1 Теоретические основы социальной медицины
Теоретические основы социальной медицины
Социальная медицина (СМ) – наука о здоровье общества, о социальных проблемах медицины. Она изучает закономерности влияния социальных факторов на здоровье человеческих коллективов и определяет пути его сохранения и укрепления.
Управление здравоохранением – это система руководства осуществления государственных и общественных мероприятий, направленных на улучшение и сохранение общественного здоровья.
Социальная медицина – наука профилактическая, сложилась во второй половине 19в. Профилактические мысли медико-социального предписания встречались и в древнем мире (средних веках). (Гиппократ, Гален, Цельс, Авиценна). Важной вехой явился труд итальянского врача Бернардино Рамацини 1070г. – « О болезнях ремесленников».
Отечественная Социальная медицина была оригинальна, с самобытным характером. Первые профессора Московского университета высказывали важные профилактические мысли.
Письмо Ломоносова к графу Шувалову «О размножении и сохранении российского народа» раскрыло причину низкого прироста населения. С.Г. Зибелин – первый русский профессор на медицинском факультете, установил статистические показатели детской смертности, уровня народного здоровья. Профилактическими вопросами занимались: Данимо Самойлович, Мудров, Максимович-Амбодик, Харовицкий. Н. И. Пирогов писал: «уменьшение смертности в массах зависит от дельного энергичного рационального применения административных и гигиенических мер». Вопросам профилактической медицины уделяли много внимания Боткин, Захарьин, Остроумов. Первое практическое руководство по социальной медицине профессор и ректор Петербургской медико-хирургической академии, придворный врач Йоган Франк: «Система совершенной медицинской помощи». Его другой труд – « О лечении людских болезней».
Впервые термин «Социальная медицина» применили французские учёные Рашу и Фарко в сер 19 в. В Англии крупные деятели общественного здравоохранения Э. Чедвиг, Дж. Саймон. В русской литературе впервые этот термин применил Португалов.
Развитию Медико – социальной мысли в России способствовали Эрисман, Куркин, Френкель. Первую кафедру Социальной медицины организовал в Берлинском университете – Эрисман читал курс общественной медицины. Первые кафедры социальной медицины (1922) были организованы в 1ММУ – Семашко, 2 ММУ – Соловьёвым. Пользовались они переводным учебником Фишера.
1936г. – появился первый отечественный учебник . 1941 – кафедры переименованы в кафедры «Организации здравоохранения». Восстановлены названия только в 1966г.
Место Социальной медицины среди других наук
Социальная медицина находится общественными и естественными науками, клиническими и гигиеническими дисциплинами. Социальная медицина — объединяющая, интегрирующая наука.
Теоретическая основа Социальной медицины является: 1. Материалистическое учение о природе и обществе, о взаимодействии соц. И биологических закономерностей. 2, Достижения современной мед. науки.
Человек — существо биосоциальное.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов (ВОЗ).
Здоровье – это состояние полного социального, биогенетического, психофизиологического и физического благополучия, при котором все системы уравновешены социальной и природной средой, отсутствуют болезненные состояния, заболевания и физические дефекты.
Граница м-у здоровьем и болезнью условна, она бывает стёрта. Триединая сущность болезней: биологическая, психическая и социальная. Здоровье и болезнь рассматриваются как развившиеся в результате многих причин – биологических и социальных. Биологическое предшествует социальному, по-разному реализуясь в психическом и физическом развитии человека. Рассмотрим безусловные рефлексы – пищевой и половой. Смерть от голода – пища не попадает в желудок. 1. Непроходимость пищевода – биологический процесс. Чаще касается одного человека. 2. Нет возможности приобрести пищу – соц. процесс, чаще массово. Зачатие и рождение ребёнка – процесс биологический. 25 на 1000 – уровень рождаемости высокий, но сейчас резко снизилась рождаемость 10-12 на 1000, разко увеличилась смертность. Естественный прирост был раньше положительный, сейчас – отрицательный. Сказывается влияние соц. факторов
Соц. факторы реализуются через биологические и доминируют над ними. Здоровье и заболеваемость – социально обусловлены, определяются всем комплексом труда и быта человека. Соц. факторы бывают:
1. непосредственно связанные с производственной деятельностью.
2. Не связанные с производственной деятельностью.
К соц. факторам относятся: условия труда, жилищные условия, условия питания, культура, образование, состояние здоровья. Соц. факторы:
1. Могут создавать или стимулировать предрасположенность к заболеванию (хроническое недоедание, частое переутомление)
2. могут быть причинами заболевания (профболезни, производственный травматизм)
3. Усилить действия основного заболевания
4. Влиять на течение болезни
Основная идея социальной медицины – все заболевания социально обусловлены.
