Меню

Темы школ здоровья для детей

Образовательная программа «Школа здоровья»
рабочая программа (старшая группа)

Актуальность и педагогическая целесообразность программы, цель, задачи и новизна, принципы организации деятельости, методы организации учебно-воспитательного процесса, формы проведения занятий, ожидаемые результаты, содержание изучаемого курса, тематическое планирование, методическое обеспечение программы.

Скачать:

Вложение Размер
poyasnitelnaya_zapiska_o.docx 33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение Вейделевского района

«Центр социальной помощи семье и детям «Семья»

На заседании совета Директор МУ Вейделевского района

специалистов «ЦСПСиД «Семья»

От «____ »____________2019г. Клименко Ю. А._____________

Протокол № __________ «____»____________2019г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Я – человек – общество»

Модуль «Школа здоровья»

Возраст воспитанников: 7-11 лет

Срок реализации: 6 месяцев

Автор — составитель: воспитатель старшей

Ободенко Наталья Семёновна

п. Вейделевка, 2019.

Проблема формирования здорового образа жизни является важнейшей проблемой современности.

В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих учёных России и мира. Особую обеспокоенность вызывают здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека 21 века и будущим России.

Сегодня наша страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров – всё это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослых. Особенно сложно найти себя в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на мир только формируется. Возникает желание уйти, «спрятаться от жизни». Почувствовать себя в безопасности. Наркотики, алкоголизм, курение создают для многих юношей и девушек иллюзию такой «внутренней безопасности».

Возраст, в котором дети начинают экспериментировать с табаком, постоянно снижается. Уже не редкость — ребёнок 9-11 лет с сигаретой.

Зачастую ребята попадают к нам вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребёнок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю, пробе наркотиков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Часто педагогические приёмы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребёнком навсегда. Кроме того, у многих детей существует генетическая предрасположенность к алкоголизму и наркомании.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы «Школа здоровья» заключается в том, что в последнее десятилетие в России отмечается тенденция к ухудшению показателей здоровья детей. Значительно снизилось число абсолютно здоровых детей, отмечается выраженный рост функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижения функциональных возможностей организма. Показатели состояния здоровья ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. К окончанию школы незначительные расстройства у части детей переходят в стойкую хроническую патологию. Для современных детей характерно ограничение двигательной активности, ухудшение физических качеств (силы, скорости, выносливости, ловкости).

В наш центр помещаются дети от 3 до 18 лет. Основные причины поступления несовершеннолетних: социально-опасное положение в семье, трудная жизненная ситуация, дети, оставшиеся без попечения родителей. В учреждение поступают дети с разным уровнем физического, психического и интеллектуального развития. Практически все дети имеют проблемы психологического характера: низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности, что отрицательно влияет на образ жизни и здоровье детей.

Модифицированная (рабочая) программа «Школа здоровья» имеет социально-педагогическую направленность и призвана помочь каждому ребёнку справиться с ранее сложившимися неверными стереотипами поведения по отношению к своему здоровью и овладеть навыками, направленными на сбережение своего здоровья.

Программа вовлекает воспитанников в разностороннюю деятельность. В качестве итоговых занятий обучающиеся совместно с воспитателем готовят мини-занятия для дошкольников и знакомят их с первоначальными знаниями по здоровому образу жизни. Программой предусмотрено использование творческих работ, благодаря которым воспитанники смогут оценить свой творческий потенциал.

формировать культуру здоровья и здорового образа жизни воспитанников с активной жизненной позицией, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам.

-познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;

— расширить представление воспитанников о здоровом образе жизни.

— развивать у воспитанников элементарные представления о функциях организма;

— формировать установку на здоровый образ жизни;

— воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;

— способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности.

Сроки реализации программы:

Реализация программы «Школа здоровья» осуществляется: 6 месяцев, 24 недели, 1 раз в неделю. Длительность занятий 40 минут.

Возрастные особенности детей.

В период от 7 до 11 лет идёт освоение самых разнообразных видов деятельности, формирование умелости, трудолюбия, компетенции, но на первый план выходит учебная деятельность, а вместе с этим режим дня. Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребёнок растёт очень быстро, но его рост неравномерен, поэтому для него важно провильное питание, положительные эмоции, соблюдение гигиены.

Общие сведения об учебной группе:

— воспитанники 7-11 лет;

— группа с переменным составом;

— количество обучающихся до 10 человек.

Принципы организации деятельности:

В основу программы «Школа здоровья» положены следующие принципы:

— принцип системности и последовательности (предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении).

— принцип триединого представления о здоровье, как единства физического, психического и духовно-нравственного здоровья;

— принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся.

