Примерный перечень тем лекций и санитарных бюллетеней по медико-гигиеническому обучению и формированию здорового образа жизни населения
1. Здоровый образ жизни, его основные компоненты и пути формирования.
2. Здоровье человека ― общественная ценность.
3. Активное долголетие как цель формирования ЗОЖ.
4. Гигиена физического труда.
5. Труд, быт, отдых и здоровье.
6. Профессии нервно-напряженного труда и здоровье.
7. Рациональный режим труда и отдыха ― модулятор высокой работоспособности и здоровья человека.
8. Вопросы профилактики заболеваний у студентов.
9. Физическая гармония и социально-психологическое равновесие.
10. Психогигиена взаимоотношений.
11. Стрессы: их польза и вред. Способы активного преодоления стрессовых и дистрессовых ситуаций.
12. Суициды: причины и меры предупреждения.
13. Защитные силы организма человека.
14. Физкультура, спорт, активный отдых и здоровье.
15. Гигиеническое воспитание и охрана окружающей среды.
16. Природные факторы и здоровье.
17. Урбанизация и здоровье.
18. Питьевая вода и здоровье.
19. Значение биологических ритмов в жизни человека.
20. Алкоголь ― враг здоровья, труда и быта.
21. Детский алкоголизм, наркомания.
22. Влияние алкоголя на здоровье женщины.
23. О вреде курения.
24. Курение стоит дороже, чем вы думаете!
25. Наркомания, токсикомания и их трагические последствия.
26. Профилактика венерических заболеваний.
27. СПИД, пути заражения, профилактика.
28. Уроки Чернобыля: радиация, жизнь и здоровье.
29. Донорство ― гуманный долг каждого.
30. Проблемы полового воспитания в формировании ЗОЖ.
31. Аборт и его последствия.
32. О роли наследственности для здоровья человека.
ЗЗ. Кожа как защитный медико-биологический барьер, уход за кожей.
34. Профилактика острых кишечных заболеваний.
35. Особо опасные инфекции, их профилактика.
З6. Грипп, простудные заболевания, их профилактика.
37. Рациональное питание и здоровье.
38. Избыточный вес как фактор риска.
39. Основы лечебного питания.
40. Профилактика производственного, транспортного и бытового травматизма. Первая помощь при травмах и несчастных случаях.
41. Профилактика детского травматизма.
42. Профилактика отравлений у детей.
43. Первая помощь при травме глаза.
44. Домашняя аптечка.
45. Первая помощь и профилактика отравлений ядохимикатами в сельском хозяйстве.
46. Первая помощь при острых сердечно-сосудистых заболеваниях.
47. Паразитарные болезни (гельминтозы, чесотка, лямблиоз, грибковые микозы и др.), их профилактика.
48. Индивидуальная профилактика микозов стоп.
49. Туберкулез ― вопросы профилактики.
50. Профилактические осмотры и флюорография в профилактике туберкулеза.
Источник
Перечень тем рефератов, рекомендованных студентам для выполнения самостоятельной работы по написанию лекций для населения
Достижения Российского здравоохранения.
Здоровый образ жизни – фундамент здоровья человека.
Научно-технический прогресс и здоровье.
Охрана окружающей среды – охрана здоровья.
Отдых – дело общественное. Умейте отдыхать.
Факторы риска в возникновении болезней (можно указать конкретные болезни).
Гигиена умственного труда.
значение закаливания, физкультуры, спорта для сохранения здоровья.
Человек должен жить долго. Проблемы долголетия.
Основы рационального питания.
Алкоголь – враг здоровья человека.
Почему запрещается пить алкогольные напитки детям.
Алкоголь и психические заболевания.
Курение – вредная привычка.
Курение или здоровье – выбирайте сами.
Вступая в брак – думайте о бедующих детях.
Здоровье матери – здоровье ребенка.
Аборт и его последствия.
Профилактика венерических заболеваний.
СПИД и его профилактика
Профилактика предраковых и раковых заболеваний.
Неврозы и их предупреждения.
Язвенная болезнь желудка и его профилактика.
Простудные заболевания и их профилактика .
Желудочно-кишечные заболевания и их профилактика.
Гепатиты и их профилактика.
Токсоплазмоз и его профилактика.
Сахарный диабет и его профилактика.
Рахит и его профилактика.