Показатели, определяющие здоровье населения:
1. Демографические показатели (рождаемость, смертность)
2. Показатели заболеваемости
3. Показатели инвалидности
4. Показатели физического развития населения
Социальная медицина как наука имеет свою методологию. Методы:
1. Статистические – метод универсальный, является составной методологической частью социальной медицины
2. Исторический – анализ ошибок прошлого даёт возможность предотвратить их повторение
3. Экспериментальный – организационный эксперимент
4. Экономических исследований
5. Экспертных оценок тесно связан со статистическим методом
6. медицинского анализа и моделирования. Системный анализ и системный подход – методология комплексного изучения системы
Человек является системой. Здравоохранение — тоже система. Системный анализ позволяет выявить положительные и отрицательные стороны и разработать коррекцию. Математическая разработка моделей реальных процессов позволяет использовать ЭВМ.
Основные принципы охраны здоровья граждан:
1. Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечении связанных с ними гос. Гарантий.
2. Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан
3. Доступность медико – социальной помощи
4. Соц. защищённость граждан в случае утраты здоровья.
5. Ответственность органов гос. Власти и управления предприятий учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Эти принципы записаны в основном законе – Конституция РФ. Существует 3 системы здравоохранения: государственная, муниципальная, частная. Областные больницы – государствены, городские – муниципальные, частные – криотерапия, стоматологические фирмы.
Существуют три органа управления здравоохранением:
1. Министерство здравоохранения и медицинской промышленности. Ведает ЛПУ и аптеками.
2. Госкомитет по сан-эпид надзору (ведает службой санэпид благополучия).
3. РАМН (научно исследовательские центры и их филиалы. Например, в Томске и Новосибирске не только научные центры, но и центры высоко квалифицированной мед помощи.
МЗ включает в себя: — Коллегия;
— Главное управление: 1. Оказание помощи взрослым (в составе есть главный специалист) 2. Оказание помощи женщинам и детям (главный педиатр и главный акушер гинеколог). 3. Профилактическая медицина 4. Кадров 5. Учебных заведений МЗ РФ.
— Госфармацевтический комитет – без него не может быть выпущено ни одно лекарство.
МЗ России подчинены на местах: в республиках – свои министерства, в областях – департаменты или главные управления здравоохранением. По всем административно – хозяйственным вопросам подчиняются местному правительству (администрации), по медицинским вопросам – МЗ РФ.
В Омской области ГУЗО при администрации Омской области по всем административно – хозяйственным вопросам подчиняется главе администрации, по мед вопросам – МЗ РФ. В городе – департамент здравоохранения по адм-хоз вопросам подчиняется мэру, по мед вопросам – ГУЗО. Главный врач района по адм-хоз вопросам – администрации района, по мед вопросам – департаменту.
Особенность управления: МЗ касается только мед вопросов. По вертикали – медвопросы, по горизонталь – адм-хоз вопросы. Вопросы назначения решаются на местах. Наша ОГМА – федерального подчинения (МЗ РФ), на месте подчиняется номинально комитету по высшему образованию, комитет не может снять с руководящей должности. Административные назначения в МЗ.
Источник
Статья: Теоретические основы здравоохранения
Название: Теоретические основы здравоохранения Раздел: Рефераты по медицине Тип: статья Добавлен 00:04:30 07 июля 2011 Похожие работы Просмотров: 3586 Комментариев: 13 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать | |||||
Принципы советского здравоохранения | Принципы развития национального здравоохранения (23 ВАЗ ВОЗ, 1970 г.) | Принципы охраны здоровья граждан («Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», 1993 г.) |
1. Государственный характер здравоохранения. 2. Доступность и бесплатность квалифицированной медицинской помощи. 3. Профилактическая направленность здравоохранение. 4. Единство медицинской науки и практики. 5. Широкое участие населения в управлении здравоохранением. | 1. Провозглашение ответственности государства и общества за охрану здоровья населения. 2. Создание общенациональной системы служб здравоохранения. 3. Организация подготовки национальных кадров здравоохранения всех уровней. 4. Органичное сочетание лечебной и профилактической работы во всех медицинских учреждениях и службах, первоочередная охрана здоровья женщин и детей. 5. Обеспечение всего населения квалифицированной общедоступной профилактической и лечебной помощью без финансовых и других ограничений. 6. Широкое использование в каждой стране достижений мировой науки и практики. 7. Санитарное просвещение граждан. 8. Личная и коллективная ответственность всех членов общества за охрану здоровья людей. | 1. Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. 2. Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан. 3. Доступность медико-социальной помощи. 4. Социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья. 5. Ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. |
Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.
Приоритетным структурным элементом системы здравоохранения является профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения.
Главное направление в развитии и совершенствовании здравоохранения на современном этапе — охрана материнства и детства, создание оптимальных социально-экономических, правовых и медико-социальных условий для укрепления здоровья женщин и детей, планирование семьи, решение медико-демографических проблем.
Государственный характер здравоохранения обеспечивает финансирование, подготовку и усовершенствование кадров. Деятельность органов и учреждений осуществляется на основе государственного законодательства и нормативно-правовых документов. Принцип единства медицинской науки и практики реализуется в виде совместной деятельности и внедрения научных разработок в учреждениях здравоохранения.
