Меню

Теоретические задачи психологии здоровья

Определение психологии здоровья и задачи исследования

В прошлом вопросами совершенствования природы человека занималась религия, и в любом ее ответвлении можно обнаружить достаточно проработанную систему психического и духовного роста. К сожалению, в современном мире человеку ста­ло чуждо понятие совершенствования. Утрачено и понимание того, что самораз­витие, рост собственной личности — это помощь не только себе, но и окружаю­щим («Спаси себя — и вокруг тебя спасутся тысячи!»). Поскольку человеческая жизнь — высшая ценность общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство. Еще в древней йоге исходили из положения о том, что человек обязан стремиться к здоровью, ибо здоровье — не эгоистическая цель, а долг перед окружающими.

Человек еще не до конца осознал, что достижения в области материальной культуры неспособны дать ощущение полного счастья («богатство становится бременем, когда оно накоплено»). Эти достижения — лишь фон, на котором стро­ится счастье познания себя, других, расширения и углубления межчеловеческих связей, проникновения в тайны природы и «вечные» тайны бытия. Как остроум­но заметил известный специалист в области здорового образа жизни Поль Брэгг, за деньги можно купить кровать, но не сон; еду, но не аппетит;-лекарство, но не здоровье; дом, но не домашний очаг; книги, но не ум; украшения, но не красоту; роскошь, но не культуру; развлечения, но не счастье; религию, но не спасение.

В каждом веке был свой идеал человека. Наше время создает суррогаты идеа­ла в виде только преуспевающего, «беспроблемного человека», умеющего хорошо приспосабливаться. В противоположность этому психология здоровья предпола­гает формирование гуманистического идеала. Сегодня наука и религия начинают успешно интегрироваться именно в пространстве самосовершенствования чело­века в общем стремлении привести человека к идеалу. Более того, это простран­ство синтезирует как отдельные направления (школы) в психологии, философии, так и сами религии, будь то восточные или западные конфессии. Свидетельство этому — разрастающееся движение трансперсональной психологии, включающей все ценное в области достижения человеком внутренней гармонии и гармонии с окружающим миром.

Общепринятое определение психологии здоровья пока еще не сложилось. При­ведем некоторые точки зрения по этому поводу.

Созданное в 1978 г. отделение психологии здоровья при Американской психо­логической ассоциации возглавил Дж. Матараццо. Сущность психологии здоро­вья он трактует следующим образом. Психология здоровья — это комплекс спе­цифических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвраще­нию и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических кор­релятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению системы здравоохранения и формированию стратегии (политики) здоровья. В зарубежной психологии можно встретить и более лаконичное опре­деление этой науки. Например, под психологией здоровья предлагается понимать всю совокупность базовых знаний по психологии, которые могут найти примене­ние для понимания здоровья и болезни.

Обратимся теперь к отечественным авторам. Психология здоровья включает в себя теорию и практику предупреждения различных психических и психосома­тических заболеваний; мероприятия по коррекции индивидуального развития и адаптации к условиям (требованиям) социальной жизни; создание условий для реализации потенциальных возможностей человека, его удовлетворенности жиз­нью и оказания психологической помощи при завершении жизненного пути. Пси­хология здоровья представляет собой междисциплинарную область психологи­ческих знаний о причинах заболеваний; факторах, благоприятных для здоровья, и условиях развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути че­ловека [5].

Психология здоровья — это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Психология здоро­вья включает практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти. Ее объектом с известной долей условности является «здоровая», но не «больная» личность [1].

Современная практическая психология вплотную приблизилась к пониманию необходимости и готова решать задачи психологического сопровождения челове­ка на протяжении всего жизненного пути. Одна из таких первостепенных задач — здоровье человека. Поэтому, продолжая уже сказанное, психологию здоровья можно определить как науку о психологическом обеспечении здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути [10].

