ЗОЖ_технологии в работе классного руководителя
методическая разработка на тему
В данном материале представлен опыт формирования ЗОЖ обучающихся в работе классного руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh.pptx | 670.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя Десять десятых нашего счастья зависит от здоровья А. Шопенгауэр http://aida.ucoz.ru
УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ – ЭТО ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ. . (В соответствии с Законом РФ «Об образовании») З доровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Министерства Здравоохранения, в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% — хронические заболевания.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Актуальность формирования ценности ЗОЖ биологическая сущность личности Социальные условия ее существования растущая потребность общества в активных, здоровых людях ухудшающимся здоровьем детей и подростков резкое снижение уровня здоровья населения страны, ставящая под сомнение существование нации противоречия
ЦЕЛИ: http://aida.ucoz.ru Развитие личности, способной заниматься самовоспитанием и самообразованием, найти свое место в жизни, реализовать свои возможности. Достижение этого целевого ориентира предполагает создание в школе условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
По современным представлениям в понятие » здоровый образ жизни » входят: Рациональная организация трудовой (учебной) деятельности Правильный режим труда и отдыха Рациональная организация свободного времени Оптимальный двигательный режим Рациональное питание Соблюдение правил личной гигиены, закаливание Соблюдение норм и правил психогигиены Сексуальная культура, рациональное планирование семьи Профилактика аутоагрессии Контроль за своим здоровьем
Факторы риска, определяющие здоровье семьи Сфера воздействия Значение для здоровья (%) Факторы риска Образ жизни 49 – 53% Курение, питание, алкоголь, стресс, неудовлетворительные условия для жизни, употребление наркотиков, лекарств, одиночество, непрочность семьи, низкий уровень культуры. Генетика, биология человека 18 – 22% Предрасположенность к наследственным заболеваниям, к дегенеративным заболеваниям. Внешняя среда, экология 17 – 20% Загрязнения, погода, космос. Здравоохранение 8 – 10% Низкий уровень профилактики мед. помощи.
Что же может школа?
Что же может школа?
Модель формирования мотивов ЗОЖ у школьников Целевой компонент — формирование ответственного отношений к ЗОЖ на основе самосознания ценности формирования положительной, -в том числе самоопределение в сфере ЗОЖ, отношение к здоровью как к ценности Деятельностный компонент – опыт овладения здоровым образом жизни, проявление потребности в сохранении и укреплении здоровья; результативный компонент – целостное представление и ответственное отношение к здоровому образу жизни, опыт овладения его средствами .
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголь, наркотики); рациональное питание; оптимальный двигательный режим; закаливание организма; личная гигиена; положительные эмоции.
Работа классных руководителей Направления работы: Главное направление – профилактика вредных привычек (табакокурение, алкоголизм, наркомания). Второе направление – профилактика детского травматизма. Формы и методы работы: Тематические классные часы, беседы, лекции; Конкурсы газет, рисунков, сочинений; Внеклассные мероприятия, соревнования; Просмотр фильмов о влиянии вредных привычек на здоровье; Работа с родителями; Оформление уголков по профилактике ДТП, ППБ и т.п.
Тематика классных часов по вопросам формирования ЗОЖ Цикл бесед «Гигиена школьника», «Чтобы зубы не болели», «Беречь глаз, как алмаз», «О хороших привычках», «Умеем отдыхать», «Загадки доктора Айболита», «Ты и телевизор», «Твой режим дня», «Не видать грязнулям счастья», «Как уберечь себя от беды»,
Тематика классных часов по вопросам ЗОЖ в 8-9 классах. «Зависимость здоровья человека от окружающей среды», «Вредные привычки и здоровье человека», «Гармония тела и духа», «Умение управлять собой», «Крик о помощи», «Прощайте, наркотики!», «Исцели себя сам», «Сделан правильный выбор» «Разговор начистоту», Акция «Внимание, СПИД!», «Не оборви свою песню!»
