Меню

Темы занятий школы здоровья при бронхиальной астме

План проведения занятий/»Школа бронхиальной астмы»

БУ «Новочебоксарская городская

больница» Минздрава Чувашии

План проведения занятий

«Школы бронхиальной астмы» ОВОП поликлиники №1

Что такое бронхиальная астма? Пикфлоуметрия. Аллергия и астма. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

Питание при бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика и физкультура.

Что такое бронхиальная астма? Пикфлоуметрия. Аллергия и астма. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

Питание при бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика и физкультура.

Что такое бронхиальная астма? Пикфлоуметрия. Аллергия и астма. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

Питание при бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика и физкультура.

Что такое бронхиальная астма? Пикфлоуметрия. Аллергия и астма. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

Питание при бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика и физкультура.

Что такое бронхиальная астма? Пикфлоуметрия. Аллергия и астма. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

Питание при бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика и физкультура.

Что такое бронхиальная астма? Пикфлоуметрия. Аллергия и астма. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

Питание при бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика и физкультура.

Что такое бронхиальная астма? Пикфлоуметрия. Аллергия и астма. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

Питание при бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика и физкультура.

Что такое бронхиальная астма? Пикфлоуметрия. Аллергия и астма. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

Питание при бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика и физкультура.

Что такое бронхиальная астма? Пикфлоуметрия. Аллергия и астма. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

Питание при бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика и физкультура.

Что такое бронхиальная астма? Пикфлоуметрия. Аллергия и астма. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

Питание при бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика и физкультура.

Что такое бронхиальная астма? Пикфлоуметрия. Аллергия и астма. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

Питание при бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика и физкультура.

Что такое бронхиальная астма? Пикфлоуметрия. Аллергия и астма. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

Александрова З. В.

Питание при бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика и физкультура.

Источник

Школа для пациентов с бронхиальной астмой

ПОЛОЖЕНИЕ

о Школе здоровья «Астма-школа»

БУ «Вторая городская больница» Минздрава Чувашии

I. Общие положения

1.1. Основная цель Школы здоровья для больныцх бронхиальной астмой (далее – Школа) – оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.

Читайте также:  Фен шуй для здоровья счастья

1.2. Школа организуются на базе поликлиники № 1, поликлиники № 2, детской поликлиники БУ «Вторая горбольница» Минздравсоцразвития Чувашии.

1.3. Занятия Школы проводятся в актовом зале поликлиники № 1;

1.4. Школа осуществляют свою деятельность на основании Устава БУ «Вторая горбольница» Минздрава Чувашии и настоящего Положения.

1.5. Руководство Школой осуществляет заведующий отделением.

1.6. Занятия в Школе проводят врач, фельдшер, медицинская сестра.

1.7. В Школу направляются пациенты с неосложненным течением и в отсутствие декомпенсации заболевания.

1.8. Рекомендуемая численность пациентов в группе – 10-12 человек.

1.9. Пациенты направляются на занятия в Школе лечащим врачом и/или врачами-специалистами любого профиля.

1.10. К обучению пациентов в Школе, в случае необходимости, могут привлекаться врачи-специалисты в соответствии с тематикой Школы.

1.11. Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется заведующим отделением ежемесячно.

II. Задачи Школы здоровья

Основными задачами Школы для пациентов являются:

2.1. Повышение информированности пациентов о хронических неинфекционных заболеваниях и факторах риска их возникновения.

2.2. Повышение ответственности пациентов за сохранение своего здоровья.

2.3. Формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача.

2.4. Формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов.

2.5. Формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек).

2.6. Предупреждение рецидивов и прогрессирования заболеваний.

2.7. Обучение оказанию самопомощи в экстренных случаях и убеждению в необходимости точного соблюдения всех назначений и рекомендаций врача.

2.8. Формирование у пациентов практических навыков по анализу причин и факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

III. Основная деятельность Школы здоровья

3.1. Обучение пациентов по типовым программам, включающая в себя вопросы вторичной профилактики, физической, психологической и социальной реабилитации, предупреждения прогрессирования заболеваний и осложнений.

3.2. Контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у обученных в Школе.

3.3. Оценка организации и качества обучения в школе.

IV. Информирование Школы здоровья

5.1. Обязательный информационный минимум должен содержать:

5.1.1. Ознакомление пациента с сущностью имеющегося заболевания (коротко, в рамках доступности пониманию пациента).

5.1.2. Обоснование и расшифровку личностного фактора, необходимости участия самого пациента в борьбе с болезнью.

5.1.3. Разъяснение важности и необходимости пунктуального выполнения всех назначений, рекомендаций, касающиеся принципов экстренной взаимопомощи.

