Презентация на тему «Психическое и психологическое здоровье младшего школьника»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.» Выполнила: Камышова Анна Гр. 1101
Это здоровое развитие личности Это адекватная реакция человека на те или иные события Это здоровое мироощущение и мировосприятие
Психологическое здоровье младших школьников зависит от ряда факторов, влияющих на него. Одним их них является физическое здоровье ребёнка. На сегодняшний день по статистике медицинских обследований детей младшего школьного возраста, только 10% из них являются полностью здоровыми. Остальные 90% детей имеют различные хронические заболевания или небольшие отклонения в развитии. При определённых заболеваниях на организм ребёнка оказывается дополнительная нагрузка и ему становится сложнее, нежели здоровому ребёнку, справляться со школьной программой. Даже минимальное отклонение в функционировании головного мозга может приводить к более худшей усвояемости школьного материала, внимательности на уроках, памяти.
Даже минимальное отклонение в функционировании головного мозга может приводить к более худшей усвояемости школьного материала, внимательности на уроках, памяти. Но многие процессы поддаются корректировке. Благодаря советам медицинских специалистов, а так же постоянным упражнения, направленным на тренировку памяти, можно восстановить все процессы мозговой деятельности ребёнка и натренировать память.
Психологическое здоровье младших школьников так же зависит от наследственности и от атмосферы в семье, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Если в семье здоровая атмосфера, царит доверительное отношение друг к другу, то и ребёнок будет чувствовать себя психологически здорово, защищёно и не будет бояться окружающего мира. Для того, чтобы ребёнок легко адаптировался в школе, родителям необходимо готовить его к этому за ранее. Можно периодически рассказывать ему про школу, о том что он там будет делать и как необходимо там себя вести. Когда ребёнок будет психологически готов идти в школу, то и учёба будет даваться ему более легко.
активный творческий любознательный инициативный самостоятельный уверенный в себе доброжелательный помогающий другим открытый и сопереживающий
Психическое здоровье младших школьников Как только ребёнок идёт в первый класс, он получает огромную физическую и моральную нагрузку. Для того что бы не пострадало психическое здоровье младшего школьника его родителям и школьному учителю необходимо очень внимательно за ним наблюдать. А при первых признаках школьного невроза принимать меры, посоветовавшись со специалистом. Особенно сложным периодом в жизни ребёнка являются первый месяц и первые дни, проведённые в школе.
Для того что бы адаптация прошла более-менее безболезненно , есть несколько рекомендаций: в первое время первого класса учителя проводят только по три урока в день; после уроков, хотя бы в первые дни учебного года, рекомендуют забирать ребёнка домой, а не оставлять в группе продлённого дня; не задавать детям домашних заданий, для того что бы не перегружать их психическое здоровье.
Существует несколько признаков, проявляющихся в поведении детей, которые расскажут вам о наличии школьного невроза. Агрессивное поведение. Характеризуется явным непослушанием, грубостью в общении с учителями и завышенной самооценкой. Как правило такое поведение сопровождается плохой учёбой. Ребёнок, у которого не получается учиться хорошо, таким образом пытается привлечь к себе внимание и самоутвердиться, а так же агитирует других детей делать точно так же. Хорошо успевающий ученик начинает меняться в противоположную сторону. Очень часто данное поведение бывает связано со слишком большой нагрузкой, не выдержав которую ребёнок просто «опускает руки». У детей с внешним благополучием присутствует внутренний страх, который может проявляться в боязни отвечать у доски, появлении дрожи в голосе или трясущихся рук при сильном волнении. Такие ученики совершенно не создают проблем учителям, тихо ведут себя на уроке, но на них обязательно стоит обратить внимание родителям иначе заниженная самооценка обеспечена.
При возникновении у вашего ребёнка одного из признаков, перечисленных выше, желательным является посещение психолога. Во многих школах психологи присутствуют в качестве постоянного работника. Учителю необходимо вовремя сообщить родителям о наличии у их ребёнка того или иного признака невроза, а психолог подскажет как откорректировать поведение. Психическое здоровье младшего школьника является важной составляющей общего здоровья и относиться к нему нужно очень внимательно, иначе вы рискуете получит далее ещё более серьёзные проблемы.
Источник
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
специалист в области арт-терапии
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В последнее время охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения, его интеллектуальное и физическое развитие становятся важнейшими государственными задачами.