Физкультурно-оздоровительная деятельность Большую работу в нашей школе по укреплению здоровья обучающихся ведут учителя физической культуры. Уже стали традиционными «Дни здоровья», спортивные праздники, соревнования между командами по баскетболу, волейболу, футболу, легкой атлетике, лыжным гонкам.
ВЫВОД Если классный руководитель, организуя деятельность обучающихся, поможет ребенку пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в классе — тогда ребенок будет открыт и подготовлен к дальнейшей самостоятельной жизни.
Источник
Выступление на МО классных руководителей «Здоровье- дело не только личное»
учебно-методический материал на тему
Выступление на методическом объединении классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mo_kl.ruk_zdorove_delo_ne_tolko_lichnoe.docx | 45.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»
Выступление на методическом объединении
«Здоровье – дело не только личное»
Подготовила учитель начальных классов
Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто.
Как безжалостно порой человек относится к своему организму, загружая его стрессами, неумеренным питанием, чрезмерными нагрузками. С ранних лет нам твердят о том, что тело – это помощник человека в обеспечении его самого материальными благами. Тело нужно тренировать, загружать работой, учить выполнять максимально возможное количество движений, помогающих в достижении цели. И редко-редко, когда среди этих авангардных призывов звучало понятие “любить своё тело, быть с ним в содружестве, помогать ему в сохранении здоровья и молодости”. Чтобы что-то любить, надо это знать.
Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 “Закона об образовании”.
Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевают обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детских коллективов резко снизился.
Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемых внутри школьных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения и т.д.
Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке.
Приведение этих условий в соответствии с санитарными нормами и правилами абсолютно необходимо. Однако педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только созданием экологической комфортности образовательной среды. Непременным условием также является обеспечение определённого уровня валеологической грамотности обучающихся, формирующей культуру здоровья и здорового образа жизни.
Но, пожалуй, основным источником психологического, психического, а затем и физического здоровья детей является применение личностно-ориентированного, индивидуального подхода к обучению школьников.
А что такое ЗОЖ?
Здоровый образ жизни и его принципы.
Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы.
Образ жизни должен меняться с возрастом, он должен быть обеспечен энергетически, предполагать укрепление здоровья, иметь свой распорядок и ритм.
В биологических принципах ЗОЖ необходимо отметить: питание, солнечный свет, тепло, двигательная активность, уединение и даже игры (преимущественно в детстве).
Но человек велик и разумен. Он живет в обществе (в социуме) и для его образа жизни недостаточно одних биологических принципов.
К социальным принципам здорового образа жизни относятся:
- эстетичность;
- нравственность;
- присутствие волевого начала;
- способность к самоограничению.
Эстетика (от греческого чувствующий, чувственный) – это наука о прекрасном.
Эстетическое воспитание – это высшая форма человеческого воспитания, в основе которого лежит искусство, понятие о красоте.
Нравственность – это особая форма индивидуального сознания, определяющая принципы межличностных отношений, один из основных способов регулирования действия человека в обществе.
Присутствие волевого начала и способность к самоограничению говорят сами за себ я.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
По современным представлениям в ЗОЖ входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркотики);
- рациональное питание;
- оптимальный двигательный режим;
- закаливание организма;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Школа должна способствовать воспитанию привычек, а затем и потребности в здоровом образе жизни
Воспитание культуры поведения:
- Гигиена тела;
- Культура питания;
- Культура общения;
- Воспитание нравственности;
- Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.
Физическая культура и спорт:
- Физкультурные досуги и развлечения
- Дни здоровья;
- Занятия в спортивных секциях;
- Участие в спартакиадах и соревнованиях, знакомство с малоизвестными видами спорта;
- Встречи со спортсменами.