Проанализировав в основном зарубежные монографические издания послед­них двух десятилетий в области психологии здоровья, И. Н. Гурвич [6] делает вывод об их поразительном тематическом разнообразии. Поэтому он считает, что в настоящее время очень непросто вычленить собственно предметную область психологии здоровья. И тем не менее автор полагает, что наиболее адекватным современному состоянию психологии здоровья представляется определение ее именно как предметной области, т. е. через раскрытие перечня основных тем, со­ставляющих предмет теоретических и эмпирических исследований. Не претендуя на исчерпывающую полноту охвата, попытаемся ниже перечислить те основные задачи исследований, которые входят в сферу интересов психологии здоровья. К ним следует отнести:

♦ определение базисных понятий психологии здоровья;

♦ исследование и систематизацию критериев психического и социального здоровья;

♦ методы диагностики, оценки и самооценки психического и социального здоровья;

♦ разработку простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний;

♦ факторы здорового образа жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья);

♦ изучение факторов, влияющих на отношение к здоровью;

♦ психологические механизмы здорового поведения;

♦ формирование внутренней картины здоровья;

♦ коррекцию индивидуального развития;

♦ профилактику психических и психосоматических заболеваний;

♦ исследование состояний предболезни личности и их профилактику;

♦ разработку концепции здоровой личности;

♦ определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия творческого и духовного потенциала личности;

♦ психологические механизмы стрессоустойчивости;

♦ социально-психологические факторы здоровья (семья, организация досуга и отдыха, социальная адаптация, общение и др.);

♦ тендерные аспекты психического и социального здоровья;

♦ разработку индивидуально ориентированных оздоровительных программ с учетом состояния здоровья, половых, возрастных и личностных особенно­стей человека;

♦ детскую и школьную психологию здоровья;

♦ психологическое обеспечение профессионального здоровья;

♦ психологию долголетия, признаки психического старения и их профилак­тику;

♦ психологическую помощь при завершении жизненного пути.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Задачи психологии здоровья

К задачам психологии здоровьяследует отнести:

1. Повышение уровня психологической культуры, под которой мы понимаем степень совершенства, достигнутого в овладении от­раслью психологических знаний и психической деятельностью.

2. Повышение уровня культуры общения, степени совершенства в области внутренней и внешней коммуникации.

3. Определение путей и условий для самореализации, самоосуществ­ления, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.

Все эти три задачи интегрируются в процессах развития и «обога­щения» личности и могут состоять из трех аспектов работы:

2) самовоспитание или самосотворение;

Наличие психической составляющей, то есть человека, во всех об­ластях профилактической медицины определяет масштаб мероприятий психологии здоровья. Вектор ее исследований может быть направлен на частные области сохранения и развития индивидуального и обществен­ного здоровья. Представим наиболее важные из них:

1) психическое здоровье;

2) физическое здоровье;

3) экологическое здоровье;

4) профилактическая наркология;

5) психосоматическая медицина;

6) психология питания;

7) семейное здоровье;

8) сексуальное здоровье;

9) пренатальное, перинатальное и половое воспитание;

10)образование и просвещение;

Можно выделить следующие направления исследований в области психологии здоровья:

1. Роль психологических факторов в сохранении, укреплении и развитии здоровья.

2. Внутренняя картина здоровья.

3. Методы психологического воздействия в укреплении и развитии здоровой личности.

4. Обучение здоровью.

Тем самым психология здоровья включает в себя практику поддер­жания здоровья человека от его зачатия до смерти, представляет собой психологическую базу первичной и вторичной профилактики, а также реабилитации.

Источник

«Лекция 1. Психология здоровья как наука. 1 в. Введение в психологию здоровья. 2 в. Общее понятие, цель и задачи психологии здоровья. 3 в. Общее понятие, критерии психического . »

Лекция 1. Психология здоровья как наука.

1 в. Введение в психологию здоровья.

2 в. Общее понятие, цель и задачи психологии здоровья.

3 в. Общее понятие, критерии психического и психологического здоровья.

4 в. Проблема сохранения психологического здоровья педагогов.

5 в. Профессиональное здоровье учителя. Алгоритм погружения в

Проблема психологического здоровья личности, живущей в

нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социоэкологических условиях, выступает на первый план в конце прожитого – начале нового, XXI века – века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии.

Трудность обсуждаемой тематики состоит в том, что сам термин «здоровье» в менталитете россиян однозначно связан с медициной, а его нарушение – с обязательным лечением у врача, экстрасенса, ясновидящего, других различных направлений традиционной и нетрадиционной медициной.

