Меню

Технология социального здоровья дошкольника

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка как вид здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников-

актуальная тема для разговора во все времена. Это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.

Одним из видов здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании являются технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка . – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий — обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

Библиотерапия в детском саду

Библиотерапия предполагает психокоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации их психического состояния. От обычного чтения библиотерапия отличается своей направленностью на те или иные состояния, свойства личности. При чтении произведений с целью профилактики и коррекции личностных нарушений у детей используем разные книжные жанры и стили (рассказы, стихи, сказки, пословицы, поговорки) с учётом: Степени доступности изложения, которая зависит от понимания текста и уровня речевого развития детей; Сходства ситуаций в книге с ситуациями, в которых находится ребёнок;

Библиотерапия появилась много лет назад. При входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса второго висела табличка «Лекарство для души» Так ещё в далёкие времена понимали значение книги. Любая хорошая книга несёт в себе терапевтический заряд. Библиотерапия не столько лечение сколько профилактика психологических и нравственных «болезней», предупреждение деструктивного поведения, формирование терпимости, милосердия и душевной теплоты. Библиотерапия служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Влияние библиотерапии на нравственное воспитание дошкольников многогранно. Художественные произведения привлекают ребёнка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребёнка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.

Знакомство детей с художественной литературой можно начать с миниатюр народного творчества: потешек, песенок, прибауток.

В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту принесла», «Солнышко-вёдрышко»), действуют животные (кисонька — мурысонька, курочка — рябушечка, сорока — белобока). Описание их не только поэтично, но и образно: кисонька – мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички. И т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д. Приобщая детей к литературе, необходимо стараться подбирать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества. Честности, правдивости, уважения к труду взрослых. Ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю.

Читайте также:  Давир активатор здоровья промед

Применение библиотерапии возможно в образовательной детской деятельности.

Занятие в ДОУ по технологии библиотерапия состоит из двух частей:

Занятие начинается с прихода литературного героя. На разных занятиях он приходит из разных книжек: для детей раннего возраста. Он созывает, помогает привлечь внимание детей, переключить с одного вида деятельности на другой. Настраивает детей на работу.

Пример: А сейчас посмотрели на наши пальчики. Они превращаются в ушки зайчиков, опускаем их вниз, получаются ножки. Пальчиками- ножками будем сегодня ходить по книжке о зверюшках. Прогулка по книжке это еще и просмотр книжных иллюстраций. Остановка на одной странице. Пальчики-ножки топчутся, а глазки рассматривают. Пальчики не выдерживают и показывают все что увидели глазки. Рассматривание страниц книги происходит под сопровождение музыки. Все это сопровождается звукоподражанием, движениями.

2 часть. Тот образ, который создали дети, слушая и рассматривая книгу, изображая литературных героев, двигаясь., они воплощают в рисунке.

1, 2, 3, 4, 5, Будем сказку рисовать? Детям предлагается пройти за столы, на которых разложено все как у настоящих художников. Воспитатель общается с детьми, задавая вопросы, направляющие их к размышлению над тем, как нарисовать тот или иной персонаж или предмет: «На что похоже? » «Какого цвета? » «В чем отличие? » «В чем сходство» «Какое настроение? »

Роль педагога — быть путеводителем. Метод которым пользуется педагог- это одобрение, похвала, только позитивная оценка. Главное вдохновить. Каждому кто работает с детьми, известно, что готовый сценарий – это лишь материал, в который необходимо вдохнуть свою любовь и внести свое видение. Поэтому любой сценарий может быть изменен в соответствии с конкретными условиями, применительно к конкретным детям, может сокращен или разделен на два занятия (насыщенность материала вполне позволяет это сделать) Для детей 3-4 лет темы условно сгруппированы на: волшебные существа, зверюшки и птички, игрушки, время суток, времена года. Такая деятельность с малышами постепенно прививает любовь к родному языку и художественному слову, интерес к книге.

Источник

Технология сбережения социального здоровья детей

Эльвира Аюпова
Технология сбережения социального здоровья детей

Здоровый образ жизни — это современный подход и отношение к своему здоровью, здоровью родных и близких, это стиль жизни, когда адекватное поведение поможет принять правильное решение в тех случаях, когда человек окажется в неожиданной ситуации на улице или дома. Особенно важно знать и владеть правилами здорового образа жизни подрастающему поколению. И чем раньше ребенок начнет изучать и применять эти правила, тем больше будет у него шансов вырасти здоровым, целеустремленном и счастливым человеком. Поэтому главной педагогической задачей в настоящее время является не только привитие детям здорового образа жизни, но развитие у них самостоятельности и ответственности по отношению к себе и окружающим людям в плане сохранения здоровья.

Читайте также:  Здоровье это состояние человека характеризующееся

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

-приобщение детей к физической культуре

-использование развивающих форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей.

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий: 1. Медико – профилактические;

2. Физкультурно – оздоровительные;

3. Технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка;

4. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

5. Технологии просвещения родителей.

Медико-профилактические технологии – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания.

Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья детей: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей ребенку самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Ведущий принцип таких технологий- учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе.

Используют технологиипо следующим направлениям:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж.

Читайте также:  Как здоровье актера леонова гладышева

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика.

Перечислим некоторые из них:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг – не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

• самостоятельная деятельность детей

• утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)

• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами

• физкультурные прогулки (в парк, на стадион)

оздоровительные процедуры в водной среде

Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место. Привычка к здоровому образу жизни-это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей к работе по укреплению здоровья детей. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче, и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Источник

Adblock
detector