Работа с родителями:
- Совместная систематическая работу ОУ и семьи;
- Физкультурные праздники “Папа, мама, я – спортивная семья!”;
- Родительские собрания, беседы, лекции;
- Дни открытых дверей, полная информация о развитии ребёнка;
- Консультационная служба (помощь специалистов: психолога, инструктора по физической культуре, педагога).
Лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия:
- Комплексное закаливание;
- Лечебная физкультура;
- Укрепляющая фитотерапия;
- Контроль часто болеющих детей;
I. Обучение детей.
1. Через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ):
- Профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), самомассаж;
- Простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);
- Привитие детям элементарных навыков (например: мытьё рук, использование носового платка при чихании, кашле и т.д.).
- 2. Через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития:
- Физкультминутки во время занятий;
- Проветривание и влажная уборка помещений;
- Аромотерапия, витаминотерапия;
- Функциональная музыка;
- Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.
3. Специально организованная двигательная активность ребёнка: занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, “тропа здоровья”, своевременное развитие основ двигательных навыков и др.
4. Реабилитационные мероприятия, проводимые после проведённой диагностики состояния физического и психологического здоровья детей. Массовые оздоровительные мероприятия: спортивные оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии.
III. Работа с педколлективом: обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения:
- поиск новых форм и структур;
- Осознание того, что уровень здоровья ребёнка за время его пребывания в школьном учреждении – это основной показатель деятельности учителя, школьного учреждения; Высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры;
- Творческого совершенствования, знание основ здоровья, ЗОЖ;
- Знание основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях;
- Владение методической культурой, навыками и умениями прогнозирования результатов собственной деятельности;
- Способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности;
- Здоровье самого учителя.
- Здоров ли наш учитель? Исследования специалистов подтверждают, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Для учителей со стажем работы в школе 15 – 20 лет характерны “педагогические кризы”, “истощение”, “сгорание”. У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.
Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина и шея. Посмотрите, как часто нахмурены брови, озабочены лица коллег. Мы – это уже не мы, мы полностью вошли в роль учителя. Учитель – напряжение. А если попробовать не надевать привычную маску, попробовать остаться собой – отдыхающим, собой – любующимся природой? И, поймав себя вновь на напряжении, вернуться в выбранное, оптимальное для вас состояние.
Теперь давайте попробуем вернуть себе улыбку! У улыбки много чудесных свойств, это доказывают серьёзные научные исследования психологов, физиологов. Во-первых, она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно. Во-вторых, улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников. В-третьих, заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.
Закажите своему компьютеру-памяти радость, удовлетворение, сознательно возвращайтесь к этому состоянию в минуты раздражения и усталости.
Пропишите себе рецепт оздоровления (мы ведь лукавим, говоря, что не знаем правил здорового образа жизни и путей избавления!). И вновь – творите! К примеру, сделав утром зарядку, похвалите себя.
Вы не работаете в этот момент, вы отдыхаете. Вы не инструкции выполняете, вы живёте.
- Отбор детей в оздоровительные группы;
- Профилактические прививки;
- Профилактика близорукости у детей – гимнастика для глаз;
- Соблюдение мероприятий по улучшению адаптационного периода у первоклассников;
- Строгое соблюдение норм санпина;
- Летняя оздоровительная компания (под девизом: “Если праздник, то спортивный; если отдых, то активный”);
- Группа здоровья для самих сотрудников школы и родителей учеников;
- Витаминизация. (В нашей школе дети с удовольствием пьют витаминизированные кисели.)
ВЫВОД: педагогике оздоровления присущ ряд отличительных черт:
- В её основе лежат представления о здоровом ребёнке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.
- Здоровый ребёнок и учитель рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
- Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
- Ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.
Здоровый образ жизни, под которым подразумевается, с одной стороны, формирование знаний о средствах и методах диагностики, сохранения и укрепления здоровья, с другой – организация здорового образа жизни (репродуктивной и воспитывающей среды) как отдельного индивидуума, так и общества в целом.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.
Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа:
“Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.
Источник