Отчет по теме самообразования «Формирование здорового образа жизни в образовательной среде через здоровьесберегающие технологии»
статья по зож (1 класс) на тему
За последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. Уже в 1 класс приходят дети с отклонениями в физическом развитии: нарушением координации движений, нарушением речи, с хроническими заболеваниями. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения состояние детей ухудшается, удваивается число хронических заболеваний у школьников.
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.
Проблема здоровья детей стоит сегодня настолько остро, что и передо мной стал вопрос: «Что важнее — физическое состояние или обучение?». На этот вопрос я нашла ответ в дополнительных источниках по теме. А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных – педагогов Н. И. Пирогов: «Всё будущее жизни находится в руках школы, прямое назначение которой – быть руководителем жизни на пути к будущему».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_teme_samoobrazovaniya.doc | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нет на свете человека, который был бы безразличен к своему здоровью. Однако, часто бывает так, что человек себя считает здоровым только потому, что он не чувствует неприятных ощущений в своем ор.
Формирование здорового образа жизни. Профилактиказлоупотребления ПАВ детьми и подростками в образовательной среде.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры .
Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье.Генрих Гейне.
Доклад на тему: «Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Формирование здорового образа жизни» .
Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Ус.
Источник
Самообразование по воспитательной работе «Формирование здорового образа жизни»
материал на тему
Тема «Формирование здорового образа жизни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самообразование по воспитательной работе «Формирование здорового образа жизни» | 16.33 КБ |
Доклад на тему «Здоровый образ жизни» | 14.17 КБ |
Приложение. Анкета опроса учащихся для выявления отношения к табакокурению и причин курения | 13.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование здорового образа жизни .
«…чтобы быть здоровым,
нужны собственные усилия,
постоянные и значительные.
Заменить их нельзя ничем»
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться с дошкольного возраста и непрерывно продолжаться в школе. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в образовательном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются физкультурные минутки (зарядка) и другие мероприятия, направленные на воспитание стиля здорового образа жизни.
Цель оздоровительной работы – создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:
— сохранению и укреплению здоровья детей;
— развитию сенсорных и моторных функций;
— формированию потребностей в двигательной активности;
— профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
— приобретение навыка правильного дыхания;
— привитию навыка элементарного самомассажа;
— развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
— развитию эмоционально-волевой сферы и игровой и учебной деятельности;
— формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.)
Непременным условием является во время оздоровительных мероприятий наблюдение за самочувствием детей. Все оздоровительные мероприятия должны выполняться на фоне позитивных реакций ребенка.
Работаю над темой самообразования по методическому пособию автор Г.К.Зайцева «Уроки здоровья», пояснительная записка: Методика строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая к творческому отношению к выполнению заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям, в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки…) необходимыми для развития ребёнка. Также руководствуюсь пособиями: Е.М. Матвеева «Азбука здоровья», А.А.Усачёв, А.И.Березин «ОБЖ»…
Дополнительно просматриваю передачи на тему ЗОЖ, газеты, собираю материалы по теме самообразования.
Реализуя тему самообразования, использую такие формы работы: ежедневное соблюдение режима дня, проведение внеклассных мероприятий, классных часов и Часов общения, направленных на воспитание ЗОЖ, анкетирование детей, родительские собрания.
Многие проблемы здоровья связаны с образом жизни. Его характер определяется отношением человека к своему здоровью, здоровью окружающих, питанием, физической активностью, освоением гигиенических навыков, использованием свободного времени для восстановления и поддержания здоровья и т.д. И задача воспитателя учителя не упустить ни одного звена из этой цепочки, и ежедневно добиваться соблюдения и выполнения запланированного мероприятия.
При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности учебных процессов. Что, в свою очередь, ведет к долгой, успешной жизни и является неотъемлемой частью стиля жизни успешного современного человека. Важным звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). В этом направлении нужно работать особенно тщательно и систематически. Для этого провожу: Анкета « курение», анкета «алкоголь», наркотики «Анкета для подростков», тренинг «Ковёр мира», деловая игра «Комплимент», конкурсы рисунков «Мы за ЗОЖ». Просматриваем и обсуждаем с детьми фильмы, видео ролики.
