Меню

Темы практических занятий по общественному здоровью

Занятие №1. По дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения»

СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРАКТИЧЕКСКИМ ЗАНЯТИЯМ

По дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения»

Для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)

Сборник методических рекомендаций для обучающихся к практическим занятиям по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения» для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения) / сост. А.В.Шульмин, А.О. Сабанова, Е.А. Юрьева. – Красноярск: тип. КрасГМУ, 2013. – 291 с.

Составители:

к.м.н., доцент, Шульмин, А.В.,

ст.преп., Сабанова А.О.,

к.м.н., доцент, Юрьева, Е.А.

Рецензенты:

д.м.н., профессор, Капитонов, В.Ф., кафедра управления, экономики здравоохранения ИПО КрасГМУ

д.м.н., профессор, Россиев, Д.А., зав. кафедрой медицинской информатики и инновационных технологий с курсом ПО КрасГМУ

Сборник методических рекомендаций к практическим занятиям предназначен для аудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО (2010г.) по специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2012г.) и СТО СМК 4.2.01-11. Выпуск 3.

Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________2013).

Занятие №1 Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания.
Занятие №2 Оценка качества жизни.
Занятие №3 Основы медицинской статистики. 1 часть.
Занятие №4 Основы медицинской статистики. 2 часть.
Занятие №5 Основы медицинской статистики. 3 часть.
Занятие №6 Основы медицинской статистики. 4 часть.
Занятие №7 Медицинская демография. Рождаемость.
Занятие №8 Медицинская демография. Смертность.
Занятие №9 Заболеваемость населения. 1 часть.
Занятие №10 Заболеваемость населения. 2 часть.
Занятие №11 Организация амбулаторно-поликлинической помощи населению.1 часть.
Занятие №12 Организация амбулаторно-поликлинической помощи населению.2 часть.
Занятие №13 Организация стационарной помощи населению.1 часть.
Занятие №14 Организация стационарной помощи населению.2 часть.
Занятие №15 Трех уровневая система здравоохранения.
Занятие №16 Организация охраны материнства. Организация акушерско-гинекологической помощи.
Занятие №17 Занятие №18 Профилактика. Реабилитация. Организация медицинского страхования в РФ.
Занятие №19 Контроль качества медицинской помощи в условиях бюджетно-страховой медицины.
Занятие №20 Организация экспертизы временной нетрудоспособности.
Занятие №21 Организация медико-социальной экспертизы.

Занятие №1

«Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания»

1. Тема «Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания».

2. Форма организации учебного процесса:семинарское занятие.

3. Значение темы:

Здоровье населения Российской Федерации является стратегическим ресурсом. Снижение средней продолжительности жизни высокий уровень заболеваемости определяют приоритетность направления сохранения и укрепления здоровья населения.

4. Цели обучения:

— общая:

Обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными:

способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способностью и готовностью анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики (ОК-4);

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

— учебная:

Знать:

– Определения понятий индивидуальное здоровье, общественное здоровье, образ жизни, категории образа жизни, факторы риска.

– Концепции определения бремени болезни и физических отклонений.

Уметь:

– Дать определения понятиям: здоровье (индивидуальное и общественное), образ жизни, категории образа жизни, факторы риска.

Навыки:

– Формулирование понятия здоровья и здравоохранения для общественного и индивидуального уровня.

Источник

Методическое пособие для практических занятий по предмету Общественное здоровье и здравоохранение

специалист в области арт-терапии

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 20

« Санитарное просвещение ».

«Правила написания беседы (лекции) по санитарному просвещению

и оформления санитарного бюллетеня».

Студенты должны знать:

1. Цели, принципы гигиенического обучения и воспитания населения .

2. Методы, формы и средства гигиенического обучения и воспитания населения .

3. Определение, механизмы формирования здорового образа жизни .

4. Общие требования к пропаганде здорового образа жизни .

5. Требования к оформлению санитарного бюллетеня и других средств наглядной агитации .

6. Основные положения приказа МЗ РФ №455 от 23.09.03 г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в РФ».

Читайте также:  Долларовое дерево польза для здоровья

Студенты должны уметь:

1. Использовать пропаганду здорового образа жизни как инструмент реализации профилактических программ;

2. Правильно и последовательно выбирать методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения в зависимости от конкретных медико-социальных и экономических условий;

3. Подготовить и прочитать лекцию на медицинскую тему;

4. Оформлять санитарные бюллетени и другие наглядные средства;

5. Проводить беседы по вопросам гигиены и здорового образа жизни среди населения;

6. Учитывать деятельность МО, Роспотребнадзора по вопросам здорового образа жизни.

