Тематика бесед по ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЕ в начальных классах. Помощь учителю
Данный материал поможет учителям начальных классов регулярно в течении всего учебного года проводить беседы по санитарии и гигиене школьников
Просмотр содержимого документа
«Тематика бесед по ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЕ в начальных классах. Помощь учителю»
Тематика бесед по
образа жизни, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЕ
Что такое здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание.
Значение физкультуры и закаливания.
— Закаливание (солнце, воздух и вода).
Гигиена умственного труда
— Режим дня школьника.
— Рабочее место школьника.
— Гигиена зрения. Профилактика косоглазия и близорукости.
— Гигиена учебного процесса.
— Влияние компьютера и телевизора на здоровье школьника.
— Суточный биоритм, утомление.
Ноябрь Организация труда и профилактика травматизма
— Обучение оказанию первой помощи пострадавшему при травме.
Профилактика и предупреждение инфекционных заболеваний.
— Гигиена внешней среды (помещение, чистота воздуха).
— Гигиена в быту. Предупреждение кожных заболеваний. Правила мытья рук и ног.
— Понятие о микробах, пути заражения.
— Заболевания, передающиеся от домашних животных.
— Понятие о прививках.
Январь Гигиена питания
— Правила ухода за полостью рта и за зубами.
Гигиеническое и нравственное воспитание.
— О дружбе девочек и мальчиков.
— Анатомо-физиологические различия мальчиков и девочек.
Март Профилактика вредных привычек
— Общие сведения о вредных привычках.
— Возникновение и развитие уродств как следствие вредных привычек.
Эмоциональная и физическая опасность.
— Правила поведения при нападении собак;
— Правила поведения при укусах насекомых (комаров, клещей, ос, пчёл и т.д.), змей.
Профилактика пищевых отравлений.
— Бактериальное или вирусное загрязнение продуктами;
— Сальмонелла, стафилококк, палочка ботулизма, кишечная палочка;
Основная школа (5 — 9 классы)
Гигиенические навыки как привычка.
— Требования к комплексу утренней гимнастики.
— Закаливание как профилактика простудных заболеваний. Специфические средства закаливания.
— Возрастные особенности костно-мышечной системы ребенка.
— Значение мышц, тренировка мышц.
— Привычки, отрицательно влияющие на формирование осанки школьника.
Понятие о здоровом образе жизни.
— Двигательный режим школьника.
— Физиология дыхательной и сердечно-сосудистой систем, обмен веществ в организме человека.
— Влияние туризма, занятий в спортивных секциях на здоровье человека.
Ноябрь Гигиена умственного труда
— Режим дня подростка.
— Гигиена учебных занятий, микроклимат помещения.
— Свободное время, гигиена сна.
— Влияние компьютера и телевизора на здоровье человека.
Профилактика инфекционных заболеваний.
— Пути передачи инфекционных заболеваний.
— Заболевания, передающиеся от домашних животных.
— Значение профилактических прививок.
Общественная и личная гигиена.
— Значение кожи для здоровья человека.
— Теплообмен и одежда.
— Гигиена внешней среды и здоровье.
— Охрана зеленых насаждений.
— Значение и состав пищи.
— Питание, энергозатраты и здоровье человека.
— Особенности питания в зависимости от климатических условий, характера деятельности человека.
— Понятие о белках, жирах и углеводах.
— Витамины, их значение для здоровья человека.
— Режим питания. Правила приема пищи.
— Избыточная масса тела и гиподинамия как причины болезней.
— Уход за полостью рта после приема пищи.
— Ожоги (химические и термические), первая помощь при ожогах.
— Ранения. Внутренние травмы.
— Помощь при микротравмах и переломах.
Гигиеническое и нравственное воспитание.
— Анатомо-физиологические особенности мужского и женского организма.
— Гигиена девушки и юноши.
— Вторичные половые признаки. Сроки полового созревания.
— Взаимоотношения между мальчиками и девочками. Ранняя беременность, ее влияние на здоровье девушки.
— Общие сведения о заболеваниях, передаваемых половым путем (герпетическая инфекция, уреоплазмоз, хламидиоз, токсоплазмоз, микоплазмоз, кандидоз, туберкулез, различные венерические заболевания, СПИД).