К числу важнейших теоретических проблем здравоохранения относятся: социальная обусловленность общественного здоровья, болезнь как биосоциальный феномен, основные категории здравоохранения (общественное здоровье, материально-экономическая база, кадры и т. д.), формы и пути развития здравоохранения при различных социально-экономических условиях и др.
Всемирной организацией здравоохранения определены 4 категории обобщенных показателей, которые характеризуют состояние здравоохранения в стране: 1) показатели, относящиеся к политике в области здравоохранения; 2) социальные и экономические показатели; 3) показатели обеспеченности медико-социальной помощью; 4) показатели состояния здоровья населения.
§ 2. Этапы развития здравоохранения в России
Первым государственным органом управления медицинским делом в России был Аптекарский приказ, созданный в 1620 г. В XVIII столетии, в период осуществления больших преобразований в экономике, науке, культуре и медицине, совершенствовались и органы управления здравоохранением: в 1721 г. появилась Медицинская канцелярия, в 1763 г. — Медицинская коллегия.
Подготовка медицинских кадров осуществлялась в госпитальных школах (с 1707 г.), медико-хирургических училищах (с 1786 г.), а с 1798 г. — в Петербургской и Московской медико-хирургических академиях. В 1725 г. открылась Петербургская академия наук, а в 1755 г. был создан первый в стране Московский университет с медицинским факультетом.
Выдающийся вклад в охрану здоровья внес М. В. Ломоносов, который в своем труде «Слово о размножении и сохранении российского народа» дал глубокий анализ здравоохранения и предложил ряд конкретных мер для улучшения его организации.
В первой половине XIX в. формируются первые научные медицинские школы: анатомическая (П. А. Загорский), хирургические (И. Ф. Буш, Е. О. Мухин, И. В. Буяльский), терапевтические (М. Я. Мудров, И. Е. Дядьковский). Н. И. Пирогов создает топографическую анатомию и военно-полевую хирургию, в которой выдвинул положение о важности организации медицинской помощи во время боевых действий, подчеркнул исключительно высокую роль предупредительной медицины. Н. И. Пирогов впервые в мире в военно-полевых условиях применил для наркоза этиловый эфир (1847 г.), разработал много методов оперативного лечения, являющихся и сегодня классическими, первым в стране использовал на войне женский труд (1853 г.).
Со второй половины XIX в. вопросами охраны здоровья, помимо государственных структур, занималась и общественная медицина: общество охранения народного здравия (1878 г.), общество врачей в память Н. И. Пирогова (1885 г.). Много в этом плане было сделано С. П. Боткиным, который через организационные формы общественной медицины (медицинская периодическая печать, медицинские общества, съезды, комиссии) создал первую в России участковую систему оказания медицинской помощи (земские врачи), положил начало организации санитарного дела в Петербурге (1882 г.), был инициатором строительства в столице образцового инфекционного стационара (1882 г.).
В 70-е годы прошлого столетия сформировалась отечественная гигиена как самостоятельная дисциплина, создавались первые научные гигиенические школы (А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман).
А. П. Доброславин — основоположник гигиенической школы экспериментального направления. Он исследовал химический состав продуктов питания, организовал первую в России лабораторию для проведения экспериментальных исследований по гигиене питания, был инициатором создания диетических столовых и кулинарных школ при них. Специалист по военной гигиене. Организатор многих мероприятий по оздоровлению населенных мест, улучшению водоснабжения и канализации. Разработал планы народной школы в городе и на селе, здорового крестьянского жилища, земских больниц. Один из учредителей Русского общества охранения народного здравия и организатор научно-популярного гигиенического журнала «Здоровье» (1874—1884 гг.).
Ф. Ф. Эрисман — основоположник гигиенической школы общественного направления гигиены. Впервые в России (вместе с санитарными врачами А. В. Погожевым и Е. М. Дементьевым) провел комплексное социально-гигиеническое изучение фабрик и заводов Московской губернии (1879—1885 гг.), способствуя развитию гигиены труда и профпатологии как науки. Внес большой вклад в школьную и коммунальную гигиену. Его учеником был Г. В. Хлопин, впоследствии организовавший кафедру гигиены.
Для развития земской и городской санитарных организаций много сделали первые санитарные врачи И. И. Моллесон, И. А. Дмитриев, Г. И. Архангельский, Е. А. Осипов, Н. И. Тезяков, З. Г. Френкель и др.
И. И. Моллесон — первый санитарный врач в России, создал в Пермской губернии первый врачебно-санитарный совет — коллегиальный орган, призванный руководить земской медициной. Предложил проект организации врачебных участков на селе, должность уездного санитарного врача для изучения санитарного состояния населения, условий труда и быта, причин болезней и борьбы с ними. Организатор и руководитель более 20 губернских съездов земских врачей. И. И. Моллесон подчеркивал : «Социальная медицина как отрасль знаний и деятельности широка и охватывает . все мероприятия, которые могут улучшать жизненную обстановку масс населения».
Е. А. Осипов — один из основоположников земской медицины и санитарной статистики. Впервые в России ввел карточную регистрацию заболеваний. Создал земскую Московскую губернскую санитарную организацию (1884 г.). Разработал принцип деятельности врачебного участка с лечебницей-стационаром, функции сельского врача, а также программу санитарного обследования губернии.
