РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ
классный час (9, 10, 11 класс) на тему
Период юношества — период между половым созреванием и принятием молодыми людьми обязанностей и ответственности взрослых, является одним из последних социально-культурных новшеств. Ранняя половая зрелость и более позднее вступление в брак способствовали тому, что юность стала считаться отдельным этапом жизни.
Взрослая жизнь — это не только возрастной период, но и участие в труде и выполнение семейных обязанностей. Однако без надлежащей подготовки к взрослой жизни, в том числе семейной, или же в том случае, если сформировавшиеся позиции или модели поведения молодежи не могут быть адаптированы к изменяющимся социальным условиям, период юности может стать временем утраченных возможностей и повышенного, с медицинской точки зрения, риска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reproduktivnoe_zdorove_podrostkov.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ
Период юношества — период между половым созреванием и принятием молодыми людьми обязанностей и ответственности взрослых, является одним из последних социально-культурных новшеств. Ранняя половая зрелость и более позднее вступление в брак способствовали тому, что юность стала считаться отдельным этапом жизни.
Взрослая жизнь — это не только возрастной период, но и участие в труде и выполнение семейных обязанностей. Однако без надлежащей подготовки к взрослой жизни, в том числе семейной, или же в том случае, если сформировавшиеся позиции или модели поведения молодежи не могут быть адаптированы к изменяющимся социальным условиям, период юности может стать временем утраченных возможностей и повышенного, с медицинской точки зрения, риска.
Браки и половая жизнь до вступления в брак
В большинстве регионов мира средний возраст вступления в брак повышается, и в настоящее время в подростковом возрасте в мире заключается браков меньше, чем 10 лет назад. В течение последних десятилетий резко активизировалась половая жизнь до вступления в брак, особенно в промышленно развитых странах (хотя в некоторых странах эта тенденция уже достигла своего пика и начала снижаться).
В настоящее время в семейных отношениях происходят значительные изменения. В моделях семьи отмечаются значительные различия, и отсутствует какое-либо свидетельство того, что формируется единая форма семейных отношений. Во многих странах все более широкое распространение получает новый тип отношений — незарегистрированный брак. Однако идеальным считается зарегистрированный брак, при заключении которого супруги совместно решают вопрос о числе детей.
Рискованное поведение подростков
В период взросления подростки часто оказываются в ситуациях риска. Эти ситуации помогают им определить, способны ли они решать проблемы, с которыми соприкасаются. Подростки могут ошибочно считать свое поведение, особенно если оно аналогично поведению взрослых людей, как лишенное какого бы то ни было риска. Иногда подростки полагают, что самым простым способом достижения статуса взрослых для них являются сексуальные отношения, беременность и рождение детей. Однако раннее начало половой жизни и связанный с этим риск нежелательной беременности зачастую сочетается с другими рисками, такими как курение, потребление алкоголя и наркотиков, которые снижают способность людей принимать обоснованные решения, в результате чего их поведение становится еще более рискованным. В тех случаях, когда в результате раздоров в семье, социальных изменений, гражданских беспорядков или войн нарушены семейные связи или системы социального обеспечения, положение подростков становится еще хуже.
Нищета, разлад в семье и неудовлетворенность родителей личной жизнью, различные чрезвычайные ситуации, влияющие на положение семьи, могут повысить риск того, что дети станут объектом сексуальной эксплуатации. Боязнь заражения ВИЧ/СПИДом привела к тому, что некоторые взрослые предпочитают иметь контакты с молодыми партнерами, надеясь, что они не являются инфицированными. Чаще всего объектами интереса и соблазна являются молодые девушки из бедных семей, которым предлагаются экономические и общественные блага в качестве платы за сексуальную связь.
Модели ухаживания и подготовки к началу половых отношений могут быть нарушены лицами более старшего возраста, которые зачастую руководствуются только плотским чувством.