Предварительный просмотр:
Доклад на тему «Здоровый образ жизни»
«Если ты достаточно разумен, то стоит
позаботиться о своем здоровье, ибо
здоровье — это все, но без здоровья —
Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Распространение наркомании и алкоголизма в России за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны. Отмечается нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущая агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни.
Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Все больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных (ПАВ) приходится на возраст 6-12 л. Приобщение к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ, способствует специфические факторы. Такими факторами являются, в частности, повышенная восприимчивость, внушаемость детей, которые в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия ПАВ и способствовать формированию установки на употребление табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Вот почему так важно вести профилактическую работу с детьми и воспитывать у них стойкое отвращение к табаку, алкоголю и наркомании. Решение этой проблемы предполагает приоритет профилактической работы в условиях школы.
Здоровье является базовой потребностью человека. У детей оно формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, духовная жизнь в целом.
В воспитательной работе большое место занимает проблема сохранения здоровья учащихся. Это создание высокого уровня душевного комфорта, а для его формирования необходимы знания о законах развития организма, его взаимодействия с социальными факторами. Существующая система образования не учитывает главного при всей ее научности: конкретного человека, индивидуальных законов его развития. Домашнее воспитание не озадачивает себя проблемами воспитания здорового образа жизни, следовательно, школа должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Только в школе субъекты перестраивающего общества могут черпать духовные и физические силы, искать индивидуальные пути решения проблем становления личности. В условиях, когда человек, становится активной силой общества ему необходимо знать самого себя, чтобы своевременно предупредить заболевание, которое может привести к летальным исходам.
С обучающимися было проведено анкетирование с целью выявления отношения к табакокурению и причин курения. Данные опроса показали, что среди учеников СКК (9 человек)
Не курят – 8 учеников (89 %)
Курят редко — 1 ученик (11 %)
Пробовали — 3 ученика (33 %)
Все учащиеся знают о вреде курения, поддерживают антитабачную рекламу, относятся отрицательно к курению – 7 человек, мне все равно – ответили 2 человека. Основными способами борьбы с курением среди молодежи считают занятия спортом, посещение кружков.
Источник
План самообразования
учебно-методический материал по зож на тему
Индивидуальный план самообразовани: «Педагогические условия укрепления здоровья младших школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 34.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Филилал муниципального бюджетного общеобразовательнго учреждения
«Ямашурминская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»» — «Куркачинская начальная общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Тататрстан»
Индивидуальный план самообразования
Учителя начальных классов
«Педагогические условия укрепления здоровья младших школьников»
Творческая визитка учителя:
Образование: среднее специальное, 1985 год Арское педагогическое училище, по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы, присвоена квалификация учитель начальных классов, воспитатель».
Стаж педагогической работы (по специальности) 26 лет, в данной должности 26 лет, в данной организации 23 года.
Имею следующие награды: Почетная грамота отдела образования исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, 2006 год.
Сведения о повышении квалификации: ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Институт психологии и образования Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования с 16 февраля по 27 февраля 2015 года в объёме 72 часов по направлению « ФГОС НОО: формирование универсальных учебных действий в начальной школе», удостоверение о повышении квалификации рег. № УПК -20-009089.
Профессионально-педагогическое кредо: «Все дети являются одарёнными, в каждом ребёнке от природы заложен дар. Главная задача учителя — увидеть и раскрыть способности в каждом ученике»
Самообразовательная работа над темой:
«Педагогические условия укрепления здоровья младших школьников»
Цель программы: создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учеников.
1. Развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей.
2.Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни, стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.
3.Совершенствование санитарно-гигиенической, просветительской, консультативной, информационной работы с учащимися
4.Пропаганда среди обучающихся здорового образа жизни. Профилактика наркомании, алкоголизма, курения у школьников.
План самообразования разработан на 2012-2016 г. г.
и включает следующие этапы.
Выбор темы самообразования. Знакомство с педагогической, психологической, методической, периодической, философской , интернет — литературой по теме самообразования.
Знакомство с новыми педагогическими технологиями, способствующими формированию самооценки учащихся.
Уточняется гипотеза исследования.
Проводится констатирующий эксперимент. Анализируются результаты.
Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов по теме внедрения
Совершенствование знаний в области укрепления здоровья младших школьников
Проведение диагностического исследования по теме самообразования
Проведение диагностики уровня состояния здоровья младших школьников
Знакомство с новыми формами, методами и приёмами укрепления здоровья
Участие в работе школьного МО учителей начальных классов. Участие в заседаниях по теме «Здоровье».
Участие в работе районных МО учителей начальных классов.
Участие в работе педсоветов.
Организация работы с детьми с высокими показателями по спорту и участие на спортивных мероприятиях/олимпиадах
Проведение циклов классных часов, пропагандирующих здоровый образ жизни.
Для повышения мотивации к занятиям по сохранению и укреплению здоровья необходимо:
— использовать индивидуально дифференцированный подход во внеклассной работе, включать разнообразные виды деятельности, учитывая возрастные особенности детей;
-активизировать оздоровительную работу в 1-4 классах («Дни Здоровья», часы «Здоровья», подвижные перемены, подвижные игры на свежем воздухе);
— активизировать спортивно – массовую работу в 1-4 классах («Веселые старты», внутришкольные соревнования, военно-спортивные праздники, состязания, турниры, внешкольные соревнования, товарищеские встречи, показательные выступления лучших спортсменов);
— активизировать туристическую работу с учащимися (походы выходного дня, туристические экскурсии, пешеходные прогулки);
— регулярно привлекать учащихся 1-4 классов для занятий в спортивных секциях и кружках;
— широко использовать агитацию и пропаганду ЗОЖ;
— проводить профилактические беседы «О здоровом образе жизни»;
-беседы с родителями на темы сохранения и укрепления здоровья детей;
В результате формируются следующие виды УУД:
Действия и мероприятия
осознание себя как индивидуальности, и одновременно как члена общества
способность к самооценке своих действий, поступков
установка на здоровый образ жизни
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
договариваться и приходить к общему решению при организации игр в группах или парах
контролировать действия партнёра в парных упражнениях
брать ответственность за групповой результат
организовывать места занятий спортивными упражнениями и играми в процессе соглашения с учителем
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий
оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей
проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций
организовывать и проводить игры, утреннюю зарядку; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения заданий
Организация работы по укреплению здоровья младших школьников
Беседа по профилактике заболеваемости ОРВИ
Экскурсия «Звери, птицы, лес и я вместе дружная семья»
Проведение физкультминуток на уроках
Лекторий «О вреде курения»
Беседа «Правильный режим дня»
Классный час «Отношение к себе»
Эстафета «Весёлые старты»
Беседа «Основные способы закаливания»
Беседа «Спорт в моей жизни»
Классный час «Вредным привычкам НЕТ!»
Спортивная программа «Умей сказать Нет!»
Беседа «Моё питание»
Спортивная программа «Лыжный поход»
Классный час «Мой труд каждый день дома»
Спортивная программа «Мама, папа, я — спортивная семья
Классный час «Витамины в моей жизни»
Классный час «Путешествие по стране дорожных знаков»
За 4 года воспитанники научатся:
- отбирать и анализировать информацию из Интернета и других источников для укрепления здоровья;
- формировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- вести самоконтроль за своим образом жизни;
- анализировать свои поступки и практические дела по сохранению здоровья;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улицах, дорогах, в общественных местах;
- выполнять закаливающие процедуры;
- выполнять правила личной гигиены и готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- формировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- формировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
10. представлять о причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
11. планировать свою работу так, чтобы не навредить своему здоровью;
12 делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
13 иметь представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье.
Воспитанники получат возможность научиться:
— применять полученные знания на практике;
— формировать в себе полезные привычки, укрепляющие здоровье и гигиенические навыки;
— осуществлять проектную деятельность;
— выстраивать последовательность реализации собственной программы по сохранению и укреплению здоровья;
— прогнозировать конечный результат и корректировать ошибки;
— осуществлять пропаганду здорового образа жизни;
— формировать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.
— повышение уровня физического, психического здоровья учащихся;
— снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями;
— осознанное отношение детей, их родителей к состоянию здоровья, как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
— 100% охват учащихся школы горячим питанием в школьной столовой.
