Меню

Тема урока психологическое здоровье

Конспект урока «Психика. Психическое здоровье»
план-конспект урока по психологии (9 класс)

Цель занятия: познакомить учащихся с понятием «психика», из каких частей она состоит; что является причиной расстройства психики и как сохранить психическое здоровье.

Ход занятия.

  1. Привитие.
  2. Принятие правил.

Для дальнейшей работы нам необходимо принять свод правил:

1. Форма обращения друг к другу – по имени.

2. Общение по принципу «здесь и теперь».

3. Общение от своего имени (персонифицированные выражения).

4. Конфиденциальность происходящего.

5. Уважение друг к другу (не перебивать говорящего)

6. Правило поднятой руки (выступать поднимая руку)

8. Активность участников, нет наблюдателей.

10. Выполнять домашнее задание

(обсуждение и принятие правил)

3.Основная часть.

Все мы живем среди людей и должны понимать, учитывать психологию окружающих, осознавать свои индивидуальные личностные особенности. В той или иной степени мы все психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатиться, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

На этом занятии мы немного приблизимся к пониманию того, зачем людям необходимо знание основ психологии, как возникла наука психология и что она изучает, что надо делать, чтобы укреплять свою психику и вырабатывать свой собственный способ психосаморегуляции.

Каждый человек ведет себя по-разному в разных ситуациях — в зависимости от того, с кем он вступает в контакт и как себя чувствует. Например, он по-разному ведет себя в школе, дома с близкими, с друзьями. Люди имеют разные задатки: одни склоны к занятиям спортом, другие — к художественному творчеству, третьи — к научному познанию. Все это также может означать, что личность каждого человека многогранна.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_word.docx 28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Психика. Психическое здоровье.

Цель занятия: познакомить учащихся с понятием «психика», из каких частей она состоит; что является причиной расстройства психики и как сохранить психическое здоровье.

Для дальнейшей работы нам необходимо принять свод правил:

1. Форма обращения друг к другу – по имени.

2. Общение по принципу «здесь и теперь».

3. Общение от своего имени (персонифицированные выражения).

4. Конфиденциальность происходящего.

5. Уважение друг к другу (не перебивать говорящего)

6. Правило поднятой руки (выступать поднимая руку)

8. Активность участников, нет наблюдателей.

10. Выполнять домашнее задание

(обсуждение и принятие правил)

Все мы живем среди людей и должны понимать, учитывать психологию окружающих, осознавать свои индивидуальные личностные особенности. В той или иной степени мы все психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатиться, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

На этом занятии мы немного приблизимся к пониманию того, зачем людям необходимо знание основ психологии, как возникла наука психология и что она изучает, что надо делать, чтобы укреплять свою психику и вырабатывать свой собственный способ психосаморегуляции.

Каждый человек ведет себя по-разному в разных ситуациях — в зависимости от того, с кем он вступает в контакт и как себя чувствует. Например, он по-разному ведет себя в школе, дома с близкими, с друзьями. Люди имеют разные задатки: одни склоны к занятиям спортом, другие — к художественному творчеству, третьи — к научному познанию. Все это также может означать, что личность каждого человека многогранна.

На доске рисуется нечто похожее на бублик. Этот бублик затем делиться на четыре сегмента. Затем предлагается одному ребенку нарисовать в каждом сегменте ту или иную картинку, отражающую стороны его личности. Когда рисунок создан, психолог спрашивает ,

— забыли ли что-нибудь отразить или еще следует нарисовать, чтобы придать работе завершенность. Дети обязательно скажут, что остается что-нибудь нарисовать в центре. Психолог отвечает , что в центре находиться «глаз пирога», который он рисует.

Поясняется, что у каждого из нас есть «внутренний глаз», позволяющий нам осознавать все стороны своей личности, понимать, что мы переживаем и что мы делаем в тот или иной момент жизни, помогающий нам решить, как поступать в определенной ситуации. Психолог предлагает детям вспомнить об этом глазе при первой же возможности, когда они будут чем-то расстроены или будут сомневаться в ситуации принятия решения.

Это внутренний мир человека — психика (от греч. Psychikos — душевный). Его невозможно потрогать руками и взвесить на весах. Это свойство мозга — особого органа человека.