Многие подростки вступают в первую половую связь со своими ровесниками. Некоторые девушки-подростки после первого полового контакта испытывают чувство разочарования, особенно если вскоре после этого отношения прерываются. Девушки, как правило, надеются, что связь будет постоянной и беспрерывной; а юноши зачастую испытывают другие чувства. Сформировавшаяся в сознании людей роль мужчин и женщин предусматривает доминирование мужчин.
Мальчики и юноши ведут себя рискованно чаще, чем молодые женщины. Хотя риск, связанный с сексуальным и репродуктивным поведением, представляет опасность для обоих партнеров, женщины в значительно большей мере испытывают на себе его последствия.
Опасность для здоровья подростков, вызванная половой жизнью
Существует серьезная опасность для подростков в связи с ранним началом половой жизни. В последние десятилетия снизился возраст достижения девушками физической половой зрелости. В результате этого увеличился период, когда молодые люди сталкиваются с рисками, связанными с половой жизнью, включая:
раннюю беременность, которая подвергает матерей-подростков в отличие от женщин более старшего возраста, большему риску материнской заболеваемости и смертности, а также подвергает опасности здоровье их детей;
заражение инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), в том числе ВИЧ/СПИДом.
Инфекциям, передаваемым половым путем, чаще всего подвержены молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет. На этот возраст приходится также половина всех новых случаев инфицирования ВИЧ. Молодые женщины наиболее уязвимы в отношении ИППП. Опасность, связанная с ИППП и ВИЧ-инфекцией, возрастает из-за низкого статуса молодых женщин в обществе. Это зачастую приводит к тому, что их принуждают к половой жизни, и они не в состоянии убедить старшего по возрасту полового партнера пользоваться презервативами. Риск, связанный с ИППП, особенно велик:
для молодых людей, которые начали половую жизнь в раннем возрасте, поскольку в этом случае более вероятно, что они будут менять половых партнеров;
для миллионов подростков, живущих и работающих на улице, для которых секс стал источником средств к существованию;
для замужних женщин, мужья которых вступают во внебрачные половые связи.
Подростковая беременность: желанная или нежеланная
Рождение детей у подростков, как в браке, так и вне брака, зачастую является незапланированным. В США 73% женщин, родивших в возрасте от 15 до 19 лет, сообщили, что их беременность была незапланированной.
В исследованиях, проведенных в США и других странах, было выявлено, что матери-подростки сами часто являются детьми, которые были рождены матерями в молодом возрасте. Такое положение может быть результатом заимствования моделей поведения. О значительном числе не планируемых беременностей у подростков свидетельствует высокий уровень абортов в этой возрастной группе.
Высокому уровню не планируемых беременностей способствует целых ряд факторов. К ним относятся:
нежелательный секс (изнасилования и сексуальные домогательства).
двойной стандарт. Общество часто сурово осуждает за половое поведение, не соответствующее сложившимся в обществе представлениям, молодых женщин, но не молодых мужчин.
отсутствие информации и доступа к услугам в области планирования семьи.
неэффективное использование противозачаточных средств. Это может быть результатом использования ограниченного числа методов контрацепции или неадекватной информации о них.
Хотя в последние годы в программах охраны репродуктивного здоровья все больше внимания уделяется потребностям подростков, по-прежнему остается множество барьеров, которые препятствуют молодым людям иметь доступ к необходимым для них информации и услугам для предупреждения нежелательной беременности и ИППП.
Что хотят получить молодые люди от работников здравоохранения
Молодые люди ценят свою личную жизнь, самобытность и право принимать касающиеся их решения на основе правильной информации. Молодежь достаточно четко представляет себе, какую информацию и какие услуги они хотят получать от работников здравоохранения. Они высказывают в адрес работников здравоохранения следующие пожелания:
принимать молодежь такой, какая она есть, и не читать нотаций по поводу ее поведения;
позволять молодым людям самим принимать решения, касающиеся их жизни;
не создавать предвзятого мнения о молодежи;
создавать условия, при которых молодежь чувствовала бы себя уверенно и комфортно;
предоставлять необходимые информацию и услуги;
не разглашать конфиденциальные сведения;
своевременно оказывать услуги, если это необходимо;
учитывать мнение молодых людей в отношении оказываемых услуг.