Мечников Илья Ильич (1845—1916). Выдающийся биолог и патолог, иммунолог и бактериолог, один из основоположников эволюционной эмбриологии, создатель фагоцитарной теории иммунитета и сравнительной теории воспаления, почетный член Петербургской академии наук (с 1902 г.) и многих иностранных академий, лауреат Нобелевской премии (1907 г.).
Окончил естественное отделение физико-математического факультета Харьковского университета в 1864 г. Защитил в Петербургском университете докторскую диссертацию в 1868 г. Затем работал в Одесском университете, но в 1882 г. в связи с репрессиями против студентов ушел из университета.
И. И. Мечников и Н. Ф. Гамалея были инициаторами создания в Одессе бактериологической и антирабической лаборатории. Она была открыта 12 июня 1886 г. Это была первая бактериологическая лаборатория в России и вторая (после Парижской) в мире.
В 1888 г. в результате конфликтов с городскими властями и возникших трудностей в деятельности станции И. И. Мечников вынужден был переехать в Париж и работать там по приглашению Л. Пастера в его институте.
В 1883 г. на VII съезде русских естествоиспытателей и врачей в Одессе в своем докладе “О целебных силах организма” И. И. Мечников обосновал взгляд на инфекционное заболевание как на процесс взаимодействия макро- и микроорганизмов. Ученый использовал эволюционный подход в изучении фагоцитоза, на этой основе разработал учение об иммунитете. Изучал течение сибирской язвы, возвратного тифа, холеры, туберкулеза, сифилиса и других инфекций, уяснил процесс восприимчивости людей и животных к заразным болезням. Главную роль в иммунитете отводил фагоцитам — подвижным клеткам, поглощающим и переваривающим микробы.
Большое значение имели исследования И. И. Мечникова по экспериментальному сифилису, брюшному тифу и туберкулезу.
В последние годы жизни великий ученый работал над проблемой долголетия. Он считал, что смерть, наступающая в возрасте менее 100—120 лет, преждевременна и является результатом неправильного образа жизни. Эти его положения отражены в трудах «Этюды о природе человека» (1903 г.) и «Этюды оптимизма» (1907 г.). Многое из положений И. И. Мечникова о старости и смерти не было подтверждено медицинской наукой, но за ним осталась заслуга инициатора научного изучения этих явлений.
В 1909 г. И. И. Мечников был избран почетным профессором Психо-неврологического института, от которого берет начало наш вуз. Решением ученого совета от 26.12.94 г. Санкт-Петербургской государственной медицинской академии присвоено имя И. И. Мечникова, в связи со 150-летием со дня его рождения.
С 1917 г., в условиях формирования нового общественного строя в нашей стране, создаются новые органы управления и формируются теоретические основы здравоохранения, ведущая роль в разработке которых принадлежит Н. А. Семашко и З. П. Соловьеву.
Н. А. Семашко — теоретик и организатор здравоохранения, первый народный комиссар здравоохранения (1918—1930 гг.). Под его руководством разрабатывались принципы здравоохранения — государственный характер, профилактическая направленность, бесплатность и общедоступность квалифицированной медицинской помощи, единство науки и практики, широкое участие общественности в решении вопросов охраны здоровья. Н. А. Семашко создал новую науку — социальную гигиену и стал первым заведующим кафедрой социальной гигиены (1922 г.). Создал новые виды здравоохранения — охрана материнства и младенчества, санаторно-курортное дело. При его активном участии был создан Государственный научный институт народного здравоохранения им. Л. Пастера, перестроена система высшего медицинского образования, в Москве и Ленинграде организованы институты физической культуры.
З. П. Соловьев — теоретик и организатор гражданского и военного здравоохранения, заместитель народного комиссара здравоохранения, начальник Главного военно-санитарного управления. В 1923 г. организовал кафедру социальной гигиены во 2-м Московском медицинском институте. Внес большой вклад в развитие профилактического направления здравоохранения, в реформу медицинского образования.
З. Г. Френкель — один из основоположников социальной гигиены в стране. Организатор и руководитель кафедры социальной гигиены 2-го Ленинградского медицинского института (1923—1949 гг.), крупный специалист по коммунальной гигиене, демографии и геронтологии, руководи тель Гигиенического общества Ленинграда в течение 27 лет.
Период Великой Отечественной войны и послевоенные годы связаны с развитием военной медицины, восстановлением материальной базы здравоохранения и активной подготовкой медицинских кадров.
Начиная с 1961 г. принимается ряд законодательных актов и постановлений Правительства, направленных на развитие системы здравоохранения. Важнейшей социальной задачей провозглашена охрана здоровья населения. Укрепляется материальная база здравоохранения, осуществляется специализация медицинской помощи, совершенствуется система первичной медико-санитарной помощи. Становлению социальной гигиены в эти годы способствовали известные ученые С. В. Курашев, Г. А. Баткис, С. Я. Фрейдлин, Е. Я. Белицкая и др.