Традиционно выделяются несколько компонентов здоровья:
Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза. Развитие высших психических функций обеспечивает психическое здоровье. Неразвитые психические функции не позволяют ребенку полноправно взаимодействовать с миром людей, культуры, природы, познавать, чувствовать и понимать этот мир, а потому создают депривационную ситуацию (ситуацию недостаточного удовлетворения потребностей), и, как следствие этого — нарушение психического здоровья — страхи, тревожность, психическое напряжение, комплексы, негативные переживания, неадекватные реакции и пр.. Это тормозит, искажает позитивный путь психического развития и становления личности.
И.В.Дубровина считает, что если основу психического здоровья составляет полноценное развитие высших психических функций, то основу психологического здоровья – развитие личностной индивидуальности. Формируемое психологическое здоровье предполагает активную позицию самого ребенка, его заинтересованность в своем психическом и личностном развитии. Растущий человек начинает все больше ориентироваться в своем поведении и отношениях не только на задаваемые нормы, но и опираться на внутренние, личностно осознаваемые и принятые самоориентиры.
Ответственность за психическое развитие как основы психического здоровья ребенка лежит на взрослых – родителях, воспитателях, педагогах, психологах, которые должны уметь грамотно организовать жизнь, деятельность и отношения ребенка, сообразуясь как с возрастными закономерностями, так и с индивидуальными особенностями развития.
Психологическое здоровье обеспечивается в образовательном учреждении тем, что взрослые помогают растущему человеку находить достойное с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым при благоприятных условиях все более гармонизируются на каждой возрастной ступени.
По оценкам специалистов, о дним из самых травматичных факторов, оказывающих влияние на ухудшение психического здоровья школьников, является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков многими учителями. До 80% учащихся постоянно испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели нервно-психического и психологического здоровья.
Основные критерии наличия психологического здоровья
— Наличие у ребенка позитивного образа «Я», позитивного самоощущения, а также в целом позитивного восприятия окружающего мира.
— Высокий уровень развития рефлексии, то есть умения осознавать свое внутреннее состояние, причины и последствия своего поведения, знание своих личностных качеств, проблем и ресурсов.
— Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности – общения, учебы, спортивных занятий и др.
— Сформированность соответствующих возрасту новообразований.
— Адаптированность к социуму, то есть к условиям школьного обучения.
На психологическое здоровье оказывает влияние социальная среда (родители, сверстники, педагоги) , следовательно очень важна оптимизация качества учебной деятельности, а точнее ее соответствие индивидуальным особенностям учащихся.
Для сохранения и повышения уровня психологического здоровья необходимо, чтобы социальная среда обладала следующими качествами:
— обеспечивала ребенку чувство любви и принятия окружающими, способствуя позитивному самоощущению, давая возможность проявлять такое же чувство к другим
— побуждать ребенка понимать себя, других людей, причины и последствия своего поведения, ставить цели, думать над способами их достижения
— побуждать ребенка к саморазвитию в значимых для него видах деятельности – учебе, общении и т.п.
— создавать условия для развития возрастных новообразований
— соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям, с тем, чтобы они могли успешно адаптироваться к среде, приобретая при этом опыт преодоления трудностей и, как следствие, уверенность в себе.
Важную роль играют педагоги, т.к. учитель в начальной школе очень значим для ребенка. Взаимодействие учителя с ребенком может существенно оптимизировать его развитие, а может – вызвать появление различных негативных новообразований — социальных страхов, школьной тревожности, чувство неполноценности, негативное отношение к школе вплоть до полного ее отторжения.
Укрепление психологического здоровья предполагает внимание взрослых к внутреннему миру ребенка (любого возраста), к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Понимание себя как личности – процесс сложный. Выводы о самом себе нередко бывают ошибочными, так как знаниями о себе как человеке младший школьник не располагает. Учащиеся разного возраста пытаются разобраться в самих себе, но их интерес к самопознанию превышает их возможности. Отсюда – неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках и самооценках, намерениях, поступках и т.п. Неумение понять свои личностные проблемы, отсутствие представлений о возможных способах их разрешения нарушают позитивное отношение школьников к себе, деформируют образ жизни в целом, толкают детей к социально неодобряемым формам поведения, препятствуют позитивному формированию важнейшего личностного образования – психологической готовности к самоопределению.
Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя принятым педагогами.