Туберкулез и его профилактика.
Лекарственные растения в медицине.
Дифтерия и ее профилактика.
Корь и ее профилактика
Основные детские инфекционные заболевания и их профилактика.
Предохранительные прививки детям – один из путей профилактики детских инфекционных болезней.
Как сохранить здоровыми зубы.
Кариозная болезнь и ее профилактика.
Парадонтозная болезнь и ее предупреждение.
Заболевания полости рта и зубов и их предупреждение.
Своевременная санация полости рта – залог сохранения здоровья.
Врожденные аномалии зубочелюстной системы у детей и их предупреждение и лечение.
Рекомендации по подготовке лекций по пропаганде здорового образа жизни
1.После того, как получены сведения о составе аудитории (пол, возраст, интересы) определяется тема и название лекции, составляется план лекции.
План – это перечень вопросов, подлежащих освещению в лекции в порядке ее изложения. Он составляется после изучения литературы по теме лекции и напоминает оглавление любой книги. Наличие плана позволяет четко и последовательно изложить материал.
После определения плана пишется конспект (текст) лекции в строгом соответствии с планом:
При составлении конспекта рекомендуется придерживаться следующих правил:
а) конспект лучше писать на отдельных пронумерованных листах;
б) писать на одной стороне листа с полями;
в) каждый раздел конспекта (по плану) писать с новой (красной) строки с обозначением его названия;
г) конспект писать разборчиво
д) фактические данные (цифры, таблицы, цитаты) вписываются в текст или делается отметка об использовании дополнительной литературы. Если в ходе чтения лекции используются наглядные пособия (схемы, таблицы, плакаты, макеты и др.) об этом делаются пометки в тексте;
е) в конце текста лекции указывается использованная литература (фамилия, имя, отчество автора статьи или книги, названия статьи или книги, журнала издательство, год, страница).
В каждой лекции различают 3 части: введение, основная часть и заключение.
Во введении лектор обосновывает важность темы (проблемы). Его можно начинать как с общих вопросов, так и с конкретных примеров из практики (литературы). Введение (вступление) занимает 3-5 минут.
Изложение составляет основную часть лекции, беседы. Оно должно быть логичным и соответствовать плану. Для каждого раздела целесообразно указывать ориентировочное время в минутах. На основную часть выделяется около 20 минут.
Заключение является ответственной частью лекции. В нем даются основные выводы и обращение к слушателям использовать полученные знания в их повседневной жизни. Лектор заинтересован в том, чтобы слушатели после лекции сохранили основное ее содержание. Поэтому в заключении необходимо повторить основные положения лекции, которые должны запомнить слушатели. Заключение, как и введение, должно быть кратким и выразительным. Общая продолжительность лекции 25-30 минут.
При чтении лекции на медицинскую тему необходимо:
— большую часть времени посвятить профилактике данного заболевания;
— меньшую часть – признакам заболевания (излишняя подробность о признаках заболевания может привести к ятрогенным заболеваниям) и лечению ( может привести к самолечению);
— меньше демонстрировать патологический материал (может вызвать отрицательные эмоции);
— в тексте лекции не употреблять медицинские термины, сокращения, штампованные обороты и слова;
— при выборе темы учитывать сезон времени и эпидемиологическую обстановку.
Подготовка к лекции.
Материалами при подготовке к лекции являются:
а) приказы и инструкции МЗ РФ по вопросам медицинского обслуживания населения;
б) научная и методическая литература;
в) материалы газет, художественная и популярная литература;
г) отчеты лечебно-профилактических учреждений о заболеваемости населения данной местности (за месяц, квартал, год);
д) наглядные пособия по теме (лекторские папки, плакаты, альбомы, др. наглядный материал).
Оформление конспекта лекции.
На титульном (первом) листе указать полное название академии, кафедры, фамилию, имя, отчество преподавателя, тему лекции, фамилию, имя, отчество студента, номер группы, факультета и год.
Выбор аудитории для чтения лекции.
Место проведения лекции – лечебно-профилактические учреждения (поликлиники, родильные дома, женские консультации и др.), школы, общежития, предприятия, учреждения и др.
а). Основная литература:
1. Полунина Н.В. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: Учебник/ Н.В. Полунина – М.: Издательство «Медицинское информационное агентство», 2010. — С. 107 – 115, 215 – 220, 227 – 239, 294 — 301.
