Программа «Наше здоровье — в наших руках» по формированию здорового образа жизни несовершеннолетних в рамках летнего лагеря с дневным пребыванием с использованием здоровьесберегающих технологий
методическая разработка по зож по теме
Проблема сохранения здоровья, формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у детей школьного возраста является самой актуальной на сегодняшний день. Как говорил В.А. Сухомлинский — «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Здоровье — важнейшая составляющая правильного формирования характера, сильной воли, развития природных способностей, дарований. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки.
Данная программа по формированию здорового образа жизни подростков реализуется в рамках работы летнего лагеря с дневным пребыванием. Летние каникулы- это не только замечательная пора для отдыха детей, но и возможность для организации здоровых форм летнего досуга, создания благоприятных условий для сочетания оздоровительных мероприятий с творческими формами, позволяющими сформировать физическую, нравственную, культурную и духовную сторону личности ребенка.
Разработка данной программы была вызвана:
— необходимостью привлечь внимание подростков к вопросам формирования навыков здорового образа жизни;
— повышением спроса родителей на здоровьесберегающий отдых детей в летний период в условиях города;
-потребностью развития физической активности подростков, в ходе летнего отдыха.
Данная программа по продолжительности является краткосрочной, реализуется в течение 21 дня. Цель программы: формирование представления ребенка о самом себе, здоровом образе жизни через применение здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nashe_zdorove_-_v_nashih_rukah.docx | 242.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство социального развития Саратовской области
Государственное автономное учреждение Саратовской области
«Энгельсский центр социальной помощи семье и детям «Семья»
Директор ГАУ СО «Энгельсский
центр социальной помощи
семье и детям «Семья»
«Наше здоровье — в наших руках»
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РАМКАХ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ
(с использованием современных здоровьесберегающих технологий).
Валеева Юлия Александровна
Проблема сохранения здоровья, формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у детей школьного возраста является самой актуальной на сегодняшний день. Как говорил В.А. Сухомлинский — «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Здоровье — важнейшая составляющая правильного формирования характера, сильной воли, развития природных способностей, дарований. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки.
Данная программа по формированию здорового образа жизни подростков будет реализовываться в рамках работы летнего лагеря с дневным пребыванием. Летние каникулы- это не только замечательная пора для отдыха детей, но и возможность для организации здоровых форм летнего досуга, создания благоприятных условий для сочетания оздоровительных мероприятий с творческими формами, позволяющими сформировать физическую, нравственную, культурную и духовную сторону личности ребенка.
Разработка данной программы была вызвана:
— необходимостью привлечь внимание подростков к вопросам формирования навыков здорового образа жизни;
— повышением спроса родителей на здоровьесберегающий отдых детей в летний период в условиях города;
-потребностью развития физической активности подростков, в ходе летнего отдыха.
Данная программа по продолжительности является краткосрочной, реализуется в течение 21 дня.
Цель и задачи программы
Цель : Формирование представления ребенка о самом себе, здоровом образе жизни через применение здоровьесберегающих технологий.
- Формирование здоровьесберегающей среды.
- Создание и поддержание положительного микроклимата в группе.
- Формирование у детей знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности быть здоровыми.
- Развитие у детей потребности в двигательной активности.
- Укрепление психического и физического здоровья несовершеннолетних.
- Просвещение родителей в вопросах воспитания здорового ребенка.
- индивидуальные и групповые занятия с детьми и подростками;
- тематические беседы;
- проведение с детьми спортивных занятий, соревнований, игр, мероприятий;
- проведение конкурса рисунков (на тему здорового образа жизни);
- сотрудничество со специалистами здравоохранения (центр медицинской профилактики), спортивными учреждениями (спортивно технический центр).
Направления деятельности программы:
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу «.
Воспитание здорового образа жизни детей через просветительно – воспитательную работу.
