковке информации о государственной регистрации – номера соответствующего документа. Определение области применения и этикетирование пищевой продукции проводится на доказательной основе в соответствии с Положением «О порядке оценки эффективности диетических (лечебных и профилактических) продуктов, специализированных продуктов питания для детей, беременных и кормящих женщин, БАД к пище», утвержденным ГУ НИИ питания РАМН 18.01.2006.
Эволюция – Это процесс структурной реорганизации во времени, в результате которой возникает социальная форма или структура, качественно отличающаяся от предшествующей формы. Частным случаем социальной эволюции является социальное развитие.
Источник