Читайте также:  Способность какого либо элемента техносферы причинять ущерб здоровью человека материальным

Давайте сначала уточним понятие здоровье. Что же такое здоровье?

Наша медицина занимается, в основном категорией болезни, а не здоровья.

Поэтому и все средства, и мышление врачей направлены на поиск и лечение болезней. То есть официальная медицина стала медициной болезней, а не медициной здоровья. Медицина своими нефизиологическими методами и средствами лишь сглаживает остроту заболеваний, способствуя их переходу в хроническую форму, культивирует новые болезни, никак не способствуя генетическому здоровью человека. В то время как профилактика фактически не существует. Внимание к категории болезни в ущерб изучению состояния здоровья привело к тому, что в нашей медицине здоровье понимается как какое-то одно состояние, для которого достаточно лишь отсутствовать болезни.

Но даже простые наблюдения говорят о том, что различных состояний здоровья может быть очень много. То же можно сказать и о состояниях, промежуточных между здоровьем и болезнью.

По большому счету, здоровье – это полноценный обмен информацией между человеком и средой (Мирозданием). Болезнь появляется всегда сначала на уровне информации. Ведь не секрет, что наш организм состоит на 90 % из воды и что, при воздействии на воду определенной музыки, к примеру Баха, Бетховена, речи Гитлера и т. д. вода принимает определенную структуру молекулярного строения. Нетрудно догадаться, что происходит с нашей жидкостью, находящейся в теле при подобных ситуациях (когда мы сквернословим, злимся, обижаемся, боимся, слушаем определенную музыку).

Болезнь – это отклонение от программы, записанной природой (Всевышним, Создателем, Мирозданием) в генетической матрице человека, сигнализирующей ему об этом.

Болезнь по существу является искажением информации или информационным беспорядком на различных уровнях организации физиологических систем, а поддержание жизни и здоровья – есть суть «контролируемого равновесия» (Т.Г. Гведотт, 1990 г.).

Этот порядок и равновесие наводится, прежде всего, в умах людей на уровне: отношения к себе, окружающим и миру; самооценка; установки;

верования; поведение; ценности; смыслы; жизненная философия и т. д.

Теперь перейдем к рассмотрению словосочетания психология здоровья, которое неоднократно использовалось на протяжении всего 20-го столетия в самых разных контекстах — и в научном, как синоним медицинской психологии, и в метафорическом, чаще в описательном. Констатировать, что это самостоятельная наука — еще рано, но как направление психологии и самостоятельная область знаний психология здоровья проходит научную и практическую кристаллизацию последние четверть века. Предпосылки ее формирования относятся к 20-м годам прошлого столетия, когда в России, США и некоторых странах Западной Европы возник повышенный интерес и к психологии, и к научно обоснованным возможностям укрепления здоровья человека.

Огромная заслуга в развитии психологии здоровья принадлежит академику Владимиру Михайловичу Бехтереву. Доклад на тему: «Личность и условия ее развития и здоровья», с которым В. М. Бехтерев выступил в сентябре 1905 г. в Киеве на 2-м съезде российских психиатров стал программным для последующего развития психологии здоровья.

Формирование психологии здоровья в нашей стране как самостоятельной области знаний началось с 90-х годов.

Итак, давайте перейдем к определению понятия психология здоровья.

Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Уже сейчас ясно, что «психология здоровья» значительно более масштабное понятие, чем, скажем, «психогигиена» или «психопрофилактика», задача которых предупреждать возникновение психических расстройств.

Психология здоровья имеет более широкое поле теоретических и практических задач, включает в себя не только предупреждение развития психической и соматической патологий.

Психология здоровья как научно-практическое направление призвано экологично расширять возможности восприятия и адаптивного поведения человека в его жизненной среде. Расширение рамок сознания неизбежно приводит к пониманию человеком его невостребованных способностей, которые могут побудить жить настолько полно, насколько позволяет присущий ему неосознанный и безмерный потенциал. Совершенствование человека есть процесс, не имеющий конечной формы или портрета идеальной личности.

Потребность саморазвития и обогащения личности не может быть принципиально удовлетворена. Это бесконечное путешествие за горизонт.

Объектом ее является, с известной долей условности, «здоровая», а не «больная» личность. «Немного переупрощая, можно сказать, что З.Фрейд представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью» (А. Маслоу).