— О вреде никотина и алкоголя.
— Наркомания, токсикомания. Их предупреждение.
— Профилактика вредных привычек у детей и подростков.
Профилактика пищевых отравлений.
— Пищевые отравления, отравления грибами и ядовитыми растениями.
— Профилактика отравлений пищевыми продуктами.
— Бактериальное или вирусное загрязнение продуктами.
— Сальмонелла, стафилококк, палочка ботулизма, кишечная палочка.
Старшая школа (10 – 11 классы)
Гигиеническое воспитание – стиль жизни, способствующий здоровью. Физическая культура.
— Значение и влияние физических упражнений на рост и развитие человека.
— Физическая сущность утомления.
Гигиена умственного труда.
— Методы психоэмоциональной разгрузки. Аутотренинги. Смена рода деятельности.
— Компьютер, телевизор, мобильный телефон, их влияние на здоровье человека.
Личная и общественная гигиена.
— Роль чистоты кожи, регулярной смены белья.
— Роль экологических проблем для жизни человека.
Профилактика инфекционных заболеваний
— Пути передачи инфекционных заболеваний.
— Значение иммунитета для здоровья человека
— Заболевания, передающиеся от домашних животных.
— Значение профилактических прививок.
— Белки, жиры, углеводы, минеральные соли, их значение для нормальной жизнедеятельности.
— Витамины, клетчатка, их роль в жизни человека.
— Избыточная масса тела, как причина заболеваний.
— Ожоги, обморожения, их предупреждение.
— Перегревания, опасность солнечного удара.
— Утомление и его предупреждение.
— Об опасности химических ожогов.
— Предупреждение бытового и школьного травматизма.
— Первая помощь при повреждении опорно-двигательного аппарата.
— Оказание помощи утопающему.
— Первая помощь при ожогах, отморожениях, электротравмах.
Гигиеническое и нравственное воспитание.
— Половое созревание. Предупреждение нежелательной беременности. Вред аборта.
— Косметика и здоровье девушки.
— Гигиена девушки и юноши.
— Профилактика заболеваний, передаваемых половым путем (венерические и другие заболевания).
Профилактика вредных привычек.
— Вред курения и алкоголя.
— Об опасности наркомании и токсикомании.
— Предупреждение вредных привычек как залог сохранения здоровья.
Профилактика пищевых отравлений.
— Предупреждение пищевых отравлений, отравлений ядовитыми грибами, растениями и жидкостями.
— Бактериальное или вирусное загрязнение продуктами.
— Сальмонелла, стафилококк, палочка ботулизма, кишечная палочка.
Источник
Темы бесед, классных часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни
Темы бесед, классных часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни:
1. Цикл бесед «Гигиена школьника».
2. «Чтобы зубы не болели».
3. «Беречь глаз как алмаз».
4. «Да здравствует мыло душистое».
5. «О хороших привычках».
6. «Учимся отдыхать».
7. «Загадки доктора Неболита».
8. «Ты и телевизор».
10. «Твой режим дня».
11. «Не видать грязнулям счастья».
12. «Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение».
13. Цикл классных часов «Как уберечь себя от беды».
14. Цикл классных часов «Наше здоровье в наших руках».
15. Инструктажи по предупреждению травматизма (ПДД, поведение на уроках физкультуры, правила техники безопасности на уроках труда, во время прогулок, экскурсий и походов).
16. Занятия по профилактике наркомании.
1. Цикл бесед «Гигиена школьника».
2. «Здоровые привычки — здоровый образ жизни».
3. «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
4. «Кто наши враги».
5. «О спорт, ты — мир!».
6. «Режим питания».
7. «Вредные привычки и их преодоление».
8. «Пока горит свеча».
9. «Здоровый образ жизни — главное условие профилактики возникновения вредных привычек».
10. «Бросай курить — ты уже не маленький».
11. «Память: как ее тренировать».
12. «Особенности влияния никотина и других токсических веществ на развитие организма человека».
13. «Сотвори себя сам».
14. «Нет наркотикам».
15. «О ВИЧ-инфекции».
16. Занятия по профилактике наркомании.
