Меню

Темы лекций школ здоровья

Тема: «Школы» здоровья: обучение пациентов.

Теоретическое занятие №6 (Лекция)

1. Аспекты деятельности школы здоровья для лиц с факторами риска пациентов: артериальная гипертония, сахарный диабет, бронхиальная астма. Роль сестринского персонала в работе школ здоровья.

2. Методика работы в школах для лиц с факторами риска. Составление памяток для населения.

Впервые «школы» здоровья возникли в Великобритании в 1993 г. Для больных бронхиальной астмой, далее появились «школы» для больных с гипертонической болезнью, сахарным диабетом, а последнее время – для обучения по уходу за тяжелыми больными, язвенной болезнью.

Цель школ – достичь благоприятного успеха в лечении и профилактике прогрессирования заболеваний,

— сформировать у больных четкое представление о своей болезни;

— добиться осмысленного выполнения ими рекомендаций врача;

— научить самостоятельно контролировать течение имеющегося заболевания, которое возможно будет сопутствовать всю дальнейшую жизнь.

1. Школы работают по специально разработанным программам, баз0ирующимся на научно доказанных данных о заболеваниях, факторах их риска, факторах способствующих обострениям и методах лечения и самоконтроля за лечением.

2. Программы четко регламентированы и разделяются по «учебным единицам» — «шагам» с постановкой цели для каждого учебного шага с последовательностью действий обучаемого, повторения материала, закрепления знаний и умений.

3. Обучение пациентов определяется частотой тренировок и повторения и процесс обучения ориентирован непосредственно на человека, а не на его болезнь.

4. Занятия в школах могут проводиться индивидуально и группами. Больше успеха получают от индивидуальных занятий, что не всегда можно выполнить. Экономически более выгодно (для пациента) групповые занятия – по некоторым общим темам профилактики заболевания и обострений. У нас в РФ в школах занятия бесплатны. Чаще всего школы базируются в Центрах здоровья или больницах (отделениях по профилю). Первым этапом создания школ является разработка программ, обучение персонала, который будет работать в данных школах. Если работа первых школ базировалась на тандеме – врач – пациент, то в настоящее время в работе школ принимают активное участие медицинские сестры.

При построении учебного процесса медицинская сестра осуществляет свои профессиональные обязанности по оказанию помощи пациенту и его семье.

С точки зрения сестринского процесса обучение делится на 4 этапа:

1. Обследование – оценка уровня знаний и умений пациента и определение проблем пациента.

2. Планирование помощи, методов и средств обучения.

3. Реализация плана обучения.

4. Оценка результатов обучения.

Естественно от сестринского персонала требуются хорошие знания и умения, а также умение аналитически мыслить.

Давайте конкретно разберемся, в чем заключается деятельность медицинской сестры.

I. Так в «Астма-школах» за медсестрой закрепляются следующие обязанности:

1. По выполнению I этапа

— составление картотеки пациентов

— оформление историй болезней

— опрос пациента по опросным листам или скринингам.

Цель – выявление проблем и уровней знаний и умений.

Не смотря на то, что есть определенные различия при работе с детьми (на пример опрос проводят в присутствии родителей и многие вопросы анамнеза выясняются у них), особенно в данной группе пациентов мы должны обязательно выяснить наличие:

-аллергологического анамнеза, его длительность, при возможности на какие виды аллергена появляются приступы, знание и выполнение гипоаллергенного быта и гипоаллергенной диеты;

— проведение профилактики обострений и пользование лекарственными средствами (особенно в неотложных состояниях);

— умение пользоваться ингалятором, вести дневник самонаблюдения за состоянием и эффективностью лекарственных препаратов;

— умение оценить свое состояние и выявить признаки ухудшения.

II этап. Исходя из полученных данных опроса, по согласованию с врачом медсестра планирует методы и средства обучения.

III этап. Реализация обучения:

— обучает пациента знанию признаков ухудшения самочувствия;

— объясняет необходимость лечебной гимнастики и дренажа положения, простейших физиотерапевтических процедур и фитотерапии и показывает как их надо проводить;

— объясняет необходимость пикфлуометрии и проводит ее, обучает пациента проведению пикфлуометрии и ведению дневника самонаблюдения;

— демонстрирует технику ингаляции, демонстрирует самостоятельное выполнение ингаляции;

Читайте также:  Что с зюгановым здоровье

— выявляет больных с неудовлетворительным эффектом от ингаляций или приема лекарственных средств и направляет их к врачу;

— консультирует пациентов по телефону всем вышеупомянутым действиям.

