Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа Здоровья»
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа «Школа здоровья» составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Программа реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности для учащихся 1- 4
классов.Она направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_shkola_zdorovya.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Краснодар
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 18 (полное наименование образовательного учреждения)
на заседании МО
МБОУ гимназии № 18
От « _____» ________2015
директор МБОУ гимназии № 18
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по спортивно-оздоровительному направлению «Школа Здоровья»
Срок реализации программы; 2015 — 2019 г.г. ( 4 года)
Возраст обучающихся: 7 лет — 11 лет
Количество часов 135 часов
Автор-составитель Тюленева Оксана Александровна
1. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, где внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая составная часть процесса образования детей младшего школьного возраста.
Программа реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов. Она направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Здоровье детей является приорететным направлением деятельности всего общества. Однако в последнее время наблюдается снижение человеческих ресурсов, ухудшается качество питания, увеличивается число хронических заболеваний. Исследования учёных показали, что только 30 % детей, приходящих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Ухудшение здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу. Частично причины ухудшения здоровья лежат в семье и социуме, а определённая часть зависит от обучения в школе. Основная задача, стоящая перед педагогами — организовать учебно-воспитательный процесс, так чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа здоровья» нацелена на формирование у обучающихся ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по гигиенической культуре, на формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, на использование их в целях досуга, отдыха.
Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
-Закон Российской Федерации «Об образовании»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
-СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
-Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
-Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
1.2.Цель программы: формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни;
-формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика;
-обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
-привитие детям элементарных гигиенических навыков(мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.);
-желание быть здоровым душой и телом ;
-выработать привычку использовать полученные знания в повседневной жизни;
-расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.;
-формирование позиции признания ценности здоровья , чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
1.4.Методы достижения цели:
Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, физкультминутки, беседы, пресс-конференция, комбинированный урок, дни здоровья, конкурсы рисунков, тесты и анкетирование, просмотр видеофильмов.
формы проведения занятия
и виды деятельности
«Мы выбираем ЗОЖ», «Береги здоровье», «Здоровый образ жизни» и т.д.
«Полезные и вредные продукты»
«Мой внешний вид»
«Мода и школьные будни»
«Профилактика простуды и гриппа» ит.д.
тесты и анкетирование
«Правильно ли вы питаетесь?»
«Что мы знаем о здоровье?»
«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?»
«Моё отношения к одноклассникам»
«Как сохранять и укреплять свое здоровье» «Мир моих увлечений»
«В мире интересного»
просмотр тематических видеофильмов
«Как сохранить и укрепить зрение»
«Быстрое развитие памяти»
«Сезонные изменения в природе»
«Природа – источник здоровья»
«У природы нет плохой погоды»
дни здоровья, спортивные мероприятия
«Дальше, быстрее, выше»
«Хочу остаться здоровым»
«За здоровый образ жизни»
«Мама,папа,я — спортивная семья»
конкурсы рисунков, выпуск газет, листовок
«В здоровом теле здоровый дух»
«Продукты для здоровья»
« Здоровый образ жизни»
решение ситуационных задач (практические занятия)
«Лесная аптека на службе человека»
театрализованные представления, кукольный театр
Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр»
Спектакль С. Преображенский «Капризка»
Спектакль «Спеши делать добро»
1.5 Реализация программы
Программа предназначена для учащихся начальных классов, обучающихся на этапе начальной подготовки с 7 до 11 лет.
1 год обучения –7-8 лет;
2 год обучения – 8-9 лет;
3 год обучения – 9-10лет;
4 год обучения – 10-11 лет
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Источник
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа здоровья»
календарно-тематическое планирование по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа здоровья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_zdorovya_berezkina.docx | 92.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации Кулебакского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №3
на заседании МО
№ 220 от 1.09.2015 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Возраст детей с 7лет
Срок реализации — 4 года
Составитель: Березкина Инна Алексеевна
педагог дополнительного образования
Календарный учебный график……………………………………………. 5
В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции «Духовно-нравственного воспитания» возникла необходимость создания программ нового уровня. Определены новые подходы и принципы построения обучения, которые требуют постановку новых целей и задач (особенно воспитательного значения), а соответственно получение результата нового качества. В базисный учебный план общеобразовательной школы в рамках вариативной части введена внеурочная деятельность по шести направлениям. Все эти направления реализуют требования ФГОС. Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Школа здоровья» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и дает школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний.
Курс кружка «Школа здоровья» расширяет сведения о физическом, психическом и социальном здоровье человека, рассматриваемые в школьной программе по окружающему миру. Получение учащимися знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения, возродить спортивные и оздоровительные традиции как условие укрепления нравственных устоев семьи и школы. Предлагаемый курс носит обучающий, развивающий и социальный характер. Он является необходимым, для учащихся младшей ступени, так как позволит школьникам найти причину многих заболеваний, заставит их задуматься о своём здоровье и его сохранении. Школьник будет ориентироваться на выбор профессии согласно жизненным ресурсам своего организма.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа здоровья» отвечает требованиям ФГОС и решает воспитательные задачи трёх уровней, которые поставлены в задачах внеурочной деятельности, через приобщение обучающихся к познанию окружающего мира – с самим собой. Рассказывает о его анатомии и некоторых физиологических свойствах, затрагивающие эмоциональные стороны восприятия мира.
Новизна программы состоит в получении результатов нового качества, которая дает возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний. Создание единого «человекоцентрического» предмета, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, гигиене и многим другим предметам служит самопознанию, самопринятию и самоуважению.
Цель программы — формирование у младших школьников понимания здоровья как гармонии своего внутреннего мира, его биологических, социальных и духовных начал, а также гармонии взаимодействия с миром внешним — природной и социальной средой через получение практических навыков такого взаимодействия.
— научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;
— формировать осознанное отношение к своему здоровью;
— уметь применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;
— использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников.
— помочь школьнику реализовать и осознать себя в разных своих проявлениях;
— сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье;
— дать представление о негативных факторах риска здоровью, о существовании зависимости от табака, алкоголя, наркотических и психотропных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
— сформировать представление о непрерывности жизни (рождение, жизнь и смерть.); о правилах общения;
— уметь выполнять последовательные действия при возникновении экстремальных ситуаций.
— воспитать у детей личную ответственность за сохранение своего здоровья;
— научить обучающихся, делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранить здоровье;
— сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.
Перерыв м/у занятиями
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
- проговаривать последовательность действий на занятии.
- учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- Познавательные УУД:
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в справочной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- перерабатывать полученную информацию: обобщать, делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение проблемы с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- сравнивать между собой предметы, явления;
- Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения занятий).
Предметными результатами является формирование следующих знаний:
- основных вопросов гигиены;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ;
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
Учёт знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем накопления творческих работ обучающихся, материалов по типу «портфолио».
В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов (1 класс) — приобретение школьником новых знаний о правилах здорового образа жизни; которые учащиеся получат вследствие участия в экскурсиях, играх, беседах, конкурсах рисунков и т.д.
Второй уровень результатов(2- 3класс) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых гигиенических знаний, участвуя в различных мероприятиях.
Третий уровень результатов(4класс) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов в открытой общественной среде.
Источник