С древних времен человек проявлял интерес к психике окружающих его людей и своей собственной. Практически все древние философы задавались вопросом, что такое душа, по-разному подходили к пониманию того, что она составляет главную сущность человеческой жизни. И сейчас в обыденной речи присутствуют такие выражения, как «болит душа», «отдохнул душой», «душевный покой» и т. д.

Вопрос о том, где же находиться душа, долгое время привлекала внимание ученых. Древнегреческий врач Алкмеон, исходя из аналитического опыта, утверждал, что органом психики является мозг. Аристотель же отстаивал мнение, будто главным органом психики –«местом», где обитает душа, — является сердце.

Другой древнегреческий философ — идеалист Платон рассматривал душу как самостоятельную субстанцию: он считал, что душа существует наряду с телом и независима от него. Душа — начало незримого, возвышенное, божественное, вечное. Тело — начало зримое, низменное, тленное. По своему божественному происхождению душа признана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако тело иногда берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями, подвержено недугам, страхам, соблазнам. Оно мешает чистому познанию. Согласно Платону, истинное знание достигается только путем непосредственного проникновения души в мир идей.

?А каково ваше мнение? Познаем ли мы действительность такой, как она есть, или одни и те же факты могут быть истолкованы разными людьми по-разному?

Все мы разные, и увидеть мир глазами другого человека — это сложно, но одновременно интересно и полезно. Но начинать нужно, конечно, с самого себя. Не зря сквозь века дошел до нас девиз знаменитого древнегреческого философа Сократа: «Познай самого себя!».

Первейшей особенностью психики человека (и, следовательно, его мозга) является отражение окружающей среды (в виде образов предметов), ориентация в этой среде и регуляция своего поведения.

Другая особенность психики — запечатление событий прошлого в памяти и формирование опыта . Это также необходимо человеку для того, чтобы лучше управлять своим поведением.

Третья особенность психики человека связана со свойством мозга предвидеть, «заглянуть в будущее». Благодаря этому свойству человек может прогнозировать события, делать открытия, проектировать и создавать новые предметы.

Таким образом, в психике человека представлены события прошлого, настоящего и возможного будущего.

С настоящим, прошлым и будущим связаны три составные части психики: сознание, подсознание и сверхсознание.

Сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции. Это все те мысли, представления, желания и влечения, а также переживания (эмоции, чувства, настроение), которые человек может анализировать и оценивать в настоящем времени. Самым главным признаком сознания человека является способность понимать сущность предметов, явлений и процессов, оперировать знаниями, которые он может — с помощью слов, знаков, художественных образов и символов — передавать другим людям.

Важной составной частью сознания является самосознание (представление человека о самом себе: своем характере, здоровье и т.д.) и самооценка (оценка своих возможностей, качеств и места среди других людей). От самосознания и самооценки зависят отношения человека с окружающими людьми.

Подсознание — это совокупность психических процессов и состояний, в которых человек не отдает себе отчет. В этом случае отражаемая реальность (обстановка) практически им не контролируется, а сливается с его переживаниями. К подсознанию относятся доведенные до автоматизма навыки (например, пережевывание пищи, надевание обуви, ходьба и т. п.; непроизвольное запоминание чего-либо; а также отражение в мозгу события, которые когда-то сильно взволновали человека, но постепенно вытеснились из его сознания (в подсознании они сохраняются обычно в виде страхов, предчувствий, навязчивых идей и желаний).

Таким образом, все подсознательное либо получено человеком как бы «по наследству» от животных предков, либо является «следами» его прошлого. Важно отметить, что от состояния подсознания во многом зависят возможности сознания человека и его защищенности от психических перегрузок и стрессов.

Сверхсознательное (или надсознателъное) считается самым дорогим элементом психики. Основу сверхсознания составляет творческая интуиция, благодаря которой осуществляются научные открытия и создаются произведения искусства. Сверхсознание, так же как и подсознание, не контролируется сознанием. Но в отличие от подсознания, в котором находит отражение преимущественно прошлое человека, сверхсознание проявляется, главным образом, при решении творческих задач и, следовательно, направлено на создание будущего.