2. Галиуллин А.Н. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: Учебное пособие / А.Н. Галиуллин – М.: ИКЦ «Академкнига», 2008. – С. 249 – 294.
б). Дополнительная литература
1. Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст]: Учебник / Ю.П. Лисицин – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2007. — С. 34 — 77, 99 — 109, 219 – 221, 232 – 245, 247 — 258.
2. Фролова Н.А. Формирование здорового образа жизни. [Текст]: Учебно-методическое пособие / Н.А. Фролова – Тверь: [б.и.], 2002. — с. 31.
Основные группы факторов риска, неблагоприятно влияющие на здоровье населения (человека).
Удельный вес групп факторов риска, связанных с образом жизни людей.
Элементы здорового образа жизни.
Приказы МЗ РФ и Законы РФ, направленные на укрепление здоровья человека.
Основные методы пропаганды здорового образа жизни.
Формы пропаганды здорового образа жизни устного метода.
Формы пропаганды здорового образа жизни печатного метода.
Формы пропаганды здорового образа жизни наглядного метода.
Формы пропаганды здорового образа жизни комбинированного метода.
Задачи пропаганды здорового образа жизни.
Основные требования ко всем методам и формам пропаганды здорового образа жизни.
Почему лекция, беседа или выступление по пропаганде здорового образа жизни является лечебным фактором.
Тестовый контроль по теме
На сохранение и укрепление здоровья населения влияют следующие факторы:
А) уровень культуры населения
Б) экологические факторы среды
В) качество и доступность медицинской помощи
Г) безопасные условия труда
Д) сбалансированность питания
Е) все перечисленные
Укажите удельный вес образа жизни в возникновении патологии у населения:
Перечислите некоторые элементы здорового образа жизни:
А) трудовая и физическая активность
Б) отсутствие вредных привычек
В) медицинская активность
Г) уровень общего образования
Д) сбалансированность питания
Е) санитарная грамотность
Укажите основные методы пропаганды здорового образа жизни:
А) устный, печатный, плакатный, комбинированный
Б) устный, печатный, наглядный, комбинированный
В) устный, печатный, наглядный, смешанный
К какому методу пропаганды здорового образа жизни относятся такие формы, как беседы, лекции, доклады:
К какому методу пропаганды здорового образа жизни относятся такие формы, как плакаты, муляжи:
К какому методу пропаганды здорового образа жизни относятся такие формы, как брошюры, памятки:
К какому методу пропаганды здорового образа жизни относятся такие формы, как кинофильм:
Какая форма пропаганды здорового образа жизни является основой для врачей:
Какая форма пропаганды здорового образа жизни является основой для средних медицинских работников:
Источник
Учебная программа факультета «Здоровье»
Министерство социальной политики Красноярского края
Красноярская региональная организация общественной организации – общества «Знание» России
Красноярская краевая общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и
Государственная универсальная научная библиотека
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТЕТА
, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой коммерции и внешнеэкономической деятельности Торгово-экономического института Сибирского федерального университета.
Декан факультета «Здоровье»
, доктор медицинских наук, начальник Красноярского краевого госпиталя ветеранов войн.
Декан факультета «Краеведение»
, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Красноярского государственного педагогического университета имени .
Декан факультета «Культура и искусство»
Руководитель учебной части
НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
14:00 – ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ УНИВЕРСИТЕТА
Место проведения: Красноярская государственная академия музыки и театра (ул. Ленина, 22).
ЛЕКЦИЯ «ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ».
Рассматриваемые темы. Основные принципы охраны здоровья граждан. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, выбор врача и медицинской организации, информацию о состоянии здоровья. Ответственность в сфере охраны здоровья.
РАБОТАЕТ КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА «СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗДОРОВЬЯ СИБИРЯКОВ».
Преподаватель – , кандидат медицинских наук, доцент, начальник отдела качества Красноярского краевого госпиталя ветеранов войн.
Место проведения: Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края (ул. К. Маркса, 114), ауд.этаж).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ДОЛГОЛЕТИЯ».
Рассматриваемые темы. Виды физической культуры и объём для людей пожилого возраста. Комплекс «гимнастика мозга», упражнения, помогающие избавиться от стресса и улучшающие работу мозга. Комплекс «5 тибетских жемчужин», 5 упражнений которые способствуют очищению энергетических каналов тела человека и омолаживают весь организм в целом.
