Меню

Тенденции состояния здоровья студентов

1.1 Состояние здоровья учащихся и студентов России

Образовательный процесс в высшей школе характеризуется высоким уровнем нервно-психического напряжения, повышенной суммарной учебной и внеучебной нагрузкой в сочетании с гиподинамией на фоне постоянного нарушения принципов здорового образа жизни. Следствием этого становятся скрытые патологии, обострения хронических заболеваний, переутомления и возникновения депрессий у студентов. Студенческие годы это тот период жизни человека, когда организм еще молод и способен относительно легко компенсировать внешние воздействия, а возможности головного мозга позволяют усваивать и анализировать значительный объем информации учебно-познавательного характера.

Студенчество во все времена, независимо от социального и политического строя, было и остается одной из незащищенных категорий населения, испытывающих на себе комплекс неблагоприятных организационно-педагогических, социально-медицинских и экономических факторов, а необходимость в улучшении образа их жизни и здоровья осознается на всех уровнях общества и государства.

Решение проблемы формирования физически и психически здоровой личности в условиях вуза невозможно при низком состоянии здоровья школьников. Интеллектуальное, духовно-нравственное, психическое и физическое здоровье детей и подростков сегодня находится в критическом состоянии, что выводит эту проблему на уровень государственной.

Современная общеобразовательная школа не способствует улучшению здоровья детей. Многочисленные исследования состояния здоровья школьников в различных регионах России свидетельствуют о значительном росте числа заболеваний и функциональных расстройствах, именно в период обучения детей в школе. Проведенная в 2006 году Министерством здравоохранения всероссийская диспансеризация показала, что за последние 10 лет заболеваемость подростков возросла в 1,4 раза. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно считать не более 10 % современных школьников. Выявлена ежегодная тенденция хронической заболеваемости школьников со среднегодовым темпом 5,84 %.

По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы усилились следующие негативные тенденции:

– значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их осталось не более 10-12 %);

– стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60 % подростков;

– резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорнодвигательного аппарата, почек и других систем;

– увеличение числа подростков, имеющих несколько диагнозов (у 20 % до 5 и более).

Еще в 50-60 годах XIX века в результате наблюдений врачи установили распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с неучащимися сверстниками было настолько явным и закономерно возрастающим от класса к классу, что такие недуги сочли неизбежным следствием школьного обучения, в результате чего их стали называть школьными болезнями.

Это название дал Р. Вирхов в работе «О некоторых вредных для здоровья влияниях школы» (1870) [32]. Уровень здоровья школьников за время обучения в школе ухудшается в 4 – 5 раз, а здоровыми оканчивают школу не более 10 – 20 %. Число больных детей достигает 30 – 35 % (С.Н. Гашков, 2006 г.; А.В. Ляхович, 2006 г.; О.Н. Московченко с соавт., 2006 г.).

Причины такого положения кроются как в организации процесса обучения, так и в условиях, в которых он осуществляется: микроклимат в классах, их наполняемость, санитарная норма площади и объема на учащегося, оборудование и набор помещений, материально-техническая база образовательного учреждения, условия для занятий физической культурой, организация питания.

Если говорить в целом, то в несоответствии образовательной среды действующему санитарному законодательству (СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»). Гигиеническая оценка расписания уроков в начальных классах школ показала, что в 77,5 % оно составлено неправильно [24]. К этому следует добавить достаточно веские причины, лежащие в сфере условий жизни и воспитания детей, начиная с раннего возраста:

– низкая медицинская грамотность и активность родителей;

– социально-экономические условия жизни и воспитания детей в семье на фоне интенсификации образовательного процесса.

По данным М.Я. Виленского, в среднем по России у студентов за время обучения частота хронической патологии увеличивается с 49 % до 69 %, показатель общей патологии возрастает на 38 %. Между тем здоровье выступает как ведущий фактор, определяющий не только гармоническое развитие личности студента, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности [4]. Так, в ходе педагогических исследований выявлено, что условия, в которых оказываются студенты при поступлении в вуз, составляют новую для них систему требований к организации учебной и внеучебной деятельности, к системе отношений в студенческой группе, с преподавателями.

Возможен не правомерный перенос «школьных» знаний по проблеме здоровья, что серьезно мешает дальнейшему процессу по формированию здорового образа жизни у студентов, в связи с этим целесообразно вести речь об особом направлении педагогической работы со студентами высшей школы по обеспечению их социально-профессиональной адаптации и педагогической реабилитации по формированию у них способности быстро адаптироваться к учебным условиям.