Большинство заболеваний психики связаны с утратой человеком своего душевного благополучия. Происходит это по большей части тогда, когда основные составные элементы его психики (сознание, подсознание, сверхсознание) разобщены или вступают в противоречие друг с другом.

Так, основными причинами расстройства психики человека могут служить:

  • негативные события, запечатленные в памяти и возникающие периодически под влиянием определенных обстоятельств в форме болезненных влечений, сновидений, фантазий, страхов, навязчивых состояний и т. п.;
  • подавленные сознанием неисполненные желания, несформированные навыки, несовершенные поступки (также в прошлом);
  • отраженные в мозгу события настоящего, не приносящие радости или удовлетворения (собственные неудачи, бестактные поступки и вредительство других людей, а также различные препятствия, которые мешают заниматься творческой работой и самоутверждаться в любом деле).

Тест «Как ты совершенствуешь (укрепляешь) свою психику?»

1. Я увлечен творческой работой

2. Я верю в перспективу

3. О прошлом у меня только положительные воспоминания

4. Я стараюсь жить настоящим

5. Все, что я делаю, получает положительную оценку со стороны других людей

6. Я миролюбиво отношусь к окружающим людям

Источник

Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Мое психологическое здоровье»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

На данном занятии происходит знакомство детей с понятием «Психологическое здоровье». Во время него дети не только знакомятся с понятием «психологическое здоровье», но и с его составляющими. Данный вид деятельности позволяет обучать детей навыкам взаимодействия и сотрудничества, адекватным способам выражения своих эмоций и душевного состояния; развивает умение выражать свое отношение к окружающим при помощи слов, жестов, мимики, эмоций, а так же развивает внимание, образную память и способствует закреплению навыка взаимодействия в парах, созданию чувства сплоченности коллектива, положительного эмоционального настроения, снятию напряжения и релаксации детей.

Скачать:

Вложение Размер
moyo_psikhologicheskoe_zdorove.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Мое психологическое здоровье»

для детей старшего дошкольного возраста.

педагог-психолог, г. Братск

Цель: знакомство детей с понятием « психологическое здоровье».

  1. Познакомить детей с понятием «психологическое здоровье» и его составляющими;
  2. Обучение навыкам взаимодействия, сотрудничества;
  3. Обучение адекватным способам выражения своих эмоций, душевного состояния;
  4. Закрепление навыка взаимодействия в парах;
  5. Развитие умения выражать свое отношение к окружающим при помощи слов, жестом, мимики, эмоций;
  6. Создание чувства сплоченности коллектива;
  7. Снятие напряжение, релаксация;
  8. Развитие внимания, образной памяти;
  9. Создание положительного эмоционального настроения.

Клубок толстых ниток;

Корона на ребенка;

Отрезки толстой веревки (по одному на пару детей);

Листы бумаги, цветные карандаши (по одному набору на пару детей);

Медальки с изображением веселых человечков (смайлики).

1. Приветствие: «Здравствуй, друг!»

Психолог приветствует детей и предлагает встать в круг, затем достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:

Здравствуй, друг! ( здороваются за руку)

Как ты тут? ( похлопывают друг друга по плечу )

Где ты был? ( теребят друг друга за ушко)

Я скучал! ( складывают руки на груди в области сердца )

Ты пришел! ( разводят руки в сторону )

2. Упражнение «Настроение в кармашке»

Дети сидят полукругом. Один ребенок выходит и произносит слова:

Утром рано поутру

В детский садик я иду.

И в кармашке я с собой

Далее ребенок изображает мимикой и позой свое настроение. Дети отгадывают настроение ребенка, а затем хором произносят :

Из кармашка ты достал

Только где его ты взял,

Нам теперь не все равно!

Ребенок после этих слов говорит о том, почему у него сегодня такое настроение, например, «Я сегодня радостный, потому что…» или «Я сегодня злой, потому что…».

3. Беседа «Психологическое здоровье человека»

Психолог: «Ребята, а знаете ли вы, что такое здоровье? ( ответы детей ). Что такое, по-вашему, значит быть здоровым человеком? ( ответы детей ). Я хочу вам рассказать о том, что кроме физического здоровья есть здоровье психологическое, то есть душевное. Как вы понимаете это? ( ответы детей ).