1.Профилактические занятия с привлечением специалистов центра медицинской профилактики:
— «Безопасное лето. Профилактика травматизма подростков в летний период».
— «Личная гигиена – залог здоровья».
— «Секреты здоровья. Витамины и их польза».
2.Проведение тематических занятий:
Цикл: «Мы за здоровый образ жизни»
— «Твое здоровье» (знакомство детей с приемами точечного самомассажа);
— «Вся правда о курении»;
— «Похититель рассудка – алкоголь»;
— «Мы против наркотиков».
Цикл: «Мое здоровье»
— «Наше зрение — в наших руках» (знакомство с гимнастикой для глаз);
— «О правилах закаливания».
3. Конкурс рисунков «Мы против наркотиков».
Психолого – развивающие групповые занятия.
Создание благоприятных психологических условий пребывания несовершеннолетних в летнем лагере с дневным пребыванием.
Проведение психолого – развивающих групповых занятий педагогом – психологом (по подгруппам):
— «Я – хороший, ты – хороший!»;
— «Учимся владеть своими чувствами»;
— «Конфликты в нашей жизни».
Спортивно- оздоровительные мероприятия
«В здоровом теле – здоровый дух».
Укрепление физического здоровья детей,
развитие двигательной активности, ловкости, координации движений.
Воспитание любви к занятиям физической культурой.
1.Проведение оздоровительных мероприятий:
-ежедневная утренняя зарядка на свежем воздухе;
— подвижные игры на свежем воздухе.
2.Проведение спортивных мероприятий, игр с привлечением специалистов спортивно технического центра:
— «Мой веселый, звонкий мяч» (спортивно — игровая программа);
— «Вместе весело играть» (спортивно – оздоровительное мероприятие).
Просветительно – воспитательная работа с родителями.
Воспитание здорового образа жизни детей через просветительную работу с родителями.
Просветительно – воспитательная работа с родителями проводится в форме консультаций индивидуально, а также через буклеты и листовки.
— Памятка для родителей по профилактике детского травматизма в летний период.
- создание и поддержание положительного микроклимата в группе летнего лагеря с дневным пребыванием;
- организация разностороннего оздоровительного активного отдыха детей в летний период;
- осознание детьми в соответствии с возрастом смысла здорового образа жизни;
- проведение с детьми 10 тематических занятий по программе «Наше здоровье – в наших руках» с привлечением специалистов центра медицинской профилактики;
- проведение с детьми ежедневных спортивных занятий (утренняя зарядка);
- знакомство детей с гимнастикой для глаз;
- знакомство детей с приемами самомассажа;
- проведение спортивных соревнований, игр с привлечением специалистов спортивно технического центра;
- проведение подвижных игр на свежем воздухе;
- проведение конкурса рисунков «Мы против наркотиков»
Раздел 1. Уроки здоровья «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».
Профилактические занятия с привлечением специалистов центра медицинской профилактики.
Тема: «Безопасное лето.
Профилактика травматизма подростков в летний период».
Цель: — формирование у детей ответственного отношения к своему здоровью;
-знакомство с видами травм и их последствиями с целью предупреждения травматизма.
Содержание беседы:
— Возрастная специфика детского травматизма.
— Виды травм (бытовые, т. е. полученные во дворе во время игр и развлечений; несчастные случаи на воде; дорожный травматизм).
— Правила поведения детей на дорогах.
— Правила поведения детей на воде.
— Правила поведения на улице и во время игр.
В завершении беседы детям выдается информационная листовка «Памятка для детей по профилактике травматизма в летний период» (приложение 1).
С целью профилактики детского травматизма в летний период, проводится беседа с родителями, выдается информационный материал – «Памятка для родителей по профилактике детского травматизма в летний период» (приложение 2)
Тема: «Личная гигиена – залог здоровья».
Цель: — дать определение понятию «гигиена», убедить ребят в необходимости соблюдать правила личной гигиены, чистоты в доме, на улице, в природе.