Семья и подросток
Семья по-прежнему оказывает наиболее сильное воздействие на поведение и выбор подростков. Большинство подростков хотели бы получать советы и поддержку у своих родителей. Однако за редким исключением родители не готовы к обсуждению со своими детьми вопросов взросления и не уверены в отношении того, какую информацию следует предоставлять детям.
Некоторые исследователи полагают, что отношения между родителями и детьми являются определяющим фактором в формировании поведения детей и от этих отношений зависит возраст начала половых отношений подростков и число половых партнеров. Однако, как правило, дети и родители оказываются в трудном положении при обсуждении проблем взросления. Кроме того, существуют различные приоритеты: подростки и работники сферы охраны здоровья заинтересованы в том, чтобы избежать беременности и других рисков, связанных с половой жизнью, в то время как родители, дедушки и бабушки рассматривают в качестве проблемы сам факт вступления подростков в половую жизнь.
Откровенные обсуждения родителями и детьми вопросов, связанных с половым развитием и созреванием, по-прежнему зачастую являются табу. Когда-то девушки узнавали об этом от своих бабушек и мам, а юноши — от дедушек и пап, однако сегодня следует признать, что старшее поколение, как правило, не владеет современной информацией о гигиене подросткового периода, методах контрацепции и др. Родители согласны с тем, что подросткам необходимо предоставлять информацию по вопросам психологии общения и использования противозачаточных средств, однако они предпочитают, чтобы такую информацию давали бы не они. Не получая информацию по вопросам взросления в семье, подростки обращаются за этими сведениями к другим подросткам, и зачастую эта информация является неверной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целью программы является формирование мотивационно-ценностных установок к здоровому образу жизни как основы создания семьи, ответственному родительству у воспитанников. Развитие у подростков пот.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России»-презентация к уроку ОБЖ для 9 класса.
Программа факультативного курса «Основы репродуктивного здоровья» рассчитана на учащихся 9-11 классов. Объем курса — 36 часов. Занятия проводятся с пери.
•Элективный курс «Репродуктивное здоровье» — важный элемент в системе школьного биологического образования. Он имеет междисциплинарный характер.•Предполагается, что этот образовательный курс буд.
Презентация учебного материала урока по академическому школьному учебнику для 8 класса А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности», издательство «Просв.
Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества.
Источник
Элективный курс «Репродуктивное здоровье»
элективный курс по биологии (8 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.pptx | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Элективный курс «Репродуктивное здоровье»
Пояснительная записка Элективный курс «Репродуктивное здоровье» — важный элемент в системе школьного биологического образования. Он имеет междисциплинарный характер. Предполагается, что этот образовательный курс будет способствовать формированию у учащихся интегративности знаний, пониманию их практического применения. Заложить основы репродуктивного здоровья целесообразно в том возрасте, когда совпадают остро проявляющийся интерес к противоположному полу и этап интенсивного развития организма, характеризующийся анатомической и физиологической перестройкой, появлением новых эмоций, ощущений, влечений. Именно сейчас возможно формирование осознанного отношения к репродуктивному здоровью, исключению факторов риска. Особые акценты делаются на формирование ответственного поведения как социального фактора, на формирование представлений о гендерных ролях, о которых не говорится при изучении обязательных дисциплин – биологии и экологии.
В жизни современного общества знания о репродуктивном здоровье вносят значительный вклад в формировании здорового будущего поколения, служат особым способом развития у подростков познавательного интереса к здоровью своего организма и будущего поколения. Именно поэтому данный элективный курс выступает особым инструментом в развитии знаний, ключевых понятий у учащихся, подготовки выпускников общеобразовательных учебных заведений к успешной будущей семейной жизни.