Преподаватель – , заведующая физиотерапевтическим отделением Красноярского краевого госпиталя ветеранов войн.
Место проведения: Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края (ул. К. Маркса, 114), ауд. 3этаж).
ЛЕКЦИЯ «ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ».
Рассматриваемые темы. Особенности лечебной физкультуры в пожилом возрасте при различных заболеваниях. Показания и противопоказания к занятиям ЛФК. Правила контроля за самочувствием во время занятий.
РАБОТАЕТ КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА «ФИЗКУЛЬТУРА — ОСНОВА ДОЛГОЛЕТИЯ».
Преподаватель – , врач-физиотерапевт Красноярского краевого госпиталя ветеранов войн.
Место проведения: Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края (ул. К. Маркса, 114), ауд. 3этаж).
ЛЕКЦИЯ «ФИЗИОТЕРАПИЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ».
Рассматриваемые темы. Физиотерапевтические процедуры, применяемые в домашних условиях. Основные показания и противопоказания к физиотерапевтическим процедурам.
Преподаватель – , заведующая физиотерапевтическим отделением Красноярского краевого госпиталя ветеранов войн.
Место проведения: Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края (ул. К. Маркса, 114), ауд. 3этаж).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЦЕНТРА МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ».
Рассматриваемые темы. Знакомство с центром: диагностические и лечебно-реабилитационные программы специализированной помощи при нервно-психических и стрессовых расстройствах у пациентов различных возрастов, в том числе у лиц пожилого возраста.
Преподаватель – , кандидат медицинских наук, заведующая центром медико-психологической реабилитации Красноярского краевого госпиталя ветеранов войн.
Место проведения: Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края (ул. К. Маркса, 114), ауд. 3этаж).
ЛЕКЦИЯ «ПСИХОТЕРАПИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ».
Рассматриваемые темы. Общетерапевтические подходы и специальные методы психотерапии. Сохранение и усиление потенциала пожилого человека, поддержка самооценки и чувства уверенности к себе. Адаптация и предотвращение преждевременной зависимости от окружающих.
Преподаватель – , врач-психотерапевт центра медико-психологической реабилитации Красноярского краевого госпиталя ветеранов войн.
Место проведения: Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края (ул. К. Маркса, 114), ауд. 3этаж).
ЛЕКЦИЯ «РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ».
Рассматриваемые темы. Понятие рационального и сбалансированного питания. Питание при различных заболеваниях. Виды диет. Рекомендуемые продукты для рационального питания.
Преподаватель – , доктор медицинских наук, профессор Красноярского государственного медицинского университета имени профессора -Ясенецкого.
Место проведения: Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края (ул. К. Маркса, 114), ауд. 3этаж).
ЛЕКЦИЯ «КАК ЗАЩИТИТЬ СВОИ ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА В СУДЕ».
Преподаватель – , заведующий кафедрой Санкт-Петербургского института внешне-экономических связей, экономики и права.
Место проведения: Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края (ул. К. Маркса, 114), ауд. актовый зал (5 этаж).
ЛЕКЦИЯ «ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕНИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ».
Рассматриваемые темы. Роль общения и социальной активности в жизни пожилого человека. Формирование социальной адаптации, гибкости и приспособляемости.
РАБОТАЕТ КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА «ОБЩЕНИЕ – ЭТО ПУТЬ К ПОНИМАНИЮ И СОГЛАСИЮ».
Преподаватель – , врач-психиатр центра медико-психологической реабилитации Красноярского краевого госпиталя ветеранов войн.
Место проведения: Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края (ул. К. Маркса, 114), ауд. 3этаж).
КРУГЛЫЙ СТОЛ «ВСЕ БОЛЕЗНИ ОТ НЕРВОВ, КАК НАУЧИТЬСЯ СПРАВЛЯТЬСЯ СО СТРЕССОМ».
Рассматриваемые темы. Стресс как уникальная реакция организма на воздействие неблагоприятных факторов. Психотерапевтическая помощь специалистов. Приемы саморегуляции (аутогенная тренировка, самовнушение). Физическая активность, формы социальной активности.
Преподаватель – , врач-психиатр центра медико-психологической реабилитации Красноярского краевого госпиталя ветеранов войн.
