Меню

Темы конкурса территория здоровья

Конкурсная работа «Школа — территория здоровья»
методическая разработка по зож (3 класс) на тему

Современная школа призвана давать учащимся как знания, так и гарантировать сохранение их здоровья.

Самое драгоценное у человека – здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны.

Здоровье нельзя купить ни за какие деньги. Но сформировать его и сохранить на долгие годы может каждый, если выберет здоровый образ жизни – одно из основных условий укрепления физического, психического, духовного и социального здоровья.

В наше время чрезвычайно актуальны такие проблемы, как рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении: социальное сиротство, безнадзорность, преступность, наркомания, алкоголизм, ухудшение здоровья среди детей и подростков.

Скачать:

Вложение Размер
konkursnaya_rabota.docx 39.38 КБ

Предварительный просмотр:

Название конкурсной работы

Ф. И. О. автора, должность, контактный телефон

Полное наименование образовательного учреждения

Адрес и телефон учреждения, электронная почта

«Школа – территория здоровья»

Бабина Ольга Сергеевна, учитель начальных классов,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №51 г. Липецка

398042,г.Липецк,9 мик-он, д 42а

1. Пояснительная записка стр. 3

2. Актуальность. Цель и задачи разработки. Основные формы

и направления педагогической работы стр. 4

3. Мониторинг здоровья учащихся. стр. 6

4. Методика реализации методической разработки стр. 8

5. Эффективность реализации педагогической работы стр.15

6. Оздоровительные результаты стр.15

7. Участие родителей в реализации методической разработки стр.16

8. Список литературы стр. 17

9. Приложение стр. 18

Современная школа призвана давать учащимся как знания, так и гарантировать сохранение их здоровья.

Самое драгоценное у человека – здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны.

Здоровье нельзя купить ни за какие деньги. Но сформировать его и сохранить на долгие годы может каждый, если выберет здоровый образ жизни – одно из основных условий укрепления физического, психического, духовного и социального здоровья.

В наше время чрезвычайно актуальны такие проблемы, как рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении: социальное сиротство, безнадзорность, преступность, наркомания, алкоголизм, ухудшение здоровья среди детей и подростков.

Школе приходится иметь дело с различными нарушениями в поведении учащихся, которые требуют решения преимущественно воспитательно-педагогическими мерами.

Профилактика вредных привычек у школьников представляет непростую задачу, так как среди современной молодежи падает фактор субъективной цены собственного здоровья, претерпели существенные изменения жизненные ценности и ориентиры.

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как физическую, социальную, психологическую гармонию человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой.

Высокий уровень здоровья является основополагающим в жизни каждого человека и во многом обусловливает возможность освоения всех общечеловеческих ценностей, без которых сам процесс становления личности малоэффективен.

Для решения этих проблем в школе ведется комплексная работа по осуществлению форм и методов здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образоватеьном процессе.

Что такое сегодня российский школьник? Совершенно очевидно, что не самый здоровый ребенок в мире.

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. Стало известно, что последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

Здоровые дети это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.

Задача образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Значимость данной работы обозначается двумя основными положениями, содержащимися в Законе РФ «Об образовании»:

во-первых, это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (ст. 2);

во-вторых, это обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст. 51).

Приоритет данной задачи подчеркивается так же Д.Медведевым в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»:

«Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья — дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека — важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность».

Учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется и задача формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.

Основная цель по сохранению здоровья учащихся:

создание комфортной образовательной среды для учащихся;

В составе комплексной работы по сохранению здоровья учащихся школы, основополагающими задачами являются:

  • организация внеурочной деятельности .
  • планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся.
  • четкое отслеживание санитарно — гигиенического состояния школы;
  • формирование системы выявления уровня здоровья обучающихся и его целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
  • освоение новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
  • планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
  • развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся;
  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
  • ведение диагностики динамики состояния здоровья детей.
  • Проведение работы с родителями, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, создания в семьях условий, способствующих укреплению и охране здоровья.

