ПЛАН РАБОТЫ Школы здоровья «Беременных» (занятия с 1 по 30 неделю беременности).
ПЛАН РАБОТЫ
Школы здоровья «Беременных»
(занятия с 1 по 30 неделю беременности).
Тема занятия
место проведения
Психологические аспекты наступления беременности. Анатомические и физиологические изменения в организме женщины в период беременности. Первые этапы развития плода. Опасность самолечения.
Правовые аспекты материнства. Профессиональная вредность на производстве (шум, вибрация, переохлаждения и др.). Роль партнера во время беременности и в родах. Сексуальные отношения в первой половине беременности.
Закрепление пройденного материала с использованием наглядных пособий (муляжи, плакаты, рисунки и т.п.).
Поликлиника Минской ЦРБ, поликлиника №1, поликлиника филиала №1 «Атолинская больница», поликлиника филиала №2 «Заславская городская больница», врачебные амбулатории
Питание в период беременности: корректировка поступления белков, жиров, углеводов, профилактика микронутриентной недостаточности, режим питания. Контроль веса.
Режим труда и отдыха. Двигательный режим: влияние физических упражнений на организм женщины и развитие плода, комплекс упражнений. Одежда и обувь беременной.
Влияние образа жизни на течение беременности и развитие плода: курение, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ.
Расчет физиологической диеты, подсчет ккал, контроль умения по планированию питания. Отработка комплекса физических упражнений.
Этапы внутриутробного развития плода.
Основные риски осложнения беременности: очаги инфекции, простудные и инфекционные заболевания, чрезмерные физические и эмоциональные нагрузки и т.д.
Релаксация и беременность.
Гигиена женщины I и II половины беременности. Профилактика паразитарных заболеваний. Режим дня, питания, сексуальные отношения во II половине беременности.
Закрепление пройденного материала. Обучение технике релаксации.
Психологическая подготовка к родам и рождению ребенка. Роды, общение во время родов. Поведение в родах. Профилактика наиболее распространенных осложнений родов и послеродового периода.
Изменение молочных желез при беременности и после родов, уход за ними.
Дыхательная гимнастика, комплекс дыхательных упражнений.
Закрепление пройденного материала.
Особенности послеродового периода. Уход за новорожденным. Грудное вскармливание: 10 принципов грудного вскармливания, психологические аспекты. Физические упражнения после родов. Значение профилактических осмотров.
Закрепление пройденного материала. Изучение комплекса физических упражнений.
Источник
Темы для школы здоровья для беременных женщин
Программа занятий с беременными в «Школе материнства»
Занятие 1
I. Анатомо-физиологические изменения в организме матери во время беременности
1. Краткие сведения о строении и функционировании половой системы
2. Женские и мужские половые клетки
3. Развитие внутриутробного плода
3.2. Первые признаки беременности
3.3. Развитие плода по месяцам беременности, его реакции на внешние раздражители
3.4. Роль плаценты и амниотических вод в жизнеобеспечении плода
3.5. Физиологические изменения в организме женщины, периоды беременности
4. Факторы риска беременности
4.1. Что такое факторы риска?
4.2. Влияние здоровья родителей на здоровье будущего ребенка
4.3. Роль наследственности
4.4. Алкоголь, курение, прием наркотических и токсических веществ родителями как вредный фактор риска патологии плода
4.5. Влияние других неблагоприятных факторов на плод (производственных, инфекционных, лекарственных, радиационных и др.)
4.6. Осложнения беременности
5. Медицинское наблюдение
5.1. Важность раннего обращения беременной в женскую консультацию
5.2. Частота посещений врача акушера-гинеколога, акушерки
5.3. Необходимость выполнения обязательного объема медицинского обследования во время беременности
5.4. Знакомство с современными инструментальными методами слежения за состоянием здоровья матери и плода
5.5. Обучение беременных некоторым тестам для оценки развития беременности и состояния плода
Занятие 2
II. Гигиенические правила в период беременности:
1. Изменение образа жизни
1.1. Рекомендации по режиму труда, в т.ч. домашней работы. Законодательные права беременной
1.3. Половая жизнь
2.1. Понятие о калорийности пищи и сбалансированном рационе продуктов питания
2.2. Прием жидкости
2.3. Роль витаминов и микроэлементов для здоровья матери и плода
2.4. Особенности питания при патологических состояниях (ранний токсикоз, запоры, гипертензия, заболевание почек и др.)
3. Личная гигиена
3.1. Значение соблюдения чистоты тела (уход за кожей, зубами, молочными железами, половыми органами и др.)