Значительный вклад в разработку социально-педагогического аспекта адаптации к обучению в вузе внесли (Антропова М.В., Махмутова М.И., Пашкова Л.М., Соловьев А.С., Хрипкова А.Г. и др.). Студенты сталкиваются с непривычными методами и формами обучения, новыми эмоциональными переживаниями, у них меняется режим труда и отдыха. Ученые Г.Е. Гун, Д.Г. Левитес отмечают, что традиционная педагогика зарекомендовала себя как здоровье – разрушающая, поэтому очень важно искать методы, которые позволят педагогике стать здоровьесберегающей [14], рабочая нагрузка студента достигает 12 часов в сутки, а в период экзаменационной сессии 15-16 часов.

Читайте также:  Школа здоровья по хроническому бронхиту

Учебная деятельность студентов сопровождается неблагоприятной динамикой реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительными психическими нагрузками, повышенными требованиями к адаптационным ресурсам организма [4]. Также рост различных заболеваний и отклонений в состоянии здоровья студентов Оренбургского государственного университета наблюдается в связи с неблагоприятным воздействием экологии в условиях промышленного загрязнения Оренбургской области, в которой находится наш университет.

Проблеме влияния экологической ситуации на здоровье и физическое состояние студента посвящены исследовательские работы В.И. Мазуревича, Г.С. Рябченко и других авторов. Однако по данным Н.А. Антипиной, А.В. Ляховича до середины 90-х годов в стране не проводились исследования, посвященные разработке методологии гигиенического обучения, профилактики заболеваний с ориентацией на длительную перспективу, научному обоснованию и внедрению новых структур в вузах различного профиля по формированию здоровья студенческой молодежи [15].

В этой связи возрастает потребность оперативного формирования у будущих педагогов профессионального обучения императивов здоровья и здорового образа жизни, поэтому необходимы не только радикальные изменения в экономике, политике, культуре, экологии, но и в самой сущности человека и его сознании. Приобщение человека к сохранению собственного здоровья только через процесс обучения, воспитания или социализацию личности [4]. Подобная ситуация со здоровьем студентов является типичной для большинства вузов России, что становится предметом особой тревоги. Сегодня здоровье студента – необходимое, даже обязательное условие для выбора и приобретения будущей профессии, профессионального роста и долголетия специалиста.

Основной задачей вуза всегда была и остается подготовка специалистов высокого класса, которые будут востребованы обществом. Теперь вуз несет ответственность за здоровье своих студентов, что записано федеральными законами «Об утверждении федеральной программы развития образования» (от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ) и ряде нормативных документов Министерства образования, Здравоохранения и т.д.

Только с приказа Министерства образования РФ от 15.05.2000 г. № 1418 «Об утверждении примерного положения о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся в образовательных учреждениях» появилось обоснование приоритета здоровья среди других направлений учебно-воспитательной работы в вузе, хотя попытки подчинить учебные цели медицинским, в первую очередь посредством уменьшения учебных нагрузок, увеличения перерывов между занятиями в их процессе приводило к неадекватности педагогических результатов социальному запросу общества за счет увеличения суммарного времени занятости обучающихся.

ВУЗ становится ответственным за здоровье своих студентов через имеющуюся материально-техническую базу учебного и воспитательного процесса, жилые помещения в общежитиях и их соответствие санитарным нормам и правилам, организацию питания студентов, условий для отдыха и занятий физической культурой и спортом, первичной врачебной помощью.

На наш взгляд, уже на первом курсе необходимо создавать четкую мотивацию на здоровый образ жизни, которая на протяжении 5 лет учебы на основе принципа последовательности будет формировать систему взглядов, отношений и практических действий студентов, направленных на сохранение и укрепление своего здоровья.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Тенденции состояния здоровья студентов

Современное население характеризуется достаточно низким уровнем физической подготовки, что характерно и для «подвижной» социальной группы – подростков и молодежи. Многие предпочитают проводить досуг в помещениях, за компьютерами и телевизором вместо активного отдыха; этим в том числе обусловлено снижение общего уровня здоровья населения. Кроме того, большинство населения ведет нездоровый образ жизни, испытывает стрессы на работе и в процессе обучения [1].

Ввиду этого оздоровление жителей нашей страны сегодня является достаточно важным направлением развития общества и политики государства, и исследование системы государственного управления в области физической культуры и спорта достаточно актуально.