— способствовать воспитанию у детей потребности к здоровому образу жизни;
— формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
— определение понятия «гигиена»;
— определение понятия «здоровый образ жизни»;
— знакомство детей с правилами ухода за ногтями, волосами, зубами, кожей.
-подведение итогов беседы, выработка правил личной гигиены. Каждому ребенку выдается Памятка «Правила личной гигиены» (приложение 3).
Тема: «Секреты здоровья. Витамины и их польза».
Цель: — формирование у детей представления о здоровом питании,
— воспитание в детях навыков здорового образа жизни.
— определение понятия «здоровое питание»;
— опрос детей «Правильно ли ты питаешься»;
— знакомство с режимом питания;
— проведение игры «Полезные продукты»;
— рассказ детям о витаминах, необходимых для нормальной работы организма;
— определение, что такое «вредные продукты»;
-подведение итогов беседы, выработка правил «здорового питания».
Проведение тематических занятий. Цикл: «Мы за здоровый образ жизни».
Тема: «Твое здоровье».
Цель: — Рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни;
— Сформулировать понятие “Здоровье человека”;
— Познакомить с приемами самомассажа;
-Раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека.
— определение понятия «здоровье человека»;
— определение факторов, определяющих здоровье человека, и кто несет ответственность за сохранение здоровья человека;
— обсуждение признаков физического, психического и нравственного здоровья;
— проведение ролевой игры “Специалист ”;
— знакомство детей с приемами самомассажа (Приложение 4.)
Тема: «Вся правда о курении»
Цель : — Формирование отрицательного отношения к курению.
— Информирование о причинах и последствиях табакокурения.
— Развитие навыков уверенного отказа от предложений попробовать курить.
— рассказ о химическом составе сигарет, о содержании ядов и отравляющих веществ;
-рассказ о болезнях, которые вызывает курение.
2.Практический блок: Умей сказать «Нет- курению!»
3.Творческое задание «Путь к здоровью»
Тема: «Похититель рассудка – алкоголь».
Цель : — Формирование отрицательного отношения к употреблению алкоголя.
— Информирование о причинах и последствиях алкогольной зависимости.
— Развитие навыков уверенного отказа от предложений попробовать алкогольные напитки.
— рассказ о влиянии алкоголя на организм подростка, о болезнях, которые вызывают алкогольные напитки.
2. Проведение самодиагностики «Сможешь ли ты устоять?».
3. Игровая пауза «Что толкает людей в пропасть?»
Тема: «Мы против наркотиков».
Цель: уберечь подрастающее поколение от употребления наркотических веществ.
Содержание беседы:
1. Познакомить подростков с понятием «наркотики» и «наркомания»;
2. Провести профилактическую работу, направленную на отказ подростков от употребления наркотиков. Обсуждение мифов о наркотиках.;
3. Научить подростков вести себя при давлении сверстников,
«Умей сказать «Нет!».
Цикл: «Мое здоровье»
Тема: «О режиме дня»
Цель: — Познакомить детей с понятием «режим дня». Для чего нужно соблюдать режим.
— Убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня; учить составлять режим дня; прививать умение правильно распределять время на работу и отдых; учить ценить время.
1.Знакомство детей с правилами составления режима дня.
2. Совместная работа по составлению режима дня школьника.
3. Проведение игр на развитие чувства времени.
4. Подведение итогов занятия.
Тема: «Наше зрение — в наших руках» (знакомство с гимнастикой для глаз)
Цель: — Показать детям, какую роль играют глаза в жизни человека и некоторых животных.
2. Познакомить со строение глаза – веки, ресницы, брови, белок, радужная оболочка, зрачок.
3. Закрепить полученные знания об органах зрения путём составления рекомендаций по охране зрения, познакомить с приёмами первой медицинской помощи при травме глаз.
4. Воспитывать желание бережно относиться к своему зрению. Знакомство с гимнастикой для глаз.