Современный период медико-социальных исследований проблем здоровья населения и здравоохранения связан с именами ведущих отечественных ученых: Ю. П. Лисицына, О. П. Щепина, О. В. Грининой, Э. Д. Грибанова, И. Н. Денисова, К. И. Журавлевой, И. П. Катковой, Ю. М. Комарова, В. З. Кучеренко, И. В. Лебедевой, В. А. Миняева, А. М. Москвичева, В. К. Овчарова, А. И. Потапова, И. В. Пустового, Л. Г. Розенфельд, О. М. Хромченко, С. Я. Чикина и др.
В последние годы приоритетными проблемами здравоохранения являются такие, как охрана материнства и детства, становление государственного санитарного надзора и охрана окружающей среды, медицинское обеспечение в условиях нового хозяйственного механизма, рыночной экономики и медицинского страхования, внедрение принципов семейной медицины, совершенствование подготовки медицинских кадров.
§ 3. Условия и
образ жизни населения, социально-гигиенические проблемы
Предметом внимания и исследования социальной гигиены в начале XX века стала первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения. Были представлены убедительные доказательства социальной обусловленности здоровья. Этот тезис приобрел ведущее значение в деятельности крупнейшей международной организации -ВОЗ.
По определению ВОЗ здоровье — состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Здоровье человека не может сводится лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта. Это состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. не испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.
В жизни мы сталкиваемся с конкретными людьми. И если речь идет о конкретном человеке — говорят об индивидуальном здоровье, если мы имеем дело с несколькими людьми, их сообществами — говорим о групповом здоровье, здоровье популяции, здоровье населения. Т.е. мы различаем два уровня здоровья — индивидуальное и здоровье населения.
Индивидуальное здоровье мы оцениваем по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, трудоспособности, физическому состоянию и развитию, личным ощущениям бытия, радости жизни к другим критериям.
Никто не будет определять индивидуальное здоровье статистическими показателями: заболеваемость, смертность, средняя продолжительность предстоящей жизни, и т.д.
При оценке группового здоровья наряду с индивидуальными оценками, мы прибегаем к медико-статистическим и демографическим показателям и критериям. Как мы только переходим от индивидуума к сообществу как объекту социологии (социальной гигиены) мы абстрогируемся от конкретного человека и переходим к показателям медицинской и демографической статистики, на язык оценок группового и комуляционного здоровья — здоровья населения.
Предложено много показателей, стандартов для определения уровней здоровья населения.
С полным основанием можно считать, что здоровье населения зависит от:
1. биологических, психологических свойств человека (наследственность, тип телосложения, темперамент, тип высшей нервной деятельности и др.);
2. природных воздействий (климат, погода, ландшафт местности, флора, фауна и др.);
3. состояния окружающей среды (ее чистоты, загрязнения химическими, физическими, биологическими и др. агентами);
4. социально-экономических, политических факторов, действующих через условия труда и быта;
5. здравоохранения, состояния его служб, кадров, уровня медицинской науки.
Состояние здоровья населения
I . Медико-демографические показатели
А. Показатели естественного движения населения:
— смертность общая и возрастная;
— средняя продолжительность предстоящей жизни;
— естественный прирост населения;
Б. Показатели движения населения: — миграция населения (иммиграция, эмиграция и др.).
II . Показатели заболеваемости и распространенности
болезней(болезненности)
III. Показатели инвалидности и инвалидизации
IV. Показатели физического развития населения
Сферой непосредственного воздействия на здоровье населения и его показатели является образ жизни, о котором будет сказано специально.
Перечисленные факторы воздействуют не только на здоровье населения (санитарное состояние населения), но и на индивидуальное и общественное здоровье.
Общественное здоровье нельзя сводить к совокупности, сумме здоровья отдельных людей. Это иной уровень здоровья, который можно рассматривать как социологический.
Общественное здоровье отражает интегральное комплексное здоровье индивидуумов, из которых и состоит общество. Оно — характеристика одного из важных (важнейших) свойств, качеств, аспектов общества как социального организма. Оно составное общественного потенциала, имеющего экономическое выражение. Без него не может создаваться вся совокупность материальных и духовных ценностей. Валовый национальный продукт создается обществом. Будет справедливо считать, что общественное здоровье является его составной частью.
Общественное здоровье — такое состояние, такое качество общества, которое обеспечивает условия для активного, продуктивного образа жизни, не стесненного заболеваниями физическими и психическими.
Если рассматривать общественного здоровье лишь с позитивной стороны — здоровья, а не низкого уровня заболеваемости, смертности, даже отсутствия болезней, т.е. с позиции науки о здоровье — саналогии, а не патологии, то оно состояние, формируемое здоровым образом жизни.
Ведущими факторами, обуславливающими здоровье (и индивидуальное и общественное) выступают образ жизни — 50%, состояние окружающей среды — 15-20%, наследственность — 15-20% и здравоохранение (деятельность его органов и учреждений) — 10-15%. Все эти факторы действуют в конкретных социальных и природных условиях, которые в свою очередь определяют, обуславливают их.