Формы реализации педагогической работы

  • внеклассных мероприятий;
  • традиционных праздников;
  • бесед;
  • игр;
  • классных часов;
  • родительских собраний, круглых столов, семинаров;
  • защиты проектов;
  • конкурсов рисунков и плакатов;
  • выпуска газет, информационных буклетов;
  • творческих конкурсов.

Одним из необходимых условий эффективности мер по охране и укреплению здоровья учащихся является диагностика потребностей учащихся и родителей в гигиеническом воспитании и обучении.

Свою деятельность я решила направить на пропаганду здорового образа жизни среди школьников. Так появилась идея разработать и реализовать проект «Школа- территория здоровья». При планировании занятий были учтены возрастные особенности ребят и результаты теста «Твое здоровье», так же были протестированы и родители, с целью выявления мнения о влиянии режима школы на здоровье учащихся.

В стране идет регресс в состоянии здоровья и физическом развитии детей. Только один дошкольник из трех приходит в школу здоровым. За время обучения в школе в 3 раза возрастают хронические заболевания. И результаты обследований последних лет свидетельствуют о том, что здоровье детей с каждым годом ухудшается.

Таблица листа здоровья классов

Проблемы со здоровьем

% от общего кол-ва уч-ся

Проблемы со зрением

В каждом классе почти половина учащихся имеют проблемы со здоровьем. Проблемы со зрением имеют 3 ученика и прочие заболевания14 учащихся. Прочие заболевания это: заболевания лор — органов, гастриты, плоскостопие, сколиоз, остеохондроз, резкое снижение зрения.

Отсюда появляются проблемы концентрации внимания, памяти, запоминание учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи , боязнь ответа у доски, закрытость.

Почему так происходит? Видимо дело в том что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое главное — хорошо учиться. А можно ли учиться хорошо, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии болезней — все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. А человечество требует здоровое поколение, об этом говорится и в концепции модернизации российского образования.

По результатам анкетирования родителей моего класса в среднем дети проводят за письменном столом дома не менее 2.5-3 часов. А ведь к этому нужно добавить и уроки в школе.

Большинство детей, поступившие в 1 класс имели те или иные отклонения в здоровье. Это были заболевания желудочно-кишечного тракта, сколиоз, плоскостопие, ухудшение зрения, нарушения центральной нервной системы. Из 28 уч-ся 14 имеют проблемы со здоровьем.

Поэтому я поставила перед собой цель: формировать у детей стремление к здоровому образу жизни. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое психическое здоровье, не нужно организовать ничего невероятного.

-Чередование различных видов деятельности

— физкультминутки на все группы мышы

— зарядка для глаз

— массаж для пальчиков

— проведение уроков ритмики

— соблюдение санитарно-гигиенических норм

— дозировка домашнего задания

Чередование различных видов деятельности

Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие и работоспособность. Длительная неподвижность ребенка в течение 4-5 уроков в сидячем положении приводит к застою крови в области нижних конечностей, таза, живота, ухудшается кровоснабжение головного мозга, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности нервных клеток, а, следовательно, на внимании детей.1-4-е классы – в течение урока ученик может активно работать 15-20 минут. Далее он начинает утомляться, отвлекаться, снижается его работоспособность. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов. Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, мышцы работающей руки.

физкультминутки на все группы мышц

Правильный подбор 3-4 физкультминуток значительно снижает утомление и улучшает внимание учащихся. Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность, являясь корригирующей гимнастикой, предупреждает появление сколиоза.

Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки — это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Они помогают сплотить коллектив, повышают работоспособность и активность детей на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.

Физкультминутка состоит из комплекса, включающего 3-4 упражнения на потягивание, упражнения для рук, туловища, ног, головы. Упражнения эти простые, не требуют сложной координации движения. В зависимости от видов деятельности их можно выполнять сидя, стоя. Продолжительность – 1-2 минуты. В осеннее-весенний период физкультминутка проводится при открытой форточке. Дети очень любят эти физкультминутки. Например,

«Часы» — «тик-так-вправо-влево голову».