1. Цикл бесед «Гигиена умственного труда».
2. «Зависимость здоровья человека от окружающей среды».
3. «Вредные привычки и здоровье человека».
4. «Здоровье человека XXI века».
5. Гармония тела и духа».
6. «Кушайте на здоровье».
7. «Прелести «свободной любви»»
8. «Умение управлять собой».
9. «Крик о помощи».
10. «Прощайте, наркотики!».
11. Занятия по профилактике наркомании.
12. «Суд над наркоманией».
13. «Исцели себя сам».
14. «Экзамены без стресса».
15. «Сделай правильный выбор».
16. «Разговор на чистоту».
17. Акция «Внимание, СПИД!».
18. «Не оборви свою песню!».
Тематика родительских собраний и других мероприятий для родителей по проблеме формирования здорового образа жизни (с привлечением медицинских работников):
1. «Здоровье ребенка в руках взрослых»,
2. «Здоровая семья: нравственные аспекты»,
3. «На контроле здоровье детей»,
4. «Режим труда и учебы»,
5. «Физическое воспитание детей в семье»,
6. «Алкоголизм, семья, дети»,
7. «Пагубное влияние курения табака на здоровье человека»,
8. «Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности»,
9. «Вредные привычки у детей»,
10. «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу»,
11. «Вопросы, которые нас волнуют»,
12. «Эти трудные подростки»,
13. «Взрослые проблемы наших детей»,
14. «Физическое развитие ребенка и пути его совершенствования»,
15. «Курение и статистика»,
16. «Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) — реальность или миф»,
17. «Наркотики в зеркале статистики»,
18. «Социальный вред алкоголизма»,
19. «Психология курения»,
20. «Нецензурная брань — это тоже болезнь».
21. Наблюдения родителями режимных моментов в детском саду, содержащих в себе оздоровительный эффект.
22. Обучение родителей оздоровительным технологиям.
Источник
Цикл бесед о здоровье с детьми младшего школьного возраста.
специалист в области арт-терапии
Методическая разработка учителя
начальных классов Карпенко Н. Е.
Тема: Цикл бесед о здоровье с детьми младшего школьного возраста.
Опыт работы, отслеживание динамики роста и развития учеников убедили меня в необходимости и важности работы по формированию культуры здоровья у детей.
Ведь для того чтобы формировать у учащихся здоровый образ жизни, необходима основа – знание и соблюдение правил личной гигиены.
Занятие № 1
Что такое здоровье?
– Дорогие дети! Вы помните сказку В.Катаева «Цветик-семицветик»? В ней рассказывается о том, как однажды Волшебница подарила девочке Жене цветок с семью разноцветными лепестками. Стоило оторвать один лепесток, подбросить его вверх и сказать волшебные слова: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели, – как тотчас любое желание исполнялось. Женя истратила целых шесть лепестков. И вот когда остался один-единственный, последний, Женя увидела мальчика, у которого болела нога и он не мог бегать и играть с другими детьми. Мальчика звали Витя. Жене стало так его жалко, что она оторвала последний лепесток и пожелала, чтобы Витя выздоровел. И Витя стал здоровым. На этом сказка кончается.
Но Витя не просто выздоровел. Ему так хотелось стать здоровым и никогда не болеть, что он сказал Жене: «Если бы Волшебница подарила мне цветик-семицветик. ». Едва он произнес эти слова,
как перед удивленными детьми появилась знакомая Волшебница. В руках она держала цветок с семью разноцветными лепестками…
Милые дети, я дарю вам этот волшебный цветок. Если вы хотите понять, что такое здоровье и как его сберечь, возьмите его.
Вы увидите и узнаете, как помочь себе и другим оставаться здоровыми. (Дети надувают семь разноцветных воздушных шаров.) Ребята, воздушный шар готов. Счастливого пути! Что такое здоровье?
Здоровье – это.
. сила и ум.
. красота.
. то, что нужно беречь.
. самое большое богатство. У здорового человека все получается. Если нет здоровья, то нет и счастья. Здоровье нужно всем: и детям, и взрослым, и даже животным. А как вы думаете: что нужно делать, чтобы быть здоровым? Если вы хотите хорошо расти и быть сильными и ловкими, нужно научиться заботиться о своем здоровье.