Поскольку общественное здоровье примыкает к понятиям богатство, потенциал общества и др. для его измерения предполагается возможным применить понятие «потенциал общественного здоровья», «индекс здоровья». Этот индекс можно представить как соотношение факторов здорового и нездорового образа жизни. Потенциал общественного здоровья
— это мера количества и качества здоровья людей, накопленного обществом, и его резервов, создаваемых активным здоровым образом жизни.
Понятие общественного здоровья, как функции общества, одного из сторон его качества имеет прямое отношение к стратегии и социальной политике в области охраны и улучшения здоровья населения. Оно позволяет полнее, всесторонне вскрыть социальную обусловленность здоровья людей, разработать действенные меры профилактики заболеваний, укрепления здоровья, развития здравоохранения.
И еще один вопрос связанный со здоровьем (болезнями): понятие факторов риска и причинах болезней, т.е. о факторах и причинах здоровья.
— нездоровый образ жизни;
— загрязнение внешней среды;
— неудовлетворительное состояние здравоохранения.
Они косвенно, опосредованно вызывают патологические изменения в организме, его органах и системах, создают неблагоприятный фон для развития болезней. Кроме этого на человека воздействуют непосредственные факторы (причины) — бактериальные, химические, физические, механические, психические и др.
Для того или иного патологического процесса при наличии факторов риска требуется и действие конкретного причинного фактора или их комбинаций. Такова примерная схема разграничения факторов риска и причин заболеваний.
Медицинские осмотры, диспансеризация, обращаемость населения, специальные социально-гигиенические исследования показывают, что резервы здоровья, его потенциал не представляются высокими, имеют тенденцию к сокращению. И если еще 10-15 лет удельный вес здоровых составлял более 30%, а по ряду исследований — 50%, то в настоящее время он сократился до 20% — максимум 25%. Лиц, имеющих факторы риска, но не потерявшие трудоспособность, так называемы практически здоровых -20%. Оставшаяся 60% или половина, а нередко больше — больные. Примерно 50% из них находятся в стадии компенсации, а остальные — декомпенсации и нуждаются, как правило, в стационарном лечении. Приведенные расчеты свидетельствуют о скромной доле здоровых и большой доле лиц по существу находящихся между здоровьем и болезнью— третье состояние.
Это лишний раз подтверждает необходимость сохранения и умножения числа здоровых, т.е. охрана и укрепление здоровья здоровых. Этой задаче должна быть посвящена профилактика. К сожалению, она пока эффективно ее не решает. Тем более важно развивать науку об общественном здоровье – санологию — науку и практическую деятельность по охране и укреплению здоровья на основе формирования здорового образа жизни, как основы первичной профилактики. Распространенность в нашей стране наиболее угрожаемых здоровью людей сердечнососудистых поражений и смертность от них продолжает увеличиваться в отличие от соответствующих показателей в ряде экономически развитых стран. Они составляют в структуре заболеваемости не менее 8-10% и более 50% в структуре смертности (убийца № 1). Второе место уверенно занимают онкологические болезни. Причем, в структуре смертности имеется тенденция к омоложению (убийца № 2). Растет травматизм, причины смерти от которого занимают 4-ое место, а иногда доходит до 3-го места после сердечнососудистых болезней и опухолей. Названные три группы заболеваний плюс бронхолегочная патология дают более 90% всех случаев смерти. В отличие от Японии, США, Германии, Канады и др. стран, где в структуре заболеваемости болезни органов дыхания сократились до нескольких процентов, у нас они составляют едва не половину всей общей первичной заболеваемости (> 40%). Такое же положение с болезнями органов пищеварения.
Очень высок темп наращивания нервно-психических заболеваний, аллергических нарушений, алкоголизма и наркоманий. В этом плане мы являемся передовиками.
Драматические выглядит повышенная смертность мужчин трудоспособного возраста (в 2-3 раза выше, чем в других развитых странах и значительно выше, чем у женщин).
Отмечается значительный рост венерических заболеваний. Растет туберкулез — игнорирование и плохая организация профилактической работы отбросило республику по показателям заболеваемости на уровень конца 70-х годов.
Проблема курения (каждый четвертый гражданин курящий).
Проблема абортов (первобеременных), угроза бесплодия.
И как итог сказанного — отрицательный естественный прирост, который зарегистрирован в 1993 г. показатели общей смертности (12,4; 1994 — 12,5; 1995 — 13,0 на 1000 населения) превысили показатели рождаемости (11,4) -1; (1994 — 10,7) -1,8; (1995 — 9,8) -3,2. Не говоря о других признаках ухудшения состояния общественного здоровья, следует обратить внимание на критическую ситуацию в системе здравоохранения.
§ 4. Государственная политика в области здравоохранения и подготовки руководящих кадров
Радикальные социально-экономические изменения последних лет, осуществляемые в Российской Федерации, поставили здравоохранение перед необходимостью преобразований и новых принципов взаимодействия отрасли с государством и обществом, что повышает требования к уровню профессиональной деятельности руководящих кадров здравоохранения.