Тема самообразования мной выбрана не случайно, т.к. я считаю, что состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. В немалой степени неблагополучие здоровья школьников зависит от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья — самих учащихся, их родителей, педагогов.
В настоящее время в нормативных документах Министерства образования и науки и Министерства здравоохранения и социального развития России активно используется понятие «культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников.
Проблемы воспитания культуры здоровья разрабатываются в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги, такие как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский. В последние появилось много трудов, раскрывающих сущность и содержание валеологического воспитания школьников (И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова и др.).
Отмеченная тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер, наблюдается неблагоприятная динамика основных показателей здоровья учащихся по мере их обучения в школе. Так, по данным различных исследований, за последнее десятилетие здоровыми можно считать лишь от 5 до 25% школьников. В начальной школе здоровы 11—12% детей. Около 60% первоклассников имеют функциональные нарушения, 21, 4% — отставание биологического возраста от паспортного на 2 года, а 45% детей нейропсихологически не готовы к обучению и освоению программы. Низкий уровень здоровья приходящих в школу детей самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. В моем классе 12 обучающихся. Из них 1- в подготовительной группе здоровья. У некоторых (и у одних и тех же) отмечаются пропуски при заболеваниях ОРЗ и ОРВИ.
Я, как учитель начальных классов, против такого положения вещей, и стараюсь приложить максимум усилий для решения данной проблемы.
Оздоровительные процедуры и виды оздоровительных мероприятий, которые я применяю:
1. Гимнастика до учебных занятий.
2. Подвижные перемены.
Организовать двигательный режим школьников во время перемены помогают подвижные игры. Задачи проведения подвижных игр включают в себя:
организацию активного отдыха;
содействие физическому развитию;
повышению уровня физической подготовленности.
3. Дни здоровья и спорта.
4. Профилактические мероприятия.
3. Просветительская и консультационная работа с родителями.
Оздоровительная работа будет эффективной лишь при условии тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого складываются единые взгляды на оздоровительную работу и дети могут в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки.
С целью повышения роли родителей в профилактической работе проводится цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:
«Профилактика ОРЗ в домашних условиях»;
«Закаливающие процедуры дома»;
«Значение режимных моментов для здоровья ребенка»;
«О питании младшего школьника»;
«Вредные привычки у родителей и их влияние на здоровье детей»;
«Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка»;
«Как воспитать здорового ребенка».
Анкетирование родителей с целью дополнительной диагностики, выявления круга интересов, проблем, оценки работы.
Совместные мероприятия с детьми и родителями («Вместе с мамой веселей», совместные вечера отдыха).
Здоровьесберегающий подход проявляется в том, что учителю в первую очередь самому необходимо стремиться быть здоровым и показывать детям, в этом пример, выполняя в полную силу и со всей мерой серьезности все то, о чем он говорит детям и что с них требует: если это гимнастика, то учитель выполняет ее вместе с детьми на уровне своих возможностей; если это рефлексия, то учитель тоже рассказывает о своих наблюдениях за собой; если это практическая работа, то учитель принимает в ней полноценное участие и т.д.
Таким образом, хочется отметить следующее: воспитание культуры здоровья у сельских школьников будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- признание педагогическим коллективом школы приоритетным и значимым направлением своей деятельности здоровьесберегающую организацию образовательного процесса;
- создание в школе целостной системы воспитания культуры здоровья, в которой все ее компоненты (когнитивная, эмоционально-чувственная и деятельностная) направлены на воспитание ценностей, среди которых Здоровье занимает особое место;
- оптимальное сочетание методов положительного и отрицательного мотивирования на здоровый образ жизни;
- создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей пространственно-предметной среды;
- организация систематического мониторинга здоровья воспитанников и здоровьесберегающей работы в школе.
Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.
• Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Рязанова О.Л., Константинова Т.П.. Программа профилактики курения в школе. М., 2005.
• Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М., Финансы и политика, 2000.
• Синяков А.Ф. Секреты бодрости и здоровья. М., ЭКСМО, 1999.
• Соковня-Семенова И.И.Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М.,1997.С.18-25.
• Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Киев, 1972.
- Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Митькин А.С., Константинова Т.П., Тихомирова А.В., Огурцов П.П.. Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. М., 2005.
Источник