Береги здоровье смолоду. Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. Надо стараться не болеть, даже когда ты маленький. Надо закаляться, делать зарядку, чтобы всю жизнь до старости не поддаваться болезням.
Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Соблюдай «двигательный» режим дня. Утром делай гимнастику, желательно на свежем воздухе, с включением в нее бега. Дорогу в школу лучше всего проходи пешком.
2. В свободное время больше бывай на свежем воздухе.
3. Дома не отказывайся от помощи родителям в уборке квартиры, покупок в магазинах, работы на огороде.
4. Летом полезнее всего плавание.
5. Из зимних видов спорта особенно полезны лыжи. Они укрепляют сердечно-сосудистую, легочную и нервную системы. А морозец способствует закаливанию.
Занятие № 2
Режим дня
– Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать режим дня.
Рано ложись спать.
Делу – время, потехе – час.
Учеба – тоже работа.
Ешь в одно и то же время.
Умение организовать свое время – ценное качество. Особенно важно научиться соблюдать режим дня со школьных лет. Нужно распределять свое время так, чтобы сон был достаточно продолжительным, а пища принималась не меньше четырех раз в день и обязательно в определенные часы. Кроме того, нужно больше бывать на свежем воздухе. При хорошо продуманном режиме дня времени хватает на все: на учебу и отдых, занятия в кружках и помощь родителям, чтение и занятие спортом. Сегодня я вас познакомлю с Режимом дня и его помощниками. Я не хочу, чтобы вы были похожи вот на этого мальчика. (Показывает картинку.) Как магнит, моя кровать: Неохота мне вставать. Кто бы с нынешнего дня Все бы сделал за меня?
(Раздается стук в дверь. Входит ученик. На нем бумажная шапочка с надписью «Режим дня».) – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Режим дня. Сегодня я и мои друзья расскажем, как организовать свой день.
Ученик (в костюме Будильника) : Смотрит солнышко в кровать: «Хватит спать, пора вставать!». Вот Будильник прозвенел: «Я не сплю со всеми, Караулю время. Если хочешь – разбужу, А не надо – погожу».
Ученик: Люблю, когда утро. Я утро люблю. Люблю, когда я уже больше не сплю. И синее небо, и ветки в окно, И в комнате больше не будет темно. Нужно форточку открыть и к зарядке приступить. Зарядка, зарядка с утра к себе зовет! Зарядка, зарядка здоровье нам дает! Вот зарядку ты закончил, в ванную спеши пойти. Мыло, щетка, порошок Заждались тебя, дружок.
Мыло: Ускользаю, как живое, Вырываюсь я из рук, Но тебя тотчас отмою Ото сна, мой милый друг!
Зубная щетка: Bpoде ершика на вид, сразу после пищи Пробегаю по зубам, станут они чище.
Вода: Горяча и холодна, Я всегда тебе нужна, Позовешь меня – бегу, От болезней сберегу. Умывайся, обливайся И, конечно, растирайся. Не забудь убрать кровать, Ведь сейчас не будешь спать. После завтрака пора надеть форму – и в школу. На уроках ты сидишь, На учителя глядишь, Пишешь, слушаешь, читаешь, Много нового узнаешь. – А теперь я проверю, как вы усвоили некоторые правила из режима дня. Мы с вами поиграем. Игра называется «Что такое хорошо и что такое плохо». Первую строчку буду говорить я, а вы отвечаете «да» или «нет». 1. На столе лежит еда. Руки нужно вымыть? – Да! 2. Перед обедом наелся конфет. Так поступать полагается? – Нет! 3. Мама на стол накрывает всегда. Ты иногда помогаешь ей? – Да! 4. Вилкою в общий залез винегрет. Так поступать полагается? – Нет! 5. Очень полезна спортсменам вода. Ты по утрам обтираешься? – Да! 6. Жарко. На нем толстый свитер надет. Он закаленный, по-вашему? – Нет! Запомни, что – нет, запомни, что – да, И делать, как надо, старайся всегда. Помни твердо, что режим Людям всем необходим!
Занятие № 3
Как живет наш организм.
Знакомство со скелетом. Осанка.