Давайте поиграем с клубочком, упражнение так и называется «Клубочек».

Я предлагаю вам сесть в круг и, передавая клубок ниток любому ребенку, говорить ему что-нибудь приятное. При этом каждый, кто передает и кому передается клубок, наматывает часть нитки на свой палец».

( Психолог показывает, как это нужно делать. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся связанными нитью.)

«Посмотрите, мы все связаны одной нитью. Давайте слегка натянем ее, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого. Мы с вами – единое целое» ( дети выполняют упражнение ).

«Скажите, пожалуйста, может ли человек прожить один? Почему вы так думаете? ( ответы детей ). Правильно, ребята, человеку очень трудно прожить на свете одному: ему будет грустно, тоскливо, одиноко, ему не с кем будет играть, он даже может заболеть. Значит, для того, чтобы быть здоровым, человек нужно жить среди людей, но среди людей непросто сохранить свое здоровье. Бывает ли так, что вы ссоритесь? Почему это происходит? ( ответы детей )».

Я предлагаю вам выполнить упражнение «Поссорились-помирились».

Для этого вам нужно разбиться на пары.

( Психолог предлагает каждому ребенку взяться за конец любой веревки (середины находятся в руках у психолога) и потянуть. Те дети, кто взялся за концы одной веревки, образуют пару ).

«Пара встает напротив друг друга. Изображать нужно без слов, молча, одними жестами. Сначала дети встретились, обрадовались друг другу! ( дети изображают ). Потом они что-то не поделили и поссорились. Как это произошло? ( дети изображают ). Они обиделись и даже отвернулись друг от друга ( дети показывают ). Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились ( дети изображают ). Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда поссорились? А когда помирились? ( ответы детей ). Давайте беречь друг друга и не ссориться!

«У каждого человека свой характер. Нам трудно изменить окружающих людей, но такое качество характера как терпение, помогает нам жить среди тех, кто нам нравится и не нравится. Что такое терпение, как вы это понимаете? ( ответы детей ). Терпимость – это способность принимать себя и окружающих такими, какие они есть. Терпимый человек не делит мир на черное и белое, людей на плохих и хороших. Никто не обязан думать, чувствовать и поступать так, как вы. У всех есть положительные и отрицательные качества. Мы часто замечаем недостатки друг друга. Но умеем ли мы хвалить своих друзей или недругов, находить в них что-то хорошее?».

Психолог предлагает детям выполнить упражнение:

Упражнение «Горячий стул» : один ребенок садится на стул, ему на голову одевается корона. Ведущий становится сзади для поддержки. Остальные дети по очереди, или кто желает, говорят ребенку, сидящему на стуле, о его достоинствах. В конце упражнения ребенок делится своими ощущениями, чувствами.

Психолог: «Человек – часть целого общества. И от того, как мы умеем понимать других людей, взаимодействовать с ними, зависит и наше здоровье, и здоровье окружающих. Иногда мы не можем справиться в одиночку с каким-то делом, нам нужно объединиться.

Давайте поиграем в игру, которая называется «Атомы и молекулы» . Когда я называю слово «атомы», вы свободно ходите по группе. Как только я скажу «молекулы» и назову какое-то число, и вы должны соединиться в молекулы, состоящий из двух, трех, четырех и т. д. атомов. Например… ( психолог определяет, как дети поняли задание)». В конце упражнения важно объединить всю группу.

Психолог: «Для того, сохранить здоровье и жить дружно в мире людей, нужно научиться договариваться друг с другом. Сейчас каждый из вас выберет сапожок. Каждые двое сапог составляют пару, т.е., одинаковые. Только помните о том, что один сапог мы одеваем на правую ногу, а другой – на левую. Посмотрите внимательно на свои сапожки и на сапожки других детей, объединитесь в пары и садитесь за столы».

Психолог выдает на каждую пару детей один набор карандашей (ни один карандаш не повторяется). Задача детей – договорившись, раскрасить свою пару одинаково. После выполнения задания работы рассматриваются, оценивается качество, похожесть, умение детей договориться в выполнении задания.