Цель психологии здоровья — это сохранение, укрепление и развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья.

В таком случае само здоровье можно рассматривать в качестве оптимальной предпосылки (условий) для выполнения человеком намеченных жизненных целей и задач, что является основой понимания, поиска и реализации смысла жизни. Главной целью ее является всестороннее совершенствование человека.

Задачи психологии здоровья:

1) повышение уровня психологической культуры (степень совершенства в овладении психологическими знаниями и деятельностью);

2) повышение уровня культуры общения (степень совершенства в области внешней и внутренней коммуникации);

3) определение путей и условий для самореализации, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.

Речь идет о работе с психически здоровыми людьми, имеющими те или иные психологические трудности, или решившими стать на путь самосовершенствования. Необходима классификация методов, базирующаяся на критериях, связанных с развитием «зрелой» личности, совершенствованием человека в гармоничном балансе души и тела.

В психологии здоровья имеются два основных понятия: психическое и психологическое здоровье. Рассмотрим эти понятия.

Психическое здоровье – это составная часть медицинского подхода к феномену здоровья, то, что можно констатировать, когда отсутствуют клинически выраженные проявления психопатологии, то есть не поставлен диагноз психического заболевания. Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата.

Психологическое здоровье – это рост личности, проявляющийся в движении от центрированности на себе и целях личного превосходства к задачам конструктивного взаимодействия со средой и социально полезного развития; зрелость личности, проявляющаяся в дисциплине ума, эмоций и поступков.

Пахальян В.Э. трактует психологическое здоровье как динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития.

Если термин «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического и других аспектов.

Психологическое здоровье определяется двумя признаками:

1. Соблюдение в основных формах проявления жизнедеятельности принципа оптимума или «золотой середины».

2. Эффективной адаптацией (социальной, социально-психологической, интрапсихической).

Критерии психического здоровья:

— осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

— чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

— критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам;

— соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям;

— способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами;

— способность планировать и реализовывать собственную жизнь;

— способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Критерии психологического здоровья (по А. Эллису):

1. Интерес к самому себе: чувствительный и эмоционально здоровый человек ставит свои интересы немного выше интересов других, в некоторой степени жертвует собой ради тех, о ком заботится, но не полностью.

2. Общественный интерес: если человек поступает безнравственно, не отстаивает интересы других и поощряет социальный отбор, маловероятно, что он построит себе мир, в котором сможет жить уютно и счастливо.

3. Самоуправление (самоконтроль): способность брать на себя ответственность за свою жизнь и одновременно стремление к объединению с другими без требования значительной поддержки.

4. Высокая фрустрационная устойчивость: предоставление права себе и другим совершать ошибки без осуждения своей личности или личности другого.

5. Гибкость: пластичность мысли, открытость изменениям; человек не ставит себе и другим жестких неизменных правил.

6. Принятие неопределенности: человек живет в мире вероятностей и случая, в котором никогда не будет существовать полной определенности.

7. Ориентация на творческие планы: творческие интересы занимают большую часть существования человека и требуют с его стороны вовлеченности.

Читайте также:  Предоставление единовременной компенсации за вред здоровью

8. «Научное» мышление: стремление быть более объективным, рациональным. Регуляция своих чувств и действий посредством реагирования и оценивания их последствия в соответствии со степенью их влияния на достижение близких и далеких целей.

9. Принятие самого себя: отказ от оценки своей внутренней ценности по внешним достижениям или под влиянием оценки со стороны других;

стремление скорее радоваться жизни, чем утверждать себя («Я люблю себя уже за то, что я живу и имею возможность радоваться »).

10. Риск: эмоционально здоровый человек склонен рисковать оправданно и стремится делать то, что он хочет, даже когда существует возможность неудачи; он стремится быть предприимчивым, но не безрассудно храбрым.

11. Длительный гедонизм: человек ищет удовольствия как от текущего момента, так и от возможного будущего; он считает, что лучше думать как о сегодняшнем дне, так и о завтрашнем, и не одержим немедленным получением удовлетворения.

12. Нонутопизм: отказ от нереалистичного стремления к всеохватывающим счастью, радости, совершенству или к полному отсутствию тревоги, депрессии, унижения своего достоинства и враждебности.