Ситуация с системой охраны населения Российской Федерации остается неудовлетворительной. И дело здесь не только в недостаточном финансировании, но и в неэффективном использовании огромного кадрового и материально-технического потенциала здравоохранения. Все сказанное относится, прежде всего, к проблеме управления здравоохранением и подготовке специалистов этого ведущего звена отрасли.
Исходя из широкого понимания концепции управления и основываясь на её положении о том, что управление не является отдельной функцией, оно составляет неотъемлемую часть системы здравоохранения, следует вывод о том, что всё происходящее в управлении сказывается на системе здравоохранении и, наоборот, всё, что происходит в системе здравоохранения, находит отражение в управлении.
Известно, что в сферу управления здравоохранением входят: обоснование политики здравоохранения, которая у нас до сих пор не принята на высшем государственном уровне, разработка целевых комплексных программ, финансирование, развитие системы здравоохранения, её людских и материальных ресурсов, руководство деятельностью. Причём адекватность последнего, т.е. управление, в конечном счёте, определяется эффективностью работы служб и мероприятий по укреплению здоровья.
Слабая ориентация управленческого персонала в области теоретических основ здравоохранения, теории управления, других специальных дисциплин, необходимых для выполнения функций руководства отраслью, отсутствие навыков концептуального и стратегического планирования, развития инфраструктуры системы здравоохранения является главной проблемой на пути её реформирования и развития.
В этой связи изучение и осмысление теоретических основ здравоохранения, фундаментом которых являются общечеловеческие ценности, является важнейшей предпосылкой формирования социально-гигиенического мировоззрения и профессионализма руководящих кадров здравоохранения всех уровней. Образованный руководитель, несомненно, должен обладать высоким уровнем социально-гигиенического мировоззрения, основанного на знаниях целого комплекса научных дисциплин, необходимых для принятия эффективных решений.
Применительно к здравоохранению как системе политических, экономических, правовых, социальных, организационных и других мер, направленных на охрану и укрепление здоровья каждого человека, можно выделить следующие общечеловеческие ценности:
1. иерархию человеческих потребностей,
2. биосоциальную сущность человека,
3. положение о том, что охрана здоровья населения – объект социально-политической борьбы за права людей,
4. Всеобщую декларация прав человека и другие документы, принятые и провозглашённые ООН,
5. положение о социально-экономической обусловленности здоровья населения,
6. глобальную политику ВОЗ «Здоровье для всех».
Человеческие потребности рассматриваются в порядке их значения: физиологические потребности (жизненно важные – в пище, воде, воздухе, сне и т.д.), потребности в безопасности и защите, в том числе социальной защите (пенсионное обеспечение, социальное и обязательное медицинское страхование, по случаю безработицы), социальные потребности, т.е. духовные (во внимании, любви и т.д., что в медицине и здравоохранении находит отражение в вопросах медицинской этики и деонтологии), потребность в уважении, что выражается в чувстве собственного достоинства (самоуважении) и уважение со стороны окружающих (общественное признание) и, наконец, потребность в самовыражении: человек должен найти применение своим способностям и осознавать свою полноценность.
Для проведения целенаправленных преобразований в здравоохранении, обеспечения прав граждан в области охраны здоровья необходима четкая здравоохранительная политика реформирования и прогрессивного развития отрасли, учитывающая национальные интересы и региональные особенности. В ее основу должен быть положен критически переработанный региональный, отечественный и международный опыт развития здравоохранения.
Концепция развития здравоохранения должна включать:
·основную задачу социальной политики государственной власти;
·цель и основные задачи концепции:
1. на этапе кризисного развития,
2. на этапе стабилизации,
3. на этапе экономического подъема;
·принципы реформы здравоохранения;
·научную базу концепции;
·приоритетные направления развития здравоохранения;
·пути реализации приоритетных направлений (в области политики и стратегии здравоохранения, в области законодательства, финансирования и управления здравоохранением);
·средства реализации концепции (целевые и комплексные программы, контроль со стороны органов власти и общественности, информатизация здравоохранения, научное и методическое сопровождение);
·условия реализации концепции.
Реализация концепции здравоохранения позволит органам государственной власти и местного самоуправления планировать и оптимально реализовать совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья, предоставление медицинской помощи населению, рациональное использование средств, выделенных на здравоохранение.
Это будет переломный момент в развитии здравоохранения, когда впервые органами высшей государственной Российской Федерации будет принята здравоохранительная политика, сделаны определенные и весомые шаги к устойчивому развитию системы здравоохранения, расширению интеграции и сотрудничества по проблемам охраны здоровья населения. Следует отметить, что устойчивое развитие относится к определенному типу развития, в основу которого положены конкретные критерии устойчивости и эволюционного развития, сообщающие системе определенные стратегические ориентиры, приоритетные направления и стимулы.