Цель исследования: анализ современных тенденций молодежи в части отношения к здоровью, а также анализ управленческих, организационных, социальных тенденций в области укрепления и сохранения здоровья молодежи.

Материалы и методы исследования включают в себя анализ информационных и методических материалов для исследования отношения молодежи к здоровью и современных тенденций его сохранения и укрепления.

Результаты исследования и их обсуждение

Современные молодые люди имеют достаточно низкий уровень мотивации в области ведения здорового образа жизни, что выявлено на основании социологического опроса молодежи (возраст 18–30 лет), проведенного через социальные сети, в котором приняли участие 248 человек. Было выявлено, что среди опрошенных молодых людей достаточно высока доля тех, кто не настроен вести здоровый образ жизни (20 %), тех, кого здоровье интересует только в аспекте внешней привлекательности (30 %), что является недостаточно надежным стимулом, а также тех, кто полагает, что здоровье для человека неважно, а важнее интеллект и духовная сфера (25 %). При этом лишь 15 % опрошенных ведут здоровый образ жизни.

Результаты опроса указывают на то, что здоровье и здоровый образ жизни не находятся в списке приоритетов современной молодежи.

В свою очередь, повышению мотивации молодежи к ведению здорового образа жизни и снижению заболеваемости способствуют развитие системы популяризации физической культуры и спорта и повышение эффективности системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва [2]. Для этого необходимо обеспечить правовые и организационные механизмы взаимодействия общества и государства, которые в целом реализуются в процессе деятельности органов исполнительной власти различных уровней, включая федеральный, региональный и муниципальный.

На современном этапе деятельность органов исполнительной власти не имеет эффективного взаимодействия с обществом, что обуславливает значимость исследования особенностей их деятельности в области управления сферой физической культуры и спорта, а также разработку предложений по совершенствованию этой деятельности.

В условиях демографических проблем Российской Федерации (достаточно высокого уровня смертности и низкого уровня рождаемости в сравнении с развитыми странами) здоровью молодежи уделяется пристальное внимание. При этом само здоровье молодёжи рассматривается в двух аспектах – физическом и психологическом.

Читайте также:  Здоровье оно никогда не мешает счастье

В аспекте физического здоровья особое внимание уделяется физической подготовленности и здоровому образу жизни молодежи. В части психологического здоровья сделан акцент на развитии соответствующих ценностных ориентиров молодежи – стремлении отказаться от вредных привычек, вести здоровый образ жизни и заниматься физическими упражнениями.

На государственном уровне, в частности в «Стратегии развития физической культуры и спорта 2020», указано на ряд проблем в области развития современной молодежи [3]:

1) в Российской Федерации на 2018 г. не менее 60 % школьников и студентов имели какие-либо нарушения здоровья (и лишь 14 % обучающихся старших классов практически здоровы);

2) свыше 40 % допризывной молодежи в 2018 г. не соответствовали требованиям к состоянию здоровья, предъявляемым для прохождения армейской службы;

3) около 85 % населения не занимаются регулярно физической культурой или спортом, среди детей, подростков и молодежи соответствующая доля населения в 2018 г. составляла 65 %.

По сравнению с СССР, негодными к армейской службе оказывались лишь 15 % молодых людей, при этом около 75 % школьников и студентов регулярно занимались спортом и физической культурой. Учитывая приведенные статистические данные, можно отметить, что общая тенденция здоровья молодого поколения имеет отрицательный характер.

Исходя из перечисленных проблем, функции системы государственного управления в области укрепления и сохранения здоровья молодежи сводятся к следующим основным положениям [4]: разработке направлений государственной политики в области развития физической культуры и спорта, а также оздоровления населения; реализации направлений государственной политики в области развития физической культуры и спорта, а также оздоровления населения; разработке методов повышения физической активности разных групп населения (школьников, молодежи, взрослых, пожилых); реализации и популяризации физического воспитания и спорта; контролю результатов внедрения мер, методов, мероприятий в систему физического воспитания.

В аспекте психологического здоровья особое внимание уделяется инструментам, которые позволят нивелировать негативное влияние на молодежь западных ценностей, например ориентаций на «свободную жизнь», брачно-семейные отношения без обязательств (регистрации брака), приобретение вредных привычек [5].

Ввиду этого особое значение приобретает исследование общих тенденций в молодежной среде, которые касаются отношения к здоровью в целом, а также тенденций в области сохранения и укрепления здоровья молодежи.