7. Рецензировать формы здорового образа жизни.

Методика проведения занятия:

1.Определение исходного уровня знаний учащихся

2.Разбор основных вопросов темы

Основные вопросы темы:

1. Определение понятия «образ жизни».

2. Определение понятия «здоровый образ жизни».

3. Определение понятия «здоровье».

4. Факторы, определяющие здоровье.

5. Что входит в понятие гигиеническое обучение и воспитание населения, кто должен этим заниматься?

6. Какие учреждения в системе здравоохранения организуют и руководят этой работой?

7. На каких принципах организуется эта работа, кто является ответственным и организатором в МУ?

8.Какие методы используются для ее проведения?

9. Какие средства используются врачами и требования к ним.

10. Содержание работы и функции Центра медицинской профилактики.

Подготовить беседу по санитарному просвещению по предложенным темам и рассказать её на практическом занятии.

Санитарно — просветительская работа

(примерные темы бесед и лекций):

1. «Этика и деонтология медицинского персонала в условиях поликлиники».

2. «Влияние алкоголя и никотина на организм».

3. «О вреде наркомании».

4. «Профилактика инфекционных заболеваний».

5. «Гепатит как медицинская и социальная проблема».

6. «Гигиенические требования к поведению больных в стационаре».

7. «Наркомания и ее последствия».

8. «Отдаленные последствия табакокурения».

9. «Факторы риска формирования сердечно-сосудистой патологии».

10. «Что такое ВИЧ и СПИД? Профилактика ВИЧ-инфекции».

11. «Основы диетического питания при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки».

12. «Особенности диеты при анемиях».

13. «Особенности диеты у больных сахарным диабетом».

14. «Вегетарианство: за и против».

15. «Гиподинамия или как повысить двигательную активность?»

16. «Холестерин под контроль! Основные положения гипохолестериновой диеты».

17. «Витамины и их роль в питании человека».

18. «Грипп. О чем должен знать каждый».

19. «Профилактика острого нарушения мозгового кровообращения (инсульта)».

20. «Правила здорового образа жизни».

21. «Туберкулез – смертельно опасное заболевание».

22. «Заболевания, передающиеся половым путем».

23. « Профилактика гипертонической болезни».

24. «Профилактика бронхиальной астмы».

25. «Рациональное питание при сердечно-сосудистых заболеваниях ».

Рекомендации для самостоятельной работы студентов

Схема ориентировочной основы

действия при подготовке к беседе.

1. Выяснение характера аудитории

Получение предварительных сведений о месте проведения санпросветработы, возрасте детей, их интересах.

2. Составление плана беседы (лекции). Знание принципов составления бесед. План предусматривает введение, основную часть и заключение, правильное соотношение между ними.

3. Составление текста беседы (лекции). Текст должен сочетать доступность изложения, быть последовательным, легким для чтения и восприятия.

4. Выбор приемов и средств для использования в беседе. Учет особенностей восприятия аудитории, возраст, образование и др. Подготовка наглядной информации, агитации и средств наглядности. Средства и приёмы должны воздействовать на эмоции и чувства аудитории, быть яркими, образными, запоминающимися.

5. Составление окончательного варианта беседы, репетиция проведения работы.

Правила написания беседы (лекции)

по санитарному просвещению

Одним из наиболее распространенных методов санитарного просвещения является метод устного слова (лекция, беседа). Прежде чем выступать, лектор должен хорошо подготовиться — записать содержание лекции или беседы.

Существует три вида документов, которые могут быть составлены в процессе подготовки к выступлению: план, тезисы и конспект лекции. План — это перечень вопросов, подлежащих освещению в лекции, в том порядке, в каком они будут излагаться. Тезисы — кратко изложенные основные положения темы. План и тезисы представляют для согласования в учреждение, которое руководит работой лектора.

Конспект — это памятка лектора. Он представляет собой план, дополненный цитатами, цифрами, примерами, ссылками на наглядные пособия и т. д. Существуют определенные приемы оформления конспекта, которые облегчают пользование им. Так, конспект рекомендуется писать на отдельных листах на одной их стороне. Удобство подобной записи заключается в том, что при последующих выступлениях на ту же тему лектор может легко дополнить свой материал новыми данными или изменить структуру самой лекции. Обычно лектор не скрывает от слушателей того, что он пользуется конспектом, и после изложения материала, написанного на данной странице, отодвигает ее в сторону (в этом также проявляется преимущество письма на одной стороне листа).