Место проведения: Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края (ул. К. Маркса, 114), ауд. 3этаж).
ЛЕКЦИЯ «КАК ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ».
Преподаватель – , заместитель начальника отдела защиты прав потребителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю.
Место проведения: Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края (ул. К. Маркса, 114), ауд. актовый зал (5 этаж).
ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА КРАЕВОГО ГОСПИТАЛЯ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН».
Рассматриваемые темы. История госпиталя ветеранов войн. Особенности оказания медицинской помощи в госпитале ветеранов войн, виды медицинской помощи, порядок направления пациентов в госпиталь.
Преподаватель – , доктор медицинских наук, начальник Красноярского краевого госпиталя ветеранов войн.
Место проведения: Красноярский краевой госпиталь ветеранов войн (ул. Вильского, 11).
ЗАНЯТИЕ «БАЛЬНЕОТЕРАПИЯ, ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ».
Рассматриваемые темы. Проведение водных процедур в домашних условиях. Лечебный эффект от теплолечения, водных процедур, правила их применения.
Преподаватель – , заведующая физиотерапевтическим отделением Красноярского краевого госпиталя ветеранов войн.
Место проведения: Красноярский краевой госпиталь ветеранов войн ( физиотерапевтическое отделение).
ЛЕКЦИЯ «ПРОФИЛАКТИКА ОНКОЗАБОЛЕВАНИЙ».
Рассматриваемые темы. Программы, направленные на раннее выявление онкозаболеваний, применение онкоскрининга. Профилактика развития онкозаболеваний.
Преподаватель – , доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой Красноярского государственного медицинского университета имени профессора -Ясенецкого.
Место проведения: Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края (ул. К. Маркса, 114), ауд. 3этаж).
ЛЕКЦИЯ «ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА НАЧИСЛЕНИЯ ПЕНСИЙ?».
Преподаватель – , сотрудник отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю.
Место проведения: Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края (ул. К. Маркса, 114), ауд. актовый зал (5 этаж).
ЛЕКЦИЯ «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕДИКАМЕНТОЗНОГО ЛЕЧЕНИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ».
Рассматриваемые темы. Основные особенности заболеваний лиц пожилого и старческого возраста в целом, использование лекарственных препаратов людьми старше 60 лет. Взаимодействие лекарственных средств и фитопрепаратов между собой: чего не нужно делать без контроля врача, как себя вести при развитии неблагоприятных эффектов терапии. Рациональное применение лекарственных средств с целью безопасности проводимой терапии: основные правила использования лекарственных средств. Геронтопротекторы.
Преподаватель – , кандидат медицинских наук, доцент кафедры фармакологии Красноярского государственного медицинского университета имени профессора -Ясенецкого.
Место проведения: Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края (ул. К. Маркса, 114), ауд. 3этаж).
ТРЕНИНГ «КАК СОХРАНИТЬ ПАМЯТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ».
Рассматриваемые темы. Методики определения степени снижения памяти и интеллекта. Методы тренировки памяти. Тестирование, индивидуальное консультирование.
Преподаватель – , кандидат медицинских наук, заведующая центром медико-психологической реабилитации Красноярского краевого госпиталя ветеранов войн.
Место проведения: Красноярский краевой госпиталь ветеранов войн (пр. Мира, 99).
КРУГЛЫЙ СТОЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ».
Рассматриваемые темы. Понятие «здоровый образ жизни в пожилом и старческом возрасте», активное долголетие. Основные принципы здорового образа жизни в пожилом возрасте. Мотивация на формирование здорового образа жизни у людей пожилого возраста.
Ведущие: , доктор медицинских наук, начальник Красноярского краевого госпиталя ветеранов войн;
, кандидат медицинских наук, начальник отдела качества Красноярского краевого госпиталя ветеранов войн;
, кандидат медицинских наук, заведующая центром медико-психологической реабилитации Красноярского краевого госпиталя ветеранов войн.
Место проведения: Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края (ул. К. Маркса, 114), ауд. 3этаж).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ С УЧАСТИЕМ СЛУШАТЕЛЕЙ ВСЕХ ФАКУЛЬТЕТОВ, ВРУЧЕНИЕ СЕРТИФИКАТОВ.
Место проведения будет сообщено дополнительно.
Источник