13. Ответственность за свои эмоциональные нарушения: склонность принимать на себя большую часть ответственности за свои поступки, а не стремление с целью защиты обвинять других или социальные условия.

Причины психологической нестабильности учителей и содержание негативных тенденций:

Явно недостаточный для самообеспечения размер заработной платы вынуждает учителей увеличивать свою нагрузку, что создает ситуацию хронической усталости. Она усугубляется ролевым конфликтом работающей женщины, совмещающей работу с семейными обязанностями. По известным причинам во время ежегодных отпусков учителя не имеют возможности полноценно восстановить силы.

Пребывание в ситуации хронического стресса и приводит к выявленным негативным последствиям: наблюдается высокий уровень психического напряжения, острая потребность в помощи, тревога и депрессивные тенденции, которые сопровождаются апатией или хаотичной активностью.

Истощение адаптационных ресурсов приводит к астено-невротическим реакциям. Повышенная озабоченность вопросами здоровья небезосновательна: в таких состояниях велика вероятность развития психосоматических заболеваний, в частности, гипертонической болезни.

Другими выявленными следствиями переутомления, специфичными для профессий с высокой коммуникативной насыщенностью труда, являются выраженные признаки эмоциональной холодности, неадекватность эмоций, своеобразие восприятий и суждений, избирательность и поверхностность контактов. Трудно предположить, что в таком состоянии возможна реализация принципа гуманизации образования, индивидуализация обучения и личностно-ориентированный подход.

Вторая существенная причина для нарастания негативных личностных тенденций — противоречия между декларируемым в обществе высоким статусом учительской профессии, действительным ростом престижа качественного образования и реальным статусом учителей, который, в частности, проявляется в уровне зарплаты. В качестве компенсаторной реакции на это противоречие у учителей развивается озабоченность собственным престижем, повышенная тенденция к самоутверждению, излишняя чувствительность к действительным или мнимым несправедливостям, подозрительность к окружающим, упрямство, агрессивность. Эти следствия хронически испытывают на себе ученики и их родители.

Только часть отмеченных причин психологической нестабильности учителей являются общими, нормативно заданными для данной профессии. Выявленные симптомы нарушений психологического здоровья вполне укладываются в рамки синдрома эмоционального выгорания, которому подвержены представители профессий с коммуникативной насыщенностью труда.

Уровень выраженности психических нарушений должен ставить вопрос о профессиональной пригодности работающих учителей. Но этот вопрос не только не решается, но даже и не ставится на должном уровне.

Динамические характеристики-дихотомии, влияющие на психологическое здоровье учителя:

1) гибкость (учитель быстро реагирует на изменение ситуации, быстро переключается с одного вида работы на другой, часто изменяет первоначальный план урока) — традиционность (учитель с трудом приспосабливается к изменяющейся ситуации, строго придерживается заранее составленного плана урока);

2) импульсивность (учитель часто импровизирует на уроке, многое делает аффективно) — осторожность (учитель заранее продумывает свои действия на уроке, тщательно анализирует их результат);

3) устойчивость по отношению к изменяющейся ситуации (учитель в своей деятельности ориентируется не на ситуацию, возникающую на уроке, а на собственные цели) — неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации (поведение учителя в большой степени зависит от ситуации, возникающей на уроке: настроения и подготовленности всего класса и отдельных учащихся);

4) стабильное эмоционально-положительное отношение к учащимся (учитель ровен, доброжелателен, терпим, у него отсутствуют резкие спады и подъемы настроения) — неустойчивое эмоциональное отношение к учащимся (учитель легко выходит из равновесия, отличается ситуативностью в оценке деятельности и свойств личности учеников);

5) наличие личностной тревожности (учителя характеризуют эмоциональная напряженность, беспокойство, повышенная чувствительность к неудачам и ошибкам) — отсутствие личностной тревожности (перечисленных выше симптомов нет);

6) в неблагоприятной ситуации: направленность рефлексии на себя (при анализе неудачного урока учитель берет вину за случившееся и ответственность за исправление положения на себя) — направленность рефлексии на обстоятельства (учитель рассматривает неудачу таким образом: «Бывает. Обойдется») — направленность рефлексии на других (за неудачу учитель винит учащихся, коллег, перекладывает ответственность за исправление положения на других).