Психолог: «Нашему здоровью очень часто угрожает неумение контролировать свои эмоции. Мы часто злимся, кричим, суетимся… Хочется ли вам в такие моменты оказаться где-то далеко-далеко, отдохнуть и забыть про неприятности? (ответы детей). Я предлагаю вам отправиться на необычную прогулку. Но для этого нужно удобно лечь на ковер закрыть глаза и расслабиться. ( Звучит спокойная музыка ).

Упражнение «Волшебная прогулка на ковре-самолете»:

Психолог: Мы отправляемся в путешествие на ковре-самолете. Чтобы ковер-самолет мог подняться в воздух, нужно расслабиться. Вы умеете это делать. Закройте глаза. Расслабляем ноги. От кончиков пальцев вверх идет тепло, ноги тяжелые. Согреваются руки. От кончиков пальцев идет вверх по руке тепло. Руки тяжелые и теплые. Расслабляется туловище. Тепло от рук, ног идет к животу, груди, спине. Расслабилось лицо, приоткрылся рот. Отдыхайте. И вот ваш ковер-самолет поднимается медленно вверх. И вы уже летите. И вот вы пролетаете над огромным озером, над ним и над вами кружат чайки. У берега качаются на волнах лодки, вы летите дальше. Над вами в голубом небе бегут облака. Одно облако похоже на пушистого зайчика, другое — на большой ком белой ваты, вот совсем маленькое облако, похожее на белого котеночка. Ковер медленно опускается на землю. Вы в цветущем саду. Вокруг много цветов, они кивают вам своими головками. Вы идете по тропинке сада. Вы вышли на лужайку. Дети играют в мяч. Мяч катится к вашим ногам. Вы поднимаете мяч, высоко подбрасываете его вверх, и мяч летит вверх. Но что это? Вы тоже летите. Летите сами. Без ковра-самолета. Вы раскинули руки. Вы парите как птица. Вот знакомое озеро, чайки приветствуют вас, машут крыльями. Рыбак сидит в лодке. Смотрит на вас, машет вам рукой. Вы летите дальше. Рядом летит пушистый белый котенок-облако. Вот и наш детский сад. Вы медленно опускаетесь. Котенок спешит за вами. И вот вы здесь. Теплый котенок лежит у вас на животе, мурлычет. Слушайте, как он мурлычет. Погладьте его правой рукой нежно. Теперь погладьте его левой рукой. Потянитесь, откройте глаза. Возьмите котенка в руки. Ласково. Сядьте, усадите котенка рядом с собой. Погладьте его по головке. Надеюсь, что прогулка вам понравилась.

Психолог: «Скажите, ребята, вам нравится, когда у вас плохое настроение? Что вам хочется изменить? А когда хорошее – приятно? (ответы детей). Давайте постараемся продлить хорошее нестроение, сядем в круг и поиграем в игру «Ручеек радости».

Дети берутся за руки. Психолог предлагает им мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький, озорной, он не может долго усидеть на одном месте. Психолог предлагает детям представить, как чистая, прозрачная и теплая водичка течет через руки и переливается друг к другу по кругу. Дети мысленно передают друг другу радость.

Психолог: «Наше занятие подошло к концу. Что вы поняли, что запомнили из нашей беседы? Хочется ли вам быть здоровыми людьми? Что нужно для того, чтобы сохранить свое психологическое, душевное здоровье? Что вам понравилось на занятии, что не понравилось?» (ответы детей).

Какое у вас сейчас настроение?

Чему вы научились сегодня? (ответы детей)

Нам всем приятно, когда у нас и у окружающих хорошее настроение. Я тоже хочу подарить вам кусочек радости в память о нашем занятии. И желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, и чтобы вы внимательно относились друг к другу». Психолог раздает детям медальки с изображением улыбающегося человечка (смайлик).

Упражнение — прощание «До свидания, милый друг!»

Психолог предлагает детям встать снова в пары с тем, с кем они здоровались в начале занятия и попрощаться:

До свидания, милый друг! (машут руками)

Очень рада встрече! (обнимаются)

Может, встретимся еще?

Давай же как-то вечером! (посылают друг другу воздушный поцелуй)

Источник

Читайте также:  Какие цветы символизируют здоровье
Adblock
detector