I. Этап. Вместе с врачом по окончании года наблюдения оценивают результаты обучения:

Цель достигнута: пациент информирован о своем заболевании, обучен самоконтролю за самочувствием, соблюдает рекомендации врача по быту, питанию, применению лекарственных препаратов, ЛФК, умеет пользоваться ингалятором, мотивирован на сохранение здоровья, достигнуто улучшение состояния и отсутствие прогрессирование заболевания.

II. В школах больных артериальной гипертонии:

Медсестра также создает картотеку пациентов и заводит истории болезни.

— обучает методике измерения АД;

— ведению дневника самоконтроля с записью АД;

— контролирует знание пациентом информации о своей болезни;

— проверяет выполнение рекомендации врача по обследованию и лечению;

— консультирует пациента в ряде случаев неотложных состояний и выполняет назначенные врачом манипуляции;

— обучает пациента (при необходимости сложных диагностических манипуляций) подготовку к ним;

— обучает самоконтролю за состоянием (измерение PS, АД, появление одышки, отеков, подсчету водного баланса);

— консультируют по вопросам соблюдения режима труда и отдыха, диетотерапии и фитотерапии;

— оценка результатов осуществляется подобно предыдущему рассмотренному случаю.

Источник

Тематический план работы Школ здоровья

Тематический план работы Школ здоровья

Для больных артериальной гипертонией:

1. Цели лечения артериальной гипертонии

2. Что надо знать о питании при артериальной гипертонии

3. Что надо знать о питании при ожирении

4. Что надо знать о физической активности

5. Курение и здоровье

6. Стресс и здоровье

7. Медикаментозное лечение при артериальной гипертонии

Бронхиальной астмой:

1. Что такое бронхиальная астма?

2. Пикфулометрия. Почему возникает приступ удушья? Аллергия и астма.

3. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

4. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы.

5. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

6. Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы.

7. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

9. Пищевая аллергия. Питание больного бронхиальной астмой.

10.Дыхательная гимнастика и физкультура для больных бронхиальной астмой.

11. Самомассаж лица, основы общего массажа, закаливание.

12. Как лечить обострение бронхиальной астмы.

Больных язвенной болезнью:

1. Что такое язвенная болезнь? Течение язвенной болезни.

2. Диетотерапия. Питание при язвенной болезни.

3. Гигиенический режим — основа лечения.

4. Профилактика обострений язвенной болезни.

5. Повторение тематики. Вопросы и ответы.

Школа больных сахарным диабетом 1 типа

Занятие 1 Тема: «Знакомство с пациентами»

«Что такое – диабет?»

Занятие 2 Тема: «Контроль обмена веществ»

Школа больных сахарным диабетом 2 типа

Занятие 1 Тема: «Знакомство с пациентами»

«Что такое – диабет?»

Занятие 2. Тема: «Контроль обмена веществ»

Занятие 3. Тема: «Осложнения сахарного диабета».

Школа больных с сердечно-сосудистой недостаточностью (по профилактике инсультов):

1.Инсульт. Причина инсульта.

2.Питание пациентов, перенесших инсульт.

3.Физическая активность. Активный образ жизни.

4.Борьба с вредными привычками и укрепление здоровья.

5.Влияние стресса на здоровье.

6.Оказание первой помощи при инсультах. Профилактика осложнений.

7. Повторение тематики

Планирования семьи в женской консультации

1. Модель консультирования «ПОМОГИ»

2. Возможные варианты контрацепции;

3. Экстренная контрацепция;

4. Прерванный половой акт;

5. Внутриматочные средства (ВМС).

6. Прогестиновые инъекционные контрацептивы.

7. Низкодозированные комбинирован-ные оральные контрацептивы (КОК).

8. Контрацепция после аборта.

Школа родителей по воспитанию здорового ребенка:

1. Показатели нервно-психического состояния детей 1,2,3 года;

2. Особенности развития зрительно-моторной координации, тонкой моторики рук;

3. Особенности доречевого и речевого развития;

4. От погремушек до других игрушек;

5. Гимнастика для активных малышей;

6. Как сделать малышу массаж?

Активного долголетия:

1. Принципы активного долголетия.

2. Как подготовиться к выходу на пенсию.

3. Основные принципы питания в по жилом возрасте.

4. Психическое здоровье пожилого человека.

5. Двигательная активность и ЛФК для людей пожилого возраста.