«Ветер» — движение туловищем вправо-влево-плавно, вместе с руками.

«Пила» — имитация движения руки при пилении дерева.

«Бокс» — имитация ударов правой и левой рукой.

«Силач» — руку в кулак вверх-вниз, сначала правую, потом – левую

Эти упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Такие физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Очень нравятся детям

физкультминутки в стихах :

«Ветер дует нам в лицо, «Раз, два – выше голова, Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Закачалось деревцо, Три, четыре – руки шире, Руки в стороны развел,

Деревцо все выше, выше, Пять, шесть – всем присесть, Видно ключик не нашел.

А ребята – тише, тише» Семь, восемь – встать попросим, Чтобы ключик нам достать,

Девять, десять – тихо сесть» Нужно на носочки встать»

«Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась, два – изящно покрутилась,

Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!»

Физкультурные паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между уроками на удлиненных переменах. Задачи данного мероприятия – восполнить дефицит двигательной деятельности детей, приобщить их к общедоступным физическим упражнениям и воспитывать работоспособность.

Игры на удлиненной перемене должны быть предельно простыми. Этим правилом должен руководствоваться готовящий игровую перемену. Максимум детской инициативы, минимум условностей, оценка не по спортивным принципам, а по активности детей – это помогает поддерживать постоянный интерес к игре.

Физпаузы нужно проводить в чистом, хорошо проветренном помещении. Исследования ученых позволили найти оптимальный режим физических нагрузок на большой перемене . Эти нагрузки должны быть на уровне малой и средней интенсивности, они не должны вызывать переутомления детей. Игры повышенной интенсивности сильно возбуждают учащихся, поэтому их не рекомендуется проводить на удлиненных переменах. После таких игр ребенок нередко приходит на занятие возбужденным, что может снизить работоспособность в первой части урока.

Ниже приведен примерный перечень некоторых игр, которые можно проводить на удлиненных переменах.

зарядка для глаз

Во время урока можно использовать элементы методики офтальмолога Базарного “Зрительные тренажеры”. По рекомендации В.Ф. Базарного они должны размещаться на потолке. Однако я ограничилась изображением их на листе ватмана. Такие тренажеры предназначены для снятия напряжения с мышц глаз. Отдых для глаз уместен после длительного письма или чтения, поэтому использовать тренажер можно на любом уроке.

По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

Вот некоторые элементы этой гимнастики:

  • Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
  • Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

  • Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
  • Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.
  • Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

массаж для пальчиков

  • 1) «Моя семья»
  • Этот пальчик- дедушка,
  • Этот пальчик- бабушка,
  • Этот пальчик- папочка,
  • Этот пальчик- мамочка,
  • А вот этот пальчик – я,
  • Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)
  • 2) «Капуста»
  • Мы капусту рубим-рубим,
  • Мы капусту солим-солим,
  • Мы капусту трём-трём,
  • Мы капусту жмём-жмём.
  • (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)
  • 3) «Мы наши пальчики сплели
  • И вытянули ручки.
  • Ну а теперь мы от Земли
  • Отталкиваем тучки.»
  • ( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)
  • 4) «Руки мы на стол положим,
  • Повернём ладонью вверх.
  • Безымянный палец тоже
  • Хочется быть не хуже всех.

( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)

Упражнения психологической саморегуляции

1) «Сотвори в себе солнце»;

2) «Волшебный цветок добра»;

3) «Путешествие на облаке»;

5) «Золотая рыбка»;

6) «Янтарный замок»;

10) «Сила улыбки» и т.д. «Водопад»

— Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…

Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.

Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)

Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.

Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.

Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.

Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и , более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.

В своем классе проводя анкетирование : Какой вид отдыха на уроках больше нравится?

Источник

Читайте также:  Чтобы бухать нужно здоровье это вам не спортом заниматься
Adblock
detector