3.2. Одежда, обувь, белье
3.3. Роль грудного вскармливания до 6 месяцев жизни ребенка
3.4. Использование природных факторов для закаливания и оздоровления организма женщины
4. Роль гигиенической гимнастики в период беременности
4.1. Обучение комплексу физических упражнений в зависимости от срока беременности
4.2. Обучение умению расслабляться («быстрый отдых»)
5. Особенности психо-эмоционального состояния беременной
5.1. Психологическая адаптация женщины к беременности
5.2. Роль семьи в психологической и физической поддержке женщины во время беременности, родов и после рождения ребенка.
Занятие 3
III. Подготовка к «родам без страха»
1. Календарные сроки наступления родов
2. Предвестники родов
3. Подготовка к поступлению в родильный дом
4. Периоды родов и их продолжительность
5. Поведение во время родов
5.1. Значение правильного и спокойного поведения женщины в родах
5.2. Роль партнерства в родах
5.3. Доверие к медицинскому персоналу и необходимость выполнения всех его рекомендаций
5.4. Обучение различным способам дыхания для благополучного течения родов
5.5.Обучение приемам обезболивания родов
5.6. Аутотренинг и точечный самомассаж для укрепления психоэмоционального состояния в родах
6. Первые часы после родов. Значение раннего прикладывания ребенка к груди в родильном зале
7. Лечебная гимнастика в послеродовом периоде
8. Контрацепция после родов
9. Законодательные права материнства.
Программа занятий врача педиатра с беременными в «Школе материнства»:
Занятие 1
I. Ребенок родился
1. Признаки доношенного ребенка
2. Анатомо-физиологические особенности новорожденного
3. Гормональный криз у новорожденных
4. Значение совместного пребывания матери и ребенка в родильном доме
5. Правила личной гигиены при общении с новорожденным
6. Техника прикладывания ребенка к груди
7. Советы по подготовке комплекта белья для новорожденного при выписке из родильного дома
Занятие 2
II. Уход за новорожденным в семье
1 .Подготовка и гигиена «уголка» ребенка в семье
2. Предметы ухода за ребенком
3. Правила ухода за ребенком
3.1. Туалет ребенка, его купание
3.2. Уход за кожей и пупочной ранкой
3.3. Свободное пеленание
4. Вскармливание новорожденного
4.1. Роль грудного вскармливания в формировании здоровья ребенка
4.2. Значение контрольного взвешивания ребенка при грудном вскармливании
4.3. Питье новорожденного
4.4. Искусственное вскармливание.
5. Влияние вредных факторов на здоровье ребенка.
5.1. Недопустимость вредных привычек в семье (курение, алкоголь, прием наркотических и токсических веществ)
6. Советы и обучение выполнению медицинских рекомендаций
6.1. Приемы массажа и элементы гимнастики у новорожденного
6.2. Техника измерения температуры
6.3. Пользование очистительной клизмой и газоотводной трубкой
6.4. Пользование грелкой, применение согревающих компрессов
6.5. Подготовка и техника дачи лекарств при назначении врача, опасность самолечения
Источник
Школа для беременных: надо ли ее посещать и что в ней изучают
Школа для беременных – это своеобразные курсы, проводимые либо в одном их помещении женской консультации, либо в специальных клубах. Предназначение школы материнства – подготовить будущую маму к родам и уходу за новорожденным. Курсы учат беременную правильному дыханию, позволяют преодолевать психологический барьер.
Школу могут посещать мужья и родственники беременной. Занятия ведут тренера с медицинским образованием, либо сами акушеры-гинекологи.
При женской консультации курсы проводятся на безвозмездной основе и выглядят в большей степени, как лекция.
В клубах оказываются платные услуги, и кроме лекционного материала подготавливают физически пару к рождению малыша.
На занятиях можно познакомиться с другими потенциальными родителями, поделиться опытом и продолжить отношения после появления ребенка на свет.
Какие вопросы обсуждаются
На курсах «для мам» обсуждается большое количество вопросов. Акцент ставится на дыхательную гимнастику и физическую готовность матери к рождению ребенка.
Особое внимание уделяется анатомии, физиологии и психологии родов. Составляются индивидуальные программы и занятия в школе материнства.
План занятий может отличаться от программ в других клубах и кружках, но основные вопросы остаются неизменными.
О правильной подготовке к родам
Занятие посвящено теме о том, как правильно подготовиться к родовому процессу. Как питаться на протяжении гестации, и от чего следует отгородиться.
Не обходится стороной тема и самого родовспоможения. Зачастую показывают научные фильмы с процессом появления малыша на свет.