Читайте также:  Лекарство от здоровья список похожих

Разумеется, нельзя с начала до конца читать свой конспект, устроив фактически громкую читку материала.

Необходимо использовать его для того, чтобы не нарушать последовательность изложения материала и чтобы приводить основные цифры и цитаты. Лектор должен смотреть на аудиторию, чувствовать ее настроение и соответствующим образом реагировать.

Рекомендуется писать конспект так, чтобы с одного взгляда увидеть то, что необходимо. Для этого следует писать разборчивым, аккуратным почерком, основные места выделять крупными буквами или подчеркивать красным карандашом, при этом следует найти наиболее удобное для автора расположение материала на каждой страничке конспекта.

Весь лекционный материал обычно делят на три основные части.

В первой, краткой, части лектор рассказывает о том, какое значение имеет данная тема для слушателей.

Вторая часть лекции посвящается изложению основного материала.

Третья часть — выводы.

Основным правилом при проведении санитарно-просветительной работы является максимальное вовлечение населения в число санитарных активистов. Поэтому в заключительной части любой лекции, беседы необходимо обратиться к слушателям с предложением всячески помогать медицинским работникам с тем, чтобы практическими делами способствовать борьбе с заболеваниями, травматизмом, борьбе за чистоту на работе, дома и т. д.

После хорошей беседы, лекции фельдшера или медицинской сестры среди слушателей всегда находятся люди, готовые помочь медицинским работникам на участке, люди, которые сами могли бы быть проводниками элементарных санитарно-гигиенических знаний среди населения.

Желательно сопровождать лекцию, беседу наглядными пособиями или пользоваться ученической доской и мелом — чертить схемы, писать цифры и т. д. Все это делает сообщение более доступным для слушателей и лучше запоминающимся.

После изложения материала обычно к лектору обращаются с вопросами, на которые он обязан ответить. Если это была беседа, то обычно вопросы задают в процессе изложения материала и тут же на них получают ответ. Во время лекции вопросы задают письменно, а после нее — устно. В том и другом случае лектор в самом конце своего выступления отвечает на вопросы слушателей. Если выступающая медицинская сестра или фельдшер не может ответить на тот или иной вопрос, то не следует стесняться, а надо сказать слушателям, что некоторые положения, касающиеся этого вопроса, будут уточнены и в следующую встречу будет дан исчерпывающий ответ. К последующей лекции или беседе необходимо прочесть соответствующую литературу и ответить на заданный вопрос.

Выпустить санитарный бюллетень по предложенным темам, представить и продемонстрировать его на практическом занятии.

Санитарно — просветительская работа

(примерные темы санбюллетеней):

1. «Витамины. Их роль для организма человека».

2. «Профилактика острых кишечных инфекций».

4. «ВИЧ/СПИД: Защищайся от опасности!».

5. «Вирусный гепатит A ».

6. «Энтеровирусные инфекции».

7. «Вирусный гепатит B в подростковом возрасте».

8. «Профилактика эндокринных заболеваний».

9. «Бросаю курить самостоятельно. Пять шагов к успеху».

10. «Как выявить туберкулёз».

11. «Осторожно – чесотка».

12. «Профилактика острых респераторных вирусных инфекций (ОРВИ)».

14. «Педикулёз у детей».

Основные правила выпуска санитарных бюллетеней

Среди разнообразных средств санитарного просвещения широкое распространение получили санитарно — просветительские бюллетени. Медицинские работники часто не знают, как оформить санбюллетень и какие темы для него выбрать.

Цель данных рекомендаций — помочь правильно оформить санитарные бюллетени, чтобы они знакомили население с вопросами охраны здоровья и формирования здорового образа жизни. Санитарный бюллетень обычно посвящается какой-либо одной теме, которую стараются раскрыть по возможности полнее.

В лечебно-профилактических и других учреждениях нужны бюллетени не о заболеваниях, их лечении, а о профилактике и формировании здорового образа жизни. Лишь в случаях эпидемических вспышек какого-либо инфекционного заболевания можно разместить бюллетени о предупреждении распространения инфекции.