На основании исследования данных социологических опросов и системы здравоохранения и образования, был выявлен ряд негативных тенденций в области уровня здоровья молодого поколения, таких как:

1) «омоложение» наркомании и алкоголизма. В частности, в 1990 г. средний возраст начала употребления спиртных напитков составлял 20 лет, в 2010 – 16 лет, в 2015 – 13 лет [6]. Аналогичны данные по началу употребления наркотических (психотропных) веществ: в 2010 г. молодые люди, имеющие соответствующую зависимость, начинали употреблять наркотические или психотропные вещества в возрасте 18–22 лет, в 2015 уже в возрасте 14–16 лет [7];

2) снижение уровня физической подготовленности молодежи, что, в частности, отражено в Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 г.;

3) снижение уровня репродуктивного здоровья молодежи (раннее начало половых отношений, рост числа родов с осложнениями). По статистике, в 1995 г. девушки начинали половую жизнь в 16–17 лет, в 2005 – в 14–15, в 2010 – в 13–14 лет. Современная российская молодёжь начинает сексуальные отношения в среднем в 16–17 лет. При этом всего 7,1 % приобретают первый опыт в браке. Такое отношение молодежи к сексуальному здоровью в дальнейшем негативно скажется на функции деторождения и в том числе обусловит усугубление демографических проблем;

4) снижение доли молодежи, которая придерживается здорового образа жизни (здоровый образ жизни подразумевает отказ от вредных привычек, регулярные занятия физической культурой, сбалансированное питание).

Также в нашем государстве практически отсутствует идеология, которая нацеливала бы молодежь на эффективную трудовую деятельность, на жизнь полноценной, активной жизнью, что провоцирует среди молодежи несколько халатное отношение к своему здоровью.

Крайне негативной тенденцией выступает и распространение ложной и неактуальной информации в интернет-сети. В частности, на сегодняшний день наряду с непроверенной информацией о путях сохранения и укрепления здоровья, в информационном пространстве имеются возможности для потенциальной информационной угрозы психическому и физическому здоровью молодежи [8].

В области управления оздоровлением молодежи в ходе исследования выявлены следующие социальные тенденции: молодежь возлагает ответственность за здоровый образ жизни на государство; органы власти и местного самоуправления не стремятся привносить новое в процесс управления оздоровлением населения.

Первая социальная тенденция выявлена на основе социологического опроса молодых людей, в ходе которого выясняли препятствия в организации здорового образа жизни (рис. 1). Анализ результатов показал, что молодые люди склонны обвинять государство в том, что для них не созданы условия для здорового образа жизни в контексте спорта (40 %) и правильного питания (30 %), лишь 5 % опрошенных указывают, что препятствием к организации здорового образа жизни является их собственная неорганизованность. Также 5 % обвиняют в отсутствии мотивации к здоровому образу жизни своих родителей, а 20 % ожидают внешней мотивации.

Рис. 1. Результаты опроса молодежи об организации ими здорового образа жизни

Рис. 2. Распределение ответов о предпринятых мерах для организации и развития молодежного спорта должностных лиц органов власти и местного самоуправления

Читайте также:  Отсутствие ограничений по состоянию здоровья

При этом полученная тенденция (возложение ответственности за свой образ жизни на государство) пересекается с выявленными данными, когда органы власти не стремятся проявить инициативу в области организации спорта.

Вышеизложенное подтверждается результатами опроса (рис. 2) должностных лиц органов власти и местного самоуправления на предмет того, какие меры они предпринимают для организации здорового образа жизни молодежи (опрошено 32 человека, в полномочия которых входит организация спорта).

Было выявлено, что органы власти не стремятся отступать от утвержденных программ развития спорта на подведомственной территории (60 %), еще 10 % опрошенных хотели бы, но не имеют финансирования, 10 % не стремятся проявить инициативу, а 20 % считают, что граждане сами должны организовывать спорт.

Также существуют и более частные методы оценки отношения молодежи к своему здоровью (например, специализированные методы оценки психологического здоровья).

Сложность оценки тенденций в области здоровья молодежи сегодня состоит в том, что сама по себе категория «здоровье» и здоровье молодежи, как объект управления, носит интегративный характер, в частности психологическое здоровье молодежи тесно взаимосвязано с физическим, и эта связь достаточно тесная. Это обуславливает разнообразие направлений и трендов в области укрепления и сохранения здоровья молодежи.