6. Избыточная масса тела. Профилактика ожирения.

Школы выздоравливающих:

1. Сущность заболевания;

2. Основные принципы лечения.

3. Профилактика обострений;

(по профилю заболеваний)

Школы «Здорового образа жизни»

Читайте также:  Причинение вреда здоровья во время работы

1.Образ жизни и здоровье.

2.Частные вопросы медицинской профилактики.

3. Психическое здоровье и как его сохранить.

4. Мой дом – моя крепость.

Школы здоровья для пациентов по профилактике и отказа от табакокурения:

Занятие №1. Тема: «Что мы знаем о курении»

Занятие №2. Тема: «Я готов бросить курить»

Занятие №3. Тема: «Действия по предупреждению рецидива курения».

Источник

ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ

Лекции:

  1. Что влияет на здоровье пожилого человека. Питание в «золотом » возрасте. Психологический комфорт: » Вы нужны. «
  2. Движение -это жизнь .Физическая и двигательная активность в пожилом возрасте.
  3. Можно ли предупредить диабет? Здоровье женщины после 50 лет.
  4. Контроль за артериальной гипертензией. Правила пользования тонометром, глюкометром. Правила оказания самопомощи и тактика поведения при повышении АД, болях в груди, подозрении на инсульт и инфаркт.

Информация для пациентов

Активное долголетие, социально-биологическое явление, характеризующееся высокоразвитыми, препятствующими преждевременному старению, приспособительными реакциями организма, с помощью которых человек реализует свои жизненные потребности.

По классификации ВОЗ к долгожителям относят тех, кто перешагнул 90-летний рубеж. Активное долголетие вполне достижимо при условии, что каждый станет творцом собственного здоровья, без которого невозможно и долголетие, и ощущение радости и полноты жизни. Прежде всего необходимо изменить привычки и стереотипы поведения, которые отстают от темпа современной жизни, научиться рациональному образу жизни и последующем строго ему следовать. Соблюдение гигиены труда и отдыха, режимов питания и двигательной активности, закаливание, отказ от разрушительно действующих на организм вредных привычек не только увеличивают продолжительность жизни человека, но и повышают его творческую активность. Хорошо известно мнение И.П.Павлова о том, что человек, запрограммированный природой жить более 100 лет, живет в относительно полном здравии лишь половину этого срока благодаря безответственному обращению с собственным организмом. В сохранении здоровья, предупреждении преждевременного старения организма огромная роль принадлежит труду. Опыт трудовой жизни долгожителей убеждает в том, что потребность в труде и способность к нему не иссякают с наступлением пенсионного возраста и, благодаря продолжению работы, многим удалось достигнуть здорового и активного долголетия. Труд, организованный рационально смолоду, задолго до пенсионного возраста — одно из непременных условий сохранения здоровья и высокой работоспособности, предупреждения преждевременного профессионального старения. Активный отдых также играет важную роль в профилактике преждевременного старения, помогает человеку быстрее и полнее восстанавливать силы после трудной работы. Короткие паузы для активного отдыха следует делать в течение рабочего дня. Отпуск полезно проводить вне домашнее обстановки. Особенно внимательными к своему отдыху следует быть пожилым людям, так как у них в процессе работы утомляемость наступает быстрее и и медленнее восстанавливают свои силы после работы. Неотъемлемой частью активного отдыха и молодых, и пожилых людей должны стать занятия физической культурой. Недостаток движения оборачивается большим ущербом для здоровья. К физической активности следует относиться как к нормальной и необходимой составной части здорового образа жизни каждого человека и как к непременному условию достижения активного долголетия. Нельзя забывать и о закаливающих процедурах, которые в сочетании с физическими нагрузками дают большой оздоровительный эффект, повышают устойчивость организма к колебаниям температуры, инфекционным и простудным заболеваниям. Следует учитывать, что с возрастом снижаются приспособительные возможности к действию физических раздражителей (холоду, теплу, солнечной радиации и т.д.) и медленнее восстанавливаются физиологические функции после процедур. Поэтому закаливание в пожилом возрасте следует проводить осторожно и под тщательным врачебным контролем.

Для нормальной нервно-психической деятельности необходимо достаточно спать (в норме б-8 часов), рационально питаться. Диетологи говорят, что человек «есть то, что он ест». Основа рационального питания — качественная и полноценная по составу основных веществ пища и ее равномерное распределение в течение дня в соответствии с возрастом и степенью трудовой активности. Наиболее физиологическим считается 4-5 разовое питание в сутки. Ужинать следует не позднее 20 часов.