В любой организации, занимающейся подготовкой родителей к материнству, первым занятием будет лекция о физиологии родов и наглядное пособие в виде фильма.
Будущим папам первый «урок» может оказаться не по душе.
Об особенностях плода и только что родившегося малыша
Со второго занятия появляются практические занятия, выполняемые как мамой, так и ее близким окружением. Считается, что совместная подготовка к родам положительно сказывается на совместной жизни супругов.
Тема второго занятия особенности плода, до его появления на свет. Для наглядного изображения предоставляют картинки с УЗИ изображением малыша и рисованные варианты.
Урок проводится неонатологом – специалистом в области новорожденных малышей.
Врач объяснит различия между ребенком и плодом. Расскажет чем отличаются новорожденные мальчики и как правильно вести себя с малышом.
Об особенностях ухода за новорожденным
Новорожденный ребенок – это новая жизнь, требующая к себе особого ухода и обращения. Для мамочек, в чьей жизни этот малыш не первый, особого труда по его уходу не представляется. А первородящим матерям придется узнать много полезной информации.
Тренера научат ухаживать за кожей малыша, измерять температуру, купать и пеленать.
Кроме того во время занятий определятся точные позиции питания мамы: что можно и что нельзя кушать.
Курсы по данной теме занимают большое количество времени, где обсуждается вопросы, связанные с лактацией и контрацепцией, а также с восстановительным этапом после родов.
О распространенных проблемах у новорожденных и методах их устранения
Врач расскажет о различных состояниях ребенка, что является нормой и как не упустить патологию.
Обсуждению подлежат такие состояния как потница, дерматит, выделения из половых органов и контроль дефекации и мочеиспускания.
Какие заболевания беспокоят мальчиков, а какие присущи девочкам.
О сборе в роддом
Не обойдет стороной вопрос о сборе будущей мамы в родильный дом. Какие документы необходимо предоставить в приемный покой, и что необходимо самой беременной и ее будущему малышу.
О способах доврачебной помощи новорожденному
Достаточно важная тема обсуждения, так как не все мамочки способны оказать первую помощь ребенку.
Врач объяснит, как действовать в той или иной ситуации, и когда необходимо вызывать бригаду скорой медицинской помощи.
Все занятия сопровождаются не только рассуждениями на ту или иную тему, но различными физическими упражнениями и дыхательной гимнастикой.
Физические упражнения для беременных
Для беременных предоставляется инвентарь в виде резинового мяча, на котором можно прыгать и разрабатывать спину.
Примерные упражнения, проводимые в школе материнства:
- полуприседания с мужской поддержкой;
- наклоны и повороты в сторону;
- в положении лежа «велосипед»;
- распространенное упражнение Кегеля;
- подъем фитбола;
- разминание спины при помощи мяча.
На коврике мамочкам разрешено лежать для полного расслабления с включенной классической музыкой.
Какие еще занятия проводятся
Помимо классических упражнений, выполняемых под пристальным контролем специалистов, допустимы аквааэробика, растяжка и плавание.
В школе обучают способам самомассажа для снятия болевых ощущения во время родов или потуг.
Дыхательная гимнастика не менее важна, физических упражнений. Она способна облегчить родовой процесс и ускорить появление ребенка на свет:
- ИП стоя руки на поясе. Глубокий вдох через нос, выдох через рот.
- Лежа, руки вытянуть вдоль туловища. На вдохе закинуть их за голову, на выдохе вернуть в исходное положение.
Дыхательная гимнастика проводится с учетом срока гестации и самочувствия мамы.
Консультацию каких специалистов можно получить
Курсы материнства предлагают не только подготовиться к появлению нового члена семьи, но и получить консультации различных специалистов.
При женской консультации проводятся психологические тренинги с мамочками, занятия посещают эндокринологи, гематологи и педиатры.
При необходимости один из уроков может провести анестезиолог и оперирующий гинеколог, которые объяснят все процессы операционных действий, их влияние на женский и детский организм и процесс реабилитации после КС.
Надо ли посещать школу для беременных со своими родственниками
Необходимость посещения родственников будущей мамы курсов, определяется самой беременной.
Если по ее мнению ей необходима помощь после рождения малыша, на некоторых занятиях компанию может составить будущая бабушка.
Присутствие папы желательно на каждом этапе.
Курсы позволят узнать много новых факторов о новорожденном малыше и психологическом состоянии женщины. А также как правильно организовать уход за новорожденным и помочь маме справиться с ее новым состоянием.
Полезное видео: зачем нужно посещать школу для беременных
Источник