Методы организации учебно-воспитательного процесса:

Источник

Приоритетные тематики школ здоровья.

Профилактика

1. Медицинская профилактика — система профилактических мер, реализуемая через систему здравоохранения.

Медицинская профилактика по отношению к населению определяется как:

• индивидуальная — профилактические мероприятия, проводимые с отдельными индивидуумами;

• групповая — профилактические мероприятия, проводимые с группами лиц; имеющих сходные симптомы и факторы риска (целевые группы);

• популяционная (массовая) — профилактические мероприятия, охватывающие большие группы населения (популяцию) или все население в целом. Популяционный уровень профилактики, как правило, не ограничивается медицинскими мероприятиями — это местные программы профилактики или массовые кампании, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний.

Виды профилактики

В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии можно рассмотреть три вида профилактики.

1. Первичная профилактика — система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды, формирование ЗОЖ, выявление факторов риска, снижение влияния вредных факторов, проф осмотры, меры по предупреждению развития соматических и психических заболеваний и травм, в том числе профессионально обусловленных, несчастных случаев, инвалидизации и смертности от неестественных причин, дорожно-транспортного травматизма и др и т.д.).

2. Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

Профилактика вторичная комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний, ограничений жизнедеятельности, вызывающих дезадаптацию больных в обществе, снижение трудоспособности, в том числе инвалидизации и преждевременной смертности.

Вторичная профилактика включает:

А) Целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное и групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний.

Б) Проведение диспансерных медицинских осмотров с целью оценки динамики состояния здоровья, развития заболеваний для определения и проведения соответствующих оздоровительных и лечебных мероприятий.

В) Проведение курсов профилактического лечения и целевого оздоровления, в том числе лечебного питания, лечебной физкультуры, медицинского массажа и иных лечебно-профилактических методик оздоровления, санаторно-курортного лечения.

Г) Проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

Д) Проведение мероприятий государственного, экономического, медико-социального характера, направленных на снижение уровня влияния модифицируемых факторов риска, сохранение остаточной трудоспособности и возможности к адаптации в социальной среде, создание условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности больных и инвалидов

школы по профилактике гипертонической болезни сердца, сахарного диабет, бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) и т.д.

Профилактика третичная — реабилитация — комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса, предупреждения рецидивов и хронизации заболевания.

№2.Профилактика личная, медицинская, общественная

Профилактика — это комплекс различного рода мероприятий, направленные на предупреждение какого-либо явлений и/или устранение РФ.

Медицинская: меры профилактики через систему здравоохранения. По ВОЗ 3 вида медицинской профилактики.

Первичная— комплекс медицинских мероприятий, направленный на предупреждение развития заболеваний у здоровых лиц, включает: 1)принятие мер на снижение влияния вредных факторов на организм человека
2) формирование зож:повышение уровня знаний всех категорий населения, о всех негативных факторов и методов их снижения
3)меры по предупреждению развития соматических, психических заболеваний и травм
4) проведение профилактических медицинских осмотров
5)проведение иммунопрофилактики
6)оздоровление лиц, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов

В итоге первичной профилактики оценивается уровень состояния здоровья , разработка консультации по снижению вредного воздействия ФР(факторов риска) на здоровье.

Вторичная — комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на раннее выявление , предупреждение заболевания. Позволяет обнаружить болезнь на ранних стадиях, когда она протекает бессимптомно и своевременное лечение позволяет остановить их развитие, большинство мероприятий осуществляется с использованием скрининговых методов.
Включает: 1) санитарно-гигиеническое воспитание пациентов ()диета, терапия травм, зож)
2)обучение пациентов методам самоконтроля за состоянием здоровья
3)участие в деятельности школ здоровья
4)проведение целевых профилактических мед. Осмотров
5проведение диспансеризаций групп риска, с целью оценки диагностики состояния здоровья
6)проведение курсов профилактического лечения и целевого оздоровления (санаторно-курортное лечение, лфк)
7)медико-психическая адаптация к изменению ситуаций в состоянии здоровья

Третичная – направлена на лиц с хроническими заболеваниями = реабилитация ( комплекс медицинских, социальных, педагогических, психологических мероприятий направленных на: устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций с целью более полного восстановления, социального и профессионального статуса и на предупреждение рецидивов)
Задачи: 1)в стадии ремиссии-уменьшение числа рецидивов, их тяжести и продолжительности и замедления сроков прогрессирования заболевания
2)в стадии рецедивов – скорейшее восстановление пациента и социальная адаптация

Личная: гигиена и укрепление здоровья. Личная П. включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек, и практически сводится к соблюдению норм здорового образа жизни, к личной гигиене, гигиене брачных и семейных отношений гигиене одежды, обуви, рациональному питанию и питьевому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения, рациональному режиму труда и отдыха, активному занятию физической культурой и др.