Рефлексия рассматриваемая нами как умение или неумение учителя адекватно анализировать особенности и результативность своей деятельности, влияющие на психологическое здоровье, определяется также и как саногенная – патогенная, о которой мы будем говорить ниже.

Здоровье педагога – деликатная и многоаспектная проблема.

Обозначая ее значимость Митина Л.М., говорит о том, что профессиональное здоровье учителя – основа эффективной работы современной школы и ее стратегическая проблема.

Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью.

Психологический дискомфорт учителя имеет большое значение для его здоровья – физического, психического, профессионального.

Психологический дискомфорт возникает в связи с объективно и субъективно существующими причинами:

1. физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;

2. высокий уровень ответственности;

3. тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;

4. авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами.

5. эмоциональное выгорание: это и высокий уровень сензитивности и эмпатии, сложность процесса межличностного педагогического взаимодействия, отсутствие навыков саморегуляции психических состояний и оптимизации собственной профессиональной деятельности.

Субъективными причинами, на наш взгляд, являются фрустрации потребностей педагога: потребностей в уважении, одобрении плодов деятельности, психологической поддержки.

Анализ психологической составляющей профессионального здоровья позволяет выделить такие негативные явления, как феномен “учительской агрессии” (экспрессивная, импульсивная, враждебная и инструментальная агрессия).

Отрицательные эмоциональные состояния: стресс, страх, тревога, агрессия особенно вредны при общении учителя с детьми. Накопившиеся отрицательные эмоции приводят к вербальной агрессии.

Профессиональное здоровье учителя мы определяем как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности.

Восстановление профессионального здоровья учителя – это не просто лечение, а управление механизмами, детерминирующими развитие личности, способствующими формированию позитивного самоотношения, открытому воздействию с миром, готовности к изменениям, принятию на себя ответственности.

Особое место в режиме здоровой жизни принадлежит распорядку дня. Давайте проанализируем, сколько времени составляет рабочий день учителя.

1. На педагогическую деятельность учителя уходит 7,5 часов.

2. На подготовку учителя к урокам уходит, в среднем, 3,2 часа.

3. На организацию дополнительных мероприятий учитель затрачивает 1,4 часа.

4. На активный отдых учитель тратит 2,2 часа.

Итак, на сон у учителя остается 6,2 часа. И что мы видим?

Рабочий день учителя, в среднем составляет 12 часов. Как учебная деятельность влияет на здоровье? Какие заболевания связаны с нею?

Заболевания, связанные с учебной деятельностью:

— 95% учителей имеют заболевания нервно-психической природы;

— 30% беспокоят заболевания сердечно-сосудистой системы;

— 26% страдают заболеваниями костно-мышечной системы;

— 21% указывают проблемы со зрением;

— 20 % часто болеют ЛОР заболеваниями;

— 15% испытывают отклонения и болезни пищеварительной системы.

ВНИМАНИЕ! После 10 лет педагогической деятельности среди учителей нет ни одного абсолютно здорового человека.

На самочувствие педагогов влияют:

— Моменты творческого озарения;

— Уважение школьников и их родителей;

— Моральный климат в коллективе;

— Изменения в поведении «трудных» учеников;

— Достойная заработная плата.

— Нервное напряжение на уроке;

— Дежурство по школе;

— Командно-административный тон руководителей;

— Работа с «трудными» детьми;

— Низкая заработная плата и престиж профессии.

Наибольшую опасность для здоровья учителя представляет:

— 64% — конфликтные отношения с «трудными» учащимися;

— 51% — конфликтные отношения с родителями школьников;

— 49% — конфликтные отношения с администрацией школы.

Читайте также:  Документ по охране здоровья населения

Довольно много энергии учитель отдает:

— 45% — налаживанию отношений с учащимися на своем предмете;

— 35% — налаживанию отношений со своим классом;

— 29% — налаживанию отношений с одаренными учениками;

— 24% — налаживанию отношений со своими собственными детьми.

Какова связь между профессиональной удовлетворенностью педагога и мотивацией его деятельности?