1.Дубровина И.В. Современное образование и психологическое здоровье школьников. // Психологическое здоровье подрастающего поколения: проблемы и пути решения.: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Астрахань, 19020 ноября 2009 г.) / Сост. И. А. Еремицкая. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009 г. – 296 с.
2.Словарь психолога-практика/сост. С. Ю. Головин. – Минск, 2001
Источник
Рекомендации «Психологическое здоровье младших школьников»
специалист в области арт-терапии
Психологическое здоровье младших школьников
Уровни психологического здоровья младших школьников
Психологическое здоровье детей имеет свою специфику.
Отклонения здоровья у современных детей на сегодняшний день достигают очень высоких показателей.
Условно состояние психологического здоровья младшего школьника можно разделить на три уровня:
К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в занятиях с психологом. Это группа относительного риска.
К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. У этих детей появляются нарушения в поведении, конфликты со сверстниками, домашние капризы, неуверенность в собственных силах, одиночество, стойкий эмоциональный дискомфорт, соматические нарушения. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.
Таким образом, психологическое здоровье ребенка является не менее важным, чем его физическое здоровье.
Факторы риска психологического здоровья младших школьников.
Очевидно, что заботиться о психологическом здоровье человека нужно с детства. А как заботиться, как найти те факторы, которые оказывают неблагоприятное воздействие на его развитие?
Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы), в аспекте охраны здоровья учащихся можно разделить на две основные группы:
субъективные (его индивидуальные личностные особенности).
средовые (все, что окружает ребенка и факторы, связанные непосредственно с образовательным процессом)
К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.
К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с пребыванием ребенка в образовательной организации (образовательный процесс).
Приведем перечень нескольких общепатогенных факторов, наносящих вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью школьников.
Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно слышать об отсутствии культуры здоровья в России. «Каждый культурный человек не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного периода времени» — И.И.Брехман.
«Забалтывание» проблемы здоровья. Существует такой психологический феномен: обсуждая какую-либо проблему, человек снимает часть внутреннего напряжения, в результате боль (проблема) становится меньше, но сама ситуация не разрешается, так как только рассуждением проблему не решить.
Сужение понятия здоровья. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (определение по Уставу Всемирной организации здравоохранения).
Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов. Большая часть нашей страны – это зона экологического неблагополучия. А это определяет вред для здоровья людей. И чем слабее организм человека, а именно таков организм ребенка, тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия вредных факторов окружающей среды.
Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов. Это воздействие электромагнитных полей, «транспортное переутомление», которое может привести к социально-психологическим стрессам.
Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения.
Все чаще обсуждается негативное влияние школы на здоровье детей.
От чего ухудшается здоровье школьников?
В первую очередь учебные перегрузки (младшие школьники 1-4 классы 12%),
расписание уроков, распределение нагрузки по дням,
несоблюдение норм СанПина,
нехватка двигательной активности,
некачественное медицинское обслуживание,
несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями учащихся,
участие родителей учащихся в жизни школы,
слабая функциональная готовность к школе,
повышенный уровень тревожности,
ухудшение психологического климата в классом коллективе,
отсутствие учебной мотивации
— все это приводит к тому, что школа становится для детей постоянным источником стресса.
В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или учителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и занимаются с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.
Необходимо, чтобы родители и учителя владели элементарным психологическим инструментарием, базовыми сведениями о возрастных психологических проблемах детей. В этом им должна помогать школьная психологическая служба.
Психологическая поддержка младших школьников
Ориентация учителей нашей школы на сохранение и укрепление психологического здоровья позволила определить основные задачи психологической поддержки детей:
Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
Обучение рефлексивным умениям (умения осознавать свои чувства, причины поведения).
Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).
Содействие росту, развитию ребенка.
Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:
коррекционно-развивающая работа, с детьми, нуждающимися в психологической поддержке (это дети, отнесенные ко второму и третьему уровням психологического здоровья).
Данные виды работы позволяют выявлять особенности психического развития каждого ребенка, сформированность определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития знаний, умений, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества.
Рекомендации педагогам начальной школы в сфере профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка:
Создавайте спокойную, благоприятную обстановку в классном коллективе.
Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его психологическому состоянию.
Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение к детям и взрослым.
В ходе построения и проведения занятий учитывайте возрастные и психологические особенности детей.
Создавайте условия для формирования у детей толерантных отношений и доверия к взрослым.
Учите детей уважать чувства других людей.
Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества учитель – родитель – психолог — ребенок (очень эффективная психологическая поддержка для ребенка).
Источник