Роль физкультуры
– Каждый из вас много раз смотрелся в зеркало. Назовите, из каких частей состоит ваше телo (голова; туловище; руки и ноги – конечности). Для чего служит скелет человека? Скелет человека – это внутренняя опора его тела, защищающая внутренние органы от повреждений. Какое значение имеет скелет для человека? Скелет обеспечивает определенное положение тела человека в пространстве – осанку и его подвижность.
Какие правила надо соблюдать, чтобы осанка была хорошей? 1. Сидеть прямо, слегка наклонив голову вперед. 2. Не упираться грудью в край стола. 3. Обе ноги ставить на пол всей подошвой. 4. Почувствовав усталость, следует отдохнуть. 5. Держать тяжесть одновременно в двух руках или через определенные промежутки времени перекладывать ее из одной руки в другую.
Комплекс физических упражнений для укрепления мышц 1. Ходьба на месте и с перемещением. 2. Круговые движения и махи руками, отведение рук в стороны. 3. Наклоны и повороты туловища. 4. Приседания, выпады, маховые движения ногами. 5. Сгибание и разгибание рук. 6. Повороты, сгибание и разгибание туловища; маховые движения руками и ногами. 7. Прыжки, бег. 8. Ходьба с постепенным замедлением.
Практическая работа Выявление нарушения осанки 1. Встаньте спиной к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы опирались на стенку. 2. Попробуйте между поясницей и стеной просунуть кулак. 3. Если это невозможно, просуньте ладонь.
Оценка результатов В данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Если все-таки проходит – значит, осанка нарушена.
Занятие № 4
Руки и ноги тебе еще пригодятся
– Вы, наверное, слышали такие выражения: «Без него как без рук» или «У меня руки связаны». Действительно, попробуйте-ка посидеть со связанными руками! Понимаете теперь, как важны руки? А какие они замечательные! Иногда их даже называют золотыми. Такого замечательного органа, как человеческая рука, нет ни у одного животного. Даже у обезьяны, хотя ее рука так похожа на руку человека. Тренируйте свои руки и ноги. Тогда они станут более сильными и ловкими. Выбирайте любые занятия, но помните: если любишь быстро кататься – учись правильно падать; ни в коем случае не падай ни вперед, ни назад – только набок, подгибая ноги; отправляясь в поход, надевай удобную обувь, лучше на шерстяной носок. Руки и ноги требуют заботы и ухода. А если не заботиться о них, не тренировать их и не укреплять, то с ними могут происходить неприятности. Известно, что дети очень любят бегать босиком. Но всегда ли и везде можно это делать? А знаете ли вы, как правильно подстригать ногти на руках и ногах? На руках ногти подстригайте, закругляя уголки, только не слишком глубоко!
Неприятная вещь – плоскостопие Ребенок с плоской стопой не может быстро бегать, делать спортивные упражнения. Но хуже всего то, что у него нарушается осанка. Плоскостопие обычно возникает при слабых мышцах и связках стопы. Такому ребенку просто необходимо укреплять стопу. Для этого есть специальные упражнения и средства: катание валика; упругие стельки; ходьба по песку; поднимание пальцами шариков; плавание; ходьба на наружных краях стоп с согнутыми пальцами ног.
Занятие № 5
Дружите с водой
– Все видели, как умывается кошка: она вылизывает себя собственным языком. Но зачем она это делает, знают не все. Чтобы найти ответ, задайте себе другой вопрос: а сможет ли кошка незаметно подкрасться к чуткой мышке, если сама она будет сильно пахнуть? Ну что, догадались? А зачем моется человек? Причин для этого у него, конечно, не меньше, чем у животных. Человек моет все тело, а также отдельно лицо, руки, ноги. Чтобы делать это своевременно, надо знать, в каких местах тело пачкается больше всего. А что может случиться с грязнулей? Да, грязнулей быть плохо – это ясно. Но как же не стать грязнулей? Конечно, взрослые постоянно напоминают: «Вымой руки, причешись, прибери на столе!». И все-таки лучше делать это без напоминаний, самому научиться умываться, купаться, обтираться, приводить в порядок свои вещи так, чтобы получать от этого настоящее удовлетворение.
Источник