Цель курса: Формирование у школьников целостного представления о репродуктивном здоровье Углубить и расширить кругозор учащихся о строении и функции репродуктивной системы Ознакомить учащихся с основными заболеваниями, передающихся половым путем, а так же методами контрацепции. Формирование у учащихся осознанного отношения к здоровью как к ценности жизни Формирование способности использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья
сформировать полное представление о строении половой системы мужчины и женщины развитие биологического мышления учащихся показать влияние вредных привычек на здоровье человека способствовать систематизации и расширению знаний по темам курса на доступном научном уровне; формировать умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых технологий; формировать социально-ответственное поведение, способствующее укреплению здоровья; Задачи:
Тематическое планирование № п.п Тема Кол – во часов Форма организации обучения лекция практика 1 Введение. 1 1 — 2 Особенности развития организма юноши. 2 1 1 3 Проблемы взросления и культура здоровья. 2 1 1 4 Факторы риска внутриутробного развития. 2 1 1 5 Гендерные роли. 2 1 — 6 Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем. 2 1 1 7 Ответственное поведение как социальный фактор. 2 1 1 Обобщение по темам курса. 4 — 4 Подведение итогов проектной деятельности. 1 — 1
Программа курса Введение (1 ч) Знакомство с программой курса, видами заданий, с формами и планируемым объемом работ, а также с необходимым набором материалов, которые нужно будет использовать при изучении курса. Определение критериев оценки деятельности учащихся. 1. Особенности развития организма юноши и девушки .(2 ч) Лекция. Изменения, возникающие в организме человека в период взросления. Понятия «репродуктивные органы», «репродуктивное здоровье». Факторы риска, влияющие на развитие половой системы. Особенности развития организма юноши и девушки под воздействием биосоциальных факторов. Практическое занятие. Составление проблемных вопросов. Консультация с врачом и учителем физкультуры и определению нормы физической нагрузки для подростка. 2. Проблемы взросления и культура здоровья (2 ч) Лекция. Половая жизнь. Беременность. Естественное и искусственное прерывание беременности. Профессии: гинеколог, андролог, фармацевт. Практическое занятие. Консультация гинеколога и фармацевта о современных средствах контрацепции. Поиск сайтов, связанных с репродуктивным здоровьем подростков. 3. Факторы риска внутриутробного развития (2 ч) Лекция. Физические, химические, биологические факторы риска внутриутробного развития. Практическое занятие. Подбор материалов о негативных последствиях влияния физических, химических, биологических факторов риска.
4. Гендерные роли (2 ч) Лекция. Понятие « гендерные роли». Зависимость здоровья детей от заболеваний родителей. Роль семьи в сохранении здоровья ребенка и в формировании социальных качеств. Профессии: социолог, психолог. Практическое занятие. Составление проблемных вопросов, формулирование ответов по представлению о гендерных ролях в нашем обществе. Консультации психолога : «Распределение гендерных ролей в вашей семье». 5. Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем (2 ч) Лекция. Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем. Группы заболеваний, передающихся половым путем. 6. Ответственное поведение как социальный фактор (2 ч) Лекция. Понятие «ответственное поведение». Ответственное поведение как социальный фактор. Форма отказа от наркотика, алкоголя и т.д. Практическое занятие. Консультация психолога. Разработка модели поведения в сложных ситуациях. Разработка рекомендаций по формулированию отказа от употребления наркотических веществ. Обобщение по темам курса (4 ч) Практическое занятие. Создание проектов по выбранному направлению. Подведение итогов проектной деятельности (1 ч) Практическое занятие. Конференция. Презентация созданных проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся: Учащиеся должны знать: — об отрицательном воздействии на организм вредных привычек; — правила гигиены, сохраняющие здоровье человека; — факторы, разрушающие здоровье человека; — этические нормы межличностных отношений. Учащиеся должны уметь: — объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека; — соблюдать правила личной и общественной гигиены; — работать с литературой: с текстами, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала; — проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты.
Источник