Избыточное, не соответствующее энергетическим затратам организма питание неизбежно ведет к избыточной массе тела, а она, в свою очередь, к серьезным нарушениям обмена веществ и функций важнейших физиологических систем организма, ускоряет процесс старения и сокращает продолжительность жизни. Сохранение и укрепление здоровья, замедление старческих сдвигов в организме, продление творческой деятельности зависит от каждого из нас, и можно достичь многого, если к этому стремиться, активно работать, следовать нормам и принципам здорового образа жизни, соблюдать культуру общения.

Читайте также:  Состояние здоровья дочери кончаловских последние новости

Старение — биологический разрушительный процесс, ведущий к недостаточности физиологических функций и гибели клеток, ограничению адаптационных возможностей организма, снижению его надежности, развитию возрастной патологии, увеличению вероятности смерти. Следует разграничивать старение и старость как биологический процесс и возрастной период, или как причину и следствие. По принятой ныне возрастной классификации старым человек считается с 75 лет.

Первые признаки старения появляются незаметно. На лице появляются первые морщины как следствие уменьшения жирового слоя и снижения эластичности кожи, начинают седеть и выпадать волосы. Кости опорно-двигательного аппарата становятся более хрупкими, при переломах срастаются медленнее. Уменьшается эластичность связок суставов, что затрудняет движения и нередко причиняет боль. Движения пожилых людей замедленны, расчетливы, экономны, у них меняется походка, появляется сутуловатость. С возрастом постепенно снижаются функциональные возможности органов и систем организма. Уменьшается подвижность нервных процессов и ослабляется память, особенно на недавние события, замедляется частота сердечных сокращений, уменьшается сократительная способность миокарда, возникают изменения в эндокринной, дыхательной, пищеварительной и многих других физиологических системах. Возрастные изменения обмена, функции и структуры клеток создают основу для возникновения различных заболеваний, в первую очередь атеросклероза, ишемической болезни сердца, остеохондроза, сахарного диабета, радикулита и других.

Старение может быть физиологическим и преждевременным. Под физиологическим старением понимают закономерно и постепенно наступающие возрастные изменения, темп и последовательность развития которых определены индивидуальными особенностями человека. Преждевременное старение возникает в результате воздействия на организм неблагоприятных факторов окружающей среды, прежде всего болезней, частота возникновения которых тесно связана с возрастом человека. Известно много сотен болезней, но причиной смерти в пожилом и старческом возрасте являются лишь некоторые из них, чаще всего гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, рак, диабет, некоторые психические и аутоиммунные заболевания. Причины и факторы, способствующие их возникновению и развитию, — это несбалансированное питание, гиподинамия, эмоциональные стрессы, курение, чрезмерное употребление алкоголя, неблагоприятные факторы внешней среды и некоторые другие. Их устранение может значительно уменьшить возникновение основных болезней, развитие преждевременного старения и увеличить продолжительность жизни.

На продолжительность жизни влияют также наследственные факторы, образ жизни человека, факторы окружающей среды. Установлено, что в семьях долгожителей дети значительно чаще достигают глубокой старости и долголетия. Предупреждению болезней и преждевременной старости способствуют профилактические и гигиенические меры, проводимые с раннего детства в течение всей жизни.

Постарение населения (рост доли пожилых людей в общей численности населения) характерно для всех развитых стран. Проблемы, возникшие в связи с этим, обусловили быстрое развитие геронтологии — науки о закономерностях старения живых существ, в том числе и человека, и гериатрии — науки о болезнях людей пожилого возраста. Самой важной задачей геронтологии является определение путей и методов предупреждения преждевременного старения. Решение этой проблемы предполагает не продление периода старости, дряхлости, а значительное увеличение периода работоспособности, отдаление сроков наступления болезней.

Двигательная активность и ЛФК для людей пожилого и старческого возраста

Уровень жизнедеятельности организма в ходе возрастного развития, продолжительность жизни зависят от двух противоположных тенденций: с одной стороны — угасания, нарушений обмена и функции; с другой стороны – включения механизмов адаптации. Двигательную активность считают одним из стимуляторов продления жизни, а всестороннюю функциональную нагрузку органов и систем стареющего организма путем поддержания двигательной активности – своего рода «защитой» от преждевременной старости, средством структурного совершенствования тканей и органов.

Физическая активность – важнейшая предпосылка сохранения функциональной способности стареющего организма.

Источник

Adblock
detector