Таки образом, прежде чем приступить к выпуску бюллетеня, необходимо подумать:

Читайте также:  Как будет по английски желаю счастья здоровья

где и как будет размещен санбюллетень,

определить его тему,

решить, кому он адресован.

Прежде всего санитарный бюллетень — это статья, которую обычно пишут средние медработники, используя для оформления рисунки и фотографии.

Санитарный бюллетень — это единство текста и рисунка; они должны дополнять друг друга, пояснять (иллюстрации в качестве украшения в нем не нужны).

Санитарный бюллетень — это своего рода «форма стенной печати». Он может быть посвящен только медицинской теме.

Санитарный бюллетень — несистематическое, непериодическое издание, он может быть оригинальный или типовой, разработанный по образцу.

Требования к санитарному бюллетеню

Требования к названию. Чтобы бюллетень привлекал внимание, название его должно быть крупным, метким и ярко выделяться. Например, вместо скучного названия — «Профилактика глазного травматизма» можно дать название «Твои глаза» или «Береги глаз как алмаз» и т.д. Термин «Санитарный бюллетень» не пишется, порядковый номер не ставится.

Требования к тексту. Текст санбюллетеня должен быть написан доступным языком. Он состоит из введения, основной части и заключения. Введение знакомит читателя с проблемой, основная часть раскрывает её суть. Если текст один, то он обязательно разбивается на фрагменты, каждый из которых должен быть озаглавлен соответственно содержанию. Заключение может состоять из вопросов и ответов или просто выводов автора. Текст заканчивается лозунгом, призывом, вытекающим из темы. Человек должен приглашаться к немедленному действию. Латинские и сленговые термины использовать не рекомендуется. Язык статей должен быть лаконичен, нужно избегать длинных трудночитаемых предложений, непонятной медицинской терминологии. Изложение может быть в виде рассказа, очерка, интервью, открытого письма.

Требования к содержанию. Каждый санитарный бюллетень должен иметь профилактическую направленность. Меры профилактики должны быть изложены четко и конкретно. Клинические вопросы подробно не излагаются, вопросы лечения исключаются, так как это наталкивает на мысль о самолечении. Больному необходимо знать лишь первые признаки заболевания, чтобы он смог обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Из содержания должна быть понятна польза предлагаемой информации.

Требования к оформлению. Важно помнить, что текст, заключённый в квадрат или круг, вызывает больше доверия. Он обычно делится на 4-6 столбцов шириной 12-14 см. В бюллетене должны быть выделены абзацы, а знаки препинания (восклицательный знак, многоточие, тире и т.д.) лучше использовать как можно реже. В правом углу бюллетеня указывают фамилию, имя, отчество ответственных за выпуск и дату. Размеры бюллетеня обычно составляют 90 х 60 см. Каждая статья имеет свой цветной подзаголовок. Санбюллетень должен «дышать», т.е. в нём должно быть свободное пространство. Никаких «крестов» и «змей» не используют, то есть эмблему не ставят.

Требования к изобразительной части. Изобразительная часть вместе с текстовой не должны перегружать бюллетень, но и не должно оставаться свободного места, иначе он будет трудно читаться. Нужна разумная мера заполнения санбюллетеня. Лучше использовать одну впечатляющую иллюстрацию, чем несколько мелких.

Требования к экспозиции. Санбюллетень должен вывешиваться на видном месте (стенде) так, чтобы его было удобно читать. Ни в коем случае нельзя наклеивать бюллетень просто на стену. Вопрос, через какое время бюллетень нужно заменить новым, определяется в каждом конкретном заведении. Там, где бюллетень читает постоянный контингент (например, больные, находящиеся в стационаре длительное время), обновлять следует чаще, чем в учреждениях, где контингент часто меняется (например, в поликлинике). Рекомендуемый срок экспозиции – не более двух недель. Вывешивать его повторно рекомендуется не раньше , чем через два-три месяца или накануне подъёма сезонной заболеваемости.

Правильно разработанный и оформленный санитарный бюллетень – источник медицинских знаний по профилактике болезней и формированию здорового образа жизни!

1. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для студентов медвузов под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. М.: МЕД пресс-информ, 2006. – с.485-499;

2. Ю.П. Лисицын Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник. – М.: ГОЭТАР Медиа, 2007. – с. 34-78.

3. Приказ №455 от 23.09.03 г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в РФ».

4. Как подготовить и прочитать лекцию на медицинскую тему (методические рекомендации в помощь лектору).

Источник

Adblock
detector