5.1.4. Гигиенические советы, рекомендации, касающиеся:

— режима труда и отдыха,

— правильного питания и основ диетотерапии,

— необходимости отказа от вредных привычек и методы борьбы с ними,

— устранение перегрузок и стрессовых ситуаций.

V. Построение занятий

6.1. Программа обучения состоит из занятий продолжительностью не менее 30 минут. Учебно-тематический план занятий и их расписание утверждаются главным врачом.

6.2. Каждое новое занятие должно начинаться с приветствия и повторения предыдущего материала (7-10 минут). Новый материал должен излагаться доступным языком, сопровождаться демонстрацией плакатов, слайдов, раздачей памяток.

6.3. Важно постоянно поддерживать контакт с аудиторией. Для этого обучение необходимо вести в форме бесед с активным участием пациентов. На задаваемые вопросы отвечать однозначно, сразу показывая или записывая конкретные советы или приемы. Для этого целесообразно иметь наготове методическую литературу и наглядные пособия.

Программа Школы включает следующие темы:

  1. Что такое бронхиальная астма?
  2. Почему возникает приступ бронхиальной астмы? Аллергия и бронхиальная астма.
  3. Хроническое воспаление и бронхиальная астма. Механизмы обструкции при бронхиальной астме.
  4. Неаллергические причины бронхиальной астмы.
  5. Пикфлоуметрия. Бронхолитический тест. Правила построения графиков пикфлоуметрии. Индивидуальные зоны контроля.
  6. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. Симптоматическое лечение бронхиальной астмы.
  7. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.
  8. Глюкокортикостероидная терапия при бронхиальной астме.
  9. Лечение обострения бронхиальной астмы.
Читайте также:  Правильный тост за здоровье не пьют

Источник

Школа здоровья при бронхиальной астме, план занятий

Сегодня все большую популярность набирают школы здоровья, в том числе и для людей, живущих с бронхиальной астмой. Необходимость организации специальных занятий обусловлена тем, что многие астматики имеют низкий уровень знаний касательно своего заболевания, у них часто отсутствует необходимый набор навыков купирования приступа. Что собой представляет школа здоровья бронхиальной астмы, каковы ее задачи и какие темы поднимаются во время проведения занятий, будем разбираться в данном материале.

Особенности астма-школы

Школа бронхиальной астмы – это форма обучения больных данным недугом, занятия проходят на регулярной основе на протяжении установленного периода времени, во время которого изучается определенный список тем. Работа школы направлена на профилактику развития патологии, появления осложнений и обострений.

Повышение уровня знаний у пациентов о болезни, ее особенностях и методах лечения, развитие навыков пользования специальными приборами (ингаляторами, небулайзерами, спейсерами, пикфлоуметрами), а также ознакомление с действиями при надвигающемся удушье, помогает уменьшить смертность и уровень инвалидизации астматиков.

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой организуется для амбулаторных и стационарных пациентов. Чаще всего занятия (при амбулаторном лечении) проводят на базе поликлиник, о начале работы группы сообщает участковый врач, он и занимается составлением списка участников групп обучения.

Во втором случае школы организуют в стационарных условиях, о начале занятий информируют всех врачей, которые и занимаются формированием группы пациентов. Подбираются больные, которым больше всего необходимо пройти обучающий курс, проводимый в школе здоровья астматического направления. Посещение занятий для пациента имеет исключительно добровольный характер. Их проводят сами врачи или специально обученный средний медицинский персонал.

Посещать школу здоровья могут одновременно больные разного возраста, пола и с разным стажем и видом патологии. Единственное отличие между участниками группы заключается в том, что для пациентов, у которых диагностирована тяжелая форма болезни, проводятся дополнительно занятия индивидуального характера.

Отдельно организовывают школы здоровья для детей, которые формируются на базе детских поликлиник и пульмонологических стационаров. В таких школах ребенка обучают необходимым навыкам в процессе специальных игровых ситуаций, а необходимую и полезную информацию подают в более доступной и понятной для малышей форме.

В целом астма-школа – это хороший профилактический инструмент и если посещать проводимые занятия регулярно, можно существенно повысить уровень знаний, а также жизненно важных умений при бронхиальной астме.

Задачи школы здоровья астмы

Для любого человека контролировать состояние своего здоровья является необходимой мерой. Для пациента, у которого диагностирована бронхиальная астма (БА) – это особенно важно, так как специфическая хроническая патология предполагает регулярное наблюдение за процессом ее протекания и нуждается в серьезном контроле при проведении терапии. Важно знать все о болезни и уметь жить с ней. Так как отсутствие нужной информации и неправильное лечение или действия во время приступа могут привести к серьезным негативным последствиям и даже к летальному исходу.