Коротко остановимся на этом вопросе. Удовлетворенность профессией существенно коррелирует с оптимальностью мотивационного комплекса педагога и уровнем эмоциональной нестабильности (отрицательная зависимость). Иначе говоря, удовлетворенность избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у педагога мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий — внешней отрицательной.

Высокая эмоциональная нестабильность связана со снижением удовлетворенности профессией. Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность.

О внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности стремление к удовлетворению иных потребностей, внеположных самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т. д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации.

МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (методика К. Замфир в модификации А. Реана) ИНСТРУКЦИЯ: Прослушайте предлагаемые Вам мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для Вас по пятибалльной шкале.

1 – в очень незначительной мере; 2 – в достаточно незначительной мере; 3

– в небольшой, но и не в маленькой мере; 4 – в достаточно большой мере;

5 – в очень большой мере.

ПЕРЕЧЕНЬ МОТИВОВ:

1. Денежный заработок.

2. Стремление к продвижению по работе (службе).

3. Стремление избежать критики со стороны руководителей и коллег.

4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей.

5. Потребность в достижении социального престижа и уважении со стороны других.

6. Удовлетворение от самого процесса и результата труда.

7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности.

ОБРАБОТКА:

1. Подсчитываются показатели внутренней мотивации:

ВМ= оценка п. 6 + оценка п. 7;

2. Подсчитываются показатели внешней положительной мотивации:

оценка п. 1 + оценка п. 2 + оценка п. 5;

3. Подсчитываются показатели внешней отрицательной мотивации:

ВОМ= оценка п. 3 + оценка п. 4;

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (возможно, и дробное).

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ, ВОМ.

К наилучшим оптимальным, мотивационным комплексам относят следующие два типа сочетаний: ВМ ВПМ ВОМ и ВМ = ВПМ ВОМ

Наихудшим мотивационным комплексом является следующий тип:

Кроме этих комплексов могут быть и промежуточные, иные с точки зрения их эффективности. При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности. Следует видеть, когда имеет место снижение показателя внешней отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.

МЕТОДИКА: «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ИЗБРАННОЙ ПРОФЕССИЕЙ» (А. А.

Реана; модификация методик В. А. Ядова, Н. В. Кузьминой) Методика позволяет определить удовлетворенность учителя избранной профессией на основе подсчета индекса удовлетворенности ИУ.

ИНСТРУКЦИЯ: Прослушайте предлагаемые Вам вопросы по поводу удовлетворенности профессиональной деятельностью и дайте ответ по пятибалльной шкале. Значения ответов: 1. – нет; 2. – скорее нет, чем да; 3. – не знаю; 4. – скорее да, чем нет; 5. – да.

ВОПРОСЫ:

Шкала А: Удовлетворены ли Вы избранной профессией?

Шкала В: Хотели бы Вы, оставаясь специалистом в своей области (биологом, историком, физиком и т. д.) работать не в школе?

Шкала С: Если бы Вам снова пришлось выбирать профессию, выбрали бы Вы профессию учителя?

ОБРАБОТКА:

Шкала А. 1 2 3 4 5 (баллы) Шкала В. 1 2 3 4 5 (баллы) Шкала С. 1 2 3 4 5 (баллы)

1. Первичные баллы по шкале В переводятся в обратные следующим образом: 1 балл соответствует 5 единицам; 2 балла – 4 единицам; 3 балла – 3 единицам; 4 балла – 2 единицам; 5 баллов соответствует 1 единице.

2. Подсчитывается индекс удовлетворенности ИУ, как усредненная сумма баллов по всем трем шкалам: ИУ= (А+В+С)/3

3. Полученный результат сравнивается с нормативами:

От 1 до 1,5 балла – удовлетворенность очень низкая (неудовлетворенность).

От 1,6 до 2,5 балла – удовлетворенность ниже среднего.

От 2,6 до 3,5 балла – удовлетворенность средняя.

От 3,6 до 4,5 балла – удовлетворенность выше среднего.

От 4,6 до 5,0 балла – удовлетворенность высокая.