Общественная: массовая, охватывает большие группы населения или всё население в целом . Меры общественной П. направлены на обеспечение высокого уровня общественного здоровья, искоренение причин порождающих болезни, создание оптимальных условий коллективной жизни, включая условия труда, отдыха, материальное обеспечение, жилищно-бытовые условия, расширение ассортимента продуктов питания и товаров народного потребления, а также развитие здравоохранения, образования и культуры, физической культуры.

5.Гигиеническое воспитания и обучение

Гигиеническое воспитание- это совокупность образов воспитательной, агитационных мероприятий, направленных на формирование –Навыков ЗОЖ
-Профилактику заболеваний
Сохранение и укрепление здоровья
— Повышение трудоспособности
Медико-гигиеническое обучение и воспитание населиния- это часть гос. Системы здравоохранения, включают ( Навыков ЗОЖ, Профилактику заболеваний, Сохранение и укрепление здоровья, Повышение трудоспособности)

Принцип организации: Гос.характер, Плановость, Массовость, Учение всех мед.работников
Формы: Индивидуальная, Групповая, Массовая
Беседа-короткое выступление 10-30 минут, число участников 10-15 человек. Строится в виде обмена мнений
Лекция-Форма обучения проводится врачом или хорошо подготтовленным мед.персоналом
Памятка, книжка- предназначена для пациаента с опр. Заболеванием ,текст состоит из конкретных советов и правил
Плакат- настенный лист с агитационной рекламным текстом с крупными картинками, краткая информация, привлекать внимание должен
Листовка- листок с информационное содержание с ярко выраженноц агитацией. Кратко и без деталей. Мотивированный призыв к участию в оздоровительных мероприятиях
Буклет- лист который складывается тетрадной формой или ширмой. Краткая информация по укреплению здоровья
Сан.бюллютень- 60х90, горизонтально расположен, текст+изображения,четкие опнятия в тексте,имеет законченную мысль, без использования мед. Терминологии. Возможно 3 цвета,броское название,но не запугивает.
Лозунг- Обращение в краткой форме выраж.идею или требования, несет информационный характер или призыв к действию.

6.Школы здоровья, школы для пациентов и лиц с факторами риска

Школа здоровья- Это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациента, направлено на повышение уровня их знания, практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактики осложнения, повышение качества жизни.

Задачи, цели:
-Повышение информирования в вопросах общественного и собственного здоровья и степень влияния на него факторов риска
-Формирование ответственности за собственное здоровье
-Приобретение умений и навыков по самоконтролю за здоровьем, оказание помощи самому себе
-Предупреждение развития осложнений, утраты трудоспособности
-Снижение не профильной нагрузки на учреждения и специалистов ПМСП

Действие школ регламентируются приказом МЗРФ №269 «Об введении действия отраслевого стандарта «Сложные и комплексные мед услуги»»

ü Ш. для беременных

ü Ш. для больных сахарным диабетом

ü Ш. для больных артериальной гипертензии

ü Ш. для больных сердечной недостаточности

ü Ш. для больных с бронхиальной астмой

ü Ш. для больных с заболеваниями позвоночника и суставов

ü Ш. для больных находящиеся на хроническом гемодиализе

  • Ш. д. б. с ишемической болезнью сердца
  • Жизнь после инфаркта
  • Жизнь после ОНМК
  • Жизнь после операции на сердце и магистральных сосудов
  • Аллерго школа
  • Глаукома
  • Ожирение
  • Атеросклероз
  • Курение

Пациенты направляются на занятия в Школе участковым врачом или через участкового врача специалистами любого профиля. Программа обучения состоит из цикла структурированных занятий, продолжительностью по 90 минут каждое. Численность пациентов в группе не более 8-10 человек. Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов.

Приоритетные тематики школ здоровья.

Школа здоровья — совокупность средств и методов, индивидуального и группового воздействия на пациента, направленная на повешение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактики осложнений и повышения качества жизни.
ПРИОРИТЕТНЫЕ ТЕМАТИКИ ШЗ:
1. Школа для беременных
2. Школа для больных сахарным диабетом
3. Школа для больных артериальной гипертензией
4. Школа для больных сердечной недостаточностью
5. Школа для больных находящихся на хроническом гемодиализе (ХПН)
6. Школа для больных с бронхиальных астмой
7. Школа для больных с заболеванием позвоночников и суставов.

Дата добавления: 2020-01-07 ; просмотров: 288 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Читайте также:  Плейкаст здоровья любви удачи
Adblock
detector