Поэтому среди главных задач школы астматика рассматриваются следующие темы:

  • Профилактика прогрессирования заболевания.
  • Предупреждение обострений и возникновения осложнений патологии.
  • Предоставление информации о сути БА.
  • Обучение пациента навыкам определения степени тяжести болезни.
  • Ознакомление с первыми предвестниками астматического удушья.
  • Обучение различным способам быстрого прекращения приступа.
  • Профилактика наступления удушья.
  • Предоставление знаний о первой самопомощи медицинского характера.
  • Информирование о новых методах лечения заболевания.
  • Разъяснение принципов работы специальных приборов, использующихся при астме (ингалятор, спейсер, пикфлоуметр).
  • Предоставление знаний о способах самостоятельного контролирования протекания болезни.
  • Обучение коррекции факторов риска.

Весь комплекс мер направлен на главную глобальную цель – уменьшение уровня смертности среди астматиков. Ее достижению способствует присутствие на специальных занятиях всех, кто столкнулся с бронхиальной астмой.

Посещение школы здоровья БА и применение приобретенных знаний и умений в жизни – это шаг к снижению количества приступов и улучшению самочувствия пациентов в целом.

Организационные моменты в работе астма-школы

Для результативного проведения любых занятий, в том числе и в астма-школе, необходимо правильно организовать процесс обучения. В первую очередь, желательно чтобы в помещении была в необходимом количестве удобная мебель, хорошее освещение и возможность подключения компьютерного оборудования.

Читайте также:  Почему появляются проблемы со здоровьем

В группы набирают не больше 8–10 человек, так как превышение указанного количества может отразиться на качестве обучения, к примеру, врач не сможет услышать вопросы от каждого пациента.

В школу здоровья рекомендуется приглашать и членов семьи больного, чтобы они также были ознакомлены со всеми нюансами болезни и, при необходимости, могли корректировать его образ жизни, например, устранять факторы риска возникновения приступа.

Курс обучения обычно включает 5–10 занятий, каждое из них может длиться не больше чем 1,5 часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы раскрыть все темы и предоставить необходимый объем информации для пациента.

Желательно построить план занятий таким образом, чтобы весь курс поместился в 7–10 дней. Рекомендуется проводить уроки каждый день, чтобы участники группы связывали уже полученные знания с новыми. Максимум, можно сделать перерывы между занятиями на несколько дней.

Обычно за календарный год проводят до 10 циклов, в летнее время нежелательно организовывать школы, так как многие работают, едут отдыхать и могут пропускать уроки, а медперсонал часто берет в это время года отпуск.

Процесс проведения занятий должен строиться по принципу беседы и включать элементы лекции. Врач на первом занятии оговаривает правила школы, желательно чтобы пациенты задавали вопросы сразу, как только им что-то неясно, а не ждали конца урока.

Состав группы в процессе обучения не меняется, эти 7–10 человек должны полностью пройти курс, только потом набирают новых участников. Так сделано во избежание ситуаций, когда новые больные, пропустившие пару занятий, приходят и задают вопросы, которые рассматривались ранее, чем замедляют работу всей группы.

Для эффективной деятельности школы важно учесть следующие организационные моменты:

  • В помещении для занятий желательно должны быть парты (столы), чтобы пациенты могли конспектировать материал.
  • Объем подаваемого материала должен быть оптимально подобран по времени и сложности. Так как одни темы участники проходят быстро, а другие, наоборот, вызывают множество вопросов.
  • План занятия следует оглашать в начале занятия.
  • Для доступности, эффективности подачи информации и более высокой ее запоминаемости, нужно применять видеоролики, изображения, графики, плакаты, буклеты, фильмы, препараты и приборы.
  • Придерживаться правил индивидуального подхода к каждому пациенту.

Важно психологически поддерживать больных и создать атмосферу доверия. Медработнику не рекомендовано употреблять специфическую медицинскую терминологию, ведь не каждый поймет ее, лучше общаться на понятном всем языке.

Для проведения занятий в школе здоровья подбирают медицинский персонал с необходимым уровнем подготовки и педагогических умений. Так как мало просто обладать знаниями, нужно уметь донести их до пациента.

Программа занятий

Врачи, которые проводят занятия, составляют спецпрограмму, в разных школах она может отличаться, но в целом, все программы похожи. Ниже приведен пример плана обучения в школе БА.

Также в программу обучения могут быть включены темы об анатомическом строении органов дыхания, о новейших методах лечения заболевания, терапии БА у детей, сходстве и отличии патологии с бронхитом.

Помните, что знания и умения, которые дают специалисты школы здоровья бронхиальной астмы, могут не только облегчить вам жизнь, но и спасти ее.

Источник

Adblock
detector