Алгоритм погружения в непривязанный труд:

1. отказ от ожидания наград (похвалы);

2. полное сосредоточение на содержании деятельности, что и порождает вдохновение, так как происходит отключение от окружения и мысли;

3. владение саногенным мышлением, которое угашает своевольную активность отдельных эмоций, происходящих от социального сравнения, самооценки, оценки других, зависти, гордости, обиды, вины и ущемленного достоинства;

4. создание настроения служения делу или Богу, радостного жертвоприношения труду;

5. выработка привычки полной погруженности в труде, стремление делать все наилучшим образом, независимо от социальной ценности работы и её плодов;

6. непринуждение себя к работе, т. е. не работать, когда не хочется работать (гипертимика очень трудно заставить делать чего он не хочет делать), всегда работать по желанию, однако это не исключает деятельности, связанной с долгом;

7. по возможности следовать формуле: «Я ничего не желаю от труда и ни в чем не нуждаюсь и все же я занят выполнением предписанного долга, который я выбрал сам»;

8. престиж и его цена меня не занимают, пока я тружусь;

9. я равнодушен к успеху и неудачам; успех – это хорошо, неудачи – лучше, так как я узнаю ее благотворное последствие.

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №1 п. НАХАБИНО ВЛИЯНИЯ ИОНОВ СЕРЕБРА НА МИКРООРГАНИЗМЫ Авторы работы: Гурба Михаил, Панченко Павел, Суворова Дина, ученики 11 “А” класса;Научный руководитель: Лукуткина Ольга Анатольевна, учитель биологии, Алтынникова Наталья Алексеевна, учитель химии. Нахабино 2012. »

«ШАЙКЕВИЧ Елена Владимировна ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ БЛИЗКОРОДСТВЕННЫХ ВИДОВ НАСЕКОМЫХ И РОЛЬ СИМБИОНТОВ В ИХ ЭВОЛЮЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КОМПЛЕКСА ВИДОВ Culex pipiens И Adalia spp). 03.02.07 – генетика ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени доктора биологических наук Научный консультант член-корр. РАН, доктор биологических наук. »

«УДК 550.47 Вестник СПбГУ. Сер. 7. 2013. Вып. 2 И. И. Подлипский ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИЛЕГАЮЩИХ ТЕРРИТОРИЙ ПОЛИГОНА БЫТОВЫХ ОТХОДОВ (г. ПИТКЯРАНТА, РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ) Введение Свалки и полигоны тве. »

«Экология животных Юг России: экология, развитие. № 1, 2013 Ecology of animals The South of Russia: ecology, development. № 1, 2013 УДК 595.7(470.67) ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ЖУКОВ-ДРОВОСЕКОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Абдурахманов Ш.Г. © 2013 Дагестанский государственный университет Впервые в районе исследован. »

«Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2016. – Т. 25, № 3. – С. 133-151. УДК 595.763.33 ЭКОЛОГО-ФАУНИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАФИЛИНИД (COLEOPTERA, STAPHYLINIDAE) – ОБИТАТЕЛЕЙ МУРАВЬИНЫХ ГНЕЗД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ © 2016 И.Н. Гореславец Самарск. »

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» ИОНЦ «Экология и природопользование» Биологический факультет Кафедра экологии Кафедра физиологии и биохимии. »

«Федеральное агентство научных организаций (ФАНО России) ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ ИНСТИТУТ ЦИТОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (ИНЦ РАН) УТВЕРЖДАЮ: ВРИО директора ИНЦ РАН академик Н.Н. Никольский _ 2014 г. Программа-мин. »

«Руководство зоопарков по содержанию леопардов Биология и статус вида (EAZA) (Panthera pardus spp.) i Руководство Европейской ассоциации зоопарков и аквариумов (EAZA) по содержанию леопардов (Panthera pardus spp.) Издание первое, сентябрь 2009 года Со. »

«Вестник КрасГАУ. 20 13. №6 В Е Т Е Р И Н А РИ Я И Ж И В О ТН О В О Д С ТВ О УДК 619:616.98:579 С.М. Алексеева, О.Б.Бадмаева, В.Ц. Цыдыпов К ВОПРОСУ ИЗМЕНЧИВОСТИ БИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КЛАССИЧЕСКИХ ВАРИАНТОВ ВОЗБУДИТЕЛЕЙ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (литературный обзор) В статье проведен литературный обз. »

2017 www.pdf.knigi-x.ru — «Бесплатная электронная библиотека — разные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник

Adblock
detector