Обоснование и проведение политики здравоохранения предполагает ее научное сопровождение, для чего необходимо укрепление действующих федеральных научно-исследовательских учреждений и создание региональных научно-методических центров (Институтов региональных проблем здравоохранения), базой которых на первом этапе могут быть кафедры общественного здоровья и здравоохранения медицинских вузов.
Система здравоохранения – одна из самых сложноорганизованных и консервативных систем в обществе. Поэтому необходимы концептуальные основы здравоохранения, его чёткая долгосрочная, а не рассчитанная на 2-3 года политика. Политику здравоохранения нужно принимать всерьёз. Нельзя обеспечить охрану здоровья людей, не сделав её предметом политики.
Особое внимание следует уделить кадровой политике, подготовке руководящих кадров здравоохранения. В последние десятилетия руководство здравоохранением многих стран всё больше осознаёт, что развитие последнего тормозится неадекватным управлением. Соответственно должна возрасти роль образованного, высокопрофессионального, морально честного человека, охраняющего здоровье населения. Подготовка, продвижение и правовая защищённость врача-организатора здравоохранения от произвола и некомпетентности чиновников и средств массовой информации в настоящее время крайне необходимы.
Таким образом, теоретические основы здравоохранения изучают закономерности общественного здоровья и здравоохранения с целью разработки научно обоснованных стратегических и тактических предложения по охране и повышению уровня здоровья населения и организации медико-социальной помощи.
Основная задача изучения теоретических основ здравоохранения состоит в глубоком анализе влияния социальной среды на здоровье человека и разработка эффективных мероприятий по устранению вредного влияния среды. Кроме этого важно изучение и разработка благоприятно влияющих на здоровье факторов с максимальным использованием возможностей и ресурсов общества.
Назначением предмета общественного здоровья и здравоохранения является: изучение оздоравливающего, а также неблагоприятного влияния социальных факторов и условий на здоровье населения и его групп и выработка научно обоснованных рекомендаций по устранению и предупреждению вредного для здоровья людей влияния социальных условий и факторов в интересах охраны и повышения уровня общественного здоровья.
Алексеева В. М., Костродымов Н. Н., Морозов В. П. Маркетинг в здравоохранении // Экономика и инновационные процессы в здравоохранении: Учебное пособие / Под ред. В. З. Кучеренко. — М., 1994. — С. 169-206.
Винокуров Б. Л. Технологии медицинского страхования. — Сочи, 1993. — 238 с.
Вишняков Н. И. (ред.). Экспертиза нетрудоспособности в здравоохранении: Учебно-методическое пособие. — СПб, 1995. — 39 с.
Гринина О. В., Паначина М. И. Социально-гигиеническое изучение семьи больного: Методические указания. — М., 1978. — 41 с.
Журавлева К. И. Статистика в здравоохранении. — М.: Медицина, 1981. — 176 с.
Журавлева К. И., Лучкевич В. С. Организация санитарно-эпидемиологической службы: Учебно-методическое пособие. — Л., 1982. — 68 с.
Кича Д. И. Здоровье и потребность семьи в медико-социальной помощи. — М., 1993. — 65 с.
Комаров Ю. М. (ред.). Концепция дальнейшего развития здравоохранения и прикладной медицинской науки в Российской Федерации. — М., 1994. — 180 с.
Корюкин В. Г. (ред.). Здравоохранение Санкт-Петербурга в цифрах. — СПб, 1994. — 54 с.
Кузьменко М. М., Баранов В. В., Шиленко Ю. В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики. — М., 1994. — 297 с.
Лисицын Ю. П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Проблемные лекции: Учебное пособие. — М.: Медицина, 1992. — 509 с.
Лучкевич В. С., Поляков И. В. Основы медицинского страхования в России. — СПб, 1995. — 88 с.
Миняев В. А. (ред.). Методические указания к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения. — Л., 1991. — 110 с.
Родионова В. Н. Менеджмент в здравоохранении в новых экономических условиях // Экономика и управление здравоохранением / Под ред. Ю. П. Лисицына. — М., 1993. — С. 43-83.
Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения / Под ред. Ю. П. Лисицына. — М.: Медицина, 1984. — Т. 1, 2.
Социальная гигиена и организация здравоохранения / Под ред. А. Ф. Серенко и В. В. Ермакова. — М.: Медицина, 1984. — 630 с.
Сырцова Л. Е., Костродымов Н. Н. и др. Основы управления в здравоохранении и менеджмент // Экономика и инновационные процессы в здравоохранении: Учебное пособие / Под ред. В. З. Кучеренко. — М., 1994. — С. 140-169.
Хромченко О. М., Куценко Г. И. Санитарно-эпидемиологическая служба. — М.: Медицина, 1990. — 268 с.
Учебное пособие по медицинской статистике / Под ред. Е. Я. Белицкой. — Л., 1972. — С. 141-146.
Экономика и инновационные процессы в здравоохранении: Учебное пособие / Под ред. В. З. Кучеренко. — М., 1994. — С. 140-206.
Юрьев В. К. Здоровье населения и методы его изучения: Учебное пособие. — СПб, 1993. — 144 с.
Источник
➤ Adblockdetector