В целом тенденции управления в области поддержания и сохранения здоровья молодежи можно условно классифицировать на те, которые направлены на поддержку физического здоровья, и те, которые направлены на поддержку психологического здоровья молодежи.

В области сохранения и укрепления физического здоровья молодежи, это такие направления деятельности, как принятие государственных (федеральных, региональных, муниципальных) программ развития здорового образа жизни и физической культуры; установление нормативных требований к уровню физической подготовленности (например, нормы ГТО); внедрение специализированных технологий, например здоровьесберегающих технологий в школах и вузах.

Следует подчеркнуть, что на современном этапе роль государственных организаций и учреждений (в частности, различных спортивных школ, образовательных организаций) достаточно велика в части сохранения и укрепления здоровья молодежи в силу выполнения ими следующих функций: воспитание ценностей здорового образа жизни у подрастающего поколения (школы); создание материально-технических условий для занятия физической культурой и спортом детям и подросткам; привлечение бюджетных средств на оздоровительные и физкультурные мероприятия (распорядителями которых являются местные администрации – исполнительные органы власти и, в частности, их структурные подразделения – отделы спорта); организация таких мероприятий; реализация программ физического воспитания школьников.

На данный момент развития государственного муниципального управления серьезной проблемой является отсутствие налаженного взаимодействия в части сохранения и укрепления здоровья молодежи на муниципальном уровне, в первую очередь взаимодействия в формате «муниципальное образование – общественные и государственные организации».

Следует отметить, что многие муниципальные образования имеют утвержденные на определенный срок программы развития физической культуры и спорта, программы пропаганды здорового образа жизни на подведомственной территории. В то же время в рамках соответствующих муниципальных программ процесс взаимодействия с общественными и государственными организациями отражен в достаточно общем виде, например «оказание поддержки спортивным объединениям на территории муниципального образования», «содействие в развитии физической культуры и спорта гражданам и организациям» и др. Однако не указываются ни плановые показатели, ни критерии оценки эффективности такого взаимодействия или содействия.

Это указывает на низкий уровень организации взаимодействия между субъектами развития сферы физической культуры и спорта, особенно ощутимый на муниципальном уровне.

Сам процесс взаимодействия в значительной степени формализован, что также затрудняет процесс организации взаимодействия субъектов регулирования физической культуры и спорта и особенно – вовлечения в этот процесс учреждений и организаций.

В связи с тем, что сохранение и укрепление здоровья молодежи является достаточно многоаспектной проблемой общества, сегодня актуальна тенденция формирования таких управленческих, социальных психологических, организационных механизмов, которые позволяют комплексно сохранять и укреплять здоровье молодежи.

Например, сегодня актуальной тенденцией является развитие технологий в области сохранения репродуктивного здоровья молодежи, которое детерминировано как психологическими факторами (сформированными у молодежи семейными ценностями, отказом от случайных сексуальных связей), так и физическими – уровнем физической активности, отказом от вредных привычек.

Особую роль в сохранении и укреплении здоровья молодежи сегодня играют также и здоровьесберегающие технологии, которые используются в образовательных организациях и призваны нивелировать действие негативных факторов (малоподвижного образа жизни, высокой загруженности) на здоровье школьников и студентов.

Отдельно следует отметить внедрение и популяризацию норм ГТО, которые призваны повысить общий уровень физической подготовленности населения, в том числе молодежи.

Cледует отметить, что разработка норм ГТО сегодня является достаточно важным направлением в области сохранения и укрепления здоровья молодежи, ввиду того, что вовлекает широкие массы населения, и молодежь в первую очередь, в регулярные занятия физической культурой, что способствует сохранению и укреплению здоровья молодежи.

Заключение

Современная молодежь характеризуется низким уровнем здоровья – физического и психического, при этом отмечается негативная тенденция, которая сводится к тяготению со стороны молодежи к нездоровому образу жизни (низкая физическая активность, вредные привычки).

На уровне государства актуальной тенденцией в области сохранения и укрепления здоровья молодежи является развитие и реализация соответствующих государственных программ – на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Основными субъектами, которые реализуют программы, являются образовательные и спортивные организации, при этом их связь с органами власти не позволяет обеспечить полноценную координацию управления и действий.

На современном этапе отсутствует единая система мониторинга уровня здоровья молодежи, однако проводятся регулярные исследования, оценивающие здоровье молодежи на основе того или иного показателя.

Источник

Adblock
detector