- Роль глаз в жизни человека. Предложить детям закрыть глаза и рассказать, что они ощущают.
- Игра «Кто как видит» (ознакомление с органами зрения животных, птиц, насекомых).
- Игра «Что полезно и вредно для глаз?»
- Знакомство детей с гимнастикой для глаз (Приложение 5)
Тема: «О правилах закаливания»
Цель: — познакомить ребят с формами закаливания, убедить в необходимости закаливания;
— формирование у детей установки на здоровый образ жизни
- Познакомить детей с формами закаливания.
- Обсуждение Правил закаливания, с чего начинать закаливание, как проводить закаливание зимой, как принимать воздушные и солнечные ванны. Почему закаленный человек болеет редко.
- Игра «Кроссворд «Здоровье».
- Подведение итогов занятия.
Раздел 2. Психолого –развивающие групповые занятия
Занятие 1. «Давайте, познакомимся!»
Цель: выработка правил взаимодействия; создание положительного психоэмоционального настроя и благоприятных условий для работы в группе; формирование адекватной самооценки у ребят; развитие умения понимать и принимать друг друга в совместной деятельности; сплочение детского коллектива.
1.Принятие правил взаимодействия в группе.
2.Проведение упражнений — «Разрешите представиться», «Представление в парах», «Говорю, что вижу», «Досье», «Мост симпатий», «Мое эхо».
Занятие 2. «Учимся владеть своими чувствами»
Цель: научить детей правильно выражать свои чувства, свое положительное отношение к другим людям; уметь оказывать и принимать знаки внимания.
1.Упражнение «Здравствуйте, мне очень нравиться…». Рефлексия.
2. Упражнения «Найди себя», «Хорошо или плохо», «Паутина». Рефлексия.
3.Упражнения «20 Я».
Занятие 3. «Я — хороший, Ты — хороший».
Цель: осознание понятий «сотрудничество», «согласованность», «атмосфера в группе»; развитие умений и навыков владения диалога, цивилизованных способов убеждения другого.
1.Разминка -упражнение «Мяч- кому хочу».
2.Упражнения «Азбука качеств», «Список качеств, важных для установления диалога». Рефлексия.
3. Упражнение «Обмен ролями». Рефлексия.
4. Коллективное составление «Памятки диалога».
3.Упражнения «20 Я».
Занятие 4. «Путешествие в будущее».
Цель: активизация двигательных навыков и фантазии у детей; научить «строить» свое будующее, используя планирование и фантазирование, объединение его с настоящим; активизировать речевые высказывания; формировать установку на положительное принятие собственных изменений.
1.Упражнение «Смешное приветствие», «Я- взрослый», «Мое будующее», «Маленький принц». Обсуждение по вопросам.
Раздел.3. Спортивно – оздоровительные мероприятия «В здоровом теле – здоровый дух».
Цель: Укрепление физического здоровья детей, развитие двигательной активности, ловкости, координации движений.
Воспитание любви к занятиям физической культурой.
Проведение оздоровительных мероприятий: ежедневная утренняя зарядка, подвижные игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия способствуют эмоциональной разгрузке, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
Подвижные и спортивные игры -подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем ее проведения
— Групповые игры: «Коршун и наседка», «Найди себе пару», «Успей занять место», «Выше ноги», «Мяч в воздухе», «Третий — лишний» и т. д.
— Командные игры: «Успей взять кеглю», «Сбей мяч», «Бег с флажками», «Перемена мест» и т.д.
— Игры — эстафеты: «Бег по кочкам», «Эстафета с обручами», «Скорый поезд» и т. д.
В помещении подвижные игры:
«Успей передать», «Кто успел, тот и сел», » Неуловимый шнур «, » Нос — ухо – нос» и т. д.
Практика работы по здоровьесбережению показала, что сочетание умственной деятельности с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес.
Источник